Объект социальных правоотношений

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное материальное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, медицинская помощь, протезирование и пр.).

В последние годы в литературе высказывалась и иная точка зрения. В частности, М. В. Лушникова и А. М. Лушников считают, что основным признаком социально-обеспечительных отношений является его особый предмет – социальные блага, которые объединяют как материальные, так и нематериальные блага. Нематериальные блага в комплексе с материальными социальными благами направлены на реализацию адаптационной (реабилитационно- интеграционной) функции права социального обеспечения, а равно на защиту человеческого достоинства. Речь идет о восстановлении социального статуса лица. В первом случае нематериальные социальные блага выражаются в создании условий для социальной реабилитации, адаптации человека, его интеграции в общество, обеспечивают право на защиту от социального отторжения. Во втором случае обеспечивается охранительное право лица на защиту человеческого достоинства. Авторы уточняют, что нематериальные социальные блага сопровождают социальное обслуживание (социальная реабилитация инвалидов, социальное обслуживание семей с детьми и др.). В их число они включают и социальные льготы.

«Материальные социально-обеспечительные блага (пенсии, пособия и т.д.) призваны компенсировать, восстановить имущественную сферу жизнедеятельности лица, его материальное положение, нематериальные социально- обеспечительные блага – неимущественную социальную сферу, т.е. обеспечивают условия восстановления социального статуса лица».

В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др. Они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну и другие личные неимущественные права закреплены в Конституции РФ и составляют основу правового статуса личности. Но для реализации этих прав необходимо создание таких условий, при которых право не нарушается и свободно осуществляется каждым. Этому способствуют конституционные гарантии, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты, в частности право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и т.д.

В материальных правоотношениях по социальному обеспечению создаются условия для свободного осуществления права каждого человека на жизнь, здоровье и достоинство личности. Но объектом этих правоотношений являются именно материальные блага. Очевидно, что в современных условиях преждевременно говорить о наличии в нашей стране адекватных условий для достойной жизни, поскольку ничто так не унижает человеческое достоинство, как невысокие размеры трудовых пенсий, не позволяющие в полном объеме удовлетворять потребности пенсионера. Никакие социально-педагогические, социально-психологические, реабилитационные и другие услуги, являющиеся по своей социально-экономической сути материальными благами, не могут этого компенсировать, а тем более восстановить социальный статус лица, пострадавшего от социального риска. Кроме того, социальный статус лица, т.е. его положение в обществе, определяется материальными условиями его жизни, которые прямо зависят от наличия собственности и рода занятий (работа по найму, индивидуальная предпринимательская деятельность, государственная служба и т.п.).

В процедурных правоотношениях объектом выступают действия – решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Отличительные признаки пенсий достаточно подробно изучены отечественными специалистами.

Пенсия – это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, ставшим инвалидами, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.

Это определение характеризует пенсию как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); пенсии за выслугу лет; социальные пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Понятия «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» сформулированы в Законе о трудовых пенсиях и Законе о государственном пенсионном обеспечении.

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного но уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие – с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.).

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временны́ми рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно разделить на единовременные, ежемесячные и периодические.

Система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы были введены пособия по безработице; малоимущим предоставляются социальные пособия и т.п.

Пособия можно определить как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка либо оказания социальной поддержки.

Источником финансирования социальной поддержки являются средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей физических лиц, пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услуг. Услуга – это действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты.

Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам. Виды услуг могут быть самыми разными: 1) действия (медицинская помощь, лекарственное обеспечение, протезирование, социальное обслуживание на дому и пр.); 2) натуральное содержание (детей – в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства, – в домах ночного пребывания и пр.).

Льготы также являются объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению. В научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия льгот. Обобщение различных высказываний позволяет предложить следующую формулировку. Льгота – это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

Законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ действовавшая система льгот была реформирована. Преобразования состояли главным образом в перераспределении обязанностей по финансированию льгот между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В результате произошло разделение получателей льгот на «федеральных и региональных льготников», что вызвало их резкое недовольство, а также критику со стороны специалистов.

Кроме того, прежние льготы были фактически разделены на две группы. В первую группу вошли льготы материального (например, по оплате жилья и коммунальных услуг) и организационного (например, преимущественные права на некоторые виды социальных услуг) характера. Вторая группа льгот была заменена денежной компенсацией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая далеко не эквивалентна их реальной стоимости.

В ряде нормативных правовых актов термин «льготы» заменен понятием «меры социальной поддержки», что отнюдь не одно и то же.

По мнению М. В. Филипповой, социальные льготы предоставляются в тех случаях, когда «реализация конституционного права на социальное обеспечение в полном объеме невозможна в силу объективных причин, связанных с личностными особенностями получателя… А это означает, что льгота может иметь только организационный характер, направленный на облегчение доступа к социальному благу, процедуры реализации права на социальное обеспечение».

Однако законодательство устанавливает как организационные, так и материальные льготы (например, скидки для инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг).

Содержание правоотношений

В соответствии с общей теорией права юридическое (формальное) содержание правоотношения образует совокупность прав и обязанностей его субъектов. Материальное содержание правоотношения выражается в их фактическом поведении.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения участника правоотношения. Оно складывается из следующих возможностей: совершать определенные действия лично; требовать совершения определенных действий от третьих лиц; обращаться за защитой своего нарушенного права.

Субъективная обязанность – это вид и мера должного поведения участника правоотношения. Она проявляется в необходимости: совершить определенные действия лично; воздержаться от совершения определенных действий; претерпеть неблагоприятные последствия в виде ответственности при совершении противоправных действий или уклонении от исполнения установленных законом требований.

Основная особенность материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение конкретного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) его предоставить. Вместе с тем при реализации своего субъективного права физическое лицо должно выполнять возложенные на него законом обязанности. В частности, оно обязано: предъявлять содержащие достоверные сведения документы, служащие основанием для предоставления выплат и услуг; сообщать о всех изменениях, влияющих на условия социального обеспечения и размеры выплат (например, о трудоустройстве), выполнять другие обязанности.

В свою очередь государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) имеет не только обязанности, но и значительный объем прав. Он может требовать от физического лица представления документов, необходимых для назначения или перерасчета выплат, производить удержания из выплат, приостанавливать выплату пенсии или пособия и пользоваться иными правами в рамках, определенных законом.

Содержание процедурного правоотношения составляет субъективное право физического лица на установление юридических фактов, необходимых для подтверждения права на конкретный вид социального обеспечения, и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) произвести проверку и вынести акт-решение об удовлетворении обращения физического лица или об отказе в этом.

Содержание процессуального правоотношения составляет субъективное право физического лица на разрешение спора в области социального обеспечения и обязанность вышестоящего органа внебюджетного фонда принять решение по существу спора в установленный срок.

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению

В состав правоотношения входят следующие элементы: субъекты, объект, субъективное право, юридическая обязанность1Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2003. С. 514.. Охарактеризуем правоотношения по социальному обеспечению путем рассмотрения их элементов.

Субъект правоотношений по социальному обеспечению — участник, имеющий субъективные права и обязанности, предусмотренные законодательством о социальном обеспечении.

Правоотношения по социальному обеспечению — это двусторонние правоотношения. Одной стороной правоотношений по социальному обеспечению всегда является гражданин, за которым закон признает право на получение социального обеспечения при наступлении определенных обстоятельств, другой стороной — орган, обязанный назначить и предоставить определенный вид социального обеспечения. Для того чтобы выступать субъектом правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью.

Правосубъектность граждан состоит из правоспособности (способность в силу норм права иметь права и обязанности), дееспособности (способность своими действиями осуществлять права и обязанности) и деликтоспособности (способность лица нести ответственность за правонарушения).

M.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова полагают, что «главным аргументом при определении правосубъектности граждан в праве социального обеспечения является такой основополагающий принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного социального страхования»2Захаров М.Л,. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 149.. В первом случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения, а во втором — специальная правоспособность, которая возникает с момента начала уплаты страховых взносов в фонды социального страхования.

В целом эта позиция не вызывает возражений, но нуждается в корректировке. В настоящее время активно используются механизмы не только обязательного, но и добровольного социального страхования, и лица, добровольно вступившие в отношения по социальному страхованию, наделяются правом на социальное обеспечение. Следовательно, специальная правоспособность возникает с момента обязательного или добровольного социального страхования.

Полная дееспособность гражданина в праве социального обеспечения, как и в гражданском праве, наступает по достижении 18 лет. Однако до наступления этого возраста право на социальное обеспечение может быть реализовано законным представителем управомоченного лица.

Правосубъектность органов, обязанных назначить и предоставить определенный вид социального обеспечения, определяется целями и задачами, для выполнения которых они созданы.

Органы, уполномоченные законом или договором назначать и предоставлять социальное обеспечение, могут быть различными: территориальные органы Пенсионного фонда РФ, негосударственные пенсионные фонды — в пенсионных правоотношениях; органы социальной защиты — в правоотношениях по назначению и выплате пособий неработающим гражданам, имеющим детей; органы службы занятости — в правоотношениях по назначению и выплате пособий по безработице; учреждения здравоохранения — в правоотношениях по оказанию медицинской помощи и лечению; администрация предприятия — в правоотношениях по назначению и выплате социального обеспечения, предусмотренного коллективным договором, и другие.

В процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению субъектом, разрешающим спор, может быть как суд, так и вышестоящий орган по отношению к тому, который принял решение о назначении социального обеспечения или об отказе е его назначении.

Объект социально-обеспечительных правоотношений. Объектом основных материальных правоотношений по социальному обеспечению выступает вид социального обеспечения, по поводу которого установлена юридическая связь субъектов. В этих правоотношениях объектом является пенсия, пособие, компенсация, страховое обеспечение, медицинская помощь, лечение, конкретный вид социального обслуживания и т.д.

Объект процедурных правоотношений — установление права на определенный вид социального обеспечения и принятие решения по обращению гражданина. Решение может быть как положительным (в этом случае возникает материальное правоотношение), так и отрицательным. В процессуальных правоотношениях объектом выступает оспариваемое гражданином право на конкретный вид социального обеспечения.

Субъективные права и юридические обязанности субъектов корреспондируют друг другу в рамках правоотношения, составляя его юридическое содержание.

Граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению наделены правами, следовательно, являются управомоченной стороной, а органы, выступающие носителями обязанностей, — это правообязанная сторона. Субъективные права граждан — право требовать назначения и предоставления конкретного вида социального обеспечения. Но, кроме права требования, на гражданина возлагаются обязанности (предоставить необходимые документы, своевременно явиться на врачебный осмотр и другие). Органы, занимающиеся социальным обеспечением, обязаны выплачивать пенсии, пособия, компенсации, предоставлять услуги в установленном порядке.

Непосредственными основаниями для появления и функционирования правоотношений служат юридические факты. В теории права юридические факты по волевому признаку делятся на события и действия. В праве социального обеспечения большинство фактов не зависят от воли и сознания людей — это события (достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть и т.д.). Таким образом, события — юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение основных материальных правоотношений по социальному обеспечению. Однако для возникновения правоотношения по социальному обеспечению наряду с другими юридическими фактами необходимо волеизъявление гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение.

В процедурных и процессуальных отношениях доминируют факты-действия (волеизъявление гражданина, вынесение решения о назначении определенного вида социального обеспечения и другие).

Некоторые правоотношения по социальному обеспечению могут возникать при наличии совокупности юридических фактов, которую называют сложным юридическим составам. Например, для возникновения правоотношения по выплате трудовой пенсии по старости необходимо: заявление лица о назначении ему пенсии; достижение пенсионного возраста (60 лет — для мужчины, 55 лет — для женщины); наличие страхового стажа не менее пяти лет; вынесение решения органом Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии.

Субъектами правоотношений по социальному обеспече­нию с одной стороны, выступают граждане и их семьи, наде­ленные общей и отраслевой (права социального обеспечения) правосубъектностью, а с другой — государственные органы социального обеспечения, профсоюзные комитеты, военные ко­миссариаты и др.

Общая отраслевая правосубъектность управомоченных у частников правоотношений по видам социального обеспечения одинакова и не ограничена временем вступления гражданина в конкретное правоотношение. Обладающий такой правосубьек-тностыо гражданин становится субъектом правоотношений по социальному обеспечению при условиях, указанных в нормах права, и после вступления в конкретное правоотношение.

Обязательным субъектом во многих правоотношениях по социальному обеспечению граждан являются структурные подразделения районных, городских исполнительных и распорядительных органов, занимающиеся вопросами социального, обеспечения граждан. Эти структурные подразделения занимаются регулированием отношений по выплате пенсий, пособий, установлением различных льгот и гарантий;

Несмотря на различия в объеме прав и обязанностей все ука­занные органы выступают как юридически обязанные субъекты ] правоотношений по социальному обеспечению граждан.

К объектам правоотношений относятся не только действия обязанных лиц, но и вещи, а также и другие, нематериальные, блага, включая продукты духовного творчества.

Объект правоотношений — это то, на что направлены субъ­ективное право и правовая обязанность. Конкретное право­отношение по социальному обеспечению гражданина как об­щественное, волевое отношение регламентирует фактическое поведение определенных субъектов; с одной стороны, граж­данина обладателя субъективного права на соответствующий вид обеспечения, а с другой — должностных лиц органа, осу­ществляющего социальное обеспечение и участвующего в этом правоотношении.

Следует иметь в виду, что пенсии, пособия, натуральные блага становятся объектами правоотношений не сами по себе, а вследствие того, что между гражданами как субъекта­ми правоотношений органами, осуществляющими социальное обеспечение, в связи с ним и по поводу их складываются опре­деленные общественные отношения, урегулированные право­выми нормами.

Правоотношения в области социального обеспечения имеют и свое содержание. Содержание данных правоотношений со­ставляют взаимные права и обязанности их субъектов. Кроме этого, в их содержание входит и право управомоченного субъекта обратиться за защитой своего субъективного права на конкретный вид пенсии или другой вид социального обеспе­чения с жалобой в вышестоящий орган социального обеспе­чения или суд, если обязанный субъект этих правоотношений недобросовестно выполняет возложенную на него обязанность по предоставлению гражданам пенсий и других видов социаль­ного обеспечения.

Субъекты социального обеспечения граждан

В современном мире социальное обеспечение является одним из приоритетных направлений в деятельности государства. В рамках исследования эффективности социального обеспечения очень важно анализировать специфику объектов и субъектов социального обеспечения, их роль в данной сфере.

Основным субъектом социального обеспечения и социальной защиты граждан является государство. К нему примыкают уполномоченные общественные организации, которые представлены в форме:

  • профессиональных союзов,
  • ассоциаций предпринимателей и бизнесменов.

Субъектом также может быть отдельная личность – например, социальный работник, медик, член учреждения, которое берет на себя ответственность за социальное обеспечение отдельных категорий граждан, закрепленных за конкретной территорией.

Замечание 1

В осуществлении различных видов социального обеспечения (выплате пенсий, предоставлении субсидий и льгот) государство будет играть ведущую роль. Оно обеспечивает абсолютную защищенность всех категорий граждан, независимо от их возраста, трудоустройства, социального статуса.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Субъекты и объекты социального обеспечения граждан 490 руб.
  • Реферат Субъекты и объекты социального обеспечения граждан 230 руб.
  • Контрольная работа Субъекты и объекты социального обеспечения граждан 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В себе государство объединяет сразу несколько основных ролей, так оно является:

  • законодателем;
  • исполнителем тех законов, которые оно принимает;
  • собственником, который обладает бюджетом и вправе распоряжаться им в пользу нуждающихся категорий граждан.

Государство располагает обширными ресурсами, что открывает ему возможности в построении экономики в соответствии с государственными потребностями, инициативами и инвестициями. Это приводит к расширению масштабов вмешательства государства через тотальное планирование и распределение ресурсов во все области. Производственная сфера сегодня находится под полным контролем со стороны государства. Она является тем самым источником власти, которая распространяется на граждан государства. Что касается экономической деятельности, то ею управляет государственный аппарат. Это позволяет нам прийти к выводу о том, что под контролем со стороны государственных органов сегодня находится вся материальная составляющая жизни россиян.

Ресурсы, которыми распоряжается государство в пользу социального обеспечения, довольно ограничены, при этом их должно хватать для того, чтобы удовлетворить потребности и интересы граждан и способствовать повышению благосостояния россиян. Чиновники определяют социальный статус человека, оценивают уровень его социальной защиты и сами определяют меры, которые необходимо предпринять для улучшения качества его жизни. Тем не менее, в условиях современной рыночной экономики даже государство не в состоянии дать гарантии стабильного дохода гражданина, поскольку отсутствует определенность в соответствующей сфере производства. Чтобы достичь этой стабильности, необходимо ликвидировать рыночные отношения. Чем больше само общество будет стремиться к тому, чтобы организовать свою абсолютную защиту, тем меньше у него шансов на то, чтобы быть реально защищенными от рисков, несчастных случаев и иных негативных ситуаций, которые в большей степени оказывают влияние на их благополучие.

Объекты социального обеспечения

Особую роль в системе социального обеспечения играют сами граждане, поскольку именно они выступают в качестве объектов социального обеспечения. К тому же, следует акцентировать внимание на том, что объектами социального обеспечения становятся еще и обширные социальные группы, и категории населения. Например, это могут быть сотрудники системы здравоохранения, работники образования, военнослужащие, работники вредных и особо опасных профессий.

Еще одна категория объектов, которые относятся к наиболее уязвимым слоям населения – это дети, а также многодетные семьи, пенсионеры и лица, не трудоустроенные по официальному трудовому договору. Отсюда следует вывод о том, что эти категории граждан должны избавиться от состояния полной нищеты, поскольку они до сих пор не адаптированы к условиям рыночной экономики. Дети – это категория, от которой зависит будущее нашего государства. Они нуждаются в благоприятных условиях для сохранения своего физического и психического здоровья, а также в условиях для обучения, социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным и культурным условиям.

Проблемой общей социальной поддержки и экономического обеспечения является то, что в условиях переходного периода полноценное социальное обеспечение и защита практически невозможны. Государство является основным субъектов воздействия на складывающиеся условия, и его деятельность в первую очередь ориентирована на процессы социального и экономического прогнозирования и планирования, а также на создание фондов для дальнейшего финансирования социальной помощи и обеспечения. Но довольно проблематично в комплексе осуществлять все эти меры, поскольку условия крайне нестабильны, и охватить все аспекты

Уязвимые категории граждан имеют право заявить о нужде в социальном обеспечении, которое будет реализовываться через общественные потребительские фонды. Также граждане получат прямую социальную помощь, они имеют право заявить о желании снизить процентные ставки в рамках налогов. Социальное обеспечение носит комплексный характер, оно отличается тем, что прибегает к разнообразным методам и формам реализации. Помимо социального обеспечения, используются также разного рода формы социального обслуживания, в которое входит юридическое консультирование, психологическая помощь гражданам, которые попали в сложную жизненную ситуацию и не могут самостоятельно разобраться в ней.

Добавить комментарий