Нормативный договор как источник права

Нормативно-правовой договор (договорное право)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР (ДОГОВОРНОЕ ПРАВО) — соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы. Договорное право является приоритетным источником права в международном публичном праве и ряде отраслей национальных систем права — конституционном, трудовом, международном частном праве.

Отношение к договору как к источнику права складывается в эпоху античности. Уже тогда римские юристы согласие (konsensus) народа считали универсальным правообразующим фактором. В этом смысле к договору они сводили и закон, и обычное право. Такой подход и понимание форм, источников правообразования свойственен был республиканскому периоду древнеримской истории. В последующем эта позиция, усиленная доктриной естественного права, была воспринята западноевропейской юриспруденцией. Однако данный подход скорее имел теоретическое, а не практическое значение. Кроме того, утверждение методологии юридического позитивизма автоматически означало исключение нормативного договора из числа источников права (поскольку монополией на производство права в таком понимании признавалось исключительно государство). Централизация правотворчества и договорное правотворчество — несовместимы. Такой подход длительное время господствовал и в отечественном правоведении.

Отнесение нормативного договора к источникам права объясняется главным образом объективно происходящей децентрализацией правового регулирования, которая присуща всем без исключения развитым правовым системам современности. В той или иной пропорции нормативный договор присутствует в каждой из таких правовых систем и его значение в перспективе неизменно будет возрастать (по мере того как национальное право все более будет становиться «мягким»).

С позиции общей теории права нормативно-правовой договор представляет собой соглашение между субъектами права, призванное урегулировать их отношения путем создания (учреждения) взаимных прав и обязанностей; это такой договор (соглашение), который содержит нормы права. Поскольку нормативный договор есть результат оформления (выражения) согласованных волеизъявлений субъектов правотворчества, есть вид, форма правотворчества (договорное правотворчество), его можно определить как договорный правотворческий (правообразующий) акт, устанавливающий правовые нормы. Нормативный договор с этой точки зрения есть такое соглашение взаимодействующих сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Соответственно, особенности (признаки) нормативных договоров в том, что они: производны от закона, основываются на нем и призваны выполнять правовосполнительную функцию (т.е. дополняя и конкретизируя действующее законодательство); представляют собой правотворческий акт, содержанием которого являются сформулированные сторонами договора их взаимные права, обязанности и ответственность; призваны, прежде всего, обеспечивать публичные, общие интересы, их цель — достижение общего блага (тем самым они отличаются от договоров индивидуальных, распространенных в частном праве); содержат нормы общего (нормативного) значения, им в полной мере присуще свойство нормативности (в силу чего они адресованы неопределенно большому кругу адресатов, рассчитаны на длительное действие и многократное применение); договорные нормы (договоры, соглашения) обладают меньшей юридической силой по отношению к нормам законодательства; одной из обязательных сторон нормативного договора выступает государственный орган. И чем более высокое значение он занимает в иерархии государственных структур, тем более высокой юридической силой обладает договорный правотворческий акт;

Договорное право является приоритетным источником права в международном публичном праве и в ряде национальных систем права — конституционном, трудовом, международном частном праве. Наиболее широкое распространение в отечественной практике получили конституционные договоры (Федеративный договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, заключённый 31 марта 1992 г.) и конституционные соглашения (двусторонние или многосторонние нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ либо соглашения между субъектами Федерации, заключаемые по поводу делегирования полномочий). Примечательно то, что конституционные договоры помимо конституционно-правовых устанавливают нормы финансового (бюджетного), налогового, природоресурного, таможенного права.

В трудовом праве различают, два вида нормативных договоров: коллективные договоры (акт, регулирующий трудовые отношения между работодателями и работниками), заключаемые в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», и коллективные соглашения — правовой акт, в котором содержатся обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Нормативный договор — соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности, имеющие нормативный характер.

Нормативный договор отличается от других источников права тем, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением относительно самостоятельных правотворческих субъектов.

Вместе с тем, виды таких договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение, предусматриваются законом, и только в этом случае они имеют юридическую силу.

По критерию действия в пространстве нормативные договоры подразделяются на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Конституция России устанавливает следующие виды внутригосударственных нормативных договоров:

-Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации) от 31 марта 1992 г.;

-договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). В период с 1993 по 1999 гг. был заключен ряд подобных договоров (например, с органами государственной власти Башкортостана, Татарстана, Ингушетии), противоречивших по своему содержанию Конституции РФ и федеральному законодательству, в то время, как и Федеративный договор, и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий должны соответствовать Конституции Российской Федерации,илюбое ограничение или разделение ими суверенитета Российской Федерации исключается. На данный момент они юридически или фактически прекратили свое действие.

-договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 г. о распределении осуществления полномочий в сочетании с распределением доходов и расходов бюджетов соответствующих субъектов Федерации) и др.

Нормативные договоры широко используются, например, в трудовом праве. Наиболее распространенным его видом являются коллективные договоры, регулирующие трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в организации, между работодателем и профсоюзами.

Различные договоры заключаются в управленческой сфере между федеральными министерствами, федеральными службами и агентствами и исполнительными органами субъектов Федерации о сотрудничестве, соглашения о программах совместной деятельности, договоры о делегировании полномочий и т.д.

Второй вид нормативных договоров — международный договор Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлено иное положение, чем в законе, то применяется международный договор.

В целом, для международного договора, как, впрочем, и для другой группы международных источников права (общепризнанных принципов и норм международного права), характерно то, что их «творит» не одно определенное государство в лице своих органов или граждан, они не являются продуктом какой-либо национальной правовой системы, а появляются в результате совместной деятельности различных государств. В них выражена коллективная воля народов этих государств, выступающих субъектами международного права.

Согласно ст. 2 ФЗ»О международных договорах Российской Федерации», международный договор Российской Федерации – это «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Виды международных договоров зависят от типа регулируемых в них отношений и конкретных обстоятельств его заключения. Известны такие его виды, как договор, устав, пакт, хартия, конвенция, соглашение и др. Исходя из приведенного определения международного договора Российской Федерации разновидности данного источника права обладают относительно равной юридической силой.

А. Т. Кашенов. Нормативный договор как источник конституционного права.

Глава XVII устанавливает особенности заключения и расторжения соглашения о сервитуте, регламентирует отношения сторон по сделке. По смыслу ст. 274 сервитут может устанавливаться не только для прохода и проезда, но и для прокладки (строительства) трубопроводов, линий электропередачи, связи. Ст. 274 закрепляет принцип платности осуществления права сервитута. Если иное не будет установлено в специальных актах земельного законодательства, то цена соглашения о сервитуте должна определяться по правилам ч.З ст. 424.

В настоящее время для строительства магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи земля изымается во временное пользование. По окончании строительства использование земельных участков в форме проезда, прохода осуществляется в силу прямого указания в нормативных актах. Плата за использование земли в период строительства происходит в форме возмещения убытков. По окончании строительства плата за дальнейшее использование участка, как правило, не вносится, ввиду отсутствия убытков.

6. Изменен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В настоящее время решение об изъятии принимается местной администрацией или исполнительным орга-

ном субъекта РФ, собственник земельного участка заблаговременно не извещается о принятом решении об изъятии.

По смыслу ст. 279 решение об изъятии должно приниматься федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предшествующего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Решение должно пройти государственную регистрацию, собственник должен быть извещен о произведенной регистрации. Вышеуказанный вариант правового регулирования представляется наиболее оптимальным: он более адекватно соответствует принципу гражданского права о неприкосновенности собственности.

Таким образом, глава XVII ГК РФ радикально изменяет регулирование земельных отношений и является важным элементом земельного законодательства. Требуется дальнейшее совершенствование норм земельного законодательства, регулирующих владение, пользование, распоряжение землей. Внесение изменений в «мертвые» нормы — явление исключительное. Тем не менее имеет смысл до введения в действие главы XVII ГК РФ внести в нее поправки.

Литература

2. Доктор юридических наук И.Ф.Понкратов, анализируя нормы ГК РФ, приходит к выводу, что право хозяйственного ведения и оперативного управления не применимы к земле. Такая позиция высказана им в книге «Земля и право». Пособие для российских землевладельцев / Под ред. С.А. Боголюбова.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*, 1998.- С.25.

А.Т. Кашенов

НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный педагогический университет

Одной из важнейших проблем современного российского права является проблема источников права. Советская правовая система признавала один единственный вид — нормативный акт, т.е. понятие «система источников права» было тождественно понятию «система нормативно-правовых актов». При регулировании общественных отношений приоритет отдавался императивным нормам, установленным государством в законах и подзаконных актах, в отношении которых провозглашалось, что они выражают

волю всего народа, руководимого коммунистической партией. Фактически же нормативно-правовые акты (значительную часть их составляли различные приказы, инструкции и т.д.) выражали главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата. В условиях отказа от командно-административного метода управления экономикой и перехода к рынку, крушения монополии КПСС на власть и стремления к построению подлинно правового государства, обязывающие нормы все более уступают ме-

сто договорному регулированию юридического положения субъектов права. Тенденция отказа от чрезмерной централизации привела к развитию регионального права и нормативной саморегуляции, одним из важнейших элементов которой являются договоры, в том числе и нормативные .

Среди прочих источников конституционного права выделяются международные и внутригосударственные договоры. В конституционном праве РФ внутригосударственные договоры представляют собой особый, специфический вид, что обусловлено федеративным устройством государства. Историческими примерами договора нормативного содержания в советском государственном (конституционном) праве могут служить Договор об образовании Закавказской советской республики (1922), Договор об образовании СССР (1922), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992). В условиях тоталитарного режима и превращения СССР из федеративного государства, по сути, в унитарное, использовать договорные отношения между республиками и между республикой и центром не представлялось возможным. В соответствии с действующей Конституцией Россия относится к числу федераций смешанного типа — конституционно-договорных, так как основа ее федеративного устройства установлена Конституцией, но отдельные вопросы разграничения предметов ведения и полномочий могут решаться Федеративным и иными договорами (ст. 5 и 11). Необходимость заключения подобных договоров объясняется федеративным устройством России, так как Конституция не может учесть особенности всех ее субъектов (географические, экономические, демографические и др.). Как указывалось выше, ч. 3 ст. 11 Конституции РФ устанавливает два способа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов — конституционный и договорный. Используя право, предоставленное Конституцией, субъекты Федерации заключают договоры как с Федерацией, так и между собой. Статья 15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, однако на практике многие договоры противоречат данному принци-

пу .

В настоящее время договорные отношения, складывающиеся между Российской Федерацией и ее субъектами, являются тем механизмом, который позволяют сохранить ее единство. Но, с другой стороны, возникает опасность «договорной эйфории»; многие регионы, пользуясь более развитой экономикой, нестабильностью политической обстановки, навязывают свои «правила игры». В результате — нарушения

конституционных норм, которые политики пытаются объяснить политической целесообразностью.

В отечественной правовой науке договор рассматривался как частно-правовая категория. В гражданском праве под договором понимается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Следовательно, договор — юридический факг, который находится в основе обязательственного правоотношения , т.е. договор является основанием для возникновения конкретных правоотношений. Для цивилистов это аксиома.

В конституционном праве внутригосударственный договор имеет свои особенности. И одна из них заключается в том, что он является одновременно и источником права и юридическим фактом. Использование договора в отраслях публичного права (в частности конституционного) требует определения их природы и сущности.

Не определена и терминология. В специальной литературе предлагаются два основных термина -нормативный публично-правовой и нормативный договор (или договор нормативного содержания )

Если исходить из традиционного деления права на частное и публичное, то употребление термина публично-правовой представляется обоснованным Нормативный договор должен заключаться в публичных интересах, т.е. в интересах общества и государства. Например, преамбула договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края» фиксирует те принципы, которыми руководствовались стороны при заключении договора: «…в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Алтайского края, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны…» . В то же время ст. 426 ГК РФ вводит понятие публичного договора — договора, который коммерческая организация по характеру своей деятельности должна заключать с каждым, кто к ней обратится. Соотношение нормативного и публичного договоров в настоящей работе сознательно не рассматривается.

Использование термина нормативный договор представляется более удачным, так как договор, заключенный между субъектами публичного права, содержит нормы, т.е. общеобязательные правила поведения и выступает как результат нормотворческой деятельности субъектов права.

Нормативность положений договоров своеобразна, отлична от нормативности других нормативно-правовых актов, именно потому, что нормы адресованы только договаривающимся сторонам. Например, п. а ст. 4 договора «О разграничении предметов ве-

А.Т. Кашенов. Нормативный договор как источник конституционного права..

дения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» в целях выполнения положений договора на органы Российской Федерации возложена обязанность разработать совместно с органами государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и принять федеральные законы и иные нормативные акты по предметам, отнесенным договором к совместному ведению Российской Федерации и Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа .

Нормы права, установленные договором, в то же время можно рассматривать и как юридический факт, т.е. как основание для возникновения между Российской Федерацией и ее субъектами иных правоотношений (административных, гражданских и т.д.). Например, п. д ст. 5 договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края» устанавливает, что органы государственной власти Алтайского края участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Алтайского края.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.B. Демин определяет нормативный договор как договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения .

На наш взгляд данное определение для договоров в конституционном праве (в частности внутригосударственных) требует определенной корректировки.

Во-первых, более уместным представляется использование термина соглашение , а не договорный акт. Употребление данного термина позволяет говорить о нормативном договоре и как о юридическом факте, и как об источнике права. Кроме того, под понятием «соглашение» можно понимать и само обязательство, и документ, в котором выражены эти обязательства.

Во-вторых, спорным представляется характеристика норм договора, которые, по мнению A.B. Демина, обязательны для многочисленного и формально неопределенного круга лиц. Любой договор это соглашение конкретных лиц (двух, трех и более) о взаимных правах и обязанностях. О своеобразии норм договора указывалось выше. И, следовательно, действие норм права рассчитано именно на субъектов договора. Далее, нормы права всегда рассчитаны на неоднократное применение. Именно это отличает нормативный акт от акта применения права. Поэтому нор-

мативный договор всегда рассчитан на неоднократное применение.

В-третьих, требуется уточнить — кто является субъектами нормативных договоров. Если исходить из современного понимания права как социального, а не государственного институга, то в процесс правотворчества можно включать и негосударственные организации и отдельных лиц. Следовательно, субъектами нормативных договоров будет являться широкий круг субъектов права (например общественные организации, коллектив работников и т.д.). В конституционном праве этого не происходит, так как предметом регулирования данной отрасли права являются отношения властвования, и, следовательно, сторонами нормативного договора в конституционно-правовых отношениях являются субъекты, обладающие государственно-властными полномочиями (в том числе и органы местного самоуправления ).

В-четвертых, очень важным представляется то, что обязательства, предусмотренные соглашением сторон, могут содержаться в нескольких актах. Наглядным примером является Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992 г.), который фактически состоит из трех частей. Этот момент необходимо обязательно отметить, давая легальное определение нормативного договора При этом можно основываться на понятии «международный договор», легальное определение которого дано в ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.: «»международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» .

В-пятых, вопросом, требующим уточнения, является вопрос о форме договора. В данном случае за основу можно использовать ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», т.е. договор должен быть заключен в письменной форме.

Таким образом, нормативный договор в конституционном праве можно определить как соглашение, заключенное между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления РФ, устанавливающее правовые нормы различной отраслевой принадлежности независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах.

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 3(13). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ПРАВОВЕДЕНИЕ)

Не менее важны и такие, например, вопросы: кем из должностных лиц подписывается договор, необходима ли его ратификация и опубликование.

Исходя из принципа разделения властей подписание договора должно возлагаться либо на президента как на главу государства (или главу субъекта Федерации), либо на главу администрации субъекта Федерации как представителя исполнительной власти. Ратификация внутрифедеральных договоров представительными органами власти также представляется необходимым, так как это создает дополнительный барьер для тех договоров, которые противоречат нормам Конституции. Однако данное положение не должно распространяться нате соглашения, которые заключаются на основе договоров.

Все внутригосударственные договоры должны быть опубликованы в «Российской газете» и в «Собрании законодательства», а также в официальных изданиях субъектов Федерации.

В Российской Федерации приняты Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу

федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.94 г. , Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.96 г. , но представляется, что этого недостаточно. Назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных источниках права. В этом акте необходимо подчеркнуть, что сведение источников права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецеденту, обычаю и нормативному договору как к источникам права. В связи с этим возникает необходимость дать легальное определение понятия «нормативный договор». Установить основные принципы его заключения, определить содержание, формы и другие не менее важные вопросы.

Литература

2. Исторически российская правовая система была близка к континентальной правовой семье, где основным источником права являлся нормативный акт. В последнее время происходит проникновение отдельных институтов континентального права в англосаксонскую систему и наоборот.

3. Например, Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» //Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий,- М. 1997,- С. 212-218,

4. Кроме того, под договором понимается и само обязательство, а также и документ, в котором зафиксирован факт возникновения обязательства.

5. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник,- М., 1995 — С. 45.

6. Демин A.B. Нормативный договор как источник административного права //Государство и право.- 1998.- №2.

7. Общая теория права: Учебник для юридич. вузов / Под ред. A.C. Пиголкина,- М.. 1996 — С. 167.

8. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. С. 313.

9. Там же. С. 399.

10. Там же. С. 316,

11. Демин A.B. Указ. соч. С. 18.

12. Термины «соглашение» и «договор» в научной литературе обычно используются как синонимы. Однако в законодательстве эти понятия являются относительно самостоятельными категориями с точки зрения специального использования. Соглашения заключаются по какому-либо узкому вопросу, в то время как договор может быть заключен по самому широкому кругу вопросов Например, согласно ст. 7 Федерального закона РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами //Российская газета.-1999.-16 янв,- №8.

13. Необходимо отметить, что по Конституции РФ органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти. Но при этом они наделены необходимыми властными полномочиями для решения поставленных перед ними задач.

14. Российская газета — 1995,-21 июля.-№140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Собрание законодательства Российской Федерации,- 1994,- №8,- Ст. 801.

16. Собрание законодательства Российской Федерации,- 1996 — №22,- Ст. 2663.

⇐ ПредыдущаяСтр 102 из 172

По В.А. Четвернину

Нормативные акты — это не обязательно акты, которые издаются в одностороннем порядке. В юриспруденции различаются акты, во-первых, односторонние и, во-вторых, двух- или многосторонние, т.е. договоры. Договоры частных лиц сами по себе могут порождать только последствия inter partes, они не устанавливают нормы. Но договоры официальных субъектов (государств, государственных органов и других субъектов публичного права) порождают последствия erga omnes.

Обычно нормативными актами называют только односторонние нормативные акты, а нормативные договоры считают самостоятельным видом источников права. В действительности нормативные договоры в рамках национальной правовой системы не имеют самостоятельной официальной силы (юридической силы), отличной от силы односторонних нормативных актов, и не могут быть самостоятельным видом источников права. Нормативные акты в традиционном понимании и нормативные договоры — это не два самостоятельных вида, а два подвида, составляющие один вид источников права.

По Нерсесянцу В.С.

В качестве одного из самостоятельных источников права в РФ выступает нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Заметную роль в качестве источника действующего права играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, действуют положения Конституции РФ.

К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права, а также нормативные договоры в области гражданского права.

Нормативные договоры – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные.

Международный договор – это соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей. Во внутригосударственном праве нормативные договоры как источник права имеют место в конституционном, гражданском, трудовом праве. Внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий

Основным критерием отнесения части договоров к источникам права является содержание в них правил поведения, обладающих следующими признаками:

— общий характер, т.е.: регулирование наиболее устойчивых и типичных общественных отношений; распространение на формально-неопределенный круг лиц; неоднократное применение (к неопределенному количеству случаев); существование длительного, заранее не известного периода времени (существование не исчерпывается его применением);

— обязательность к исполнению;

— действие вне зависимости от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений.

Действие международно-правовых положений в национальных правовых системах.

Н.И. Матузов

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

В.А. Четвернин

Международное право защищает территориальную целостность и суверенитет государства. Так что стремление этноса стать независимой нацией не должно нарушать права других этносов на политическое самоопределение и суверенитет существующих государств.

М.И. Абдулаев

Основными факторами, определяющими приоритет международного права над внутригосударственным, являются:

— ценностный фактор, т. е. приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими ценностями;

— фактор экономического характера – интернационализация производства, международное разделение труда, образование мирового рынка;

— политический – наличие средств массового уничтожения, которые представляют опасность для всего человечества.

Рассматривая вопросы приоритетности международного права, необходимо подойти к ним с позиций примата международно-правовой системы над внутригосударственной. В таком случае в правовую систему войдут правосознание, правоотношения и правовые нормы.

Рассматривая вопросы приоритетности международного права, необходимо подойти к ним с позиций примата международно-правовой системы над внутригосударственной. В таком случае в правовую систему войдут правосознание, правоотношения и правовые нормы. Отсюда первый момент – примат международного правосознания, второй – примат международно-правовых норм. Почему исследование проблем, касающихся приоритетности международной правовой системы, следует начинать с вопроса о примате международно-правовых отношений? Это вытекает из самого характера международных отношений, их фактического значения. Во-первых, в современном мире происходит процесс интернационализации материального производства, во-вторых, углубляется международное общественное разделение труда, активизирующее обмен продуктами производства, в-третьих, на этой основе устанавливаются фактические экономические и торговые отношения. Именно сложившийся экономический обмен требует своего правового оформления, правового закрепления, т. е. превращения de facto в de jure.

Развитие и эффективное осуществление права достигается только тогда, когда есть внутренняя согласованность его составных элементов, в том числе и прежде всего самих норм права. Противоречивость и несогласованность правовых норм ведет к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижает его эффективность как в масштабе страны, так и в международном правопорядке. Во внутригосударственном праве необходимо, чтобы все нормы права соответствовали конституции. И эта система норм права должна быть стройной, внутренне согласованной и непротиворечивой для их существования и успешного функционирования. Без такой согласованной системы невозможно успешное осуществление функций права, обеспечение регулирующего воздействия его норм на общественные отношения.

Данное положение, будучи общим для всех правовых систем, касается также и международно-правовой системы, часть норм которой осуществляется во внутригосударственной сфере. Успешное правовое регулирование внутригосударственных отношений в настоящее время становится все в большей мере зависимым от согласованности норм национального права с международным правом, что, в свою очередь, также диктуется целым рядом глобальных факторов:

1) осознанием приоритетности общечеловеческих ценностей, уважением прав человека и основных свобод, необходимостью поддержания международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии;

2) интернационализацией производства, науки и обмена техникой;

3) задачей сохранения окружающей среды;

4) культурным сотрудничеством;

5) задачей выживания человеческой цивилизации.

Рекомендуемые страницы:

Главная | О нас | Обратная связь

Как разновидность источников конституционного права конституционно-правовой договор является соглашением двух или нескольких субъектов конституционного права. Конституционно-правовой договор представляет разновидность публичных нормативных договоров, заключаемых федеральными органами государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ либо органами государственной власти субъектов Федерации между собой. Российской конституционной практике известны три вида таких договоров: федеративный договор, внутрифедеральные и международные договоры, соглашения. Федеративный договор — это договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации по поводу разграничения предметов ведения и полномочий. Федеративный договор является тем источником, с которым действующая Конституция связывает регулирование федеративных отношений. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 11) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется на основе норм Основного Закона РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Внутрифедеральные договоры — это двусторонние или многосторонние нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ либо соглашения между субъектами Федерации. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий — правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Такой договор представляет собой разновидность двусторонних внутригосударственных договоров, заключенных между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам регулирования имущественных отношений и собственности, внешнеэкономической деятельности и межгосударственных связей, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, бюджетных взаимоотношений, регулирования социально-трудовых вопросов и вопросов занятости. Он юридически узаконивает признание Федерацией круга вопросов, по которым она не вправе осуществлять правовое регулирование в сфере совместного ведения без участия заинтересованного субъекта РФ, а также закрепляет круг полномочий субъекта Федерации. Договор может быть заключен в следующих случаях: · а) при прямом указании в федеральном законе о предмете совместного ведения на допустимость его заключения; · б) если отсутствует федеральный закон о предмете совместного ведения — при условии, что в случае принятия федерального закона договор будет приведен в соответствие с ним. Кроме того, договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических и иных особенностей субъекта РФ. Предметами договора могут быть: · а) конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами; · б) условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; · в) формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора, а также иные вопросы, связанные с реализацией договора. Договором может устанавливаться ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений договора. В частности, могут предусматриваться одностороннее расторжение договора, обязанность возмещения ущерба. Порядок подготовки, предварительного рассмотрения и согласования проектов договоров определяется Президентом РФ. Договор подписывается Президентом РФ и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ, и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Соглашение — это разновидность публичного договора, заключаемого по поводу передачи полномочий. Такие соглашения заключаются между федеральными и региональными органами власти, а также между региональными структурами . Соглашение о передаче полномочий — правовая форма взаимного делегирования (передачи) органами исполнительной власти федерации и ее субъектов части их полномочий. Международный договор — это ратифицированный Государственной Думой договор, содержащий нормы конституционного права. Международный договор РФ — это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. Детальный порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ с целью надлежащего обеспечения национальных интересов, осуществления целей, задач и принципов внешней политики России, закрепленных в Конституции РФ, регламентируется Федеральным законом от 16 июня 1995 г. «О международных договорах РФ». В зависимости от субъектов заключения договоров Закон различает три их разновидности: 1) межгосударственные — заключенные с международными организациями от имени РФ; 2) межправительственные — заключенные от имени Правительства РФ; 3) договоры межведомственного характера — заключенные от имени органов исполнительной власти.

Добавить комментарий