Объекты и субъекты учета природных ресурсов РБ

Государственный кадастровый учет природных ресурсов (лесных участков, недр, водных объектов и пр.) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости. Кадастры природных ресурсов входят в Единый кадастр недвижимости как подсистемы и называются реестрами.

В государственных кадастрах природных ресурсов содержится следующая информация об объекте учета:

  • — вид ресурса;
  • — кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
  • — территория размещения ресурса;
  • — сведения о вещных правах на ресурс и их ограничениях;
  • — экологические характеристики объекта;
  • — экологические ограничения хозяйственной деятельности на территории ресурса;
  • — качественные характеристики природного ресурса;
  • — количественные характеристики природного ресурса;
  • — данные экономической оценки природного ресурса;
  • — результаты прогноза состояния природных ресурсов.

Кадастр представляет свод систематизированных данных о природных ресурсах и объектах с учетом их территориального расположения и наличия сведений о владельце или пользователе природных ресурсов. Данный кадастр формируется в соответствии с данными, внесенными как в земельный кадастр, так и в реестр собственности на недвижимое имущество, в котором содержится информация о регистрации права на конкретный природный ресурс (недра, поверхностные водные объекты, лесные ресурсы

И Т.Д.).

Исторический экскурс

В России кадастровый учет земель в XVI в. проводился на основе Писцового наказа еще в 1622 г. Сведения о землях вносились в Писцовую книгу.

Земли делились на четыре категории:

  • 1) добрые;
  • 2) средние;
  • 3) худые;
  • 4) очень худые.

Окладными единицами, на основе которых происходила оценка земли, были соха, обта, выть, сошка.

Основными сведениями, вносимыми в Писцовую книгу, являлись данные:

  • — о купле-продаже земли;
  • — наследовании земельных участков;
  • — об обмене земельными участками;
  • — оценке земли и размеры налогообложения.

Записи, внесенные в Писцовые книги, являлись доказательством нрава на землю и обладали характером земельной регистрации.

Объектом кадастрового учета является комплекс природных ресурсов, образующих природно-ресурсный потенциал территории.

Субъектом кадастрового учета является собственник природного ресурса (объекта).

Для каждого вида ресурса существуют классификационные единицы, на основе которых осуществляется их учет. На территории Российской Федерации действует единый кадастр недвижимости, который, по сути, является государственным информационным ресурсом.

На рис. 3.3 представлены основные виды природных ресурсов, включенных в кадастр.

Особое место в кадастре недвижимости отводится земельному кадастру, содержащему информацию об объектах кадастрового учета в связи с территориальным делением.

Государственный лесной кадастр содержит данные о правовом режиме использования лесов, экономическую оценку лесных ресурсов, количественные и качественные показатели по лесным ресурсам. Ведение лесного кадастра осуществляется Рослесхозом и его территориальными организациями.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых содержит документированные сведения о запасах месторождений, количественном и качественном составе полезных ископаемых, условиях разработки месторождений, данные о сервитутах, связанных с допуском к разработке месторождений.

Государственный водный кадастр содержит данные о количественных и качественных характеристиках водных объектов, данные о водопользователях на основании информации о зарегистрированных в реестре договорах водопользования, данные о зарегистрированных решениях, предоставлении водных объектов в пользование, информацию о переходе прав по водным объектам и прекращении права пользования объектом.

Государственный кадастр особо охраняемых территорий — это сис гема- тизированный свод данных о правовом статусе особо охраняемых территорий, режимах использования, назначении и ценности территории.

Государственный кадастр животного мира содержит данные о популяциях животных, видах, территориальном нахождении различных видов животных, информацию о нормах отлова.

В основе ведения государственного кадастра недвижимости заложены следующие принципы:

  • 1) единство технологий;
  • 2) общедоступность;
  • 3) своевременная актуализация сведений;
  • 4) сопоставимость с другими государственными информационными ресурсами;
  • 5) постоянное хранение документации.

Кадастровый учет различных природных ресурсов, осуществляемый органами государственной власти, представлен в табл. 3.1.

При организации ведения кадастрового учета природных ресурсов осуществлено деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, которые разделены на кадастровые районы, которые, в свою очередь, разделены на кадастровые кварталы.

Соответственно, кадастровые округа, районы и кадастровые кварталы являются единицами кадастрового деления и отражают уровень кадастрового деления.

Рис. 3.3. Сводный кадастр природных ресурсов

Таблица 3.1

Органы исполнительной власти, осуществляющие кадастровый учет

природных ресурсов

Орган исполнительной власти, осуществля ющи й ведение государственного кадастрового учета

Государственный кадастр (реестр)

Природный

ресурс/объекг

Росреестр

Государственный кадастр недвижимости

Земельные участки

Минприроды России

Государственный кадастр ООПТ

Особо охраняемые территории

Роснедра

Сводный государственный реестр участков недр и лицензий

Недра и подземные воды

Росводресурсы

Государственный водный реестр

Поверхностные водоемы

Минприроды России

Государствен 11 ы й охотхозяй- ственный реестр

Животные ресурсы

Рослесхоз

Государственный лесной реестр

Лесные участки

Росприроднадзор

Красная книга

Редкие и исчезающие виды животных и растений

Требования, предъявляемые к кадастровому делению:

  • 1) единицы кадастрового деления (округ, район, квартал) должны покрывать территории данных уровней кадастрового деления без наложения и разрывов;
  • 2) если границам кадастрового округа (района, квартала) соответствует порядковый номер «О», то они представляют собой замкнутый контур;
  • 3) одним замкнутым контуром являются кадастровые кварталы, исключающие кадастровые кварталы с порядковым номером «О»;
  • 4) если часть границы кадастрового деления является одновременно общей для округа, района и квартала, то тогда будет иметь место одинаковое описание местоположения соответствующих данной части координат для данных кадастровых единиц;
  • 5) в случае прекращения существования единицы кадастрового деления присвоенный ей кадастровый номер повторно не используется.

На рис. 3.4 представлена схема кадастрового деления, применяемая в Российской Федерации.

Рис. 3.4. Структура кадастрового деления

Каждой кадастровой единице присваивается учетный номер (уникальный) и наименование. Кадастровым кварталам в процессе деления присваиваются кадастровые номера, которые записываются через двоеточие («:>>) и включают номер кадастрового района в кадастровом округе и номер кадастрового квартала в кадастровом районе.

На рис. 3.5 представлена схема, отражающая процесс присвоения номеров.

Учетные номера содержат десятичные числа и записываются арабскими цифрами.

Если необходимо присвоить кадастровый номер объекту недвижимости, который находится на территории двух или более кадастровых округов, то необходимо создать кадастровый округ с номером «О» и наименованием «Общероссийский». Границы данного кадастрового округа совпадают с Государственной границей Российской Федерации. Далее в этом кадастровом округе создается один кадастровый район, которому присваивается номер «О : 0» и наименованием «Условный» и в данном кадастровом округе будет один кадастровый квартал, которому присваивается номер «0:0: 0», а границы совпадают с границами кадастрового округа с наименованием «Общероссийский».

Рис. 35. Схема присвоения уникального учетного номера и наименования

Примечание. ЛГ™ — порядковый номер КР в КО. В учетных порядковых номерах единиц кадастрового деления количество знаков не ограничивается

Если объект недвижимости расположен на территории нескольких кадастровых районов соответствующего кадастрового округа, то в каждом кадастровом округе следует создать один кадастровый район с присвоением порядкового номера «0» и наименованием «Условный». В данном кадастровом районе будет один кадастровый квартал (порядковый номером «0»), границы которого будут соответствовать границам кадастрового округа.

Объектам недвижимости, расположенным на территории двух или более кадастровых кварталов кадастрового района, следует присваивать кадастровый номер путем создания в каждом кадастровом районе одного кадастрового квартала (порядковый номер «0») и границами, соответствующими границам кадастрового района.

Существуют следующие требования для осуществления кадастрового деления.

При кадастровом делении необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • 1) единицы различных уровней кадастрового деления (округ, район, квартал) должны покрывать соответствующую данному уровню территорию (граница Российской Федерации, округа, района) без наложений и разрывов;
  • 2) границы различных уровней кадастрового деления представляют собой замкнутый контур;
  • 3) части границ различных уровней кадастрового деления, которые являются общими для них, должны иметь одинаковое описание границ местоположения;
  • 4) если кадастровый округ или район или квартал прекращают существование, то присвоенный им учетный номер повторно не используется.

Важно также учитывать, что если происходит изменение границ между субъектами РФ или между муниципальными образованиями и населенными пунктами, то это не приведет к изменению кадастрового деления.

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» его государственного учета.

С целью регулирования ведения кадастрового учета применяется единая государственная система координат. В отношении кадастровых округов установлены местные системы координат, по которым установлены параметры перехода к единой государственной системе координат. Под системой координат следует понимать правила соотнесения цифровых значений координат и точек пространства, которые установлены в нормативных документах.

Для тех, кто хочет знать больше

В отношении кадастровых округов местные системы координат устанавливаются органом кадастрового учета. Порядок установки местной системы координат регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».

Система органов экологического управления, их функции.

· Органы общей компетенции (для которых экофункция не является ни единственной, ни основной);- президент, правительство РФ(обеспеч проведение в РФ единой гос полит в обл экологии, осущ управ фед собствен на природ ресурсы, проводит меры по обеспеч законности, осущ эк прав граждан), правит-во суб РФ.

· Органы специальной компетенции (для которых экофункция является единственной и основной):

· надведомственный орган (орган комплексного управления) — Министерство природных ресурсов и экологии — федер.орган гос.власти, проводящий политику в сфере изучения воспроизводства и охраны ОПС, в этой сфере деятельность других органов исп.власти и осуществляющий управление фондом недр, лесным и водным фондом;

· ведомственный, т.е. координирующий отдельные виды ресурсов;

· функциональные, т.е. выполняющий отдельные функции управления в данной сфере.

Функции органов экологического управления:

· Гос.учет и ведение кадастров природных ресурсов;

· Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны ОС;

· Экологический контроль и экологический мониторинг;

· ОВОС и экоэксертиза;

· Нормирование охраны ОС.

Гос.учет и ведение кадастров природных ресурсов — это сбор необходимой количественной и качественной информации о их состоянии. Осуществляется кадастровый учет либо по админ.-терр. единицам, либо по субъектам природопользования.

Основной принцип, на котором основан кадастровый учет — принцип достаточности и достоверности, в соответствии с которыми сведения о ресурсе должны быть достаточными для возможности управления и соответствовать действительности. Основной формой, в которой осуществляется учет природных ресурсов, считается гос.кадастр природных ресурсов.

Гос.кадастр природных ресурсов — это совокупность достоверных и необходимых сведений об экологическом, хозяйственном и правовом положении природных ресурсов. Существует две группы кадастров:

· отраслевые — Гос.кадастр недвижимости\земельный кадастр; гос.водный кадастр; гос.лесной реестр (лесной реестр — это систематизированный свод документированных сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничестве и лесопарках); гос.кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; гос.кадастр объектов животного мира.

· территориальные — гос.кадастр особо охраняемых природных территорий; «красная книга».

Государственный учет в области использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды осуществляется по единой системе органами статистического учета, по видам и подвидам ресурсов (например, по видам земель, вод, лесов и другим объектам природы), их количеству, качеству. Этот первичный учет является базой для дальнейшей более совершенной формы учета и контроля — кадастров природных ресурсов государственного уровня и значения.

По своему характеру и содержанию кадастр — это совокупность научно обоснованных и достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного объекта, ресурса, о его составных частях, субъектах прав на них (собственников, владельцев, пользователей, арендаторов.

Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира, охотничьих животных; государственный кадастр полезных ископаемых, минеральных ресурсов.

В качестве государственных кадастров выступают Реестр особо охраняемых природных территорий; документы о загрязнителях окружающей природной среды; Красные книги редких и исчезающих животных и растений; государственный Регистр потенциально опасных веществ (химических, биологических и иных, как естественных, так и искусственно созданных).

Кадастр ведется по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

Кадастр ведется: по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, — федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории; по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов РФ, — органами исполнительной власти субъектов РФ; Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы осуществляют свод кадастровых сведений по субъектам РФ и в целом по РФ, проводят их анализ, организуют периодическое издание материалов кадастра.

.. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..

4. Учет в области охраны окружающей среды в Беларуси. Учет природных ресурсов и ведение природных кадастров
Объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду подлежат государственному учету, проводимому территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Государственный учет в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету.
Выполнение функции учета природных ресурсов и ведение государственных кадастров природных ресурсов имеет первостепенное значение для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также для учета объема, характера и режима их использования, организации рационального природопользования, воспроизводства, охраны и защиты окружающей среды.
В настоящее время на территории республики ведется 10 видов природно-ресурсных кадастров: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха, лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда, отходов. Порядок ведении учета природных ресурсов и ведения природных кадастров регулируется отдельными законодательными актами природоресурсного законодательства. Кроме того в Республике Беларусь ведется государственный градостроительный кадастр.
Ведение государственных кадастров природных ресурсов осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.
Информация о состоянии окружающей среды накапливается в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и составляет государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее.

Добавить комментарий