Объединения в сфере предпринимательства

К вопросу о правовом статусе .

УДК 334.7

к вопросу о правовом статусе предпринимательских

объединений в российской федерации

Соколова Людмила Ярославовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, e-mail: smolyanka72@mail.ru

В статье уделено внимание особенностям правового статуса существующих объединений предпринимателей как предусмотренных нормами действующего отечественного законодательства, так и создаваемых на иных основаниях их квалификации антимонопольным законодательством

Ключевые слова: холдинг; финансово-промышленная группа; банковская группа; консолидированная группа; простое товарищество; совместная деятельность; синдикат

ON THE ISSUE OF THE LEGAL STATUS OF BUSINESS ASSOCIATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Sokolova Lyudmila Ya.

Для цитирования: Соколова Л.Я. К вопросу о правовом статусе предпринимательских объединений в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 81-83.

В разные периоды становления и развития современной отечественной системы предпринимательства законодательно допускалось и допускается создание определенных объединений предпринимателей, но единой концепции понимания таких объединений, подходов к их классификации, а также единых требований и ограничений в отношении их деятельности до сих пор не выработано на законодательном уровне.

Начиная с 1992 г., когда Указом Президента от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (с изм. от 30.06.2012) было дано определение понятия «холдинг» как предприятия, в состав активов которого входит пакет акций других предприятий, причем независимо от организационно-правовой формы такого объединения, тем не менее, п. 2.2 данного Указа говорит о невозможности монополизации производства при таком объединении: «…если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий-монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством» .

Запрет осуществления монополистической деятельности предпринимательскими объединениями предусмотрен также нормами Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»

Создание объединений юридических лиц, предусматривающих наличие внутренней иерархии по принципу соотношения головной (материнской) организации и дочерней, предусмотренных Указом Президента от 05.12.1993 № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» и в последующем Федеральным законом от 30.11.1995 № 1903 «О финансово-промышленных группах» (далее — ФЗ № 190-ФЗ) было попыткой осуществления агностической теории и правовой регламентации предпринимательских объединений . Несмотрянапризнание ФЗ № 190-ФЗ утратившими силу в 2007 г., финансово-промышленные компании, зарегистрированные в период действия вышеуказанных нормативно-правовых актов, действуют на рынке и сегодня.

Для финансовой сферы российской экономики характерна консолидация юридических лиц по холдинговому типу, общее количество которых

Соколова Л.Я.

составляет около 130 объединений при продолжающейся концентрации банковского сектора. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 27.12.2018) в ст. 4 регламентирует деятельность банковских групп и банковских холдингов, статус которых является наиболее урегулированным российским законодательством. Холдинговые объединения характеризуются отношениями внутренней зависимости и контроля, члены которых при видимой юридической независимости фактически находятся в подчинении головной организации в силу экономической несамостоятельности первых. Наиболее крупные кредитные организации прибегают к созданию такого рода групп при необходимости осуществления иных видов деятельности, не предусмотренных банковским законодательством (страховая деятельность банковских групп и холдингов, в частности).

Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2018) предусмотрена еще одна форма консолидации предпринимателей: страховой или перестраховочный пул (ст. 14.1) . Следует отметить, что данная форма объединения страховщиков наиболее детально регламентирована законодателем: форма соглашения о создании пула — исключительно договор о совместной деятельности, для осуществления данного вида страхования необходимо получение лицензии. Несмотря на достаточно жесткую регламентацию порядка функционирования страховых пулов вопрос прозрачности их деятельности возникал у ФАС неоднократно (так, в 2011 г. группой крупных страховщиков был создан «Сочинский страховой пул» с целью страхования возможных рисков, связанных с проведением 0лимпиады-2014 в Сочи. Создание данного пула вызвало нарекания со стороны ФАС, так как правила пула содержали дискриминационные условия, не допускающие других страховщиков к страхованию рисков, связанных с проведением Олимпиады. В результате данный пул распался).

И если ранее рассмотренные формы объединения предпринимателей возникали в 90-е гг., то консолидированные группы налогоплательщиков — явление достаточно новое для отечественного законодательства. Включение главы 3.1 в Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) стало результатом реформирования налогового законодательства. Консолидированные группы плательщиков налога на прибыль организаций создавались на основании договора о создании такой группы, данное соглашение требовало обязательной государственной регистрации. Тем не менее данная форма консолидации организаций просуществовала недолго: в 2014 г. на основании проверки результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков, проведенной Счетной палатой, Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017) введен мораторий на организацию новых образований и запрет на расширение ранее созданных, который действует и по настоящее время . Но уже созданные по правилам главы 3.1. НК РФ объединения, по аналогии с финансово-промышленными группами, могут продолжить свою работу как консолидированные группы налогоплательщиков и в период действия моратория.

Помимо холдингов, групп, пулов действующее законодательство допускает создание синдикатов, в частности, Федеральный закон от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018) закрепил действующую практику заключения договора синдицированной ссуды, согласно условиям которого ссуда предоставляется участниками синдиката в случаях, когда существует риск неполучения ссуды в срок, и данный риск распределяется между такими участниками . Данное объединение кредиторов как стороны соглашения получило законодательное закрепление как синдикат кредиторов и предусмотрено также ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.12.2018) , согласно которой специализированное общество проектного финансирования вправе вступать в синдикаты кредиторов.

Не следует забывать, что существуют типичные объединения юридических лиц некоммерческого характера (ассоциации, союзы, фонды, саморегулируемые организации, некоммерческие партнерства), предусмотренные нормами Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) . Некоммерческие объединения предпринимателей следует, в отличие от вышеупомянутых агрегаций, рассматривать как организации, соответствующие признакам юридического лица и отграничивать от договорных консолидаций предпринимателей, не являющихся самостоятельными субъектами права.

Таким образом, практически все формы объединения субъектов хозяйственной деятельности, предусмотренные антитрестовым законодательством, действуют в Российской Федерации сегодня, но их правовая природа законодательно не определена. При этом понятие «группа лиц», наиболее приближенное к понятию «группа компаний», закреплена на законодательном уровне в ст. 4, 5, 9 ФЗ № 135-Ф3 , в которых раскрыты признаки таких объединений, но отсутствует легальное определение данной категории объединения предпринимателей (так как подразумевается участие и юридических лиц, и физических).

Теоретическая литература, и практика судов исходят из того, что группа лиц, с позиции конкурентного законодательства, — единый хозяйствующий

Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (70) 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу о правовом статусе

субъект, так как субъекты, входящие в состав группы лиц, не представляют друг для друга конкуренции, выступая совместно в обороте . Однако необходимо представлять, что применение к различным конгломерациям предпринимателей понятия «группа лиц» возможно исключительно с позиции применения норм антимонопольного законодательства, когда выявляются либо согласованные действия, либо доминирующее положений на рынке, что влечет за собой контроль за экономической концентрацией данных лиц.

Рассмотренные объединения субъектов предпринимательской деятельности характеризуют общие основания их возникновения (договорные, на основе соглашений о создании коллективных образований), единая цель участников агрегации, отсутствие принадлежности к статусу юридического лица (неправосубъектность) и наличие необходимости контроля за их деятельностью, прежде всего, в части соблюдения ими действующего законодательства.

Под предпринимательскими объединениями понимается не обладающая статусом юридического лица совокупность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности для достижения согласованных целей , но необходимо учитывать, что данные цели, установленные субъектами таких объединений не должны «подпадать» под понятия «согласованных действий» и «недобросовестной конкуренции», предусмотренных нормами ФЗ № 135-Ф3. Правовая регламентация статуса действующих объединений предпринимателей позволит не только классифицировать многочисленные предпринимательские объединения в различных формах (консорциумы, концерны, холдинги, синдикаты, группы, пулы) при отсутствии закрытого перечня таких форм, но и определить основания их консолидации, в частности, требования к соглашению (договору) об объединении, что позволит исключить возможность существования картельных соглашений между хозяйствующими субъектами, а также пресекать иные виды нарушений действующего антимонопольного законодательства.

Библиографический список:

1. Указ Президента от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (с изм. от 30.06.2012) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 21. Ст. 1731.

5. Егорова М.А., Кинев Ю.В. Правовые критерии картеля // Право и экономика. № 4. 2016. С. 4-11.

6. Указ Президента от 05.12.1993 № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. № 49. Ст. 4766.

7. Федеральный закон от 30.11.1995 № 1903 «О финансово-промышленных группах» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4697.

8. Кузнецов К.И. Понятие «хозяйствующий субъект» в предпринимательском праве // Право и экономика. № 12. 2018. С. 18-25.

11. Закон Российской Федерации от 27.11.19192 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ.

1993. № 2. Ст. 56.

13. Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 48. Ст. 6647.

14. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков». Бюллетень счетной палаты РФ № 9. 2014 // ach.gov.ru/activities/bulleten/797/19141/

15. Федеральный закон от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 1 (часть 1). Ст. 70.

16. Поморцев К.И. Формы предпринимательских объединений: от вертикальных до горизонтальных // Юрист, № 6. 2017. С. 40-46.

В теории предпринимательства имеются различные подходы к классификации предпринимательской деятельности. При установлении видов предпринимательства определяющее значение имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение нововведений и др.

Все разнообразие предпринимательской деятельности можно классифицировать по следующим признакам.

В зависимости от формы собственности предпринимательская деятельность осуществляется в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная собственность – это имущество, принадлежащее физическим и юридическим лицам. Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в этом качестве) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Государственная собственность – это форма собственности на средства производства, при которой их владельцем выступает государство. Государственная собственность образуется за счет государственного строительства, средств госбюджета и национализации частных предприятий.

Государственная собственность в России существует в двух видах: 1) федеральной; 2) субъектов РФ, к которым относятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на правах собственности РФ, – железные и шоссейные дороги, системы коммуникаций и пр.

Государственные предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

  • а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие);
  • б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городам, поселкам, селам и другим муниципальным образованиям (школы, системы энерго- и водоснабжения, дороги, коммунальные службы, социальные объекты и пр.).

Иные формы собственности – имущество общественных и религиозных организаций, различных объединений и фондов.

Кроме того, предпринимательство развивается на смешанной и совместной форме собственности, если в создании предпринимательской организации наряду с российскими участниками принимают участие иностранные учредители, и собственности (100%) иностранных инвесторов.

В зависимости от права собственности предпринимательская деятельность осуществляется в индивидуальной (с образованием или без образования юридического лица) либо в общей форме собственности, когда имущество принадлежит двум и более лицам.

Общая собственность подразделяется на долевую и бездолевую (совместную). В случае долевой собственности определяются точные доли участников в праве на общее имущество.

Бездолевая собственность возникает лишь в виде исключения между теми собственниками, которые находятся в лично-доверительных отношениях (супруги, члены фермерского хозяйства).

В зависимости от количества собственников предпринимательство может быть индивидуальным (семейным) и коллективным (партнерским).

В зависимости от законности предпринимательство подразделяется на: законное, незаконное, лжепредпринимательство.

Незаконным предпринимательством (в соответствии с ч. 1 ст. 171 УК РФ) признается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Таким образом, незаконное предпринимательство может быть выражено в трех самостоятельных формах:

  • 1) без государственной регистрации, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица; либо отсутствия регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица; или когда лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею до принятия решения по данному вопросу; либо тогда, когда лицо получило отказ в регистрации, но продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • 2) без специального разрешения (лицензии) – официального документа, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления;
  • 3) с нарушением условий лицензирования, в частности: несоблюдением условий, предъявляемых к выпускаемой и реализуемой продукции (например, условия об обязательном указании срока годности продукта и даты его выпуска); несоблюдением технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности (например, отсутствие необходимых санитарно-гигиенических условий для выпуска продуктов питания); осуществлением деятельности за пределами территории, указанной в лицензии (т.е. лицензированы конкретные помещения, где выпускается продукция или разрешена торговля спиртными напитками, а производство или торговля перенесены в иные помещения).

Лжепредпринимательством (в соответствии со ст. 173 УК РФ) является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, а имеющее целями получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившей ущерб гражданам, организациям или государству.

В зависимости от направлений деятельности предпринимательство бывает: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное и социальное.

Производственное предпринимательство связано с производством товаров, оказанием услуг, производственным потреблением товаров и услуг; выполнением работ, информационным обеспечением, а также с инновационной, научно- технической и информационной деятельностью.

Коммерческое предпринимательство связано с проведением торговых, торгово-закупочных, торгово-посреднических операций и деятельностью товарных бирж.

Финансовое предпринимательство определяется банковской, страховой, аудиторской, лизинговой деятельностью, а также деятельностью фондовых бирж.

Консультативное предпринимательство специализируется на общем управлении, администрировании, финансовом управлении, маркетинге, управлении персоналом, информационных технологиях, оказании специализированных услуг.

Социальное предпринимательство – относительно новое явление для России, представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на смягчение или решение социальных проблем.

Более подробно указанные виды предпринимательства рассмотрены в следующем разделе.

В зависимости от территориального распространения предпринимательство подразделяется на: местное, региональное, национальное, международное и мировое.

В зависимости от экономических показателей предприятия (темпов развития, уровня прибыльности и доходности) предпринимательские организации можно подразделить:

  • • на быстрорастущие и медленно наращивающие темпы раз вития компании;
  • • высокоприбыльные и низкорентабельные организации, осуществляющие низкорисковые и высокорисковые виды бизнеса.

В зависимости от инновационной политики предпринимательская деятельность в процессе производства, организации и управления подразделяется на творческо-поисковую, продуктивную и революционизирующую.

В зависимости от статуса определяют: малое, в том числе микро, среднее и крупное предпринимательство. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определил следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро-предприятия – до 15 человек.

В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления определяют: простые и сложные предпринимательские организации.

В зависимости от сроков деятельности различают: постоянно действующие и временно создаваемые для решения конкретной задачи предпринимательские организации.

В зависимости от организационно-правовой формы различают: товарищества (полные и на вере), общества с дополнительной и ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, производственные кооперативы.

В зависимости от организационно-экономической формы предпринимательства выделяют: холдинги, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, концерны и др., краткая характеристика которых представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Виды сложных предпринимательских организаций

Сложные предпринимательские организации

Краткая характеристика

Холдинг

Акционерное общество, приобретающее контрольные пакеты акций других обществ (дочерних компаний) с целью управления ими.

Участники: в основном предприятия одной отрасли

Концерн

Добровольное объединение предприятий различных сфер деятельности для достижения каких-либо общих целей. Объединение участников осуществляется на основе заключенного между ними соглашения, в результате которого образовывается финансовая группа (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний).

Участники: предприятия металлургической, нефтяной, деревообрабатывающей отраслей промышленности; предприятия торговли; транспортные предприятия и пр.

Консорциум

Временное соглашение между предприятиями или банками для размещения займа или капиталоемкого производства (несет солидарную ответственность перед заказчиками).

Участники: банки, строительные компании и пр.

Картель

Монополистическое объединение, участники которого сохраняют экономическую самостоятельность.

Участники: предприятия одной отрасли, например торговли

Пул

Форма объединения предпринимателей, в котором доходы всех участников поступают в общий фонд, а затем распределяются между ними согласно заранее установленной пропорции.

Участники: предприятия сферы услуг, транспорта, сельского хозяйства и пр.

Трест

Объединение, при котором входящие в него предприятия полностью теряют самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Участники: предприятия железнодорожного транспорта, коммунальных услуг и пр.

Синдикат

Объединение предприятий, при котором закупки сырья, распределение заказов и реализация продукции идут через общий орган управления. Участники: предприятия металлургической, химической, пищевой промышленности и пр.

Ассоциация

Общая форма союза, объединения предприятий по любому признаку.

Участники: в основном предприятия одной отрасли

Корпорация

Форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Типы корпоративных объединений: ассоциации, консорциумы, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ)

Транснациональные корпорации

Сложные международные предпринимательские образования, чьи зарубежные операции практически равны их внутреннему обороту.

Участники: международные компании

Создание сложных предпринимательских структур осуществляется путем объединения самостоятельных предприятий. Основным мотивом любого объединения является стремление предприятий повысить эффективность своей деятельности за счет координации усилий партнеров.

В зависимости от формы ответственности участников (учредителей) выделяют предпринимательские организации с полной солидарной ответственностью (полное товарищество, общество с дополнительной ответственностью) и субсидиарной ответственностью (акционерное общество).

  • В последней редакции от 06.12.2011 № 401-ФЗ.

Источники, регулирующие правовое положение предпринимательских объединений, весьма разнообразны. Их классификация может производиться по таким критериям, как территория действия (федеральные, региональные, местные и локальные), юридическая сила (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты и т.д.), орган, принявший соответствующий акт (органы законодательной, исполнительной власти и орган управления хозяйствующего субъекта и т.д.), сфера экономической деятельности (банковская, страховая, инвестиционная, строительная, инновационная, нефтегазовая, металлургическая и т.д.) и т.д.

Представляется целесообразным рассмотреть источники, устанавливающие правовое положение и регулирующие деятельность предпринимательских объединений, в зависимости от их юридической силы, так как данная классификация является наиболее значимой с практической точки зрения.

  • 1. Поскольку в соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью российской правовой системы, а также данные нормы обладают преимуществом перед национальным законодательством, нормы международного права представляют значительный интерес как составная часть нормативного массива о предпринимательских объединениях. Кроме того, как правило, разработчиками данных норм являются иностранные государства, которые, в отличие от России, стараются адекватно регулировать экономику. В таких источниках нередко можно встретить упоминание о предпринимательских объединениях
  • 2. Конституция Российской Федерации содержит основные принципы организации и деятельности предпринимательских объединений. Среди них — принцип свободы экономической (предпринимательской) деятельности, позволяющий осуществлять предпринимательскую деятельность в любых дозволенных российским законодательством формах. Данный принцип предполагает широкое толкование и включает в свое содержание свободу выбора организационно-правовой формы субъекта предпринимательского права, свободу выбора территориальной и отраслевой принадлежности и т.д. Следует учитывать, что предпринимательские объединения как раз и выступают той формой предпринимательской деятельности, которая пока еще законодательно не окончательно оформлена, но и не нарушает действующее предпринимательское законодательство.
  • 3. В качестве федерального закона, регулирующего деятельность предпринимательских объединений, выступает Гражданский кодекс РФ, постоянно упоминаемый как основной источник гражданского и предпринимательского права, который содержит не так много норм о предпринимательских объединениях. Существующие положения Гражданского кодекса РФ касаются лишь некоммерческих объединений: ассоциаций и союзов, а также отдельно дочерних и зависимых организаций
  • 4. Нормативные правовые акты Правительства РФ в области регулирования порядка создания, деятельности и ликвидации предпринимательских объединений можно разделить на две группы:
  • 1) регулирующие порядок создания, деятельности и ликвидации
  • 2) устанавливающие правовое положение отдельных предпринимательских объединений
  • 5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Например, постановление Главы администрации Московской области от 29 ноября 1996 г. № 577-ПГ «О формировании финансово-промышленной структуры рыночного типа в лесопромышленном комплексе Московской области» также является примером регионального нормативного правового акта, упоминающего предпринимательские объединения в лесопромышленной области.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований как источник права в регулировании деятельности предпринимательских объединений встречаются не часто, и все же они имеют место в нормотворческой деятельности муниципальных органов власти.

Предпринимательским объединением является не обладающая статусом юр.лица совокупность экономически взаимосвязанных субъектов – организаций или индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности для достижения согласованных целей, которое может быть создано как на добровольной (договорной) основе, так и вследствие экономического контроля одних участников над другими.

I.По способу организации и управления выделяются вертикальные, горизонтальныеи смешанные объединения.

Объединения вертикального типа могут выступать в виде:

1) холдинга, в структуре которого находятся дочерние и зависимые организации,

подчиняющиеся холдинговой головной компании;

2) финансово-промышленной группы, созданной в форме холдинга вертикального типа либо на основе договора о создании ФПГ, в обоих случаях возглавляемой головной компанией. В таких объединениях исполнительные органы управления ее участников не находятся в непосредственном подчинении исполнительным органам головной (материнской) компании.

Горизонтальный тип объединений используется при создании объединений на основе договора простого товарищества, в соответствии с которым два и более хозяйствующих субъекта, обладая равными правами, объединяют свои усилия для достижения определенных целей (получения наибольшей прибыли, повышения конкурентоспособности организаций и т.д.).

Объединения смешанного типа встречаются в важнейших отраслях промышленности (нефтяной, газовой, металлургической, углевой и др.), где два и более холдинга объединяются на основе договора простого товарищества, образуя тем самым крупное предпринимательское объединение, сочетающее в своей структуре организации и управления вертикальные и горизонтальные элементы.

II.В зависимости от наличия/отсутствия воли участников-членов при образовании

предпринимательского объединения выделяются объединения добровольные и принудительные.

Добровольныепредпринимательские объединения образуются, как правило, путем

заключения договоров (соглашений) между участниками объединения.

Объединением, образованным помимо воли ее участников, выступает холдинг, в составе которого находятся организации-участники, вошедшие в него посредством приобретения (участия) холдинговой компанией долей уставных капиталов дочерних организаций либо при возникновении возможности холдинговой компании определять решения, принимаемые дочерними обществами.


III.По признаку обязательности регистрации можно выделить предпринимательские

объединения, подлежащие регистрации(с присвоением соответствующего регистрационного номера) и не подлежащие регистрации. В обязательном порядке регистрации подлежали все финансово-промышленные группы. Согласно ст. 5 Закона о «О фин.-промышленных группах» ФПГ считалась созданной с момента государственной регистрации. Остальные предпринимательские объединения (холдинги, объединения, основанные на договоре простого товарищества) не проходят при образовании аналогичную процедуру государственной регистрации (например, холдинг регистрирует в соответствующих государственных органах учредительные документы организаций и (или) эмиссии акций организаций (дочерних компаний), где отражена степень (доли) участия, а следовательно, и определение решений дочерних обществ).

IV. Исходя из того что предпринимательские объединения имеют в своей структуре две и более организации, соответственно, предпринимательские объединения следует классифицировать на те, которые образованы в пределах одного государства (транснациональные), и те, которые располагаются на территории различных государств (межгосударственные объединения).

V. В зависимости от отраслевой принадлежности предпринимательские объединения делятся на отраслевые (страховая, инновационная, металлургическая, инвестиционная и т.д.) и межотраслевые(банковская и нефтегазовая, страховая и инвестиционная деятельности и другие).

Рассматривая цели, для достижения которых образованы предпринимательские

объединения, можно выделить следующие виды таких объединений:

1) созданные для получения наибольшей прибыли;

2) созданные для получения экономического господства на рынке;

3) созданные для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;


4) созданные для продвижения определенной продукции (товара, работ и услуг) на

соответствующем рынке.

Холдинги -происходит (от англ. «hold» — удержание, захват) — это объединение двух и более коммерческих организаций, в состав которого входят холдинговая (головная) компания и дочерние организации, между которыми существуют холдинговые отношения (отношения зависимости) в силу преобладающего участия в уставных (паевых, складочных) капиталах (фондах) дочерних обществ, в силу договора или иной возможности определять решения, принимаемые дочерними организациями, и проводящее единую экономическую политику. Т.Е. это форма предпринимательского объединения, представялющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юрид.самостоятельность, в своей предпринимательской сфере подчиняются одному из участников группы – холдинговой компании (головной организации). Холдинговая компания, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через 3х лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы..

Важнейшим звеном в структуре холдинга является холдинговая компания. Она может обозначаться «головной», «материнской» или «основной» компанией.

ст. 105 и 106 ГК- понятие дочернее хозяйственное общество.

Следует различать холдинговую (материнскую, головную, основную) и управляющую

компании.

Можно выделить три основных признака холдинга:

1) долевое участие в капитале и контроль (управление) за деятельностью дочерних и зависимых компаний;

2) юридическая независимость структур, объединяющихся посредством холдинга;

3) единая экономическая политика.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово- промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации

инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение

конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (было закреплено в Законе о ФПГ – утратил силу). В состав ФПГ в обязательном порядке должны входить кредитные организации, например банки (финансовый институт), а также производственные организации, производящие продукцию (товары, работы, услуги).

Различают: национальные, транснациональныеи международные (межгосударственные) ФПГ. Национальные ФПГ объединяют ее участников — организации, созданные на территории одного государства.

В состав транснациональных ФПГ входят участники — организации, находящиеся под юрисдикцией нескольких государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения (напр,СНГ). Межгосударственной ФПГ признается транснациональная ФПГ, образованная на основе межправительственного соглашения в целях объединения и координации финансовых и производственных усилий организаций определенных отраслей экономики государств, т.е. для выполнения внутренних и внешних функций государств. Национальные ФПГ — «АвтоВАЗ» и т.д., транснац-ных ФПГ — «Аэрофин», а межгосударственных ФПГ — «БелРусАвто» и т.д.

Простое товарищество.Простое товарищество, созданное для осуществления предприним.деят-сти, участниками кот-го явл-ся коммерч.орг-ции и иные индивидуальные предприниматели, предст.собой одну из форм предприним.объединений.

Правовое регулирование простого товарищества как договора о совместной деят-сти осущ-ся гл.55 ГК. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041). Простое товарищество, созданное для предприним.деят-сти, — это предприним.объединение, не имеющее статуса юр.лица, но представляющее собой организационное единство для достижения согласованных целей, основанное на созданной участниками имущественной базе. Существ. приз-ками договора простого товарищества явл-ся:

1) наличие у сторон по договору общего экономического интересати согласованной цели; 2) организационный х-р. Главная цель-создание организационного единства – объединения, которое позволит участникам товарищества выступать в предпринимательском обороте консолидировано.

Разновидностями договора простого товарищества выступают консорциум, картель, синдикат, пул, корпоративный стратегический альянс и иные объединения.

1. Картель — договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники

которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках.

2. Синдикат — предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору (обычно создаваемую в виде хозяйственного общества), которая также может осуществлять для участников синдиката закупки сырья.

3.Пул — договорная форма предприним.объединения, участники кот. не утрачивают юрид.самостоят-сти, создаваемая для консолидации сред-в и минимизации предприним.рисков в целях распределения полученных от совместной деят-сти доходов в конце «пульного» периода.

4. Консорциум- временное договорное объединение партнеров, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, сохраняющих свою юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьим лицом.

Добавить комментарий