Нормотворческая деятельность международных организаций

УСТАВ (КОНСТИТУЦИЯ)
ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(Нью-Йорк, 22 июля 1946 года)
Государства, принявшие сообща настоящий Устав (Конституцию), в соответствии с Уставом Объединенных Наций, провозглашают, что нижеследующие принципы являются основными для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности.
Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.
Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.
Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств.
Достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех.
Неравномерное развитие в разных странах мер в области здравоохранения и борьбы с болезнями, в особенности с заразными болезнями, является общей опасностью.
Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития.
Предоставление всем народам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья.
Просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа.
Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения.
Признавая эти принципы, в целях сотрудничества между собою и с другими в области улучшения и охраны здоровья всех народов, Договаривающиеся Стороны принимают настоящий Устав (Конституцию) и тем самым учреждают Всемирную организацию здравоохранения как специализированное учреждение Объединенных Наций, в соответствии с положениями статьи 57 Устава Объединенных Наций.
Глава I. ЦЕЛЬ
Статья 1
Целью Всемирной организации здравоохранения, в дальнейшем именуемой «Организация», является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.
Глава II. ФУНКЦИИ
Статья 2
Функциями Организации, ведущими к указанной цели, будет:
a) действовать в качестве руководящего и координирующего органа в международной работе по здравоохранению;
b) установить и поддерживать эффективное сотрудничество с Объединенными Нациями, со специализированными учреждениями, с правительственными учреждениями по здравоохранению, с профессиональными группами и с другими организациями, которые для этого окажутся подходящими;
c) помогать правительствам по их просьбе в укреплении обслуживания населения в области здравоохранения;
d) оказывать нужное техническое содействие и в экстренных случаях необходимую помощь по просьбе или с согласия соответствующего правительства;
e) обеспечивать или способствовать обеспечению, по требованию Объединенных Наций, обслуживание необходимыми для здравоохранения средствами специальных групп, как например населения территорий, находящихся под опекой;
f) устанавливать и поддерживать такое административное и техническое обслуживание, включая эпидемиологическое и статистическое, которое может потребоваться;
g) поощрять и развивать работу по борьбе с эпидемическими, эндемическими и другими болезнями;
h) в сотрудничестве, где это является необходимым, с другими специализированными учреждениями, способствовать предотвращению несчастных случаев;
i) в сотрудничестве, где это потребуется, с другими специализированными учреждениями, способствовать улучшению питания, жилищных условий, санитарных условий, условий отдыха, экономических условий или условий труда и других гигиенических условий окружающей обстановки;
j) способствовать сотрудничеству между научными и профессиональными группами, которые участвуют в развитии дела здравоохранения;
k) предлагать принятие конвенций, соглашений и правил и делать рекомендации по вопросам международного здравоохранения и исполнять те обязанности, которые в связи с этим могут быть возложены на Организацию и которые соответствуют ее целям;
l) способствовать развитию охраны материнства и детства и принимать меры, содействующие способности к гармоничной жизни в меняющихся общих условиях среды;
m) поощрять работу в области душевного здоровья, в особенности такую, которая имеет значение для гармонии человеческих отношений;
n) поощрять и проводить исследования в области здравоохранения;
o) способствовать улучшению стандартов обучения и подготовки в санитарной, медицинской и связанных с ними профессиях;
p) изучать, в сотрудничестве с другими специализированными учреждениями, когда это необходимо, административные и социальные вопросы, влияющие на общественное здравоохранение и медицинское обслуживание с точки зрения их превентивного и лечебного значения, включая госпитальное обслуживание и социальное обеспечение, и представлять о том доклады;
q) предоставлять информацию, советы и помощь в области здравоохранения;
r) способствовать созданию во всех странах осведомленного в вопросах здравоохранения общественного мнения;
s) устанавливать и по мере надобности пересматривать международную номенклатуру болезней, причин смерти и приемов общественного здравоохранения;
t) стандартизировать, где это необходимо, диагностические процедуры;
u) развивать, устанавливать и способствовать распространению международных стандартов для пищевых, биологических, фармацевтических и аналогичных продуктов;
v) вообще принимать все необходимые меры для достижения целей Организации.
Глава III. ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЧЛЕНЫ — СОТРУДНИКИ
Статья 3
Прием в члены Организации открыт для всех государств.
———————————
Это понятие в английском тексте выражается словами «Associate Members», во французском — «Membres Associes».
Статья 4
Члены Объединенных Наций могут стать членами Организации путем подписания настоящего Устава (Конституции) или принятия его каким-либо другим образом, предусмотренным в главе XIX и в соответствии с их конституционной процедурой.
Статья 5
Государства, правительства которых были приглашены прислать наблюдателей на Международную конференцию по здравоохранению, состоявшуюся в Нью-Йорке в 1946 г., могут стать членами Организации путем подписания настоящего Устава (Конституции) или принятия его каким-либо другим образом, предусмотренным в главе XIX и в соответствии с их конституционной процедурой, при условии, что такое подписание или принятие состоится до первой сессии Ассамблеи здравоохранения.
Статья 6
В соответствии с условиями любого соглашения между Объединенными Нациями и Организацией, утвержденными согласно главе XVI, государства, не ставшие членами Организации в порядке, указанном в статьях 4 и 5, могут подавать заявления о приеме в члены Организации и принимаются в члены Организации по учреждении их заявлений Ассамблеей здравоохранения простым большинством голосов.
Статья 7
В случае невыполнения членом Организации своих финансовых обязательств по отношению к Организации, или при других исключительных обстоятельствах, Ассамблея здравоохранения может, на тех условиях, которые она сочтет правильными, временно лишить члена Организации принадлежащего ему права голоса и права на обслуживание. Ассамблея здравоохранения полномочна восстанавливать означенные право голоса и право на обслуживание.
Статья 8
Территории или группы территорий, не ответственные за свои международные отношения, могут приниматься в качестве членов — сотрудников Ассамблеей здравоохранения по подаче заявления, предоставляемого от имени такой территории или группы территорий, членом Организации или иной властью, ответственной за их международные отношения. Представители членов — сотрудников в Ассамблее здравоохранения должны обладать технической компетентностью в области здравоохранения и должны выбираться из туземного населения. Характер и объем прав и обязанностей членов — сотрудников определяются Ассамблеей здравоохранения.
Глава IV. ОРГАНЫ
Статья 9
Работа Организации выполняется:
a) Всемирной Ассамблеей по здравоохранению (именуемой в тексте «Ассамблея здравоохранения»);
b) Исполнительным Комитетом (в дальнейшем именуемым «Комитетом»);
c) Секретариатом.
Глава V. ВСЕМИРНАЯ АССАМБЛЕЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Статья 10
Ассамблея здравоохранения состоит из делегатов, представляющих государства — члены Организации.
Статья 11
Каждый член Организации представлен не более как тремя делегатами, из которых один, по назначению члена Организации, является главным делегатом. Указанные делегаты должны подбираться из числа лиц, обладающих наивысшей технической компетентностью в области здравоохранения, предпочтительно представляющих национальную администрацию здравоохранения члена Организации.
Статья 12
При делегатах могут состоять заместители и советники.
Статья 13
Ассамблея здравоохранения собирается на очередные ежегодные сессии и, в случае надобности, на специальные сессии. Специальные сессии созываются по требованию Комитета или большинства членов Организации.
Статья 14
Ассамблея здравоохранения на каждой ежегодной сессии выбирает страну или область, в которой должна состояться следующая ежегодная сессия, причем Комитет затем определяет место съезда. Место проведения специальной сессии определяется Комитетом.
Статья 15
Комитет, после консультации с Генеральным секретарем Объединенных Наций, определяет сроки созыва каждой ежегодной и специальной сессии.
Статья 16
Ассамблея здравоохранения избирает своего председателя и других членов президиума в начале каждой ежегодной сессии. Эти лица сохраняют свои полномочия впредь до избрания их преемников.
Статья 17
Ассамблея здравоохранения устанавливает свои собственные Правила процедуры.
Статья 18
Функциями Ассамблеи здравоохранения является:
a) определять направление деятельности Организации;
b) определять государства — члены Организации, которым предоставляется право назначать своих представителей в Комитет;
c) назначать Генерального директора;
d) рассматривать и утверждать доклады и деятельность Комитета и Генерального директора и давать указания Комитету по вопросам, по которым желательно предпринять действия, изучение, исследование или представление доклада;
e) создавать комитеты, которые могут оказаться нужными для работы Организации;
f) наблюдать за финансовой деятельностью Организации, рассматривать и утверждать бюджет;
g) давать указания Комитету и Генеральному директору о необходимости обращать внимание членов, а также международных организаций как правительственных, так и неправительственных, на любой вопрос, касающийся здравоохранения, который Ассамблея здравоохранения признает требующим рассмотрения;
h) приглашать любую организацию, международную или национальную, правительственную или неправительственную, задачи которой сходны с задачами Организации, назначать представителей для участия, без права голоса, на своих собственных заседаниях и заседаниях ее комитетов и созываемых ею конференций, на условиях, устанавливаемых Ассамблеей здравоохранения; в отношении национальных организаций приглашения посылаются лишь с согласия соответствующего правительства;
i) рассматривать рекомендации, имеющие отношение к здравоохранению, сделанные Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом, Советом Безопасности или Советом по Опеке Объединенных Наций и представлять им доклады о мерах, принятых Организацией в целях осуществления означенных рекомендаций;
j) представлять Экономическому и Социальному Совету доклады в соответствии с любым соглашением между Организацией и Объединенными Нациями;
k) способствовать проведению и проводить исследования в области здравоохранения силами персонала Организации, созданием своих собственных учреждений или путем сотрудничества с официальными или неофициальными учреждениями любого члена с согласия его правительства;
l) создавать любые другие учреждения, которые будут признаны желательными;
m) принимать любые иные мероприятия, способствующие достижению целей Организации.
Статья 19
Ассамблея здравоохранения имеет право принимать конвенции и соглашения по любому вопросу, входящему в компетенцию Организации. Для принятия такого рода конвенций и соглашений требуется большинство двух третей голосов Ассамблеи здравоохранения, причем означенные конвенции или соглашения в отношении каждого отдельного члена Организации входят в силу по принятии их им согласно порядку, предусмотренному его конституционной процедурой.
Статья 20
Каждый член обязуется в восемнадцатимесячный срок со дня принятия Ассамблеей здравоохранения конвенции или соглашения принять меры к утверждению такой конвенции или соглашения. Каждый член уведомляет Генерального директора о принятых им мерах или в случае непринятия им такой конвенции или соглашения в означенный срок сообщает о причинах непринятия. В случае принятия каждый член соглашается представлять ежегодно Генеральному директору доклад в соответствии с требованием главы XIV.
Статья 21
Ассамблея здравоохранения имеет полномочия устанавливать правила, касающиеся:
a) санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней;
b) номенклатуры болезней, причин смерти и приемов общественного здравоохранения;
c) стандартов диагностических методов исследования для их международного использования;
d) стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле;
e) рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле.
Статья 22
Правила, принимаемые в соответствии со статьей 21, становятся обязательными для всех членов после того как будет сделано должным образом оповещение о их принятии Ассамблеей здравоохранения, за исключением тех членов Организации, которые известят Генерального директора в указанный в оповещении срок об отклонении их или оговорках в отношении их.
Статья 23
Ассамблея здравоохранения уполномочивается делать рекомендации членам по любому вопросу, относящемуся к компетенции Организации.
Глава VI. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Статья 24
Комитет состоит из восемнадцати лиц по назначению такого же числа членов Организации. Принимая во внимание справедливое географическое распределение, Ассамблея здравоохранения избирает тех

Организация Объединенных Наций – крупнейшая в истории человечества международная организация. Первоначальными членами-учредителями ООН было 51 государство, в настоящее время в ее состав входят 193 государства.

Устав ООН подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско представителями стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и милитаристской Японии (в том числе СССР, УССР и БССР). Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945 г., когда на хранение правительству США была сдана 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи день вступления в силу Устава ООН официально объявлен «Днем Объединенных Наций», который торжественно отмечается в государствах-членах ООН.

Устав ООН – основополагающий международный документ, в обязывающей форме устанавливающий основные принципы и нормы поведения государств на мировой арене, регламентирующий отношения между государствами, деятельность органов ООН и международных организаций, входящих в систему ООН.

В соответствии с Уставом главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

В работе Генеральной Ассамблеи (ГА) участвуют все члены Организации, которые ежегодно собираются на очередную сессию. ГА рассматривает проблемы поддержания мира и всеобщей безопасности, разоружения, международного сотрудничества в экономической, социальной, гуманитарной и других областях. Ее решения, за исключением вопросов бюджета Организации, носят рекомендательный характер. По требованию большинства членов ООН или Совета Безопасности могут созываться специальные и чрезвычайные специальные сессии для рассмотрения отдельных международных проблем. ГА избирает непостоянных членов Совета Безопасности, а также членов других органов ООН. По рекомендации СБ она принимает новых членов и назначает Генерального секретаря ООН – высшее административное должностное лицо Секретариата.

Совет Безопасности (СБ) играет ключевую роль в достижении главной цели ООН – поддержании международного мира и безопасности. СБ является органом, уполномоченным принимать решения, обязательные для всех членов Организации. Он состоит из 15 членов: 5 постоянных (Российская Федерация, США, Китай, Великобритания и Франция) и 10 непостоянных, избираемых на основе принципа справедливого географического распределения сроком на два года (по состоянию на
2020 год: Бельгия, Вьетнам, Германия, Доминиканская Республика, Индонезия, Нигер, Сент-Винсент и Гренадины, Тунис, Эстония и ЮАР). Решения в Совете принимаются большинством в 9 голосов при том условии, что никто из постоянных членов Совета не голосует против (т.е. не применяет право вето).

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) подотчетен Генеральной Ассамблее и является органом, координирующим экономическую, социальную и экологическую деятельность ООН и специализированных учреждений и органов системы ООН (ВМО, ВОЗ, ВОИС, ВПС, ИМО, ИКАО, МОТ, МСЭ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ФАО и др.), занимается согласованием целей в области развития. ЭКОСОС состоит из
54 членов, избираемых на 3 года, причем 18 из них ежегодно переизбираются.

Совет по Опеке был создан для наблюдения за управлением 11 подопечными территориями. Его главные цели заключались в содействии улучшению положения населения этих территорий и их движению к самоуправлению или независимости. С 1 ноября 1994 г. приостановил свою работу, поскольку все подопечные территории получили самоуправление или независимость.

Международный Суд является главным судебным органом ООН. Состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности (раздельно) сроком на 9 лет. Расположен в г. Гаага (Нидерланды). Уставом ООН предусматривается передача государствами-членами по взаимному согласию существующего между ними спора (как правило, юридического характера) в Международный Суд как одна из форм мирного урегулирования. Каждое государство обязано выполнять решение Международного Суда по тому делу, в котором оно является стороной.

Секретариат обеспечивает функционирование всех органов ООН, принимает организационные меры в целях выполнения их решений. В соответствии с Уставом ООН сотрудники Секретариата набираются на работу на справедливой географической основе с учетом их квалификации и профессиональной подготовки. Общая численность персонала Секретариата во всем мире – около 44 тыс. человек.

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь ООН, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет с возможностью переизбрания еще на один пятилетний срок. В функции Генерального секретаря входит оказание добрых услуг государствам в разрешении конфликтов и кризисов и руководство операциями ООН по поддержанию мира. За время существования ООН этот пост занимало 9 человек: Трюгве Ли (Норвегия), Даг Хаммаршельд (Швеция), У Тан (Бирма), Курт Вальдхайм (Австрия), Перес де Куэльяр (Перу), Бутрос Бутрос-Гали (Египет), Кофи Аннан (Гана) и Пан Ги Мун (Республика Корея). С 1 января 2017 года Секретариат ООН возглавляет португалец Антониу Гутерреш (срок полномочий истекает
31 декабря 2021 г.).

Система ООН состоит также из более 30 программ, фондов и специализированных учреждений. Они имеют свой собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН (ПРООН, ЮНИСЕФ, УВКБ, ВПП, УНП, ЮНФПА, ЮНКТАД, ЮНЕП, БАПОР,
«ООН-Женщины», ООН-Хабитат) финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения (Всемирный банк, МВФ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ФАО, ИКАО, ЮНИДО и другие) являются независимыми международными организациями, финансируемыми за счет как добровольных, так и обязательных взносов.

Бюджет ООН на 2020 г. – 3,07 млрд долл.США.

Число текущих операций по поддержанию мира – 13.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, отделения Организации расположены в Вене, Женеве и Найроби.

На эмблеме ООН, утвержденной в 1946 году, изображена карта мира с полярной равноудаленной азимутальной проекцией, окруженная двумя оливковыми ветвями (символ мира в древней Греции). Флаг ООН представляет собой официальную эмблему белого цвета, помещенную в центре на светло-голубом фоне. Использование эмблемы ООН без разрешения Генерального секретаря запрещено.

Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Постоянный представитель России при ООН и в Совете Безопасности – Василий Алексеевич Небензя.

* * *

Неоспоримым преимуществом ООН остается то, что она воспринимается как фактор, обеспечивающий легитимность и беспристрастность действий в наиболее сложных ситуациях, поскольку ООН является единственной международной организацией, объединяющей практически все государства.

Согласованные международные шаги под эгидой ООН, осуществлявшиеся в ответ на целый ряд острых кризисов, оказались в целом успешными благодаря способности Организации сочетать широкий политический подход, практическую деятельность в области поддержания мира и безопасности, оказание гуманитарной помощи, усилия по постконфликтному восстановлению и реабилитации, мобилизовать не только собственные ресурсы, но и возможности своих специализированных учреждений и международных финансовых организаций, тесно взаимодействовать с региональными и субрегиональными структурами.

Весомую роль ООН играет в решении глобальных проблем развития, в том числе в сфере международной торговли, финансовых отношений, внешней задолженности. Организация активно взаимодействует по этим вопросам с Бреттон-Вудскими учреждениями, ВТО и другими многосторонними структурами.

Россия неизменно придерживается курса в поддержку многосторонности и ведущей роли ООН в мировых делах, активно участвует в усилиях по реформированию, адаптации ООН к новым международным реалиям. Главный критерий – добиться максимальной отдачи от функционирования ее существующих механизмов, обеспечить их эффективную координацию.

По ее мнению, пока нет предпосылок для введения ограничений. «Я не могу комментировать слухи, необходимо обладать фактами. Если в целом говорить о повторном введении ограничений, то такие меры — это средство для замедления передачи вируса и выигрыша во времени, если это необходимо, для увеличения возможностей страны по проверке подозрительных случаев, изоляции и лечению подтвержденных случаев, а также отслеживанию и карантину контактов. Хотя это общий принцип, как мы видели, не существует «универсального решения». ВОЗ рекомендует, чтобы стратегия страны по сдерживанию COVID-19 была научно обоснованной и приемлемой для населения с точки зрения культурных и социальных особенностей. ВОЗ рекомендует странам адаптировать ответные меры к местному контексту, восприятию граждан и тому, что они сочтут приемлемым, чтобы обеспечить соблюдение мер и внести свой вклад в сокращение и остановку распространения вируса», — пояснила Вуйнович.

Уменьшение или возобновление случаев заболевания — это не естественный жизненный цикл эпидемии, это результат действий, предпринимаемых странами и людьми, считает она. «Важно помнить, что сдерживание эпидемии — это ответственность не только правительства, все общество является неотъемлемой частью этих усилий», — добавила представитель ВОЗ.

По словам Вуйнович, комплексные меры, принятые российскими властями, а также изменения в поведении населения по соблюдению мер, дают положительный эффект. «Но все еще необходим дальнейший прогресс, поскольку новые случаи COVID-19 продолжают регистрироваться. Для прерывания цепочки передачи инфекции и снижения количества новых случаев все приложенные усилия и меры необходимо поддерживать. Сейчас не время для самоуспокоения. Пример многих стран показывает, что если проявить настойчивость и последовательность, то текущую пандемию можно обратить вспять», — уверена Мелита Вуйнович.

Она также подчеркнула, что с каждым днем ВОЗ и международное научное сообщество узнают больше о природе вируса. «Все имеющиеся данные на текущий момент свидетельствуют о том, что вирус, вызывающий COVID-19, имеет естественное животное происхождение. Скорее всего, у него есть свой экологический резервуар в летучих мышах. Благодаря быстрому обмену геномной последовательностью страны смогли быстро диагностировать и лечить своих пациентов от COVID-19. Доступно более 94 тысяч геномных последовательностей (и это число растет с каждым днем), поскольку ученые продолжают отслеживать изменения вируса по всему миру и делиться этими данными. ВОЗ предоставляет глобальную платформу для всех заинтересованных сторон для поиска наиболее эффективных методов лечения и разработки эффективных и безопасных вакцин от COVID-19», — рассказала Вуйнович.

Она подчеркнула, что ВОЗ приветствует все программы разработки вакцины в мире. Организацию очень воодушевляет тот факт, что более 30 вакцин-кандидатов сейчас проходят различные стадии клинических испытаний, в том числе в России. ВОЗ опубликовала целевой профиль вакцин — стандарт, которому должна соответствовать вакцина, то есть быть эффективной и безопасной. «ВОЗ продолжает взаимодействовать с российскими учеными и властями и с нетерпением ждет возможности изучить детали испытания первой официально зарегистрированной в России вакцины», — добавила представитель ВОЗ.

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 80

Международное нормотворчество (правотворчество) – это процесс создания норм международного права. В основе любой международно-правовой нормы лежит соглашение субъектов. Другими словами, международное правотворчество – это формирование соглашения и его закрепление в правовой форме, происходящее в определенном процессуальном порядке.

Создание норм международного права происходит в два этапа:

1) достижение согласия относительно содержания правила поведения;

2) выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

В соответствии с этим порядком согласованное правило приобретает юридическую силу, воплотившись в форму обычая или договора, резолюции международной организации или акта международной конференции.

В зависимости от формы выражения международно-правовой нормы определяются особенности международного нормотворчества (правотворчества).

Обычная и договорная норма, различаются не по сути, не по юридической силе, а по способу достижения соглашения. Обычай создается молчаливым соглашением. Подготовка договоров осуществляется в ходе переговоров, если речь идет о двусторонних договорах. Универсальные многосторонние договоры готовятся в рамках международных организаций.

Обычные нормы составляют ядро всей международно-правовой системы – общее международное право, которое распространяет свое действие на все государства и международные организации. Обычная норма общего международного права может быть изменена или отменена только новой нормой такого же характера. Происходит это таким же путем, как и ее создание.

Рассмотрим процесс формирования обычных норм.

В международном праве существует два вида обычных норм: неписаное правило поведения, сложившееся в практике, и правила, содержащиеся в договорах или неправовых актах, которым в дальнейшем придается юридическая сила нормы общего международного права. Юридически они существуют как обычай, а соответствующие акты служат доказательствами их содержания. Акты международных организаций позволили обычной норме избавиться от ее традиционных недостатков: теперь она создается быстро, а содержание стало более четким и доступным. Обычные нормы при помощи актов международных организаций формируются, фиксируются, толкуются, проводятся в жизнь.

Процесс формирования обычая включает в себя два понятия: практика и opinio juris (признание юридической силы). Практика – это поведение субъектов (действие или воздержание от действий), в результате повторения которого складывается правило поведения. Практика должна быть достаточно определенной, единообразной. В случае большой неопределенности и противоречий обычай становится оспоримым.

Одним из доказательств юридической практики служат договоры. Поскольку многие договоры не вступают в силу долгое время или имеют узкий круг участников, многие государства оказываются юридически ими не связанными. Но если признать, что эти договоры выражают обычные нормы общего международного права, они становятся обязательными для всех государств. Это одна из новелл современного международного права.

Продолжительность практики никогда не имела решающего значения для признания обычая. Многое зависит от конкретных условий. Обычная норма может сложиться в результате одного прецедента. Запуск СССР искусственного спутника и молчание государств означали появление обычной нормы о праве безвредного пролета в космосе над территорией иностранных государств.

Оpinio juris представляет собой признание государством юридической силы за сложившимся в практике правилом поведения. Без такого признания правило поведения рассматривается как правило международной вежливости или обыкновение.

Добавить комментарий