Объекты земельных отношений

СТ 6 ЗК РФ

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Комментарий к Статье 6 Земельного кодекса РФ

Предлагаемое деление статьёй 6 Земельного кодекса не случайно, поскольку согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство определяет землю одновременно как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природного ресурса, используемого как средство производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и в качестве недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю.

<2> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<3> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142.

<4> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1; 2005. N 19. Ст. 1752; 2007. N 26. Ст. 3089; 2014. N 14. Ст. 1553.

<5> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

<2> См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009.

В то же время следует отметить, что Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», положения которого вступают в силу с 1 января 2017 г., не оперирует понятием «уникальные характеристики» применительно к объектам недвижимости, а только делит сведения государственного кадастра недвижимости на основные и дополнительные (ст. 8 данного Закона). В частности, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

По ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» возможность осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка без возникновения нового земельного участка предусматривается. В таком случае новый земельный участок как объект земельных отношений не образуется, в связи с чем можно говорить о существовании такой части земельного участка как индивидуально определенной недвижимой вещи.

В частности, допускается учет части земельного участка, на котором расположены отдельные типы сооружений, в том числе линейные сооружения (ч. 10 ст. 25) <1>, в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории (ч. 12 ст. 25), в связи с установлением ограничения (обременения) <2> (ч. 13 ст. 25). Для указанных целей в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требуется подготовка межевого плана, в том числе определение координат характерных точек границ части земельного участка. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который с 1 января 2017 г. будет регулировать соответствующие правоотношения, в свою очередь, также предусматривает, что сведения о части объекта недвижимости (в том числе земельного участка) относятся к числу основных сведений о таком объекте недвижимости.
———————————
<1> В соответствии с ч. 10 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и т.п.) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Однако до настоящего времени такие особенности не установлены.

<2> Например, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ в соглашении об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, указывается учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут.

Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и (или) текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).

Там же отмечено, что судам также необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается <1>.
———————————
<1> См., например: Постановление Президиума ВАС от 19 апреля 2011 г. N 14950/10.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности — это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию тоже земельным участком. Данным Законом также урегулирован порядок и условия создания на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков.
———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 30. Ст. 4594.

Вопрос. Земля как объект общественных земельных отношений. Многоаспектность функций земли.

Земельные отношения — это отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей, которые могут возникать между государственными органами власти, органами местного самоуправления и гражданами и юридическими лицами.

В этой связи объектами земельных правоотношений являются:

  • Земля, как природный ресурс
  • Целостные земельные участки
  • Части земельных участков.

Земля, как объект земельных отношений, рассматривается только в том случае, когда земля выступает как природный объект. То есть понятие «земля» в данном случае представляет собой часть природной среды в виде поверхностного слоя земной коры (почвенный покров), расположенного на территории Российской Федерации.

Все земли Российской Федерации классифицируются по категориям, исходя из своего целевого назначения. Земельный Кодекс РФ различает семь категорий земель:

1. Земля сельскохозяйственного назначения

2. Земля для поселений

3. Земля специального назначения: для обеспечения промышленности, транспорта, энергетики, связи, телевидения, радиовещания, космической деятельности, информатики, обороны и т.д.

4. Земля особо охраняемых объектов и территорий

5. Земля лесного фонда

6. Земля водного фонда

7. Земли запаса

То есть, исходя из данной классификации понятно, что земля, как объект земельных отношений — это абсолютно вся земная поверхность в пределах территории России, в том числе земли на дне морей, рек, водохранилищ, а также земли пустынь и гор. Конечно в реальных земельных отношениях выступает участок.

Что такое земельный участок? Это обособленная часть земли, как физически, так и юридически, выделенная конкретному гражданину, с установленными в установленном порядке границами. С юридической точки зрения, земля является недвижимым объектом. И в силу того, что это недвижимое имущество, то при осуществлении определенных действий с землей, например осуществление сделки купли-продажи, объектом взаимоотношений уже выступает не земельный участок, а право собственности на него. То есть происходит продажа права собственности, при этом сам участок переходит в собственность другого субъекта. Без регистрации права собственности на земельный участок, такой участок не становится объектом частной собственности.

Зачастую, такие понятия как «земля», «земельный участок» и «право на земельный участок» выступают синонимами, поскольку находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Вопрос.

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»,

другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда,

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

— специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти

— подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

— сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

Вопрос.

Источник зе­мельного права — документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной тер­ритории, определенное время и среди определенного круга лиц, яв­ляющийся элементом системы земельного законодательства.

Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт:

1. международные договоры;

2. Конституция и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;

3. федеральные законы, законы РФ;

4. подзаконные акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного самоуправления);

5. законы субъектов РФ.

1. по территории действия:

· федеральные (НПА для всей страны — Земельный кодекс, ФЗ и т.д.);

· региональные (НПА для одного субъекта федерации);

· местные (НПА для одного муниципального образования).

2. по кругу субъектов:

· общие;

· специальные (для субъектов, обладающих специальными признаками).

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

1) непосредственно посвященные земельным отношениям:

·

· ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

· ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

· ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

· ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

· ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:

·

· ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;

· ст. 1, 7 — о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;

· ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;

· ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;

· ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

· ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;

· ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.

Вопрос

Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений.

Выделяют 3 группы таких норм:

1. положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);

2. нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);

3. конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).

Можно и 16 вопрос касательно КонституцииРФ

Вопрос

Земельное законодательство является признанной самостоятельной отраслью российского законодательства, представляющей собой систему нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.

Закон РСФСР1990 г. «О земельной реформе» и Земельный кодекс РСФСР 1991 г. легли в основу формирования указанного законодательства Российской Федерации. Последовавшее за их принятием десятилетие стало важным, но противоречивым и сложным периодом развития законодательства о земле. Если в отношении ключевых направлений земельной реформы разногласий практически не было, то система земельного законодательства вызывала много дискуссий. Можно сказать, что к началу века сформировались идеи и подходы нового развития земельного законодательства.

Осуществляемая в России земельная реформа ставит перед собой следующие цели и задачи:

· придать земле легальную денежную оценку, перейти к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;

· легализовать иные формы собственности на землю;

· расширить полномочия местных органов в части планирования использования земли и распоряжения ею;

· разграничить федеральные государственные земли и земли субъектов РФ, а также местного самоуправления;

· обеспечить реальную информированность общественности о реальном положении дел в земельном хозяйстве страны и выработать процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использовании земли;

· усилить значение экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;

· повысить эффективность государственного земельного кадастра, мониторинга и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

Вопрос.

Право муниципальной собственности на землю — это одна из форм права собственности, при которой правомочиями владения, пользования и распоряжения земельными участка­ми обладают органы местного самоуправления.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципальной собственности, заключается в удовлетворе­нии разнообразных потребностей местного населения (об­служивание нужд жилого фонда и коммунального хозяйст­ва, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего бла­гоустройства и т. п.). В силу этого муниципальная земель­ная собственность имеет более узкое назначение по сравне­нию с государственной собственностью.

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям

Вопрос

Аренда — это предоставление какого-либо имущества, в данном случае земельного участка, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды. Это одна из самых распространенных и наиболее эффективных форм использования земли во всем мире. Гражданский и Земельный кодексы устанавливают общие требования к аренде земельных участков, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды. Правом сдачи земельного участка в аренду обладают все собственники земельных участков. В соответствии с законодательством земля может находиться в собственности как физических, так и юридических лиц. Соответственно, реализовать право сдачи земли в аренду могут граждане и юридические лица, иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства и иностранным государствам.

Содержание прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

К ограниченным вещным правам на землю относятся:

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

2. Право пожизненно наследуемого владения земельным участком (ПНВ).

3. Аренда земельного участка.

4. Безвозмездное пользование земельным участком.

5. Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут).

6. Право общего пользования землёй.

Лица, не являющиеся собственниками земельных участков имеют право: Владения, пользования, Но не распоряжения.Такими правами могу обладать и юридические лица и граждане. Они не являются собственниками земельных участков (несобственники). А права на земельные участки для них подразделяются на вещные и обязательственные.

К вещным правам на земельный участок относятся право пожизненно наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и сервитут.

Вещные права не прекращаются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу (например, наследование).

Обязательственные права — те, что приобретаются в результате сделок. К ним относятся договоры аренды земельного участка, ренты и пожизненного содержания с иждивением, безвозмездного пользования, доверительного управления, залога (ипотеки).

Право общего пользования землёй выделяется отдельно. Это право свободно находиться на открытых для общего доступа земельных участках. Право использовать природные объекты на таких участках. Право свободного прохода (если нет иных ограничений). Обычно – это земли государственной или муниципальной собственности.

Юридические лица и граждане, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, являются землепользователями. Граждане, обладающие земельными участками на праве пожизненно наследуемого владения (ПНВ), являются землевладельцами.

Если обладание земельным участком ведётся на праве аренды, то, соответственно, обладатели таких участков являются арендаторами.

Юридические лица и граждане, предоставившие земельные участки в аренду, являются арендодателями.

Граждане, получившие земельные участки от организаций в качестве служебных земельных наделов, и юридические лица, обладающие земельными участками на праве безвозмездного пользования , являются ссудополучателями. Соответственно, в этом случае собственник земельного участка являетсяссудодателем.

Несобственникам земельных участков законодательством предоставлена возможность эксплуатации земельных участков с целью получения определённых благ. Правом распоряжения земельными участками (например, правом продажи) несобственники не обладают.

Химическая мелиорация.

В составе отдельных типов мелиорации земель настоящим Федеральным законом устанавливаются виды мелиорации земель.

Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.

Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:

противоэрозионная — защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;

полезащитная — защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;

пастбищезащитная — предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:

расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;

мелиоративная обработка солонцов;

рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;

проведение иных культуртехнических работ.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

37.В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»

38. Государственный кадастровый учёт земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Кадастровый учет является обязательным этапом перед оформлением прав на недвижимое имущество. Важно понимать, что любые сделки с землей: купля‐продажа, сдача в аренду допустимы только с поставленными на учет земельными участками. Согласно нормам действующего законодательства в сфере кадастра и регистрации недвижимости ни на один объект недвижимого имущества не могут быть зарегистрированы права до тех пор, пока этот объект не будет внесен в Государственный кадастр недвижимости.

Постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется в течение двадцати рабочих дней с момента подачи заявления в орган кадастрового учета. По окончанию вышеуказанного срока заявителю выдается кадастровый паспорт. Итогом постановки на кадастровый учет является внесение сведений в базу данных Росреестра и присвоение участку уникального неповторяющегося на территории РФ кадастрового номера.

39.В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»:

землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

объекты землеустройства — территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Основаниями проведения землеустройства являются:

l решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

l договоры о проведении землеустройства;

l судебные решения.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

u изменения границ объектов землеустройства;

u выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

u проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ в области земельных отношений.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды

России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, в сфере мониторинга окружающей

природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.

вопрос. Земля как объект общественных земельных отношений. Многоаспектность функций земли.

Земельные отношения — это отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей, которые могут возникать между государственными органами власти, органами местного самоуправления и гражданами и юридическими лицами.

В этой связи объектами земельных правоотношений являются:

  • Земля, как природный ресурс
  • Целостные земельные участки
  • Части земельных участков.

Земля, как объект земельных отношений, рассматривается только в том случае, когда земля выступает как природный объект. То есть понятие «земля» в данном случае представляет собой часть природной среды в виде поверхностного слоя земной коры (почвенный покров), расположенного на территории Российской Федерации.

Все земли Российской Федерации классифицируются по категориям, исходя из своего целевого назначения. Земельный Кодекс РФ различает семь категорий земель:

1. Земля сельскохозяйственного назначения

2. Земля для поселений

3. Земля специального назначения: для обеспечения промышленности, транспорта, энергетики, связи, телевидения, радиовещания, космической деятельности, информатики, обороны и т.д.

4. Земля особо охраняемых объектов и территорий

5. Земля лесного фонда

6. Земля водного фонда

7. Земли запаса

То есть, исходя из данной классификации понятно, что земля, как объект земельных отношений — это абсолютно вся земная поверхность в пределах территории России, в том числе земли на дне морей, рек, водохранилищ, а также земли пустынь и гор. Конечно в реальных земельных отношениях выступает участок.

Что такое земельный участок? Это обособленная часть земли, как физически, так и юридически, выделенная конкретному гражданину, с установленными в установленном порядке границами. С юридической точки зрения, земля является недвижимым объектом. И в силу того, что это недвижимое имущество, то при осуществлении определенных действий с землей, например осуществление сделки купли-продажи, объектом взаимоотношений уже выступает не земельный участок, а право собственности на него. То есть происходит продажа права собственности, при этом сам участок переходит в собственность другого субъекта. Без регистрации права собственности на земельный участок, такой участок не становится объектом частной собственности.

Зачастую, такие понятия как «земля», «земельный участок» и «право на земельный участок» выступают синонимами, поскольку находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Комментарий к Ст. 6 ЗК РФ

1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 1 Кодекса, земельное законодательство исходит из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Соответственно, и как объект земельных отношений земля выступает в этих двух качествах: в первом случае — это земля как природный объект и природный ресурс, и в этом качестве она выступает объектом регулирования, например, норм главы II Кодекса (при этом используется также термин «земли»); во втором случае — это земля как имущество и объект прав, и в этом качестве она выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.

Земельный участок — одна из основных категорий, которыми оперируют земельное право и земельное законодательство. Его точное определение содержится в п. 2 комментируемой статьи 6 ЗК РФ. Что же касается части земельного участка, то правовая природа этого понятия нередко является предметом дискуссий, поскольку часть земельного участка, пока она не выделена в установленном порядке в отдельный участок, не может быть самостоятельным объектом имущественных прав и сделок. В ЗК часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается только в ст. 35 в контексте части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.

В земельном законодательстве объектом прав выступают также земельные доли (см. комментарий к гл. XIV Кодекса). Комментируемая статья не рассматривает их в качестве отдельного объекта земельных отношений, поскольку земельная доля по существу представляет собой долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, т.е. объектом выступает опять же земельный участок. Однако отношения по поводу таких долей обладают существенной спецификой и являются предметом регулирования нескольких статей ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2. ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 15.02.2008 согласно ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ) определял земельный участок как часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Земельный участок — недвижимая вещь, а вещи согласно ст. 133 ГК могут быть делимыми и неделимыми. Земельные участки бывают как делимыми, так и неделимыми — это зависит от их размера, конфигурации, целевого назначения и разрешенного использования. В отдельных случаях запрет раздела земельного участка установлен законом — например, в отношении земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Комментируемая статья 6 Земельного кодекса РФ конкретизирует и развивает применительно к земельным участкам норму ст. 133 ГК, согласно которой признается неделимой вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Делимость земельного участка имеет принципиальное значение в случае, когда предполагается его раздел — например, между собственниками, если участок находится в общей собственности. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами ст. ст. 252, 258 ГК.

Пункты 3, 4 ст. 36 ЗК РФ подробно регламентируют случаи, когда на неделимом земельном участке находится здание, которое принадлежит на праве собственности или на иных вещных правах нескольким разным лицам.

Новая редакция Ст. 6 ЗК РФ

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Комментарий к Статье 6 ЗК РФ

Статья 6 посвящена объектам земельных отношений, которыми могут выступать земля как природный объект и природный ресурс, а также земельные участки или их части.

Это обусловлено двояким подходом к оценке объектов земельных отношений. С одной стороны, объект земельных отношений — это земля в качестве природного объекта и природного ресурса, и в этом смысле она выступает объектом регулирования нормами земельного права, содержащимися, например, в главе II ЗК «Охрана земель».

Так, в ст. 12 ЗК РФ читаем: «Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности». В данной статье объектом правового регулирования выступает земля в качестве природного объекта и природного ресурса. Нельзя не обратить внимание на то, что для обозначения объекта земельных отношений в качестве важнейшей составной части природы законодатель использует не термин «земля», а термин «земли» (во множественном числе).

С другой стороны, земля как недвижимое имущество и объект права собственности и иных прав на землю выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.

Земельный участок определяется как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК России).

Часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается в ЗК в ст. 35. В ней объектом земельных отношений является часть земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования: «При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник».

Объектом права собственности могут быть только земельные участки, но не их части (статья 15 ЗК РФ). Только земельный участок является объектом, подлежащим государственной регистрации.

В правоприменительной практике комментируемая статья 6 ЗК РФ используется, прежде всего, для определения объекта спора. Судебная практика исходит из того, что не сформированный надлежащим образом земельный участок не создает объекта земельных отношений (например, Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2013 N Ф09-1347/13 по делу N А60-26222/12; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2013 по делу N А15-1548/2012; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А19-8935/2012 и т.д.).

Другой комментарий к Ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации

В данной статье приводится перечень объектов земельных отношений. Эти объекты подразделяются на две группы: общие объекты и непосредственные объекты земельных отношений. Общим объектом земельных отношений является земля как определенная часть земной поверхности, рассматриваемая в качестве природного объекта и природного ресурса. Это определенная территория, являющаяся пространственной сферой деятельности лица, использующего ее. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может также использоваться как средство производства для растениеводства, выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и т.п.

Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок либо его часть. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Кроме того, объектом земельных отношений могут быть определенная категория земель, их часть. Например, объектами земельных отношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривают право общего лесопользования (ст. 11 ЛК РФ) и право общего водопользования (ст. 6 ВдК РФ). Законодательство предусматривает право граждан свободно пребывать в лесах, пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Поэтому земли этих категорий по общему правилу могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.

Добавить комментарий