Нормирование в области окружающей среды

Формирование экостандартов и нормативов — одно из основных направлений деятельности в сфере использования ресурсов природы и окружающей среды. Экологическая стандартизация представляет собой комплекс научно обоснованных нормативов и правил, которые регламентируют предельно допустимые значения влияния хозяйственной деятельности предприятия на состояние окружающей среды.

Кроме того методика экостандартизации обеспечивает унификацию терминологии и правил природопользования для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Объекты и задачи стандартизации в экологии

Объектами экологической стандартизации становятся земельные, водные, биологические ресурсы, воздух и озоновый слой, плодородная почва, земля и ее недра, животные особи и растительный мир, заповедники, лесные массивы и т.д. Исходя из разнообразия объектов, стандартизация природоохранной деятельности направлена на решение нескольких ключевых задач:

  • сохранение природных экопарков и заповедных фондов, поддержка естественной флоры и фауны;
  • рациональное применение природных и биологических ресурсов;
  • обеспечение равновесия между технологическим прогрессом и качественными показателями состояния окружающей среды;
  • разработка правил освоения земли и акваторий, которые не нарушают естественных условий функционирования экообъектов;
  • совершенствование экоменеджмента в соответствии с нуждами социума.

Современная система экостандартов

В общенациональной системе стандартов экологическим нормативам присвоен отдельный номер 17, позволяющий идентифицировать объект стандартизации. Система стандартов в сфере экологии и естественной среды включает широчайший круг вопросов, которые сгруппированы в ряд комплексов, каждый из которых описывает правила и нормы эксплуатации охраняемого объекта. Так, на современном этапе правила и стандарты в области природопользования сгруппированы в 10 комплексов:

  1. Организационные и методические аспекты (код 0) — отражают основные направления реализации управленческой стратегии в сфере охраны природы и использования ее ресурсов (например, этот комплекс стандартов регламентирует разработку и ведение экологического паспорта предприятия);
  2. Охрана и правильная эксплуатация водных ресурсов и гидросферы (код 1) – этот комплекс отражает ключевые термины, классификации, нормы, правила, требования к водопользованию и эксплуатации водных объектов, а также способы оценки и контроля качества воды;
  3. Охрана атмосферы и озонового слоя (код 2) – этот комплекс содержит основную терминологию и дифференциацию по ряду признаков выбросов вредных и загрязняющих веществ, правила лимитирования допустимых значений выбросов, методики идентификации вредных веществ;
  4. Охрана и рациональное применение природных и биологических ресурсов (код 3);
  5. Охрана, восстановление и рациональное использование почв (код 4) – в комплексе отражены классификации вредных загрязнений грунта, ряд показателей, для характеристики санитарного состояния земли, требования к эксплуатации плодородного слоя земли и др.;
  6. Улучшение эксплуатации земель (код 5) – включает нормативы выделения земель, классификации грунта, типологию землепользования и т.п.;
  7. Охрана флоры (код 6) – этот комплекс содержит ряд стандартов по эксплуатации лесов и охране лесных массивов, экологических парков, заповедных зон;
  8. Охрана фауны (код 7) – стандартизация находится в процессе разработки;
  9. Охрана и видоизменения ландшафтов (код 8) – содержит несколько нормативов по дифференциации и терминологии ландшафтных объектов;
  10. Охрана и рациональная эксплуатация недр (код 9) – включает стандарт по использованию подземных природных ресурсов.

Каждый комплекс нормативов природоохранной деятельности содержит ряд общих разделов (групп) стандартов:

  • 0 группа – общие положения;
  • 1 группа – терминология, определения, классификационные группы;
  • 2 группа – качественно-количественные показатели состояния экологии, использования различных видов ресурсов, объемов выброса опасных веществ;
  • 3 группа – нормы охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • 4 группа – методики оценки состояния природной среды и экообъектов, а также влияния хозяйственной деятельности;
  • 5 группа – требования к измерительным и контролирующим средствам для определения состояния экологии;
  • 6 группа – требования к технологическому оборудованию (агрегаты, аппараты, сооружения и др.), которое защищает природную среду от вредных веществ и загрязнений;
  • 7 группа – другие стандарты.

Ряд требований и норм природопользования и охраны окружающей среды содержаться и в других видах стандартов. Например, строительные правила и нормы регламентируют стандарты охраны экологии в процессе капитального строительства: нормативы утилизации и переработки отходов, сброса сточных вод, отвода земель, предельные значения вредных выбросов и т.д. Санитарно-гигиенические правила отражают: нормативы и требования к организации рабочего места, санитарному состоянию земли, сбросу сточных вод, уровню шума, вибрации, теплового излучения и др.

Для ведения законной и прозрачной хозяйственной деятельности предприятиям важно соблюдать весь спектр экологических стандартов, что достаточно сложно без поддержки профильных специалистов. Компания «Экобезопасность» предлагает услуги высококвалифицированных экологов по экологическому сопровождению субъектов предпринимательства.

Наши специалисты обладают опытом и знаниями в сфере экологического законодательства и менеджмента, благодаря чему предложат оптимальные решения по соблюдению экостандартов с точки зрения особенностей производства и финансовых возможностей клиента.

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Экологическое нормирование

Экологическое нормирование призвано оптимизировать взаимодействия человека с природой. Разработка нормативов проводится на основе последних научно-технических достижений и в соответствии с международными стандартами в сфере природоохранной деятельности.

Понятие экологического нормирования

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

В вышеуказанном законе «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При этом важно учесть природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы качества окружающей среды включают в себя:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

2. Нормативы допустимого воздействия устанавливаются для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Законодатель выделяет:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

3. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности относительно нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере охраны окружающей среды.

4. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

5. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение также устанавливаются для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

6. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника подобного воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также учитывая влияния других источников физических воздействий.

7. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

8. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах определенных территорий и акваторий.

9. Иные нормативы в сфере охраны окружающей среды, которые могут устанавливаться в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды.

Стандартизация в сфере природоохранной деятельности

Стандартизация, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, является правовым средством по охране природной среды, которое объединяет стандарты и иные нормативные документы с целью установления общего предмета регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Процесс стандартизации играет важную роль и регламентируется специальными нормативными актами, поэтому на уровне экологического законодательства могут приниматься правовые документы, не имеющие юридических характеристик стандартов, однако, устанавливающие:

  • порядок организации природоохранной деятельности и управления с сохранением прав на разработку экологических требований за органами охраны окружающей среды;
  • ограничения хозяйственной и иную деятельность для пресечения любых форм негативного воздействия на окружающую среду.

Разграничение стандартов на практике означает уточнение компетенции специально уполномоченного органа в сфере окружающей среды по принятию подзаконных нормативных правовых актов в области нормирования.

Экологическая сертификация

Статья 31 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. гласит, что основной целью проведения сертификации является обеспечение экологической безопасности осуществляемой хозяйственной и прочей деятельности на территории России. Перед экологической сертификацией стоят следующие задачи:

  • предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг и предупреждение экологического и экогенного вреда;
  • внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
  • производство безопасной для окружающей среды продукции на протяжении ее жизненного цикла, повышение качества и конкурентоспособности;
  • предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Ст. 21 данного закона гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Уполномоченный орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Широкое развитие добровольная экологическая сертификация получила при возведении объектов Олимпиады в г. Сочи. Согласно международным требованиям объекты Олимпиады должны соответствовать международным «зеленым» стандартам. Сейчас используются зарубежные стандарты BREEAM и LEED, но ведется работа по разработке национальных систем экологической сертификации объектов капитального строительства. Например, в 2009 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены критерии системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости. Распространение получает экологическая сертификация «умных домов», построенных с применением энергоэффективных материалов и технологий. Система добровольной экологической сертификации зданий и сооружений разработана Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). В 2012 г. зарегистрирован национальный стандарт ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».

В настоящее время законодательство направлено на совершенствование разрешительной деятельности в сфере охраны окружающей среды и ориентируется на дифференциацию обязательных экологических требований в зависимости от степени экологической опасности объекта хозяйственной деятельности, а также на искоренение элементов разрешительной системы, которые являются административными барьерами.

Экологическое нормирование — это установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Экологическая стандартизация — это деятельность компетентных государ­ственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характе­ристик (требований) по рациональному природопользованию и охраны окружающей природной среды.

Система экологического нормирования и стандартизации включает в себя:

— нормативы качества окружающей среды;

— нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

— нормативы использования (изъятия) природных ресурсов;

— экологические стандарты;

— нормативы санитарных и защитных зон.

Нормирование качества окружающей природной среды:

— производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности;

— унифицировано для всей территории России;

— устанавливается в форме нормативов предельно допустимых концентра­ций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и дру­гих биологических веществ, загрязняющих окружающую природную среду, и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее.

Опасные вещества могут быть канцерогенными (способствующими разви­тию рака и других злокачественных новообразований); аллергенными (вызы­вающими реакцию организма в виде удушья, насморка, зуда и др.); мута­генными (вызывающими изменения в генетическом аппарате человека),

Нормативы предельно допустимых концентра­ций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов Других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Особенно неблагоприятное состояние воздушной среды отмечается транспортных развязках и автомагистралях городов. Наибольшую опасность для человека представляет свинец, соединения которого используют в качестве антидетонационных присадок к бензину.

Если говорить о химическом загрязнении, то здесь существенную роль играют устаревшие технологии и высокий уровень износа оборудования предприятий, проблема хранения и переработки опасных отходе.

С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых концентра­ций.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия состояние охраны окружающей природной среды определяют предельные размеры вредных воздействий окружающей природной среды, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. На предельно допустимого вредного воздействия включают:

— нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологически веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаемых с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждого источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде;

— нормативы предельно допустимых уровней шума; вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, устанавливаемы на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособное людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную жизни окружающую природную среду;

— нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия — содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения, устанавливаемых в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека;

— предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве — минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве — устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира;

— нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, устанавливаемых путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов обеспечивают предупреждение истощения природных ресурсов с учетом их самовосста­новления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде. Лимиты на природопользование — система экологических ограничений по территори­ям, представляющая собой установленные государственными органами для предприятий-природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и раз­мещения отходов производства.

Требования по нормированию предельного использования (изъятия) от­дельных природных ресурсов устанавливаются в природно-ресурсных актах.

Нормативы санитарных и защитных зон:

1) санитарно-защитные зоны:

— планировочные мероприятия в градостроительстве в целях обеспечения благополучия населения;

— барьеры между жилой застройкой и предприятиями или иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических и биологических воздействий на состояние окружающей природной среды;

2) санитарно-защитные зоны ядерных объектов и зоны наблюдения: в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного, источника или пункта хранения устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения, в которых осуществляется контроль за радиационной обстановкой;

3) водоохранные зоны: водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов,

осуществления иной хозяйственной деятельности с целью поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира;

4) округа санитарной (горно-санитарной) охраны: установление, округов санитарной (горно-санитарной) охраны — меры по охране природ лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (особо охраняемых природных объектов и территорий). В составе руга санитарной (горно-санитарной) охраны выделяются до трех зон.

Экологические стандарты – это эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной ока вредное воздействие на окружающую природную среду для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

Оценка воздействия на окружающую природную среду – это деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую природную среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта, и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия на окружающую природную среду организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:

— концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально -экономического развития;

— схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

— градостроительной документации;

— документации по созданию новой техники, технологии, материалов веществ;

— предпроектных обоснований инвестиций и др.

Экологическая экспертиза

В целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной иной деятельности на окружающую природную среду и реализации этой части конституционного права РК ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности был принят Закон РК от «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях Предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— хозяйственной и иной деятельности и его последствии; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

— достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

— независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; — научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— гласности, участия обществе иных организаций (объединений), учета общественного мнения;

— ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Виды экологической экспертизы:государственная экологическая экспертиза (обязательная) и общественная экологическая экспертиза (добровольная).

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы могут быть проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения; проекты технической документации на новые технику, технологию, материа­лы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ и др.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для конкретного объекта.

Стадии проведения экологической экспертизы:

— представление материалов в Госкомэкологию или его территориальные органы;

— регистрация, проверка полноты и достаточности представляемых материалов;

— формирование комиссии государственной экологической экспертизы;

— подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;

— подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы — доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснован­ные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государст­венной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифициро­ванным большинством списочного состава указанной экспертной комис­сии и соответствующий заданию на проведение экологической эксперти­зы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государст­венной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комис­сией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководите­лем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

Общественная экологическая экспертиза — организуется по инициати­ве граждан, органов местного самоуправления и общественных объеди­нений. Она проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соот­ветствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, при условии регистрации органами местного самоуправления заявления от этой организации о проведении экспертизы.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 931 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Экологическая стандартизация — деятельность по установлению в стандартах на продукцию, работы и услуги требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Стандарты представляют собой требования, характеризующие качество определенных видов товаров, продукции, работ и услуг, а также единые требования к осуществлению природоохранных мероприятий и ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду.

Выделяют два вида требований:
1) обязательные, выраженные в технических регламентах;
2) добровольные, отраженные в стандартах.

В соответствии с функциональным назначением экологические стандарты подразделяются на три основные группы:
1) стандарты охраны природной среды;
2) стандарты охраны отдельных видов природных объектов;
3) стандарты экологической безопасности продукции и товаров для жизни и здоровья человека.

Цели стандартизации:
•повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;
•повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологическое нормирование — установление уполномоченными государственными органами нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.
Под нормативами в области охраны окружающей среды, в свою очередь, понимают установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В Российской Федерации имеется немало нормативных актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Основным из них является ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (гл. 5), который определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждает эти нормативы. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.
Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством — земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.


Экологические нормативы

Экологические нормативы—это пределы допустимого пагубного воздействия человека, в частности деятельности предприятий на окружающую природную среду, обязательные для соблюдения всеми хозяйствующими объектами, чья деятельность способна нанести вред окружающей среде.

Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности, а также применение мер юридической ответственности.

Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей:

а) медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду;

б) технологический, т.е. способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов;

в) научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.

Систему экологических нормативов можно представить следующим образом:
1) Нормативы, характеризующие состояние участка территории:

—ПДК (предельно допустимые концентрации) вредных веществ в воздухе, воде, почве;

—ПДУ (предельно допустимые уровни) радиации;
—ПДУ шума, вибрации, магнитных полей;

—ПДВ (предельно допустимые выбросы) загрязняющих веществ.

2) Нормативы, характеризующие продукты потреблениячеловека:

—нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания (например, нитраты, накапливающиеся в укропе или арбузах, соли тяжелых металлов, скапливающиеся в тканях рыб и животных и т.д.;

—экологические требования к материалам, то есть содержание канцерогенных веществ в обоях, шифере, краске, мебели и т.п.

3) Нормативы, характеризующие источники загрязнения:


—нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ — устанавливаются по каждому значительному работающему источнику загрязнения (по автомобильным, авиационным двигателям, металлургическим печам и т.д.);

—экологические требования на новую производственную технику — при проектировании новых поколений автомобилей необходимо закладывать в них всякий раз более жесткие требования к выхлопу, шуму, вибрациям и т.п.

4) Нормативы, характеризующие производственные технологии:
—стандарты на новые технологии производства промышленной продукции;
—предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

5) Норматив, характеризующий участок среды в целом

—предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду. Этот показатель характеризует пороговые свойства устойчивости территорий.

22. Экологическая экспертиза: общие положения. ОВОС

Экологическая экспертиза — установление соот­ветствия намечаемой хозяйственной или иной дея­тельности экологическим требованиям и определе­ние допустимости реализации объекта экологичес­кой экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реа­лизации объекта экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется государ­ственная, общественная, научная, нормативная, сани­тарная и правовая экологическая экспертиза.

Цель экспертизы — проверить и оценить, насколь­ко объект соответствует требованиям охраны окружа­ющей природной среды и экологической безопаснос­ти. Результатом экспертизы является выявление тех­нических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий ре­ализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Заключение экологической экспертизы — доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содер­жащий обоснованные выводы о допустимости воздей­ствия на окружающую природную среду хозяйствен­ной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобрен­ный большинством списочного состава экспертной комиссии.

Заключение подписывают руководитель, ответ­ственный секретарь и все члены экспертной комис­сии; оно не может быть изменено без их согласия. Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является составной частью экологической оценки и ее обязаны осуществлять авторы любого проекта. ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Задачами ОВОС являются:

◦ выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности; изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий; последствий для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;

◦ выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-экономических и экологических оценок каждой из них;

◦ формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования.

Субъекты ОВОС:

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

Добавить комментарий