Нормы международного права и международные договоры РФ

1. Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ ратификации подлежат международные договоры, которыми принимаются технические регламенты

Статья 15 КРФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно статьи 57 при условии, что он ратифицирован Россией в соответствии с установленной процедурой и признан подлежащим исполнению.

Стоят на ровне с конституцией

Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Субъекты международного права – это государства, объект регулирования – межгосударственные отношения.

В системе международного права выделяют:

1) международное публичное право (властные отношения между государствами);

2) международное частное право (гражданско—правовые отношения международного характера).

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Норма международного права – это обязательное правило, регулирующее поведение и порядок взаимоотношений государств и иных субъектов международного права.

Принято производить следующую классификацию норм международного права:

1) по предмету правового регулирования они подразделяются на виды, отражающие специфику сферы действия (международное морское право, железнодорожные, морские перевозки, правовой режим Антарктики и т. д.);

2) по сфере действия на универсальные (Устав ООН, Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) и т. д.) и локальные (Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества и т. д.). То есть данная классификация позволяет определить, в отношении ограниченного количества государств действует норма международного права, или подлежит выполнению в обязательном порядке всеми государствами.

3) по методу правового регулирования на императивные (подлежащие выполнению только в том виде, в котором они приняты, не позволяющие отклонений) и диспозитивные (допускающие выбор по усмотрению сторон).

общепризнанные нормы и принципы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, двух- или многосторонних конвенциях (например, Женевская конвенция 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях», Женевская конвенция 1931 г. «О единообразном законе о чеках», Всеобщая декларация прав человека 48 Ратифицирована в РФ – ФЗ от30.03.1998. Конвенции о защите прав человека и основных свобод 50г).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость


В настоящее время не существует единого мнения о месте международных договоров в системе национальных законодательств, что порождает значительные проблемы в правовом регулировании.

В современных условиях глобализации, процесса всемирного объединения, получившего свое развитие во второй половине XIX века, роль международного договора как источника права все больше возрастает. Указанный процесс признается различными странами и является установленным фактом: в Венской Конвенции о праве международных договоров, заключенной в Вене 23 мая 1969 года, содержится положение о том, что государства – участники Венской Конвенции, учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений, признают все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе. В указанной Конвенции международный договор определяется как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В РФ также есть легальное определение данного термина: международный договор Российской Федерации представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О международных договорах РФ», международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Они представляют собой существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Целями заключения международных договоров являются образование правовой основы межгосударственных отношений, содействие поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, защита основных прав и свобод человека, обеспечение законных интересов государств.

Международный договор представляет собой соглашение, являющееся сознательным и добровольным волеизъявлением субъектов международного права (государств, организаций и иных образований, обладающих международной правосубъектностью и правоспособностью заключать международные договоры) по поводу верховных прав в различных сферах общественной жизни, чаще всего заключенное в письменной форме в виде одного или нескольких формальных актов (наименование которых не имеет значения), регулируемое нормами международного права.


Как уже было указано ранее, в соответствии с Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами (к примеру, в соответствии с Федеральный Закон РФ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 № 101-ФЗ), международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы РФ. В РФ сформирована определенная иерархия нормативно-правовых актов, отличающихся друг от друга юридической силой, масштабом действия, сложностью процедуры принятия и иными критериями. Согласно Конституции РФ и иным нормативным правовым актам, высшей юридической силой на территории РФ обладает Конституция РФ. Далее по иерархии нормативноправовых актов РФ идут Федеральные Конституционные Законы и Федеральные Законы Российской Федерации, действующие на всей территории РФ и не противоречащие конституционным нормам. Далее идут нормативные правовые акты иных субъектов государственной власти: указы Президента, постановления Правительства и иные. Нижестоящей ступенью в иерархии нормативных правовых актов РФ, в соответствии с федеративным административно-территориальным устройством РФ, является уровень субъекта РФ, а именно: Конституции республик или Уставы других субъектов РФ, законодательные акты представительного органа субъекта, нормативные правовые акты главы субъекта, исполнительных органов власти субъекта и иные. Завершают иерархию нормативно-правовых актов РФ акты органов местного самоуправления и различные локальные нормативно-правовые акты.

Относительно местоположения международных актов в иерархии нормативно-правовых актов РФ единого мнения на сегодняшний день пока не сформировано. Часть ученых считает, что в современных условиях глобализации большей юридической силой по отношению к национальному законодательству обладают международные нормы, причем данный факт не несет угрозу суверенитету отдельных государств, а при грамотной государственной политике носит положительный характер, ведя к всемирному единению. Другие же ученые полагают, что Конституция должна занимать приоритетное положение по отношению к международным нормам. В Конституции РФ закреплено, что в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Таким образом, международные договоры РФ обладают большей юридической силой по сравнению с законами РФ (ФКЗ, ФЗ), однако данное положение касается только ратифицированных РФ международных договоров, остальные же вообще не входят в ее правовую систему. Дело с общепризнанными принципами и нормами международного права обстоит сложнее, так как насчет их положения в иерархии источников права РФ нет прямого закрепления в законодательстве.

Под общепризнанными принципами международного права, согласно Постановлению Верховного суда РФ, понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права относятся, к примеру, принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права, согласно тому же постановлению, понимается правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права раскрывается, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений. К примеру, такие принципы, как принцип равноправия и самоопределения народов и принцип суверенного равенства государств раскрыты в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в иерархии источников права РФ находятся выше ФКЗ и ФЗ, но ниже Конституции РФ. Однако отсутствие единого, формально закрепленного мнения о местоположении международных правовых актов в системе национального законодательства порождает на практике целый ряд проблем. К примеру, довольно существенной является проблема правового регулирования общественных отношений, возникающая при несоответствии норм национального законодательства международным принципам и нормам международного права. Практика показывает, что в случае, когда какой-либо вступивший в силу не подлежащий ратификации международный договор РФ оказывается в противоречии с каким-либо законом РФ и по этой причине становится неисполнимым (например, обмен нотами или межведомственное соглашение, освобождающее на взаимной основе от таможенных или налоговых сборов), то государственные органы принимают меры, необходимые для добросовестного выполнения международных обязательств по нератифицированному международному договору. Это могут быть меры по дополнительному согласованию порядка исполнения, ратификации, одобрению, утверждению, новации или прекращению такого неисполнимого договора. При всех обстоятельствах и при всех возникающих внутренних затруднениях международный договор должен применяться так, как это им предусмотрено, а обязательства по нему должны выполняться добросовестно.

Порой практические проблемы возникают при применении уже подписанных международных договоров. Одной из причин возникновения такой проблемы может служить то, что в отличие от норм внутреннего права государств, содержащих перечень договоров, подлежащих ратификации по внутреннему праву, международное право не знает такого перечня, поэтому считается, что международно-правовое обязательство государства по любому вопросу, принятое главой государства, главой правительства, министром иностранных дел, является действительным. В случае международного спора по рассматриваемому вопросу решающее значение имеет ссылка на международное право, а ссылка на внутреннее право может оказаться несостоятельной или проблематичной. Ярким примером обозначенной проблемы может служить статья 10 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Это единственный Кодекс, который в нарушение положений п. 4 ст. 15 Конституции РФ содержит положения не только о сопоставлении международного договора и закона, но и о сопоставлении международного договора с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения. Так, по сути, была признана несоответствующей Конвенции МОТ (Международной организации труда) № 29 о принудительном или обязательном труде 1930 года часть нормы статьи 74 ТК РФ о временном переводе в случае производственной необходимости. Верховный суд РФ признал лишь некоторые из обстоятельств, перечисленных в статье 74 ТК РФ, достаточными для осуществления перевода работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу. К таким чрезвычайным обстоятельствам были отнесены необходимость предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев. Остальные же обстоятельства, закрепленные в ТК РФ, но не указанные в Конвенции, такие как перевод на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения простоя, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника могут быть признанными обоснованными для перевода лишь при условии, если они были вызваны чрезвычайными обстоятельствами (например, в случаях бедствия или угрозы бедствия – пожара, наводнения, голода, землетрясения, сильной эпидемии или эпизоотии и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части) или когда непринятие указанных мер могло привести к катастрофе, производственной аварии, стихийному бедствию, несчастному случаю и тому подобным последствиям. Таким образом, Верховный суд РФ и практика иных судов общей юрисдикции, по существу дополняют нормы ТК РФ, сужая или расширяя сферу их применения, конкретизируют, а иногда и дополняют правовые нормы для более качественного регулирования общественных отношений.

Таким образом, в современных условиях глобализации значение международных договоров в мире неуклонно растет, они все чаще применяются в регулировании общественных отношений. На сегодняшний день нет единого определения международного договора, однако множество определений, выведенных различными учеными, имеют ряд общих черт, на основании которых можно сделать вывод о том, что международный договор представляет собой соглашение, являющееся сознательным и добровольным волеизъявлением субъектов международного права (государств, организаций и иных образований, обладающих международной правосубъектностью и правоспособностью заключать международные договоры) по поводу верховных прав в различных сферах общественной жизни, чаще всего заключенное в письменной форме в виде одного или нескольких формальных актов (наименование которых не имеет значения), регулируемое нормами международного права. Существуют разные точки зрения относительно местоположения международных договоров в национальных системах и их значении: часть ученых считает, что международные договоры должны стоять выше национальных законодательств, ведя к всемирному объединению; другие – что международные договоры по иерархии источников права находятся ниже Конституций государств, сохраняя их самобытность. Наличие указанных разногласий на практике приводит к достаточно серьезным проблемам в правовом регулировании, к примеру, при несоответствии норм национального законодательства международным принципам и нормам международного права, а также при применении уже подписанных международных договоров. Вследствие отсутствия установленного правила правоприменения в случае конфликта международных норм и норм национального законодательства возникает вопрос, каким из указанных норм отдать приоритет в правовом регулировании, что является существенной проблемой, так как международные правовые источники как регуляторы общественных отношений в настоящее время приобретают все большее значение и оказывают все большее влияние на своих участников вследствие современных условий глобализации, порождающей ряд новых для мира проблем, указанных в данной статье: проблема соответствия норм национального законодательства международным принципам по тому или иному вопросу, необходимости преодоления разногласий участников международных отношений, сохранения национального суверенитета государств и иные насущные вопросы.

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Нормы международного права в гражданском законодательстве

В иерархии правовых источников ГЗ на первом месте стоит международное право и договоры, заключенные между участниками МО.

В иерархии правовых источников гражданского законодательства на первом ключевом месте стоит международное право и договоры, заключенные между участниками международных отношений. Подобное превалирующее значение закрепляет сама Конституция РФ. Кроме того, Россия является активным участником международных отношений, поэтому она неоднократно подписывала договоры с крупнейшими мировыми гегемонами. К таковым источникам права причисляются основополагающие Конвенции, в том числе Венская конвенция, которая включает в себя такое детерминирующее значение для всего права как jus cogens.

Понятие и специфика международного права

Гражданское законодательство и нормы международного права находятся между собой в тесной взаимосвязи, поэтому каждый практикующий юрист, да и просто гражданин РФ должен понимать, в чем состоит специфика МП.

Система международного права представляет собой достаточно сложное, многогранное явление, которое подразумевает множество аспектов своего изучения. Разработкой основных положений данной юридической науки занимались выдающиеся умы, которые приходили к выводу о том, что МП не предполагает какой-либо единой системы, признаваемой большинством.

Но если обратиться к одному из определений, что такое международное право, то можно резюмировать иную точку зрения.

Итак, МП – это система правовых норм, которые позволяют регулировать отношения между участниками международного уровня в целях поддержания мира и спокойствия.

В соответствии с данной дефиницией, можно вывести основополагающие черты МП:

  • Отрасль имеет закрепленную систему норм.
  • Упорядочивание норм происходит за счет уникальных целей и принципов международного сотрудничества.

Цели и принципы международного права

Основные цели системы МП были закреплены Уставом ООН при учете интересов и прав всех без исключения участников международных отношений и направлены на то, чтобы:

  • Поддерживать на межгосударственном уровне безопасность и мир.
  • Осуществлять принцип дружественности.
  • Сотрудничать по поводу мировых проблем, от разрешения которых может зависеть судьба и благополучие всего человечества.
  • Создавать условия, когда правовой механизм в виде МП будет способствовать справедливости и уважению каждого участника системы по отношению друг к другу и в целом всему мировому сообществу.

При этом генеральной целью системы международного права признается необходимость обеспечения должного функционирования международных отношений и поступательного их развития. Поэтому если ранее большинство норм имело диспозитивный характер, то на современном этапе – императивный.

Принципы системы международного права не имеют столь же кодифицированной формы своего представления. Это связано с тем, что вывести их пытались не один десяток лет, закрепляя их правовой статус с помощью многочисленных международных договоров. В наиболее общем и целостном виде принципы представлены в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права:

  • Разрешение споров и конфликтных ситуаций мирным путем.
  • Невмешательство в дела отдельных государств.
  • Сотрудничество между участниками МП по основополагающим вопросам.
  • Неприменение силы или же угрозы силой.
  • Каждый народ признается равноправным и имеет право на определение.
  • Государства – участники международных отношений имеют суверенное равенство друг перед другом.
  • Обязательства, взятые государствами по МП, должны выполняться добросовестно.
  • Соблюдение и защита основных прав и свобод человека.
  • Нерушимость границ государств.

Понятие локальных норм международного права

Такой правовой механизм, как система международного права, подразумевает различную классификацию норм, на которых держатся межгосударственные отношения. Иерархию и соотношение этих правовых норм можно проводить по различным основаниям, на которых и происходит строительство системы МП.

Но одним из самых интересных явлений на международном уровне являются локальные нормы. Если обратиться к юридической литературе, то под локальными нормами МП понимаются – правила, которые регулируют правоотношения, возникающие между ограниченным кругом участников международных отношений (государствами). Иными словами, локальные нормы, которые регулируют отношения между субъектами права, направлены на удовлетворение интересов конкретных сторон.

Локальные нормы являются составной частью международного законодательства, несмотря на всю свою специфику. Они могут охватывать собой двусторонние или же многосторонние договоренности, но при этом не имеют такой важной характеристики как всеобщность. Локальные нормы являются неким дополнением к общепринятым правилам поведения на международном уровне, так как конкретизируют некоторые стороны межгосударственных отношений.

Виды международных договоров

Классификация международных договоров в МП осуществляется в соответствии с несколькими основаниями:

  • По количеству участников. В данном случае речь идет о двусторонних или же многосторонних соглашениях.
  • По вопросам, которые регулируют договоры. Предусмотрены многосторонние, специальные оглашения или договоры, затрагивающие глобальные проблемы.
  • По территориальному влиянию. Договоры могут быть локальными, универсальными или региональными.
  • По доступности участия. Все НПА подразделяются на открытые и закрытые.

Нормы международного права и международные договоры как составная часть правовой системы Конституции РФ

Как было указано выше, российский правовой механизм подразумевает включение в систему гражданского законодательства норм международного права. Данный принцип закреплен ст. 15 основного закона РФ – Конституции. В этой статье закреплено, что нормы международного права, в том числе и договоры, являются составной частью правовой системы РФ.

При этом превалирующее значение в правовой системе РФ играют именно Конвекции. Данный тип договоров подразумевает соответствие такой характеристике, как многосторонность. Как пример можно привести Конвекцию ООН, касающуюся вопросов международной купли-продажи товаров или Конвекцию о защите прав человека.

Приоритет международных договоров РФ перед нормами гражданского законодательства. Правила применения международных договоров РФ к отношениям в сфере гражданско-правового регулирования

Национальное и международное право в некоторых моментах могут противоречить друг другу. В этом случае речь идет о так называемых коллизиях, которые становятся причиной споров между практикующими юристами.
Если обратиться к современному законодательству РФ, то можно резюмировать, что правила применения международных договоров превалируют над российским законодательством. Иными словами, если возникают коллизии между действующими НПА на территории Российской Федерации и нормами МП, то следует опираться именно на международные договора.

Однако следует сказать о том, что поиск противоречий между законами РФ и межгосударственными соглашениями представляет собой трудоемкий и кропотливый процесс, который зачастую не приводит к какому-либо результату. Обуславливается это тем, что коллизии могут быть выявлены с учетом субъективного представления о регулировании той или иной сферы деятельности конкретным лицом.

Следует выделить также и тот факт, что применение международных договоров к правоотношениям в сфере частного права, которые попадают под российскую юрисдикцию, должно быть согласовано с РФ. То бишь, чтобы тот или иной международный договор вступил в юридическую силу и на территории РФ, должна быть осуществлена процедура ратификации, подписания, принятия, присоединения и др. Этот ключевой принцип регламентирован ФЗ «О международных договорах РФ» № 101-ФЗ.

При этом согласие РФ должно быть получено только законным способом на основе действия правил российского законодательства. Иными словами, нормы МП не будут распространяться на территории РФ, если не проведена процедура ратификации, например, в следующих случаях:

  • Если договор подразумевает внесение изменений в российское законодательство, в том числе принятие новых ФЗ или модификацию уже действующих НПА.
  • Если действие международного договора направлено на обеспечение прав и свобод человека.

Российское государство придерживается принципа о том, что любое государство, в том числе и РФ, должно неукоснительно соблюдать нормы МП.

Иными словами, Россия выступает за соблюдение принципа добросовестности по отношению к исполнению взятых на себя обязательств.

Таким образом, если РФ дает свое согласие на обязательность исполнения договора на территории государства, то он будет признан международным договором РФ, а значит, и составной частью правовой системы.
Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что международное право оказывает непосредственное влияние на систему российского гражданского законодательства.

Добавить комментарий