Нормативный договор виды

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6

Нормативный договор — договор нормативного содержания; соглашение двух или более субъектов правотворчества, содержащее в себе общеобязательные нормы права.

Обычные договоры, например, купли-продажи, заключаются простыми людьми, не являющимися субъектами правотворчества. Такие договоры содержат правила поведения только для тех, кто их заключил, а нормативный договор общеобязателен для всех граждан.

Виды нормативных договоров по отрасли права:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ
Договоры, заключенные между государствами и обязательные для всех их граждан. КОНСТИТУЦИОННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ (ТРУДОВЫЕ)
Договоры, основанные на конституционных правоотношениях между федерацией и субъектами. Договоры, заключаемые в сфере исполнительной власти. Договоры, возникшие на основе трудового права.
Договоры о двойном гражданстве Договоры о разграничении предметов ведения федерации и субъектов Договоры о передаче части полномочий исполнительной власти субъектов федеральному Правительству Коллективный договор о прекращении забастовки

Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц

I. ДЕЙСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

I-1. ПО ВРЕМЕНИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
Со времени принятия, если не указано иное. Со времени, указанного в самом НПА. По истечении 10 дней со времени опубликования в Росс. газете, Парл. вестнике и Собрании зак-ва РФ. По истечении 7 дней со времени принятия. После регистрации в Министерстве Юстиции.
Ведомственные документы ФЗ, ФКЗ Указы Президента Ведомственные документы
I-2. ПО ВРЕМЕНИ УТРАТЫ ЗАКОННОЙ СИЛЫ
По истечении срока действия, указанного в НПА. После публикации решения об отмене в особом перечне отменяемых актов. После принятия нового НПА по тому же предмету, если в нем есть статья об отмене, или он противоречит старому. Приостановление действия НПА особым решением.
I-3. ПО ОБРАТНОЙ СИЛЕ
Обычно не имеют обратной силы. Имеют обратную силу в двух случаях: — уголовные законы, снимающие или смягчающие ответственность. — иные НПА по желанию законодателя
Указ Ельцина 1994 г. об учете интересов несовершеннолетних при приватизации квартир.
II. ПО ДЕЙСТВИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ
Общефедерального действия. Субъектного или республиканского действия. Муниципального действия — только на территории муниц. образования. Локального действия — только на территории учреждения.
ФЗ, ФКЗ Закон Ивановской области Устав городского округа Тейково Устав ИвГУ
VII. ПО КРУГУ ЛИЦ
Обычно действуют в отношении всех, кто находится на территории данной страны. — некоторые законы действуют только на граждан РФ; — заключенные не могут голосовать; — льготы и пенсии получают только опр. категории населения; — на дипломатов по праву экстерриториальности не распространяются УК и КоАП.

Правотворчество: понятие и принципы

Правотворчество (ПТ) — волевая деятельность компетентных гос. органов или всего народа по совершенствованию системы права путем создания новых норм права или изменения существующих. ПТ — это последний этап правообразования после оценки реальности и осознания потребности. Сущность ПТ — возведение в закон воли государства. ПТ — в проведении референдумов, издании законов и создании судебных прецедентов. Законотворчество — основной вид ПТ.

Принципы ПТ:

1) ДЕМОКРАТИЗМ Непосредственное и широкое участие народа в процессе ПТ.
2) ЗАКОННОСТЬ Строгое соблюдение установленных законом процедур принятия и опубликования НПА.
3) ГУМАНИЗМ Приоритет прав человека при создании НПА.
4) НАУЧНОСТЬ Связь с новейшими достижениями юр. науки.
5) ПРОФЕССИОНАЛИЗМ Участие в работе квалифицированных ученых и юристов-практиков.
6) ГЛАСНОСТЬ Открытость процесса ПТ для народа и публикация законопроектов в СМИ.
7) ТЕХНИЧНОСТЬ Соблюдение правил юр. техники НПА и ее совершенствование.
8) ТЩАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА Использование всего мирового опыта подобных законов.

Стадии и виды правотворчества

Для начала, скажем, что само правотворчество есть стадия правообразования:

1. Анализ реальной жизни — нужно ли новое право.

2. Правотворческая инициатива. Создание гипотетической модели нормы права. Неофициальная работа над законом.

Правотворчество.

СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС)

4) Законодательная инициатива определенных органов (ст. 104 К. РФ). Начинается официальная работа над законом.

5) Создание законопроекта.

6) Рассмотрение и обсуждение законопроекта в 3 чтениях в ГД.

7) Принятие закона ГД+СФ и подписание Президентом.

8) Опубликование закона в Российской газете, Парламентском вестнике и Собрании законодательства РФ. Вступление закона в законную силу.

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

I. ПО СОДЕРЖАНИЮ
Создание новых НПА — собственно правотворчество. Изменение существующих НПА, консолидация и кодификация.Консолидация и кодификация — два вида систематизации, которые являются ПТ. Негативное правотворчество — отмена ненужных и неконституционных НПА (КС РФ).
II. ПО СПОСОБУ
Создание права органами государства, например, принятие закона. Создание права народом, например, на референдуме. Санкционирование государством ранее существовавших норм — обычаев.
III. ПО СУБЪЕКТУ
ПТ гос. органов ПТ должностных лиц (Президента) ПТ народа ПТ органов местного самоуправления Локальное ПТ
IV. ПО ЗНАЧИМОСТИ
Законотворчество Парламента Подзаконное правотворчество Президента Делегированное правотворчество Правительства

Систематизация НПА: понятие и виды

Систематизация НПА — деятельность государства и простых людей по упорядочению и совершенствованию нормативного материала с целью: а) поддержания целостности и непротиворечивости системы законодательства; б) доведения правовой информации до адресатов.

Виды систематизации НПА

НЕПРАВОТВОРЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — ее может проводить любой и каждый ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — волевая деятельность компетентных государственных органов
1. Учет — прием юр. техники, проводимый с целью удобного доступа к правовой информации. Может быть электронный, карточный, журнальный. 2. Инкорпорация — вид систематизации, при которой НПА соединяются в сборник без какого-либо изменения содержания. Может быть официальная или неофициальная, отраслевая или хронологическая, общая или частичная. 3. Консолидация — вид систематизации, направленный на сведение нескольких НПА в один укрупненный блок. Предметом консолидации являются НПА. 4. Кодификация — наиболее совершенный вид систематизации, направленный на создание нового, целостного кодифицированного НПА — кодекса. Предметом кодификации являются сами нормы права. Очень редкая.
СПС «Консультант+» «Полное собрание законов Российской Империи» М.М. Сперанского — общая официальная хронологическая инкорпорация Французский гражданский кодекс, составленный из 6 старых законов УК РФ 1996 г.

Юр. техника: понятие, виды, характеристика

Юр. техника (ЮТ) — совокупность правил, средств, приемов и способов подготовки, составления, упорядочения правовых актов и иных документов с целью обеспечения их действия.

Объект ЮТ — текст правового акта.

Задачи ЮТ:

а) осмысление и упорядочение юр. деятельности;

б) достижение единообразного, простого и ясного оформления правовых актов и документов;

в) обеспечение краткости и стандарта в правовых актах и документах.

Виды ЮТ

1. Правотворческая ЮТ (законодательная ЮТ, ЮТ НПА) 2. Правосистематизационная ЮТ (ЮТ систематизации права) 3. ПравоприменительнаяЮТ (ЮТ индивидуальных правовых актов) 4. Правоинтерпретационная ЮТ (ЮТ толкования права)
Техника создания, изменения или отмены НПА (см. вопрос 45). Техника упорядочения НПА; приемы, применяемые при учете, инкорпорации, консолидации и кодификации (см. вопрос 52). Техника документов — индивидуальных правовых актов (решений, приговоров), возникающих в результате применения права государственными органами (см. вопрос 64). Техника актов официального толкования права (см. вопрос 69).

Частное и публичное право

В романо-германской правовой системе сложилась традиция делить систему права на частное и публичное по цели и социальному назначению. Однако это деление очень условно, т.к. интересы общества и личности всегда взаимосвязаны.

ЧАСТНОЕ ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Нормы, регламентирующие частные отношения и защищающие частные интересы граждан. Нормы, регламентирующие отношения государства и его органов с гражданами и другими подвластными субъектами, и защищающие интерес всего общества.
Чей интерес защищается?
Интерес отдельных лиц и организаций Интерес общества и государства
Какие отношения (предмет) регулируются?
Имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу каких-либо личных благ Отношения, связанные с устройством государства, правовой системы, правопорядка, правореализации
Каким методом регулируются?
Диспозитив (координация) — отношения между равными субъектами на основе свободы действий Императив (субординация) — отношения между государством и гражданами, исполняющими его властные предписания
Каков субъектный состав?
Частное лицо + Частное лицо Область свободы и частной инициативы Государство + Частное лицо Область власти и подчинения
Какие отрасли входят?
Гражданское право Трудовое право Предпринимательское право Семейное право Новые отрасли (медицинское, космическое etc.) Конституционное право Уголовное право Гражданско-процессуальное право Уголовно-процессуальное право Административное право Финансовое право

Существует два значения понятия источник права: 1) то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права; 2) то, где содержатся нормы права.

Источник (форма выражения) права — это, та особая специфическая форма, в которую облекаются нормы права.

Виды:

Нормативно-правовой акт — это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

Правовой прецедент (судебный, административный, юридический) — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

Правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения

Доктрина или юридическая наука — различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.

Правосознание — совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.

Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

Общие принципы права — исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и нормативного договора.

Религиозные воззрения — это правила поведения, изложенные религиозной книгой.

Понятие нормативного договора

Нормативный договор — это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц. Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Виды нормативных договоров:

1) международный договор (это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.);
2) федеративный договор (нормативный договор (а точнее совокупность нескольких договоров), один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений.);
3) договоры между субъектами федерации(двусторонние либо многосторонние внутригосударственные нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов РФ, регулирующие федеративные отношения в пределах, установленных Конституцией РФ. Возможность заключения таких договоров предусмотрена п. 3 ст. 11 Конституции РФ,);
4) договоры между субъектами федерации и муниципальными образованиями;
5) договоры между муниципальными образованиями;
6) коллективные трудовые договоры организаций (правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (по определению статьи 40 ТК РФ).

Нормативный договор — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.)
Он не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники. Нормативный договор должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон.
Виды
Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры.
Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д.
Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами.

Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

Признаки
1. Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.
2. Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве.

Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.
3. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.
4. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель — достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.
5. Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.
6. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.
7. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение

Нормативный договор — это соглашение двух или более субъектов права, устанавливающие их взаимные права и обязанности (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.)

Виды:

Внутринациональный договор является частью национального законодательства, он регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов. Разграничивает их полномочия, определяет сферы регулирования. Внутринациональный договор имеет субординационный характер по отношению к национальному законодательству
Международные договоры — соглашения между государствами, могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Международный договор определяет взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.
Договор с Южной Осетией и КНДР о взаимной помощи по уголовным делам и о выдаче преступников

Признаки:

  1. общий интерес сторон
  2. добровольность заключения;
  3. ​3. взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств
  4. дополняют и конкретизируют действующее законодательство
  5. Имеют публичный характер, их сторонами выступают государства, отдельные государственные органы
  6. рассчитаны на длительное действие и многократное применение
  7. Многочисленность адресатов, на которых направлено юридическое действие договора.

В конституциях многих государств (Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

Правовая доктрина – положения из работ известных учёных юристов, используемые для правового решения возникшего спора при наличии пробела в законодательстве.

Только в мусульманских странах правовая доктрина продолжает оставаться ведущим источником права. Мусульманский судья, осуществляя правосудие, видя, что существует пробел в законодательстве, обращается к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, содержащими такое толкование.

Признаки:

  1. результат профессиональной научной деятельности ученых и юристов;
  2. выражением позиций ученых по различным проблемам права;
  3. имеет особую форму выражения – например, в виде научного исследования
  4. отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Российская юриспруденция не признает доктрину в качестве самостоятельного источника права, юридическая доктрина рассматривать как неофициальный источник права. Многие правовые нормы появились в результате научных разработок. Специалисты-практики используют (для уточнения или совета), в авторские комментарии к тем или иным кодексам и другим нормативно-правовым актам.

Добавить комментарий