Новое в здравоохранении

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 3)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья
  • Глава 2. Основные принципы охраны здоровья (ст.ст. 4 — 13)
    • Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
    • Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
    • Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
    • Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
    • Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
    • Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
    • Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
    • Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи
    • Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
    • Статья 13. Соблюдение врачебной тайны
  • Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (ст.ст. 14 — 17)
    • Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья
    • Статья 15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
    • Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
  • Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья (ст.ст. 18 — 28)
    • Статья 18. Право на охрану здоровья
    • Статья 19. Право на медицинскую помощь
    • Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
    • Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
    • Статья 22. Информация о состоянии здоровья
    • Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
    • Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья
    • Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья
    • Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи
    • Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
    • Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья
  • Глава 5. Организация охраны здоровья (ст.ст. 29 — 50)
    • Статья 29. Организация охраны здоровья
    • Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
    • Статья 31. Первая помощь
    • Статья 32. Медицинская помощь
    • Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь
    • Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь
    • Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
    • Статья 36. Паллиативная медицинская помощь
    • Статья 36.1. Особенности медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации
    • Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи
    • Статья 38. Медицинские изделия
    • Статья 39. Лечебное питание
    • Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение
    • Статья 41. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
    • Статья 42. Особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан
    • Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
    • Статья 44. Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями
    • Статья 45. Запрет эвтаназии
    • Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация
    • Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)
    • Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей
    • Статья 49. Медицинские отходы
    • Статья 50. Народная медицина
  • Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья (ст.ст. 51 — 57)
    • Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья
    • Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
    • Статья 53. Рождение ребенка
    • Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
    • Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий
    • Статья 56. Искусственное прерывание беременности
    • Статья 57. Медицинская стерилизация
  • Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование (ст.ст. 58 — 65)
    • Статья 58. Медицинская экспертиза
    • Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности
    • Статья 60. Медико-социальная экспертиза
    • Статья 61. Военно-врачебная экспертиза
    • Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
    • Статья 63. Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией
    • Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи
    • Статья 65. Медицинское освидетельствование
  • Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека (ст.ст. 66 — 68)
    • Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий
    • Статья 67. Проведение патолого-анатомических вскрытий
    • Статья 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека
  • Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации (ст.ст. 69 — 79.1)
    • Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
    • Статья 70. Лечащий врач
    • Статья 71. Клятва врача
    • Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
    • Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников
    • Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности
    • Статья 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
    • Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
    • Статья 77 (утратила силу)
    • Статья 78. Права медицинских организаций
    • Статья 79. Обязанности медицинских организаций
    • Статья 79.1. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
  • Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.ст. 80 — 81)
    • Статья 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
    • Статья 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
  • Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья (ст.ст. 82 — 84)
    • Статья 82. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
    • Статья 83. Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения
    • Статья 84. Оплата медицинских услуг
  • Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья (ст.ст. 85 — 97)
    • Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья
    • Статья 86. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья
    • Статья 87. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Статья 91. Информационные системы в сфере здравоохранения
    • Статья 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности
    • Статья 93. Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг
    • Статья 94. Сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги
    • Статья 95. Государственный контроль за обращением медицинских изделий
    • Статья 96. Мониторинг безопасности медицинских изделий
    • Статья 97. Медицинская статистика
  • Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья (ст. 98)
    • Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья
  • Глава 14. Заключительные положения (ст.ст. 99 — 101)
    • Статья 99. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации (их отдельных положений)
    • Статья 100. Заключительные положения
    • Статья 101. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

25 июня 2012 г., 2, 23 июля, 27 сентября, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 21 июля, 22 октября, 1, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 14 декабря 2015 г.

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 101 установлены иные сроки вступления их в силу

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О перечне нормативных правовых актов, направленных на реализацию настоящего Федерального закона, см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 ноября 2011 г. N 1377

Об особенностях правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 474-ФЗ

Здравоохранение: важные изменения в медицине в 2019 году.

1. Клинические рекомендации обязательны к применению с 1 января 2019 года.

25 декабря 2018 года был опубликован Федеральный закон № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812250098?index=0&rangeSize=1)

Согласно данному закону медицинские профессиональные некоммерческие организации должны разработать, представить на рассмотрение научно-практическому совету Минздрава и утвердить клинические рекомендации по клиническим профилям до 31 декабря 2021 года и, а с 1 января 2022 года они станут обязательными для исполнения. Несмотря на то, что в тексте закона учтены возможные конфликты интересов при составлении клинических рекомендаций, профессиональное медицинское сообщество в основном скептически относится к данной идее Правительства РФ.
2. Студенты после окончания обучения будут обязаны уплатить штраф, если после целевого направления откажутся проходить отработку.

Сферу медицины также затронет Федеральный закон от 03.08.2018 № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения», вступающий в силу 1 января 2019 года.
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808040004)

Студенты медицинских вузов, обучающиеся по целевому направлению, после окончания обучения должны будут отработать три года в муниципальных учреждениях по трехстороннему договору. Те выпускники, кто решит не проходить отработку, будут обязаны уплатить штраф.

3. Росздравнадзор сможет проводить контрольную закупку.

Росздравнадзор сможет проводить контрольную закупку с целью выявления некачественных лекарств, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, государственного контроля за обращением медицинских изделий, а также выявлений нарушений правил оказания платных медуслуг.

Пенсионная реформа распространяется и на медицинских работников.

Медицинские работники не утратили своего права на выход на досрочную пенсию. Однако, с увеличением пенсионного возраста, медработники смогут воспользоваться данным им правом на 5 лет позже.

Стаж, нужный для выхода на досрочную пенсию, не изменился и составляет 15-30 лет.

4. Скорректирован порядок применения ограничений допуска иностранных лекарственных средств при госзакупках.

В 2019 году также вступает в силу постановление Правительства РФ от 12.05.2018 г. № 572 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805210018)
Согласно изменениям, установленным данным НПА, производители лекарственных средств из стран Евразийского экономического союза смогут получить преференции при осуществлении госзакупок.

Для подтверждения соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции установленным требованиям, участник закупки должен задекларировать соблюсти правила и представить документ о производстве лекарственного средства в России или в другом государстве ЕАЭС, выданный Минпромторгом России.
Постановление Правительства РФ от 12.05.2018 № 572 принято с целью поддержки производителей лекарственных препаратов на территории России и в странах ЕАЭС.

Применяется только к госзакупкам и к компаниям, которые выпускают ЖНВЛП, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 г. № 2323-р.

5. Освобождение от уголовного наказания впервые нарушивших правила оборота наркотических средств или психотропных веществ.

Минздрав подготовил законопроект с изменениями в ст. 228.2 УК РФ, согласно которым медицинский или фармацевтический работник, впервые нарушивший правила оборота наркотических средств или психотропных веществ, освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно сообщил об этом преступлении, активно способствовал его раскрытию и (или) расследованию, возместил причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладил причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В пояснительной записке к законопроекту Минздрав указал, что это позволит исключить избыточное уголовное преследование лиц, совершивших данное преступление впервые и по неосторожности, сохранив при этом меры уголовной ответственности для лиц, систематически нарушающих свои служебные обязанности. В данный момент законопроект находится на стадии общественных обсуждений текста и независимой антикоррупционной экспертизы.

К чему привела оптимизация? Депутаты требуют изменить ФЗ-323

В Комитет Думы по здравоохранению внесен законопроект, предусматривающий изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ. Правительство предлагаемые поправки не поддерживает. Поправки предложены фракцией КПРФ депутатом Валерием Рашкиным, который внес в Комитет по здравоохранению Госдумы законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Автор поправок считает, что многолетние «реформы» здравоохранения лишь ухудшили ситуацию в этой сфере и ограничивают права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Кадровая катастрофа в системе здравоохранения?
По мнению депутата, «оптимизация» по сути сокращение количества государственных медицинских организаций и численности занятых в них медицинских работников, постепенная коммерциализация все большего числа медицинских услуг привела к тому, что сократилась численность медперсонала, увеличилась нагрузка на работающих врачей без предоставления им адекватных социальных гарантий.
В пояснительной записке к законопроекту приводятся конкретные цифры оптимизации, согласно данным Росстата:
в 1990-2016 гг. число больничных организаций в России сократилось с 12,8 тыс. до 5,4 тыс., то есть более чем в 2 раза.
Наиболее активное сокращение числа больниц происходило в 2000-2014 годах. По состоянию на 2000 год по данным Росстата больничных организаций в России было 10,7 тыс.
Также сократилось и число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций – с 21,5 тыс. в 1990 году до 19,1 тыс. в 2016 году. При этом основное сокращение опять же произошло, начиная с 2000 года (на этот год поликлиник было 21,3 тыс.).
По числу коек в больничных организациях на 10 тыс. населения Россия находится сейчас ниже уровня РСФСР 1960-х гг. (на 1960 год их было 89,1, на 1970 – 112,5; в 2016 г. этот показатель равнялся 81,6). Наивысший показатель – 137,4 (1990), сокращение к 2016 г. – более чем на треть.
Сокращение медицинских организаций продолжается и в последние годы. Так, сокращение числа больничных организаций в 2014-2016 гг. составило 3,6%, числа больничных коек на 10 тыс. населения – 5,8%.
Сколько врачей нужно российскому здравоохранению?
Аудиторы Счётной палаты РФ указывают, что при сокращении числа врачей и среднего медицинского персонала не достигается одна из главных целей сокращения медработников – рост зарплат работников отрасли. Согласно отчету Счётной палаты, в 2016 году эта сумма расходов на зарплаты медперсонала из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования сократилась на 19%.
Таким образом, оптимизация не решает поставленных задач, а только создает новые проблемы, и прежде всего нехватки медицинских специалистов:
В 2007 году насчитывалось 707,3 тыс. врачей, а в 2016 году – уже 680,9 тыс.
Обеспеченность населения врачами снизилась, где в 2007 году на 10 тыс. населения приходилось 49,6 врачей, в 2016 году – 46,4.
Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей.
Особенную тревогу вызывает сокращение числа врачей – педиатров: на 6,9 тыс. за 2016 год.
Численность среднего медицинского персонала также сокращается. По данным Росстата в 2007 году она составляла 1542,5 тыс. человек (или 108,1 на 10 тыс. населения), в 2016 году – 1537,9 тыс. человек (или 104,8 на 10 тыс. населения).
Почти тысяча населённых пунктов без врача
В обосновании законопроекта указывается, что по информации Счетной палаты РФ, в России 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медицинской организации, где есть врач.
35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАП или офису врачей общей практики.
При этом данный дефицит не компенсируется выездными методами. Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) вообще не имеют мобильных врачебных бригад.
Рост заболеваемости в России с 2008 года
Росстат зафиксировал, что в 2016 году число умерших впервые за период 2013-2016 гг. превысило число родившихся, и была зафиксирована естественная убыль населения (-0,01).
Болезни, которые в России вызывают наибольшее число смертей – это болезни системы кровообращения, включая сердечно-сосудистые заболевания, а также онкология. В связи с недостаточностью медицинской помощи, которую в России могут оказать больным со злокачественными новообразованиями, в последние годы растет число самоубийств онкобольных.
Общий рост заболеваемости в России в 2008 — 2016 гг. составил 5,1%. При этом в этот период отмечается рост болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ (+25,1%), новообразований (+16,1%), болезней системы кровообращения (+23%), болезней органов дыхания (+19,3%), болезней органов пищеварения (+6,5%).
Финансирование здравоохранения в России и за рубежом
Главная цель проводимой «оптимизации», несмотря на заявляемые лозунги – поддержание на низком уровне государственного финансирования здравоохранения, сдерживание развития публичного сектора в данной сфере.
В последние годы Россия тратит на охрану здоровья 3-4% ВВП. В 2007 году это показатель был равен 4,2% ВВП. Для сравнения, в странах Европы он в настоящее время выше в 2-3 раза и составляет, например, во Франции – более 11%. В США же он достигает почти 17%.
Какие изменения предлагает законопроект в ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ»?
В целях обеспечения граждан качественной и доступной бесплатной медицинской помощью, создания условий для снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, законопроектом предусматриваются следующие изменения
1) Введение планирования и неснижаемых обязательств государственного финансирования
2) Единые государственные стандарты устанавливаются на шестилетний период
3) Государственный план охраны здоровья граждан в Российской Федерации
4) Неснижаемые (защищенные) показатели (нормативы) финансового обеспечения медицинской помощи
5) Национальный совет по охране здоровья граждан
Заключение Правительства о проекте изменений в ФЗ-323
Правительство рассмотрело предъявленный текст поправок в Федеральный закон №323-ФЗ и не согласилось с предлагаемыми поправками. Позиция основывается на 3 пунктах:
Отраслевые документы стратегического планирования разрабатываются не в Думе, а федеральными органами исполнительной власти (19 ст. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации),
В России уже есть подобный документ стратегического планирования — Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», которая утверждена постановлением Правительства РФ 26 декабря 2017 года №1640. Таким образом разработка нового госоргана в виде Госплана по охраны здоровья граждан является излишним.
Бюджетное законодательство РФ четко прописывает правила финансирования: Правительство утверждает на 3 года программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На основе этого документа государственные органы власти субъектов РФ утверждают свои территориальные программы. А в самом Федеральном законе 323-ФЗ прописаны требования к финансированию этих территориальным программам. Следовательно, предлагаемая мера об установлении неснижаемых обязательств бюджетного финансирования сроком на 6 лет противоречит бюджетному законодательству.
Ссылка на оригинал: https://www.snta.ru/press-center/izmeneniya-v-zakon-ob-okhrane-zdorovya-v-pravitelstve-ne-podderzhali/?utm_source=yar&utm_medium=vrrf&utm_campaign=vrrf_zdrav3107

Добавить комментарий