Нормативный акт как источник права

Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Нормативному правовому акту присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок-принятия и опубликования.

Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами. Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от исполнения. Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного акта. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируют по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавших их органов в механизме государства, а также характером самих актов. В связи с этим различают Конституцию и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

Понятие и виды законов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов. В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стали признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них. Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может аннулировать или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерны особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Роль закона как акта, который имеет приоритетное значение в правовой системе государства и служит основой для всех других правовых актов, в современных цивилизованных государствах неизмеримо возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что позволяет с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения.

В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью. В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, ее права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые др.

Нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного органа государственной власти (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определенный вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законодательные и подзаконные акты.

К законодательным актам относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы. На территории субъектов Российской Федерации действуют и законы субъектов Российской Федерации.

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке законодательным органом государственной власти (федеральным и субъекта РФ) и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

По юридической силе и предназначению законы делятся:

  • а) на федеральные конституционные законы. Они закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства;
  • б) федеральные законы. Они принимаются во исполнение Конституции РФ и федеральных конституционных законов и регулируют наиболее значимые общественные отношения (вопросы экономической деятельности, образования, охраны здоровья и др.). Среди них выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные;
  • в) законы субъектов Российской Федерации. Принимаются только по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определенным в ст. 72 Конституции РФ.

Подзаконный нормативный правовой акт принимается органами государственной власти в пределах установленной компетенции на основании и во исполнение законов.

К федеральным подзаконным актам относятся:

  • — указы (распоряжения) Президента РФ, содержащие нормы права (например, Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; от 27 июня 2012 г. № 906 «О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации» и др.);
  • — постановления (распоряжения) Правительства РФ (к примеру, постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика”»; от 4 сентября 2015 г. № 935 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» и др.);
  • — нормативные правовые акты (приказы, инструкции, положения и т.п.) федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов (см. приказ Минтранса России № 15, Минфина России № 9н от 30 января 2009 г. «Об утверждении формы и порядка составления отчетности по использованию, средств федерального бюджета на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения»; приказ Минфина России от 27 октября 2015 г. № 407 «О нормативах формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и др.). Они действуют на всей территории РФ.

Следует выделить также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые действуют только на территории определенного субъекта РФ. К ним относятся: конституции (уставы) субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На территории муниципальных образований действуют уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Действующие законодательные и подзаконные акты образуют систему законодательства.

Высшей юридической силой на территории РФ обладает Конституция РФ.

Конституция РФ представляет собой единый, обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, посредством которого народ: 1) учреждает основные принципы устройства общества и государства; 2) определяет субъекта государственной власти; 3) механизм ее осуществления; 4) закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме

Признаки нормативных правовых актов

  • нормативный характер

  • это правовой акт

  • является результатом правотворчества

  • общеобязательность

  • оформление в виде официального документа

  • определённый порядок группировки правовых норм.

Законы и подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Право

УДК 340.13

Особенности нормативно-правового акта как источника российского права

Лысенко В.А.

Кандидат юридических наук, доцент,

заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

Крамской И.С.

Кандидат юридических наук, заместитель начальника учебного отдела Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

х

Рязанова Н.А.

Кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

В статье рассмотрены научные исследования и юридическая практика, посвященная анализу общих признаков, характеризующих нормативно-правовой акт, а также отграничивающих его от других сходных правовых явлений.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, источник права, закон, признаки.

В российской правовой системе в течение длительного периода нормативно-правовой акт являлся основным, если не единственным, источником права и на сегодняшний день играет ведущую роль в регулировании общественных отношений. Это определяет внимание к изучению понятия «нормативно-правовой акт» и его признаков (особенностей). Если обратиться к анализу научных исследований и юридической практике по данной проблеме, то можно констатировать, что на сегодняшний день не сложилось единого подхода к определению исследуемой категории и ее содержания.

Раскрытие понятия «нормативно-правовой акт» требует описания общих признаков, характеризующих обозначаемые им акты, и признаков, отграничивающих их от множества иных сходных явлений, 204

определения совокупности предметов, в отношении которых используется указанный термин .

В юридической литературе в качестве признаков, характеризующих нормативно-правовой акт,

чаще всего выделяют следующие свойства: письменная форма объективизации, принятие уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления), официальный, государственно-волевой характер и содержание, юридическая сила, иерархизированность, дифференцироваванность, систематизированность, особый порядок принятия, наличие установленных формы и структуры, обеспечение принудительной силой государства, нормативность, общеобязательность, многократность применения, неперсонифи-цированность, установление, изменение или отмена

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Право

правовых норм, действие во времени, пространстве и по кругу лиц и др.

Сходной позиции придерживаются:

Л.А. Морозова считает, что нормативным правовым актам присущи следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов .

С.В. Бошно выделяет следующие признаки: волевое содержание; официальный характер; вхождение в единую систему; нормативность; письменный документ; принимается по специальной процедуре; принимается компетентными органами; регулирует общественные отношения; гарантируется принудительной силой государства .

В течение длительного периода ученые исследовали колоссальное число признаков и свойств нормативного правового акта. Мы обратим внимание на те, которые являются наиболее значимыми и актуальными в современный период.

Большинство авторов указывают на официальный, государственный характер нормативно-правовых актов. Под официальным, государственным характером нормативно-правового акта в юридической литературе понимается прямая и непосредственная его связь с государством, посредством закрепления его воли. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер .

В законе указывается, что официальный характер могут иметь не только нормативно-правовые акты, но и иные правовые акты. Главное отличие нормативно-правового акта в том, что он всегда имеет официальный характер .

Следует обратить внимание на вопрос о том, чью волю отражает и чьим интересам служит нормативно-правовой акт, так как именно он является спорным. Спектр мнений по данной проблеме — разнообразный. От утверждения, что акт отражает волю лиц, непосредственно принимавших участие в его создании, до признания его отражением всеобщего интереса, воли народа . При этом замечают, что степень проявления воли народа в различных нормативно-правовых актах неодинакова. Всякий нормативно-правовой акт по своей сущности должен отражать сбалансированную волю общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необхо-

димое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Все зависит от специфики общественных отношений, в одних может превалировать социальный или государственный, в других — личный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования. Поэтому волевой источник юридической силы нормативно-правового акта заключается не столько в принудительной его реализации и полномочиях правотворческого органа, а прежде всего в согласовании, координировании воль субъектов права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C.B. Бошно усматривает проявление официального характера нормативно-правового акта в его официальном опубликовании. Хотя размещение текста акта в официальном издании еще не делает его официальным. Поэтому справедлив вывод о том, что именно официальный характер нормативно-правового акта обусловливает необходимость его опубликования, а не наоборот.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, какие именно органы могут быть управомочены на издание (принятие) нормативно-правовых актов. Следует заметить единство мнения по данному вопросу, где в качестве таких субъектов называют прежде всего органы государственной власти. Важность вопроса состоит в том, кто еще помимо указанных субъектов может принимать нормативно-правовые акты. В большинстве случаев употребляется формулировка, согласно которой нормативно-правовые акты принимаются уполномоченными субъектами . Хотя именно установление видов уполномоченных субъектов играет весомую роль для определения понятия нормативно-правового акта. Потому что именно от субъектов правотворчества зависит и юридическая сила нормативно-правовых актов. Т.В. Кашанина выделяет правотворчество народа, государственных органов, корпоративное правотворчество .

В других случаях признается, что нормативноправовые акты принимаются государственными органами, органами местного самоуправления, а также общественными органами или организациями с предварительной или последующей санкции государственных органов или же от имени органа, организации или государства . В ст. 4 проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» указываются следующие субъекты правотворчества: граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Организации, созданные, в соответствии с федеральными законами,

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Право

в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации, вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере .

Как мы видим, в большинстве случаев в качестве уполномоченных субъектов называются народ, органы государственной власти, должностные лица, органы местного самоуправления, организации, созданные в соответствии с федеральными законами. Хотя и здесь следует оговориться относительно того, что не все государственные органы и должностные лица наделены правом принимать нормативно-правовые акты. Такое право должно быть четко определено в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе или подзаконном акте.

Например, таким правом (на принятие нормативно-правовых актов) не обладают органы судебной власти. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например, акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Поэтому полномочия высших судов по разъяснению действующего законодательства нельзя относить к правотворческой деятельности, так как принимаемые ими акты обладают специфической сущностью, что не позволяет их отнести к нормативно-правовым.

В большинстве случаев фундаментальное свойство, через которое рассматривается данная юридическая форма, это — нормативность. Нормативно-правовой акт должен непременно содержать юридические нормы, обязательные для неопределенного числа лиц (неперсонифицированные), рассчитанные на многократное применение.

В.М. Сырых указывает, что правовая норма обладает нормативностью, характеризующей «юридические свойства нормы, ее способность выступать регулятором общественных отношений. Нормативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки общественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут использоваться в качестве регулятора общественных отношений» .

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Подчеркивается его феноменальная, неоспоримая законность и защита со стороны государства. Что же такое нормативность? Это свойство является основным для права 206

в целом, т.к. именно через него осуществляется социальная ценность права, реализуются его регулятивные особенности. Нормативность показывает всеобщность содержания и воздействия акта, который фиксирует порядок отношений, действующих непрерывно.

Один и тот же нормативный акт может включать как нормативные предписания, так и положения ненормативного характера. Возникает вопрос, к какому виду правовых актов надлежит отнести такие акты. К нормативно-правовым актам следует отнести все документы, содержащие юридические нормы, независимо от числа данных норм.

Для выявления характерных черт нормативного правового акта большой смысл имеет его документарная форма. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник, и как форма права, и как акт-документ . Если попробовать систематизировать мнения ученых по этому вопросу, то следует выделить узкий и широкий подходы. Узкий подход к уяснению и определению юридической техники можно назвать документальным. Его придерживаются наши светила в сфере юридической техники, такие как С.С. Алексеев и А.Ф. Черданцев. С.С. Алексеев указывает, что юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов . Аналогичного мнения придерживается А.Ф. Черданцев, который считает, что юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета . Широкий подход еще именуют деятельностным, его поддерживают большинство юристов. Наиболее содержательно это понятие раскрывает В.И. Червонюк, по его мнению, юридическая техника есть применение апробированных практикой научно обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права в сознание, поведение и деятельность отдельного вида и социальных общностей . Из этого определения видно, что В.И. Червонюк идентифицирует юридическую технику с правовым регулированием.

В самом деле, особенная юридическая природа и назначение нормативных правовых актов вызывают необходимость четкого определения формы документа. В юридической науке принято выделять внешнюю и внутреннюю форму нормативного правового акта. Внешняя форма предназначается для аутентификации нормативно-правового акта, которая позволяет отличать его от других правовых актов. Такие опознавательные признаки называются реквизитами нормативного акта. Внутренняя форма, т.е структурализация, которая предполагает рас-

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Право

пределение нормативного материала в установленном порядке, его логическую градацию. Речь идет о структурном, нормативном, системном построении и отраслевой типизации.

Правовой акт-документ предполагает письменную форму, это — своеобразное текстовое произведение, созданное с соблюдением требований к таким актам, обычно имеющее особую структуру и реквизиты.

Таким образом, нормативный правовой акт — это документ, выраженный в письменной форме, обладающий внутренней структурой, четко отвечающий правилам юридической техники. Его отличает употребление специальных терминов, наличие определённых реквизитов (вид, дата, номер, наименование, и т.п.).

Все нормативные акты должны быть иерархизи-рованы и дифференцированы, так как государственный механизм располагает разветвленной системой органов с установленными правотворческими полномочиями и существенным объемом иных функций, которые осуществляются с помощью издания правовых актов.

Нормативно-правовой акт является элементом целостной системы, с помощью которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений, исходя из приоритетов и задач государства и общества на конкретном историческом этапе его развития. Иерархическое построение представляет не столько признак отдельного акта, сколько характеризует систему актов. Тем не менее этот признак представляется существенным, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут реализовывать стоящие перед ними задачи. Н.М. Марченко считает, что сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности . Исходя из иерархичности, может проводиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать. Все нормативные правовые акты обладают юридической силой и их юридическая сила различна. Но существует общее правило, согласно которому нормативные акты, имеющие меньшую юридическую силу, должны, соответствовать нормативным актам большей юридической силы и не должны им противоречить. Поэтому юридическая сила показывает уровень подчиненности данного акта другим нормативным актам и устанавливает его роль и место в иерархии нормативных правовых актов.

Верной является точка зрения, согласно которой юридическая сила нормативного правового акта определяется не только компетенцией органа, его издавшего. Например, федеральные конституци-

онные законы основываются на Конституции Российской Федерации и не могут ей противоречить. Рассматривая вопрос об иерархии форм права, В.А. Толстик выделяет семь факторов, которыми доказывается юридическая сила форм права: степень непосредственности выражения воли народа, степень общности (абстрактности) норм права, значимость регулируемых общественных отношений, кодифицированный характер акта, делегирование нормотворческих полномочий, надведомственный характер компетенции, совместное нормотворчество . Нормативный правовой акт, принимаемый в порядке референдума, должен иметь большую юридическую силу чем нормативный акт, принятый законодательным органом того же уровня (федерального, регионального, муниципального). Вышестоящие нормативно-правовые акты должны включать более фундаментальные, социально-значимые нормы, чем нижестоящие.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. Таким образом, иерархическое построение системы в большей степени характерно для совокупности нормативно-правовых актов, чем для иных источников права.

Нормативный правовой акт регулирует общественные отношения. Правовое регулирование — сложное и тонкое дело. В нем используются многообразные способы, методы, приемы. Это достигается путем установления запретов, возложения обязанностей и предоставления возможностей. Для характеристики нормативных правовых актов значимы адресаты их предписаний, так как их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между индивидами и их коллективами. Поэтому правовое регулирование основывается на системе юридических норм, в которых закрепляется модель желаемого общественного порядка, т.е. с помощью правового регулирования отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, имеющую изначально государственновластный характер.

Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования должны входить те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил, эти отношения требуют соблюдения правил, обя-

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право

зательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

С учетом сказанного можно сформулировать определение нормативного правового акта — это официальный документ, принятый (изданный) в установленном законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках его компетенции, содержащий нормы права, т.е. неперсонифицированные правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное использование, направленные на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия. Ему присущи следующие признаки: официальный характер, волевое содержание, иерархичность, нормативность, принятие (издание) уполномоченным субъектом в рамках определенной процедуры, объективируется в установленной законом форме и имеет определенную структуру, регулирует общественные отношения, гарантируется принудительной силой государства.

Таким образом, понятие и признаки нормативного правового акта находятся в постоянном развитии. Сохраняются коренные признаки исследуемого феномена, например, его непосредственная связь с государством. Все это указывает на необходимость создания новых доктринальных подходов к нормативным актам. Для достижения этого результата существует острая необходимость в принятии Федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации, регламентирующего систему нормативных правовых актов и правотворческий процесс.

Литература:

1. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учеб. -М.: Норма, 2011. — 496 с.

2. Морозова Л.А.Теория государства и права: учеб.

— М.: «Юристъ», 2002. — 414 с.

5. Джоусе-Иванина М. Нормативно-правовой акт в системе источников российского права: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2010. — 182 с.

6. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т. 2. Право / Автор-составитель М.Н. Марченко.

— М.: ОАО «Издательский дом», 2004. — 640 с.

7. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учеб.-практ. пособие. — М.: Юринформ-центр, 1999. — 381 с.

8. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. -URL: http://regulation.gov.ru

9. Сырых В.М. Теория государства и права. — М.: Юстицинформ, 2000. — 592 с.

10. Алексеев С.С. Общая теория права. — М.: Проспект, 2009. — 576 с.

11.Черданцев А. Ф.Теория государства и права: учеб. — М.: Юрайт, 1999. — 429 с.

13. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т. 2. Право / Автор-составитель М.Н. Марченко.

— М.: ОАО «Издательский дом», 2004. — 640 с.

14. Толстик В.А. Иерархия источников российского права. — Н. Новгород: Общество Интелсервис, 2002. — 215 с.

Particularities of Regulatory Legal Act as a Source of Russian Law

Добавить комментарий