Обеспечение прав человека в ОВД

Цель занятия: раскрыть понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации; рассмотреть международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека, механизмы обеспечения и защиты прав человека; определить место и роль, задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина; рассмотреть правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов, а также вопросы защиты прав свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Учебные вопросы:

1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека. Механизмы обеспечения и защиты прав человека.

2. Место и роль, задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов. Защита прав свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Вопрос 1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека. Механизмы обеспечения и защиты прав человека.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции и обеспеченных государственной защитой и иными гарантиями.

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека – охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов. Это универсальная категория, вытекающая из самой природы человека возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования. Права человека – общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

— они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни и окружающей среды;

— складываются объективно и не зависят от государственного признания;

— принадлежат индивиду от рождения;

— имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные;

— являются непосредственно действующими;

— признаются высшей социальной ценностью;

— выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

— представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

— их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина; для реализации большинства других прав требуется, чтобы он был гражданином, личностью.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством (в отличие от этого права человека не всегда выступают как юридические категории; они могут существовать и как моральные, социальные понятия независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной).

Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений.

Положение личности определяется разнообразными социальными нормами (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют ее связи с обществом в целом. Все это характеризует собой общественное положение личности. Частью этого положения является правовой статус, который характеризует отношения личности только с государством.

Под правовым статусом личности, понимается юридически закрепленное положение человека, в обществе, его права, свободы, и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус (конституционный) – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности во всех основных сферах жизни общества и государства.

Специальный правовой статус – это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие, сотрудники органов внутренних дел); он позволяет осуществлять специальные функции. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуальный статус – это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).

Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством – основные права, свободы и обязанности. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым, все остальные статусы производны от него или дополняют его.

Конституция РФ гарантирует равенство прав своим гражданам только на территории России и только тех прав, которые установлены Конституцией России. Это означает, что, несмотря на обязанность государства защищать своих граждан за пределами своей территории, оно не может гарантировать им всей полноты прав за пределами государственной границы, поскольку там действуют законы других государств.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм и называется общественным статусом.

Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности с государством и с обществом в целом. Но статус человека характеризует одновременно и его связь с государственно-организованным обществом. Если человек – это разумное психофизиологическое и биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношений с обществом. Гражданин же – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Конституционно-правовой статус личности – это задаваемое нормами национального права действительное, юридически оформленное положение человека в его взаимоотношениях с государством и обществом.

Конституционный статус личности – это ядро правового статуса личности, определяемое конституционными нормами. Конституционно-правовой статус закрепляется нормами всех отраслей российского права. Дело в том, что основные права, свободы, обязанности людей определяют содержание всех других их юридических прав, обязанностей, должны в них развиваться.

Существуют несколько подходов к определению структуры правового статуса личности, в соответствии с которыми она включает различный набор элементов. Одни ученые включают непосредственно в правовой статус личности гражданство. Другие считают гражданство как определенное политико-юридическое состояние предпосылкой, определяющей правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо изъятий.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой комплексный институт конституционного права, включающий следующие элементы:

1) правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;

2) конституционные права, свободы и обязанности личности;

3) гражданство или иную политико-правовую связь лица с государством;

4) конституционные гарантии и ответственность;

5) принципы правового статуса личности.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 – заключительной статье главы 2 Конституции РФ, – где отмечается: «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации».

Основы правового положения личности представляют собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности граждан.

Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование.

Таким образом, правовое положение человека и гражданина – положение человека и гражданина в обществе и государстве, урегулированное нормами права. Конституционное положение (статус) – задаваемое конституционными нормами положение человека и гражданина в обществе и государстве.

Система конституционных прав и свобод.

Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения.

Существует мнение, что конституционные права, свободы и обязанности в совокупности составляют государственно-правовой институт, ибо они все закрепляют место человека, его положение в обществе и государстве. Конституционные права, свободы и обязанности фиксируют правовое положение граждан не в целом, а лишь его основы.

Основными они являются потому, что опосредуют наиболее существенные, коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в важнейших областях жизни и деятельности. Но, будучи основными по содержанию, соответствующие юридические возможности могут стать таковыми по форме, если они будут закреплены в Основном законе государства.

Наибольшее значение имеет традиционная классификация соответствующих прав, свобод и обязанностей по содержанию:

– личные или гражданские права, свободы и обязанности (ст. 19–28 Конституции РФ);

– политические (ст. 29–33 Конституции РФ);

– социально-экономические и культурные (ст. 34–44 Конституции РФ) (возможно наименование «социально-культурные»).

Личные права, свободысоставляют первооснову правового статуса личности. Они охватывают фундаментальные аспекты личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод.

Большинство конституционных прав, свобод являются личными, да и коллективные права, например, право на объединение, осуществляются в результате личных усилий индивидов, поэтому выделение группы личных прав и свобод имеет особое значение. Они личные в том смысле, что направлены на защиту людей как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод – право на жизнь, достоинство личности, личная свобода и неприкосновенность, в том числе неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени человека, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести, свобода вероисповедания.

Политические права, свободы связаны с обладанием гражданства государства в отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Так же как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы (ст. 2 Конституции РФ).

Естественный характер этих прав вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

К политическим правам, свободам относятся право на народное представительство, право избирать и быть избранным, право голоса на референдумах, право иным образом принимать участие в выборах и референдумах, право нормотворческих инициатив, право на осуществление местного самоуправления, свобода мысли и слова, право на поиск, получение, передачу, производство, распространение информации, свобода массовой информации, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, право на защиту Отечества и др.

Социально-экономические права и свободыпризваны дать возможность людям свободно искать, находить источники дохода и поддержки жизнедеятельности собственной и своих близких. Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы прав. Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права, что следует хотя бы из порядка расположения прав, обязанностей в гл. 2 Конституции РФ. Вначале личные права, затем публичные, только потом – социально-экономические права.

Первостепенное значение в числе социально-экономических прав принадлежит праву частной собственности, включая право на объекты интеллектуальной собственности, орудия, средства производства. Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, означающее, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд. Советские конституции говорили о запрете эксплуатации человека человеком. Следовательно, сегодня эксплуатация как присвоение продуктов чужого труда частными собственниками допускается, однако если только она носит добровольный, а не подневольный характер и осуществляется в рамках закона.

Ориентир на развитие свободной гражданской экономики тесно увязан в Конституции РФ с той частью прав, что направлены на обеспечение социально-экономических гарантий малоимущим, полностью или частично нетрудоспособным.

Социально-культурные права и свободынацелены на обеспечение людям возможности творческого развития, приобщения к потребностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования культурной среды. В их числе право пользования родным языком, право на свободный выбор языка, свободы воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 2833 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

УДК 342 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10008

ББК 67

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наталья Викторовна ОДИНА,

начальник правового отдела Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу, адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: odina.n@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Научный руководитель: В.В. Барбин, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье раскрывается понятие соблюдения прав и свобод человека и гражданина; рассматривается вопрос реализации принципа соблюдения прав и свобод государством; определяется место и роль сотрудников полиции в обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина; ответственность сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение и неуважение прав граждан. Отмечаются особенности правовой культуры сотрудников полиции.

Ключевые слова: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, деятельность полиции, условия соблюдения прав и свобод, понятие «соблюдение», правовая культура сотрудника.

Проблема соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина для современной России является приоритетной. Реализации основных прав и свобод человека и гражданина имеет значение для развития и совершенствования государства и общества в целом. Государственная деятельность, в том числе органов внутренних дел, непосредственно должна быть направлена на соблюдение прав и свобод человека и его интересов. Соблюдение конституционных прав и свобод гражданина приобретает особое значение в связи с обязанностью любого государства гарантировать и обеспечивать возможность их реализации через деятельность государственных и правоохранительных органов.

Важнейший критерий осуществления принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции представляет собой соблюдение ею этих прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто подозревается в нарушении закона или преступил его.

Следовательно, уважение прав и свобод человека и гражданина — это основные положения их признания и обеспечения в деятельности государства. Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции служит уважение прав человека, поскольку человек, его духовные начала и ценности представляют собой цель, а не средство для решения государственных интересов.

№ 2/2018

Как справедливо отмечает В.В. Барбин, уважение прав и свобод человека и гражданина достижимо и без их соблюдения и защиты, однако тогда они будут соблюдаться в личных интересах для достижения собственных интересов и целей либо под страхом ответственности за их нарушение. При указанных обстоятельствах невозможно определить права и свободы человека и гражданина высшей ценностью построения правового государства. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина обществом, государством и гражданами влечет значительное уменьшение потребности их защиты1.

Согласно правовой позиции Н.И. Матузова, А.В. Малько, «соблюдение» характеризуется особенным поведением субъектов, при котором следует воздерживаться от противоправного поведения и соблюдать действующее законодательство. При этом можно выделить следующие виды поведения индивида: правомерность, неправомерность и безразличие. Следовательно, правомерное поведение предполагает соблюдение правовых норм гражданами, когда они ведут себя в соответствии с требованиями норм права, спокойно живут, работают, не нарушают закон, тем самым реализуют предоставленные им права и свободы. Законопослушное поведение граждан выражается в пассивной форме поведения субъектов, его особенностью является воздержание от неправомерных действий, и такое поведение относится как к гражданам, так и к функционированию государственных органов в целом: от парламента до правительства и самых нижестоящих структур, оно распространяется на правовые запреты, осуществляется вне конкретных правоотношений, нигде не фиксируется, возникает обычно, незаметно, естественным образом2.

В отличие от множества иных органов исполнительной власти деятельность полиции непосредственно сопряжена с применением мер принуждения, что может повлечь существенное ограничение прав и свобод человека и гражданина, поэтому ключевая роль придана законодателем принципу соблюдения и уважения прав в деятельности полиции.

Применительно к деятельности органов внутренних дел понятие «соблюдение прав и свобод человека и гражданина» предполагает реализацию полномочий, предоставленных сотрудникам полиции, при строгом соблюдении требований законодательства. Поведение сотрудника полиции связано с юридическими запретами и ограничениями, а всякий запрет связан — с обязан-

ностью что-либо не делать, воздержаться от определенного действия.

Согласно точке зрения С.С. Алексеева соблюдение правовых норм не требует какой-либо активности, проявляется в обычном, незаметном повседневном общении и деятельности и, как правило, не влечет дополнительных затрат энергии и усилий. По мнению данного автора, достаточно лишь не совершать действий, запрещенных нормативно-правовыми актами и законом.

Соблюдение прав и свобод человека — это ежедневное поведение субъектов, повседневно воздерживающихся от противоправного поведения, оно носит пассивный и длящийся характер, за исключением немногих предписаний запрещенного бездействия. Запреты на бездействие характерны для строго определенных случаев, когда соответствующие действия прямо установлены, носят дискретный характер в отличие от простых запретов, которые действуют непрерывно и постоянно, обязаны соблюдаться в любых случаях. Следовательно, отсутствие нарушения — это исполнение установленных обязывающих норм, а не соблюдение запрещающих норм3.

Следует отметить, что, по мнению Садри, всем субъектам правоотношений, включая государство, необходимо избегать противоправных действий. Особая роль отводится государству, наделенному полномочиями требовать от других соблюдения запрещающих предписаний; кроме того, в лице государственных органов оно призвано гарантировать обеспечение исполнения запретов всеми участниками правоотношений. Вытеснение запрещенных действий — обязанность государства4.

В качестве элемента правовой культуры соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел обеспечивается признанием сущности прав человека высшей общечеловеческой ценностью, уважением прав человека, а также вырабатыванием определенных профессиональных психологических установок признания прав человека в процессе осуществления деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел является более широким понятием по сравнению с устоявшимся в юриспруденции пониманием «соблюдения», поскольку включает не только пассивное поведение сотрудника полиции, не нарушающего действующее законодательство, но и активное действие, направленное на достижение определенных целей, установленное нормой права; такая деятельность

№ 2/2018

сотрудника полиции имеет значение, аналогичное понятию «выполнение норм».

Как справедливо считает П.В. Анисимов, занимая одно из главенствующих мест в механизме реализации прав и свобод граждан, органы внутренних дел обязаны обеспечить предотвращение противоречий, конфликтов, вызванных нарушением прав личности, осуществляя профилактические меры, а также решить вопрос с возникающими разногласиями в процессе реализации прав и свобод5.

Несоблюдение и неуважение прав и свобод человека и гражданина, допускаемые со стороны сотрудников полиции, представляет собой нарушение служебной дисциплины и включает признаки состава должностного проступка или преступления, которые влекут применение мер дисциплинарной или уголовной ответственности к сотруднику.

Следует отметить, что полиция в своей деятельности реализует конституционный принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина; при этом Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 установлен запрет на применение пыток и насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. На сотрудника полиции возложена обязанность не допускать действий, причиняющих боль, физическое или нравственное страдание человеку. В том числе установлен запрет на распространение сотрудниками полиции сведений о частной жизни граждан, полученных в результате осуществления служебной деятельности, третьим лицам без получения добровольного согласия граждан, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При осуществлении своих полномочий сотрудники полиции обязаны обеспечить каждому гражданину, если затрагиваются его права и свободы, возможность ознакомления с документами и материалами, если иное не установлено федеральным законом.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении деятельности полиции в современных условиях позиционируется главным критерием развития и становления правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.

Очевидным представляется мнение В.В. Бар-бина, полагающего, что неотъемлемым элементом профессиональной правовой культуры сотрудника органов внутренних дел является соблюдение и уважение прав и свобод человека и

гражданина, который включает максимально возможное почтительное отношение к ним самого сотрудника полиции, основанное на признании важности и ценности для всестороннего роста личности, без установления различия пола, расы, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, в том числе, места жительства, отношения к религии, убеждений, участия в общественных объединениях, состояния здоровья и других значимых обстоятельств; кроме того, это и служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел, выражающаяся в его дисциплинированности, добросовестности, честности, поскольку только безупречный сотрудник может требовать от других исполнения правовых норм и предписаний6.

Неукоснительное выполнение сотрудниками полиции своих обязанностей является важнейшим условием соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении полномочий, предоставленных органам внутренних дел7.

Признание прав человека высшей ценностью, уважение прав и свобод гражданина государством возможно в условиях реализации принципа верховенства права и закона, при котором соблюдение прав является оценочным показателем эффективности деятельности полиции.

2 Матузов НИ., Малько A.B. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 74.

3 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1996. С. 94.

4 Кузакбирдиев С.С. Формы реализации норм права в деятельности органов внутренних дел. М., 1996. С. 71.

7 Барбин В.В. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина как основополагающий принцип деятельности российской полиции: содержание и правовое закрепление // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел: Сб. тр. межвузов. науч. семинара. 2013. С. 9—17.

№ 2/2018

Библиографический список

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2016. № 27. Ст. 2741.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2016. № 27. Ст. 4238.

3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1996.

5. Барбин В.В. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина как основополагающий принцип деятельности российской полиции: содержание и правовое закрепление // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел: Сб. тр. межвузов. науч. семинара. 2013.

6. Барбин В.В. Уважение прав и свобод человека и гражданина как принцип деятельнос-

ти российской полиции // Деятельность полиции и права человека: Матер. всерос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. СПб.: СПбУ МВД России, 2013.

8. Коробов В.Б. Реализация принципов открытости и публичности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Тр. Академии управления МВД России. 2013. № 2. С. 3—7.

9. Кузакбирдиев С.С. Формы реализации норм права в деятельности органов внутренних дел. М., 1996.

10. Матузов НИ., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

11. Федеральный закон «О полиции»: Науч.-практ. пособие: В 3-х т. / Под ред. В.В. Горди-енко. М., 2013. Т. 1.

12. Яковлев КЁ. Государственно-правовой статус Министерства внутренних дел Россий-ской империи в дореформенный период (1802 — 1861 гг.). М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2015.

Настоящее учебное издание подготовлено в соответствии с примерной учебной программой по курсу «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» и предназначено для образовательных учреждений МВД России.

ISBN –

Авторский коллектив:

– доктор юридических наук, доцент, заместитель начальника Волгоградской академии МВД России (темы – 1 в соавторстве, 3);

– преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Барнаульского юридического института МВД России (тема – 12);

– кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права Барнаульского юридического института МВД России (темы – 5 в соавторстве, 11);

– Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России (тема – 10);

– кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России (тема – 8 в соавторстве);

– доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России (темы – 4, 6 и 7 в соавторстве);

– доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права Омской академии МВД России (тема – 2);

– доктор юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России (тема – 9);

– кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России (тема – 7 в соавторстве);

– кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и прав человека Волгоградской академии МВД России (темы – 1 и 8 в соавторстве);

– доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России (тема – 7 в соавторстве);

– кандидат юридических наук, руководитель департамента развития предпринимательства, лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области (тема – 5 в соавторстве).

Предисловие ………………………………………………………..

Предмет, принципы, метод и функции учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» ……………………………………………………………

Сущность, понятие и система прав и свобод человека и гражданина ………………………………………………………………

Права человека в истории и в современном мире ……………….

Международный и внутригосударственный механизмы

обеспечения прав и свобод человека ……………………………………..

Государственно-правовое обеспечение безопасности

прав и свобод человека …………………………………………….

Органы внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина ……………………………………….

Деятельность органов внутренних дел по обеспечению личных, социально-экономических и политических прав и свобод человека и гражданина ……………………………………………

Ограничение гражданских и политических прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел ……

Деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов немеждународного характера ………………………………………………………..

Законность в деятельности органов внутренних дел как

условие обеспечения прав и свобод человека и гражданина…….

Ответственность сотрудников органов внутренних дел за

неправомерные деяния, нарушающие права и свободы человека

Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел ……………………………………………………..

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение курса «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» обусловлено значительной актуализацией проблематики прав и свобод личности, конституционным признанием их Россией на уровне международно-правовых стандартов, сознанием их высокой ценности, необходимостью их надлежащего обеспечения и защиты со стороны государственных органов и, в частности, органов внутренних дел.

Содержание настоящей дисциплины основывается на утвердившихся в России современных демократических концепциях прав и свобод человека. Она охватывает важнейшие знания о правах и свободах в историческом и теоретическом плане в единстве с практическими проблемами их реализации и гарантирования.

Основной целью изучения данной дисциплины является укрепление общегуманистических начал в практике органов внутренних дел. Особое внимание при этом уделяется их деятельности по обеспечению и защите прав и свобод личности, проблеме строгого соблюдения этих прав и свобод при осуществлении ими своих полномочий. Поэтому перед обучающимися ставятся задачи овладения знаниями о правах человека и гражданина, системе факторов, способствующих их реализации; формирования чувства уважения к человеку, его правам, чести и достоинству; укрепления профессиональной ориентации на защиту гражданина от любого беззакония и произвола. Особенно важно научиться правильно применять юридические нормы, связанные с реализацией и защитой субъективных прав и свобод.

Предложенный курс, под определенным углом зрения, синтезирует проблемы прав человека, обычно рассматриваемые в таких традиционных учебных дисциплинах, как теория права и государства, конституционное право РФ, конституционное право зарубежных стран, международное право, административное и уголовно-процессуальное право, административная и оперативно-розыскная деятельность, а также философия, социология, политология. Данный курс выступает связующим звеном в развитии общей теории прав человека и правоприменительной деятельностью правоохранительных органов.

В современных условиях сотрудники органов внутренних дел должны иметь представление о международных принципах и стандартах в области прав человека, глубоко овладеть знаниями о конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. У них должна сформироваться твердая установка на уважение чести и достоинства человека, на недопущение и пресечение любого произвола, на незыблемое соблюдение законности во взаимоотношениях с гражданами. Сотрудники должны выработать умение высокопрофессионально защищать права человека и гражданина при осуществлении административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Цель курса:

• сформировать представление о преемственности в развитии политико-правовой мысли, в утверждении прав человека как общепризнанного международно-правового стандарта, в создании институтов международного регулирования и защиты прав человека;

• формирование общегуманитарного мировоззрения, существенной составляющей которого является уважение прав человека;

• гуманизация деятельности органов внутренних дел в условиях становления в России правовой государственности;

• ориентация сотрудников на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности нашего общества.

Задачи изучения курса:

• показать специфику формирования представлений, учений, доктрин оправах человека в истории политико-правовой мысли Западной Европы, Америки, России;

• дать характеристику правам и свободам человека, гражданина, личности, а также представить традиционные и нетрадиционные формы их реализации, социально-юридический механизм их обеспечения;

• представить сравнительно-правовой анализ формирования и деятельности международных и региональных организаций по защите прав человека;

• показать специфику международного регулирования прав человека в мировом сообществе

• показать механизмы обеспечения прав человека как важнейшее условие их реализации;

• обозначить место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

• иметь представление о международных нормах и международных документах в области прав человека;

• иметь убежденность в необходимости уважения чести и достоинства человека, недопущения и пресечения любого произвола, соблюдения законности во взаимоотношениях с гражданами;

• знать права человека, конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и механизм гарантирования их органами внутренних дел при осуществлении своих функций;

• знать основные российские документы по правам человека, основные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, механизмы ограничения прав и свобод человека;

• анализировать ситуации нарушения прав человека и уметь защищать права человека и гражданина в процессе служебной деятельности.

Теоретической основой курса является концепция прав человека, воплощающая важнейшие социально-политические и духовные ценности, содержащиеся во многих философских, нравственных, религиозных, политических и правовых учениях.

Курс «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел», не подменяя другие учебные дисциплины, призван интегрировать все приобретенные звания по юридическим наукам, сформировать у них чувство высокого уважения к правам человека как ценности мировой цивилизации, ознакомить их с выработанными на практике формами и методами их защиты. Одна из задач данного предмета – раскрыть содержание прав человека как воплощение его достоинства, т. е. высшей социальной и духовной ценности личности.

Лекция – 1

Предмет, принципы, метод и функции учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел»

Вопросы:

1. Предмет учебной дисциплины обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел.

2. Методы изучения курса обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел.

3. Принципы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел.

4. Функции обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел.

Вопрос 1. Предмет учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел»

Для сотрудников органов внутренних дел изучение учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» имеет особое значение. Методологически, данная учебная дисциплина сформирована на основе, прежде всего, теории государства и права и теории прав человека.

Дело не только в том, что, являясь основой юридического образования, знания теория государства и права, теория прав человека, помогают в освоении всех других юридических наук. Эти две теоретические учебные дисциплины формируют профессиональное правосознание и широкий юридический кругозор, помогают осознать суть происходящих в обществе социально-политических перемен, совершенствовать формы и методы деятельности правоохранительных органов в условиях построения в России гражданского общества и демократического правового государства.

Данная учебная дисциплина не только расширяет объем правовых знаний в области прав человека, но и позволяет приобрести практические навыки поведения и профессиональной деятельности в области обеспечения прав человека.

Учебная дисциплина «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» это система формирования особых, специальных юридических знаний, необходимых для более глубокого изучения специфики деятельности органов внутренних дел, связанной с обеспечением прав человека. Кроме юридических наук, она базируется на таких науках, как история, философия, политология социология и др. В указанную учебную дисциплину включаются знания накопленные перечисленными науками. При этом должно соблюдаться условие, что эти знания имеют и практику социальной апробации. Отсюда очевидна закономерность, что чем выше уровень накопленных и апробированных на практике знаний о правах человека, тем содержательнее и полнее учебная дисциплина «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел». Ее рамки более узки, чем рамки таких наук, как философия, теория права и государства и теория прав человека. В данную учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагают перечисленные науки. Изучаемая дисциплина более субъективна, имеет более прикладной характер, чем философия, теория права и государства и теория прав человека.

Основной целью учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» является формирование знаний о сущности, понятии и системе прав и свобод человека, о внутригосударственном и международном механизмах их обеспечения, о роли и месте органов внутренних дел в обеспечении прав человека, так необходимых для будущих специалистов, сотрудников органов внутренних дел.

Данная учебная дисциплина также формирует знания о специфике деятельности органов Министерства внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека, об ответственности сотрудников органов внутренних дел за неправомерные деяния, нарушающие права и свободы человека, о проблемах обеспечения социальной и правовой защищенности применительно к правам человека самих сотрудников органов внутренних дел.

Применительно к изучаемой дисциплине, особенностью использования двух фундаментальных отраслей юридической науки — теории государства и права, теория прав человека, которые в конечном счете определяют предмет и метод изучаемой дисциплины является то, что в отличии от теории государства и права, относимой к фундаментальным наукам, теория прав человека носит как фундаментальный, так и прикладной характер. Самостоятельность указанных отраслей юридической науки, определяется различными факторами, среди которых первоочередное значение имеют ее объект и предмет. Это обстоятельство позволяет выявить основания для определения объекта и предмета изучаемой учебной дисциплины.

В философской литературе общепризнанно, что объект составляют различные явления или процессы внешнего мира, на которые направлено научное познание. Значение объекта заключается в том, что он характеризует первое приближение к предмету науки. Последний находится в рамках объекта, определяя тем самым точку зрения на объект (взятый в целом или с отдельных сторон проявления). Другими словами, предмет это то, что в данном объекте наука изучает. В своем единстве они раскрывают не только характер, но и конкретное содержание научных знаний. В конечном счете, с помощью объекта и предмета раскрываются место и роль конкретной науки или учебной дисциплины, как в обществе в целом, так и в системе других наук и учебных дисциплин.

Учебная дисциплина «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» относится к общественным, гуманитарным учебным дисциплинам.

Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство, право, права человека, их охрана и защита, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только, данной учебной дисциплины, но и других юридических дисциплин, всей юриспруденции в целом.

Особенностью объекта данной учебной дисциплины является содержание деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека в Российской Федерации.

Следует различать понятия «предмет учебной дисциплины» и «предмет юридической науки».

Предмет учебной дисциплины – это круг вопросов, которые она изучает. Предмет юридической науки составляют все те правовые явления, которые проявляются в социальной жизни общества, включая правовые взгляды и учения о праве, правовые отношения и соответствующие способы, средства и методы регулирования этих отношений, учреждения и организации, обеспечивающие и регулирующие правовую деятельность, в конечном счете, все то, что образует в своем единстве правовую систему общества в ее становлении, функционировании и развитии.

Вопрос о предмете юридической науки в литературе считается решенным, не вызывающим принципиальных разногласий. Анализ имеющихся высказываний свидетельствует о том, что, как правило, авторы акцентируют внимание на двух моментах:

Во-первых, правоведение есть единая наука о государстве и праве.

Во-вторых, ее предмет составляют не просто государство и право, а закономерности их функционирования и развития.

Предмет таких фундаментальных наук, как теория права и государства, теория прав человека – это закономерности возникновения, функционирования и развития права, а также сущность, содержание, структура, основные элементы, принципы, институты прав человека. Предмет этих фундаментальных наук позволяет, во-первых, отграничить право и права человека от других образований и тем самым определить его место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь правовой материи позволяющей выявить юридические свойства действия прав человека.

Предмет учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» охватывает как философское осмысление правовой действительности, наиболее общие представления о системе юридических наук, так и систему конкретных обстоятельств, в рамках которых осуществляется деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав человека.

Предметом данной учебной дисциплины является организационная сторона осуществления соответствующих законов, регулирующих деятельность органов внутренних дел и обеспечивающих действие прав и свобод человека в России. Это статическая характеристика деятельности органов внутренних дел. Следует иметь в виду и наличие динамической характеристики включающей в себя непосредственно содержание деятельности органов внутренних дел, что также является предметом изучения в данной учебной дисциплине.

Служба в органах внутренних дел является государственной службой. Поэтому само государство выступает объектом изучаемой дисциплины. Предмет же составляют исключительно правовые стороны его организации и функционирования, включающие в свое содержание обеспечение прав человека. Юридические стороны жизнедеятельности государства раскрывают его юридическую природу, правовое оформление, правовые основы организации и деятельности, взаимоотношения с другими участниками общественных отношений. Конечным результатом запланированных для изучения в данной учебной дисциплине вопросов выступает правовое понимание роли и значения деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека в государстве.

Сегодня юридические аспекты государства рассматриваются в правоведении, главным образом, применительно к вопросам правопонимания, правотворчества, правоприменения, толкования права, правоохранительной деятельности. В них раскрывается государственно-обязательный характер права. Но этого недостаточно, поскольку остается в тени проявление собственно юридической природы государства в сфере обеспечения и защиты прав человека. В правовой науке долгие годы явно недооценивался тот очевидный факт, что государство не только социальная, но и юридическая организация общества с присущими ему специфическими юридическими связями определяющими правовую политику в области обеспечения прав человека. Они — также составляют предмет данной учебной дисциплины.

Система теории права и государства, теории прав человека, как смежных юридических наук обусловлена системой изучаемых социально-правовых явлений и максимально приближена к конкретному, строго научному описанию реальной жизни общества и государства. Система же учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» во многом произвольна, зависит от степени усвоения материала курсантами и слушателями, усмотрения составителей учебной программы, наконец, самого лектора.

Учебная дисциплина «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» имея свой особый предмет, занимает и специфическое место в системе других учебных дисциплин, изучаемых при подготовке специалистов для органов внутренних дел.

В ходе лекций, семинарских занятий, а главным образом в процессе самостоятельной работы формируется возможность познакомиться со структурой и деятельностью адвокатуры, нотариата, различными контрольно-надзорными органами, а также формами и методами участия в правоохранительной деятельности общественности и ее организационных формирований. Одна из тем посвящена характеристике и наиболее общим вопросам обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел, как условия обеспечения прав и свобод человека. Отличительной особенностью данного учебного курса является его насыщенность новой информацией, осмысленное восприятие которой невозможно без учета происходящих в стране радикальных изменений, без самостоятельной работы с нормативными источниками. Особое внимание уделяется осуществляемой в настоящее время в России административной и судебной реформам.

Жизнь подсказывает, что обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел – одна из современнейших проблем — полностью отделить которую от деятельности различных подразделений органов внутренних дел невозможно, ибо внутренне устройство каждого подразделения обусловлено спецификой его деятельности. Отсюда и необходимость тесного соприкосновения с основными направлениями деятельности всех подразделений органов внутренних дел, разграничением их компетенции. Перечень этих направлений изложен в тексте законов, регламентирующих построение и деятельность всей системы органов внутренних дел, как в целом, так и в каждой конкретной жизненной ситуации.

Следует однозначно усвоить, что, выполняя общую задачу — обеспечение прав и свобод человека и гражданина, законных интересов личности, юридических лиц, государства в целом, каждое подразделение органов внутренних дел имеет свое, только ему присущее предназначение. Отсюда – сложность построения учебной дисциплины. Ознакомление с работой подразделений органов внутренних дел через призму прав и свобод человека способствует более полному, осознанному усвоению теоретической части изучаемой дисциплины.

Таким образом, предметом данной учебной дисциплины является организационное содержание процесса осуществления соответствующих законов, регулирующих деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека в России (статическая сторона) и непосредственно деятельность органов внутренних дел (динамическая сторона).

Вопрос 2. Методы курса «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел»

Особенность, как науки, так и учебных дисциплин выражается не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому, после выяснения того, что является предметом учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел», необходимо осветить на вопрос – как необходимо изучать проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел.

Метод науки (или учебной дисциплины) – способ (или совокупность способов), с помощью которого изучается предмет. Метод науки не избирается произвольно. Он задан спецификой самого предмета, соотносясь как способ действия и полученный результат. Один из известных современных ученых-юристов, образно выражаясь, заметил, что «можно поймать рыбу сачком для ловли бабочек, но вряд ли поймаешь бабочку на рыболовный крючок».

В основе, как метода науки, так и метода изучаемой учебной дисциплины, лежит научная методология. Методология вообще, в том числе юридическая, это, прежде всего та философская, мировоззренческая система, на которой построена наука. В качестве таковой могут выступать религиозный идеализм или метафизика, субъективизм или диалектический материализм и т. д. Основные принципы, законы и категории этих философских систем составляют фундамент (основу) методологии юридической науки, имеют универсальный характер для любого познания.

С другой стороны, методология понимается как совокупность наиболее рациональных способов, технологий и средств сбора и обработки информации о конкретном предмете исследования, решения какой-либо научной задачи. Эти методы и средства могут быть как общенаучными или общелогическими, так и специальными эмпирическими.

С этих позиций методология познания государственно-правовых явлений связанных с обеспечением прав человека имеет три уровня (универсальный, общенаучный и частнонаучный), каждый из которых является продолжением и дальнейшей конкретизацией предыдущего.

Это значит, что использование конкретных специальных методов на этапе сбора информации дополняется общими методами при ее обработке и, в конечном счете, органично включается в общефилософскую систему знаний о мире.

Общенаучными методами исследования в настоящее время являются социологический, статистический, системно-структурный и др. Помогая объяснить и обработать научную информацию, объединить ее в систему, общие методы не дают, тем не менее, ответов на конкретные вопросы. Эту задачу решают специальные (частные) методы, включающие как предметные (приборы), так и мыслительные средства.

Любая наука, учебная дисциплина имеют определенный метод, т. е. способ (или совокупность способов) познания изучаемых явлений.

Различают общий (универсальный) метод, присущий всем наукам, отраслям знаний, учебным дисциплинам, поскольку в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, и частные или специальные методы, а также логические приемы.

Задавая определенные ориентиры исследования, данные законы и категории приобретают конкретную инструментальную ценность, воплощаясь в методах правоведения. Общий характер этих методов объясняется тем, что они охватывают все отрасли правоведения. Это логические приемы индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, моделирования правовых явлений. Их действие основано на признании диалектических свойств развития природы и общества.

Содержание метода материалистической диалектики, как общего метода, образуют основные законы и категории диалектики. Используя их при анализе правовых явлений, можно проникнуть в сущность права, выяснить его природу, особенности, механизм правотворчества и правоприменения. К основным законам диалектики, как уже отмечалось, относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

К основным философским категориям относятся такие парные категории, как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность и др. Например, анализ правотворчества и правоприменения с позиций категории причины и следствия показывает, что в соотношении «общественные отношения — норма права» первые выступают в качестве причины, а вторые – следствия.

Для законодателя это исключительно важно, ибо причина порождает следствие, а не наоборот. Отсюда следует, что обществу нужны не надуманные, произвольно сконструированные правовые предписания, а нормы, вытекающие из потребностей социальной жизни.

В правоприменительном процессе фактическое поведение человека является причиной (основанием) применения юридической нормы. Последняя, равно как и предусмотренные в ней юридические последствия, выступает в качестве следствия по отношению к поведению.

Общий (можно встретить название – универсальный) метод, проявляет свое действие во всех науках, отраслях знаний, учебных дисциплинах, поскольку в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

Однако нельзя стать хорошим юристом, оставаясь лишь «чистым» диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих праву. Нельзя им стать и в том случае, если ограничиваться исключительно специальными, чисто профессиональными методами и не подходить к праву с позиций более общего, диалектического метода.

Метод материалистической диалектики применяется в юридических науках в совокупности с частными методами.

Такое наименование последних весьма условно, ибо почти все методы, о которых пойдет речь, применяются не в одной, а во многих отраслях знаний. Уместнее поэтому здесь говорить о «специальных» или «дополнительных» методах, хотя и эти определения, вероятно, не совсем точны. Число специальных методов, используемых в правоведении (в том числе и в теории права), весьма велико. И различаются они между собой особенностями действий, операций, приемов воздействия на правовой материал. В практической деятельности, в частности в деятельности органов внутренних дел, на изучение которой направлена данная учебная дисциплина, частные методы имеют конкретную направленность. Они разнообразны и применяются на эмпирическом (опытном) уровне исследования, где идут процессы накопления и обобщения разнообразной информации.

Учитывая, что изучаемая учебная дисциплина представляет собой систему особых, специальных юридических знаний, необходимых для более глубокого изучения специфики деятельности органов внутренних дел связанной с обеспечением прав человека, можно считать, что для этого необходимы специальные методы. Эти методы имеют свойства частных методов имеющих конкретную направленность.

Специальными методами учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» являются следующие:

Сравнительный метод. Он предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние правовой системы в целом либо отдельных правовых институтов и норм.

Сопоставляемые объекты должны отвечать одному общему требованию; они должны быть сравнимы. Можно сравнивать между собой правовые системы, отрасли права, одноименные правовые институты и нормы. Можно то же самое делать внутри отдельной правовой системы. Но нельзя сравнивать, например, правовую систему в целом и отдельную юридическую норму. Эти объекты несравнимы по уровню, объему, содержанию и признакам.

Если сопоставляются объекты высокого уровня, сложные по своей структуре (например, правовые системы различных стран), то это будет макросравнение. Сопоставление менее объемных, более простых по структуре объектов (правовые институты, юридические нормы, преступность по отдельным регионам России и т. д.) называется микросравнением.

Значение сравнительного метода в правоведении и юридической практике исключительно велико. На основе и в результате сравнения наука установила, в частности, что каждый последующий исторический тип права (рабовладельческое, феодальное, буржуазное) оказывался прогрессивнее предыдущего.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФопределяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

​ в целях защиты основ конституционного строя,

​ в целях защиты нравственности,

​ в целях защиты здоровья,

​ в целях защиты прав и законных интересов других лиц,

​ в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.

Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.

Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируютсяФедеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

​ лица, совершившие побег из-под стражи,

​ лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

​ лица, находящиеся в розыске;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

​ лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

​ лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

Добавить комментарий