Образование государства в месопотамии

Создателем объединенного Шумеро-Аккадского государства стал Саргон I, которого также называют Саргоном Древним и Саргоном Аккадским. На аккадском языке его имя звучало Шарру-кен, что означает «царь истинен». Как полагают историки, имя Шарру-кен Саргон присвоил себе, став сначала царём Аккада, а затем и Шумера.

Древневосточные легенды единодушно считали Саргона человеком низкого, незнатного происхождения. Он был приёмным сыном водоноса, работал садовником, а затем слугой лугаля Киша. Только после поражения Киша от Лугапьзаггиси Саргон, воспользовавшись замешательством кишской знати, приступил к борьбе за власть и вышел из неё победителем. Свою невероятную везучесть Саргон объяснял тем, что стал избранником богини любви и плодородия, а также покровительницы распрей и войны Иштар. В одной из легенд мы можем прочесть следующую информацию:

Я — Шарру-кен, царь могучий, царь Аккада.

Мать моя — жрица, отца я не ведал…

Понесла меня мать моя, жрица, родила меня втайне.

Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,

Бросила в реку, что меня не затопила.

Подняла река, понесла меня к А кки, водоносу.

Акки, водонос, багром меня поднял.

Акки, водонос, воспитал меня, как сына.

Акки, водонос, садовником меня сделал.

Когда садовником был я, Иштар меня полюбила.

Пятьдесят четыре года на царстве был я.

Людьми черноголовыми я владел и правил…

Укрепив своё присутствие на землях Аккада, построив свою резиденцию в г. Аккад (который и дал название семитоязычным племенам, жившим в Месопотамии), Саргон приступил к завоеванию Шумера. Хотя жители Шумера оказали завоевателю серьёзное сопротивление, ему удалось одержать победу и после тридцати четырёх битв омыть своё победное оружие в водах Персидского залива.

Как можно объяснить военные успехи Саргона?

Традиционной тактике стычек небольших тяжеловооружённых отрядов, сражавшихся в сомкнутом строю, он противопоставил тактику ведения боя большими массами легковооружённых пехотинцев, воюющих врассыпную.

В армии Саргона было самое грозное оружие того времени — боевой лук, из которого только за одну’ минуту можно было поразить пять-шесть неприятелей. В военном арсенале шумеров боевых луков не было, так как на их землях не произрастали те прочные и гибкие сорта деревьев, которые были нужны для производства этого оружия.

Служба в армии Саргона давала надежду’ разорявшимся общинникам Шумера на социальное и имущественное продвижение, какое в предшествовавшие времена было таким людям недоступно. Кроме того, Саргон использован вражду’ и соперничество шумерских центров, которые не смогли выставить его армии надёжный заслон.

Завоеванием шумерских номов завершился процесс создания Шумеро- Аккадского государства, которое уже не являлось временной ассоциацией территорий, объединяемых авторитетом военного предводителя. Саргон создал государство, власть в котором безраздельно принадлежала ему и должна была переходить по наследству к его сыновьям и внукам. Территории шумерских номов стали административными областями этого государства, а стоявшие во главе их лугали или энси отныне рассматривались как царские наместники. Саргон объединил в своих руках и управление храмовыми хозяйствами, которые также подчинил себе.

В распоряжении Саргона, таким образом, оказались колоссальные богатства, прежде принадлежавшие храмам и вельможам. Это давало возможность царю содержать постоянное войско численностью более пяти тысяч человек, используя его для подавления внутренних мятежей (сведения о которых имеются) и проведения агрессивной внешней политики.

Противопоставляя себя влиятельным аристократическим родам, ведущим своё происхождение от мира богов, Саргон и его наследники — Саргониды писали свое имя с детерминативом (знаком-определителем) DINGIR — «бог», указывавшим на то, что царь принадлежал не к категории людей, а к бессмертным богам. С Сарго- на вошёл в употребление и титул «царь четырех стран света», то есть всемирный владыка, претендующий на устроение и организацию жизни во Вселенной. В знак огромного уважения к делам Саргона I все последующие цари Месопотамии, которые вели завоевательную политику, включали эти слова в свою пышную титулатуру.

Изменения, охватившие Месопотамию после создания Шумеро-Аккадского государства, были поистине грандиозными. Они ломали привычный уклад жизни, наносили удар по освящённым богами традициям, вносили перемены в сознание людей.

При Саргоне впервые в истории Месопотамии была построена единая ирригационная сеть в масштабах Шумера, были введены единообразные меры площади и веса, которые, наряду со строительством дорог и гаваней, стали эффективным средством консолидации державы. Была налажена международная торговля, причём среди торговых партнёров оказались жители таких отдалённых районов, как Мелухха (Индия) и Аравийский полуостров. Ежегодно предпринимались и военные походы: в страну Серебряных гор (Малую Азию), страну кедровых лесов (Ливан), в Элём, верховья Евфрата и Иранское нагорье. Богатая военная добыча кормила армию и повышала уровень благосостояния населения, имевшего от «истинною царя» раздачи во время праздников.

При Саргонидах ведущее положение в устной словесности начинает занимать героический эпос, в изобразительном искусстве создаются каноны реалистического портрета (бронзовый бюст Саргона) и обожествляемой героической личности (изображение внука Саргона Нарам-Суэна в рогатом головном уборе). Быстро распространяется аккадский язык, но шумерский остаётся официальным языком надписей и делопроизводства. Религиозный синкрегизм, неизбежный при регулярных культурных контактах обитателей Шумера и Аккада, проявился в слиянии близких по функциям богов: шумерский бог водной стихии Энки стал Эа, шумерский бог солнца Уту — Шамашем, богиня плодородия Инанна — Иштар .

Держава Саргонидов просуществовала около ста пятидесяти лет и рухнула под напором кочевников кутиев (гутиев) — воинственных племён Иранского нагорья. Захват кутиями Шумеро-Аккадского государства был облегчен тем, что в стране было немало социальных проблем, связанных с существованием сильной центральной власти: и знать, и народ оказались не готовы к тем кардинальным изменениям, которые несла укреплявшаяся царская власть.

Кутии разорили почти всю Месопотамию, за исключением Лагаша, лежавшего несколько в стороне от главного пути их набегов, а также Ура и У рука, защищённых полосою болот. Ирригационная система страны лежала в руинах, статуи богов- покровителей были увезены в плен к захватчику, население было отягчено налогами и данью, обязанность сбора которых была возложена на шумеро-аккадскую знать.

Около семидесяти лет кутии удерживали политическое господство над Месопотамией, постепенно ослабляя своё внимание к шумерским городам, что позволяло наместникам Шумера приступить к преодолению последствий завоевания.

В конце XXII в. до н. э. наибольшею политическою влияния достиг г. Ур, правитель которого У р-Нам му, принадлежавший к Ш династии Ура, объединил территории Шумера, стремившиеся к реваншу, предпринял решительные меры для изгнания кутиев и нового объединения страны в единое централизованное государство.

При царях из III династии Ура в Месопотамии возникло сильное деспотическое государство, во главе которого стоял обожествлённый царь, все подданные оказались на положении слуг, а гигантский аппарат управления подчинил мелочному контролю все сферы общественно-государственной и личной жизни.

Большая часть орошаемых земель Месопотамии оказалась в собственности царя. В разряд «царских» попали земли некогда могущественных правителей номов и храмовые владения. В гигантском архиве Ура (его численность превышает сто тысяч документов — это половина всех глиняных клинописных таблиц, известных науке) сохранились подробные реестры всех храмовых угодий; письменные распоряжения центра, адресованные управляющим и работникам, занятым в сельском хозяйстве, в царских ремесленных мастерских и торговле; описи поступавших на государственные склады продуктов с подробным отчётом их распределения среди работников государственного хозяйства, царских слуг и даже внутри царской семьи.

В правление III династии Ура в Месопотамии была создана ярко выраженная централизованная распределительная экономика, предполагавшая постоянное вмешательство государства в организацию производственной деятельности и торговли. Общинно-частный сектор оказался под контролем царской власти. Для предотвращения процесса распада общины был введён запрет на продажу полей. Однако процесс продажи садов и домов не контролировался, поэтому разорение земледельцев происходило быстрыми темпами.

Разорившихся общинников поглощало государственное хозяйство. Неоплатные должники и обезземеленные крестьяне становились подневольными работниками рабского типа — гурушами, численность которых достигала миллиона человек (эта цифра красноречиво свидетельствует о бедственном положении населения Месопотамии). Разбитые на трудовые отряды под руководством надсмотрщиков, гуру- ши использовались на бурлачении судов, разгрузке барж, в различных видах ремесленною производства, на полях, то есть на очень тяжёлых видах работ; у них забирали весь результат груда и выдавали крохотный дневной паёк, не превышавший полутора литров ячменя, и немного растительного масла. Смертность гурушей была очень высокой.

Помимо создания гигантского царского хозяйства при царях из III династии Ура появились первые сборники законов, провозглашавшие появление справедливости в стране; начиная с Шульгй (2093-2046), при котором Шумеро-Аккадское государство достигло наивысшего могущества, царская власть вновь стала обожествляться. Статуи царей превратились в объекты поклонения, как и статуи богов. Одновременно было разработано учение о божественном происхождении «царственности», которая в первоначальные времена спустилась с небес и с тех пор пребывала на земле, переходя ог города к городу, от династии к династии, пока не дошла до царей III династии Ура. «Царь Ура, царь Шумера и Аккада, царь четырёх стран света» — такую титулагуру выбрали себе властители Месопотамии, почти сто лет

управлявшие этой страной. Концом их правления стало нашествие воинственных племён амореев, пришедших из Сирийско-Месопотамской степи.

Цари Ура попытались сдержать их продвижение в Месопотамию — они выстроили оборонительную стену длиной в несколько десятков километров. Однако амо- рси обошли эти укрепления с севера и вторглись в северные облает Месопотамии. Одновременно с юго-воеюка на земли Месопотамии начали продвижение эламиты.

Задавленная в клещи держава III динаегии Ура прекратила своё существование, а на её развалинах начали формироваться мелкие независимые царства: Исин, Ларса и другие, между которыми велись непрерывные войны. Это продолжалось до возвышения городка Баб-или («Врата бога»), превращения его в один из крупнейших городов Ближнего Востока — Вавилон, вставшего во главе нового объединительного движения Месопотамии.

  • После падения династии Саргонидов г. Аккад был полностью разрушен; от него неосталось никаких следов, и его местонахождение не определено но сей день.
  • В справочной литературе ударение в имени этой богини ставится и на первый, и навторой слог.

Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникли города — государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь по­чти до начала нашей эры, и другие древние государства, та­кие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астроно­мия, математика, сельское хозяйство, была создана ориги­нальная письменность, возникли различные искусства.

В городах Месопотамии существовала практика древонасаж­дения, прокладывались каналы с мостами через них, возводи­лись дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых восходила еще к 3-му тысячелетию до н.э. и отражала потребности развития хозяйства, культуры, нуждавшихся в грамотных людях — писцах. Писцы на социаль­ной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски — эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезались деревян­ным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжи­гали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользовать­ся деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетель­ством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуре­чье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах двор­цов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библио­теки и архива г. Ниппура, среди которых следует назвать, прежде всего, летописи Ашшурбанипала (668—626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), законы Ассирии вто­рой половины 2-го тысячелетия до н.э. и др.

Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязан­ности которого входило и управление школой, и изготовле­ние новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следив­ший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учи­теля, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарны­ми: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры куль­туры и просвещения. При них возникали крупные книгохрани­лища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и од­новременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-общинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготов­ку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обра­щение отца к сыну, отец призывает его следовать положитель­ным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.

Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучение в эдуббе рассматривалось, прежде всего, как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изго­товления глиняных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами. На протяжении всей исто­рии «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запоминании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учи­тель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «дик­тантов». В основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, задач ц их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем не только с учителем или учеником, но и с воображаемым пред­метом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали или опровергали те или иные положения.

О том, каким был уклад школы и каким хотели его ви­деть в Междуречье, говорят найденные в развалинах столи­цы Ассирии — Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто ду­мает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». Прилежание, по мнению автора «Восславления…», помога­ет ученику «выйти на дорогу богатства и благополучия».

Один из клинописных документов 2-го тысячелетия до н.э. позволяет составить представление об учебном дне школь­ника. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу» моих уроках, и отец мой радуется. .Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаз­дываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем, я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе учили читать, писать, считать. При овладе­нии грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас прак­тических знаний и умений, необходимых при строительстве, составлении деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрирован­ной профессии, приобретая различные знания и умения.

В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу­мерский язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специа­лизации будущим писцам давались знания в области собствен­но языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был вла­деть письмом, четырьмя арифметическими действиями, ис­кусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, ме­таллах, растениях, понимать профессиональный язык жре­цов, ремесленников, пастухов.

Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов таб­личек» претерпели затем значительную эволюцию. Постепен­но они становились как бы центрами просвещения. В то же самое время начала складываться особая литература, обслу­живавшая школу. Первые, условно говоря, методические пособия — словари и хрестоматии — появились в Шумере за 3 тыс. лет до н.э. В них включались поучения, назидания, на­ставления, оформленные в виде клинописных табличек.

В период расцвета Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н.э.) важную роль в деле образования и воспи­тания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях — зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Та­кие, говоря современным языком, комплексы именовались «домами знаний». В Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свиде­тельствует появление на различных документах подписей тор­говцев и ремесленников.

Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период — в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением про­цесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обуче­ния в школах. В содержание обучения стали включаться заня­тия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонс­кий период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки в Ашшуре и Ниппуре. Писцы собира­ли таблички на различные темы, о чем свидетельствует биб­лиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внимание стало уделяться обучению математике и способам лече­ния разных болезней.

В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси («возглавляющий род”, «закладывающий храм”) или лугаль («большой человек”, «хозяин”). Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителей, определяли объем их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.

В результате победоносных войн роль правителей усиливалась и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

Страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.

Вместе с тем у деспотии в Месопотамии имелись особенности: наличие общинных органов управления, которые сохраняли ряд административных, судебных и хозяйственных функций; некоторые города имели особый юридический статус и могли освобождаться от налогов и повинностей. Храмы также пользовались определенной самостоятельностью из-за крупного землевладения и большого количества подневольных лиц. Только Хаммурапи удалось подчинить их в административном и хозяйственном отношении. Хаммурапи назывался «богом царей”, его имя писалось со словом «бог”, но он не был ни самим божеством, ни верховным жрецом. Религия подчеркивала человеческую природу царя.

Армия первоначально набиралась из лиц, зависимых от храма или лично от правителя. При Саргоне появилось постоянное войско из 5400 чел., сформированное из малоимущих земледельцев-общинников, получавших земельный надел. При Хаммурапи происходит отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воинам предоставляли наделы из царской земли, которая исключалась из оборота. Служба была «вечной”. Профессиональные воины исполняли и полицейские функции. Во время крупных походов созывалось общинное ополчение.

Суд. До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.

При Хаммурапи царские суды действовали во всех больших городах. Судьи несли ответственность за изменение решения вплоть до лишения права отправлять правосудие. Царь не являлся высшей апелляционной инстанцией – он обладал правом помилования приговоренных к смерти. Но царь принимал жалобы, которые передавал в соответствующие инстанции. Царские наместники пользовались правом вызова в суд, ареста и розыска преступников. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали должности глашатаев, судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов.

В судопроизводстве участвовали храмы: принимали клятвы, свидетельствовали сделки, творили «божий” суд (ордалия).

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2294 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий