Объективные и субъективные факторы правотворчества

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридический обычай, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).

Соотношение государства и права.

Соотношение государства и права можно охарактеризовать через единство, различия и взаимосвязь этих понятий.

Единство состоит в том, что государство и право:

· возникают и развиваются совместно;

· выступают средствами управления, инструментами власти;

· призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

· основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими, духовными и другими факторами.

Различия между государством и правом:

· если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

· если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права является норма;

· государство и право не совпадают по формам, по функциям.

Взаимодействие государства и права:

· воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

· право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:

· когда государство стоит «над правом» и в случае, если это диктуется государственной целесообразностью, может правом пренебречь (примат государства над правом в условиях режима тоталитарной законности);

· когда право стоит «над государством», выступая его ограничителем (примат права над государством в условиях режима правозаконности)

10.9. Теория различения права и закона.

Соотношение права и закона является центральной проблемой правоведения и правопонимания. Актуальность данного вопроса заключается как в теоретическом, так и прикладном, практическом значении.

В разрешении проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, имеются различные взгляды или подходы.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, все то, что записано в оформленном как закон документе (акте) и есть право.

Стремление отождествить право и закон имеет определенные основания: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Если под правом понимать только формально-закрепленные нормы общеобязательного поведения, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют.

Однако право нельзя сводить только к юридическим нормам. Поэтому в научной, юридической литературе существует другой более распространенный подход к разрешению проблемы соотношения права и закона, который основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону».

Государство – исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Одним из сторонников данного подхода является академик В.Н. Кудрявцев. Он выделяет три аспекта различения права и закона.

Первый, наиболее элементарный, — различие понятий по объему. Право – более широкое понятие. Кроме закона т.е. акта высшей представительной власти, существуют указы, постановления, распоряжения и другие нормативные предписания., нормы международного права, явно не сводимые к законам. Если право включает не только нормы, но и правовые отношения, и правосознание, то отличие его (т.е. права) от понятия закона становится еще более определенным.

Второй аспект – различие права и закона по происхождению. Закон издается государством, а право – предшествует закону, оно непосредственно возникает из общественных потребностей.

Наконец, третий аспект – различие права и закона по содержанию. В отличие от закона, праву присущи признаки равенства и свободы. Принципы права вечны, неизменны, демократичны и гуманны. Следовательно, если закон может быть всяким – хорошим или плохим, удачным или неудачным, человечным или террористическим, то право мыслится только как нечто хорошее, гуманное, справедливое, возвышающее человека и общество.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле. Такой подход обусловлен философской интерпретацией объективных причин исторического развития, т. е. не зависящих от человеческой воли и восприятия, и субъективными факторами, т. е. явлениями, определяемыми человеческим сознанием и связанными с человеческим волеизъявлением.

Объективное право – это система правовых норм, принимаемых государством от имени всего общества и распространяющих свое регулятивно-охранительное воздействие на всех членов сообщества. Реализация норм объективного права не зависит от их субъективной оценки членами сообщества. С точки зрения нормативистского типа правопонимания, объективное право – это действующее в данном государстве законодательство.

Объективный характер законодательства предопределяется следующими обстоятельствами:

– законодательный акт считается действующим независимо от того, принимал ли участие в его принятии конкретный субъект, поведение которого данным актом регламентируется, или нет;

– юридическая сила предписания, закрепленного в законодательном акте, не зависит от его субъективной оценки (согласия либо не согласия с ним) со стороны заинтересованного лица;

– акт считается действующим независимо от того, применяется он в отношении конкретного субъекта, или нет.

Субъективное право – это совокупность определенных нормами объективного права правил поведения, претворение в жизнь которых зависит от воли заинтересованных субъектов, руководствующихся этими правилами в рамках непосредственных форм реализации права (соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования возможностей).

Взаимодействие объективного и субъективного права подчинено общим объективным закономерностям взаимодействия объективных и субъективных факторов. «Являясь вторичным по отношению к объективным условиям, субъективный фактор в то же время имеет собственное содержание и, соответственно, логику развития, являясь относительно самостоятельным, в нем могут сообразно его природе по-разному реализоваться объективные условия. Реакция действующих субъектов на одни и те же объективные условия может быть неодинакова, поскольку их воздействие на человека проходит через его внутренний мир, его моральные ценности и установки, т. е. человек активно и избирательно, а не пассивно ассимилирует окружающие его объективные условия макро- и микросреды».

Субъективное право представляет собой комплексную категорию, в качестве структурных элементов которой выступают правила возможного, должного, недопустимого поведения субъектов.

Предусмотренные правовыми нормами варианты возможного поведения в комплексе образуют институт субъективных прав, который включает в себя:

– право лица самостоятельными действиями удовлетворять собственные позитивные интересы. К примеру, право на участие в формировании представительных органов государственной власти может быть реализовано гражданином путем голосования по поводу той или иной кандидатуры;

– право лица требовать от другого субъекта правоотношения осуществления обязанностей, с которыми связывается реализация соответствующих возможностей. К примеру, возможность покупателя купить вещь предполагает наличие у него права потребовать у продавца предоставления этой вещи;

– право лица требовать от компетентных государственных органов объективного разрешения спорной ситуации либо защиты законного интереса. Конституция России предусматривает право каждого на судебную защиту прав и свобод (ст. 46). Причем субъект может обратиться за защитой как в федеральные органы правосудия, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В узком смысле правотворчество — это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

Правотворчество в широком смысле включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права.

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства.

В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

Например, в начале 90-х годов XX в. возникла объективная потребность перевести экономику на рыночные отношения. Эта потребность стала реапизовываться. В частности, были приняты такие законы, как «О предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах».

Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т. д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

Выделяют следующие виды правотворчества:

— законотворчество;

— правотворчество органов исполнительной власти;

— правотворчество органов местного самоуправления;

— непосредственное правотворчество граждан;

— договорное правотворчество;

— локальное правотворчество.

Законотворчество — это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности:

а) принятие закона Российской Федерации;

б) принятие федерального конституционного закона;

в) принятие федерального закона;

г) принятие закона субъекта Российской Федерации.

Принципами правотворчества выступают:

1. научность. При разработке и издании нормативно-правового акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного акта, его юридической силы очень важны для регулирования определенных отношений;

2. демократизм. Проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю; к сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась, уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа;

3. законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т. е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы;

4. профессионализм. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.;

5. системность. Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами;

6. четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма;

7. гласность. Означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации;

8. оперативность. Предполагает своевременность издания нормативных актов.

Следовательно,принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Правотворчество выполняет следующиефункции:

§ обновление нормативного материала;

§ восполнение пробелов в праве;

§ упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

В РФ основными субъектами правотворчества, то есть полномочными органами, выступают:

1) народ (выступает субъектом правотворчества в случае всенародного голосования по предлагаемому законопроекту. Это референдум — форма непосредственного волеизъявления народа)

2) органы государства (в пределах своей компетенции могут создавать правовые нормы)

3) некоторые общественные объединения с согласия или по поручению органов государства

Добавить комментарий