Объекты экологического контроля

⇐ Предыдущая12345

В процессе общественного экологического контроля проверяется соблюдение юридическими и физическими лицами экологического законодательства РФ. Обязательным условием этого является наличие у общественного инспектора минимально необходимого уровня юридических знаний.

Объекты общественного экологического контроля можно разделить на несколько категорий:

1.Хозяйственные объекты (или хозяйствующие субъекты);

2.Природная среда, ее состояние и изменения (в том числе природные или природно–техногенные объекты);

3.Деятельность физических и юридических лиц по использованию и охране окружающей среды и природных ресурсов.

При этом следует иметь в виду, что во многих случаях общественный контроль деятельности хозяйствующих субъектов затруднен, в силу того, что общественникам непросто на законных основаниях попасть на их территорию, отсутствия у них специальных знаний, а также необходимого контрольно–измерительного оборудования. Даже при наличии такого оборудования, для того, чтобы данные инструментального контроля можно было использовать, например, в суде, требуется отбор проб и проведение исследований только в аккредитованной лаборатории.

В связи с этим наиболее перспективными направлениями общественного экологического контроля являются:

– состояние природных объектов, природной среды (несанкционированные свалки; незаконные порубки зеленых насаждений; несанкционированные карьеры и пр.);

– состояние компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле);

– деятельность физических и юридических лиц по использованию и охране окружающей среды и природных ресурсов (мытье автомобилей на природных водоемах; рубка деревьев; складирование отходов в местах, не предназначенных для таких целей; сжигание мусора в населенных пунктах).

Следует отметить, что общественный экологический мониторинг и контроль не может рассматриваться как инструмент для изучения глобальных проблем. Причина этого носит практический характер, т.к. рычаги воздействия на глобальные процессы (кроме образовательных в широком смысле этого слова) в большинстве случаев находятся вне досягаемости конкретного сообщества, живущего в данной местности. Общественный мониторинг оказывается эффективным лишь тогда, когда люди думают глобально(или в границах региона в целом), но действуют локально. Характерным примером таких локальных объектов общественного мониторинга являются малые реки или другие объекты местного масштаба (относящиеся к локальному мониторингу).

Именно в отношении малых водных объектов местное население имеет достаточно рычагов, чтобы реально повлиять на принятие контрольных мер и этим способствовать улучшению их состояния.

Санэпидемнадзор и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, организуют наблюдения за качеством питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Они не располагают сведениями о качестве воды на выходе, у потребителя. При сегодняшнем состоянии разводящих сетей многие параметры, характеризующие состав питьевой воды у потребителя, определяются вторичным загрязнением в этих сетях (вызванным накоплением загрязнений в застойных зонах, отсутствием герметичности, коррозией водопроводов и т.п.) Подобные ситуации предоставляют широкое поле для организации результативного общественного мониторинга и контроля.

В таких случаях серьезную роль могут сыграть также наблюдения, организованные вузами, школами, детскими общественными организациями. Конечно, речь не идет о точных измерениях. Но приемы изучения сред, накапливающих вредные вещества, и методы биологического мониторинга (оценка запыленности, загрязненности снежного покрова, изменений в состоянии растительности, оценка состояния водоема) с успехом могут быть использованы.

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 991 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

1. Понятие и объекты
2. Экологический контроль

Экологический контроль показывает собой одну из основных функций государственного экологического управления. Его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды.

Исходя из задач экологического контроля, предусмотренных ФЗ «Об охране окружающей среды», можно определить его как совокупность государственных и общественных мероприятий по наблюдению за со-стоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной иной деятельности, проверке соблюдения экологических требований предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Объектами экологического контроля служат:

  • природная среда, ее состояние и изменения;
  • деятельность по исполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному применению природных ресурсов и охране мира вокруг нас;
  • соблюдение законодательства, правил и нормативов в области природопользования и охраны мира вокруг нас.

В процессе использования природоохранный применяются специализированные методы: контроль за состоянием мира вокруг нас; предоставление информации; диагностика выполнения экологических правил и норм; осуществление экологической экспертизы; сигнал и пресечение экологических правонарушений; принятие мер для возмещения экологического вреда, привлечения виновных лиц административной и уголовной ответственности и др.

Какие объекты негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) — объекты федерального экологического надзора, а какие ОНВОС относятся к объектам регионального экологического надзора?

Для начала: объекты, которые находятся в федеральном экологическом реестре — не могут попадать в проверку регионального экологического надзора. И наоборот…

Объекты, находящиеся в федеральном экологическом реестре сдают отчетность: отчет по ПЭК, технический отчет по отходам, декларацию о негативном воздействии на ОС в территориальный отдел Росприроднадзора.

Для отнесения своего предприятия по уровню надзора первое что надо сделать это открыть:

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

В соответствии с указанным Постановлением объект подлежит федеральному экологическому надзору, в случае если:

  1. Объект находится:

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

г) в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

д) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российской части (российского сектора) Каспийского моря.

2. Объект используется в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства.

3. Объект является:

а) объектом федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

б) объектом земельных отношений, в отношении которого осуществляется государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора;

в) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более;

г) морским портом;

д) объектом трубопроводного транспорта, предназначенным для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральный и межпромысловый трубопровод);

е) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта;

ж) пунктом хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктом хранения, хранилищем радиоактивных отходов, пунктом захоронения радиоактивных отходов.

4. Объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относится:

а) к объекту I категории;

б) к объекту II категории, на который выдано комплексное экологическое разрешение.

5. На объекте эксплуатируются:

а) ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

б) радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду.

6. На объекте осуществляется деятельность:

а) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 м и более;

б) по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения;

в) по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;

г) по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более;

д) по хранению пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью 50 тонн и более;

е) по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

ж) по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более;

з) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

7. На объекте осуществляется деятельность с использованием оборудования:

а) для графитизации или производства искусственного графита с проектной производительностью 24 тыс. тонн искусственного графита в год и более;

б) для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более;

в) для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

г) для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;

д) для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более.

Таким образом, если по одному или нескольким перечисленным критериям ваш ОНВОС соответствует, то он относится к объектам федерального экологического надзора.

Добавить комментарий