Нормотворческая функция

1. Банком может быть выдан беспроцентный кредит.
нет, не может
да, может

2. Лицо, помещающее деньги в банк под проценты
кредитор
клиент
гарант
депонент
заемщик

3. Банк вправе открывать филиалы за границей при наличии …
генеральной лицензии
лицензии
расширенной лицензии

4. Формы осуществления Банком России своих нормотворческих полномочий
положения
постановления
инструкции
указы

5. Основанием для отзыва лицензии является осуществление Банком банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России.
да, является
нет, не является

6. Банковская деятельность без регистрации и без лицензии на территории Российской Федерации …
запрещена
разрешена

7. Банковский вклад может быть открыт в пользу третьих лиц.
нет, не может
да, может

8. Виды деятельности, которыми запрещено заниматься банкам
производственная, торговая и страховая деятельность
производственная, страховая деятельность
производственная деятельность

9. В настоящее время коммерческий банк в России может создаваться как …
акционерное общество
общество с ограниченной ответственностью
общество с дополнительной ответственностью
дочернее общество

10. Банковская тайна – это тайна о …
видах операций банка
счетах его клиентов и движении средств по ним
счетах его корреспондентов

11. Специальное разрешение, на основании которого кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции
лицензия
договор
полис
контракт
доверенность

12. Ложное высказывание
Так как Банк России является кредитором в последней инстанции, то заемщики Банка России, в том числе коммерческие банки не могут обжаловать решения Банка России в высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Банк России осуществляет функции надзора за деятельностью банков, за соблюдением ими экономических нормативов, контролирует правильное применение законодательства России о банках.
Как орган управления кредитной системой РФ Банк России, осуществляя функции регулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.
Бюджетное законодательство запрещает вмешательство вышестоящих органов в бюджетную деятельность нижестоящих территорий.
Депозитные банки специализируются на осуществлении долгосрочных кредитных операциях.

13. Банковского права – это …
самостоятельная отрасль права
подотрасль финансового права

14. Публично-правовой метод в юридической литературе – метод …
императивный
субординации
авторитарный

15. Внутрибанковский аудит не может являться частью …
системы внутреннего контроля
внешнего аудита
внутреннего аудита

16. Обязательным аудиторским проверкам банки подвергаются …
ежемесячно
ежеквартально
ежегодно
только инициативно

17. К валютным ценностям в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» не относятся …
иностранная валюта
внешние ценные бумаги
золотые слитки

18. Нормативные акты ЦБ РФ являются источником банковского права.
нет, не являются
являются, если они не противоречат действующему законодательству
да, являются

19. Предмет банковского права
банковская деятельность
банковские операции
банковские сделки

20. Главная функция банковского чека
кредитная
платежная
сохранная

21. В соответствии с ГК РФ банковская гарантия …
не обеспечивает надлежащего исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром
не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное
не определяет вознаграждение гаранту от принципала

22. Самостоятельное коммерческое юридическое лицо может открыть в банке …
расчетный счет
текущий счет
счет для осуществления совместной деятельности

23. Договор банковского счета может быть расторгнут Банком в одностороннем порядке.
да может, если данное условие предусмотрено в договоре;
нет, не может договор банковского счета может быть расторгнут только судом по требованию Банка.

24. К объектам, по поводу которых возникают банковские правоотношения, не относятся …
деньги
валюта
ювелирные изделия
золото в слитках
ценные бумаги

25. Основание, по которому Банк России вправе отказать кредитной организации в государственной регистрации
несоответствие кандидатов на руководящие должности предъявляемым к ним квалификационным требованиям
несоответствие поданных документов требованиям федеральных законов
не полная оплата уставного капитала

26. Банк является …
кредитором, заемщиком и поставщиком товаров
кредитором, заемщиком и посредником между кредитором и заемщиком
должником, заемщиком и поставщиком товаров
производителем; потребителем и посредником
должником и производителем

27. Небанковские кредитные организации
кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции
организации, не имеющие право осуществлять банковские операции

28. Классификация банковских правоотношений в зависимости от содержания
имущественные
неимущественные
организационные
неимущественные
правовые
неорганизационные

29. Предоставление кредита является … операцией Банка.
активной
пассивной

30. Банк России является …
главным банком Москвы
вторым главным банком России после Сбербанка
филиалом Мирового банка
главным банком Российской Федерации

31. Истинное высказывание
банки — это такие кредитные организации, которые не имеют исключительного права в совокупности осуществлять следующие операции: привлекать вклады; размещать вклады; открывать и вести банковские счета
кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции
коммерческие банки занимаются эмиссией банкнот государственного образца
иностранный банк признается таковым на территории России в случае, если он зарегистрирован на территории России
источниками банковского права являются только нормативные акты субъектов Российской федерации

32. Банк должен предоставить информацию по банковскому вкладу физического лица по запросу налоговой инспекции.
да, должен
нет, не должен

33. Банковская система Российской Федерации является …
одноуровневой
двухуровневой
трехуровневой
четырехуровневой
пятиуровневой

34. Банк обязан перечислять со счета клиента денежные средства не позже … за днем поступления в Банк соответствующего платежного документа.
двух дней, следующих
дня, следующего
недели, следующей

35. Особенность правового статуса Банка России.
Банк России – является юридическим лицом, он совершает гражданско-правовые сделки, он наделен полномочиями по управлению денежно- кредитной системой РФ, надзорными функциями за деятельностью банков;
Банк России не является юридическим лицом, он наделен полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ, надзорными функциями за деятельностью банков.

36. Банковской операцией является выдача …
банковских гарантий
денежных средств

37. Если в кредитном договоре не указан срок возврата суммы полученного кредита, то …
кредитный договор является недействительным
сумма кредита по кредитному договору должна быть возвращена в течение 30 дней со дня предъявления Банком требования, если иное не предусмотрено договором
сумма кредита по кредитному договору должна быть возвращена в течение 10 дней со дня предъявления Банком требования, если иное не предусмотрено договором

38. Гражданско-правовой метод может именоваться как метод …
диспозитивного регулирования
координации
автономии

39. При формировании уставного капитала коммерческого банка могут быть использованы бюджетные средства субъекта Федерации.
не могут
могут
могут с разрешения соответствующих органов исполнительной власти
могут на основании законодательного акта субъекта РФ

40. Банк России осуществляет свои расходы за счет …
собственных доходов
заёмов
финансирования из федерального бюджета

Нормотворческая функция ЦБ РФ.

Процесс нормотворчества включает в себя совокупность последовательно совершаемых действий, завершающих его государственную управленческую деятельность по формированию правовых основ банковской деятельности.

В России нормотворческая функция Банка России, закрепленная в положениях ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», получила детальное развитие в Положении ЦБ РФ № 519 от 15 сентября 1997 г. «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России». Согласно названному Положению нормативные акты Банка России издаются в форме указания, положения и инструкции.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции положениями ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц.

Функции Банка России по осуществлению банковского регулирования и надзора реализуются в виде соответствующих правовых решений, которым присущи следующие специфические признаки:

1) нормативные акты Банка России принимаются государственным органом, на который законодательством РФ возложены соответствующие функции;

2) нормативные акты Банка России имеют государственный, властный характер и выражают государственную волю;

3) нормативные акты Банка России принимаются в установленном законодательством порядке и должны быть выражены в определенной законодательством форме;

4) нормативные акты Банка России обязательны для всех органов власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

5) нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров ЦБ РФ;

6) нормативные акты Банка России носят подзаконный характер и не должны противоречить федеральному законодательству;

7) нормативные акты Банка России не имеют обратной силы;

8) нормативные акты Банка России подлежат регистрации в Министерстве юстиции России в порядке, установленном законодательством для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Существует мнение, что нормотворческие функции Банка России должны быть ограничены. Они, естественно, должны иметь место, но исключительно в пределах, определенных действующим законодательством РФ.

Банковское законодательство, в том числе законодательство, регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве. В этой связи деятельность центрального банка как банка и государственного органа денежно-кредитного регулирования определяется совокупностью законодательных актов.

По отношению к регулированию деятельности центрального банка эти законодательные акты имеют неодинаковое значение. Как известно, в государстве существуют как общие законы, относящиеся к общественным явлениям и прежде всего к важнейшим сторонам общественной жизни, так и законы, регулирующие определенную ее сферу. К первой категории законов относятся Конституция страны и Гражданский кодекс.

Конституция Российской Федерации в соответствии с идеологией политической и экономической системы, принципами построения системы органов государственной власти в стране определяют статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) формулирует общие правила создания и деятельности юридических лиц, устанавливает особенности правового регулирования таких видов обязательств, имеющих непосредственное отношение к деятельности Банка России, как заем и кредит, банковский вклад и банковский счет, расчеты и уступка денежного требования и др.

Вторую категорию законов, регулирующих определенную сферу деятельности, составляют так называемые отраслевые законы. Среди них выделяется Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №8б-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) «.

Помимо общих и отраслевых в банковском законодательстве можно выделить законы, прямо регулирующие деятельность Банка России, и законы, относящиеся к параллельно функционирующим сферам, взаимодействующим с Банком России.

К первому типу законов относится упомянутый главный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ко второму типу законы «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»‚ «О Счетной палате Российской Федерации» и др.

В структуре правового регулирования деятельности России выделяются как собственно федеральные законы, так и международные договоры Российской Федерации, а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах.

Нельзя не отметить специфику юридического статуса Центрального банка, которая также содержится в законодательных актах, регулирующих деятельность Банка России.

Юридический статус (положение) центрального банка с точки зрения права вытекает из его сущности как общественного денежно-кредитного института. Это означает, что юридический статус центрального банка должен учитывать как общую его природу, так и отличие от других экономических субъектов.

Общим здесь, как уже отмечалось, является то, что центральный банк как участник отношений между экономическими субъектами выступает в качестве юридического лица. В соответствии с российским законодательством Банк России, как и всякое юридическое лицо, имеет печать (в данном случае с изображением государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием), определенное местонахождение, капитал и имущество.

Как юридическое лицо центральный банк выступает по отношению к другим юридическим лицам органом государственного управления и в этом смысле государственным учреждением.

С достаточным основанием можно утверждать, что центральный банк — это орган государства, которому оно в государственной системе управления делегирует определенные полномочия.

Центральный банк, конечно же, и государственное учреждение, которому государство делегирует установление определенного порядка, специальных правил, регулирующих особую сферу экономических отношений.

Что касается полномочий Центрального банка РФ, так на них накладываются определенные ограничения в связи с законами, действующими на территории страны и регулирующие деятельность банков, и Банка России в том числе.

Полномочия центрального банка как учреждения не распространяются в одинаковой степени на все экономические субъекты и их деятельность. Государство наделяет центральный банк властными полномочиями только в области банковской деятельности, в сфере денежно-кредитных отношений. Его полномочия, распоряжения и приказы в сфере денежного оборота обязательны для исполнения, а выпускаемые им денежные знаки обязательны к приему платежей всеми участниками экономического оборота, но это не означает, что каждый экономический субъект должен рассчитываться со своими контрагентами непременно лишь по одной форме и тем более совершать платежи в сфере обмена только с согласия центрального банка. Распоряжения банка обязательны для всех участников денежного оборота только в сфере денежных операций и никоим образом в области организации производства, оказания услуг, распределения и потребления общественных благ.

Властные полномочия центрального банка носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельности вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операции, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.

Обладая определенными полномочиями в области управления денежной сферой, выполняя от имени государства задачи по эмитированию наличных денежных знаков, центральный банк выступает в этом смысле как государственное учреждение. Особенность его в том, что он, одна- ко, не включен при этом в число органов государственной власти, не наделен, как отмечалось, полномочиями органа исполнительной власти, его распоряжения по отношению к экономическим субъектам не носят всеобъемлющего характера.

Согласно Конституции Российской Федерации к органам государственной власти (ст. 10) относятся: законодательная, исполнительная и судебная. В перечне органов государственной власти (ст. 11) Центральный банк Российской Федерации не значится. В юридической литературе это порождает определенную дискуссию, так как в другой статье Основного закона страны (ч. 2 ст. 75) содержится косвенная характеристика Банка России как одного из органов государственной власти, который выполняет свою основную функцию «независимо от других органов государственной власти» .

Одни учитывая определенную несогласованность текста статей Конституции РФ, относят Банк России к числу органов государственной власти с особым статусом. Другие, рассматривая государственную власть как систему, полагают, что в нее «могут входить федеральные органы государственной власти, не относящиеся к органам законодательной, исполнительной и судебной власти» . К таковым они причисляют новую ветвь государственной власти денежную власть во главе с центральным банком. Остальные считают, что отнести центральный банк к органам государственной власти значит изменить Конституцию страны, определяющую верховенство по отношению к другим законодательным актам.

В правовом отношении статус Банка России пока не определен в полной мере. Это порождает ряд спорных суждений, например, о его зависимости от других органов государственной власти, включая исполнительную власть.

Но несмотря на все неопределенности банковского законодательства в этой области оно однозначно закрепляет, что:

  • · Банк России не относится к законодательной власти, занимает особое место в системе государственных органов (к их числу относят Прокуратуру, Счетную палату, Центральную избирательную комиссию, Уполномоченного по правам человека);
  • · взаимоотношения Банка России и Правительства РФ строятся не на властной основе и подчинении, а на началах равноправия, «где ни один из двух органов власти не подчинен другому и ни один не руководит работой другого и не контролирует ее, строится на началах конструктивного сотрудничества равноправных органов государственной власти»
  • · Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации;
  • · Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседании Правительства РФ, может принимать участие в заседаниях Государственной думы при обсуждении законодательных актов, относящихся к вопросам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики;
  • · в свою очередь министр финансов РФ, министр экономического развития и торговли РФ или один из их заместителей участвуют в заседании Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса;
  • · при предполагаемых действиях общегосударственного значения Банк России и Правительство РФ информируют друг друга, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации;
  • · с учетом воздействия выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации на состояние банковской системы Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по поводу графика их выпуска;
  • · Банку России запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ, предназначенные для покрытия дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, предусматриваемых федеральным законов о федеральном бюджете);
  • · Банку России запрещено финансировать (кредитовать) дефициты бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • · операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации, операции с золотовалютными резервами Банк России проводит на бесплатной основе (комиссия не взыскивается). Для проведения данных операций Центральный банк Российской Федерации и Минфин России при необходимости заключают соответствующее соглашение.

Добавить комментарий