Объект экологических правоотношений

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7

Статья 4 ФЗ «Об охране окружающее среды» называет объекты охраны окружающей среды, которые также являются объектами экологических правоотношений. К ним относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство.

К числу объектов, подлежащих охране в первоочередном порядке, отнесены: естественные экологические системы; природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат: объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия; государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные; государственные природные заказники; памятники природы; национальные, природные и дендрологические парки; ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты; иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иные ценные значения; континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений

Для того чтобы экологическое правоотношение возникло, изменилось или прекратилось необходимо наличие определенных оснований – юридических фактов – явлений, событий, действий субъектов, решений органов публичной власти и судебных решений, влекущих определенные правовые последствия.

Традиционно выделяются две группы юридических фактов: события (юридически значимые факты, которые не связаны с волей участников экологического правоотношения) и действия (юридические факты, которые связаны хотя бы с волей одного из участников экологического правоотношения).

Прекращение экологических правоотношений может быть вызвано официально заявленным отказом природопользователя от реализации своих прав, т.е. путем совершения действия, заключающегося в обращении к уполномоченному на то органу с изложением своего волеизъявления.

Решением уполномоченного на то государственного органа может быть изменен характер экологических правоотношений в случае приостановления действия выданной природопользователю лицензии вследствие несоблюдения последним установленных лицензионных требований.

Судебные решения также могут порождать, изменять или прекращать экологические правоотношения. Например, только в судебном порядке может быть принудительно прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, предусмотренным ст. 45 ЗК РФ.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И РЕСУРСЫ

Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы

Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране, и наряду с этим как объекты рыночных отношений, имеющие свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию. В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений.

Исходя их анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав:

— право собственности на природные объекты и ресурсы;

— аренда и иные виды срочного пользования природными объектами и ресурсами;

— концессия и соглашение о разделе продукции;

— сервитут.

Право собственности на природные объекты и ресурсы

Частью 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 209 ГК РФ регламентирует содержание права собственности, указывая, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 ГК РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. При этом установлено, что участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. 8 нового Водного кодекса РФ от 3 июня 2003 г. устанавливается федеральная собственность на водные объекты. При этом допускается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, юридическому или физическому лицу, находятся соответственно в собственности данных лиц, если иное не установлено федеральными законами.

Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских, сельских поселений, должны быть установлены федеральным законом.

В собственности гражданина или юридического лица согласно ст. 20 ЛК РФ находится древесно-кустарниковая растительность, расположенная на принадлежащем этим субъектам земельном участке, если иное не установлено федеральным законом. Если такая растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то им принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.

Ст. 4 ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Закон о животном мире допускаетзвляется государственной собственностью.ииическому лицу, то им принадлежит право владеть, полбзоваться и распоряжатсяосле перед, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира, обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения, населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ и др. При этом разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.

ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

5.1. Понятие и содержание права природопользования

В общем виде под природопользованием понимают использование полезных свойств природы или ее отдельных объектов. Любое природопользование связано с обеспечением жизнедеятельности человека.

Природные объекты подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К числу первых можно отнести леса и водные объекты. Во вторую группу входят полезные ископаемые, например, нефть и газ.

Содержанием права природопользования являются установленная законом, договором на природопользование и лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, формирующая рамки поведения конкретного природопользователя.

Соответствующий комплекс прав и обязанностей природопользователя закреплен применительно к характеру природопользования различными нормативно-правовыми актами (например, Водным кодексом, Лесным кодексом).

Виды природопользования

Виды разрешаемого природопользования применительно к конкретной группе природных объектов закрепляются в соответствующих законодательных актах. В отдельных случаях природопользование может осуществляться без выдачи соответствующих разрешительных документов и платы за использование природных ресурсов. Такое природопользование, не требующее принятия уполномоченными на то органами специальных решений и получения разрешений (лицензий), можно назвать общим природопользованием.

Природоресурсными законодательными актами устанавливаются перечни видов пользования конкретными природными объектами, которые должны осуществляться с соблюдением определенных условий, в т.ч. на основании специально выданных разрешений (лицензий). Такое природопользование именуется специальным.

Ст. 6 Закона РФ «О недрах» предусматривает предоставление в пользование участков недр, в т.ч. для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в т.ч. использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов и для ряда других целей.

Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ в лесном фонде могут осуществляться такие виды лесопользования, как: заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, пасек и др.); пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О животном мире» допускаются следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Ст. 37 нового Водного кодекса РФ предусматривает использование водных объектов для целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса и иных целей. При этом использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) или без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей) водных ресурсов.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Такое понятие недр сформулировано в Законе РФ «О недрах» (23). Данный Закон является головным в системе российского законодательства о недрах, которое основывается на Конституции Российской Федерации. В систему правовых актов, регулирующих режим недропользования, наряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами входят также законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. В настоящее время основу системы федерального законодательства о недрах составляют следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации; Закон РФ «О недрах»; Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах», постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» и Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации».

.Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Недра не имеют четко обозначенной нижней границы. С юридической точки зрения они простираются вглубь вплоть до ядра Земли. Таким образом, образуется конус, основанием которого является поверхность земного шара в пределах территории России, заполненный органическими и неорганическими веществами, находящимися в твердом, жидком и газообразном состоянии, в простейших структурах или сложных соединениях. На поверхности земли недра, по существу, смыкаются с землей – открытые разработки угля. Практически охрана недр ограничивается пределами глубины, которую человек может реально достичь (например, на Кольском полуострове бурение скважин до 15 км).

Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также научные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций – таких, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и т.п. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системы мер их правовой охраны.

Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое понятие «недра» не отождествляется с содержащимися в недрах полезными ископаемыми. Недра – более широкое понятие, чем полезные ископаемые. Недрами пользуются не только для добычи, полезных ископаемых, но и в других общеполезных случаях – для строительства, эксплуатации подземных сооружений и в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Недра в отличие от других природных объектов практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в установлении особых требований, способствующих их рациональному использованию и надлежащей охране. Главным требованием, предъявляемым к пользованию недрами, является оптимальное сочетание экономических и экологических интересов. Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей среде, ее составным элементам. Все эти требования отражаются в конкретных правовых нормах.

Особый вопрос возникает в связи с правовым режимом подземных вод. Согласно законодательству о недрах, подземные воды – составная часть недр. Одновременно они входят в состав водного фонда. Подземные воды – своеобразный объект природы, порядок использования и охраны которых регулируется одновременно горным и водным законодательством (ст. 5 и 17 ВК РФ).

Для горного права специфичны также отношения, связанные с захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ. Они регулируются как законодательством о недрах (ст. 1 Закона «О недрах»), так и другими федеральными законами, но с соблюдением принципов и положений, установленных Законом «О недрах».

Экологические правоотношения – это отношения в сфере оздоровления, охраны и улучшения природной окружающей среды. Также они направлены на устранение и предупреждение пагубных последствий человеческой деятельности. Она специально для этого регулируется с помощью экологического права.

Классификация

Экологические правоотношения включают в себя непосредственное их содержание, а также субъекты и объекты. Основываясь на этой общепринятой структуре, можно выделить различные виды их классификации. Различать подобные правоотношения можно по субъектам (то есть участникам), объектам, уровню правовой охраны и т. д.

Одна из самых распространенных классификаций основана на видах общественного природосберегающего взаимодействия.

Она включает в себя экологические правоотношения, существующие в сфере государственного регулирования. Эта группа наиболее обширна и многослойна. Она, в свою очередь, также делится на несколько дополнительных разновидностей.

  • Учет природных ресурсов. Он необходим для обеспечения экологического мониторинга государством, а также для ведения различных кадастров (земельного, водного, лесного и т. д.).
  • Охрана экологического благополучия. Сюда входит применение административной и судебной защиты прав государства или граждан. Самый очевидный пример – наказание за браконьерство в виде взыскания стоимости незаконно выловленной рыбы. То же самое касается несанкционированной вырубки леса, когда взимается штраф, соизмеримый стоимости восстановительных работ.
  • Экологопользование. К этому типу относится система разрешения распоряжения природными объектами (регистрация прав собственности и предпринимательства, сделки, лицензирование лесо- и водопользования и т. д.).

Данные экологические правоотношения требуют того, чтобы одной из сторон обязательно выступало государство.

Виды правоотношений

Другая широкая группа включает в себя правоотношения, связанные с правом на собственность в области природных ресурсов.

  • Во-первых, это купля-продажа земельных участков, а также их приватизация, осуществляемая согласно законам страны. Сюда же относится и передача государством физическому или юридическому лицу угодий с расположенными на них объектами природного характера (лесными площадями, водоемами и т. д.).
  • Осуществление собственником его правомочий, касающихся эксплуатации земли, а также ресурсов, расположенных на ней.
  • Прекращение права собственности. Оно может быть связано с куплей-продажей или меной участка, а также принудительным изъятием, если использование ресурсов оказывается нерациональным.

Одной из сторон этих правоотношений обязательно должен выступать собственник земельного участка или объектов на нем.

Последняя группа затрагивает вещные права на земельные угодья. Они могут быть закреплены правом на пожизненное наследуемое владение участком, постоянное или бессрочное использование, а также сервитут (ограниченное пользование). В данном случае правомочия касаются только собственника земли, а не землепользователей или землевладельцев.

Другая классификация затрагивает содержание экологических правоотношений. Это важное явление. Материальные экологические правоотношения затрагивают конкретные вещественные объекты, которые находятся под экологической правовой охраной. К процессуальным относят случаи обеспечения природосберегающей деятельности.

И, наконец, последняя классификация. Регулятивные экологические правоотношения формируются из осуществления мероприятий по охране природы. Такие меры необходимы в случае невыполнения установленных законом правил по защите окружающей среды.

Для начала разберемся в терминах. Объекты экологических правоотношений могут быть природными комплексами и всей окружающей средой в целом, а также самим порядком охраны и эксплуатации. Это понятие имеет первостепенное значение.

У природных объектов есть ряд свойств, которые влияют на содержание и характер возникающих экологических правоотношений. Их естественное происхождение и взаимосвязь с окружающим миром накладывают определенный отпечаток на любое профильное законодательство. Например, субъект правоотношения при своей деятельности не может навредить миграционным перелетам птичьих стай. Таким образом, законы природы находят отражение в законах юридических.

Существует три основных вида, или уровня природных объектов, которые рассматриваются и как объекты экологических правоотношений.

  • Материи с однородными свойствами: вода, лес, земля, дикая фауна, недра и т. д. Для того чтобы систематически регулировать правоотношения вокруг них, были созданы отдельные комплексы: водно-правовые, земельно-правовые. Для каждого из них существует свое законодательство, которое оговаривает все ключевые моменты, связанные с использованием данных ресурсов. Это кодексы, которые постоянно обновляются, в зависимости от требований времени.
  • Многие природные комплексы включают в себя сразу несколько подобных природных объектов, которые были описаны выше. Поэтому правоотношения для каждого из них имеют свою специфику и прописываются отдельно (например, это могут быть лечебно-оздоровительные местности или охраняемые территории).
  • Вся окружающая природная среда. Возникновение экологических правоотношений в этом случае возможно, например, после выявления превышения допустимого уровня вредных веществ в воздухе, почве, которые влияют на все живое вокруг. Ответственные за нарушения подобных масштабов попадают под правовое воздействие государства.

Субъекты экологических правоотношений

Это явление, обратное предыдущему. Субъекты экологических правоотношений — это лица, чьи правомочия или обязанности по защите окружающей среды оговариваются специальным законом. Между управомоченными и обязанными лицами существует значительная разница. Рассмотрим пример. Предположим, что правоотношения касаются водных сервитутов. Управомоченные получают право поить свой скот из определенного водоема. Тот, у кого этот природный объект находится в собственности, становится обязанным лицом. Он должен предоставлять управомоченному все необходимые ресурсы, для того чтобы последний мог напоить свой скот.

Правомочия могут быть как общими, так и специальными. Первые являются универсальными правилами и предназначены для всех. Например, право общего природопользования касается любых субъектов правоотношений, в то время как специальное распространяется только на определенный круг лиц. Так может быть в случае с редкими видами северных животных, чье использование является приоритетным для коренных народов, привыкших рационально применять в своем быту местные природные ресурсы.

При этом не стоит путать субъекты экологических правоотношений и экологических прав. Это разные истории. В отличие от предыдущего случая, юридическим субъектом может оказаться любое лицо, так как охрана природы закреплена в Конституции Российской Федерации в качестве обязанности каждого гражданина (статья 58). Например, любое юридическое или физическое лицо обязано не вредить окружающей среде.

Возникновение правоотношений

С этого начинается любой юридический акт. Основанием возникновения экологических правоотношений является не просто эколого-правовая норма, закрепленная в законодательстве. Например, для того чтобы получить права на земельный участок, необходимо провести регистрацию собственности, получить все необходимые документы и только после этого можно будет вступать во взаимодействие. Так, человек, купивший землю, становится субъектом правоотношений по защите и охране почвы от эрозии и остальных вредных и неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности. Собственник после этого может быть обязан предоставить (оплатить) соседям услуги по мелиорации и рекультивации угодий. После того как почвенный покров будет восстановлен, юридическое взаимоотношение прекращается. Основанием возникновения экологических правоотношений является в таком случае изменение состояния почвы на земельном участке.

Действие и бездействие

Людское поведение в юридическом смысле можно разделить на бездействие и действие. Это противоположные явления. Действия могут быть правомерными и неправомерными. Например, если человек проводит мелиоративную деятельность в установленном порядке, то это первый случай. Если собственник земли никак не лицензирует свои действия и нарушает установленные правила, то его поступки являются неправомерными. Это преследуется по закону.

Бездействие людей также может быть правомерным и неправомерным. Консервация деградированного участка земли и прекращение его эксплуатации на срок, необходимый для восстановления, – первый случай. Если почва должна использоваться, а ее забрасывают без оглядки на правильное прекращение эксплуатации, то такое бездействие может стать неправомерным. Эти принципы включает в себя понятие экологических правоотношений.

Юридический факт

Экологические нормы и правоотношения гласят: между правоотношением и правовой нормой существует звено, которым является юридический факт произошедшего. Он может выражаться в хозяйственном поведении субъекта или событии природного характера. Если физическое лицо занимается незаконной охотой, то это факт поведения, за которым последует ответственность. Произойдет это после возникновения правоотношений с государством. Обратный случай: численность определенных особей может превысить или опуститься ниже допустимого уровня в экосистеме по естественной причине. Если такое происходит, начинается деятельность (и это также правоотношения) регулирующих государственных структур по контролю над численностью вида.

Виды юридических фактов

Для них тоже существует классификация. Юридические факты делятся на три типа.

  1. Правоустанавливающие факты – это основания возникновения экологических правоотношений. Пример: гражданин подает заявку на получение лицензии для легального водопользования. Если все происходит в установленном законом порядке, то государство выдает необходимое разрешение.
  2. Правоизменяющие факты – происшествия, повлекшие изменение сложившихся отношений. Пример: собственник лесного массива сдает в аренду часть объекта для проведения на нем рубки. После этого меняются виды экологических правоотношений между собственником и государственным природоохранными органами. Если после юридических действий субъекта появляется необходимость охраны какого-либо объекта природы, это может послужить причиной ограничения или окончательного приостановления права собственника на пользование объектом.
  3. Правопрекращающие факты – из-за них может произойти прекращение экологических правоотношений. Чаще всего это нарушение закона. Пример: субъект в своей деятельности игнорирует законодательные акты о порядке пользования природными объектами (например, фауны).

Права собственности на землю и другие природные объекты

С экологическими правоотношениями часто связано такое понятие, как право владения природными объектами. Субъект может обладать ими или удерживать их. Владение может быть частичным или полным.

Субъектом полного владения могут быть административные и муниципальные образования на территории России. Примером могут выступать республики РФ. В случае полного владения государство имеет право запретить ведение хозяйственной деятельности на территории данных земельных угодий.

Другое право, связанное с природными объектами и землей, – право пользования. Собственник может распоряжаться как территорией, так и природными объектами на ней. Государственные органы местного самоуправления могут руководить своей собственностью с помощью различных отдельных предприятий, организаций и учреждений, а также предоставлять данные природные объекты гражданам для пользования.

Распоряжение и природопользование

Важным является также право природопользования. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют правила использования экологических ресурсов.

Право распоряжения позволяет субъекту определять юридический статус того или иного природного объекта. В частности, он определяет категорию, к которой относится объект, а также указывает цель его использования. Эта процедура требуется при передаче участка (например) в собственность, пользование, аренду или владение определенной организации или гражданину. Что касается категорий, то они определяют характер каждого объекта. Например, это могут быть природные ископаемые, земли, водные ресурсы и т. д. Определение категории – это первый шаг при распоряжении природными объектами. Второй шаг – их предоставление или изъятие.

Юридические факты состоят из событий и действий

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологиче­ских правоотношений являются юридические факты. Юридические фак­ты- это такие обстоятельства, с которыми нормы права связывают на­ступление определенных юридических последствий. Юридические факты подразделяются на две группы: события и действия.

Событие (например, стихийное бедствие, извержение вулкана, навод­нение, лесной пожар и т. д.) возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Однако не всегда событие выступает как чисто природное явление, зачастую оно является следствием не­продуманной деятельности человека.

В эколого-правовой литературе предложено различать события абсо­лютные и относительные.Отличие между ними заключается в том, что первые полностью не зависят от воли людей (землетрясения, наводне­ния), а вторые опосредованно вызваны деятельностью человека, но протекают минуя его волю (разрушение озонового слоя, изменение климата ит.д.).

Действие — наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Оно отражает поступок человека (это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений). Различают позитивные и негативные действия (поступки).

Действия можно подразделить на две группы: правомерные, то есть соответствующие экологическим нормам и Принципам, например получение лицензии на выбросы или сбросы вредных веществ, и, неправомерные, то есть нарушающие экологические предписания и наносящие вред природной среде или здоровью человека, например, охота на животных, занесенных в Красную книгу.

Правомерные действияделятся на юридические факты (совершаются с определенной целью и лицо предвидит все последствия от этих действий) и юридические поступки. Неправомерные действия делятся на преступления и проступки.

Бездействие — нару­шающее требования экологического законодательства невыполнение субъектами права установленных для них обязанностей. Бездействие час­то ведет к прорывам нефте- и газопроводов, другим техническим авари­ям, вызывающим загрязнение и деградацию окружающей среды.

Элементами экологических правоотношений являются:

1) объект

2) содержание правоотношения;

3) субъекты отношений;

4) правосубъектность (правоспособности и дееспособности).

ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

«объект экологического правоотношения»»объект природоохранной деятельности»

Объект – это то, на что направлено правоотношение.

По поводу объекта правоотношений в юридической науке единого мнения не существует. Одни считают, что объект правоотношений — это только поведение людей, другие сходятся в том, что объектом правоот­ношений являются как поведение людей, так и предметы материального мира. Стоит согласиться с мнением тех авторов, которые считают необхо­димым различать объект (поведение сторон) и предмет (материальные и нематериальные блага, услуги) правоотношения. Исходя из этого, объектом экологических правоотношений является поведение людей (деятельность государственных органов, иных организаций) по отноше­нию к природе и составляющих ее элементов в их экологических связях.

При этом необходимо различать два понятия: «объект экологического правоотношения» и «объект (предмет) природоохранной деятельности».

Если под объектом экологического правоотношения понимается поведе­ние коллективных и индивидуальных участников правоотношения, то объектами природоохранной деятельности (объектами охраны) являются окружающая среда в целом, природные и природно-антропогенные объ­екты. В конкретных эколого-правовых отношениях последние (объекты охраны) будут выступать в качестве предмета этих отношений.

Таким критерием является нахожде­ние конкретного предмета (объекта охраны) в состоянии взаимодействия с природной средой. Достаточно ярко этот критерий прослеживается в Фе­деральном законе «О животном мире», установившем, что объектом жи­вотного мира является дикое животное (их популяция), находящееся по­стоянно или временно на территории России и пребывающее в состоя­нии естественной свободы.

Следовательно, животные в зоопарке или цирке (а равно и земля в цветном горшочке, вода в водопроводе и т. д.) не являются предметом экологических правоотношений. Эти отношения регулируются нормами других отраслей права.

Некоторые ученые объектами экологических правоотношений называются объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и другой деятельности. К таким объектам относятся: земли, недра, почвы; по­верхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озо­новый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологичес­кие системы, природные ландшафты и природные комплексы, кото­рые не подвергались антропогенному воздействию,

Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты, то есть конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правовых отношений. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

Классификация экологических правоотношений Ерофеева по видам экологических общественных отношений:

1. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользованием, — наиболее обширная и сложная группа, включающая в себя следующие их разновидности:

а) экологические правоотношения в сфере учета природных ресурсов. Сюда включаются правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и другие;

б) экологические правоотношения в сфере разрешительной системы экологопользования. Это правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и другие;

в) экологические правоотношения в сфере охраны государственного режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав природопользователей и государства и его органов. Например, судебное взыскание с браконьеров стоимости выловленной рыбы, стоимости причиненного незаконной порубкой леса древесины и расходов на лесовосстановление и так далее.

Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие в них в качестве одного из субъектов государства и его органов, которые совершают рачительные, пресекательные и восстановительные действия по обеспечению экологического благополучия в стране.

2. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы, в составе которых можно выделить:

а) правоотношения по приобретению природных объектов или определенных элементов этих объектов в собственность. Например, купля-продажа земельных участков, приватизация земель, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного массива с находящимися на нем природными объектами (водоемами, лесными участками и другим);

б) правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

в) правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

Особенностью этих правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда выступает собственных земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов.

3. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и природные ресурсы, которые выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного пользования им, в праве ограниченного пользования (сервитута) соседним земельным участком.

Экологические правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные экологические правоотношения складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

Экологические правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

К числу регулятивных следует отнести экологические правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.

К числу же охранительных экологических правоотношений следует отнести такие, которые связаны с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей среды.

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право — это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Юридическая обязанность — это мера должного поведения, обеспеченная государством. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и объекта правоотношения.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Субъектами экологических правоотношений являются:

1. Государство в лице компетентного органа. Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Оно является субъектом экологических правоотношений и в случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

2. Юридические лица.

3. Физические лица, воздействующие на природную среду с целью её потребления, использования, воспроизводства, охраны.

4. Хозяйствующие субъекты — это предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляющие общее или специальное природопользование.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на категории:

1. Природопользователи-это носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды.

2. Органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды.

3. Общественные объединения экологического профиля.

4. Органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Субъекты экологического права наделяются экологической правосубъектностью, состоящей из 3 компонентов:

1. Способность иметь права и быть носителем обязанностей в сфере природопользования и охраны природной среды.

2. Способность своими действиями реализовывать данные права и обязанности

3. Собственно субъективные права и обязанности, носителем которых может являться данный субъект.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Объектами экологических правоотношений считаются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, лесная и иная растительность, животные и другие организмы и их генофонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Объекты экологических правоотношений подразделяются на объекты природоохранительных и имущественных отношений в сфере природопользования.

В первоочередном порядке охране подлежат природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, к ним относятся:

1. Государственные природные заповедники, заказники.

2. Памятники природы.

3. Национальные, природные и дендрологические парки.

4. Ботанические сады.

5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

6. Объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное эстетическое и рекреационное значение.

7. Континентальный шельф и исключительная зона РФ.

Природный объект характеризуется как составная часть природы, отличающаяся от имущества естественным характером происхождения, отсутствием стоимости как совокупности затрат общественно необходимого труда на создание объекта, нахождением в системе естественных экологических связей.

4. Эколого-правовой статус человека: понятие и виды экологических прав, право на благоприятную окружающую среду, экологические обязанности.

Экологические права человека-это это признанные и закреплённые в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Бринчук классифицирует права граждан по акту, их закрепляющему, на основные, неотчуждаемые и иные. Конституция к числу основных экоправ человека и гражданина относят: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба здоровью и имуществу экоправонарушением.

Иные права включают права в области природопользования и охраны ОС, закреплённые в законодательстве, например, право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий ОС, на радиационную безопасность. По видам интересов он делит права на гражданские, политические, культурные, социальные, экономические.

По субъектам экоправа делятся на:

1. Закреплённые за общим субъектом.

2. Закреплённые за специальными категориями субъектов.

Центральное место в системе экоправ человека и гражданина занимает право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право естественное, принадлежит человеку от рождения.

Благоприятная окружающая среда-это ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование природных и природно-антропогенных объектов. Под качеством окружающей среды понимается такое её состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду-это право на окружающую среду, качественное состояние которой создаёт условия для функционирования:

1. Объективно существующих частей природной среды, которые имеют пространственно-территориальные границы и в которых живые и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ.

2. Территорий, которые не подвергались изменению в результате хозяйственной и иной деятельности с сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

3. Природных объектов, изменённых в результате хозяйственной и иной деятельности, и объектов, созданных человеком, со свойствами природных объектов защитного и рекреационного значения.

4. Элементы природных объектов, сохранившие природные свойства.

Названные в Конституции экоправа человека и гражданина находят дальнейшую конкретизацию в отраслевых ФЗ, природоохранных и природоресурсных. Например, в ФЗ Об охране окружающей среды устанавливается право каждого на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, ЧС.

В этом же законе речь идёт о иных экоправах гражданина:

1. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

2. Направлять обращения о получении своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране, направлять жалобы, заявления, предложения в органы госвласти РФ, субъектов, МСУ, иные организации и должностным лицам. Получать своевременные и обоснованные ответы. Оказывать этим органам содействие в решении вопросов охраны окружающей среды.

3. Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, референдумах, сборе подписей под петициями и в иных, не противоречащих законам акциях по вопросам охраны окружающей среды.

4. Выдвигать предложения о проведении общественной экоэкспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке.

5. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Осуществлять другие, предусмотренные законодательством права.

Экоправа общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды:

1. Право разрабатывать, пропагандировать, реализовывать в установленном порядке программы в области охраны ОС, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды.

2. Осуществлять и пропагандировать за счёт собственных и привлечённых средств деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экобезопасности.

3. Оказывать содействие органам госвласти и МСУ в решении вопросов охраны окружающей среды.

4. Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты, сбор подписей под петициями, принимать участие указанных мероприятиях в соответствии с законодательство РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды, по обсуждению проектов.

5. Обращаться в органы госвласти, МСУ, иные организации, к должностным лицам о получении своевременной полной, достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по её охране, об обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью, имуществу граждан.

6. Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье, имущество граждан.

7. Обращаться в органы госвласти РФ, субъектов, МСУ и иные организации с жалобами, заявлениями, исками, предложениями, по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё. Получать своевременные обоснованные ответы.

8. Организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан.

9. Организовывать и проводить в установленном порядке общественную экоэкспертизу.

10. Рекомендовать своих представителей для участия в проведении госэкоэкспертизы.

11. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Субъективные экоправа закреплены не только в ФЗ Об охране окружающей среды, но и в других природоохранных и природоресурсных законодательных актах.

6. Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, объекты, субъекты, формы, основания возникновения и прекращения.

Природные ресурсы и объекты в силу своей особой значимости, природной и хозяйственной ценности выступают как важные объекты права собственности. Особенность права собственности на землю и другие природные ресурсы в его экологической связанности. Устанавливается экологической обоснованная, юридически оформленная система условий и процедур реализации права собственности на природные ресурсы, которые обеспечивают предупреждение экорисков, запреты заведомо негативного воздействия на ОС.

Специфическое содержание конституционного права собственности на природные ресурсы и объекты:

1. Определение публично-правового режима этих объектов. Вопросы природных ресурсов регулируются российским законодательством. Не существует объектов, выведенных из сферы российского законодательства.

2. Установление принадлежности земли и природных ресурсов путём разграничения компетенции.

3. Установление обязанностей и правомочий государства в отношении земли и природных ресурсов.

Структура любого правоотношения включает три основных элемента, а именно: объект, субъект, содержание. Применительно к экоправу это природный объект, непосредственно объект правового регулирования, и второй объект, имеющий две стороны-это интерес экопользователя в достижении своих целей, общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.

Объекты:

1. Отдельные природные объекты — земля, недра, леса и тому подобное.

2. Только те объекты, которые предусмотрены в законе.

3. Объекты при условии, что они находятся в экосвязи с окружающей природной средой.

Природные объекты должны находиться в пределах госграниц РФ, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.

Содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования, распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особым образом.

Правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своём хозяйстве, например, фактически обладать земельным участком, числить на своём балансе.

К праву пользования землёй и природными объектами относятся:

1. Хозяйственная и иная их эксплуатация.

2. Изъязвление полезных свойств.

3. Использование для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного и иного пользования природного ресурса путём извлечения из него полезных свойств, его потребления, например использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины. Правомочие распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путём изменения их принадлежности, состояния или назначения, например, отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству.

Характерная особенность, что право собственника на владение, пользование, распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Конституционные основы права собственности на природные ресурсы устанавливаются конституционными положениями, согласно которым земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данные положения получили развитие и в ГК. Данные кодекс и ряд иных законодательных актов устанавливают также ограничения права собственности на природные ресурсы. Согласно ГК земля и другие природные ресурсы могу отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

ГК воспроизводит положения конституции относительно того, что владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются природоресурсным законодательством: земельным, водным, лесным, законодательством о недрах, животном мире.

Не все природные объекты и ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю, земельные участки и их части, недра, участки недр, леса, лесные участки, насаждения, воды, водные объекты, животный мир и водные биоресурсы, на особо охраняемые природные территории.

Атмосферный воздух объектом права собственности являться не может.

Субъектами права госсобственности на природные ресурсы могут быть РФ и субъекты, от их лица правомочия собственника осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов. Права муниципальной собственности осуществляют муниципальные образования и выступающие от их лица органы МСУ. Права частной собственности осуществляют физические и юридические лица.

Также субъектом экоправа выделяют народы России, которые проживают на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизнедеятельности. Конституция РФ объявляет землю и другие природные ресурсы основой жизнидеятельности этих народов.

Земля.

В государственной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, право госсобственности, федеральной и субъектов, на которые возникло в результате её разграничения, приобретённые по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, законами субъектов, право муниципальной собственности на которые возникло в результате её разграничения, приобретённые по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

К федеральным земельным участкам относятся участки для нужд обороны и безопасности страны, занятые энергетическими, транспортными, космическими объектами, земельные участки заповедников, национальных парков, особо охраняемых территорий федерального значения.

Недра.

В госфонд недр РФ входят все недра в пределах границ РФ. В муниципальной и частной собственности могут быть только добытые из недр полезные ископаемые.

Добавить комментарий