Объекты и субъекты прокурорского надзора

4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора

Предметом прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением требований, предписанных законами.

Следование Конституции РФ и исполнение требований законов является обязательным для всех тех физических и юридических лиц, на которых данные законы распространяются.

Таким образом, предмет прокурорского надзора – это соблюдение Конституции РФ и следование законам со стороны физических (должностных) и юридических лиц.

В ФЗ «О прокуратуре РФ» дается перечень этих лиц. Там же указано исключение: исполнение законов высшими органами исполнительной и представительной власти РФ не входит в предмет прокурорского надзора. Есть и другое ограничение: предмет прокурорского надзора ограничен в части исполнения законов органами суда.

Понятия «субъект ПН» и «объект ПН» значительно различаются по содержанию, но тесно связаны друг с другом. Субъект прокурорского надзора – участник прокурорско-надзорной деятельности, а точнее – прокурор (и в широком, и в узком значении этого понятия), который осущест вляет проверку исполнения законов физическим или юридическим лицом (объектом надзора).

Объект прокурорского надзора – организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, в которых прокурор осуществляет проверку исполнения законов. Например, объектом прокурорского надзора может быть орган местного самоуправления, орган законодательной или исполнительной власти субъекта федерации, федеральное министерство и т. д.

На практике в процесс прокурорского надзора может быть одновременно вовлечено несколько субъектов и объектов: например, несколько прокуроров могут одновременно проверять соблюдение законов в различных подразделениях одного учреждения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Предметом надзора в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре РФ являются:

  • • соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • • соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Если с перечнем органов местного самоуправления и контроля проблем не возникает, то с различными коммерческими и некоммерческими организациями дело обстоит иначе: организации, общества, предприятия регистрируются, реорганизуются, прекращают свою деятельность, поэтому прокуратуре необходимо ежемесячно обновлять банк данных. Делается это путем истребования интересующих сведений от администрации органов местного самоуправления, регистрирующих и налоговых органов, банковских и других имеющих необходимую информацию структур.

Надзор охватывает не только соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ, изданных в соответствии с разграничением предметов ведения, в том числе конституций (уставов) субъектов РФ, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству.

Понятие исполнения законов довольно широкое. Наряду с собственно исполнением законов, представляющим собой активную деятельность по осуществлению предписаний закона, оно охватывает также и все иные формы реализации права. В том числе и соблюдение законов, которое обычно практикуется как следование запретам, установленным законом.

Предметом надзора может быть и действие по исполнению закона, и бездействие.

Исполнение законов может выражаться в принятии правовых актов. Правовые акты в результате своей деятельности издают органы государственной власти и управления, должностные лица предприятий, учреждений и организаций. Они могут быть нормативными правовыми актами, когда порождают, изменяют или прекращают правоотношения, или индивидуальными правовыми актами, когда они порождают, изменяют или прекращают правоотношения между субъектами права.

В зависимости от содержания правового акта документы подразделяются на нормативные акты (конституция, законы, подзаконные акты); правоприменительные акты (документы, содержащие индивидуальные властные предписания с одноразовым применением), разъяснительные акты (разъясняющие смысл юридических норм, как, например, постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ); акты договорного права и акты реализации нрав и обязанностей.

Основным определяющим фактором качества правового акта является его юридическая сила. Это самый четкий определитель места правового акта в иерархической лестнице законодательной системы. Юридическая сила правовых актов выражается:

  • 1) в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции РФ;
  • 2) строгом соответствии установленной Конституцией РФ и законом официальной классификации;
  • 3) признании обязательности соподчиненности между видами актов (конституция – закон – указ – постановление – распоряжение – приказ и т.д.);
  • 4) установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в государственной системе;
  • 5) определении оснований и рамок принятия того или иного правового акта, его основного содержания;
  • 6) признании правового акта, нарушающим законность и теряющим юридическую силу. Для этого существует набор специальных средств: приостановление, оспаривание, признание акта недействительным, отмена, признание утратившим юридическую силу самого акта.

Несоответствие правовых актов действующему законодательству может выражаться в следующих формах:

  • 1) отсутствие фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания правового акта;
  • 2) издание правового акта во исполнение отмененного или утратившего силу закона;
  • 3) произвольное толкование положений закона, обусловившее принятие противоречащего ему правового акта;
  • 4) умышленное искажение смысла закона в изданном правовом акте;
  • 5) неправильный выбор закона, положенный в основу решения представленных в правовом акте вопросов;
  • 6) несоблюдение правил, сроков, формы и процедуры издания правовых актов.

При определении пределов прокурорского надзора следует иметь в виду, что при осуществлении прокурорского надзора недопустимо вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта. Органы прокуратуры не должны подменять в своей деятельности органы ведомственного и судебного контроля.

Поднадзорные объекты

  • 1. Министерства и ведомства. Непосредственно надзор за ними осуществляет Генеральная прокуратура РФ. Министерства и ведомства организуют и направляют работу в своих структурных подразделениях на местах, где прокурорский надзор осуществляют нижестоящие прокуроры.
  • 2. Представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.
  • 3. Органы местного самоуправления.
  • 4. Органы военного управления, органы контроля, их должностные лица.
  • 5. Субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
  • 6. Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Следует обратить внимание на то, что на федеральном уровне прокурорский надзор распространяется лишь на министерства и ведомства. Поднадзорными объектами не являются Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание.

Прокуратура не оценивает законность указов Президента РФ. В случае несоответствия действующему законодательству постановлений Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре РФ).

Задачами прокурорской проверки являются установление фактов нарушений законов, их правовая оценка, выявление лиц, ответственных за нарушение закона, определение характера и размера причиненного вреда, установление причин и условий возникновения нарушения закона.

1. Прокурорский надзор: определение

Прокурорский надзор – 1) самостоятельная правовая учебная дисциплина, в рамках которой изучается а) законодательство о прокурорском надзоре; б) теория и практика деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов. 2) самостоятельный вид государственной деятельности, направленный на решение задач укрепления законности и правопорядка в РФ, реализацию основных принципов социальной справедливости. ПН стоит в ряду наиболее надежных гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан.

ПН как учебная дисциплина включает изучение 1) основных принципов организации прокуратуры и ее деятельности; 2) основных задач, направленных на укрепление законности и правопорядка; 3) особенностей взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, общественными организациями и общественностью в целом. В этой дисциплине изучаются задачи и полномочия прокуроров, процессуальные акты реагирования прокуроров на нарушения законов.

У прокурорского надзора как учебной дисциплины существуют непосредственные и тесные связи с рядом других дисциплин. В рамках уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданского процессуального, административного, семейного права раскрываются роль и значение ПН за исполнением правовых норм. Наиболее тесно с ПН соотносятся такие дисциплины, как гражданский и уголовный процесс, административное, трудовое право. Также ПН находит место в изучении криминалистики.

ПН как самостоятельный вид государственной деятельности осуществляется от имени государства – Российской Федерации; эту деятельность не могут осуществлять никакие иные государственные, общественные или другие органы, учреждения, организации и т. д. Содержание этой специфической деятельности: проверка точности соблюдения конституционных норм, исполнения требований законов, соответствия закону различных правовых актов. Также к ПН относится принятие мер по устранению обнаруженных правонарушений, для чего прокуратура обладает рядом средств, предоставленных ей исключительно.

2. Прокурор и его деятельность

Прокурор как обобщающее понятие – физическое лицо, которое постоянно или временно состоит на службе в органах прокуратуры. Принятие на работу определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», должностные обязанности, исполняемые прокурором, регулируются тем же законом, а также приказами вышестоящего прокурора.

Прокурор в узком смысле – руководители прокуратур различного ранга: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, города, района, специализированной прокуратуры. В широком смысле – помимо вышеперечисленных заместители, советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ, а также помощники и заместители нижестоящих прокуроров, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в рамках своей компетенции.

В штат прокуратуры входят также прокурорские работники: сотрудники учреждений и органов прокуратуры, обладающие классным чином; в учреждениях военной прокуратуры – воинским званием. К прокурорским работникам относятся научные и педагогические работники учреждений прокуратуры, некоторые иные работники системы прокуратуры. Основное содержание деятельности прокурора: осуществление проверок на предмет точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, которые действуют на территории Российской Федерации. Выявляя в ходе проверок факты правонарушений, прокурор принимает меры по их устранению. Акт прокурорского реагирования – решение прокурора, закрепленное в соответствующем документе, посредством которого он реагирует на обнаруженные им в ходе осуществления надзора нарушения законности. В арсенале прокурора имеется целый ряд правовых средств для такого реагирования. Например, при выявлении правового акта, несоответствующего закону, прокурор составляет протест, в котором обосновывает незаконность акта и изъявляет требование о полной или частичной его отмене.

3. Требования нравственно-этического и профессионального порядка в деятельности прокуроров и следователей

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» включает требования профессионального и нравственно-этического характера, относящиеся к назначаемым на должность прокурора лицам.

Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу, введенную ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 404):

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

✓ свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

✓ непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

✓ активно защищать интересы личности, общества и государства;

✓ чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

✓ строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

✓ постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».

Далее в законе указывается, что порядок принятия присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» уделяет также особое внимание вопросу профессионального мастерства и повышения квалификации работников прокуратуры. В ст. 434 указано:

«2. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров и следователей. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора или следователя занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе».

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

Полномочия прокурора – это права и обязанности прокурора, необходимые для реализации им предписанных ему надзорных функций; основной ряд прокурорских полномочий регламентирован ФЗ «О прокуратуре РФ». Разные направления надзора требуют различных по содержанию и объему прокурорских полномочий. Например:

Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов и законностью издаваемых актов, уполномочен законом требовать от должностных лиц предоставления необходимых ему для проверки материалов, документов, данных статистики и т. п. Прокурор, надзирающий за законностью деятельности следственного аппарата и органов, производящих дознание, органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, имеет полномочие отменять незаконные решения данных органов, и т. д.

Прокурорские полномочия регламентируются не только ФЗ «О прокуратуре РФ»; ряд полномочий определен в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве РФ, а также в некоторых иных федеральных законах.

Осуществляя прокурорский надзор, прокурор реализует различные действия – как регламентированные законом, так и не регулируемые им (например: анализ данных, беседы, получение различного рода информации из СМИ, проведение каких-то организационных мероприятий и т. п.). Помимо непосредственно осуществления надзора прокурор исполняет и другие функции.

Правовые средства – это только те полномочия прокурора, которые предписаны ему для осуществления надзора ФЗ «О прокуратуре РФ» (и иными федеральными законами). Полномочия, являющиеся правовыми средствами, обладают процессуально значимым характером.

Содержательно правовые средства можно классифицировать на две группы: 1) средства выявления нарушений закона; 2) средства предупреждения и устранения нарушений закона.

Суть прокурорского надзора – использование прокурором предоставленных ему законом правовых средств для выявления, предупреждения и устранения правонарушений.

6. Методика и тактика прокурорского надзора

Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.

Законодательство регламентирует правовые средства надзора, но, разумеется, не содержит конкретных указаний о том, какие именно из этих средств и каким образом следует применять прокурору в каждом отдельном случае для обнаружения и устранения нарушений законов. Подобные конкретные рекомендации формулируются в ходе практического осуществления прокурорского надзора и научной работы.

Те способы действия, которые оказались наиболее эффективными на практике и были обобщены и обоснованы научно, в дальнейшем получают закрепление в указаниях и приказах Генерального прокурора РФ, вносятся в методические разработки, пособия, методические письма и рекомендации, выпускаемые органами прокуратуры.

Выделяют общую и частную методику прокурорского надзора. Методические рекомендации могут быть обобщенными – определять в целом методы осуществления надзора и поддержания его эффективности, – или же иметь более конкретный, частный характер, описывая методику осуществления надзора в сфере исполнения конкретных видов законов. Тактика прокурорского надзора – совокупность наиболее оптимальных способов и приемов использования конкретных правовых средств, выработанная теорией и практикой прокурорского надзора для решения его задач при учете конкретных обстоятельств и условий. Решая задачи выявления, предупреждения и устранения правонарушений, прокурор не просто применяет правовые средства: он выбирает наиболее адекватные из них для каждой конкретной ситуации, и кроме того, любое правовое средство можно использовать разными методами, способами. Выбор тех или иных приемов и методов использования правового средства зависит от особенностей объекта прокурорского надзора, сущности правонарушения, опыта и предпочтений прокурора и множества иных условий и характеристик ситуации.

7. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора

Будучи специфическим видом государственной деятельности, прокурорский надзор характеризуется единством целей (выявление, предупреждение и устранение правонарушений), системы прокуратуры и правовой базы ее деятельности. Но при осуществлении единого прокурорского надзора в разных направлениях есть существенные различия. Есть свои особенности в различных сферах законодательства, за которым производится надзор, различаются субъекты, исполняющие это законодательство. Следовательно, отличны и полномочия прокуроров, осуществляющих надзор в разных направлениях.

Принято выделять следующие направления (отрасли) единого прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

5. Участие прокуроров в судебном рассмотрении дел.

Это основные направления прокурорского надзора, но прокуроры имеют и ряд других функций:

– участвуют в правотворческой деятельности;

– координируют деятельность органов правоохраны по борьбе с преступностью;

– рассматривают и разрешают обращения граждан (жалобы, заявления и др.), поступающие в органы прокуратуры;

– участвуют в работе по профилактике правонарушений.

Наиболее важные задачи, которые решаются путем осуществления прокурорами вышеперечисленных функций, таковы:

1. Защита охраняемых законом государственных и общественных интересов.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Защита охраняемых законом интересов и прав организаций, предприятий, прочих юридических лиц.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в соответствии с Законом о прокуратуре включает:

  1. соблюдение Конституции РФ;
  2. исполнение законов, действующих на территории РФ;
  3. соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Определяя предмет прокурорского надзора, Закон о прокуратуре называет только соблюдение Конституции РФ. Однако на территории субъекта РФ действуют конституции и уставы субъектов РФ, имеющие высшую юридическую силу, распространяемую на территорию субъекта РФ. Это обстоятельство обусловливает возможность включения в предмет прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдение конституций и уставов субъектов РФ.

Объекты прокурорского надзора:

  1. федеральные министерства (Министерство юстиции РФ, Министерство образования и др.);
  2. государственные комитеты;
  3. федеральные службы (Федеральная таможенная служба, Служба внешней разведки);
  4. иные федеральные органы исполнительной власти (Управление делами Президента РФ и др.);
  5. представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (думы, законодательные собрания и др.);
  6. исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (администрация, правительство и др.);
  7. органы местного самоуправления(муниципалитеты, управы);
  8. органы военного управления (Министерство обороны и его структурные подразделений и др.);
  9. органы контроля (органы вневедомственного контроля – контрольно-ревизионное управление – в системе Министерства финансов и др.);
  10. их должностные лица;
  11. органы управления (совет директоров, правление, совет учредителей и др.) и руководители (лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) коммерческих и некоммерческих организаций.

Перечень поднадзорных объектов является исчерпывающим. Граждане в настоящее время не входят в их число. Однако требование исполнения законов предъявляется также и к гражданам, поэтому в случае совершения ими правонарушений или во взаимосвязи с деятельностью поднадзорных объектов они могут входить в поле надзорной деятельности прокуратуры.

Пределы прокурорского надзора определяют границы его осуществления и обеспечивают единство надзорной деятельности.

Согласно Закону о прокуратуре прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных правовых актов объектами надзора не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы, а прокуроры не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер.

Кушнир И.В. Прокурорский надзор. 2010

Добавить комментарий