Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:
· обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего межд. правопорядка;
· выработка новых межд.-правовых обязательств, новых норм.
Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй — с процессом межд. нормотворчества.
Право международной безопасности (МБ) — совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам МП, направленных на обеспечение мира, и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.
Юридическая основа:
· принцип неприменения силы
· принцип мирного разрешения споров
· принцип разоружения.
Специальные принципы права МБ:
· принципы равенства и одинаковой безопасности
· ненанесения ущерба безопасности государств и т. д.
Арсенал средств обеспечения МБ:
· коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *
· разоружение;
· мирные средства разрешения споров;
· меры по ослаблению межд. напряженности и прекращению гонки вооружений;
· меры по предотвращению ядерной войны;
· неприсоединение и нейтралитет;
· меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
· самооборона;
· действия межд. организаций;
· нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
· создание зон мира в различных регионах земного шара;
· меры по укреплению доверия между государствами.
Система МБ — совокупность средств, обеспечивающих поддержание МБ, в ней различают два момента:
· коллективные меры — широкое межд. сотрудничество;
· превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование межд. споров.
Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН. .
Система коллективной безопасности имеет два основных признака:
1. принятие государствами — участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
· не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
· разрешать все споры мирным путем;
· активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
2. наличие организационного единства государств — участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).
Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.
Различают два вида системы.коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.
В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на
первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры.
Помимо всеобщей системы межд. безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания межд. мира. Региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности.
· Организация американских государств
· Организация Североатлантического договора (НАТО)
· рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности.
· Шанхайская организация сотрудничества
40.Мирные средства разрешения споров: понятие, классификация
Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
Конфликтные отношения:
· спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.
· ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий.
Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости.
Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН урегулирование споров на основе международного права означает применение:
1. Международных конвенций.
2. Международных обычаев
3. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.
4. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (вспомогательное средство)
Мирные способы разрешения споров (ст. 33 Устава ООН):
1. переговоры
Конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы и пр. согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз.
2. Консультации сторон
Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.
3. Обследование
Средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.
4. Посредничество
Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.
5. Примирение
Примирение (согласительная процедура) включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон, которые образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, вырабатывающую такие рекомендации.
6. Добрые услуги
средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.
7. Арбитраж
Для передачи спора на его рассмотрение необходимо согласие сторон. Его решение обязательно для сторон.
8. Судебное разбирательство
Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.
9. Обращение к региональным органам или соглашениям
Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.
10. иные мирные средства по своему выбору
Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами.
Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными».
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций на международном уровне, является неотъемлемым элементом системы обеспечения международной безопасности.
Система международной безопасности должна быть основана на международных нормах и принципах при соблюдении их всеми субъектами международного сотрудничества. Однако международная безопасность в настоящее время находится под угрозой, поэтому ситуацию в мире можно оценить как нестабильную. Международные конфликты негативно влияют на безопасность в мире, и вызывают или могут вызывать чрезвычайные ситуации, которые, порой, достигают катастрофических масштабов.
В докладе ООН отмечается, что в 2014 году общее число перемещенных лиц в Сирии достигнет 6,5 миллиона (на конец 2013 года их число оценивается в 4,25 миллиона). По данным МЧС России по состоянию на июль 2014 года количество беженцев с Украины на территорию России составило более 21 тысяч человек.
В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для повышения материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Международные нормы, регулирующие обеспечение международной безопасности, образуют соответствующую отрасль — право международной безопасности, которая представляет собой отрасль международного права, включающая совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств по обеспечению международной безопасности.
Основу права международной безопасности составляют общепризнанные международные принципы, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. См., например, Устав ООН, Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года.
Существуют и специальные принципы:
Принцип неделимости международной безопасности. Действительно, современное развитие общества, инфраструктуры, экономики предполагает тесную взаимосвязь всех государств в мире. Опыт показывает, что любая чрезвычайная ситуация в одной части мира может вызвать негативные последствия в другой ее части. Вооруженные конфликты, аварии и катастрофы вызывают кризисные ситуации не только в странах, на территории которых они происходят. Часто бывают затронуты интересы других государств, иногда десятков и даже сотен стран. Поэтому все государства должны ставить перед собой задачу совершенствования и развития системы обеспечения международной безопасности, а не только безопасности своего региона.
Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение каждым государством такой внешней политики, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества.
Принцип равной и одинаковой безопасности означает, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.
Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную.Оба вида международной безопасности относятся к коллективной безопасности, то есть они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.
Универсальная безопасность создается в целом для нашей планеты. Она основана на системе международных соглашений (договоров), направленных на обеспечение международной безопасности для всех государств.
Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций (ООН). Главным ее органом по обеспечению международной безопасности является Совет Безопасности ООН (Совбез ООН). В соответствии с Уставом ООН, Совет Безопасности ООН вправе определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.
Совет Безопасности ООН является постоянно действующим органом и имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры можно лишь при единстве всех государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Региональная международная безопасность — это безопасность в отдельном регионе.Например, система коллективной безопасности в Европе основана на механизме функционирования ряда систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 году, когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В настоящее время в ОБСЕ входят 57 государств из Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Россия является членом ОБСЕ.и Организации Североатлантического договора (НАТО)http://www.nato.int.
В рамках ОБСЕ состоялись встречи на высшем уровне и встречи на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Например, в 1999 году государства-члены ОБСЕ приняли Хартию европейской безопасности. В ней отражена концепция безопасности мирового сообщества, ориентированная на 21 век. В ее основу положены два принципа: коллективности, при которой безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других, и принцип первоочередной ответственности Совбеза ООН за поддержание международного мира.
ОБСЕ определена как одна из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и один из главных инструментов в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов.
ОБСЕ в 2014 году активно участвует в урегулировании кризиса на Украине.
Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО,которая располагает мощными вооруженными силами. Эти силы могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств-членов НАТО В настоящее время НАТО включает 28 государств-членов. Однако НАТО старается расширять свои границы. либо, как показывает практика, возникновения нестабильных регионов в Европе.
Россия не приветствует расширение НАТО. Тем не менее, Россия сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 года было подписано соответствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотрудничества Россия-НАТО. С момента создания Совета Россия-НАТО данные субъекты международных отношений работали вместе по различным вопросам, начиная с борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом и заканчивая спасанием подводных лодок и гражданским чрезвычайным планированием. В настоящее время отношения между Россией и НАТО стали напряженными. 1 апреля 2014 года министры иностранных дел стран НАТО осудили незаконное военное вмешательство России в Украине и нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины. Министры подчеркнули, что НАТО не признает незаконную и противоправную попытку России аннексировать Крым
Существенное значение для обеспечения европейской безопасности имеет Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990 года.Этот Договор должен действовать в адаптированном виде, о чем договорились его участники, подписав в ноябре 1999 году в Стамбуле соответствующее Соглашение об адаптации ДОВСЕ.В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать соответствующие параметры вооружений, обусловленные Договором.
Одним из примеров создания основ региональной коллективной безопасности служит подписание 25 апреля 2002 года Документа о мерах укрепления доверия и безопасности на Черном море.В сочетании с Соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор» Основные задачи «Блэксифор»: проведение совместных учений поисково-спасательного характера, противоминных и гуманитарных операций, операций по защите окружающей среды, а также проведение визитов доброй воли., Документ по мерам доверия формирует целостный механизм военно-морского взаимодействия в регионе. В частности, предусматривается обмен различной информацией, в том числе ежегодными планами военно-морской деятельности и предварительными уведомлениями о проводимых мероприятиях. Ряд разделов Документа посвящен развитию военно-морского сотрудничества между черноморскими государствами. Участниками Документа явились шесть причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина.
Другой пример формирования региональной системы коллективной безопасности — в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Участниками ШОС являются шесть государств: Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.. ШОС ведет активную деятельность в области обеспечения безопасности в регионе расположения государств-участников.
Международная безопасность на региональном уровне обеспечивается и в рамках СНГ. В настоящее время членами СНГ являются одиннадцать государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. является организацией общей компетенции. Организацией специальной компетенции по обеспечению коллективной безопасности является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В настоящее время членами ОДКБ являются шесть государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. .Цель ОДКБ — обеспечение безопасности в регионе расположения государств-участников. См., например, Договор о коллективной безопасности 1992 года, Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года.
В соответствии с Декларацией государств-членов ОДКБ, принятой на июньской сессии 2006 года Совета коллективной безопасности ОДКБ, отмечается, что одним из основных направлений по развитию интеграционных процессов в рамках ОДКБ является деятельность в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В 2007 году в целях координации взаимодействия министерств и ведомств государств-членов ОДКБ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Организации создан Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (КСЧС), в состав которого вошли руководители уполномоченных органов по чрезвычайным ситуациям. Членом Координационного совета по чрезвычайным ситуациям Организации Договора о коллективной безопасности от России является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На КСЧС возлагается решение задач по:
— организации взаимодействия уполномоченных органов в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— выработке предложений по осуществлению совместных организационных и практических мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение эффективности мер по ликвидации их последствий;
— развитию международно-правовой базы сотрудничества в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— подготовке предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств государств-членов ОДКБ;
— координации подготовки и проведения совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— подготовке предложений по разработке проектов межгосударственных программ и планов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— организации обмена опытом и информацией, содействие в подготовке и повышении квалификации кадров;
— участию в методическом и информационно-аналитическом обеспечении уполномоченных органов государств-членов Организации в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании Решения Совета коллективной безопасности, принявшего изменения в Положение о КСЧС ОДКБ, председатель Координационного совета назначается начиная с 2010 года сроком на три года. С декабря 2010 года в Координационном совете председательствовала Республика Беларусь. В 2013 году на три года председательство перешло к Казахстану. Возглавил КСЧС ОДКБ Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Владимир Божко.
Важное значение в деле обеспечения международной, региональной и национальной безопасности имеют двусторонние договоренности между государствами, например, между Россией и Францией. Для углубления взаимодействия двух государств по проблемам международной безопасности и в области двусторонних отношений в соответствии с решением президентов двух стран был создан Российско-французский совет сотрудничества по вопросам безопасности. Основные темы в повестке дня Совета — проблемы глобальной и региональной безопасности, борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового уничтожения (ОМУ). В рамках Совета сформированы совместные рабочие группы по нераспространению ОМУ и по борьбе с новыми угрозами и вызовами.
Таким образом, международная безопасность занимает важнейшее место в системе международных отношений, поскольку на принципах международной безопасности возможно развитие и плодотворное сотрудничество государств во всех сферах отношений, в том числе в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Международная безопасность в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — состояние защищенности государств, их граждан, материальных и культурных ценностей от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, которые возникли и могут возникнуть.
Международная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций предполагает:
— обеспечение безопасности государств и их граждан при чрезвычайных ситуациях;
— предупреждение чрезвычайных ситуациях;
— ликвидацию чрезвычайных ситуациях;
— защиту людей и материальных объектов от чрезвычайных ситуаций;
— восстановление территорий;
— нормативное правовое регулирование данной области;
— создание сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение международной безопасности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возможно только при условии сотрудничества государств и (или) международных организаций.
Такое международное сотрудничество осуществляется на международных нормах и принципах. Среди таких принципов можно назвать следующие, которые, в частности, регулируют отношения по обеспечению безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций:
— принцип суверенного равенства государств;
— принцип неприменения силы и угрозы силой;
— принцип нерушимости государственных границ;
— принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств;
— принцип мирного разрешения международных споров;
— принцип невмешательства во внутренние дела;
— принцип неделимости международной безопасности;
— принцип ненанесения ущерба безопасности других государств;
— принцип равной и одинаковой безопасности, а также:
— окружающая среда — общая забота человечества;
— свобода исследования и использования окружающей среды;
— рациональное использование окружающей среды;
— взаимозависимость охраны окружающей среды и прав человека. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой;
— предотвращение загрязнения окружающей среды;
— ответственность государств;
— платит тот, кто загрязняет;
— принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды и др.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций может осуществляться в рамках как одного государства, так и в рамках определенного региона или всего мира.
Основным способом обеспечения международной безопасности в сфере предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций является международное сотрудничество в указанной области, что определяется особенностью основных участников международных отношений — государств. Государства обладают суверенитетом, который определяет характер их взаимоотношений — взаимное сотрудничество.
Действительно, международное сотрудничество является важнейшим элементом обеспечения безопасности и для России. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только НАТО, а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 20 ст. 2444
Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
Отмечается, что на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на основе международных принципов, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международных норм, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику. ООН и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.
Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств — участников СНГ в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также ОДКБ и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами — участниками СНГ. См. там же. П.13
Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на определенной договорно-правовой основе.
В целях сохранения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства Российская Федерация будет участвовать в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.
Таким образом, в Стратегии национальной безопасности России описана международная экономическая, политическая, социальная и другая ситуация, которая является в настоящее время или может явиться угрозой возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, требующих участия всего мирового сообщества.
В Стратегии государственной национальной политики определяется, что на развитие национальных, межнациональных отношений влияет такой негативный фактор, имеющий глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Задачами в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации являются:
— содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений;
— проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных повлиять на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации;
— обеспечение защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;
— использование механизмов приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов;
— создание в рамках межгосударственных контактов и договоренностей условий российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, для гарантированного осуществления их гуманитарных контактов и свободы передвижения;
— использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;
— укрепление международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов;
— налаживание партнерских отношений в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы, ШОС, СНГ и других международных организаций. См. там же. П.21
Указанные задачи должны реализовываться в любой сфере международного сотрудничества, в том числе в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Главный орган государственной власти в области международного сотрудничества в России — Министерство иностранных дел (МИД) Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями и координирует:
— деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе МЧС России, в области международных отношений и международного сотрудничества;
— международные связи субъектов Российской Федерации;
— международную деятельность организаций, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» представлять Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров России. Указ Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 46 ст. 6477
Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах должны обеспечивать проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в государствах пребывания и осуществлять в этих целях координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государствах пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций, корпораций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации.
На территории Российской Федерации главным органом, осуществляющим предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, является МЧС России.
Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи: * обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего международного правопорядка; * выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.
Право международной безопасности — совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.
Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.
Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:
* коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
* разоружение;
* мирные средства разрешения споров;
* меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;
* меры по предотвращению ядерной войны;
* неприсоединение и нейтралитет;
* меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
* самооборона;
* действия международных организаций;
* нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
* создание зон мира в различных регионах земного шара;
* меры по укреплению доверия между государствами.
Подавляющее большинство перечисленных средств — меры мирного свойства, однако некоторые из них предусматривают возможность правомерного применения силы (например, принудительные меры по постановлению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии, самооборона).
Коллективная безопасность — система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира. Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак — принятие государствами-участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь” системы: * не прибегать в своих взаимоотношениях к силе; * разрешать все споры мирным путем; * активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру
Второй признак — наличие организационного единства государств-участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической” формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.
возникает сложнейшая теоретическая и практическая задача разработки методов измерения уровня национальной безопасности. Это необходимо, прежде всего, для решения задачи создания механизма заблаговременного обнаружения и раннего предупреждения угроз безопасности, которую нельзя решить без разработки определенного набора индикаторов, позволяющих с достаточной для практики степенью достоверности оценить уровень текущего состояния безопасности личности, общества и государства.
Проблема оценки уровня безопасности исключительно сложна и слабо разработана. Реально применимых прямых методов его измерения пока не существует. Сейчас превалируют два основных направления решения этой задачи в нашей стране. Ряд специалистов предлагает определять так называемые пороговые значения некоторого набора социально-экономических показателей. Но этот путь представляется бесперспективным по ряду причин.
Во-первых, сам набор этих показателей не имеет отношения к безопасности, поскольку отражает только текущее состояние страны, а не ее национальные интересы. А ведь еще Г.В. Плеханов указывал: «…чтобы защищать известный интерес, нужно сознавать его» . Осознание интереса включает в себя прежде всего понимание самой сути интереса, вскрытие факта наличия этого интереса, установление его содержания, оценку его значимости в текущий момент и в будущем и т.д. Методика же определения пороговых значений отдельных показателей крайне далека от всего этого.
Во-вторых, эта методика ориентирована исключительно на определение допустимого порога ухудшения реальной ситуации в различных сферах жизнедеятельности.
В-третьих, условность и неэффективность метода пороговых значений.
Другая группа специалистов для оценки уровня национальной безопасности и отдельных ее видов разрабатывает методы оценки степени опасности угроз безопасности. Предлагается сформировать набор специальных измеряемых показателей по каждой угрозе безопасности и регулярно осуществлять мониторинг состояния окружающей среды по этим показателям. На основе репрезентативной выборки полученных данных и анализа информации создается реальная возможность количественно оценить уровень угрозы и степень ее воздействия на состояние безопасности.
Такой подход представляется более плодотворным, поскольку он ориентирован на оценку одного из важнейших элементов системы безопасности — потенциальных и реальных угроз. Однако и этот подход не позволяет решить задачу оценки уровня безопасности из-за отрыва угроз от интересов. А этого допускать нельзя, так как даже по определению угроза всегда связана с конкретным интересом. Смешение уровня безопасности с уровнем опасности угроз — это методологическая ошибка.
В связи с вышеизложенным наиболее обоснованным с методологической точки зрения подходом к оценке уровня национальной безопасности, всех ее типов и видов следует признать метод определения уровня защищенности жизненно важных интересов от угроз. Решение этой задачи представляет собой сложный многоступенчатый процесс, но другого пути нет, если мы не стремимся отказаться от понимания безопасности как защищенности интересов.
Международная безопасность и её военные аспекты
В системе международной безопасности выделяются уровни национальной, региональной, глобальной безопасности. Все три уровня взаимосвязаны и взаимообусловлены. Международная безопасность может складываться только из равной безопасности для всех государств. Угроза безопасности одному государству разрушает безопасность в регионе в целом и создаёт опасность для международного мира и безопасности. Это наглядно показало развитие событий, предшествовавших Второй Мировой войне, ситуация на современном Ближнем Востоке, иракская авантюра США. Соответственно, нестабильность на глобальном уровне международной безопасности создаёт угрозу для безопасности каждого государства и его граждан.
Национальная безопасность традиционно отождествляется с военной безопасностью. Однако в современном понимании национальная безопасность включает недопущение не только внешней агрессии, но и ослабления мощи государства, не связанной с состоянием его военной силы (hard power).
Невоенные факторы безопасности (soft power) формируются внутри самого государства. Они включают состояние экономики и финансов, природной среды; здоровье и образование населения; показатели продовольственного и энергетического обеспечения; развитие науки и новейших технологий; политическое поведение и формы активности неправительственных участников международных отношений и т.д.
Преуменьшать военные опасности сегодня недопустимо так же, как и тысячу лет назад, однако в современных условиях сосредоточенность государства на военных аспектах безопасности ведёт к тому, что из виду упускаются или недооцениваются иные угрозы, способные дестабилизировать государство изнутри и при определённых условиях привести его к катастрофе. Горьким примером в этом отношении служит судьба Советского Союза.
Одним из основных инструментов национальной безопасности является внешняя политика, состоящая в осуществлении взаимодействия с другими субъектами международных отношений. Внешняя политика призвана защищать государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию её международных связей.
Региональная безопасность характеризуется состоянием межгосударственных отношений в данном регионе, наличием внешних угроз для стран региона. Конкретика региональной безопасности определяется целым рядом факторов: историческое наследие, культурные традиции, религиозные особенности, социальная и экономическая ситуация, степень вовлечённости в дела региона других государств и т. д. Например, в основе проблем Ближнего Востока лежит переплетение имеющих многовековую историю территориальных, этнических, религиозных конфликтов, в которые также очень давно втянуты великие державы и страны соседних регионов. В 20-м веке ситуацию усугубила борьба за влияние на страны региона СССР и США, а с 90-х гг. – стремление США, опираясь на военную силу, поставить под свой контроль ближневосточные нефтяные ресурсы.
Пример Ближнего Востока свидетельствует, что решение региональных проблем не всегда зависит только от стран региона и может потребовать участия других государств и международных организаций.
Глобальная безопасность состоит в защите от опасностей всемирного масштаба, угрожающих всему человечеству. Глобальная безопасность обеспечивается согласованными усилиями всех членов мирового сообщества. Особая роль в согласовании и координации этих действий принадлежит Организации Объединённых Наций.
Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются защита окружающей среды, содействие социально-экономическому прогрессу развивающихся стран, борьба с международным терроризмом, особо опасными болезнями и многое другое. Авторы изданной в Мюнхене «Энциклопедии мировых проблем и человеческого потенциала» насчитывают 12 тысяч проблем глобального характера.
Особое место среди проблем глобальной безопасности занимают проблемы ядерной войны и контроля над вооружениями.
Средством поражения в ядерной войне является ядерное оружие. Это оружие массового уничтожения. Оно не способно действовать избирательно, только на армейские подразделения, а поражает и гражданское население. Ядерное оружие обладает наибольшей разрушительной силой и влечёт последствия, которые с полным правом можно именовать апокалипсическими.
Ни одна другая из проблем глобальной безопасности не способна поставить мир перед угрозой апокалипсиса, т.е. максимально сжатого во времени гибели всего живого. Вследствие этого ядерной проблеме уделяется повышенное внимание. Её решение ведётся по двум направлениям: во-первых — прекращение вертикального распространения ядерного оружия; во-вторых – недопущение его горизонтального распространения.
Под вертикальным понимается наращивание ядерного оружия странами, за которыми в 1968 году Договором о нераспространении ядерного оружия был закреплён статус ядерных государств. К ним относятся Великобритания, Китай, США, СССР (Россия как правопреемник), Франция. По понятным причинам, решение «вертикальной проблемы» зависело и зависит главным образом от позиций США и СССР — России.
В 50-е гг. обе страны де-факто придерживались принципа «взаимного гарантированного уничтожения», который предполагал в случае нанесения противником ядерного удара его безусловное уничтожение. Однако Карибский кризис 1962 г. показал бессмысленность идеи взаимного уничтожения и обусловил принятие сверхдержавами доктрины ядерного сдерживания, в соответствии с которой сама возможность ответного применения ядерного оружия удерживает противника от агрессии.
Система взаимного ядерного сдерживания была кодифицирована советско-американскими Договорами 1972 г. об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и о противоракетной обороне (ПРО). Это направление во внешней политике обеих сторон получило развитие в российско-американских Договорах 1990-х гг. о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 в 1991 г. и СНВ-2 в 1993 г.) и Договоре 2002 г. об ограничении стратегических наступательных потенциалов (ОСНП). В результате этих соглашений количество ядерных стратегических боезарядов у России и США сократилось с 10-12 тысяч у каждой из сторон в середине 80-х гг. до 2825 у России и 5951 у США в 2009 году. Тем не менее, обе страны считали необходимым продолжать совместную работу по дальнейшему сокращению ядерных потенциалов
В 1997 г. РФ и США приступили к разработке основных положений СНВ-3. Крайне негативно на ходе переговоров отразились отказ американского Сената ратифицировать СНВ-2 и односторонний выход США в 2002 г. из ПРО.
Работа над документом резко интенсифицировалась после прихода в Белый Дом Б. Обамы. В апреле 2010 г. Договор СНВ-3 был подписан Президентами США и РФ. Согласно ему, количество стратегических ядерных боезарядов у каждой из сторон сокращается до 1500 боеголовок. Тем не менее, ядерный потенциал России и США остаётся намного большим, чем у других «официальных» ядерных держав – Великобритании, КНР, Франции. Последнее не снимает вопроса о необходимости присоединения этих держав в той или иной форме к российско-американским договорённостям.
В целом, процесс прекращения вертикального наращивания ядерного оружия развивается достаточно успешно, чего нельзя сказать о его горизонтальном распространении. «Неофициальными» ядерными державами являются Индия и Пакистан, которые не скрывают наличия у них ядерного оружия и открыто проводят его испытания. Не сомневаются специалисты в том, что ядерным оружием обладает Израиль и, возможно, КНДР и Иран. Необходимые технологии для его производства имеются ещё у 30 – 40 стран.
Распространение ядерного оружия в условиях неустойчивой внутриполитической ситуации, характерной для государств «третьего мира», территориальных претензий многих стран друг к другу составляет опасность для всего мира. Нельзя сбрасывать со счетов и возможность овладения ядерным оружием террористическими группировками.
Преграду «расползанию» ядерного оружия был призван поставить Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года. В соответствии с ним:
1) ядерные державы обязались не передавать другим странам ядерное оружие;
2) неядерные государства принимали обязательство не производить и не приобретать ядерное оружие, а также передать свою деятельность в ядерной сфере под контроль Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ);
3) страны, не присоединившиеся к Договору, теряли право на получение помощи в развитии мирной ядерной энергетики.
Слабое место ДНЯО – он не даёт гарантий безопасности неядерным странам от угрозы со стороны стран, владеющих ядерным оружием. До 90-х гг. де-факто такой гарантией был баланс сил и взаимное сдерживание на основе ядерного паритета между СССР и США. После распада СССР мир стал гораздо менее предсказуемым и более опасным. Именно в это время Индия и Пакистан «разморозили» свои программы по созданию ядерного оружия и в 1998 г. провели его испытания. Ситуацию усугубило решение США, принятое после «11 сентября», о возможности применения ядерного оружия против стран, не обладающих им, с учётом «террористической угрозы».
По мнению специалистов, дальнейшая реализация режима нераспространения требует, в первую очередь, восстановления принципа национального суверенитета в международных отношениях и прекращение практики произвольного вмешательства в дела суверенных государств .
Проблема безопасности связана не только с ядерным, но и неядерным оружием массового уничтожения (ОМУ) и с обычным вооружением.
Проблема неядерного ОМУ была сведена к минимуму благодаря подписанию абсолютным большинством государств Конвенций о запрещении разработки, производства, накопления и об уничтожении бактериологического и токсинного оружия (1972 г.) и химического оружия (1993 г.).
Несомненным успехом мирового сообщества в области ограничения обычного вооружения было подписание в 1997 г. Договора о запрещении использования противопехотных мин, одного из наиболее варварских видов обычного оружия, применение которого вело к большому количеству жертв среди мирного населения, причём и после прекращения боевых действий.
Однако охарактеризованная выше ситуация в мире в последние 20 лет подталкивала страны не к сокращению, а к наращиванию обычных вооружений. Свидетельством служит тот факт, что уже в 2006 г. объём военных бюджетов достиг уровня «холодной войны» и превысил 1,2 триллиона долларов .
Другая стремительно надвигающая проблема связана с созданием нового высокоэффективного неядерного оружия, способного выполнять задачи сегодняшних стратегических ядерных сил, но с существенно меньшими издержками в плане жертв среди мирного населения, разрушений, экологических последствий. Это оружие не подпадает ни под какие международные договорённости как в сфере стратегического наступательного вооружения, так и в сфере обычных вооружений. Страна, опередившая других в создании такого неядерного оружия, уже не будет нуждаться в оружии ядерном для приобретения глобального военного превосходства.
Сегодня наибольших успехов в этой сфере достигли Соединённые Штаты, что, по мнению специалистов, косвенно подтверждается созданием в составе Вооружённых Сил США в 2009 г. новой структуры – Глобального ударного командования ВВС США (Air Force Global Strike Command) .
Несмотря на сложности, сохранению поступательной направленности процесса освобождения нашей планеты от вооружений нет альтернативы. Необходимо более тесное взаимодействие всех стран, заинтересованных в укреплении стратегической стабильности и прежде всего – ядерных держав и других ведущих стран мира.
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 6, с. 125-129
УДК 341, 355.357
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ООН И ЕЁ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
© 2016 г. О.А. Колобов, О.О. Хохлышева
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
кЪокЫу sheva@imomi .unn.ru
Поступила в редакцию 01.09.2016
Рассматривается сложившаяся система универсальной международной безопасности и её международный политико-правовой регламент. Сделан акцент на необходимость следования политического курса в сфере международных и внутренних дел государства нормам и принципам международного права ввиду его верховенства над международными отношениями, мировой политикой и внутригосударственным правом государств мира, для создания системы международной безопасности при определяющем значении международного права.
Ключевые слова: международное право, мировая политика, международные отношения, верховенство международного права, система международной безопасности, обеспечение международного мира и безопасности, экспертиза, преступления, экстремистские материалы, государство, права, безопасность, правопорядок.
Предостережение человечеству, отражённое в эпиграфе статьи, о необходимости создания, сохранения, совершенствования и обеспечения системы безопасности и её архитектуры демонстрирует продолжительно сохраняющуюся актуальность обсуждаемого вопроса. Любая структура предполагает и требует наличия прочного фундамента и, согласно сложившемуся мнению, в случае с системой международной безопасности, как отраслевой части международного права, он в первую очередь обусловлен его принципами и нормами, несмотря на многочисленные незаслуженные упрёки и критические замечания. Следует отметить, что международное право и его система, вне зависимости от хронологического периода его формирования и развития, обладает таким качеством, как верховенство (примат/primaute (франц.) / superiority (англ.)), что означает его приоритет по отношению ко всем сегментам международных отношений, системам внутригосударственного права государств, мировой политике . Тезис об устарелости или бездейственности международного права зачастую выглядит неубедительно, ввиду того, что двусторонние и многосторонние отношения на межгосударственном уровне установились, существуют и продолжают развиваться со времени организа-
Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
Первое Послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла, 5:3
ции государств (первичных субъектов международного права), продолжая требовать дальнейшего развития правовой организации и совершенствования механизмов регулирования. Таким образом, вопрос состоит в качестве практической реализации разработанных и сложившихся принципов и норм. Более того, следует отметить факт, что в истории неоднократно демонстрировались наглядные и печальные примеры того, к чему приводят попытки реализации в практическом сегменте политики международно-правовых нигилистических постулатов или простое отрицание международного права с попыткой охарактеризовать его лишь как «международную мораль». Самый недавний пример подобного отношения продемонстрировала Германия в 30-е годы прошлого века, что впоследствии привело к признанию собственных ошибок представителей германской школы международного права с последующим, хотя и весьма запоздалым, их устранением. Бесспорно, нормы и принципы международного права требуют развития, разработки и совершенствования сообразно требованиям времени, но следует учитывать тот факт, что сложившаяся основа, требующая реализации и соблюдения, разработана и прошла испытание временем. В первую очередь речь идёт о десяти основополагающих
принципах (основных, базовых, характеризующихся как нормы jus cogens, нарушение или несоблюдение которых влечёт ответственность по международному праву), составляющих каркас международного права, являющихся определяющим фактором, служащих основой для системы международных отношений и мировой политики. К ним относятся: принцип, согласно которому государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций, принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, обязанность в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств, принцип, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства в соответствии с Уставом ООН, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности . Семь принципов изложены в Уставе ООН (уставные принципы), который является универсальным международным договором, требующим выполнения и соблюдения, три были разработаны позднее. Содержание и толкование принципов в первую очередь раскрывается в тексте Устава ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой 24 октября 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом 1 августа 1975 г. Следует отметить, что согласно статье 103 Устава ООН преимущественную силу его положения имеют в том случае, если уставные обязательства членов ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо другому международному соглашению . Следует подчеркнуть, что принципы (основополагающие принципы международного права) обладают конкретным международно-правовым содержанием, взаимосвязаны и неразрывны, толкуются в контексте друг другу, чему посвящены источники, их закрепляющие, и содержание между-
народно-правовой доктрины, выраженной в отечественной и зарубежной литературе, посвященной международному праву, обладают сугубо практическим назначением и опровергают оценку и попытку определения международного права только границами учебника или учебной дисциплины . Сохраняет актуальность тезис о необходимости ликвидации международно-правовой неграмотности, выдвинутый одним из корифеев отечественной школы международного права И.И. Лукашуком, в свою очередь ссылавшимся на опыт не менее известного специалиста — британского юриста лорда Арнольда Дункана МакНеира, в 1963 году отметившего, что «в Соединенном Королевстве, а вероятно также и в Индии, имеется много лиц, включая и многих юристов, которые рассматривают международное право как академический предмет, то есть продукт или даже функцию профессорских умов, и потому представляющих незначительную практическую ценность» (The Indian Journal of International Law. 1963. № 3. p. 271 // Цит. по: 1). К сожалению, подобная практика демонстрируется и в настоящее время, но такие оценочные критерии не отражаются положительно на прогрессивном развитии международного права. Следует подчеркнуть, что к числу источников международного права относятся общие принципы права, признанные цивилизованными нациями (то есть государствами, что согласно международному праву синонимично термину «государство») . Крупнейший специалист в сфере международного права С.В. Чер-ниченко в одной из своих последних фундаментальных работ «Контуры международного права» делает важное замечание: «Упоминание цивилизованных наций вызывает споры. Деление наций и народов на цивилизованные и нецивилизованные давно ушло в прошлое. Сохранение выражения «цивилизованные нации» в Статуте, которое перешло в него из Статута действовавшей во времена Лиги Наций Постоянной Палаты Международного Правосудия (являвшейся в некотором отношении предшественницей Международного суда), иногда объясняется тем, что его авторы якобы хотели подчеркнуть «нецивилизованную» сущность гитлеровской Германии и её союзников» . В этом контексте следовало бы упомянуть о работе ещё одного крупнейшего специалиста и представителя доктрины международного права Ф.Ф. Мартенса «Современное международное право цивилизованных народов», в которой он охарактеризовал цивилизованные и нецивилизованные государства и народы, выдвинув в качестве одного из критериев принад-
Ссттемр междунррвднво безвпртнвттс ООН с её пввстскв-пррвбвве вбетпеченсе
лежности к цивилизованным ведение борьбы с рабством и невольничеством, отмечая в этом контексте особые заслуги России на Черном море и в Средней Азии: «На настоятельные требования Порты и вознаграждения владельцев живого товара император Александр I категорически заявил, что всякий невольник, вступивший на его территорию, получает свободу. Но Россия имела мало средств бороться со злом, пока Кавказ не перешел в её владения» .
Современная система международной безопасности, сложившаяся после 1945 года, предполагает своё развитие на базе международного права и в контексте его принципов, прежде всего основополагающих. Её следует определить как универсальную коллективную международную систему безопасности, обладающую единым и неделимым характером, содержащую ориентиры для формирования внутригосударственной системы безопасности, которой государства должны следовать. Система международной коллективной безопасности обеспечивается Уставом ООН. Цель создания единой, неделимой, равной универсальной системы международной безопасности заключается в обеспечении международного мира и безопасности в соответствии с нормами и принципами международного права. Нормативное обеспечение содержится в соответствующей отрасли международного права — праве международной безопасности, регулирующем (в общем международно-правовом контексте) право государств на применение вооруженной силы, на фоне существования принципа, запрещающего применение силы или угрозы силой, реализацию права государств на индивидуальную и/или коллективную самооборону , в том числе в случае актов агрессии, включая её международно-правовое определение, выполнение всеобщего запрета (ег§а omnes) на ведение войны и её юридического оформления (право вооруженных конфликтов или международное гуманитарное право является отдельной отраслью международного права и затрагивает вопросы, в том числе связанные с ведением именно военных действий и определением прав их участников. — Прим. авт.), закрепляет полномочия Совета Безопасности ООН (СБ ООН), связанные с применением силы, закрепляет систему превентивных и принудительных мер и действий, определяет международно-правовые аспекты разоружения и безъядерных зон, мер укрепления доверия, определяет правовой статус региональных систем международной безопасности, реализуемых в соответствии и на основе положений Устава ООН и международ-
ного права, во избежание реализации политики военно-политических альянсов (например, НАТО) и коалиций, предполагая соответствующую организационную основу .
Система международной безопасности, при надлежащем её международно-правовом обеспечении, неоднократно создавалась в истории и политической жизни мирового сообщества. Союзы и унии, лиги и организации, реализация и обеспечение возможности двустороннего договорного сотрудничества, а также многие другие проекты находили возможности реализации в различные периоды жизнедеятельности государств, остерегающихся открыто говорить о собственной безопасности. Однако именно в 1945 году с созданием ООН, ставшей правопреемницей Лиги Наций, усовершенствовав созданные механизмы и инструменты координации международных действий и усилий на международной арене, с принятием Устава ООН была оформлена и реализована новая современная система международной безопасности, обеспеченная международно-правовым регулированием. Основное достижение ООН и её системы заключается во введении в действие оговорки всеобщности — erga omnes — обязательства для всех, связанной с запретом ведения войны с 1945 года (считается, что ввиду её отсутствия в Статуте (Конвенте) Лиги Наций, созданной в 1919 г., сама структура не смогла просуществовать долго, несмотря на прилагаемые усилия её участников. — Прсм. рвт.). Следует подчеркнуть, что, несмотря на попытки определить статус войны как справедливый (just/unjust war), таковая также находится под международно-правовым запретом .
Основной задачей для современных участников международных отношений в сфере реализации и обеспечения системы международной безопасности на политическом уровне в первую очередь требуется соблюдение норм международного права в условиях, диктуемых временем и обстоятельствами, при надлежащей реализации мер ответственности в случае нарушения и/или несоблюдения норм и принципов международного права участниками мировой и внешней политики. Именно десять основополагающих принципов создают тот необходимый режим универсальности, который способен предотвратить более опасные формы противостояния, связанные с необходимостью и желанием реализовать исключительно собственные интересы, суть национальные (государственные) и/или жизненно важные (l’interet vital), которые зачастую связывают с возможностью оправдания нарушения права . Иногда подобная реализация может быть связана и
обусловлена реализацией собственных политических амбиций и/или реализацией сугубо материальных интересов. На практике такое деление видов интересов сопряжено с попыткой модернизации процедуры применения права вето в СБ ООН, для предоставления более широких возможностей проведения в жизнь силовых сценариев решения возникающих задач, связанных с применением вооруженных сил, что не представляется желательным, согласно международному праву и сложившейся международной ситуации. Совершенно очевидно, что подобные устремления могут весьма негативно сказаться на системе международной безопасности, которая сможет быть реализована только на основе и при соблюдении международного права на условиях взаимности при согласовании собственных интересов в рамках общих целей, принципов и задач, что в свою очередь сможет сформировать своеобразный «универсальный интерес». Следует отметить, что сама система международного права обладает внутренней логикой и последовательностью, следовательно, один его отраслевой сегмент — право международной безопасности не может быть изъят и отдельно реализован вне общего контекста, но вполне может быть реализован и обусловлен его рамками.
Международное право не предполагает наличия механизма наднационального (надго-сударственного) принуждения ввиду наличия принципа «равный над равным власти не имеет» (par in parem non habet imperium), и ООН таковым инструментом не является, хотя и предполагает широкий спектр мер и действий превентивного и принудительного характера, содержащихся в её арсенале для обеспечения системы международной безопасности, которые требуют верной интерпретации и исключают вольность трактовок и подходов, сказывающихся на их практической реализации, ведущих к непоправимым последствиям, и, тем более, не предполагают индивидуального толкования, диктуемого реализацией своекорыстных политических задач, что действительно может создать впечатление о «несовершенстве» системы международной безопасности, требующем её упразднения, модернизации или совершенствования, вместо того чтобы начать реализацию сообразуясь и руководствуясь уже созданными механизмами, требующими согласованных усилий участников международных дел при детальной проработке вопроса об ответственности согласно международному праву.
Проблемы, связанные с террористическими актами и угрозами их совершения, экстремистская деятельность, формы их проявления с
отягчением, в том числе международным/иностранным элементом, требуют пресечения и урегулирования. Однако при поиске средств для искоренения указанных явлений, представляющих угрозу обществу и государствам, в том числе и в международном аспекте, следует, наряду с международным правом, задействовать и внутригосударственные политико-правовые механизмы, во избежание перегруженности сегментов сложившейся системы международной безопасности и в целях повышения эффективности реализации существующих механизмов. Кроме того, международно-правовое регулирование деятельности субъектов международного права в борьбе с указанными противоправными явлениями сконцентрировано в рамках такой отрасли, как международное уголовное право, и требуют отдельного рассмотрения.
В заключение следует отметить, что некоторые зарубежные представители школ международного права часто несправедливо считают суверенитет государств и международное право антагонистами, в то время как представители других школ международного права, в том числе отечественные её представители, напротив, считают, что государственные интересы должны согласовываться и соотноситься с международным правом ввиду его универсальности и всеобщности, что в действительности, на практике, весьма трудно реализовать, но стремление следует сохранить в общих целях и интересах, связанных с обеспечением международного мира и безопасности — одной из главных целей, провозглашенной ООН в 1945 году и требующей воплощения.
Примечание
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Список литературы
1. Черниченко С.В. Контуры международного права: Общие вопросы. М.: Научная книга, 2014. 592 с.
2. Glennon M.J. The Fog of Law: Pragmatism, Security, and International Law, Washington, D.C.:
Сежемр междунррвднво безбnртнбтmc ООН c её nблcmcкб-nррвбвбе вбетпеченее
Woodrow Wilson Center Press; Stanford, Calif.: Stanford University Press, 2010. 253 p.
3. Dupuy P.-M. Droit international public. Dalloz, 2010. 916 p.
4. Устав ООН: сайт. URL: http://www.un.org/ ru/charter-united-nations/index .html.
5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 24 октября 1970 Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года: сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1 августа
1975 г. URL: http://www.osce.org/ru/mc/39505? download=true.
7. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. 90 с.
8. Статут Международного Суда ООН. Ст. 38. URL: http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml.
9. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2 т. М.: Юридический колледж МГУ, 1996. Т. 1. 313 с.
10. Malanczuk P. Akehurst’s Modern introduction to international law. Routledge, 1997. 449 p.
11. Фёдоров В.Н. Организация Объединённых Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2005.
12. Combacau J., Sur S. Droit international public. Montchrestien, 2006. 813 p.
13. Walzer M. Just and unjust wars. A moral argument with historical illustrations. Basic books, 1992. 361 p.
UN INTERNATIONAL SECURITY SYSTEM AND ITS POLITICAL AND LEGAL SUPPORT
O.A. Kolobov, O. O. Khokhlysheva
1. Chernichenko S.V. Kontury mezhdunarodnogo prava: Obshchie voprosy. M.: Nauchnaya kniga, 2014. 592 s.
3. Dupuy P.-M. Droit international public. Dalloz, 2010. 916 p.
4. Ustav OON: sajt. URL: http://www.un.org/ ru/charter-united-nations/index .html.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
7. Lukashuk I.I. Normy mezhdunarodnogo prava v pravovoj sisteme Rossii. M., 1997. 90 s.
8. Statut Mezhdunarodnogo Suda OON. St. 38. URL: http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml.
9. Martens F.F. Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo civilizovannyh narodov. V2t. M.: Yuridicheskij kolledzh MGU, 1996. T. 1. 313 s.
10. Malanczuk P. Akehurst’s Modern introduction to international law. Routledge, 1997. 449 p.