Нормы избирательного права

Нормы избирательного права

Под нормой права понимается правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормы избирательного права — разновидность социальных норм, которые содержатся в конституционных и иных источниках права. Нормам избирательного права присущи общие черты, которые характерны для всех правовых норм — общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность санкциями. Нормы избирательного права выполняют собственную целевую функцию обусловленную тем, что избирательное право — это комплексная отрасль публичного права, связанная с участием граждан в политическом процессе.

Классификация норм избирательного права может быть проведена по принятым в юридической науке основаниям.

1. По содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений:

• регулирующие реализацию избирательных прав граждан;

• регулирующие принципы избирательного права;

• устанавливающие гарантии реализации избирательных прав граждан;

• регулирующие правовой режим осуществления отдельных стадий, процедур и избирательных действий;

• устанавливающие ответственность за нарушения избирательных прав.

2. По юридической силе:

• нормы Конституции Российской Федерации (обладают высшей юридической силой);

• нормы федеральных законов;

• нормы законов субъектов Российской Федерации.

3. По территории действия:

• на всей территории Российской Федерации;

• на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

4. По способу действия (воздействия на избирательные отношения):

• регулятивные;

• правоохранительные.

5. По характеру предписаний:

• управомочивающие (определяют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия);

• запрещающие (содержат запреты на совершение определенных действий);

• обязывающие (закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия).

6. По степени определенности предписаний:

• императивные (однозначно определяется вариант поведения субъекта права);

• диспозитивные (предусматривают возможность выбора варианта действия субъектом права).

Понятие «норма» очень широкое. Если мы посмотрим на общелитературное понятие «норма», то это есть установленная мера, средняя величина чего-либо, например: норма выработки, норма литературного языка, норма выпадения осадков. Но норма — это и узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Итак, мы видим, что понятие «норма» имеет употребление во всех науках. Для анализа мы отталкиваемся от общеметодологического понятия «социальная норма», которая также имеет широкое толкование: как общее правило поведения людей в обществе, эталон, масштаб, образец, которым руководствуются в обществе.

Особой разновидностью социальных норм выступают правовые нормы. С одной стороны, эти нормы, порожденные социальной динамикой общества несут в себе его сущностно-содержательные характеристики и не могут рассматриваться в отрыве от него. С другой стороны, они отличны от всех других социальных норм своей санкционированностью государством и общеобязательным значением. При этом общеобязательность все же достигается возможностью государственного принуждения, а не потому, что данные нормы охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы, причинно- следственные связи, образцы поведения, как это утверждают отдельные авторы. Другие социальные нормы также «охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы» и являются «образцами поведения», однако это не делает их правовыми.

Таким образом норма избирательного права-это узаконенное установление, признанный обязательный порядок неотъемлемого механизма российского демократического государства, его республиканского строя, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить свободные и законные выборы народных представителей.

Совокупность норм избирательного права составляет подотрасль конституционного права, и по данному основанию выделяются следующие группы норм.

Первую группуобъединяет нормы по объекту правового регулирования. Это совокупность норм, устанавливающих общие принципы действия избирательного законодательства. гарантийные нормы, которые обеспечивают введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективных избирательных прав граждан России.

Вторую группусоставляют нормы, обеспечивающие важнейшие гарантии прав граждан Российской Федерации, связанные с учетом и регистрацией избирателей, составлением избирательных списков, образованием избирательных округов и избирательных участков.

Третья группа образована нормами, закрепляющими важнейшие принципы функционированием избирательной системы, оформляет статус и структуру избирательных комиссий, порядок их формирования, принципы организационной деятельности комиссий, принципы гласности в их деятельности, правовой статус членов избирательных комиссии и соответствующие меры юридической ответственности, применяемые к избирательным комиссиям.

Четвёртая группа— это нормы, которые связаны с гарантиями граждан на выдвижение кандидатов, регламентируют сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, порядок регистрации кандидатов, устанавливают их статус.

Пятая группавключает нормы, закрепляющие гарантии прав на получение и распространении информации о выборах, устанавливающие принципы информационного обеспечения выборов, информирования избирателей, регулирующие обнародование опросов общественного мнения, порядок участия СМИ в предвыборной агитации, общие условия и правовые ограничения ее проведения.

Шестую группу составляют нормы, связанные с гарантиями прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования

Седьмую группу образуют нормы, регулирующие порядок обжалования нарушений избирательных прав. Они устанавливают основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата списка кандидатов, отмены решений об итогах голосования, закрепляют процессуальные сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, принципы и основания юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Восьмую группу составляют нормы, закрепленные в различных нормативных правовых актах, заключительные и переходные наложения. Недооценивать эту группу норм нельзя, поскольку именно они устанавливают условия вступления в силу нормативных актов, утраты ими юридической силы, важные переходные положения, связанные с порядком применения отдельных статей, совмещением выборов, гарантиями для отдельных категорий лиц и органов, конкретизируются условия участия в выборах отдельных субъектов избирательных правоотношений и т.д.

По роли в механизме правового регулирования избирательные нормы можно дифференцировать на нормы общего и конкретного содержания.

Нормы общего содержания устанавливают исходные принципы, категории, которые относятся ко всем выборным институтам. Это в первую очередь нормы общих положений главы первой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», а также федеральных законов: «О выборах Президента Российской Федерации» (глава I), «О выборах депутатов Государственной Думы» (глава I).

Изложение правового материала в этих нормах характеризуется определенными особенностями. Учитывая, что они имеют приоритетный характер и остальные конкретные нормы должны соответствовать им. законодатель стремится закрепить в них важнейшие принципы регулируемых институтов, тогда как непосредственную регламентацию функционирования институтов даст в других разделах, главах, через совокупность конкретных норм.

Таким образом, законодатель совершенно оправданно повышает статус различных правовых институтов, закрепляя важнейшие принципы в общих нормах. Тем самым достигаются их усиленная юридическая защита и устойчивость самого механизма правового института, регламентированного правилами конкретных норм на основе принципов, закрепленных в общих нормах, создающих правовой каркас такого института.

Что касается конкретных норм, то они непосредственно устанавливают права и обязанности, условия их реализации, регламентируют статутные и функциональные характеристики правовых институтов и т.д. Они содержат четкое правило поведения, т.е. в них имеется указание на конкретное право, обязанность или сформулирован запрет на определенный вид поведения.

Безусловно, этими нормами определяется и компетенция органов власти, задействованных в организации избирательного процесса. Так, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» определяются полномочия Центральной избирательной комиссии РФ в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» по которой она: устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов в части, не урегулированной федеральными законами, а также порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» и т.д.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного права, а содержат четкое предписание поступать в соответствии с правилами, т.е. являются обязательными к исполнению, содержат однозначный вариант действий.

Что касается диспозитивных норм, то они предусматривают возможность выбора варианта действий субъектов избирательно- правовых отношений с учетом указанных в нормах условий и обстоятельств, т.е. допускается регулирование отношений по соглашению сторон.

Альтернативные нормытакже достаточно полно представлены в избирательном законодательстве. Они, как известно, допускают выбор из обозначенных в избирательной норме вариантов поведения.

По характеру содержащего предписания избирательно-правовые нормы дифференцируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Как известно из теории права, с помощью управомочивающих норм закрепляется компетентность субъектов, в данном случае избирательного права, субъекту права представляется определенная возможность поведения, гарантированная обязанностью другого лица Эти правила, закрепленные в управомочивающих нормах, определяют права субъектов действовать тем или иным образом. Обязывающих норм

Что касается обязывающих норм, то к ним относятся все нормы, в которых исключается иной вариант действий, закрепляются обязанности субъектов электоральных отношений соотносить свое поведение с действиями, установленными данными нормами, которые возлагают на субъектов обязанности совершать определенные действия.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них указанных, т.е. на субъекта электоральных отношений возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

В большинстве учебников и учебных пособиях по избирательному праву отсутствуют разделы, посвященные анализу избирательных норм и особенностей их изложения.

Именно нормы избирательного права являются элементарным элементом законодательства о выборах.

Под нормами избирательного права понимаются общие правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет избирательного права.

Нормы избирательного права обладают всеми признаками, присущими правовой норме: общеобязательность, обобщенность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д. Но при этом они обладают рядом специфических признаков, многие из которых определяются особенностями норм конституционного права:

Во-первых, специфика норм избирательного права обусловлена предметом правового регулирования. Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с организацией и проведением в Российской Федерации свободных, демократических и периодических выборов. Они регулируют наиболее важные для организации государственной власти отношения, имея основополагающий источник — Конституцию РФ.

Во-вторых, нормы избирательного права, как и нормы конституционного права, имеют политический характер, который находит выражение в функциональном предназначении положений избирательного права как средства регулирования политической борьбы в период избирательной кампании.

В-третьих, многие нормы избирательного права, как и нормы конституционного права, не обладают тремя структурными элементами правовой нормы — гипотезой, диспозицией и санкцией. Для большинства норм избирательного права характерно наличие только диспозиции и отсутствие санкции. Но в нормах избирательного права могут встречаться и санкции. Например, информацию об ответственности субъектов избирательного права содержит п.

8 ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав: «В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов… соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Чаще всего избирательное законодательство содержит отсылочные нормы, касающиеся указаний на уголовную, административную либо иную ответственность. Так, ст. 86 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента РФ.

В-четвертых, характерной чертой норм избирательного права является особый круг субъектов, характерных только для избирательного права: кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, избирательные комиссии, члены избирательных комиссий.

Особенностью избирательного законодательства может являться наличие в нем большого количества дефинитивных норм. Например, только в ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав содержит 65 дефениций.

Специфической чертой норм избирательного права также может являться существование по сути аналогичных норм, регулирующих различные отношения применительно к разным конкретным видам избирательных кампаний. Например, сходные отношения, складывающиеся при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и выборов Президента РФ, регулируются нормами соответствующих федеральных законов.

По степени определенности содержащихся в нормах избирательного права предписаний их можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы не оставляют субъекту свободы выбора. Примером подобной нормы может являться положение п. 3. ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в соответствии с которым экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, в соответствующую избирательную комиссию.

Диспозитивные нормы оставляют свободу выбора. Так, в соответствии с п. 4 ст. 61 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» кандидат вправе возвратить жертвователям любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.

Нормы избирательного права, в зависимости от общественных отношений, которые они регулируют, можно разделить:

— на нормы, регулирующие отношения, связанные с назначением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов (списка кандидатов);

— нормы, регулирующие отношения, связанные с информационным обеспечением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные финансовым обеспечением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, возникающие при подсчете голосов и подведением итогов выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные с обжалованием нарушенных избирательных прав.

По характеру, цели (назначения) правового предписания нормы избирательного права можно разделить на обязывающие, запрещающие и управомачивающие. К обязывающим относятся номы, в которых содержится строгое правило поведения. Например, в соответствии с п. 18 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десяти дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

К управомачивающим можно отнести нормы ст. 21—27 Закона об основных гарантиях избирательных прав, закрепляющие права избирательных комиссий. К запрещающим относится п. 6 ст. 58 Закона об основных гарантиях избирательных прав, определяющий лиц, которым запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов (избирательных объединений).

По территории действия нормы избирательного права делятся на нормы, закрепленные в федеральных нормативных правовых актах (Конституция Российской Федерации, Закон об основных гарантиях избирательных прав), нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (например, Закон Новосибирской области «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов») и нормы, закрепленные в нормативных правовых актах местного самоуправления (Устав г. Новосибирска).

В зависимости от выполняемой роли в механизме конституционного регулирования можно выделить материальные и процессуальные нормы избирательного права. Материальные нормы, которых большинство в избирательном законодательстве, выражают содержание деятельности субъектов избирательного права, их правовое положение.

Процессуальные нормы регулируют общественные отношения, складывающиеся при соблюдении определенного порядка (процедуры, процессуальных форм), реализации уполномоченными субъектами своей компетенции. Наиболее четко процессуальные нормы выявляются в избирательном праве в процессуальных гарантиях избирательных прав граждан, в формировании избирательных комиссий и их расформировании, порядке выдвижении и регистрации кандидатов и т. д.

Избирательными правоотношениями являются общественные отношения, урегулированные или возникшие на основе норм избирательного права, закрепляющие юридическую связь между субъектами избирательного права в форме взаимных прав и обязанностей. К особенностям избирательных правоотношений относится их двойственный характер: они одновременно являются правовыми и политическими. Это вытекает из специфических черт норм избирательного права, которые также характеризуются двойственностью.

По времени действия правоотношения можно разделить на отношения постоянного и временного характера. Срок действия отношения постоянного характера не определен. Например, отношением постоянного характера являются отношения, связанные с деятельностью избирательных комиссий, которые действуют на постоянной основе. Временные отношения прекращаются после выполнения заложенной в правовой норме правообязанности. Например, отношение, возникающее между кандидатом в Президенты РФ и избирательными комиссиями, проводящими эти выборы, которые должны обеспечить ему реализации пассивного избирательного права.

Избирательное право играет огромную роль в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Его значимость определяет внимание и интерес к нему многих ученых-правоведов. Избирательное право рассматривается в качестве подотрасли права, науки и учебной дисциплины.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое объективное и субъективное избирательное право? Раскройте содержание понятий «активное избирательное право» и «пассивное избирательное право».

2. Почему, по вашему мнению, избирательное право, институт отзыва депутатов и выборных должностных лиц и институт референдума являются самостоятельными формами непосредственной демократии?

3. Назовите отношения, составляющие предмет избирательного права.

4. Решите задачу:

При рассмотрении в Законодательном Собрании N-ой области законопроекта «Об отзыве депутата Законодательного Собрания N-ой области» один из депутатов заявил, что данный закон, в случае его принятия, ограничит права граждан РФ, проживающих в области, избираться в органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. А в соответствии с Конституцией РФ права граждан являются высшей ценностью и могут быть ограничены только в случаях, ею предусмотренных. Прав ли депутат? Выскажите ваше мнение.

Библиографический список

Основная литература

2. Избирательное право : учеб. пособие / под ред. К. К. Гасанова,

B. Н. Белоновского. — Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2007. —

C. 7—14.

3. Макарцев, А. А. Избирательный режим в Российской Федерации / А. А. Макарцев. — Москва : Юрлитинформ, 2013. — 344 c.

Дополнительная литература

1. Избирательное право России : учеб. для студентов вузов / В. О. Лучин и др. ; под. ред. В. О. Лучина. — Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2008. — С. 8—66.

2. Князев, С. Д. Очерки теории российского избирательного права / С. Д. Князев. — Владивосток : Изд-во ДВГУ, 1999. — С. 7—106.

3. Макарцев, А. А. Дозволения, запреты и позитивные обязывания в избирательном режиме: проблемы метода правового регулирования /

A. А. Макарцев // Гос. власть и мест. самоупр. — 2008. — № 1. — С. 6—8.

4. Макарцев, А. А. Методологические проблемы избирательного режима / А. А. Макарцев // Право и политика. — 2008. — № 2. — С. 316—319.

5. Сравнительное избирательное право : учеб. пособие / науч. ред.

B. В. Маклаков. — Москва : НОРМА, 2003. — 208 с.

1.3. Источники избирательного права

План

1.2.1. Понятие и система источников избирательного права.

1.2.2. Конституция РФ.

1.2.3. Нормы международного права и ратифицированные международные договоры РФ.

1.2.4. Федеральные законы.

1.2.5. Указы Президента РФ.

1.2.6. Законы субъектов РФ.

1.2.7. Акты органов местного самоуправления.

1.2.8. Акты избирательных комиссий.

Нормы избирательного права

Под нормой права понимается правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормы избирательного права — разновидность социальных норм, которые содержатся в конституционных и иных источниках права. Нормам избирательного права присущи общие черты, которые характерны для всех правовых норм — общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность санкциями. Нормы избирательного права выполняют собственную целевую функцию обусловленную тем, что избирательное право — это комплексная отрасль публичного права, связанная с участием граждан в политическом процессе.

Классификация норм избирательного права может быть проведена по принятым в юридической науке основаниям.

1. По содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений:

• регулирующие реализацию избирательных прав граждан;

• регулирующие принципы избирательного права;

• устанавливающие гарантии реализации избирательных прав граждан;

• регулирующие правовой режим осуществления отдельных стадий, процедур и избирательных действий;

• устанавливающие ответственность за нарушения избирательных прав.

2. По юридической силе:

• нормы Конституции Российской Федерации (обладают высшей юридической силой);

• нормы федеральных законов;

• нормы законов субъектов Российской Федерации.

3. По территории действия:

• на всей территории Российской Федерации;

• на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

4. По способу действия (воздействия на избирательные отношения):

5. По характеру предписаний:

• управомочивающие (определяют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия);

• запрещающие (содержат запреты на совершение определенных действий);

• обязывающие (закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия).

6. По степени определенности предписаний:

• императивные (однозначно определяется вариант поведения субъекта права);

• диспозитивные (предусматривают возможность выбора варианта действия субъектом права).

7. По назначению в механизме правового регулирования:

• материальные (устанавливают права и обязанности субъектов отношений);

• процедурные (определяют способы их реализации);

• процессуальные (обеспечивают защиту и восстановление нарушенных прав).

Выборы регламентированы нормами конституционного (государственного) права, составляющими избирательное право. ›Основы государства и права›.

Избирательное право охватывает совокупность содержащихся в нормативных правовых актах правовых норм (избирательное законодательство) и фактически сложившиеся обычаи (обычное право), на основе и с учетом которых проводятся выборы.

Активное избирательное право – право гражданина избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления.
Выборы регламентированы нормами конституционного (государственного) права, составляющими избирательное право.

Сущность, содержание и виды избирательного права. Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право. Первое — это система правовых норм (преимущественно.

Нормы избирательного права и избирательные правоотношения

В большинстве учебников и учебных пособиях по избирательному праву отсутствуют разделы, посвященные анализу избирательных норм и особенностей их изложения .

Именно нормы избирательного права являются элементарным элементом законодательства о выборах.

Нормы избирательного права обладают всеми признаками, присущими правовой норме: общеобязательность, обобщенность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д. Но при этом они обладают рядом специфических признаков, многие из которых определяются особенностями норм конституционного права:

Во-первых, специфика норм избирательного права обусловлена предметом правового регулирования. Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с организацией и проведением в Российской Федерации свободных, демократических и периодических выборов. Они регулируют наиболее важные для организации государственной власти отношения, имея основополагающий источник — Конституцию РФ.

Во-вторых, нормы избирательного права, как и нормы конституционного права, имеют политический характер, который находит выражение в функциональном предназначении положений избирательного права как средства регулирования политической борьбы в период избирательной кампании.

В-третьих, многие нормы избирательного права, как и нормы конституционного права, не обладают тремя структурными элементами правовой нормы — гипотезой, диспозицией и санкцией. Для большинства норм избирательного права характерно наличие только диспозиции и отсутствие санкции. Но в нормах избирательного права могут встречаться и санкции. Например, информацию об ответственности субъектов избирательного права содержит п. 8 ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав: «В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Чаще всего избирательное законодательство содержит отсылочные нормы, касающиеся указаний на уголовную, административную либо иную ответственность. Так, ст. 86 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента РФ.

В-четвертых, характерной чертой норм избирательного права является особый круг субъектов, характерных только для избирательного права: кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, избирательные комиссии, члены избирательных комиссий.

Особенностью избирательного законодательства может являться наличие в нем большого количества дефинитивных норм. Например, только в ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав содержит 65 дефениций.

Специфической чертой норм избирательного права также может являться существование по сути аналогичных норм, регулирующих различные отношения применительно к разным конкретным видам избирательных кампаний. Например, сходные отношения, складывающиеся при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и выборов Президента РФ, регулируются нормами соответствующих федеральных законов.

По степени определенности содержащихся в нормах избирательного права предписаний их можно разделить на императивные и диспозитивные. Императивные нормы не оставляют субъекту свободы выбора. Примером подобной нормы может являться положение п. 3. ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в соответствии с которым экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, в соответствующую избирательную комиссию.

Диспозитивные нормы оставляют свободу выбора. Так, в соответствии с п. 4 ст. 61 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» кандидат вправе возвратить жертвователям любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.

Нормы избирательного права, в зависимости от общественных отношений, которые они регулируют, можно разделить:

— на нормы, регулирующие отношения, связанные с назначением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов (списка кандидатов);

— нормы, регулирующие отношения, связанные с информационным обеспечением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные финансовым обеспечением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, возникающие при подсчете голосов и подведением итогов выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные с обжалованием нарушенных избирательных прав.

По характеру, цели (назначения) правового предписания нормы избирательного права можно разделить на обязывающие, запрещающие и управомачивающие. К обязывающим относятся номы, в которых содержится строгое правило поведения. Например, в соответствии с п. 18 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десяти дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

К управомачивающим можно отнести нормы ст. 21—27 Закона об основных гарантиях избирательных прав, закрепляющие права избирательных комиссий. К запрещающим относится п. 6 ст. 58 Закона об основных гарантиях избирательных прав, определяющий лиц, которым запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов (избирательных объединений).

По территории действия нормы избирательного права делятся на нормы, закрепленные в федеральных нормативных правовых актах (Конституция Российской Федерации, Закон об основных гарантиях избирательных прав), нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (например, Закон Новосибирской области «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов») и нормы, закрепленные в нормативных правовых актах местного самоуправления (Устав г. Новосибирска).

В зависимости от выполняемой роли в механизме конституционного регулирования можно выделить материальные и процессуальные нормы избирательного права. Материальные нормы, которых большинство в избирательном законодательстве, выражают содержание деятельности субъектов избирательного права, их правовое положение.

Процессуальные нормы регулируют общественные отношения, складывающиеся при соблюдении определенного порядка (процедуры, процессуальных форм), реализации уполномоченными субъектами своей компетенции. Наиболее четко процессуальные нормы выявляются в избирательном праве в процессуальных гарантиях избирательных прав граждан, в формировании избирательных комиссий и их расформировании, порядке выдвижении и регистрации кандидатов и т. д.

Избирательными правоотношениями являются общественные отношения, урегулированные или возникшие на основе норм избирательного права, закрепляющие юридическую связь между субъектами избирательного права в форме взаимных прав и обязанностей. К особенностям избирательных правоотношений относится их двойственный характер: они одновременно являются правовыми и политическими. Это вытекает из специфических черт норм избирательного права, которые также характеризуются двойственностью.

По времени действия правоотношения можно разделить на отношения постоянного и временного характера. Срок действия отношения постоянного характера не определен. Например, отношением постоянного характера являются отношения, связанные с деятельностью избирательных комиссий, которые действуют на постоянной основе. Временные отношения прекращаются после выполнения заложенной в правовой норме правообязанности. Например, отношение, возникающее между кандидатом в Президенты РФ и избирательными комиссиями, проводящими эти выборы, которые должны обеспечить ему реализации пассивного избирательного права.

Избирательное право играет огромную роль в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Его значимость определяет внимание и интерес к нему многих ученых-правоведов. Избирательное право рассматривается в качестве подотрасли права, науки и учебной дисциплины.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое объективное и субъективное избирательное право? Раскройте содержание понятий «активное избирательное право» и «пассивное избирательное право».

2. Почему, по вашему мнению, избирательное право, институт отзыва депутатов и выборных должностных лиц и институт референдума являются самостоятельными формами непосредственной демократии?

3. Назовите отношения, составляющие предмет избирательного права.

4. Решите задачу:

При рассмотрении в Законодательном Собрании N-ой области законопроекта «Об отзыве депутата Законодательного Собрания N-ой области» один из депутатов заявил, что данный закон, в случае его принятия, ограничит права граждан РФ, проживающих в области, избираться в органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. А в соответствии с Конституцией РФ права граждан являются высшей ценностью и могут быть ограничены только в случаях, ею предусмотренных. Прав ли депутат? Выскажите ваше мнение.

2. Избирательное право : учеб. пособие / под ред. К. К. Гасанова,

B. Н. Белоновского. — Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2007. —

3. Макарцев, А. А. Избирательный режим в Российской Федерации / А. А. Макарцев. — Москва : Юрлитинформ, 2013. — 344 c.

1. Избирательное право России : учеб. для студентов вузов / В. О. Лучин и др. ; под. ред. В. О. Лучина. — Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2008. — С. 8—66.

2. Князев, С. Д. Очерки теории российского избирательного права / С. Д. Князев. — Владивосток : Изд-во ДВГУ, 1999. — С. 7—106.

3. Макарцев, А. А. Дозволения, запреты и позитивные обязывания в избирательном режиме: проблемы метода правового регулирования /

A. А. Макарцев // Гос. власть и мест. самоупр. — 2008. — № 1. — С. 6—8.

4. Макарцев, А. А. Методологические проблемы избирательного режима / А. А. Макарцев // Право и политика. — 2008. — № 2. — С. 316—319.

5. Сравнительное избирательное право : учеб. пособие / науч. ред.

B. В. Маклаков. — Москва : НОРМА, 2003. — 208 с.

1.3. Источники избирательного права

1.2.1. Понятие и система источников избирательного права.

1.2.2. Конституция РФ.

1.2.3. Нормы международного права и ратифицированные международные договоры РФ.

1.2.4. Федеральные законы.

1.2.5. Указы Президента РФ.

1.2.6. Законы субъектов РФ.

1.2.7. Акты органов местного самоуправления.

Ответить на вопросы теста

а) материальный характер;

б) процессуальный характер;

в) процедурный характер;

г) все вышеперечисленные характеристики норм.

1. По степени определенности нормы избирательного права могут быть:

2. Особенностями норм избирательного права, закрепленных в законах являются:

а) их особая важность и значимость;

б) их высшая юридическая сила;

в) обязательность их издания;

г) закрепление их в тексте Конституции Российской Федерации;

д) необходимость их знания всеми гражданами.

3. Коллизии в избирательном праве разрешаются на основе установленных правил о:

а) приоритете норм федеральных законов над нормами законов субъектов Российской Федерации;

б) приоритете норм избирательных законов субъектов РФ над нормами федеральных законов;

в) приоритете норм федеральных законов над нормами законов субъектов РФ, но только в рамках предметов их ведения;

г) примате естественного права по отношению к позитивному праву;

д) примате позитивного права по отношению к естественному праву;

е) приоритете решений Президента РФ по конкретному вопросу;

ж) правомочности решений суда общей юрисдикции по конкрет­ному избирательному делу.

«Избирательное право Российской Федерации»

91. Могут ли государственные и муниципальные служащие входить в состав избирательной комиссии субъекта РФ?
• могут, но не более половины

92. Надзор за соблюдение избирательных прав осуществляет:
• прокуратура

93. Нормами избирательного права регулируются:
• выборы Главы Администрации органа местного самоуправления

94. Нормативные предписания в избирательном праве характеризуются:
• совокупностью всех перечисленных начал

95. Нормы избирательного права имеют:
• в избирательном праве представлены все перечисленные характеристики норм

96. Общее понятие, которое использовалось для характеристики выборного процесса в Конституции РСФСР 1918 года:
• активное и пассивное избирательное право

97. Объектами избирательных правоотношений не являются:
• акции

98. Определите, правильно ли поступила ЦИК, назначив очередные выборы Президента за 6 месяцев до окончания срока деятельности предыдущего?
• ЦИК имела право назначить очередные выборы нового Президента, если Совет Федерации не сделал этого – в соответствие со ст. 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

99. Опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами запрещается публиковать:
• за 5 дней до выборов

100. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе информировать избирателей:
• о кандидатах

101. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей не является:
• факт желания проголосовать гражданина независимо от его места жительства и места пребывания

102. Особенностями норм избирательного права закрепленных в законах являются:
• их высшая юридическая сила

103. Отмена формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) произошла:
• в 2006 году

104. По защите прав кандидата в депутаты Государственной Думы РФ, выдвигавшегося по мажоритарному избирательному округу, в качестве первой инстанции выступали:
• суд субъекта РФ

105. По какой методике определяются результаты голосования при выборах по пропорциональной системе в Госдуму Федерального Собрания РФ?
• по методике Т. Хэра

Статья написана по материалам сайтов: sci-book.com, all-sci.net, oltest.ru.

Отличная статья 0

О.В. Зайцева

ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН: ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ КОЛЛИЗИИ УК РФ И КОАП РФ

В статье исследуются проблемы коллизий между уголовно-правовыми и административно-правовыми нормами в электоральной сфере. Предложены конкретные способы их устранения на примере ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан.

Ключевые слова: конкуренция норм, коллизии, преступление, административное правонарушение, воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан, подкуп избирателей.

O.V. Zaitseva

HINDRANCE TO REALISATION OF SUFFRAGES OR WORK: REAL AND IMAGINARY CONFLICT BETWEEN THE CC AND THE ADMINISTRATIVE CODE

Одним из распространенных видов нарушений в политической сфере являются посягательства на избирательные права граждан. Успешное пресечение и предупреждение подобных деяний напрямую зависит от умелого сочетания и применения к виновным лицам различных мер юридической ответственности.

В зависимости от отраслевой принадлежности различают три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах: конституционную, административную и уголовную. Причем, на практике, как правило, должны параллельно применяться два вида, а именно: конституционная ответственность в сочетании с уголовной либо административной. Однако четкие критерии разграничения уголовно-правовых и административных деяний, связанных с нарушением избирательных прав граждан, в соответствующих нормативно-правовых актах отсутствуют.

Более того, как показал проведенный нами анализ судебной практики, достаточно часто за аналогичные деяния правоохранительные органы в одних регионах привлекают виновных к уголовной ответственности, а в других — лишь к административной. Например, Аскизскимрайонным судом Республики Хакасия Ш-ва осуждена за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, соединенное с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ) и приговорена к штрафу в размере 15 тыс. руб. 22 октября 2009 г. в ходе проведения второго тура выборов на должность главы Аскизскогорайона Ш-ва предложила семи гражданам проголосовать за одного из кандидатов за денежное вознаграждение в размере 50 -100руб. каждому2. В то же время Ижемским районным судом Республики Коми Ш. был признан виновным в административном

© Зайцева Олеся Викторовна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права 168 (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: zaitseva. о@Ь^™

правонарушении, предусмотренном ст. 5.16 КоАП РФ «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах». Во время проведения выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ он осуществил подкуп пятидесяти избирателей (!), передав им за голосование за нужную партию деньги в сумме 120 руб. каждому3.

Трудности квалификации преступных посягательств на избирательные права граждан связаны со сложностью формулировок соответствующих статей, несовершенством понятийного аппарата избирательного, уголовного и административного законодательства, а также имеющимися коллизиями между уголовно-правовыми и административно-правовыми нормами в данной сфере. Проанализируем некоторые действительные и мнимые законодательные коллизии на примере воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ).

Статья 141 УК РФ устанавливает ответственность за совершение любого деяния (действия или бездействия), которое мешает свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав. В юридической литературе отмечается, что данное посягательство может иметь место применительно ко всем правомочиям, образующим гарантированное государством право граждан участвовать в выборах и референдуме. Формы (способы) воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий не имеют значения для квалификации и могут быть различными.

В то же время такие деяния, как нарушение права гражданина на ознаком- е

т

ление со списком избирателей, участников референдума, воспрепятствование и деятельности наблюдателя, подкуп избирателей или участников референдума, ¡?

Т5

создание различных препятствий при проведении предвыборной агитации, о

в

влекут за собой административную ответственность (ст. 5.1, 5.6 (ч. 2), 5.15, 5.16, о

5.48, 5.52 КоАП РФ). у

По мнению ряда ученых, перечисленные административно-правовые нормы |

и ст. 141 УК РФ практически дублируют друг друга4, т.к. указанные правона- е

рушения формально подпадают под признаки воспрепятствования осуществле- °

нию избирательных прав или работе избирательных комиссий, ведь диспозиция р

данной статьи, помимо факта воспрепятствования свободному осуществлению Ч

гражданином своих избирательных прав, не содержит указания на какие- о

либо дополнительные криминообразующие признаки. То есть усматривается К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коллизия охранительных норм различной отраслевой принадлежности. Как м

же различить рассматриваемые деяния в случае возникновения на практике I

межотраслевой конкуренции? №

СП

Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к объекту преступного 00 посягательства, предусмотренного ст. 141 УК РФ. В науке уголовного права 2 основным непосредственным объектом данного состава преступления принято 4 считать общественные отношения по поводу реализации избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, а также отношения, регулирующие работу избирательных комиссии и комиссий по проведению референдума. При этом перечень избирательных прав закреплен общепризнанными нормами международного права, Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ о выборах. 169

Так, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к числу избирательных прав граждан относятся следующие: а) право избирать (активное избирательное право); б) право быть избранным (пассивное избирательное право); в) право участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов); г) право участвовать в предвыборной агитации; д) право участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий (включая установление итогов голосования и определение результатов выборов); е) право участвовать в иных избирательных действиях. Этот перечень не является исчерпывающим, его можно дополнить такими правомочиями, как право избирателей на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, на участие в формировании и работе избирательных комиссий (что предполагает развернутую систему различных правомочий), право на финансирование избирательной кампании и т.д.

Распространено мнение, согласно которому нарушение любых из вышеперечисленных прав образует состав рассматриваемого преступления. Однако при таком подходе разграничить преступление, предусмотренное ст. 141 УК РФ, и вышеназванные составы административных правонарушений действительно фактически невозможно.

Представляется, что подобное толкование диспозиции ст. 141 УК РФ не совсем оправданно, поскольку является чрезмерно широким и порождает произвол в правоприменительной практике. Не следует забывать, что ст. 141 УК РФ нахо-а дится в гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека 2е и гражданина». Видовым объектом рассматриваемого состава преступления вы-з ступают наиболее важные, основные права и свободы, получающие закрепление | и высшую юридическую защиту в Конституции РФ.

I Из обширного перечня избирательных прав граждан, предусмотренного за-

1 конодательством о выборах, в Конституции РФ закреплены лишь два вида: право

го

| граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы | местного самоуправления (ст. 32), следовательно, только эти виды прав относятся к

| конституционным избирательным правам, все остальные избирательные права

и

2 производны от них. Поэтому основным непосредственным объектом воспрепятство-° вания осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, » на наш взгляд, являются общественные отношения, связанные с осуществлением | двух указанных правомочий, а также гарантированного Конституцией РФ права о на участие в референдуме. Все остальные виды избирательных прав могут высту-° пать в качестве дополнительного объекта рассматриваемого состава преступления.

° Таким образом, если совершается деяние, препятствующее реализации ак-

го

тивного или пассивного избирательного права либо права участвовать в рефе-

1 рендуме, речь должна идти об уголовной ответственности, если же имеет место | воспрепятствование иным избирательным правам (право на осуществление наблюдения, на освобождение от работы для участия в подготовке и проведении выборов, референдума и др.) возможно лишь привлечение виновного к административной ответственности.

Например, нарушение законодательства необоснованном отказе во включении лица в список избирателей для голосования, представляет собой нарушение 170 активного избирательного права гражданина, а следовательно, это уголовно на-

казуемое деяние. В то же время нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей влечет за собой лишь административную ответственность по ст. 5.1. КоАП РФ,поскольку в этом случае конституционные избирательные права гражданина не нарушаются.

Еще одна коллизия связана с квалификацией подкупа избирателей. В ч. 2 ст. 141 УК РФ к числу квалифицирующих признаков отнесено воспрепятствование, соединенное с подкупом. В то же время подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах наказывается в соответствии со ст. 5.16. КоАП РФ. Административная ответственность наступает в том случае, «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния».

По всей видимости, не содержать признаков преступления они могут лишь, когда подкуп не препятствует свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав. Например, если человек берет деньги, обещая проголосовать «как надо», а сам голосует так, как решил самостоятельно. Если же при голосовании предусматриваются какие-либо формы контроля за волеизъявлением граждан, избиратель это осознает и в связи с этим голосует за подкупающего его кандидата с тем, чтобы получить обещанное вознаграждение, содеянное будет образовывать состав преступления.

В пользу такого подхода говорит следующее судебное решение. К. осужден по п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком один год и шесть месяцев за то, что в день выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл подходил к гражданам и пред- е лагал вынести из помещения для голосования незаполненные избирательные и бюллетени, обещая им за это по 20 рублей (подкупил 11 избирателей)8. В при- а веденном примере избиратели, вынесшие за вознаграждение из помещения для о голосования незаполненные избирательные бюллетени, были лишены возможно- К сти проголосовать по своему усмотрению, т.е. лишены активного избирательного о

с

права, поэтому суд правильно применил ст. 141 УК РФ. а

При этом не имеет значения, оказал реальное влияние на голосование конкрет- в

е

ного избирателя подкуп или нет. Главное, с нашей точки зрения, что виновный о передает материальное вознаграждение только после получения подтверждения ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«О

информации о нужном голосовании или совершении иных действий (бездействия), |

обусловленных передачей предмета подкупа. При этом преступник осознает, что К

потерпевший воспринимает подкуп как реальный способ принуждения к участию а

или неучастию в выборах (референдуме) либо воспрепятствования его свободному |

волеизъявлению и желает посредством подкупа повлиять на волеизъявление избира- и

теля с тем, чтобы добиться определенного результата на выборах или референдуме. №

Предлагаемое нами толкование понятия «подкуп избирателей» продиктова- 11

о

но практическими соображениями необходимости обеспечения единообразия ) правоприменительной практики и направлено на преодоление создавшейся 44 межотраслевой коллизии. Однако оно не следует из буквального толкования формулировок уголовного закона, поскольку согласно диспозиции п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ любой факт передачи незаконного материального вознаграждения в избирательном процессе — это есть действие, направленное на воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан либо работе избирательных комиссий, либо деятельности члена комиссии, связанной с исполнением им 171

своих обязанностей. Следовательно, при действующей редакции ст. 141 УК РФ разграничить подкуп избирателей с аналогичным административным правонарушением практически невозможно. Для устранения данной коллизии требуется дальнейшее совершенствование как уголовного, так и административного законодательства.

Одним из возможных способов решения указанной проблемы могло бы стать исключение ст. 5.16 из КоАП РФ. В частности, Е.А. Бабай отмечает «малую эффективность административных наказаний ввиду скромных размеров штрафов (особенно в сравнении с финансовыми возможностями и избирательными фондами участников избирательной кампании), а также отсутствия иных, более жестких альтернативных взысканий»10. Кроме того, виновные в совершении подобных правонарушений лица даже при наличии доказательств их вины нередко остаются безнаказанными, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности очень небольшой (2 мес.), а рассмотрение дел и принятие соответствующих постановлений нередко затягивается.

В пользу предложенной позиции говорит и то, что на практике при выявлении фактов подкупа избирателей приоритет отдается уголовной ответственности. Так, «при получении органами внутренних дел подобной информации … действия задержанных лиц квалифицируются на предмет совершения ими преступления, предусмотренного частью 2 статьи 141 УК РФ. Если в их действиях не усматривается признаков состава уголовного преступления, то в отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.16 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершение подкупа избирателей»11.

Таким образом, с учетом вышеизложенного полагаем, что при применении норм административной и уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства нередко имеют место действительные и мнимые коллизии. Мнимые коллизии связаны, на наш взгляд, со слишком широкой трактовкой отдельными учеными и практиками объекта преступного посягательства. Единственная же действительная коллизия — это коллизия, связанная с квалификацией воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан, соединенного с подкупом — должна быть разрешена законодательным путем.

1 См.: Шапиев С. Подкуп избирателей как вид политической коррупции. Проблемы юридической квалификации и привлечения к ответственности // Журнал о выборах. 2011. № 3. С. 11.

2 См.: ГАС РФ «Правосудие»: архив Аскизского районного суда респ. Хакасия за 2010 г. URL: (дата обращения: 15.05.2013).

3 См.: ГАС РФ «Правосудие»: архив Ижемского районного суда Республики Коми за 2012 г. URL: (дата обращения: 15.05.2013).

5 См. п. 2 ст. 28 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253).

6 См.: Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 15-23.

7 См., например: Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 26-34; Шарапова Т.Г. Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан или работе избирательных комиссий // Юридическая мысль. 2006. № 7. С. 217-221.

О. В. Шляпникова, Е.И. Дудкина • Факторы, влияющие на преступное поведение членов организованных преступных формирований

8 О практике привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с выборами и референдумами, проведенными в Российской Федерации в 2000-2002 годах (по материалам правового управления аппарата ЦИК). URL: http://izbirkom.novo-sibirsk.ru (дата обращения: 11.09.2013).

9 См.: Климова Ю.Н. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав путем подкупа: разграничение преступления и административного правонарушения // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 31.

10 Бабай Е.А. Юридическая ответственность политических партий за нарушения законодательства о финансировании их избирательных кампаний // Современное право. 2010. № 9. С. 38.

О.В. Шляпникова, Е.И. Дудкина

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

В статье анализируются факторы, порождающие противоправное поведение членов организованных преступных формирований, предлагается и обосновывается классификация криминогенных детерминант групповой преступности.

Ключевые слова: криминогенные факторы, преступное поведение, участники организованных преступных формирований, процессы криминализации, социальная среда, личностная мотивация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O.V. Shlyapnikova E.I. Dudkina

THE FACTORS INFLUENCING CRIMINAL BEHAVIOR OF MEMBERS OF ORGANIZED CRIMINAL FORMATIONS

Преступное поведение членов организованных преступных формирований — это основа функционирования организованной преступности. В криминологической литературе утвердились неоднозначные подходы к определению понятия «преступное поведение». Одни авторы рассматривают его как некий активный процесс, включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические процессы и явления, определяющие генезис противоправного поступка1; другие рассматривают преступное поведение как результат взаимодействия личности преступника и социальной среды, оказывающий влияние этих двух факторов друг на друга2.

Разнообразие проявлений организованной преступной деятельности, ее связь с различными сторонами общественной жизни обусловливают необходимость изучения факторов, ее порождающих.

Исследованию факторов как организованной преступности в целом, так и факторов, влияющих на отдельные ее составляющие, в том числе и на личность

© Шляпникова Ольга Викторовна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); shliapnikova.olga@yandex.ru

Добавить комментарий