Нормы конституции

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классифицировать конституционно-правовые нормы можно по следующим основным признакам:

А)По характеру содержащихся в них предписаний — на управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

Обязывающие нормы права — определяют должное поведение.

Запрещающие нормы — содержат в себе категорический запрет на деятельность социально-вредную с точки зрения государства и общества.

Управомочивающие нормы — предоставляют субъектам возможность определённого поведения, гарантированного юридическими обязанностями других лиц и авторитетом государства.

Б)По степени определённости содержащихся в них предписаний — на императивные и диспозитивные;

В)По действию во времени и пространстве — на нормы, действующие постоянно, и нормы действующие определённое время, на нормы, действующие на всей территории РФ, на территории её субъектов, в муниципальных образованиях;

Г)По юридической силе — на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативных актов;

Д)По назначению в механизме конституционно-правового регулирования нормы могут быть материальными и процессуальными.

Согласно статья 1 Конституции РФ: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству, республики и монархии, в стране действует республиканская форма правления, что означает выборность главы государства.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, являющихся членами данного единого государства. Конституция закрепила следующие принципы федеративного устройства России: 1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; 3) целостность и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) единство российского гражданства; 6) наличие у субъектов РФ собственной правовой системы (конституции и законодательства — у республик, устава и законодательства — у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов); 7) единство системы государственной власти; 8) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; 9) равноправие и самоопределение народов РФ.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект РФ является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории РФ, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Указание в Конституции на то, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий, означает, что в РФ ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.

Для повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти на всей территории РФ и контроля над исполнением их решений, в РФ были образованы семь федеральных округов: 1) Центральный; 2) Северо-западный, 3) Южный; 4) Приволжский, 5) Уральский, 6) Сибирский и 7) Дальневосточный. В этих федеральных округах, для укрепления так называемой «вертикали власти» ответственную роль играют полномочные представители Президента РФ. Полномочный представитель координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами власти субъектов Федерации; анализирует эффективность работы правоохранительных органов; осуществляет контроль над исполнением федеральных законов.

Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным. В силу этого, субъектам Федерации принадлежит право самостоятельно устанавливать, систему органов государственной власти. Для того чтобы не допустить какого-либо нарушения законных прав и интересов РФ и ее многонационального народа, Конституция закрепила принцип, согласно которому законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Федерации, причем в случае противоречий между ними действует федеральный закон.

Российское государство, в соответствии со статьей 5 Конституции РФ представляет собой федерацию, объединяющую 83 равноправных субъектов РФ: 21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 4 автономных округов№. Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу, по уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно — правовой статус субъекта РФІ.

Согласно положениям Конституции, республика — равноправный субъект Федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Среди 83 субъектов РФ только республики признаются государствами, вместе с тем они не вправе нарушать государственную целостность России, не имеют права выхода из состава Федерации. Таким образом, республики, не являются независимыми государствами, т.к. это противоречило бы ст. 4 Конституции, в которой установлено, что суверенитет РФ не делим (»распространяется на всю её территорию»), а значит, все субъекты Федерации, и прежде всего республики, не вправе выступать как субъекты международного права.

Республики — субъекты Федерации являются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения. Каждая республика обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с РФ, образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

Край, область, города федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа. В сфере совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия органов государственной власти края, области на территории автономного округа осуществляются в рамках, определенных федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти, которые обязаны принять все меры для достижения согласия. Отсутствие договора не может служить препятствием для распространения юрисдикции органов государственной власти края, области на автономный округ.

В условиях России федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, так как только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.

Политический (государственный) режим — Российская Федерация — демократическое государство. Формы государственной власти создают необходимые условия для реализации зафиксированных в Конституции политических, экономических и иных свобод россиян. Проведение принципа разделения властей в системе федеральных органов государственной власти создает устойчивый характер для демократических преобразований в РФ, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лица и введение тоталитарного режима.

Принципиально важным является конституирование государства Российской Федерации в качестве правового. Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека. В своей многогранной деятельности государство действует в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно — правовыми актами.

Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, законами и иными нормативно — правовыми актами. Каждый член общества в РФ обладает равными правами и свободами независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы других лиц.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Российская Федерация — есть демократическое федеративное (конституционно-договорная, асимметричная федерация, образованная по национальному и территориальному признаку) правовое государство с республиканской (полупрезидентская республика) формой правления.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Конспект занятия по элективному курсу «Конституционное право»

Особенности реализации конституционных норм. Прямое действие Конституции

Подготовила

учитель истории и обществознания

Ионцева Ольга Михайловна

Наумовка

Конспект элективного занятия в 11 классе

Элективный курс: Конституционное право

(социально-экономический профиль)

Тема: Особенности реализации конституционных норм. Прямое действие Конституции

02.12.2014г.

Цель: Формирование правового самосознания, гражданской ответственности и патриотизма

Задачи:

  1. Выяснить формы реализации норм конституционного права. Определить особенности реализации конституционных норм. Определить методы реализации конституционных норм. Выяснить, что означает принцип прямого действия Конституции

  2. Развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать знания.

  3. Воспитывать уважительное отношение к государству, Конституции.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, раздаточный материал

Используемые педагогические технологии:

  1. Проблемно-исследовательские технологии

  2. ИКТ- технологии

Вид занятия: лекция –беседа с анализом документов

Урок сопровождается презентацией учителя, и презентациями подготовленными обучающимися.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа.

  2. Изучение нового материала на основе анализа документов

  3. Обобщение.

  4. Закрепление. Решение задач

  5. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1.Мотивационная беседа учителя:

Занятие начинается с чтения учителем эпиграфа:

Права, свободы человека —

Таков приоритет страны.

Мы Конституции навеки

Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,

Мы все едины, мы — народ!

Россия, матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,

Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней и весь наш путь!

Конституция Российской Федерации – основной закон страны была принята 21 год назад. Давайте выясним, каким образом происходит реализация Конституции?

  1. Изучение нового материала на основе исследования документов.

Класс делится на две группы: первая группа работает с научно-правовыми статьями. Вторая работает с текстом Конституции.

Задание для первой группы: ознакомьтесь с документами и подготовьте ответы на следующие вопросы:

Вопросы:

1.Что означает понятие реализация Конституции?

2.Какие способы применяются для реализации Конституционных норм?

Задание для второй группы:

Откройте текст Конституции гл.2. Ознакомьтесь со статьями 17-44 и распределите права и обязанности граждан на группы.

Сначала ответы дают учащиеся второй группы:

Примерные ответы второй группы:

Согласно Конституции РФ, все права и обязанности граждан можно разделить на: личные, политические, экономические, культурные, социальные. (перечисляют права и обязанности, входящие в эти группы)

Вопрос: Каким образом происходит реализация наших прав и свобод?

(вторая группа отвечает на вопрос, затем слово предоставляется первой группе)

Давайте сравним ваши ответы с научными определениями:

Примерный ответ первой группы:

Реализация конституционных норм — это такое поведение субъектов конституционных правоотношений, в котором воплощаются предписания норм конституционного права (правомерное поведение), практическая деятельность органов государства, должностных лиц и граждан по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

По характеру правореализующих действий можно выделить 4 формы реализации норм конституционного права:

1) Соблюдение — основная форма, посредством которой реализуют свои обязанности все субъекты общественных отношений. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

При соблюдении норм субъекты конституционных правоотношений воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования Конституции.

Соблюдение конституционных норм, по сравнению с другими формами реализации, имеет свои особенности:

А) соблюдение запретов, исполнение конституционных обязанностей непосредственно связано с государством и возможностью государственного принуждения.

Б) соблюдение служит важной гарантией осуществления основных прав и свобод другими гражданами.

В) соблюдение может быть добровольным и принудительным.

Г) соблюдение — это всегда требуемые, необходимые поступки и действия. От государства на этот счет исходит императивное влияние.

Соблюдать — значит выполнять предписанное, установленное в Конституции.

2) Исполнение предполагает активное поведение, требует активных действий от субъектов конституционных правоотношений по выполнению возложенных на них обязанностей. Исполнение конституционных норм касается органов государства, должностных лиц, которые обязаны исполнять возложенные на них задачи.

В этой форме реализуются не только обязанности, но и права. Особенно это относится к исполнительным органам власти, должностным лицам. Органы исполнительной власти призваны исполнять в первую очередь Конституцию. Неслучайно она названа исполнительной. Её назначение — исполнять законы, декреты, указы, принятые в соответствии с Конституцией.

Исполнение независимо от того, каким путём оно достигается — путём активных действий или же воздержания от них, всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

3) Использование — такая форма реализации норм конституционного права, когда субъекты конституционно-правовых отношений по своему усмотрению используют предоставленные им права или правомочия.

Использование должно осуществляться в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, иначе использование может перерасти в злоупотребление правом или, напротив, для органов власти, должностных лиц — в неиспользовании права в необходимых случаях.

4) Применение. Это властная деятельность органа государства, должностного лица или иных органов по уполномочию государства на принятие (издания) акта, с помощью которого реализуются конституционные нормы. Из этого следует, что конкретные граждане не могут осуществлять применение конституционных норм: они лишь соблюдают, исполняют и используют нормы Конституции, участвуя, таким образом, в её реализации.

Применение конституционной нормы необходимо там, где конституционное правоотношение может возникнуть лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть.

Вопросы всему классу:

Какие методы используются при реализации конституции?

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

— Организация деятельности субъектов реализации.

— Контроль над деятельностью субъектов реализации.

-Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

— Обязывание.

— Дозволение.

— Запрещение.

Могут ли возникать коллизии при реализации Конституции?

Сколь совершенной ни была бы система конституционного права, в какой бы мере ни обеспечивались единство и взаимосвязь ее элементов, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемых коллизиями в праве.

Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

Наиболее часто встречающейся коллизией является противоречие между законом и подзаконным актом, о чём свидетельствует практическая деятельность Конституционного Суда РФ, который постоянно выносит решения о несоответствии подзаконных актов Конституции и законам.

Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение конституционных норм?

Обратите внимание на ст. 52-57 Конституции.

Можем мы сказать, что ответственность носит конституционно-правовой характер? (учащиеся дают свои ответы)

Ответ учителя: Нет. В случае нарушения конституционных обязанностей наступает гражданская, административная и уголовная ответственность. Посягательство на жизнь, неприкосновенность личности, на право собственности т.д. может влечь ответственность как санкцию государства за посягательство на права других граждан, предусмотренную иными отраслями права. В этих случаях ответственность носит не конституционно-правовой характер, хотя и наступает за нарушение норм Конституции. В данном случае мы говорим о гражданской, административной и уголовной ответственности, так как данные виды ответственности предусмотрены отраслями права, и вытекают из норм Конституции.

Что же представляет собой конституционно-правовая ответственность?

(Сообщение и презентация обучающегося)

Конституционно-правовая ответственность — особый вид ответственности. Она не очень широко распространена, довольно специфична и отличается от других видов ответственности.

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности — это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

Специфичность конституционно-правовой ответственности, позволяющая уяснить её сущность, проявляется в следующем:

1) специальный субъект ответственности (государство, орган государства, должностное лицо).

2) специфическое основание для установления конкретной ответственности органа государства и должностного лица. Такими основаниями может быть издание противоречащих Конституции нормативных актов; совершение действий, дискредитирующих статус судьи, депутата и т.д.;

3) отсутствие единого нормативного правового акта, закрепляющего основания этого вида ответственности. Конституционная ответственность устанавливается Конституцией, Кодексом о судоустройстве и статусе судей РБ, законами, определяющими правовое положение органов государственной власти РБ и другими нормативными актами, предусматривающими конституционную ответственность;

4) специфичность санкций — отзыв депутата, досрочное освобождение от должности, отставка Правительства, роспуск палат Парламента, смещение Президента с должности и т.д.

Давайте послушаем, в каких случаях суды применяют непосредственно Конституцию РФ. (сообщение и презентация обучающегося)

Прямое действие Конституции — ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. Прямое действие Конституции означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содержится прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством.

Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов не означает невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанное с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан). Для обеспечения прямого действия Конституции важное значение имеет позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу. Верховный Суд РФ постановлением от 31 октября 1995 г. разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта и что во всех необходимых случаях суд должен применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Суд, согласно такому разъяснению, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из их смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие конституционные положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

3.Обобщение

Конституционная ответственность носит позитивный характер, предусматривающий ответственность как необходимость совершать определённые действия либо воздержаться от их совершения.

Конституционная ответственность, как правило, наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных Конституцией на органы государства, должностных лиц обязанностей.

В большинстве своём конституционная ответственность носит политический и моральный характер и, в основном, выполняет профилактические функции. Цель её — охрана и обеспечение нормального порядка осуществления государственной власти, следование органов государства, должностных лиц предписаниями Конституции и конституционно-правового законодательства. Предупреждение посягательств на порядок осуществления государственной власти.

4.Закрепление. Решение задач

Давайте решим задачу:

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела заявление Ениклеевой А.В. о признании недействительным Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате была признана недействительной ст. 1 Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в части возможности отзыва депутата за невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции либо закона, а также признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона.

В чем состоит принцип прямого действия Конституции?

Какой орган осуществляет функцию охраны Конституции?

В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию непосредственно?

Ответ: Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредствовано, а напрямую, непосредственно, т.е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, Суды общей юрисдикции, прокуратура.

Правовая основа реализации этого варианта заложена в статье 120 Конституции РФ. Пункт 2 этой статьи гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Более конкретное действия суда определены в ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона № 1 – ФКЗ от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации», где говорится, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими высшую юридическую силу.

Обратимся к тексту Конституции. Найдите в тексте статью, где закреплен этот принцип.

Принцип прямого действия получил закрепление в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»

Конституция является тем актом, который не только формулирует определенные принципы, и создает основу для развития нормативно-правовой базы, но и непосредственно определяет смысл и содержание законов и действий публичной власти, если нормативно-правовые акты, действия публичной власти не соответствуют ей, то они в установленном порядке будут признаны незаконными.

Давайте приведем примеры прямого действия Конституции:

Проанализируйте статью доктора юридических наук В.В. Ершова и приведите примеры прямого действия Конституции. (работа с документом)

1. На основании ст.27 Конституции принят Закон о свободе передвижения: каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в Российской Федерации, прописка отменяется, а вместо нее вводится регистрация. В этом Законе перечислены исчерпывающие основания, по которым человеку может быть отказано в регистрации, и этот перечень не может быть расширен нигде на территории Российской Федерации.

Исключение сделано для Москвы. По этому Закону вы можете быть зарегистрированы, не только получив квартиру по ордеру (обычный вариант) или купив дом или приватизированную квартиру, но и заключив гражданско-правовой договор. Т. е., если у гражданина нет денег для того, чтобы купить квартиру или дом, но если у него есть какие-то материальные возможности, чтобы заключить договор найма, временной аренды, то, согласно этому Закону, может быть заключен договор аренды, найма жилого помещения; его регистрируют в жилищных органах. Естественно, в этом случае у нанимателя возникает только право пользования жильем на установленный договором срок. Но его обязаны зарегистрировать.

Если бы выполнялся этот закон, то на основании наличия регистрации могли бы в дальнейшем решаться вопросы трудоустройства, обучения, лечения и т.д. Как правило, Закон не выполняется, гражданам отказывают в регистрации. В каждом таком случае гражданин должен обратиться в суд с жалобой на отказ в регистрации (не в прописке), ссылаясь на ст. 27 Конституции и на Закон о свободе передвижения, и суд должен вынести решение в пользу истца.

2.Прямое действие конституционных норм проявляется, прежде всего, в сфере прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Данное положение, конкретизированное в этой же статье, означает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это означает, что даже если нет соответствующего закона, регламентирующего механизм реализации права, это не значит, что такое право не может быть реализовано и не подлежит защите. Следовательно, прямое действие конституционных норм помогает осуществлять защиту конституционных прав и свобод, в случаях, если нет конкретизирующего эти нормы закона или иного правового акта, отсутствие которых не может быть признано основанием для отказа в их защите.

3. Вопрос об альтернативной службе. В ч.3 ст.59 Конституции РФ написано, что гражданин РФ в случае, если его убеждения или вероисповедание противоречат несению военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В определении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. в связи с проблемой привлечения к уголовной ответственности за отказ служить в армии в условиях отсутствия федерального закона об альтернативной гражданской службе сформулировано следующее положение: «буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, являются непосредственно действующими и должны обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон».

4.Гражданин Демин обратился в суд с жалобой на неправомерные действия паспортно-визовой службы Нижегородского РУВД г. Нижнего Новгорода, которая отказала ему в регистрации по месту жительства в связи с тем, что он не представил документ о постановке его на воинский учет. Решением Нижегородского районного суда в удовлетворении жалобы Демину было отказано в связи с тем, что Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предусматривают, что регистрация граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется органами регистрационного учета после их постановки на воинский учет. Судебная коллегия Нижегородского областного суда отменила решение районного суда по следующим основаниям. В соответствии со ст. 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что для регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства предъявляются паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. В числе документов, необходимых для регистрации гражданина не указана справка о состоянии лица на воинском учете. Таким образом, рассмотрев конкретное дело, судебная коллегия установила, что Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не соответствуют Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поэтому в силу ч. 2 ст. 120 Конституции приняла решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

5. Постановлением главы администрации Тюменской области № 334 от 20 октября1998 г. «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессеисполнения областного бюджета во втором полугодии 1998 г.» (п. 12) утвержден Перечень основных лекарственных средств, назначаемых больным на льготных условиях при амбулаторном лечении. Этим же Постановлением предусмотрено, что Перечень ежегодно утверждается главой администрации области. Прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным п. 12 Постановления, сославшись на то, что Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением главы администрации области, и порядок его утверждения ущемляют права групп населения в части предоставления им бесплатно или на льготных условиях всех лекарственных средств, ставя в зависимость реализацию права на льготное приобретение лекарств не от наличия у гражданина соответствующего заболевания, а от вида назначенного ему лекарственного средства. Представитель администрации области в судебном заседании пояснил, что Перечень определяет минимальный уровень льгот, предусмотренных законом, но не отменяет их, что это вынужденная мера, так как имеет место дефицит денежных средств в бюджете области. Заявление прокурора было удовлетворено судебной коллегией по гражданским делам Тюменского областного суда. Принимая решение, судебная коллегия исходила из того, что в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Литература:

1.Текст Конституции Российской Федерации — http://www.constitution.ru/

2.Энциклопедия юриста — http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1900

3.Конституция Российской Федерации в действии — http://blog.pravo.ru/blog/primenenie_Konstitucii/439.html

4.Прямое применение Конституции — http://www.hrights.ru/text/bogoraz

5. Проблемы реализации Конституции — http://en.coolreferat.com

Конституция – законодательная база, включающая нотариально-правовые нормы, носящие юридическую силу. Конституция накладывает на индивида социальный статус гражданина, который учреждает базовые основы строения социума и государства. Конституция Российской Федерации – главенствующее распоряжение, которое действует по всей территории России, закрепляющее конституционный строй страны, тип взаимодействия граждан и структуру государственных органов.

Отличия Конституции от других правовых актов:

  • Конституция носит законодательный характер;
  • имеет юридическую силу высшего порядка;
  • стабильность; нормы, обязательные к соблюдению.

Функции Конституции

  1. Политическая – заключается в политическом плюрализме, формирует устройство правительственных органов.
  2. Правовая – основа всей юридической системы, закрепляет правовые положения, которые регламентируют нормы в разных отраслях права.
  3. Гуманистическая – носит характер общечеловеческий ценностей, куда входят права и свобода индивида. Нормы в общепризнанном поведении и международном праве составляют неотделимую часть правовой системы в любом государстве.
  4. Учредительная – формирует правовые институты и представительные органы, которые создают порядок и стабильность в государстве.
  5. Мировоззренческая – создаёт особый тип мышления, основанный на правовой основе.

Этапы конституционного развития России:

  1. В 1918 г. вышла в свет Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
  2. С 1924 г. Конституция РСФСР преобразуется в Конституцию СССР, которая действует до 1991 г.
  3. 12 декабря 1993 г. была принята версия Конституции Российской Федерации, путём народного голосования. После принятия Конституции завершается период конституционного развития.

Особенности Конституции РФ

  • Понимается всеми гражданами Российской Федерации.
  • Учредительный характер Конституции проявляется в народе, который представлен суверенитетом и властью в государстве. Учреждение государственного устройства – главная цель учредительной власти.
  • Конституция – власть, распространяющаяся в юридической силе. Она действительна во всех субъектах Российской Федерации и характеризуется прямой направленностью. Все нормативно-правовые законы и поправки не должны никоем образом расходится с Верховенствующим законом.
  • Конституция распространяется на все аспекты общественной деятельности (экономическая, социальная, культурная, юридическая) посредством регулирования взаимоотношений в общественных коммуникациях.
  • Конституция выступает базой для других существующих источников норм. Конституция регулирует виды актов и принимаемых ими органов, т.е. контролирует весь правотворческий процесс.
  • На страже охраны Конституции стоит Президент РФ, который имеет права ограничить действие законов исполнительных органов в случае противоречия актов с Конституцией. На правовой охране Конституции стоит Конституционный Суд Российской Федерации.
  • Регламентирует порядок пересмотра или внесения правок в законы.

Основные задачи Конституции Российской Федерации: становление РФ полным гражданским государством; через международные стандарты сформировать институт прав и свобод человека.

Структура Конституции РФ

А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.

Б) Первый раздел:

  • Конституционны строй;
  • Основные права и свобода гражданина;
  • Устройство федерации;
  • Президент РФ и его особый статус;
  • Принципы деятельности Федерального Собрания;
  • Разделение судебной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Внесения поправок и пересмотр Конституции.

В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов.

Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов.

Основы конституционного строя России

  • Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
  • Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
  • Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
  • Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
  • Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
  • Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
  • Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
  • Главенство закона над всеми.
  • Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
  • В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
  • Приоритетность международного права перед государственным правом.
  • Федеративное устройство — равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  • Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства.

  • Система российского права. Законотворческий процесс
  • Понятие и виды юридической ответственности
  • Законодательство Российской Федерации о выборах
  • Субъекты гражданского права

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • • знать понятие, виды и особенности конституционно-правовых норм Российской Федерации; институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; источники конституционного права Российской Федерации;
  • • уметь определять основные элементы системы конституционного права как отрасли российского права; разграничивать институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; систематизировать источники конституционного права как отрасли российского права;
  • • владеть навыками определения элементов системы, анализа содержания и установления иерархии источников конституционного права Российской Федерации.

Конституционно-правовые нормы Российской Федерации: понятие, виды и особенности

Система отрасли конституционного права в каждой стране формируется исходя из традиций правовой культуры, особенностей и уровня конституционного развития. Вместе с тем существуют общие закономерности систематизации отрасли.

Конституционное право, являясь частью правовой системы конкретного государства, имеет в свою очередь характер сложно организованной отрасли, обладающей всеми признаками системы и структурируемой на элементы.

Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не простая совокупность норм, а внутренне организованная система, первичные элементы которой – правовые нормы – выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Конституционное право состоит из значительного числа правовых норм, разнообразных по содержанию, субъектам правоотношений и объекту праворегулирования. По сравнению с другими отраслями нормы конституционного права сложнее структурировать, так как наряду с традиционными встречаются нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, нормы-задачи и другие нетипичные нормы.

В отрасли конституционного права как системы можно выделить три типа элементов: структурообразующие, функциональные и формальные.

Структурообразующие элементы отражают собственно архитектонику отрасли. Их композиция складывается из трех уровней: нормы права – институты – подотрасли. Первичными элементами структуры отрасли права являются правовые нормы, которые, группируясь по определенному признаку, обусловленному видом регулируемых отношений, объединяются в комплексы, называемые институтами, а последние в свою очередь могут группироваться в подотрасли.

Функциональные элементы характеризуют систему в действии. Основной выразитель этих начат системы и первый ее элемент – конституционно-правовые отношения, формирующиеся под воздействием правовых норм, институтов и подотраслей. Второй элемент – формы реализации норм конституционного права: акты, действия (бездействие), свидетельствующие об исполнении, соблюдении, использовании, правоприменении норм конституционного права.

Формальная сторона системы выражается в источниках конституционного права, содержащих нормы права и в определенных видах актов целостные институты и подотрасли.

Первичный элемент отрасли конституционного права – ее нормы.

Конституционно-правовыми нормами называют общеобязательные правила поведения, определяющие границы возможного и дозволенного у субъектов конституционных правоотношений и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Признаки и виды конституционно-правовых норм. У норм конституционного права есть как общие со всеми другими видами норм признаки, так и специфические, присущие только нормам данной отрасли.

Для норм конституционного права характерны псе признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно к их отраслевой принадлежности. Такие качества называются общими признаками нормы права; к ним относятся:

  • – общеобязательность;
  • – установление государством;
  • – обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;
  • – защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения, и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, определяемых характером предмета конституционного права.

  • 1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности. Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся но своей природе к публичным. Особо выделяются среди них такие фундаментальные сущностные отношения, как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.
  • 2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам. Регулируя широкий круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых последние являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений одновременно могут быть сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных правоотношений.
  • 3. Нормы конституционного права имеют особые источники, в которых они закрепляются. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, – в Конституции. Нормы конституционного права содержатся и в таких специфических правовых актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
  • 4. Нормы конституционного права имеют отличия по юридической силе. Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, которые содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ.
  • 5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.

Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. В ст. 1 Конституции РФ закреплена норма-декларация о том, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а в ст. 2 в виде нормы-декларации высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека.

Нормы-принципы, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т.д. (ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ и др.).

Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм-принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Нормы-разъяснения и нормы-дефиниции направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т.д. Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Такого рода нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего исторические, культурные, национальные, особенности развития страны. Для сравнения с зарубежной практикой в качестве примера можно привести ст. 116 Основного закона ФРГ, в которой разъясняется, кого следует считать немцем.

Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. В разделе 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» содержатся разъяснения о порядке применения и действия различных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу нового основного закона страны, о порядке и сроках деятельности, а также о полномочиях органов государственной власти, избранных или сформированных до принятия Конституции, и др.

Особую роль в системе норм конституционного права играют нормы-дефиниции (нормы-определения), с помощью которых вносится ясность в понимание основных публично-правовых институтов, учреждений, органов, организаций и иных категорий и терминов конституционного права. Так, ст. 94 Конституции РФ содержит норму-дефиницию – определение Федерального Собрания РФ. В ней говорится о том, что «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве РФ; например, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Закон об основных гарантиях избирательных прав) можно найти нормы-дефиниции, дающие понятие выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т.д.

В конституционном праве встречается немало норм-целей, норм-задач, норм-программ. В частности, в ст. 7 Конституции РФ формулируется не только определение России как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания.

Современное российское конституционное право свободно от норм-целей и норм-программ, содержащих идеологические установки построения социализма и коммунизма. Ранее такие нормы были широко представлены в советских конституциях, а также в конституциях социалистических стран и стран социалистической ориентации.

Конституция содержит и такой редкий вид, как дескриптивные нормы. Так, в ст. 65 Конституции РФ описана структура, или состав, России как федерации, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

В конституционном праве можно встретить еще одну интересную разновидность – нормы-символы. В российском конституционном праве нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями. В качестве примера можно привести федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», от 25 декабря 2000 г. № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации». Так, в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» определено: «Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона…» Описание государственного герба одновременно сопровождается литературным освещением символов, характеристикой их образов и значимости, обусловленной историческими традициями.

Примеры норм-символов можно также найти в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.

  • 6. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний. В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в основном законе государства, как их первичность. Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя и, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти, компетенцию государственных органов и т.д.
  • 7. По степени обязательности специфика конституционноправовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования с широко используемым в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина дозволительным.
  • 8. Нормы конституционного права имеют особенности структуры. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка. Так, «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствие с федеральным законом» (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ). Согласно положениям ст. 41 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами», а в соответствии со ст. 40 государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения ими Федерального закона «Об общественных объединениях», а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством РФ.

Немало санкций можно найти в УК РФ и КоАП РФ, устанавливающих соответствующую уголовную и административную ответственность за нарушение правил, предусмотренных нормами конституционного права (например, наказания за преступления против государственной власти, административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок управления).

Примером санкций, содержащихся непосредственно в нормах конституционного права, являются, например, положения Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации», устанавливающие институт отрешения Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции); досрочный роспуск Государственный Думы (ст. 109 Конституции); конституционно-правовую ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов РФ: приостановление решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ст. 85 Конституции), досрочный роспуск законодательных (представительных) органов субъектов РФ (ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов Федерации (ст. 19 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), В качестве примера разновидности конституционно-правовой ответственности можно привести также признание решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ неконституционности актов, подпадающих под конституционный контроль.

9. В отношении норм конституционного права действует особый механизм реализации. Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализация подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе Российской Федерации).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов, через положения которых, собственно говоря, и обеспечивается реализация конституционно-правовых норм, а также норм других отраслей права. В связи с этим среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм.

Чаще всего осуществляется отсылка на федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон.

К примеру, «чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом» (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку», а в соответствии с ч. 1 ст. 39 «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Встречаются отсылки и в других главах, например в гл. 3 Конституции, регулирующей федеративное устройство: в частности, согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом», а в соответствии с ч. 4 этой же статьи «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе».

Конституция РФ и федеральные законы делают отсылки и на другие виды актов. Например, устанавливается, что вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы и Совета Федерации регулируются регламентами палат (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ). «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

  • 10. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.
  • 11. В качестве еще одной знаменательной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности. Использование нравственных категорий вполне оправданно и должно только приветствоваться, если принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений нравственных и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и ст. 21 и 59 Конституции РФ. Содержание Преамбулы пронизано нормами нравственности и использованием нравственных категорий: «общая судьба на земле», «гражданский мир и согласие», «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «обеспечить благополучие и процветание России», «исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущим поколениями». В ст. 21 Конституции РФ устанавливается: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Нравственная категория «достоинство» получает в данном случае конституционно-правовую защиту. В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита нашего Отечества называется не только обязанностью, но и долгом гражданина Российской Федерации.

Классификация норм конституционного права Российской Федерации. Особенности норм конституционного права обнаруживаются также через осуществление их классификации.

Все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями, выражающими совокупность родственных признаков, в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств.

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям.

1. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть императивными, когда в них повелительно предписывается правило поведения, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения.

Примером императивных, или повелительных, норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствие со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.

В качестве диспозитивных можно привести в пример нормы, закрепляющие права и свободы граждан. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностями (например, право и обязанность воспитывать детей).

2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные.

Материальные нормы регулируют содержание правил поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать?

Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ; их можно увидеть, например, в целом ряде статей, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22; ч. 2 ст. 23; ст. 25, 26, 33; ч. 3 ст. 35; ч. 3 ст. 40; ч. 3 ст. 43; ч. 2 ст. 45 и др.). Процессуальный характер присущ некоторым конституционным нормам, регулирующим федеративное устройство (ч. 2 ст. 65; ч. 2–5 ст. 66; ч. 2–3 ст. 67 и др.). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие порядок осуществления Президентом РФ своих полномочий и процедуру отрешения его от должности (ст. 80, 92 и др.), порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы (ч. 2 ст. 95; ч. 2 и 3 ст. 99; ст. 100, 101, 104-109) и др.

В отличие от ряда других, так называемых бинарных, отраслей права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные, отрасли права (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм.

Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в нем норм процессуальных. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права.

3. По методу правового регулирования, т.е. по способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, согласно Конституции РФ каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27) и т.п.

Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, прав народа, субъектов РФ, местного самоуправления и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями.

Обязывающие нормы принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия; например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например к государству, народу, нации, территории. Например, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Запрещающие (запретительные) нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права. В частности, ч. 4 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закон}'». В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Слово «запрещается» нередко используется напрямую. Так, согласно ч . 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

  • 4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, не ограниченные сроком действия, и временные, действующие только в определенные периоды (например, во время чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).
  • 5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:
    • а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;
    • б) на территории отдельных регионов, субъектов Федерации, автономий – региональные;
    • в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные, или местные.

Из конституционно-правовых норм можно выделить и положения экстерриториального действия, т.е. распространяющиеся на субъектов правоотношений вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.

  • 6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, обычного федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.
  • 7. Наиболее разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже упоминалось ранее, наряду с традиционными нормами-правилами, определяющими характер поведения при наступлении определенного факта, в конституционном нраве встречаются нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-символы, нормы-справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Кроме того, как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

Добавить комментарий