Объем понятия в логике

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутст​вующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются еди​ничными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестику​ляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принад​лежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они при​сущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаковлогикавыделяет признаки существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называютсянесущественными.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. По​нятия, отражающие множество предметов, включаютобщие сущест​венные признаки. Например, общие признаки человека (способ​ность создавать орудия труда и др.) являются существенными. По​нятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наря​ду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включаетединичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Понятие качественно отличается от форм чувственного позна​ния: ощущений, восприятий и представлений, существующих в со​знании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокуп​ности в абстрактной, обобщенной форме на основании их сущест​венных признаков.

Логические приемы образования понятий

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называетсясравнением. Мысленное расчленение предмета на части называетсяанализом. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от несущественных его признаков называетсяабстрагиро​ванием. Синтез — пред​ставляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчле​ненного анализом. Обобщение — прием, с помощью которого отдельные предметы на основе прису​щих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выяв​ленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие

Содержанием понятия называется мыслимая в понятии совокупность существенных признаков предмета. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправ­ность, виновность, наказуемость.

Совокупность предметов, мыслимая в понятии, называется объемом понятия.Объем понятия «преступление» охватывает все преступле­ния, они имеют общие существенные признаки. Объем понятия составляет логический класс, или множество. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студен­тов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономичес­ких преступлений. Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмно­жеством) является отношением включения и выражается при помощи символа <=; А <= в. Это выражение читается: А является подклассом В. Так, если А — следователи, а В — юристы, то А будет подклассом клас­са В. Классы (множества) состоят из элементов.

Элемент класса — это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества выс­ших учебных заведений будут Московский государственный универ­ситет им. М. В. Ломоносова, Московская государственная юридичес­кая академия и т. д. Отношение элемента к классу выражается при помощи символа е : А е В (А является элементом класса В). Если, например, А — юрист Иванов, а В — юристы, то А будет эле­ ментом класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называ­ется универсальным классом (например, класс планет Солнечной сис­темы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не со­ держит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом (например, вечный двигатель). Число элементов пустого класса равно нулю. К нулевым (пустым) классам относятся логически противоречивые понятия, включающие в свое содержание несовместимые признаки. К ним относятся: «круглый квадрат», «горячий лед», «родной сын без­детной матери» и т. п. Это логически пустые понятия.

Иногда выделяют фактически пустые понятия. К ним относят классы, объем которых составляют предметы, не существующие в ре­альном мире: черт, леший, Баба Яга. Однако, являясь пустыми для предметной области реальных предметов, они не могут рассматри­ваться как пустые в предметной области сказок. Не являются пусты­ ми многие научные абстракции, наделенные признаками, которые не существуют и не могут существовать в действительности: идеальный газ, абсолютно твердое тело, плоскость, линия, точка и многие другие понятия, имеющие важное значение для науки.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содер­жанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и на­оборот. Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибав­ления признака «современный», мы переходим к понятию «современ­ное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем по­нятия «учебник по теории государства и права», исключаем признаки, характеризующие учебник по данной дисциплине, переходим к поня­тию «учебник», имеющему меньшее содержание. Подобное же отношение между объемом и содержанием имеет ме­сто в понятиях «преступление» и «преступление против личности» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «генераль­ный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.

Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосоче​таниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни опе​рирование ими. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos — «одинаковый» и onyma — «имя») — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса — это и сплетен​ные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для срезания травы, злаков и т.п.; нота — графическое изо​бражение музыкального звука и дипломатическое обращение одно​го государства к другому; заключение — суждение, полученное ло​гическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).

Синонимами (от греч. synonymus — «одноименный») называют​ся слова, близкие или тождественные по своему значению, выра​жающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «ро​дина» и «отечество»; «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция»; «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смеше​нию понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреб​лять их в строго определенном смысле.

В различных областях науки и техники вырабатывается специ​альная терминология — система терминов, употребляемых в данной области знания.Термин — это слово или словосочетание, обозна​чающее строго определенное понятие и характеризующееся одно​значностью по крайней мере в пределах данной науки или родствен​ной группы наук.

3.ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Понятия (классы) делятся на пустые и непустые Рассмотрим виды непустых понятий.

По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние — на регист­ рирующие и нерегистрирующие). Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следова­тель», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учёту: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошлого, насто­ящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

по типу обобщаемых предметов — на 2) собирательные и несобирательные,

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Напри­мер, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множе­ство элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержа­ние собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупнос­ти элементов. Например, существенные признаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами) неприло­жимы к каждому отдельному члену коллектива. Собирательные поня­тия могут быть общими («коллектив», «полк», «созвездие») и единич­ными(«коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк», «созвездие Большой Медведицы»). Понятое, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, поня­тия «звезда», «командир полка», «государство».

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным. Например, высказывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употребляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение отно­ сится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо.

4) конкретные и абстрактные; Понятие, в котором мыслится отдельный предмет или совокуп­ность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или от­ ношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными. В абстрактных понятиях признаки и отношения мыслятся как само­стоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалид­ ность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Понятия «дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость» отражают определенные отношения. Это абстрактные понятия.

по наличию или отсутствию признака — на 4) положительные и отри­цательные; Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании ко­торых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно сло­ вами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неуловимый», «невиновный», «бездействие»; в словах иностранного происхождения — с отрицательными приставками «а» («аморальный», «анонимный», «асимметрия»), «анти» («антибиотик», «антициклон», «антифашист»), «контр» («контрманевр», «контрудар», «контрреволюция»), «дез» («дезорганизация», «дезинформация»),

Однако на отсутствие некото­рых свойств предмета могут указывать слова без отрицательной при­ставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непья­ ный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невинный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмущение, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприня­ты как слова с отрицательными приставками.

по отношению к другому понятию на 5) безотносительные и соотносительные. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отноше­нию к понятию «родители»). Соотносительными являются также по­нятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отра­жены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

Определить, к какому виду относится понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положительное, безотноси­тельное. При характеристике понятия «невменяемость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистрирующим), несобира­ тельным, абстрактным, отрицательным, безотносительным.

Наряду с определением содержания понятия как совокупности признаков, возможна характеристика его как некого предиката. Поскольку предикат представляет собой высказывательную форму, он выражает некоторую информацию о предметах, мыслимых в понятии. В силу этого представление содержания как предиката позволяет истолковать его характеристику информативности понятия. Различение понятий по информативности существенно для выяснения многих аспектов при анализе этой формы мышления. Оно приводит, в частности, к устранению многих недоразумений, которые возникали в прошлом, в частности, в связи с известным в логике законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. В распространенной формулировке он гласит: объем и содержание понятия находятся в обратном отношении: чем шире объем, тем уже содержание понятия, и наоборот.

Если объем одного понятия составляет часть объема другого (с тем же родом), то содержание второго составляет часть содержания первого.

Кроме того, поскольку понятия имеют один и тот же род, отношение «часть — целое» между содержаниями понятий сводится к отношению между видовыми отличиями этих понятий, то есть между предикатами.

Таким образом получается, что объем одного понятия составляет часть другого (с тем же родом), если и только если содержание второго составляет часть содержания первого.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. одержанием понятия «квадрат» является совокупность двух существенных признаков: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны»

Объемом понятия называют совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии. Например, объем понятия «государство» составляет все государства, которые существовали, существуют и будут существовать; объем понятия «кража» — все преступления, обладающие признаками этого понятия. Содержание понятия «государства» составляют признаки: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства (правительственный аппарат, армия и т.д.); 2) наличие права; 3)наличие определенной территории, пределами которой ограничивается данная государственная власть. Содержание понятия «кража» составляют уже перечисленные признаки.

В уголовном праве термин «содержание понятия» заменяется специфическим термином «состав преступления». И состав преступления, и содержание понятия состоит из одних и тех же признаков. Например, содержание понятия «грабеж» составляют следующие признаки: 1) открытое 2) хищение 3)личного имущества граждан. Эти же признаки образуют и состав грабежа как вида преступления.

Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в логическом законе обратного отношения объема и содержания понятия, который формулируется следующим образом чем больше объем понятия, тем меньше его содержание и наоборот, чем больше содержание понятия, тем меньше его объем.

Логику кратко определяют как науку о формах и законах правильного мышления. Какие же существуют формы мышления?

Выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Например: «апельсин», «фрукт», «трапеция», «белизна», «река Нил», «ураганный ветер», «студент медицинского института» — это понятия.

Из понятий можно построить суждения: «Апельсин является фруктом», «Река Нил находится в Европе», «Мне нравится ураганный ветер».

Из одного или более суждений по определенным правилам можно получить новые суждения, построив умозаключения. На первых нескольких занятиях мы будем подробно рассматривать форму логического мышления – «понятие».

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные отличительные признаки предметов.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Например, одним из существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.

Несущественные — это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия «человек» является цвет его волос, вес, рост и др.

Необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях они могут меняться местами.

Например, существенными признаками понятия «апельсин» будут: круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный и другие. Можно ли по этим признакам отличить апельсин от не апельсина? По этим признакам легко отличить апельсин от яблока, но нельзя отличить апельсин от мандарина: большой мандарин можно спутать с маленьким апельсином. Поэтому для точной идентификации апельсина необходимо ввести дополнительные признаки.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.

Содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны».

Содержание понятия «ученик» включает в себя признаки «познавать новое», «заниматься под руководством учителя» и «посещать школу». Содержание понятия «хороший ученик» включает в себя признаки «познавать новое», «заниматься под руководством учителя», «посещать школу», «получать хорошие отметки», «исполнительность», «обязательность», «воспитанность». Любой ли отличник может в соответствии с этими признаками называться хорошим учеником? Отметим, что разные люди по-разному представляют себе хорошего ученика, поэтому для каждого человека может быть свой набор существенных признаков.

Объем понятия — это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Например, объем понятия «река» включает в себя множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Иртыш, Енисей, Волга и др. Объём понятия «ученик» включает в себя всех людей, которые когда-либо учились (чему-нибудь и как-нибудь), учатся сейчас или будут учиться.

Автомобиль — транспортное средство, имеющее двигатель, кузов, колеса и устройство управления. Это содержание понятия, а его объемом являются все существующие в мире автомобили.

Объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из важнейших проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия: если одно понятие шире другого по объему, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объему, то оно богаче его по содержанию.

Задания

Укажите хотя бы один элемент объема понятия:

1. Президент

2. Алфавит

3. Прокуратура

4. Текст

5. Поезд

6. Мелодия

7. Студенческая группа

8. Толпа

9. МГУ имени М.В. Ломоносова

10. Вечный двигатель

11. Русский алфавит

12. Созвездие

13. Созвездие Большого Пса

14. Клавиатура

15. Квартира

16. Сад

17. Бусы

18. Предложение

19. Клуб собаководов

20. Родительское собрание

21. Бригада скорой помощи

22. Мурманск

23. Нынешний царь России

24. Собрание сочинений

25. Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого

26. Человек, который побывал на всех материках, но не бывал в Антарктиде.

Добавить комментарий