Объекты валютных правоотношений

Для создания эффективного механизма правового регулирования валютных отношений необходимо формирование валютного законодательства – совокупности нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных операций различными субъектами валютных правоотношений.

В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере: отменой государственной валютной монополии. Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело исключительное право на совершение операций с валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности начался новый этап в сфере валютного регулирования. Начиная с 1989 г. постепенно все субъекты хозяйственной деятельности получили право выхода на внешний рынок, минуя соответствующие государственные структуры. В результате предприятия, поставляющие товар на экспорт, стали получать иностранную валюту на свои счета, в собственное распоряжение. Такая политика государства имела как позитивные, так и негативные последствия для экономики страны. В числе последних можно отметить: ослабление позиций центра в валютном регулировании и рост валютной задолженности.

На фоне дальнейшего расширения сферы валютных отношений и вступления России в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития возникла объективная необходимость законодательной регламентации валютных правоотношений и создания собственно российской системы валютного регулирования, а также обеспечения государственного контроля в этой области. Первым этапом на этом пути стало принятие 9 ноября 1992 г. Закона РФ № 3615- I «О валютном регулировании и валютном контроле»1, в котором были разработаны основные понятия валютного права.

Впоследствии в данный Закон были внесены необходимые изменения и уточнения.2 Однако и на сегодняшний день он остается главным актом валютного законодательства России и определяет основы организации и осуществления валютного регулирования. Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных. Государственной Думой 25 ноября 2003 г. был принят Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», основные положения которого вступят в силу спустя полгода с момента его опубликования.

Проводимые на сегодняшний день в России рыночные реформы направлены на преобразования общественной жизни во всех сферах, в том числе во внешнеэкономической деятельности, на привлечение иностранных инвестиций. Стоит отметить, что реализация данных реформ возможна только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.

В мировой практике принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной монополии, т. е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок; режим государственного валютного регулирования (валютных ограничений), и режим свободно конвертируемой валюты. Избранный тип валютного режима определяет правовые основы осуществления валютных операций, права и обязанности субъектов валютных отношений, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, ответственность за нарушение валютного законодательства.

В Законе валютное регулирование определяется как деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. В соответствии с законодательством основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк РФ 1. Также к органам валютного регулирования относятся Министерство финансов РФ и Государственный таможенный комитет РФ.

Под валютными правоотношениями понимаются урегулированные нормами ряда отраслей права, в том числе финансового права, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения.

Структуру валютного правоотношения образуют в единстве и взаимодействии три элемента: субъекты, объекты и содержание.

Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ делит субъектов валютных правоотношений на две категории: резиденты и нерезиденты.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся (п. 6 ст. 1):

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

К нерезидентам относятся (п. 7 ст. 1):

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 Ст. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 Статьи 1 Закона.

Все юридические и физические лица государств — участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами.

Под объектами валютных правоотношений понимаются:

а) валюта Российской Федерации;

б) внутренние и внешние ценные бумаги;

в) иностранная валюта;

г) валютные ценности.

Необходимо отметить, что термин «валюта» может использоваться в двояком смысле: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта). В финансовых отношениях и финансовом праве, в служебной и бытовой лексике термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении.

В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173 – ФЗ даны определения валюты.

Валюта Российской Федерации – это:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта- это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств в международных денежных или расчетных единицах.

В указанном Законе также дается понятие внутренних ценных бумаг, к которым относятся:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

К внешним ценным бумагам закон относит ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с законом к внутренним ценным бумагам.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в п.5 ст.1 дает следующее определение валютных ценностей:

а) иностранная валюта;

б) внешние ценные бумаги.

Валютные операции — это особый вид финансовых операций, состоящих в купле-продаже и других сделках с валютными ценностями, валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, осуществляемых по поручению резидентов и нерезидентов либо по инициативе самого банка

Объекты валютных операций:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

Субъекты:

Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников валютных операций на резидентов и нерезидентов. При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпываю-щим, а перечень лиц, являющихся нерезидентами приведен примерно.

Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразделить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом


Валютные операции отличает специальный субъектный состав. Деление всех участников валютных операций на резидентов и нерезидентов является лишним подтверждением «независимости» валютных операций от гражданско-правовых сделок.

Особой категорией участников валютных операций, являются уполномоченные банки. Значительная часть валютных операций на территории России как резидентами, так и нерезидентами может осуществлять исключительно через уполномоченные банки т.е. еще одной особенностью валютных операций является императив, ограничивающий круг потенциальных контрагентов по сделке.

резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте

Субъекты валютных правоотношений

Субъекты валютных правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц, осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль.

Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников ва-лютных операций на резидентов и нерезидентов. При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпываю-щим, а перечень лиц, являющихся нерезидентами, в Федеральном законе № 173-ФЗ в отличие от Закона РФ № 3615-1 приведен примерно.

Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразде-лить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

Физические лица:

· граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоян-но проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

· постоянно проживающие в Российской Федерации на осно-вании вида на жительство, предусмотренного законодательст-вом РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Юридические лица:

· юридические лица, созданные в соответствии с законода-тельством РФ;

· находящиеся за пределами территории РФ филиалы, пред-ставительства и иные подразделения юридических лиц — рези-дентов,

Публично-правовые образования:

· Российская Федерация;

· субъекты РФ;

· муниципальные образования.

Официальные представительства РФ за рубежом:

· дипломатические представительства, консульские учрежде-ния РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;

· постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные зако-ном к категории резидентов, в частности:

· физические лица, не обладающие признаками физических лиц — резидентов;

· юридические лица, созданные в соответствии с законода-тельством иностранных государств и имеющие местонахожде-ние за пределами территории РФ;

· организации, не являющиеся юридическими лицами, соз-данные в соответствии с законодательством иностранных госу дарств и имеющие местонахождение за пределами террито-рии РФ;

· находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные пред-ставительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являю-щихся юридическими лицами;

· аккредитованные в Российской Федерации дипломатиче-ские представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных госу-дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;

· межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Фе-дерации;

· иные лица, не соответствующие признакам резидентов.

Ко второй категории субъектов валютных правоотношений, т. е. к лицам, осуществляющим валютное регулирование и ва-лютный контроль, относятся органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

В целях правильного уяснения терминов, используемых ва-лютным законодательством РФ, следует учитывать тот факт, что валютное законодательство является комплексной отрас-лью законодательства и в нем присутствуют нормы различных отраслей права. В связи с этим при толковании его норм соот-ветствующие институты, понятия и термины должны пони-маться так, как они раскрываются в соответствующих отраслях права. Но при этом следует учитывать, что Федеральный закон № 173-ФЗ обладает и собственным понятийным аппаратом, который имеет специальное значение именно для валютного регулирования.

Например, Федеральный закон № 173-ФЗ не раскрывает понятие «эмиссионная ценная бумага», без чего невозможно понять, признаки какого подпункта («а», если бумага эмисси-онная, или «б», если она не эмиссионная) п. 3 ч. 1 ст. 1 указан-ного Закона нужно применять для квалификации конкретной Ценной бумаги как «внутренней». Признаки эмиссионной цен-ной бумага сформулированы в ч. 1 ст. 2 Закона о рынке цен-ных бумаг, согласно которой эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

· закрепляет совокупность имущественных и неимуществен-ных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о рын-ке ценных бумаг формы и порядка;

· размещается выпусками;

· имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри од-ного выпуска вне зависимости от времени приобретения цен-ной бумаги.

Следовательно, только после обращения к указанной норме и установления того, что конкретная ценная бумага является эмиссионной, уже затем для квалификации ее как «внутрен-ней» нужно использовать признаки, указанные в подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.

Отнесение физических лиц к резидентам или нерезидентам осуществляется на основе определения их постоянного места жительства.

К резидентам относятся российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют постоянное место жительства в Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражда-нин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федера-ции на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи-тельства в пределах Российской Федерации» с последующими изменениями устанавливает, что граждане РФ обязаны регист-рироваться по месту жительства в пределах Российской Федера-ции. В населенных пунктах, где имеются органы внутренних дел, они исполняют функции органов регистрационного учета граждан по месту жительства, в остальных населенных пунктах указанные функции исполняет местная администрация. Отметки о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства проставляются в паспорте гражданина РФ.

Документом, подтверждающим факт постоянного прожива-ния иностранных граждан и лиц без гражданства на террито-рии РФ, является вид на жительство. Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с последующими изменениями определяет вид на жительство как доку-мент, выданный иностранному гражданину или лицу без граж-данства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

К нерезидентам относятся российские и иностранные гра-ждане, лица без гражданства, если указанные лица не имеют постоянного места жительства в Российской Федерации. Как видно из положений Федерального закона № 173-ФЗ, валют-ное законодательство допускает ситуацию, когда российский гражданин является резидентом иностранного государства и, соответственно, нерезидентом Российской Федерации. Данная ситуация имеет место, когда российский гражданин постоянно проживает на территории иностранного государства. Как следу-ет из подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, признание гражданина РФ постоянно проживающим в ино-странном государстве должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством этого государства. Исходя из этого установить факт постоянного проживания российского гражданина на территории иностранного государства можно только на основании документов, выданных ему уполномочен-ными органами соответствующего иностранного государства. Таким документом может быть разрешение на постоянное жи-тельство (вид на жительство) или аналогичный ему документ.

Российское валютное законодательство в составе резидентов и нерезидентов отдельно не выделяет физических лиц, зани-мающихся предпринимательской деятельностью без образова-ния юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Таким образом, определение резидентства индивидуальных предпринимателей должно осуществляться исходя из страны постоянного места жительства таких физических лиц независи-мо от страны места осуществления ими предпринимательской Деятельности. При этом право физического лица заниматься самой предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, где такое Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если обязательная регистрация индивиду-альных предпринимателей не предусмотрена, то для определения указанного права применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образова-ния юридического лица с момента государственной регистра-ции в качестве индивидуального предпринимателя. Федераль-ный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей»1 с последующими изменениями (далее — Закон о го-сударственной регистрации) установил, что в качестве индиви-дуальных предпринимателей в Российской Федерации могут быть зарегистрированы российские и иностранные граждане, лица без гражданства, как имеющие постоянное место жи-тельства в Российской Федерации (резиденты), так и имеющие временное место жительства в Российской Федерации (нерези-денты).

Несмотря на то что физические лица — индивидуальные предприниматели и физические лица, не осуществляющие ин-дивидуальную предпринимательскую деятельность, Федераль-ным законом № 173-ФЗ в составе физических лиц (резидентов и нерезидентов) никак не разграничены, тем не менее, их пра-вовое положение имеет определенные отличия. Но, несмотря на это, представляется более правильным, чтобы резидентство индивидуальных предпринимателей определялось не по стране их постоянного места жительства, а по стране регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Такой подход создал бы равные формально-юридические условия участия в валютных отношениях индивидуальных предпринимателей, за-регистрированных в этом качестве в Российской Федерации, независимо от страны места их постоянного жительства.

Критерием разделения юридических лиц на резидентов и нерезидентов является законодательство, в соответствии с ко-торым юридическое лицо создано. В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица, определяющим его статус, является право страны, где учреждено юридическое лицо.

Юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, должны быть созданы в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ, и зарегистрированы в каче-стве юридических лиц органами Федеральной налоговой служ-бы в Едином государственном реестре юридических лиц. Факт государственной регистрации юридического лица в Российской Федерации подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Юридические лица — нерезиденты должны пройти государ-ственную регистрацию в соответствии с национальным законо-дательством страны их учреждения. Законодательство зарубеж-ных стран возлагает на разные государственные органы обязан-ность по государственной регистрации юридических лиц. Как правило, такую регистрацию осуществляют суды общей юрис-дикции, органы юстиции, налоговые органы. Факт регистрации подтверждается свидетельством о регистрации или выпиской из соответствующего реестра.

Например, в Великобритании государственная регистрация большинства юридических лиц осуществляется специальным служащим Департамента торговли и промышленности — Реги-стратором компаний. В подтверждение государственной реги-страции Регистратор выдает сертификат об инкорпорации (Companies Act 1985, Companies Act 1989). В Германии неком-мерческие организации регистрируются в реестре союзов, ко-торый ведется в соответствующем участковом суде (Германское Гражданское уложение, параграф 21). Торговый реестр в соот-ветствии с параграфом 8 Германского Торгового уложения так-же ведется судами. Так, в соответствии с указанной нормой торговое товарищество независимо от его организационно-правовой формы должно быть зарегистрировано в указанном реестре.

В состав лиц, относящихся к нерезидентам, подп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ включает созданные в соответствии с законодательством иностранных государств ор-ганизации, не являющиеся юридическими лицами и имеющие место нахождения за пределами территории РФ. К таким лицам, в частности, можно отнести полные товарищества, соз-данные по законодательству стран, не признающих их юриди-ческими лицами. В частности, полные товарищества не при-знаются юридическими лицами законодательством Германии и Швейцарии. В Италии не признаются юридическими лицами Коммандитные товарищества. В Великобритании не являются Юридическими лицами и не подлежат государственной регист рации (инкорпорации) организации, созданные в форме парт-нерства1, ассоциации, преследующие некоммерческие цели (об-щественные и благотворительные ассоциации, профессиональ-ные союзы и т. п.), с числом членов не более 20.

Отнесение обособленных или иных самостоятельных струк-турных подразделений организаций, как являющихся юридиче-скими лицами, так и не являющимися таковыми, к резидентам или нерезидентам осуществляется исходя из страны резидентства самой организации. Российское законодательство в каче-стве обособленных подразделений юридического лица выделяет филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ), законодательство иностранных государств по-разному определяет обособленные подразделения. Например, параграф 13 Германского Торгового уложения предусматривает возможность создания торговыми товариществами в качестве самостоятельных подразделений от-делений.

Законодатель расширил круг лиц, относящихся к числу ре-зидентов. Так, по сравнению с ранее действовавшим законода-тельством в данный перечень добавлена Российская Федера-ция, субъекты РФ и муниципальные образования. Очевидно, что указанные публично-правовые образования и ранее явля-лись участниками валютных операций и включение их в состав резидентов является устранением серьезного пробела, имевше-гося в Законе РФ № 3615-1. Например, проведение ряда валют-ных операций публично-правовыми образованиями предусмот-рено БК РФ (ст. 89, 90, 94 и др.).

Официальные представительства Российской Федерации в иностранных государствах, при межгосударственных или меж-правительственных организациях являются резидентами Рос-сийской Федерации. Аккредитованные официальные предста-вительства иностранных государств в Российской Федерации, а также официальные представительства иностранных госу-дарств при межгосударственных и межправительственных ор-ганизациях относятся к нерезидентам. Постоянные официаль-ные представительства подразделяются на дипломатические представительства (посольства, миссии), консульские учрежде-ния, торговые представительства и постоянные представитель-ства государств при международных организациях. Указанные официальные представительства являются специализирован-ными зарубежными органами внешних сношений соответст-вующих государств. Соответственно, официальные представи-тельства являются резидентами тех стран, чьи интересы пред-ставляют в международных отношениях.

Федеральный закон № 173-ФЗ относит межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоян-ные представительства в Российской Федерации к числу нерези-дентов. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международ-ных договоров (1969 г.) термин «международные организации» означает межправительственные организации. Признаками ме-ждународных организаций являются: создание на основе согла-шения между государствами; наличие постоянных органов; уч-реждение и деятельность в соответствии с нормами международ-ного права1.

Таким образом, международные организации как объедине-ния государств для достижения общих целей являются субъек-тами международного публичного права и обладают междуна-родно-правовой правосубъектностью, что исключает возмож-ность определения их правового статуса как резидентов какого-либо государства.

К нерезидентам относятся также «иные лица», не отнесен-ные к резидентам и прямо не поименованные в составе нерези-дентов (подп. «ж» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Например, к таким лицам можно отнести иностранные госу-дарства, субъекты федерации иностранного государства, муни-ципальные образования иностранного государства.

Среди субъектов валютных отношений (резидентов) законо-датель особо выделил уполномоченные банки и валютные бир-жи (п. 8 и ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Упол-номоченные банки и валютные биржи являются профессио-нальными участниками внутреннего валютного рынка, что и предопределяет их особое правовое положение в области ва-лютных отношений.

Единственным критерием отнесения кредитной организа-ции к разряду уполномоченного банка является наличие у нее валютной банковской лицензии. Следует отметить, что к упол-номоченным банкам при наличии валютной банковской ли-цензии относятся как банки, так и небанковские кредитные организации. В отличие от банков небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные виды бан-ковских операций, допустимые сочетания которых устанавли-ваются Банком России.

В соответствии со ст. 5 Закона о банках к банковским опе-рациям относятся:

· привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

· размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юри-дических лиц;

· осуществление расчетов по поручению физических и юри-дических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их бан-ковским счетам;

· инкассация денежных средств, векселей, платежных и рас-четных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

· купля-продажа иностранной валюты в наличной и безна-личной формах;

· привлечение во вклады и размещение драгоценных метал-лов;

· выдача банковских гарантий;

· осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключе-нием почтовых переводов).

Все банковские операции согласно указанной статье Закона о банках осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте.

Порядок лицензирования Банком России валютных банков-ских операций определен Инструкцией Банка России от 14 ян-варя 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России ре-шения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности» с последующими изменениями (далее — Инструкция Банка России № 109-И). Согласно указанной Инструкции при учреждении банку может быть выдана лицензия на осуществ-ление банковских операций со средствами в рублях и ино-странной валюте без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц. В дальнейшем в порядке расширения деятельности банком может быть получена лицензия на при-влечение во вклады денежных средств физических лиц в руб-лях и иностранной валюте и генеральная лицензия, предостав-ляющая право на проведение всех видов банковских операций, включая валютные.

Небанковским кредитным организациям (расчетным и депозитно-кредитным) также могут быть выданы валютные бан-ковские лицензии, предоставляющие право на проведение от-дельных видов банковских операций в иностранной валюте, например на осуществление купли-продажи иностранной ва-люты в безналичной форме.

Правовое положение валютных бирж российским законода-тельством не урегулировано. Из действующего валютного зако-нодательства РФ можно лишь сделать вывод, что организация биржевых торгов иностранной валютой не является исключи-тельным видом деятельности для валютных бирж. Определение порядка и условий организации биржевой торговли целиком отнесено к компетенции Банка России.

Представляется, что более правильным было бы урегулиро-вать основные вопросы правового положение валютных бирж в законодательном порядке, в частности в Федеральном законе № 173-ФЗ, по аналогии с регулированием правового положе-ния фондовых и товарных бирж. Например, зафиксировать за-конодательно обязанность Банка России лицензировать бирже-вую деятельность на валютном рынке, тем более что п. 17 ст. 4 Закона о Банке России предусматривает, что Банк России «ус-танавливает порядок и условия осуществления валютными бир-жами деятельности по организации проведения операций по Покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже ино-странной валюты».

Статья 4 Закона РФ № 3615-1 ранее также предусматривала, что валютные биржи действуют в порядке и на условиях, уста-навливаемых Банком России. Но, к сожалению, Банк России не установил ни требований к порядку создания валютных бирж, ни условий их деятельности на валютном рынке, в связи с чем по настоящее время отсутствуют четкие и понятные пра-вила допуска бирж к организации торговли.

Лица, осуществляющие валютное регулирование и валют-ный контроль, относятся к категории субъектов валютных от-ношений, взаимодействующих с участниками валютных опера-ций в области публично-правовых отношений.

К лицам, осуществляющим валютное регулирование, отно-сятся Банк России и Правительство РФ. Компетенция указан-ных органов исчерпывающим образом определена законода-тельством и по своему содержанию сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, к установлению валютных ограничений, их «настройку» под кон-кретные экономические условия. Непосредственными целями деятельности Банка России и Правительства РФ в области ва-лютного регулирования являются предотвращение существен-ного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержание устойчивости платеж-ного баланса Российской Федерации.

К лицам, осуществляющим валютный контроль, в соответ-ствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ относятся Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Банк России, феде-ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В на-стоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, наделенным Правительством РФ полномочиями органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рын-ка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистрато-ры), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральной службе по финансовым рынкам), таможенные и налоговые органы.

Деятельность органов валютного контроля сводится к про-верке соблюдения участниками валютных операций валютных ограничений, установленных валютным законодательством РФ и органами валютного регулирования, и к привлечению к юри-дической ответственности лиц, их нарушающих. Агенты валют-ного контроля оказывают содействие органам валютного кон-троля в выполнении их контрольных функций.

При наступлении определенных юридических фактов физи­ческие и юр. лица становятся субъектами валютных правоотношений, приобретают соответствующие данному статусу субъективные права и обязанности. Юридическими фактами являются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (представление субъек­том в кредитную организацию расчетного документа на перевод иностранной валюты другому лицу).

Применительно к специфике валютного права субъектов ва­лютных правоотношений можно подразделить на:

— участников валютных операций (резидентов и нерезидентов). При любом виде правоотношения в нем должны участво­вать не менее двух субъектов — носитель прав и носитель обязанности. Участники валютных операций вступают в правоотношения друг с другом при проведении валютных операций. Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразде­лить на физические и юр. лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

Физ. лица:

1.граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоян­но проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2.постоянно проживающие в РФ на осно­вании вида на жительство, предусмотренного законодательст­вом РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Юр. лица:

1.юр. лица, созданные в соответствии с законода­тельством РФ;

2.находящиеся за пределами территории РФ филиалы, пред­ставительства и иные подразделения юр. лиц — рези­дентов,

Публично-правовые образования:

1.РФ;

2.субъекты РФ;

3.муниципальные образования.

Официальные представительства РФ за рубежом:

1.дипломатические представительства, консульские учрежде­ния РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;

2.постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные зако­ном к категории резидентов, в частности:

1.физ. лица, не обладающие признаками физ. лиц — резидентов;

2.юр. лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств и имеющие местонахожде­ние за пределами территории РФ;

3.организации, не являющиеся юридическими лицами, соз­данные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами террито­рии РФ;

4.находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные пред­ставительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юр. лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являю­щихся юридическими лицами;

5.аккредитованные в РФ дипломатиче­ские представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных госу­дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;

6.межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

7.иные лица, не соответствующие признакам резидентов.

— органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контро­ля. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контро­ля вступают в валютные отношения с участниками валютных операций при осуществлении соответственно валютного регу­лирования или контроля за выполнением требования валютного законодательства РФ при проведении валютных опера­ций.

К лицам, осуществляющим валютное регулирование, отно­сятся Ц.Банк и Правительство РФ. Компетенция указан­ных органов исчерпывающим образом определена законода­тельством и сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, к установлению валютных ограничений под кон­кретные экономические условия. Непосредственными целями деятельности Ц.Банка и Правительства РФ в области ва­лютного регулирования являются предотвращение существен­ного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержание устойчивости платеж­ного баланса РФ.

Органами валютного контроля являются Ц.Банк, феде­ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В на­стоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рын­ка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистрато­ры), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральной службе по финансовым рынкам), таможенные и налоговые органы.

Деятельность органов валютного контроля сводится к про­верке соблюдения участниками валютных операций валютных ограничений, установленных валютным законодательством РФ и органами валютного регулирования, и к привлечению к юри­дической ответственности лиц, их нарушающих. Агенты валют­ного контроля оказывают содействие органам валютного кон­троля в выполнении их контрольных функций.

Объекты валютных правоотношений: валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности.

Валюта России — это: 1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот ЦБ РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства. Понятие «ценные бумаги, номинированные в валюте РФ» включает в себя: платежные документы (чеки, векселя и др.); эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации); ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки); опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг; другие долговые денежные обязательства, выраженные в валюте РФ. Под иностранной валютой понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Иностранная валюта делится на два типа: 1) свободно конвертируемая валюта — иностранная валюта, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций; 2) иностранная валюта, не являющаяся свободно конвертируемой, — валюта, которая не обменивается без ограничений на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций. Отнесение валюты к определенному типу осуществляется ЦБ РФ. К валютным ценностям относят: иностранную валюту; ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте; драгоценные металлы: золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Субъекты валютных правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц, осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль. Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников ва­лютных операций на резидентов и нерезидентов. Резиденты: а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в п. «в»; д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях; е) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ «о вал. регулир. и вал. контроле» и принятыми в соответствии с ним иными ФЗ и другими нормативными правовыми актами. Нерезиденты: а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пунктами «а» и «б» резедентов; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ; е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пунктах «б» и «в»; ж) иные лица, не соответствующие признакам резидентов;

К лицам, осуществляющим валютное регулирование, отно­сятся Банк России и Правительство РФ. К лицам, осуществляющим валютный контроль, в соответ­ствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ относятся Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России, феде­ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Добавить комментарий