Нормы международного гуманитарного

Война во все периоды существования человечества являлась его неотъемлемым и самым жестоким спутником. Прошедшие войны неизменно сопровождались человеческими страданиями, жертвами, разрушениями, подрывали экономические и политические устои государственности, порождали неверие в справедливость и гуманизм. Поэтому государства как основные субъекты международного права пытались уменьшить пагубные последствия войн путем создания и правового закрепления общеобязательных норм, чтобы, во-первых, ограничить воюющие стороны в средствах и методах ведения военных действий и, во-вторых, защитить жертв и участников вооруженных конфликтов.

Исторические аспекты зарождения международного гуманитарного права

Формирование законов и обычаев войны, а также закрепление за ними международно-правового статуса имеют долгую историю. Россия стояла у истоков этого процесса и внесла в него заметный вклад. Традиция ведения военных действий по общепринятым правилам, а также традиция гуманного отношения к жертвам войны неукоснительно соблюдались в русской армии и на флоте.

Еще в XII веке великий князь Киевской Руси Владимир Мономах наставлял детей в «Поучениях сыновьям»: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас… Не давайте сильному губить человека — ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».

«Устав воинский сухопутный» Петра I подробно регламентировал гуманное отношение русской армии к раненым и больным. Так, например, военнопленным разрешалось получать посылки, письма, а военнопленных офицеров могли отпустить «под честное слово»; под страхом сурового наказания запрещалось грабить население оккупированных территорий, разрушать культовые сооружения.

Великий русский полководец фельдмаршал Александр Суворов в приказе по войскам при штурме г. Варшавы указывал: «Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать». А будучи на Северном Кавказе в приказе по Кубанскому корпусу призывал: «…с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства, не меньше оружия поражать неприятеля человеколюбием…».

Адмирал Федор Ушаков в капитуляции, принятой от французского гарнизона города Фано, указывал: «Со всеми французскими военнослужащими, находящимися ныне в госпитале, поступлено будет со всевозможным человеколюбием… Все отпущенные отправятся на честный пароль не применять оружия противу союзных держав до настоящего их размена».

Войсковой атаман Донского казачьего войска граф Матвей Платов в кампании 1812 года в приказе всем донским казакам требовал: «…Всякий из нас должен молить о том, что мы приобретаем службой, временем и трудами, то чернят неблагомыслящие грабежами казаки, подобные бродягам».

Герой Русско-турецкой войны генерал Михаил Скобелев поучал своих офицеров: «…Начальник, допускающий грабеж, насилие над жителями и пленными, кладет самые пагубные основы нравственного разложения войск и залог их верного поражения неприятелем…».

В XIX веке в обществе проявилось стремление заменить шаткие и неясные нормы обычного права войны точными правилами, зафиксированными в международных договорах между ведущими мировыми державами. В результате Парижской декларацией 1856 года были определены отношения воюющих и нейтральных держав в морской войне; Женевской конвенцией 1864 года была определена участь больных и раненых воинов во время сухопутной войны; Санкт-Петербургской конвенцией 1868 года было запрещено употребление разрывных пуль.

По инициативе российского императора Александра II в 1874 году была созвана Брюссельская конференция, чтобы кодифицировать (привести в систему) правила ведения сухопутной войны. Был выработан проект Декларации о законах и обычаях войны. Не имея обязательной силы в отношениях между государствами, Брюссельская декларация оказала, однако, большое влияние на развитие права войны.

Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира (1899, 1907). Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права

В нашей стране после установления советской власти 4 июня 1918 года был опубликован Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о признании всех международных конвенций о Красном Кресте.

В 1932 году была введена инструкция по применению в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) Женевской конвенции «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях».

Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм права вооруженных конфликтов. С началом Великой Отечественной войны, летом 1941 года, Наркомат иностранных дел СССР подтверждал обязательства Советского Союза по соблюдению Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, Женевского протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств, и Женевской конвенции по улучшению участи раненых и больных в действующих армиях.

Видные полководцы Красной армии в своих приказах войскам требовали гуманного отношения к жертвам войны.

Так, например, в 1945 году войны Маршал Советского Союза Георгий Жуков отдал приказ войскам 1-го Белорусского фронта, обязывающий более гуманно относиться как к военнопленным противника, так и к гражданскому населению Германии.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны с оговорками были подписаны Советским Союзом. Две из них были трансформированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах СССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море. Инструкции были введены в действие в 1958 году приказом министра обороны СССР. Дополнительные протоколы I и II к этим конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 года.

Сегодня Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права. В России много делается, для того чтобы нормы национального законодательства соответствовали международным документам, регулирующим порядок ведения военных действий и меры по защите жертв войны.

Основные положения права вооруженных конфликтов в системе международного права

Право войны и действующая система норм международного права, регулирующая правоотношения в период боевых действий, составляют специфическую, отдельную отрасль международного права — право вооруженных конфликтов.

Право вооруженных конфликтов (ПВК) — это система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах.

ПВК регулирует:

правовые последствия начала и окончания войны;

правовой статус участников международного конфликта;

военные действия и правовой статус театра войны;

отношения между воюющими сторонами;

отношения воющих стран с нейтральными странами;

методы и средства ведения войны, запрещающие или ограничивающие их применение;

права мирных граждан в ходе вооруженной борьбы.

ПВК устанавливает:

правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны;

международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за нарушения правил ведения боевых действий.

Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП), которое представляет собой совокупность обязательных для государств юридических норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.

МГП преследует две основные цели:

защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях;

ограничение средств ведения войны, в частности, вооружений, и методов ведения боя.

Объектом ПВК являются общественные и международные отношения, складывающиеся между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженного конфликта. Предмет ПВК составляют отношения по поводу защиты жертв войны и правил ведения вооруженной борьбы.

В области ПВК были разработаны и приняты конкретные международные договоры, обычно называемые источниками международного гуманитарного права.

К ним относятся, например:

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29.11.1868);

Декларация о неупотреблении легкоразворачивающихся или сплющивающихся пуль (Гаага, 29.07.1899);

Гаагские конвенции (18.10.1907);

Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. (Женева, 17.06.1925);

Женевские конвенции о защите жертв войны (12.08.1949);

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года;

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв военных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 года;

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10.04.1972 г.;

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, от 10 октября 1980 года и протоколы к ней;

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (13.01.1993).

Нормативная база Министерства обороны Российской Федерации включает в себя ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих боевое применение соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск в ходе вооруженных конфликтов.

Такими документами являются: приказ Министра обороны СССР от 16 февраля 1990 года № 75 «Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколах к ним»; приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 360 «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В 2001 году Министром обороны России утверждено Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Россия. Наставление предназначено для изучения и соблюдения командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими ВС РФ норм МГП при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

Кроме того, положения МГП включены в Устав внутренней службы ВС РФ, ряд документов, регламентирующих подготовку и ведение боевых действий как Сухопутных войск, так и частей и подразделений других видов и родов войск.

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженном конфликте, выполняет организационно-управленческую, превентивную, правовую и защитную функции.

Принципы права вооруженных конфликтов с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные.

К основным относятся: принцип гуманизма; принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

Специальную группу составляют принципы: ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности, законности и ответственности.

Право вооруженных конфликтов регулирует статус участников международного конфликта. В основу их правового статуса заложен правовой статус человека и гражданина в соответствии с международным гуманитарным правом. В то же время правовой статус участников международного конфликта отличается значительной спецификой. Он зависит от того, какую роль играют физические лица в вооруженном конфликте, степени, интенсивности и характера их участия.

Все участники международных конфликтов делятся на: комбатантов, некомбатантов, наемников, шпионов и лиц, находящихся под защитой права (см. рис. 1).

Комбатанты (от французского combatant — «воин», «боец») — это сражающиеся люди. На комбатантов распространяется действие законов и обычаев войны, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:

имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

открыто носят оружие;

соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, считаются армией.

Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, признается воюющим, если открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Некомбатанты — это несражаюшиеся лица (например, медицинский персонал, священники). К некомбатантам относится мирное гражданское население.

Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении категорий: шпион, разведчик, доброволец, наемник и др.

К незаконным участникам военных конфликтов относятся наемники.

Наемник — это лицо, специально завербованное на месте или за границей, для того чтобы сражаться в вооруженном конфликте, либо фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях, либо принимающее участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду и обещанное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение комбатантов того же ранга.

Наемник не является гражданином государства, участвующего в конфликте, не выполняет в нем официальных обязанностей от имени другого государства, не входит в личный состав вооруженных сил государства.

Наемники не находятся под защитой норм международного права вооруженных конфликтов.

Военный шпион (лазутчик) — это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или намеревается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.

Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем, или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно является не шпионом, а разведчиком. В случае если разведчик попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Доброволец — это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воющих сторон. Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию государства, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной агрессии и оккупации.

Правовой статус жертв войны определен соответствующими конвенциями 1949 года «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море». Понятия «раненые» и «больные» распространяются как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя:

посягать на жизнь и физическую неприкосновенность;

брать в заложники;

посягать на человеческое достоинство;

без судебного решения осуждать и применять наказание.

Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой, на них нельзя совершать нападение.

Попавшие во власть неприятеля раненые и больные воюющей армии считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена.

Правовой статус военнопленных определен Конвенцией 1949 года «Об обращении с военнопленными». К этой категории лиц относятся попавшие в плен воюющие, т. е. комбатанты. Они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей.

К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Необходимо уважать их личность и честь. Нельзя совершать действия, которые могут привести к смерти военнопленного или угрожать его здоровью. Запрещается дискриминация военнопленного вследствие его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти требования относятся и к участникам вооруженного конфликта немеждународного характера.

Как только прекращаются военные действия, военнопленные должны быть освобождены, если они не привлекаются к уголовной ответственности за военные преступления.

Правовой статус гражданского населения регулируется Конвенцией 1949 года «О защите гражданского населения во время войны». При этом защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера.

Гражданскому населению необходимо представлять права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений. Нельзя применять к гражданскому населению любые меры физического или морального воздействия в целях получения от них каких-либо сведений.

Международное гуманитарное право также направлено на защиту культурных ценностей, что предполагает их охрану и уважение.

Правовой режим военной оккупации — это временное занятие в ходе войны вооруженными частями одного государства территории другого государства с принятием ими на себя управления этой территорией, временная замена одной власти другой. Согласно нормам МГП суверенитет государства на территорию, временно захваченную оккупантом, не переходит к оккупанту. Противник, оккупировав территорию, обязан восстановить и обеспечить общественный порядок. Оккупанты обязаны уважать жизнь, семью, честь, собственность, религиозные обряды и обычаи населения оккупированной территории, обращаться с населением гуманно, в частности, охранять от любых актов насилия или запугивания. Население оккупированной территории нельзя принудить служить в вооруженных силах или вспомогательных частях армии оккупанта. Оккупант вправе привлекать население к работам только в пределах мест проживания населения оккупированной территории. Оккупационные власти могут временно пользоваться государственной собственностью противника, однако такую собственность нельзя присваивать или отчуждать.

Характеристика запрещенных средств и методов
ведения войны. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права

Право сторон вооруженного конфликта выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, Конвенция о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям содержат нормы, определяющие характер методов и средств ведения войны.

Так, в статье 36 Дополнительного протокола I содержится норма, которая гласит, что при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны государства обязаны «определить, подпадает ли их применение при некоторых или при всех обстоятельствах под запрещения» норм международного права.

В международном праве все методы и средства ведения войны делятся на дозволенные (правомерные) и недозволенные (неправомерные, незаконные); на запрещенные (полностью или частично) и незапрещенные.

Средства ведения войны — это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и техники противника, подавления его способности к сопротивлению.

К запрещенным средствам ведения войны международное гуманитарное право относит те, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами:

1) пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;

2) снаряды массой менее 400 граммов, начиненные взрывчатыми или горючими веществами;

3) яды или отравленное оружие;

4) снаряды, имеющие единственное назначение — распространять отравляющие вещества; удушающие и другие ядовитые газы и бактериологические средства;

5) бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

6) средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

7) конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия и оружия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания. К ним относятся:

любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя;

любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости;

противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей;

мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким-либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами;

самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов;

ослепляющее лазерное оружие;

зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.

Под методами ведения вооруженной борьбы следует понимать порядок использования средств ее ведения для уничтожения живой силы и военной техники противника. В международном гуманитарном праве четко проводится различие между вероломством и военными хитростями.

В доктрине международного права под вероломством понимается осуществление враждебного акта под прикрытием права на защиту.

Примерами вероломства (как это предусмотрено в ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года) могут служить следующие действия:

симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия;

симулирование капитуляции;

симулирование выхода из строя вследствие ранения или болезни;

симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;

симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды ООН, нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте.

В отличие от вероломства военные хитрости считаются правомерными и означают любое действие, не являющееся в конечном счете вероломным, но направленное на то, чтобы ввести противника в заблуждение или вынудить его действовать опрометчиво (ст. 37 п. 2 Дополнительного протокола I).

Примерами военных хитростей могут служить:

маскировка (природная, с использованием красителей, сеток, дыма);

мероприятия по активной маскировке (ложные цели, отвлекающие удары);

демонстративные действия, ложные операции;

дезинформация, ложная информация;

использование технических средств (электронных, средств связи).

Дополнительный протокол I (ст. 38–39) содержит перечень запрещенных методов введения противника в заблуждение. К ним относятся:

использование во время боевых действий, для прикрытия военных операций, содействия им или их затруднения флагов, военных эмблем или форменной одежды противника, нейтральных государств или ООН;

использование не по назначению отличительных знаков медицинской службы, гражданской обороны, культурных ценностей, установок и сооружений, содержащих опасные силы, белого флага парламентера, а также других общепризнанных отличительных знаков и сигналов (например, для демилитаризованных зон, необороняемых местностей).

Анализ норм, содержащихся в ст. 35, 53, 75, 85 Дополнительного протокола I, позволяет выделить следующие группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы.

1. Направленные против комбатантов противника:

а) предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам противника;

б) убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика);

в) убийство или ранение лиц неприятеля, которые, сложив оружие или не имея возможности защищаться, сдались в плен;

г) нападение на лиц, вышедших из строя вследствие болезни или ранения, а также на лиц, покинувших терпящий бедствие летательный аппарат (за исключением лиц, относящихся к воздушно-десантным войскам);

д) принуждение лиц противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны;

е) отдание приказа не оставлять никого в живых, угроза этим или ведение военных действий на этой основе;

ж) взятие заложников.

2. Направленные против гражданского населения:

а) осуществление геноцида, апартеида;

б) террор в отношении местного населения;

в) использование голода среди гражданского населения.

3. Направленные против объектов:

а) атака, бомбардировка или уничтожение санитарных учреждений, госпитальных судов (санитарных транспортов), санитарных самолетов, имеющих надлежащие отличительные знаки;

б) бомбардирование военными самолетами, морскими кораблями незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

в) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа, а также их использование для обеспечения успеха в военных действиях.

4. Направленные против собственности:

а) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

б) захват судов, предназначенных для берегового рыболовства или потребностей местного мореплавания; госпитальных судов, а также судов, выполняющих научные и религиозные функции;

в) разграбление города или местности.

Указания на методы ведения боевых действий обычно содержатся в распорядительных документах (приказах) органов военного управления, поэтому именно в них и должны предусматриваться все меры предосторожности, которые необходимы при проведении операции.

Нарушение правовых норм влечет за собой ответственность. В международном гуманитарном праве ответственность делится на два вида: ответственность государства и ответственность индивидов (конкретных правонарушителей).

Основанием для возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения (международно-противоправного деяния).

Международное правонарушение — это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее его нормы и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение договорных обязательств).

Международные правонарушения в зависимости от характера и тяжести подразделяются на международные деликты (проступки) и международные преступления.

Международные деликты — это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству, либо ограниченному кругу субъектов международного права (например, установление дискриминационного режима для определенных категорий иностранцев, нарушение дипломатического иммунитета).

Международное преступление — это опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие принципы международного права, представляющее угрозу миру и безопасности человечества.

Существуют следующие виды международно-правовой ответственности: политическая; материальная; уголовная ответственность физических лиц.

Политическая ответственность может наступать в форме санкций, сатисфакций или репрессалий.

Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения.

К ответственности за указанные деяния могут привлекаться должностные лица органов военного управления, командиры воинских формирований или подразделений, военнослужащие и другие участники вооруженного конфликта.

За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.

Таким образом, учет норм права вооруженных конфликтов при ведении боевых действий будет способствовать достижению главной цели — смягчению участи тех лиц, которые не участвуют или прекратили участие в вооруженной борьбе, а также защите тех объектов и имущества, которые не используются в военных целях.

Методические рекомендации

Во вводной части занятия необходимо подчеркнуть актуальность изучаемой темы в связи с тем, что обстановка в отдельных регионах планеты отличается нестабильностью, на территории некоторых государств либо уже разворачиваются вооруженные конфликты, либо велики предпосылки к их возникновению. Кроме того, можно отметить, что нормативно-правовая база в области права вооруженных конфликтов постоянно совершенствуется с учетом нового накопленного опыта, поэтому для грамотного применения его норм в боевых условиях необходимо находиться в курсе всех изменений.

Раскрывая содержание учебных вопросов, важно выделить роль, место и значение системы международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Занятие полезно сопровождать историческими примерами соблюдения норм МГП военнослужащими армии нашей страны в ходе проведения боевых и миротворческих операций.

В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы аудитории.

ЛИТЕРАТУРА:

Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001 г.)

Батырь В.А. Международное гуманитарное право. / Учебник для вузов. — М.: Юстицинформ, 2011.

Право на поле брани. Учебный видеофильм по общественно-государственной подготовке военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / МККК. 2000.

Международное гуманитарное право, также называемое «правом вооруженного конфликта», направлено на решение гуманитарных проблем, возникающих в период вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера. В частности, его нормы ограничивают стороны конфликта в выборе методов и средств ведения войны и предписывают участникам боевых действий обязанность защищать гражданское население и его имущество во время войны. Термин «международное гуманитарное право» возник сравнительно недавно. Впервые в официальном использовании он появляется в названиях и текстах различных документов, составленных при подготовке Дипломатической конференцией по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов, (1974-77 годы), на которой 8 июня 1977 года были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. Хотя Заключительный акт конференции и получил называние «Международное гуманитарное право, применимое в вооруженном конфликте», данное выражение, даже в сокращенном виде, не фигурирует ни в одном из текстов двух протоколов. Однако понятие «международное гуманитарное право» в настоящее время является общепринятым как в терминологии ООН, так и в политических дискуссиях или академических работах.

Международное гуманитарное право до Женевских конвенций 1949 года.

Правила, ограничивающие насилие и разрушения в период военных действий, намного старше, чем официальное договорное право. Религия, древние традиции и обычаи, кодексы чести и специальные соглашения между противоборствующими сторонами разным образом устанавливали ограничения в отношении способов ведения сражений. Легитимность ограничения применения силы только в исключительных случаях ставилась под сомнение. В самом деле, цель военных действий обычно заключается в получении преимущества – например, показать свое превосходство над неприятелем или захватить чужую территорию, а не просто убить и уничтожить. Более того, страх перед ответным возмездием всегда являлся препятствием для насилия без всяких ограничений. Таким образом, нормы, ограничивающие способы ведения войны, по этическим соображениям были и остаются частью нематериального культурного наследия, а религиозные книги, такие как Библия, Коран, буддийские и индуистские писания, выражают его суть. В Европе в эпоху Просвещения Гуго Гроций и Жан-Жак Руссо разработали концептуальную основу современного подхода к ограничению последствий военных конфликтов.

Современная история международного гуманитарного права восходит ко второй половине XIX века. В 1859 году швейцарский предприниматель и общественный деятель Жан Анри Дунан, оказавшись свидетелем сражения при Сольферино, был поражен не столько жестокостью военных во время битвы, сколько страданиями и муками раненых и умирающих солдат и возмущен полным отсутствием организованной помощи. Свои впечатления он опубликовал в книге «Воспоминания о Сольферино», в которой высказал два практически осуществимых предложения, призванных облегчить судьбу раненых на поле битвы.

Первая идея Дунана привела к формированию в Женеве Комитета пяти, который впоследствии стал Международным комитетом Красного Креста (МККК). Общества Красного Креста, а позднее и Общества Красного Полумесяца на национальном уровне были основаны в качестве филиалов практически не существовавших военно-медицинских служб сначала в европейских странах и США, а затем и во всем мире.

Второе предложение привело к принятию 22 августа 1864 года Женевской конвенции о защите жертв войны: Конвенции по улучшению участи раненых в армиях в поле – первого международного и многостороннего договора по гуманитарному праву. Договор предусматривает защиту раненых на поле боя, объявляет медицинский персонал нейтральным, то есть защищенным от любых военных действий, и определяет красный крест на белом фоне в качестве отличительной эмблемы.

Договор 1864 года в течение нескольких месяцев был принят всеми европейскими государствами, США, Святым Престолом и независимыми государствами на других континентах. Он вступил в действие 22 июня 1865 года.

Примерно в то же время, в 1863 году, по просьбе президента США Авраама Линкольна профессор Фрэнсис Либер написал свои знаменитые Инструкции для правительства армий Соединенных Штатов в поле (Кодекс Либера). Несколько лет спустя, в 1868 году, в Санкт-Петербурге была принята Декларация о запрете применения во время войны разрывных снарядов весом менее 400 граммов («Санкт-Петербургская декларация»), которая впервые осуществила идею о контроле над вооружением и запрете применения оружия, вызывающего излишние страдания.

С начала 20 века международное гуманитарное право получает дальнейшее развитие по многим направлениям. В 1906 году нормы, охватываемые Женевской конвенцией 1864 года, был переписаны, а договор 1864 года был заменен Конвенцией по улучшению участи раненых и больных в армиях в поле (подписана 6 июля 1906 года и вступила в действие 9 августа 1907). На первой и второй Гаагских мирных конференциях (1899 и 1907 годы) были разработаны и 18 октября 1907 года подписаны соглашения, ставшие известными как Гаагские конвенции, в частности Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны и приложение к ней: Положение о законах и обычаях сухопутной войны («Гаагские положения»).

В Гаагских положениях были закреплены права военнопленных, некоторые нормы, касающиеся ведения военных действий, и положения, которые должны соблюдаться в период вооруженной оккупации. Самым ценным вкладом Гаагской конвенции в международное гуманитарное право, возможно, является так называемая оговорка Мартенса, которая в измененной формулировке вошла в статью 1.2 Дополнительного протокола I 1977 года:

В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания.

На Гаагской мирной конференции 1907 года также были приняты семь договоров, касающихся регулирования права морской войны.

Основываясь на опыте первой мировой войны, в 1925 году государства приняли Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств («Протокол по газу») – первый крупный договор, запрещающий конкретные виды вооружений. В 1929 году была пересмотрена Женевская конвенция 1906 года и принята Конвенция по улучшению участи раненых в армиях на поле (подписана 29 июля 1929 года и вступила в действие 19 июня 1931 года), а также впервые произведена всеобъемлющая кодификация законов о защите военнопленных – Конвенция об обращении с военнопленными (подписана 27 июля 1929 года и вступила в действие 19 июня 1931 года). По просьбе турецкого правительства была принята вторая отличительная эмблема – красный полумесяц на белом фоне.

Две конвенции 1929 года действовали во время Второй мировой войны и были обязательными для основных воюющих государств за исключением СССР и Японии, которые не ратифицировали Гаагскую конвенцию IV до начала войны. Позже Германия отказалась применять Конвенцию о военнопленных в войне с СССР, ссылаясь на оговорку о всеобщем участии (clausula si omnes). Однако самым серьезным упущением было крайне неудовлетворительное состояние права, защищающего гражданское население от последствий военных действий и, в частности, гражданских лиц, задержанных противником. В 1930-х годах МККК предпринимал ряд инициатив в данном направлении и даже представил проект конвенции о защите гражданского населения во время вооруженных конфликтов (Проект международной конвенции о положении и защите гражданских лиц противника, на территории, принадлежащей или оккупированной воюющей стороной, так называемый «Проект токийской конвенции» 1934 года). Однако до начала Второй мировой войны инициатива так не получила поддержки международного сообщества, что повлекло за собой трагические последствия.

Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.

Международное гуманитарное право было подвергнуто существенному пересмотру в 1949 году в ходе дипломатической конференцией, созванной в Женеве правительством Швейцарии, депозитария Женевских конвенций. Принимая во внимание уроки, извлеченные в период и сразу после окончания Второй мировой войны, представители государств обсудили проекты, подготовленные МККК при поддержке экспертов, и 12 августа 1949 года приняли четыре Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти конвенции вступили в силу 21 октября 1950 года и были приняты всеми государствами-членами международного сообщества.

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях («Женевская конвенция I») защищает членов вооруженных сил, которые в силу своего физического состояния перестали принимать участие в боевых действиях, от необоснованных актов насилия со стороны вооруженных сил противника. Медицинский персонал должен пользоваться покровительством и охраной сторон и иметь возможность выполнять свои обязанности, попав в руки противной стороны, а санитарные учреждения и транспортные средства ни при каких обстоятельствах не могут подвергаться нападению. В качестве отличительного знака медицинского персонала и оборудования сохраняется красный крест или красный полумесяц на белом фоне. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море («Женевская конвенция II») адаптирует гуманитарно-правовые нормы Женевской конвенцией I для условий морской войны.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными («Женевская конвенция III») касается судьбы военнопленных, то есть военнослужащих, которые попадают во власть неприятеля и держатся в плену. Основываясь на опыте, накопленном, в частности, во время Второй мировой войны, в новой Конвенции о военнопленных оговариваются все аспекты судьбы военнопленных с момента захвата, в период содержания в плену и до их окончательного освобождения. Военнопленные должны быть освобождены и репатриированы «тотчас же по прекращении военных действий» (ст. 118 Женевской конвенции III), а тяжело больные или раненые военнопленные должны быть репатриированы, как только будут позволять обстоятельства.

Важнейшим вкладом в традиционное международное гуманитарное право, несомненно, является Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны («Женевская конвенция IV»). Эта Конвенция успешно завершает то, чего международное сообщество не смогло сделать до начала Второй мировой войны: защитить посредством международного права гражданских лиц или гражданское население в целом – наиболее уязвимую категорию лиц, страдающих от последствий войны. Договор защищает основные права гражданских лиц, находящихся в руках неприятельской стороны, в связи с чем проводится различие между двумя ситуациями: во-первых, гражданские лица, оказавшиеся на территории противника во время конфликта, и, во-вторых, гражданские лица на оккупированной территории. Первый комплекс положений обеспечивает гуманное обращение с гражданскими лицами при любых обстоятельствах, особенно в местах лишения свободы, и гарантирует их право покидать территорию неприятельской стороны. Новый правовой режим оккупированных территорий базируется на Гаагских положениях 1907 года, нормы которого не смогли предотвратить трагедию концентрационных лагерей во Второй мировой войне, и развивает их на основе обширного опыта, накопленного, в частности, в Восточной Европе и на Дальнем Востоке. Женевская конвенция IV подчеркивает временный характер оккупации иностранной территории и пытается обеспечить людям, живущим на оккупированной территории, возможность как можно полнее вести обычный образ жизни.

Четыре Женевские конвенции 1949 года содержат положения общего характера, кодифицирующие нормы по осуществлению договоров, касающиеся, в частности, функций держав-покровительниц и деятельности МККК в ходе вооруженного конфликта. Но самым инновационным вкладом в развитие международного гуманитарного права являются положения статьи 3, направленные на защиту жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Все большее число внутренних вооруженных конфликтов, и в частности Гражданская война в Испании (1936-39), выявляли настоятельную необходимость соблюдения гуманитарно-правовых норм и в отношении вооруженных конфликтов не международного характера.

Спустя годы после создания ООН (1945) и принятия Всеобщей декларации прав человека (1948) международное сообщество сосредоточило свои усилия на развитии защиты прав человека. Международному гуманитарному праву уделялось ограниченное внимание. 9 декабря 1948 года была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в которой подчеркивалось, что геноцид является международным преступлением. Только в 1968 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2444 (XXIII), озаглавленную «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов», в которой подтверждался ряд принципов, касающихся «прав человека в период вооруженных конфликтов», и в то же время призывалось к укреплению международного гуманитарного права. Таким образом, резолюция 2444 установила связь между этими двумя областями права.

Данный процесс получил развитие в последующие годы и привел к заключению двух дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года – договоров, которые адаптируют международное гуманитарное право к условиям современной войны: Дополнительного протокола I, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Дополнительного протокола II, касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Оба договора на основе первоначальных проектов, подготовленных МККК, были согласованы в результате длительных и трудных переговоров представителей государств–участников Женевских конвенций в ходе четырех сессий Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов, (1974–77), созванной в Женеве правительством Швейцарии, и приняты 8 июня 1977 года. В 2005 году государствами-участниками Женевских конвенций был принят третий протокол – Дополнительный протокол III, в котором была представлена еще одна отличительная эмблема: красный кристалл на белом фоне.

Протоколы 1977 года не только развивают международное гуманитарное право, применимое к традиционным формам ведения войны, но также вводят новые положения, касающиеся так называемых асимметричных конфликтов, таких как колониальные войны (теперь называемые национально-освободительными движениями) и, в частности, немеждународных вооруженных конфликтов или гражданских войн, то есть насильственных действий на территории государства. Дополнительный протокол I содержит разделы, отложенные в 1949 году: 1) ограничения на методы и средства ведения войны; и 2) защита гражданского населения от прямых последствий военных действий. В нем кодифицировано значительное число конкретных норм, которые должны соблюдаться вооруженными силами при проведении военных операций всех типов, а также представлены новые концепции, такие как обязательство защищать природную среду при ведении военных действий (ст. 55). С другой стороны, Дополнительный протокол II развивает идеи, лежащие в основе общей статьи 3 Женевских конвенций, и кодифицирует новые нормы, касающиеся немеждународных вооруженных конфликтов.

Хотя Женевские конвенции 1949 года и дополнительные протоколы к ним представляют собой основу современного международного гуманитарного права, применимого в вооруженном конфликте, эти тексты дополняются значительным числом других договоров, среди которых: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 года.

Другим важным международным соглашением, о котором следует упомянуть в этом контексте, является Римский статут Международного уголовного суда, принятый 17 июля 1998 года. Идея создания международной уголовной юрисдикции столь же стара, как и современное международное право. Именно в 1895 году Институт международного права, приняв идею, высказанную Гюставом Муанье, бывшим в то время председателем МККК, предложил создать международный уголовный трибунал. После окончания Второй мировой войны были учреждены Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы с целью привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении международных преступлений, в том числе серьезных нарушений норм международного гуманитарного права. Ожидается, что с учетом своей универсальной юрисдикции в отношении военных преступлений Международный уголовный суд внесет важный вклад в осуществление и соблюдение международного гуманитарного права во период вооруженных конфликтов.

Международно-правовые нормы ограничивающие методы и средства ведения войны.

Санкт-Петербургская декларация 1868 года является первым официальным соглашением между государствами, ограничивающим право противоборствующих сторон на использование боеприпасов определенного типа. Декларация обязывает государства «в случае войны между собой, отказаться взаимно от употребления как сухопутными, так и морскими войсками снарядов, которые, при весе менее 400 граммов, имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом».

Принятая на Гаагской мирной конференцией 1907 года Конвенция (IV), касающаяся законов и обычаев сухопутной войны с прилагаемыми Гаагскими положениями, заложила основу для международно-правового режима, регулирующего ведение военных действий. В статье 22 Гаагских положений закрепляется основополагающий принцип, гласящий, что «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (в настоящее время он кодифицирован в ст. 35.1 Дополнительного протокола I). В нескольких последующих статьях раскрывается содержание данного принципа.

Основываясь на уроках, извлеченных в ходе Первой мировой войны, 17 июня 1925 года в Женеве был подписан Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств («Газовый протокол»), устанавливающий запрет на использование смертоносного газа на полях сражений.

Со времени окончания Второй мировой войны было принято значительное число договоров, запрещающих конкретные виды вооружения или типы боеприпасов, либо ограничивающих их применение. Особое значение имеют Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года и Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 года.

В настоящее время рамочный механизм, установленный Конвенцией о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года, служит основой для разработки и принятия индивидуальных протоколов по конкретным излишне жестоким обычным видам вооружения или типам боеприпасов. Среди видов вооружения и боеприпасов, предусмотренных его протоколами, находятся: необнаруживаемые осколки; противопехотные и противотранспортные наземные мины, мины-ловушки и аналогичные устройства; зажигательное оружие; ослепляющее лазерное оружие; и взрывоопасные пережитки войны. Принятая 13 января 1993 года Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении дополняет Газовый протокол 1925 года. Особое значение для обеспечения жизни гражданского населения имеют Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении от 18 сентября 1997 года (так называемая «Оттавская конвенция») и Конвенция по кассетным боеприпасам от 30 мая 2008 года.

Дополнительный протокол I 1977 года впервые в истории международного гуманитарного права заявляет о необходимости проявления заботы о «защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба» во время военных действий. Статья 55 прямо запрещает использование «методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения».

По общему мнению, ни Женевские конвенции, ни международное гуманитарное право в целом не запрещают применение ядерного оружия. Вместе с тем неоспоримо, что использование ядерного оружия в вооруженном конфликте, как и любого другого оружия, подпадает под действие существующих положений международного гуманитарного права (Законность угрозы или применения ядерного оружия, Консультативное заключение Международного суда, п. 85).

Общие принципы права и международное обычное право.

Общие принципы права имеют особое значение для права, регулирующего такой сложный феномен, как вооруженный конфликт.

В современной формулировке оговорки Мартенса, содержащейся в Дополнительном протоколе I, подчеркивается, что в случаях, не предусмотренных конкретными положениями международного права, «гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» (ст. 1.2). Ссылаясь на заявление, сделанное в Деле о канале Корфу, в своем решении 1986 года по Делу о военной и военизированной деятельности в Никарагуа (Никарагуа против США) Международный суд отмечает, что общая статья 3 отражает «элементарные соображения гуманности» (п. 218). Таким образом, оговорку Мартенса можно понимать как общепринятое выражение принципа гуманности, адаптированного к условиям войны.

Принцип пропорциональности (соразмерности) и принцип проведения различия особенно актуальны для регулирования применения силы в вооруженном конфликте. Согласно принципу пропорциональности, сила, используемая для достижения определенной законной цели, должна быть пропорциональна военному значению данной цели. Другими словами, следует воздержаться от нападения, «которое, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить» (ст. 57.2.a.iii Дополнительного протокола I). Часто неизбежные попутные потери среди гражданского населения или ущерб гражданским объектам должны оставаться в разумном соотношении с военным преимуществом, ожидаемом при достижении цели операции. Соответственно, военному командованию всегда приходится соизмерять предполагаемые военные результаты с интересами гражданских лиц, затронутых запланированными военными действиями.

Принцип проведения различия требует, чтобы стороны вооруженного конфликта всегда проводили различие между комбатантами и военными объектами, с одной стороны, и гражданским населением и гражданскими объектами – с другой. Статья 48 Дополнительного протокола I кодифицирует данную норму, а последующие статьи (ст. 49–60) раскрывают ее содержание. Наконец, в статье 52.2 впервые в истории международного гуманитарного права дается определение понятия «военных объектов».

Еще в 1868 году в Санкт-Петербургской декларации получает осуждение использование оружия, которое «без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя». Статья 35.2 Протокола I дала этому важнейшему принципу международного гуманитарного права новую формулировку, запретив «применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания». Международный суд в своем Консультативном заключении по ядерному оружию от 1996 года отнес данные положения к числу «незыблемых принципов международного обычного права» (п. 79).

Согласно Международному Суду, международное обычное право играет решающую роль в качестве независимого источника правовых норм, применимых в области международного гуманитарного права (Консультативное заключение по ядерному оружию, п. 75). Недавно опубликованное исследование МККК определило нормы, которые, по его мнению, должны рассматриваться как обычное право, то есть нормы, применимые в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера. Хотя исследование не претендует на официальную кодификацию норм международного обычного права, в его перечне подробно отражена сложившаяся практика, подкрепленная opinio juris. Один из его основных выводов заключается в том, что важнейший источник международных норм, регулирующих ведение военных действий, носит обычно-правовой характер. Более того, эти обычные нормы применяются в равной степени и к международным, и к немеждународным вооруженным конфликтам, тем самым заполняя пробелы плохо кодифицированного письменного свода законов, применимых во внутригосударственных вооруженных столкновениях.

Международное гуманитарное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой в целях ограничения бедствий войны определяют недопустимые методы и средства ведения военных действий и защищают жертв войны.

(Арцибасова, И.П. Блищенко, С.А. Егорова,В.В. Фуркало, О.Н. Хлестова.)

МП изначально — право войны. 1625 Г. Гроций «О праве войны и мира».

С принятием Устава ООН в праве войны произошли принципиальные изменения. Принципы и нормы нацелены на ограничение бедствий войны. И право войны превратилось в гуманитарное право.

Право вооруженных конфликтов (ПВК) – совокупность создаваемых путем межд. соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, межд. и немежд. вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих межд.-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Наибольшее значение из ныне действующих межд.-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. (≪право Гааги≫ или собственно ≪право войны≫) регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. (≪право Женевы≫ или ≪гуманитарное право≫) охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Важное — межд.-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение.

В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду.

Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.

— межд.-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности

за агрессию и за нарушение норм ПВК

Это Устав Межд. военного трибунала 1945 г.;

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и

преступлениям против человечества 1968 г.;

резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

Из общих принципов МП в ПВК особое значение имеют: принцип гуманности, принцип недопустимости дискриминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов ПВК, который включает:

специальные принципы ПВК, регулирующие применение средств и методов ведения войны: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы; принцип разграничения военных и гражданских объектов;

специальные принципы ПВК о защите участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения подразделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.

№15. Право междунар договоров.

Право международных договоров — это отрасль МП, представляющая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международ-ного права по поводу заключения, действия и прекращения междуна-родных договоров. Международный договор означает международное соглашение, заключенное субъектами МП в письменной форме и регулируемое МП, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международный договор является основным источником МП, важным инструментом осуществления внешней функции гос-в. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгос-нные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли МП. занимает особое место в системе МП, являясь одной из ведущих ее отраслей.

Объектом права международных договоров являются сами международные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Кодификация и источники права международных договоров. Были разработаны проекты ряда международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров. Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. в кот кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающ правопреемства гос-в в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отнош многосторонних договоров, в том числе учредительных актов МО, и договоров, принятых в рамках МО. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений. Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Россия и международные договоры. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции 1993 г. закреплен порядок заключения и осуществления РФ международных договоров.

Основы договорной деятельности Российской Федерации детально регламентированы в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. Этот закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных дого-воров). Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — правопреемника СССР. В соответствии с Конституцией (ст. 71) заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ. Международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международный договор Российской Федерации, затрагивающий во-просы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заклю-чается по согласованию с органами государственной власти заинтересо-ванного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соот-ветствующая функция. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предположения рассматриваются при подготовке проекта договора. Непредставление в определенный срок (как правило, не менее двух недель) ответа не препятствует внесению федеральным ведомством предложения о заключении международного договора Российской Федерации. Орган, принимающий решение о подписании международного договора, в данном случае может исключить или изменить положения проекта договора, затрагивающие полномочия субъекта, направить проект договора на согласование органом государственной власти заинтересованного субъекта или возвратить соответствующие документы федеральному ведомству с требованием обеспечить согласование с субъектом.

Согласие Российской Федерации на обязательность для нее между-народного договора сможет выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной вла-сти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», иными актами законодательства Российской Федерации. Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора может быть выражено в отношении не всего договора в целом, а только его части, что, однако, должно быть предусмотрено в самом договоре или с чем должны согласиться другие стороны.Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью. «Каждое государство обладает правоспособностью заклю­чать договоры», — говорится в ст. 6 Венской конвенции о пра­ве международных договоров. Государства в силу своего суверенитета обладают полной (уни­версальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участниками союзных договоров (Заключительный акт СБСЕ). Главным при решении вопроса об участии государства в кон­кретном международном договоре является его заинтересован­ность в отношении объекта и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международ­ного права, а также договоры, объект и цели которых представ­ляют интерес для международного сообщества в целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия.

Решение вопроса об участии в договоре принимает само го­сударство в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем эффективность некоторых международных договоров напрямую зависит от числа их участников. Серьез­ную озабоченность вызывает отказ ряда государств от присое­динения к Договору о нераспространении ядерного оружия.

В федеративных государствах возникает вопрос о договор­ной правоспособности как самих федераций, так и их составных частей. Право субъектов РФ заключать международные со­глашения предусмотрено Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономиче­ских связей субъектов Российской Федерации».

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заклю­чали договоры с государствами чаще всего по вопросам об­разования самостоятельного независимого государства: о по­литической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением неза­висимости.

Договорной правоспособностью обладают международные межправительственные организации; она реализуется в соот­ветствии с нормами, которыми определяется правовой статус организации (ст. 6 Венской конвенции о праве договоров меж­ду государствами и международными организациями или меж­ду международными организациями). Международные органи­зации в отличие от государств обладают ограниченной договор­ной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достижения тех целей, которые определе­ны учредительными или иными актами.

Примером международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены государства, нации и международ­ные организации, может служить Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. Она была открыта для подписания всеми государствами, Намибией, ме­ждународными организациями.

Добавить комментарий