Объекты и субъекты права собственности

Понятие и содержание права собственности

Право собственности

Понятие и содержание права собственности
Собственность всегда есть отношение между собственником вещи и не собственниками, между теми, для кого вещь является своей, и теми, для кого она является чужой. Отношение собственника к вещи как к своей – отношение между собственником и всеми остальными лицами по поводу этой вещи.

Именно эта сторона собственности – отношение между собственником вещи и не собственниками – регулируется правом, именно это отношение оформляется как право собственности на вещь. Право собственника можно сформулировать как использование вещи своей волей и в своих интересах. Право собственности предполагает непосредственное обладание вещью, удержание ее в своей воле.

Гражданский кодекс содержит примерный перечень форм собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Наиболее последовательным является выделение двух основных форм собственности: частной и публичной. Частные собственники (граждане и их объединения) используют собственность в своих личных интересах, публичные собственники (государство, территориальные сообщества) используют имущество в общих интересах.

Частная собственность делится на: индивидуальную, общую, коллективную. В основе этих различий лежит способ владения имуществом. Публичная собственность тоже существует в трех видах: государственная, муниципальная и общая.

Содержание права собственности составляют три правомочия: владение пользование, распоряжение.

Владение – это фактическое обладание вещью, удержание ее в своей воле. Законное владение называется правом владения.

Пользование – использование потребительских свойств вещи, ее хозяйственного, культурного, бытового и т.д. назначения. Законное пользование вещью называется правом пользования.

Распоряжение – это определение юридической судьбы вещи, совершение сделок по ее отчуждению, изменению правового статуса. Законное распоряжение называется правом распоряжения.

Собственник может передавать свое право владения и пользования имуществом другому лицу, но передать в полном объеме другому лицу право распоряжения имуществом собственник не может (иначе лишится права собственности).

На собственнике лежит бремя содержания его имущества, он сам несет расходы на эти цели. На собственнике лежит риск случайной гибели вещи. На имущество собственника обращается взыскание по его долгам и обязательствам.

Субъекты и объекты права собственности
Субъектами права собственности могут выступать граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В собственности граждан может находиться любое имущество и в любых количествах. Закон делает исключение только для таких видов имущества, которые ни в каком случае не могут находиться в собственности граждан, например, участок континентального шельфа.

Граждане могут владеть имуществом индивидуально или на праве общей собственности (совместное владение). Общая собственность может быть долевой или совместной.

В долевой собственности каждый из ее владельцев имеет точно определенную долю, которая выражается в денежной форме или в частях от целого. Собственник может требовать выдела своей доли в натуре, или требовать денежную компенсацию. Собственник может продать свою долю, но в этом случае преимущество на покупку доли имеют остальные собственники. Собственники долевой собственности пользуются обычно только своей долей имущества.

Совладельцы совместной собственности сообща владеют и пользуются общим имуществом.

Общая собственность является совместной только в случаях, прямо указанных законом:

— общая собственность супругов;

— общая собственность крестьянского или фермерского хозяйства;

— совместная собственность членов семьи на приватизированную квартиру.

У супругов есть индивидуальная собственность и общая совместная собственность. К индивидуальной собственности супругов относится любое имущество, приобретенное до вступления в брак; имущество личного пользования, приобретенное в период состояния в браке; имущество личного или общего пользования, подаренное супругу или полученное им в наследство в период состояния в браке.

Но супруги могут заключить брачный договор, которым будет установлен другой правовой режим имущества.

Совместной собственностью супругов является:

— имущество общего пользования, приобретенное в период состояния в браке (мебель, посуда, дом и др.);

— имущество общего пользования, принадлежавшее одному из супругов до вступления в брак, в которое в период состояния в браке были вложены средства, значительно увеличивающие его стоимость;

— драгоценности и предметы роскоши, не подаренные и не полученные по наследству одним из супругов.

При разделе общей собственности супругов она по общему правилу делится на равные доли.

К совместной собственности крестьянского хозяйства относятся:

· земельный участок;

· насаждения;

· хозяйственные и другие постройки;

· мелиоративные и другие сооружения;

· продуктивный и рабочий скот, птица;

· сельскохозяйственная и другая техника и оборудование;

· транспортные средства;

· инвентарь и другое имущество.

Но все это должно быть приобретено на общие средства членов хозяйства. Общими являются также плоды, продукция и доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности.

Коммерческие и некоммерческие юридические лица являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов их учредителями, участниками, пайщиками, а также имущества, приобретенного в результате деятельности или по каким-то другим основаниям.

Собственность юридических лиц является коллективной частной собственностью. Это означает, что учредители, участники, пайщики не являются собственниками имущества юридического лица.

Круг объектов собственности юридических лиц не ограничен. Исключение составляют лишь те объекты, которые могут быть только собственностью государства. Владение, пользование и распоряжение имуществом юридического лица осуществляют его органы.

Круг собственности коммерческих юридических лиц неограничен. Круг объектов некоммерческих юридических лиц фактически ограничен целями и задачами их уставной деятельности.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация (федеральная собственность) и субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа (собственность субъекта РФ).

Среди субъектов права государственной собственности особый статус принадлежит вещам, которые являются исключительной собственностью государства. К ним относятся: ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РФ, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета; государственные банки, золотой запас, алмазный и валютный фонды, различные республиканские фонды – пенсионные, страховые и т.д. К объектам исключительной собственности государства можно отнести круг предприятий, не подлежащих приватизации – промышленность вооружений, атомную энергетику и т.д.

Право собственности на землю и другие природные ресурсы определено по методу исключения: если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, то являются государственной собственностью.

Государство осуществляет свое право собственности двумя способами:

— закрепляет имущество за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение;

— нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно–распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Муниципальной собственностью является имущество, которое принадлежит городским и сельским поселениям. Управление этим имуществом осуществляют органы местного самоуправления. Так же как и государство, муниципалитеты могут закрепить свое имущество за предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Так же как и государство, муниципальные образования имеют свою казну.

Государство и муниципальные образования могут закреплять свое имущество за теми или иными предприятиями либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, действуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Но его распорядительные функции ограничены: предприятие не имеет права совершать, какие бы то ни было сделки с закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия собственника. Кроме того, собственник решает вопросы о создании предприятия, является его единственным учредителем, определяет цели и задачи предприятия, решает вопросы его реорганизации и ликвидации; назначает руководителя предприятия; контролирует использование и сохранность предприятия. В настоящее время функции собственника от имени государства осуществляет Государственный комитет по имуществу.

Право оперативного управления также включает в себя передачу собственником предприятию или учреждению правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Наделяются правом оперативного управления казенные предприятия и учреждения. К ним относятся:

— предприятия, выпускающие продукцию, которую разрешено производить только на государственных предприятиях;

— предприятия, производящие продукцию, более 50% которой приобретает государство;

— предприятия, которые вообще не подлежат приватизации.

Но право распоряжения имуществом этими предприятиями резко ограниченно — казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только своей продукцией, если этого не запрещает закон.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 8) и ГК РФ (ст. 212) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица (за исключением унитарных предприятий и учреждений); государственной и муниципальной – соответственно Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Граждане вправе иметь в собственности имущество, состав, количество и стоимость которого не ограничиваются. Имущество может использоваться для потребительских и хозяйственных нужд, в том числе для занятия предпринимательской деятельностью.

В собственности граждан не может находиться лишь имущество, составляющее исключительную собственность государства, а также имущество, которое по соображениям общественной безопасности или в соответствии с международными договорами не может быть объектом права собственности граждан (наркотики, сильнодействующие яды, большинство видов вооружения и т.п.).

Юридические лица (кроме унитарных предприятий и учреждений) являются едиными и единственными собственниками принадлежащего им имущества, в том числе переданного в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками).

Учредители (участники) коммерческих организаций не приобретают права собственности на имущество созданного ими юридического лица. Они имеют право лишь на получение части прибыли от его деятельности и части имущества (или его стоимости), оставшегося после ликвидации организации и расчетов со всеми кредиторами.

Что касается некоммерческих юридических лиц, то их учредители не имеют никаких прав в отношении имущества организации (некоторые особенности предусмотрены в потребительском кооперативе). Некоммерческие организации, будучи частными собственниками принадлежащего им имущества, тем не менее ограничены в возможности его использования. Это связано со специальным характером их правоспособности.

Как и граждане, юридические лица могут иметь в собственности любое имущество (за исключением изъятого из оборота), а также обязательственные и исключительные права (право на товарный знак, знак обслуживания, место происхождения товара). Имущество юридического лица отражается на его балансе, данные которого позволяют судить о реальном имущественном положении организации.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

В собственности государственных образований может находиться любое имущество. В законодательстве содержится презумпция о том, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Находящееся в государственной и муниципальной собственности имущество подразделяется на две части: имущество, которым публично-правовое образование обладает непосредственно (нераспределенное имущество) и имущество, закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (распределенное имущество).

К нераспределенному имуществу относится прежде всего казна публично-правового образования, которая формируется за счет бюджетных средств и средств внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.). Казна включает в себя также золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество, находящееся в государственном резерве. Этим имуществом государственные и муниципальные образования непосредственно участвуют в имущественном обороте, распоряжаются по своему усмотрению и отвечают по своим долгам.

Распределенным имуществом публичные образования не распоряжаются непосредственно и не несут ответственности по своим обязательствам. Это имущество закрепляется за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют особую разновидность ограниченных вещных прав. Эти права могут принадлежать исключительно юридическим лицам и устанавливаются в целях хозяйственного и иного использования ими имущества собственника.

Субъектами права хозяйственного ведения являются унитарные государственные и муниципальные предприятия (за исключением казенных предприятий), субъектами права оперативного управления – финансируемые собственником учреждения и казенные предприятия. Содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления заключается в возможности соответствующих субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом. В ГК РФ и Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлен исчерпывающий перечень правомочий собственника в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Субъекты права государственной собственности. Для права государственной собственности характерна множественность субъектов и двухуровневый характер. В соответствии со ст. 214 ГК государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Таким образом, здесь субъектом собственности является Российская Федерация как единое государство. Кроме того, из содержания ст. 214 ГК следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Федерации), также является государственной собственностью.

Таким образом, наряду с Российской Федерацией субъектами права государственной собственности являются субъекты Федерации (государственные образования). При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта Федерации), тесно связанную, но не совпадающую с гражданским обществом.

Согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»: «Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”».

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации” и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1″.

Множественность субъектов права государственной собственности обусловлена расширением прав субъектов Федерации. Многоуровневый характер государственной собственности получил закрепление в Конституции РФ. Так, в п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в котором формулируются предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предусмотрено «разграничение государственной собственности». Указанная статья Конституции РФ предполагает возможность нахождения в совместном ведении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Право федеральной собственности и право государственной собственности субъектов Федерации считаются самостоятельными правами. Вместе с тем в условиях федеративного государства названные права следует рассматривать как составные части единой федеративной системы государственной собственности страны. Управление объектами государственной собственности и осуществление правомочий собственника государственного имущества осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которых можно разбить на две группы. В первую группу субъектов входят органы государственной власти Российской Федерации либо субъектов Федерации, которые осуществляют в рамках предоставленной компетенции правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные органы, юридические лица и граждане. Это допускается только в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации, по их специальному поручению и от их имени (п. 3 ст. 125, ст. 124 ГК).

Среди государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, особое место занимает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), учрежденное указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.

Основными функциями данного агентства в соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» являются:

а) проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
б) осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
в) разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Федерации и собственность муниципальных образований;
г) осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
д) защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
е) осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Министерства финансов РФ и подчиняется министру финансов. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируется Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 7031. Свою деятельность Федеральное казначейство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Совместное ведение в отношении указанных объектов предполагает прежде всего решение вопросов об отнесении их к федеральной собственности либо к собственности субъектов Федерации. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты выступают самостоятельно в гражданском обороте и не отвечают по обязательствам друг друга (п. 5 ст. 126 ГК).

Гражданский кодекс предусматривает, что от имени Российской Федерации и ее субъектов приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

Объекты права государственной собственности. Объектами права государственной собственности может быть любое движимое и недвижимое имущество, в том числе такое имущество, которое не может входить в круг объектов права частной собственности. Круг объектов, находящихся исключительно в собственности государства, определен законом. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные банки; оборонное производство; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь. Круг объектов, находящихся в собственности субъектов Федерации, предполагает определенные ограничения.

Верховный Совет РФ 27 декабря 1991 г. принял постановление № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и независимо от их ведомственной подчиненности относятся объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 к постановлению, которые по своему функциональному назначению делятся на следующие пять групп:

  1. объекты, составляющие основу национального богатства страны, в том числе ресурсы континентального шельфа, морской экономической зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты; объекты историко-культурного наследия, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;
  2. объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, в том числе государственная казна Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды; имущество Вооруженных Сил; государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение; предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев МВД России;
  3. объекты оборонного производства;
  4. объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;
  5. прочие объекты, к которым относятся предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Этим же постановлением в приложении № 2 определен круг объектов, который может быть передан субъектам Федерации, а именно объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК). В соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации”» собственность субъекта Федерации определяется следующим образом.

Во-первых, в собственности субъекта Федерации может находиться:

  • имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения;
  • имущество, необходимое для организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также для осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации;
  • имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Федерации, работников государственных унитарных предприятий и учреждений субъекта Федерации в соответствии с его законами.

Во-вторых, для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в собственности субъекта Федерации могут находиться различные объекты, в том числе:

  • имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Федерации и государственных учреждений субъекта Федерации;
  • имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
  • имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;
  • автомобильные дороги общего пользования регионального значения, включая имущество, необходимое для их обслуживания;
  • служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Федерации, работников государственных учреждений субъекта Федерации.

Существенное место среди объектов права государственной собственности занимают земельные участки и другие объекты недвижимости. Согласно п. 2 ст. 214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю конкретно определены земельные участки, которые могут относиться соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. Распоряжение этими земельными участками в силу п. 10 ст. 3 указанного Федерального закона осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Перечень недвижимых вещей содержится в п. 1 ст. 130 ГК. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления (ст. 294, 296 ГК).

Имущество унитарного предприятия согласно ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, доходов унитарного предприятия от его деятельности, а также иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Ст. 213 ГК РФ устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ:

  • права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками

  1. имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также
  2. имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Понятие, субъекты и объекты права частной собственности

Право частной собственности является основной правовой формой наделения граждан и юридических лиц материальными благами для удовлетворения их потребностей в современных условиях.

Право собственности может быть рассмотрено в объективном и субъективном смысле.

Право собственности (в объективном смысле)

Право собственности (в объективном смысле):

  1. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу присвоения и принадлежности материальных благ определенному лицу или лицам, осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения вещью своей волей и в своем интересе, независимо от других лиц.
  2. Иначе, как юридический институт, совокупность правовых норм, значительная часть кото­рых, имея гражданско-правовую природу, входит в подотрасль вещ­ного права.

Право собственности (в субъективном смысле)

Право собственности (в субъективном смысле) — возможность определенного поведения, дозволен­ного законом управомоченному лицу. С этой точки зрения оно пред­ставляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, ко­торое дает возможность своему обладателю — собственнику и только ему определять характер и направления использования принадлежа­щих ему вещей, осуществляя над ними полное хозяйственное господ­ство и устраняя или допуская других лиц к их использованию.

Таким образом, можно сказать, что право собственности как субъ­ективное гражданское право есть закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бре­мя и риск его содержания.

Ни Конституция РФ (ст. 35), ни ГК РФ термин «право частной собственности» не используют, а закрепляют систему правовых норм, направленных на обеспечение владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в частной собственности граждан и юридических лиц. При этом гражданское право ставит целью решение трех основных задач:

  1. обеспечение гарантии свободного удовлетворения возникающих потребностей лиц за счет принадлежащего им на праве частной собственности имущества;
  2. установление бремени содержания объектов права частной собственности;
  3. определение пределов осуществления права частной собственности с целью исключения случаев причинения вреда третьим лицам.

Субъекты права частной собственности:

  1. граждане:
    • право частной собственности гражданина-предпринимателя;
    • право частной собственности гражданина, не являющегося предпринимателем.
  2. юридические лица.

Объекты права частной собственности

В состав имущества граждан и юридических лиц может входить как движимое, так и недвижимое имущество в виде материальных вещей. Соответственно, право частной собственности граждан и юридических лиц включает права на следующие объекты:

  • на земельные участки;
  • на жилые помещения;
  • на имущество, ограниченное в обороте;
  • на домашних животных и т.п.

По общему правилу в качестве объектов права частной собственности выступает любое имущество в неограниченном количестве и независимо от стоимости. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законом в отношении отдельных видов имущества (п. 2 ст. 213 ГК).

Общий и специальный правовые режимы объектов права

Виды правового режима объектов права частной собственности:

  1. Общий — одинаковые для всех субъектов права собственности правила, не предполагающие каких-либо особых ограничений. В частности, не допускаются действия лица, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
  2. Специальный — это система правовых норм, предусматривающая выполнение субъектами права собственности определенных правил при осуществлении своих прав.

Специальный режим права собственности распространяется на следующие виды имущества:

  • недвижимое имущество (необходима регистрация прав, уплата налога, соблюдение конкретных нормативно закрепленных правил приобретения, пользования и т. п.);
  • транспортные средства, оружие, сильнодействующие яды и другие движимые вещи, оборотоспособность которых ограничена законом (предусмотрены особые правила регистрации, учета, хранения; запрещение передавать кому-либо без надлежащего разрешения; соблюдение особых мер безопасности);
  • продуктивный и рабочий скот, домашние животные (необходимо соблюдение ветеринарных и санитарных правил их содержания и т. п.);
  • ценные бумаги (установлены особые правила их выпуска, обращения).

В состав имущества граждан может входить как движимое, так и недвижимое имущество в виде материальных вещей, причем право собственности на большую часть недвижимого имущества переходит к субъектам права только после его государственной регистрации, имеющей правообразующее значение. Изъятием из этого правила является возникновение права собственности у граждан, имеющих паенакопление в потребительском кооперативе и полностью внесших свой паевой взнос (п. 4 ст. 218 ГК). Государственная регистрация названных объектов имеет правоподтверждающий характер.

К недвижимому имуществу, наряду с такими традиционными объектами права частной собственности, как земельные участки, жилые дома, квартиры и т.п., отнесены объекты, которые ранее не могли входить в его состав: имущественные комплексы, земельные участки, участки леса, не входящие в состав земель лесного фонда и т.д. Сфера использования объектов права частной собственности в современных условиях имеет не только потребительский, но и производственный (предпринимательский) характер.

Значение субъективного права собственности

Субъективное право собственности наделяет лицо правомочиями:

  1. самостоятельно осуществлять на началах исключительного права законные правомочия в отношении имущества, а также
  2. требовать от всех других лиц соблюдать права собственника, воздерживаться от каких бы то ни было их нарушений.

Содержание права частной собственности

Содержание субъективного права собственности граждан реализуется через совокупность субъективных правомочий собственника, каждое из которых имеет специфические черты и определенную самостоятельность и которые в полном объеме могут быть реализованы только самим собственником.

В ст. 209 ГК правомочия собственника раскрываются с помо­щью традиционной для русского гражданского права «триады» право­мочий:

  1. владения;
  2. пользования;
  3. распоряжения.

Правомочие владения — основанная на законе (т.е. юридически обеспеченная) возможность фактически иметь у себя данное иму­щество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.).

Правомочие пользования представ­ляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяй­ственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомо­чием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться иму­ществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судь­бы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, унич­тожение и т.д.) (О распоряжении имуществом см. также размышления Р. Бевзенко).

Главное, что характеризует правомочия собст­венника в российском гражданском праве, — это возможность осуще­ствлять их по своему усмотрению (п. 2 ст. 209 ГК), т.е. самому решать, что делать с принадлежащим имуществом, руководствуясь исключи­тельно собственными интересами, совершая в отношении этого иму­щества любые действия, не противоречащие, однако, закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и законных интересов других лиц. В этом-то и состоит существо юридической власти собственника над своей вещью.

Подробнее

Однако содержание самих правомочий гражданина-собственника может быть различным в зависимости от многих факторов. Например, такие объекты права собственности, как жилые помещения (ст. 17 ЖК) и земельные участки (ст. 73 ЗК), могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Неодинаковыми будут правомочия гражданина и в отношении жилого помещения, в зависимости от того, используется ли оно для собственного проживания или для предоставления по договору коммерческого найма.

Законом и иными правовыми актами могут устанавливаться ограничения права собственности при осуществлении собственником правомочий в отношении имущества. Так, законом ограничиваются права дарителя на осуществление дарения имущества (за исключением обычных подарков) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными (ст. 535 ГК). Эта мера направлена на предотвращение возможных злоупотреблений в отношении социально незащищенной категории лиц.

Кроме названных выше правомочий собственник может совершать с вещами и иные действия, которые могут сопровождаться переходом отдельных правомочий к другим лицам. Например, собственник может передать свое имущество в доверительное управление или в залог. В подобных случаях правомочия собственника и права лиц, которые могут осуществлять те или иные действия в отношении имущества, определяются законом или договором.

Отсутствие у собственника возможности фактического воздействия на вещь не устраняет сохранения юридической власти собственника над ней. Собственник может требовать устранения нарушений в отношении имущества, в том числе потребовать его возврата.

Добавить комментарий