Объекты международного экологического права

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
    М.И. ВАСИЛЬЕВА
    Субъектами экологического права и экологических общественных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующие в экологических отношениях от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В качестве участников экологических отношений названные субъекты наделены законодательством комплексом прав и обязанностей.
    Государство занимает особое положение в ряду субъектов экологического права, которое определяется его местом в обществе и ролью в правообразовательном процессе.
    В литературе характеристика государства традиционно дается главным образом сквозь призму его обязанностей, направленных на реализацию экологических прав граждан. Однако такие обязанности изложены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» применительно к органам власти и их должностным лицам. Обязанности же собственно самого государства по отношению к правам своих граждан регулируются в непрямой форме и в недостаточной степени. Кроме того, место государства как участника экологических отношений определяется отнюдь не только этими его обязанностями.
    Важнейшая особенность государства как субъекта экологического права состоит в том, что оно «творит» это право — по меньшей мере в его позитивном (нормативном) понимании. И в этом смысле оно не только формулирует права и обязанности других субъектов, но и наделяет само себя правами и обязанностями в сфере охраны окружающей среды. Объем их и содержание зависят от приоритетов государственной политики, от степени ее экологизированности.
    Государство определяет и проводит национальную экологическую политику, призванную соединять общественные и экологические закономерности развития. Государственная экологическая политика может рассматриваться не только как часть концепции перехода к устойчивому развитию, на что обращается внимание чаще всего, но и в составе экономической и других стратегий <1>, а также в качестве самостоятельной стратегии, что подтверждается, например, принятием Экологической доктрины РФ <2>. В соответствии с этим документом целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Одним из средств достижения целей называется обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения. Вместе с тем право не рассматривается Экологической доктриной в качестве самостоятельного направления государственной политики в области экологии, что преуменьшает его действительную роль.
    ———————————
    <1> См., напр.: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы). Утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589.
    <2> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
    Современная экологическая политика должна, во-первых, формироваться во взаимодействии государства и гражданского общества, во-вторых, учитывать как предыдущий опыт реализации национальных стратегий, так и опыт ведущих мировых держав по решению экологических проблем, в-третьих, использовать достижения отраслевых наук (экологии, экономики природопользования, экоинженерии, экологического права, экологической эпидемиологии и т.д.) и включать научно обоснованные пути решения наиболее актуальных задач. В основу государственной экологической политики должны быть положены следующие методологические предпосылки: человек не может быть здоровым в больной окружающей среде; невозможно решать экологические проблемы вне экономического развития или вопреки ему; необходимым условием дальнейшего развития является уменьшение затрат природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в расчете на единицу конечного экономического результата, а также сокращение накопленного экологического ущерба.
    Деятельность государства в качестве главного субъекта экологической политики имеет правовые формы и реализуется посредством осуществления экологической функции.
    Государство осуществляет экологическую функцию как суверен и организация политической власти. Российская Конституция не ставит перед государством прямо цель охраны окружающей среды, однако его экологическая функция может быть выведена из обязанностей и ряда других характеристик. Правовую основу и политико-экономическую сущность экологической функции составляют конституционные нормы об использовании и охране природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов (ч. 1 ст. 9) <3> и о праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42), которыми должно руководствоваться государство и которые связывают его необходимостью приоритетного обеспечения общественного экологического интереса. Федеративная организация государства при осуществлении им экологической функции проявляется посредством отнесения природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, законодательства об охране окружающей среды к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. «д», «к» ст. 72).
    ———————————
    <3> Конституционный Суд РФ определил смысл понятия «основы жизни и деятельности» как естественное богатство, ценность (достояние) всенародного значения. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 3.1) // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
    Представляется, что экологическая функция государства должна выстраиваться по приоритетному принципу, с обозначением видов деятельности, на которых целесообразно сосредоточить усилия в первоочередном порядке. Критериями приоритетности могут быть как неотложность каких-либо конкретных задач, так и их способность наиболее эффективно влиять на успешное решение всех или многих других проблем. В настоящее время есть основания для выдвижения на первые места в структуре экологической функции государства следующих направлений: построение обоснованных экономических отношений между природопользователями и государством, а в широком смысле — между природопользователями и обществом по поводу использования природных ресурсов и охраны объектов окружающей среды; организация эффективного управления охраной окружающей среды; экологизация образования и культуры в целом.
    Экологическая функция государства не сводится только к государственному управлению, хотя управление и является формой ее осуществления. Данная функция должна рассматриваться с включением в нее видов экологически значимой деятельности, в которых государство участвует в качестве невластвующего субъекта, например, осуществляя правомочия собственника природных ресурсов, что следует из связанности государства его конституционной обязанностью использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народа.
    Государство — собственник пока еще большинства природных объектов, и в этом своем качестве оно подчиняется всем тем установлениям, которые приняты в отношении собственников, а кроме того, в особой степени ответственно за осуществление так называемой социальной функции собственности. Применительно к окружающей среде и природным ресурсам социальная функция государства-собственника заключается в организации и осуществлении рационального (то есть ресурсосберегающего, экономически эффективного, не подрывающего «основы жизни и деятельности» народов) природопользования, в обеспечении равного доступа всех субъектов права к природным благам, объектам и ресурсам, а также в социально справедливом, экономически обоснованном распределении выгод, получаемых от использования находящихся в его собственности природных ресурсов, что может быть достигнуто, в частности, посредством учитывающего общественные интересы перераспределения природной ренты как части прибавочной стоимости, получаемой субъектами предпринимательской деятельности исключительно за счет природной составляющей (природно-ресурсового фактора) производства. Данное суждение основывается также на конституционном примате (следующем из системного соотношения ч. 1 и ч. 2 ст. 9) прав народа на природные ресурсы перед любыми отношениями собственности на них. Таким образом, правомочия государства-собственника представляются соподчиненными задачам экологической деятельности государства — субъекта публичной власти, обязанного использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народа.
    Государство — политический суверен и в качестве такового осуществляет верховную власть на соответствующей территории.
    Внешняя сторона государственного суверенитета проявляется в статусе государства как субъекта международно-правовых экологических отношений. Право народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными ресурсами было подтверждено в специальной Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1962 г.). Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является долгом правительств всех стран (п. 1 Стокгольмской декларации по окружающей среде). Государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития, а также несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции (принцип 2 Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.). С учетом того что различные государства в неодинаковой степени способствовали ухудшению состояния окружающей среды планеты, международное сообщество провозгласило, что они несут общие, недифференцированные по своей степени обязанности, но в то же время развитые страны признают ответственность, которая лежит на них, с учетом того бремени, которое налагают их общества на окружающую среду планеты, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают (принцип 7 той же Декларации). Примером особой ответственности отдельных стран является подход, заложенный в основу Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в соответствии с которым обязательства по сокращению выбросов парниковых газов приняли на себя именно развитые государства, к которым отнесена и Российская Федерация.
    Внутри страны государство как суверен осуществляет полномасштабное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
    Государство представляет собой организацию политической власти в обществе и в этом качестве служит реализации общего, совокупного экологического интереса всех своих граждан. Как следует из смысла ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации <4>, признание, соблюдение и защита права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду — обязанность государства. С точки зрения правоприменения, обязанности государства по охране окружающей среды, соблюдению и защите прав граждан на благоприятную окружающую среду должны быть прямо сформулированы в головном акте природоохранного законодательства. Соответствующая обязанность Правительства возложена на него Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» <5> (ст. 18): Правительство России принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия. В актах текущего законодательства находит отражение круг обязанностей правоохранительных и специально уполномоченных органов. Однако широко известно и отмечается на официальном уровне то обстоятельство, что «органы исполнительной власти не в полной мере обеспечивают реализацию экологических прав граждан. Главная причина заключается в том, что при переходе к рыночной экономике сиюминутные экономические интересы возобладали над долгосрочными национальными интересами» <6>. Проблема ответственности государства перед своими гражданами за состояние окружающей среды заслуживает отдельного обсуждения.
    ———————————
    <4> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изм. и доп., внесенными Указами Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679 и от 25 июля 2003 г. N 841; Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ, от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ, от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ и от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152, N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051; 2004. N 13. Ст. 1110; 2005. N 42. Ст. 4212; 2006. N 29. Ст. 3119; 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 1; 2007. N 30. Ст. 3745.
    <5> См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». С изм. и доп., внесенными Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ, от 19 июня 2004 г. N 4-ФКЗ, от 3 ноября 2004 г. N 6-ФКЗ, от 1 июня 2005 г. N 4-ФКЗ, от 30 января 2007 г. N 1-ФКЗ и от 2 марта 2007 г. N 3-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; 2004. N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197; 2007. N 6. Ст. 680; 2007. N 10. Ст. 1147.
    <6> Экология и нарушение прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2002. С. 58.
    Рассматривая государство в качестве субъекта экологических правоотношений, следует отметить также и его исключительные права — требовать от всех иных субъектов надлежащего соблюдения и исполнения их обязанностей, установленных законодательством требований и ограничений, и принадлежащее только ему (в лице соответствующих органов) право принуждения всех других субъектов к исполнению их экологических обязанностей.
    Титулы территориального суверена и собственника природных объектов дают основание государству выступать «от имени окружающей среды» в отношениях, возникающих в связи с причинением экологического вреда.
    Участие государства в отношениях по охране окружающей среды придает им публично-правовой характер.
    Наконец, особенности государства как субъекта экологического права проявляются в том, что оно является постоянным участником — в зависимости от ситуации непосредственной или «третьей» стороной — экологических отношений.
    Сегодня сохранение природной среды для настоящего и будущих поколений — фактор, определяющий развитие государственности. Экологический кризис оказал заметное влияние на эволюцию функций государства, но и не только: в литературе отмечается влияние экологических (географических) факторов на формы государственного правления, высказывается и версия экологической детерминированности самого государства <7>. Так или иначе, но вполне очевидно, что современный экологический кризис предъявляет к обществу требования по коренному изменению стратегии государственности. Влияние экологического фактора на государство и преломление его деятельности по этому критерию выражается, во-первых, в формировании экологической политики как самостоятельного направления государственной стратегии и, во-вторых, в повышении роли экологической функции государства, состоящей в обеспечении экологических интересов общества. В то же время в недалекой перспективе или уже сейчас экологическая составляющая государственной власти должна быть поднята с уровня функции до назначения государства в обществе.
    ———————————
    <7> См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 29, 47 — 48, 129.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Введение

1. Объекты международной правовой охраны окружающей среды

2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства

3. Международно-правовая охрана Мирового океана

4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира

5. Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами

6. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду

Заключение

Список литературы

Введение

Характер и динамика развития современных эколого-кризисных отношений настоятельно диктуют необходимость предпринятия совместных усилий всех государств для решения экологических проблем, требующих как межрегионального, так и глобального охвата.

Поиск путей объединения усилий государств и народов для успешного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгом соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом сотрудничества, который в международном экологическом праве означает юридическую обязанность государств, независимо от их общественного и государственного строя, сотрудничать друг с другом по вопросам поддержания мира и международной (в том числе, экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованию международного экологического правопорядка.

Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты.

В зависимости от конкретных проблем природоохранное сотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.

1. Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Проблема охраны окружающей среды не является проблемой отдельных стран или отдельного региона, а выходит за рамки национальных границ и приобретает глобальный характер, что в свою очередь предопределяет активизацию международного сотрудничества при решении экологических проблем.

Именно, глобальные меры, которые принимаются и которые будут приниматься в целях смягчения и решения экологического кризиса, должны основываться на договоре заинтересованных государств, так как они реализуются в рамках отдельных государств.

Объекты международной правовой охраны окружающей среды — это природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) формируются экологические отношения. Например, в составе государственных природных заповедников выделяются биосферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО в качестве составных частей международной сети наблюдательных станций для слежения за изменениями состояния окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности.

Объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее элементы и охраняемые объекты. В том числе Мировой океан, который занимает 2/3 площади поверхности земного шара.

Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся на земле океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый, а также все связанные с ними моря. Мировой океан содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико его транспортное значение. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Материки, которые составляют основное и непосредственное жизненное пространство для развития человечества. Традиционно этим понятием охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный и животный мир.

Однако за последние годы происходит дифференциация природных объектов в сфере международно-правовой охраны, и постепенно получают самостоятельное признание в качестве охраняемых объектов международные реки и другие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят отдельные периоды жизни на территории различных стран и в международных пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или нескольким странам.

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959 г.) провозглашена свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определен международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара, лежащая между поверхностью Земли и космическим пространством. Состав газов атмосферного воздуха является относительно постоянным, содержит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивается одна из основных физиологических потребностей живых организмов — дыхание, а также ряд процессов обмена веществ в природе.

Космос — все материальное пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. Но сфера влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому при современном уровне развития производительных сил, который обусловливает процессы проникновения человека в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, околоземное космическое пространство, естественный спутник Земли — Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли.

В этой связи рамки международно-правового урегулирования охраны окружающей среды тоже распространяется на космическое пространство, соответствующие объекты охватывает Землю, воздушное пространство и космическое пространство.

Независимо от приведенной классификации природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделяются на находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств — внутригосударственные природные объекты и находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля — международные, интернациональные природные объекты.

К объектам, находящимся под национальной юрисдикцией или контролем, принадлежат природные богатства материков на территории отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон.

Правовой режим внутригосударственных природных объектов определяется внутренним правом каждой страны. В соответствии с нормами внутреннего права решается вопрос о собственности на природные объекты: они могут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооперативным, общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее право устанавливает порядок владения, распоряжения и пользования природными объектами.

В правовом регулировании использования и охраны внутригосударственных природных объектов есть доля участия и норм международного права. Здесь существует соотношение и взаимодействие норм внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права и таким путем проводятся в жизнь.

К числу природных объектов, находящихся вне национальной юрисдикции и контроля, за пределами сферы исключительного суверенитета отдельных государств, относятся в основном те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы Земли и космос.

Правовой режим международных природных объектов определяется в основном нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов.

Но в современных условиях такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных природных объектов.

2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного

и космического пространства

Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992).

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным образом серы и ее соединений). Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. На основе Конвенции в структуре Европейской экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенционных положений.

Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции будут принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий. Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему.

Вторым составляющим системы международной защиты природы является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г., дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом орган (Секретариат) о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ. Участниками Конвенции разрабатываются национальные системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ. В июне 1990 г. в Лондоне в Монреальский протокол внесли уточнения: к 1995 г. снизить производство фреонов вдвое, а к 2000 г. прекратить его совсем.

Третьим объектом защиты является космическое пространство. Международное космическое право является основным регулятором отношений между государствами по охране и использованию космической и окружающей среды, оно призвано играть решающую роль в регламентации природоохранной деятельности государств в своей космической деятельности.

Становление международно-правовой охраны космической и окружающей среды происходило и происходит в русле общего процесса прогрессивного развития международного космического права. Поэтому международно-правовое регулирование в этой области складывалось под несомненным влиянием таких универсальных международных соглашений, как Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г. и т.д.

Для ограничения военного использования космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Все эти международно-правовые акты либо содержат важные природоохранительные положения в процессе освоения космоса человечеством, либо способствуют оздоровлению земной, воздушной и космической среды. Вместе с тем постоянно растет число многосторонних и двусторонних международных договоров, направленных на предотвращение загрязнения космической и окружающей среды радиоактивными и другими вредными веществами, охрану и рациональное использование ресурсов, а также целых природных комплексов.

В системе международно-правового регулирования охраны космической и окружающей среды в процессе освоения космоса человечеством особую и постоянно возрастающую роль на современном этапе играют международные организации и, прежде всего Организация Объединенных Наций.

3. Международно-правовая охрана Мирового океана

Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1973г, 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования.

Конвенцией ООН по морскому праву (1973 г.) признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12- мильном расстоянии от берега).

Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. предусматривает меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г. был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция (Лондонская конвенция 1972 г.)по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д.

В частности, в результате трехстороннего сотрудничества между Россией, Норвегией и США практически завершены работы по модернизации действующих и строительству новых сооружений для переработки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) малой активности в Мурманске. Активно осуществляется сотрудничество по аналогичной проблеме с Японией, которая оказывает помощь России как Стороне Конвенции в создании соответствующих мощностей по переработке ЖРО на Дальнем Востоке.

4. Международно-правовая охрана животного и растительного

мира

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.

1. Охрана природных комплексов.

2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.

3. Обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.

Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

По линии Конвенции о биологическом разнообразии завершена работа над Протоколом по биобезопасности (Картахенский протокол), регламентирующим безопасное перемещение генетически модифицированных организмов в трансграничном контексте. На 5-м совещании Конференции Сторон Конвенции (май 2000 г., Кения) приняты решения по таким важным для России вопросам, как сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия внутренних водных экосистем, морских и прибрежных районов, лесов; мониторинг и оценка чужеродных видов. В 2000 г. в России начата внутринациональная официальная процедура присоединения к данному Протоколу.

В марте 1973 года, в Вашингтоне была принята Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), поправки к приложениям которой были приняты на 11-й конференции сторон СИТЕС (Найроби, 10-20 апреля 2001 г.), вступили в силу с 19 июля 2000 г. (по приложениям 1 и 2), и 13 сентября 2000 г. (по приложению 3).

Государства, подписавшие данную Конвенцию, признают, что дикая фауна и флора в их многочисленных, прекрасных и различных формах, являются незаменимой частью природных систем земли, которые должны охраняться для настоящих и будущих, поколений; сознают увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры для всех народов Земли со всех точек зрения — эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики; признают, что именно народы и государства должны наилучшим образом охранять собственную дикую флору и фауну, а также признают важность международного сотрудничества, необходимого для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в между народной торговле, убеждены в необходимости объединения усилий и принятия надлежащих мер в этих целях.

Для реализации этих целей разработаны Приложения, содержащие списки видов дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения. Так, в Приложение 1 включены все виды, находящиеся под угрозой вымирания и торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование. Торговля образцами этих видов должна находиться под особо строгим контролем с тем, чтобы не подвергать опасность их выживание, и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. В Приложение II включены:

(а) все виды, которые хотя в данное время не находятся обязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго регулирована в целях предотвращения их использования, несовместимого с их выживанием;

(б) другие виды, которые должны быть предметом контроля с тем, чтобы торговли образцами тех видов, которые указаны в п. (а), могла бы контролироваться.

В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственной юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которые нуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли. При этом торговля образцами видов, содержащимися во всех Приложениях, может осуществляться только в соответствии с положениями данной Конвенции.

Всякая торговля образцами таких видов должна осуществляться под неукоснительным наблюдением научных компетентных и административных органов государств-участников Конвенции и каждого в отдельности.

5. Международно-правовая охрана окружающей среды от

загрязнения радиоактивными отходами

Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.

Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями.

Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.

Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов.

Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

6. Международно-правовое запрещение военного воздействия на

окружающую среду

Существует целый ряд документов, в которых содержатся нормы, защищающие природную среду во время войны.

Здесь необходимо отметить Санкт-Петербургскую декларацию 1868 года, Декларации 1899 года, Гаагскую конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года и Положение к ней, Женевскую конвенцию 1949 года о защите гражданского населения во время войны, Дополнительный протокол 1 1977 года, Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года.

Так, ст. 35 Дополнительного протокола 1 закрепляет принцип защиты окружающей среды и запрещает применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Запрещается причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий. Также запрещается превращать окружающую среду как таковую в объект нападения.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года стала первым международно-правовым договором, который направлен на предотвращение использования сил природы в качестве оружия ведения войны, так как в ней речь идет о качественно новом способе ведения военных действий, отличающихся крайне неизбирательным характером.

В Конвенции говорится о запрещении антропогенного воздействия посредством преднамеренного вмешательства в естественные процессы. Государства участники обязуются не прибегать к использованию средств воздействия на природную среду в военных или иных враждебных целях в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Объектами здесь могут выступать не только природные ресурсы, но также вооруженные силы и гражданское население.

Особое значение имеет понятие «враждебное использование”, которое указывает на необходимость наличия враждебной цели при осуществлении таких действий. Но не всякое враждебное использование подлежит запрету, а только такое, которое имеет «широкие, долгосрочные или серьезные последствия”. Любого из этих трех критериев достаточно для того, чтобы считать использование тех или иных средств воздействия на природную среду неправомерным.

Запрещается такое использование средств воздействия на природную среду, которое одновременно является враждебным и вызывает разрушения, наносит ущерб, превышающий определенный порог, установленный Конвенцией. Вне запрета остается использование средств воздействия в невраждебных, мирных целях, даже если оно может вызвать вредные последствия, превышающие определенный порог. Допускается использование таких средств в военных или иных враждебных целях при условии, что результаты использования будут ниже установленного порога.

Протокол 111 о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия к Конвенции о конкретных видах обычного оружия 1980 года запрещает превращать леса и другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия.

Заключение

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, предполагает, что основной задачей в области международного сотрудничества является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Для этого необходимы:

— участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по ее охране;

— содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров;

— активное участие в международных экологических организациях, в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;

— обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории России;

— упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.

Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие:

1) государственные инициативы;

2) международные организации;

3) международные конвенции и соглашения;

4) двустороннее сотрудничество.

Список литературы

2. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

3. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: Юристъ, 2002.

4. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003.

6. Крассов О.И. Экологическое право. – М.: Дело, 2001.

7. Трусов А.Г. Международное экологическое право. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.

Трусов А.Г. Международное экологическое право. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.

Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей среды ¾ это объекты, которые находятся в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида (рис. 26.1) либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Они осваиваются и охраняются на основании различных Договоров, Конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Рис. 26.1. Классификация международных объектов охраны окружающей среды

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы), во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в Международную Красную книгу, и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года, находящиеся в пользовании двух или более государств (реки Дунай, Балтийское море и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос ¾ достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них Международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов.

Для ограничения военного использования Космоса большое значение имеет Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан также представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50-70-м годам прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды ¾ атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.

Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.

Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70-90-х годов об ограничении, сокращении и запрещении ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством:

• нормотворчества;

• взаимных консультаций;

• мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией;

• контроля за состоянием природы;

• применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охра­ны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на дву­сторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объек­тов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швей­цария).

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине текущего века. Основные из этих факторов – ис­пользование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использо­вание во все возрастающих масштабах природных богатств и за­грязнение окружающей среды планеты, развитие программ ис­пользования космоса и др.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и не­правительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и фи­зические лица, оказывающие воздействие на состояние окружаю­щей среды в международных пространствах.


Объектмеждународно-правового регулирования охраны окру­жающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, жи­вотный и растительный мир, недра, уникальные природные ком­плексы. В системе объектов регулирования охраны и использова­ния таких объектов можно выделить несколько категорий:

а) международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарк­тика, морское дно за пределами континентального шельфа, косми­ческое пространство);

б) природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных;

в) национальные природные объекты и ресурсы. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми», озеро Байкал, признанные в соответст­вии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находя­щиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нор­мами.

Российская Федерация является участницей, в частности, следующих из перечисленных в предыдущих разделах соглашений:

1. Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (c 1974 года);

2. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)(с 1976 года);


3. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года);

4. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (c 1979 года);

5. Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с 1986 и 1988 года, соответственно);

6. Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года);

7. Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов (c 1994 года);

8. Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года);

9. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997 года);

10. Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год);

11. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c 2003 года);

12. Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля 2005 года;

13. Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (c 2011 года);

14. Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).

Кроме этого, Российская Федерация — участница Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), ‎Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и ряда других морских конвенций.

Российская Федерация — наблюдатель в:

1. Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 года;

2. Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 года.

Выделяют две категории объектов:

q Не входящие в юрисдикцию государств:

Воздушный бассейн;

Космос;

Мировой океан;

Антарктида;

Мигрирующие виды животных.

q Входящие в юрисдикцию государств – это объекты, включенные в число мирового природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, международные реки, моря и озера.

Загрязнение атмосферы, воды, почвы, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества.

Главной целью охраны окружающей среды является установление гармонии между развитием цивилизации и благоприятным состоянием окружающей среды. Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной сфере.

Понятие международно-правовой охраны окружающей среды

Определение 1

Международно-правовая охрана окружающей среды – это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды 460 руб.
  • Реферат Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды 250 руб.
  • Контрольная работа Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Предметом международного права окружающей среды является взаимодействие человечества с природой. В данном контексте деятельность мирового сообщества направлена на решение следующих задач:

  1. регулирование природопользования и воспроизводства природных ресурсов;
  2. охрана природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий;
  3. взаимные консультации по важнейшим экологическим вопросам;
  4. мониторинг природной среды и обмен экологически значимой информацией;
  5. надзор за состоянием природы;
  6. применение мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов:

  1. флора и фауна (живая среда);
  2. морские и пресноводные бассейны, атмосфера, почва, околоземное космическое пространство (природная среда);
  3. искусственная среда, созданная человеком в процессе его взаимодействия с природой.

В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную или национальную.


Рисунок 1.

Объекты и субъекты международных экологических правоотношений

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

Объект международно- правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования – это вся планета Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные компоненты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе регулирования, охраны и использования выделяют несколько категорий объектов:

  1. международные природные ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);
  2. природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки, озера, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных);
  3. национальные природные объекты и ресурсы.

Принципы международно-правовой охраны окружающей среды

Общепризнанные принципы международного права являются критериями регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая охрану окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся принципы:

  1. уважения государственного суверенитета;
  2. равенства всех государств;
  3. взаимной выгоды;
  4. невмешательства во внутренние дела другого государства;
  5. мирного разрешения споров.

Замечание 1

Каждое государство, проводя в отношении национальной системы окружающей среды необходимую политику, при этом должно соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства большое значение приобретает соблюдение фундаментальных принципов международного права, так как из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Забота о благе нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности, а также обеспечить рациональное управление природными ресурсами.

Источники международно-правовой охраны окружающей среды

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.

В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных данной проблеме, следует обратить внимание на принятую 18 декабря 1962 года. Она называется «Экономическое развитие и охрана природы», в этой резолюции одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО.

Данный международно-правовой акт определяет три важнейших момента:

  1. целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;
  2. интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»;
  3. концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.

В сентябре $1980$ года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Она призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.

В $1982$ году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всемирную хартию охраны природы. Этот документ рассматривает экологическое образование как составную часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами любого типа.

Замечание 2

По своей юридической силе хартия является международно-правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться положений этого акта.

Добавить комментарий