Образование конституционной монархии в Англии

Утверждение в Англии конституционной монархии получило закрепление в следующих актах парламента:

· Хабеас корпус акт («Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем») — 1679 г.;

· Билль о правах — 1689 г.;

· Акт об устроении — 1701 г.

Принятый в 1679 г.Хабеас корпус акт («Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем») приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка. Его название происходит от латинской начальной строки приказа суда о доставке арестованного.

Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в Згода, впоследствии был увеличен до 7 лет.

Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права:

· приостанавливать действие законов или их исполнение;

· взимать налоги и сборы в пользу короны;

· набирать и содержать постоянную армию в мирное время.

Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.

Акт об устроении, или «Закон о престолонаследии», принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Для развития конституционного строя Англии важное значение имели следующие положения этого документа:

· установление принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подписи соответствующего министра;

· установление принципа несменяемости судей — отстранить их от должности можно было только по решению парламента. Это правило провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

Важную часть английской конституции составляют неписаные правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английской конституции. Эти правила утвердились в XVIII в. и стали называться конституционным прецедентом. К основным из них относятся:

· непосещение королем заседаний кабинета министров;

· формирование правительства из членов партии, победившей на выборах;

· коллегиальная ответственность кабинета министров;

· отказ короля от права вето.

Парламент Англии после «Славной революции» вновь стал двухпалатным:

· палата лордов — верхняя палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля;

· палата общин — нижняя палата, формировалась на основе избирательного права.

В силу действовавшего в XVIII в. избирательного закона нижняя палата по социальному составу почти не отличалась от верхней, что обусловливало господство аристократии в парламенте.

В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти — кабинет министров, возглавляемый премьер-министром.

К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин.

Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписаным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров.

Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1265 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Государственный строй. В конституционном развитии Англии в XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. В этот период времени оформилась парламентская система, включавшая в себя ответственность министерства перед парламентом и назначение министров из лидеров политической партии, получившей господствующее положение в парламенте.

Парламент являлся двухпалатным: верхняя (палата лордов) состояла из лиц, занимавших места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля; нижняя (палата общин) формировалась на основе избирательного права.

Политическое господство аристократии в парламенте обеспечивалось путем ограничения круга избирателей узким социальным слоем. При этом виги отстаивали высокий имущественный ценз, а тори — земельный. По закону 1710 г. избранными в парламент могли быть лица, имевшие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах.

С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, передав тем самым всю полноту законодательной власти в руки парламента. В 1716 г. принят закон, увеличивший срок полномочий нижней палаты с трех до семи лет, что обеспечивало известную независимость парламента от избирателей. Почти половина депутатов (254 из 513) избиралась из «гнилых местечек» — мелких населенных пунктов, проводивших депутатами в палату тех лиц, которых «рекомендовали» местные «влиятельные люди». Большинство депутатских мест покупалось — процветала коррупция.

Парламентские заседания проходили тайно. Парламентские протоколы официально не печатались, запись и публикация речей депутатов частными лицами запрещалась. Лица, разглашавшие информацию о прениях, подвергались преследованию. Была установлена монополия только двух политических партий — тори и вигов, представлявших интересы земельной аристократии.

В XVIII в. в Англии Тайный совет стал функционировать как кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремился также ограничить его деятельность в области исполнительной власти, поставив деятельность министров под свой контроль. Этому способствовал ряд неписаных конституционных правил:

  • — с середины 20-х гг. XVIII в. король не посещал заседания кабинета министров, что освобождало его членов от непосредственного королевского давления и способствовало формированию должности премьер-министра;
  • — принцип неответственное™ монарха, начало которому было положено правилом контрасигнатуры (Акт об устроении 1701 г.) и Положением 1711 г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр;
  • — перенос ответственности на членов кабинета привел к парламентскому контролю над ним, что выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего палату общин;
  • — ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц;
  • — в первой половине XVIII в. сформировался принцип, по которому кабинет министров пребывает у власти только пока имеет поддержку большинства палаты общин (например, в 1782 г. кабинет Ф. Норта целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин).

Таким образом, в течение XVIII в. английский кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоял из основных должностных лиц государства и нес коллективную ответственность перед Палатой общин. Ответственное правительство — отличительный признак парламентской системы, которая сложилась в Англии к концу XVIII в.

В 1685 г., в феврале, Карл II скончался. На престол вступил его брат герцог Йоркский под именем Якова II.В 1688 году, через 3 года после воцарения Якова II, тори и виги, объединившись ненадолго, совершают так называемую «Славную революцию». Яков был устранен (и бежал из страны), а на его место был возведен штатгальтер Голландии Вильгельм Оранский.

Причины смещения Якова II – в его политике. Только что, сделавшись королем, он стал изгонять вигов-судей, лишать города их старинного самоуправления, готовил реставрацию.

«Славная революция»завершила оформление компромисса между фак­тически господствующей в сферах жизни общест­ва буржуазией и официально правящей земельной аристо­кратией. Указанный компромисс заложил основы проч­ного консенсуса между ведущими полит.силами по основополагающим вопросам соц-полит. развития страны, кот стал важнейшей чертой англий­ской полит. культуры в XIX и XX вв.

Важн полит рез-том такого компро­мисса стало утв-ние в Англии парламенской мо­нархии, получившей закрепление в 2 актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах Великобритании 1689 г. — один из гос законов Англии, часть «неписаной» английской Конституции, в кот входят и такие акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Акт о престолонаследии 1701 г. Билль о правах был принят в рез-те так называемой «Славной революции» 1688 г. и направлен против абсолютизма. Многие его положения частично были зафиксированы ранее в Петиции о правах 1629 г. и Хабеас корпус акте 1679 г.

Билль о правах установил:

1) верховенство парламента в законодат сфере

2) независ-ть и свободу парл-та как гос органа: выборы в парл-нт должны проходить свободно и регулярно, в парламенте свобода слова, прений, и преслед-е за выступл-е в парл-те запрещалось

3) закрепил гражд права — право обращаться с петицией к королю, выбирать своих предст-лей в палату общин, Билль запретил применение наказаний непредусм-х законом

4) независимость суда присяжных

Т обр, Билль опр-т положение парламента в системе органов гос власти.

Среди законов, дополнивших Билль о правах 1689 года:

а) «Трехгодичный акт» 1694 года, установивший 3летний срок полномочий парламента;

б) «Акт об устроении» 1701 года, устан.2 правила: контрассигнатуры и несменяемости судей.

Новой вехой в становлении парламентской системы стал принятый в 1701г. парламентом Акт о престолонаследии. Повод — смерть бездетного Вельгельма.


Регулировал условия и порядок престолонаследия и в этом отношении развивал ряд положений, уже сформулированных в Билле прав 1689 г.

Акт об устроении устанавливает:

1) подзаконность корол власти: запрет монарху иметь владения вне Англии, королем могло стать лицо принадлежавшее к англиканской церкви. Введен принцип контрасигнатуры (скрепление акта главы гос-ва подписью министра).

2) подзаконность власти: прав-во должно действовать исключ-но по законам страны, вводилась персональная ответ-ть членов прав-ва (через институт контрасигнатуры).

3) подконтрол-ть судов парламенту: до этого закона судьи занимали должности пока «это было угодно королю «. Отстранить судей можно было лишь по решению парл-та.

Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно гос строй Англии XVII—XVIII вв. обычно опр-ся как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно опр-на. Король сохранял право абсолют вето в отношении законопроектов, про­шедших ч/з парламент, безразд право на форми­рование своего прав-ва и осущ-ние с его помо­щью своей политики. Предст-ние о триедином парла­менте (король и 2 палаты) оставалось теоретически неиз­менным. Никакой ответственности перед парламентом ко­рольне нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемыйкаби­нет, который выделился из Тайного совета в составе колле­гии из 5—7 наиболее важных министров-советников короля.

18-е столетие было временем дальнейшего формирования англ парламент монархии. Происходила промышл. революция, выдвинувшая Англию в число первых промыш.стран мира.

Усиление пром. буржуазии в рез-те про­м. переворота середины XVIII — начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в полит.союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальнейшая модернизация полит. систе­мы английского общества.


Гл напр. эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы британ. модели парл-зма, были ограничение королвласти. И утвер­ждение новых принципов взаимоотн-ний исполнит.и законодат. власти — становление»ответствен­ного правительства».

Монарх продолжал оставаться главой гос-ва, но превращался фактически лишь в номинального главу исполнит власти. Право короля отвергать законы, принятые парламентом (аб­солютное вето), перестало применяться с 1707 г. Кабинет стал действовать от имени «Его Ве­личества», но практически самостоятельно. Положение мо­нарха в дальнейшем было определено «король царствует, но не управляет».

В течение XVIII в. в принципе сфор­мировались такие черты будущей системы британского пар­ламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин.

В период избирательных реформ 30—60-х гг. XIX в. произошла организац перестройка 2 главных пар­тий. Виги окончательно стали партией промышленной бур­жуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выра­жали интересы преимущественно землевладельч ари­стократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться «либеральная» и «консервативная». Была централизована предвыборная деят-ть партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867—1868 гг. был основан Нац союз консерва­торов, а в 1877 г. возникла Нац федерация либе­ралов. Развитие парламент монархии сопровожд-сь пе­рестройкой аппарата упр-ния в центре и на местах, Прежние коронные должности были преобразованы в ми­нистерские, хотя и сохранили старые названия. В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы правле­ния и полит режима произошли изменения в гос устр-ве страны. После оформления так на­зываемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) англ парламент распространил свою власть на всю тер-рию Британских островов. Указ-е регионы по­лучили опр кол-во мест для своих депутатов в британском парламенте. С 1801 г. новое государственное образование получило название «Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии». Модернизация полит системы Великобритании в XIX в. завершилась, таким образом, установлением доми­нирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган, оп­ределяющий текущую политику государства (вторая треть XIX — конец XIX в.).

Образование США. «Декларация независ» 1776 г. и «Статьи конфедерации» 1781 г.

Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г. К началу 18 века на Восточном побережье Северной Америки сущ-вало 13 Англ. колоний, при этом в южных колониях сущ-вали круп сельскохоз плантации, на кот в основном трудились рабы-негры. А на севере в основном – фермерские хозяйства, промышленные центры.

Колонии делились на 3 группы:

1) коронные

2) частновладельческие

3) пользовались самоуправлением

Коронные управлялись губернаторами. Там были также законосовещательные органы. Англ. губернаторы пользовались правом вето. Англ. прав-во считалось усилить эконом.зависимость:

— американцам запрещалось выпускать многие металлические предметы

— колонии обязаны были сбывать товары только на английских кораблях в английских городах и закупать товары только в английских портах.

Англ политика противоречила интересам населения колонии, происходит разрыв.. Колонисты считали себя свободными подданными англ коро­ны.

Чашу терпения переполнил изданный в 1773 году закон о торговле чаем, кот устан-л небольшой налог на чай, ввозимый в колонию, вместо большого ранее, след-но возникают возмущения колонистов. С этого времени начались столкновения.

5 сентября 1774 года состоялся Первый континентальный конгресс в Филадельфии, состоявший в основном из богатых, для выработки общей тактики в отношениях с Метрополией. Они выступили против отделения от Англии, но выработали петицию с требованием прекратить обложение налогами, отмены ограничений для торговли и промышленности.

В это же время народные массы начинают готовиться к открытой войне. В 19 апреля 1775 года под Бостоном в ответ на попытку разорить склад местное население разгромило Английские отряды. Началась война за независимость, которая переплеталась с войной против внутренней реакции (лоялистов), то есть против чиновнической верхушки и крупных землевладельцев.

Война за независимость являлась в то же время буржуазной революцией. Ее движущие силы – мелкие фермеры, ремесленники, рабочие.Ее руководство – купцы, промышленники, плантаторы юга.

Последствие революции — сохранилось рабовладение.

Соединенные Штаты Америки как самостоятельное государство были провозглашены в 1776 г. При этом американскому народу потребовалось еще семь лет войны с Англией для обеспечения своей независимости. Только в 1783 г. по Версальскому миру Англия признала суверенитет штатов.

10 мая 1775 года в Филадельфии состоялся Второй континентальный конгресс. Плантатор Джордж Вашингтон был назначен главнокомандующим войск, а также состоялось принятие, под давлением парламента 4 июля 1776 года была принята Декларации Независимости США.Комиссией (5 чел в течении 2 дней) во главе с Томасом Джеферсом. Декларация была принята

Декларацию можно было условно разделить на 3 части:

1) в первой утверждались 3 главные идеи:

— рав-во и неотъемлемы права, кот люди получают от рождения (жизнь, свобода, собств-ть)

— идея народного суверенитета

— право народа на революцию (даже обяз-ть свергнуть правительство, склонное к деспотизму).

2) длинный перечень притеснений, несправедливостей со стороны Короля Англии.

3) говорилось о разрыве политсвязи Метрополией и колониями. Признание каждой колонии независимым гос-вом.

Английское господство подходило к концу.

Ограниченность данной декларации заключалась в следующем:

— распределялась только на белых

— обходила молчанием рабство

— положение индейцев также оставалось под вопросом

— объявление всех людей равными при сохранении господства мужчин над женщинами

Статьи конфедерации 1781 г. В июне 1776 г. Континентальным конгрессом назначен комитет для подготовки Статей конфедерации. Подготовленный им проект был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г. Однако процесс ратификации всеми 13 штатами затянулся на три с лишним года, и Статьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781 г. Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание «вечного Союза между Штатами». В ст. II особо подчеркивалось, что «каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе».Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой прежде всего внешнеполитические задачи (война за независимость против Британии). Конфедерация представляла собой не союзное государство, а союз самостоятельных государств. Поэтому Статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. «Для более удобного управления делами соединенных штатов» согласно Статьям конфедерации учреждался Конгресс (фактически сохранялся старый Континентальный конгресс), в состав которого входили делегаты (от двух до семи), ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола делегация теряла свой голос. Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями: объявлял войну и заключал мир; посылал и назначал послов; заключал международные договоры; управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными: он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы (все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами); хотя он формально имел право устанавливать «стандарты денежных единиц», фактически штаты чеканили собственную монету. Конгресс после победоносного завершения войны за не­зависимость принял знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

Восемнадцатое столетие было временем дальнейшего формирования английской конституционной монархии.

Процесс этот подталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число первых промышленных стран мира.

Неслыханным образом развилась мануфактура, чтобы затем уступить место крупной промышленности, паровой машине и гигантским фабрикам. Исчезают в связи с этим целые классы населения, вместо них появляются новые классы с новыми условиями существования, с новыми потребностями. Это и более могущественная буржуазия, появившаяся на свет с промышленным переворотом, и, конечно, пролетариат, это и английское крестьянство.

Дополнением к огораживанию явилась покупка земли у пролетаризирующегося земледельца, у эмигрирующих в Америку крестьян и т.п. Типичной формой сельскохозяйственного предприятия становится ферма, принадлежащая кулаку арендатору господской земли. Ее обрабатывает сельскохозяйственный рабочий батрак.

В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Как и прежде, парламент Англии — двухпалатный. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.

Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори — ценз земельный.

В 1710 г. был издан закон, установивший, что избранным в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах.

Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократии были так называемые карманные и гнилые местечки, посылавшие своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века. По той или иной причине население этих местечек стало немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, которые и решали, кто будет заседать в парламенте.

Политическое господство аристократии обеспечивалось также подкупом избирателей и членов нижней палаты нижней палаты, например, путем предоставления последним должностей. Акт об устроении 1701 г. запретил совмещение членства в нижней палате с занятием государственной должности. Однако актом 1706 г. было установлено, что член нижней палаты, получивший назначение на государственную должность, должен быть переизбран, если хотел оставаться в парламенте.

Итак, нижняя палата по своему социальному составу мало чем отличалась от верхней, что обуславливало господство аристократии в парламенте. Но английская аристократия не была замкнутым сословием — ее ряды пополнялись за счет разбогатевших промышленников, торговцев; она умела представлять не только свои интересы, но и интересы буржуазии, благодаря чему сохранялось руководящее положение аристократии.

Столь определенный социальный состав парламента обеспечивал возможность расширения его полномочий: господствующие классы не боялись вручить ему всю полноту власти.

С 1707 г. королевская власть перестал пользоваться правом вето, тем самым передавая парламенту всю полноту законодательной власти.

В 1716 г. был принят закон, увеличивающий срок полномочий членов нижней палаты с трех до семи лет и обеспечивающий, таким образом, известную независимость парламента от избирателей. Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие парламентские прения, подвергались преследованию.

В течение XVIII в. кабинет министров Великобритании становится обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из основных должностных лиц государства — лидеров партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин.

В течение того же XVIII века получает свое развитие принцип «ответственного правительства».

Происходило это следующим образом. Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, не признаваемый, однако, ни законом, ни теорией.

Основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки местечки, в разное время и по разным причинам получившие соответствующую привилегию. Одни из этих местечек числились «гнилыми» это были старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы несколько сотен. Множество местечек относилось к разряду «карманных»: собственниками их были крупные землевладельцы. Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.

Считалось, пишет французский историк Сеньобос, что из 658 депутатов 424 были заранее назначены.

«В графстве Бьюте, пишет Сеньобос, (14 тыс. душ 21 избиратель) рассказывали историю выборов, на которые явился всего один избиратель; он образовал собрание, вызывал, отвечал от своего имени и выбрал себя председателем, говорил в пользу своего избрания депутатом, поставил свою кандидатуру на голосование и объявил себя избранным единогласно».

Узким и замкнутым был круг избирателей. В некоторых местечках избирателей было не более 3-4 человек. В других избирательное право принадлежало мэру и его советникам.

В среднем, писал дореволюционный русский государствовед Градовский, на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата. Город Лондон со своим полумиллионным населением (конец XVIII в.) посылал четырех депутатов; в то же время графство Корнуэлле, на территории которого проживает 165 тыс. жителей, посылало 44 депутата.

В «карманных» местечках, по подсчетам, приводимым Градовским, 87 пэров назначали 218 депутатов.

Легко понять, кого устраивала эта система. Чтобы сохранить ее в неприкосновенности, право короля раздавать хартии на право представительства в парламенте было приостановлено. Круг замкнулся.

А между тем в Англии выросли новые города. Их породила промышленная революция ХVШ века. Города эти сделались средоточием буржуазии. Здесь именно она, а не земельная аристократия, могла бы командовать выборами и формировать угодный парламент. Но именно города либо вовсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак не соответствовало численности населения. Компромисс 1689 года, приведший на трон Вильгельма Оранского, не соответствовал уже соотношению сил его участников. Изменился и характер самих этих участников: английская буржуазия 1830-х годов сильно отличалась от буржуазии предыдущего столетия: финансовая аристократия стала оттесняться на задний план промышленной буржуазией. «Сохранение политической власти все еще в руках аристократии… стало несовместимым с новыми экономическими интересами».

Естественным следствием этого противоречия было требование избирательной реформы. Буржуазия не покушалась на палату лордов. Но нижнюю палату она хотела видеть буржуазной.

В борьбе за реформу буржуазия обратилась к помощи рабочих. Она обещала им законы, которые дадут дешевый хлеб, и рабочие примкнули к борьбе.

Имелось в виду отменить пресловутые хлебные законы, запрещавшие ввоз дешевого хлеба из-за границы, чтобы лендлорды имели возможность продавать свой хлеб по достаточно высокой цене.

Хлебные законы углубляли нищету рабочих, но в то же время они раздражали буржуазию, вынужденную, как ей представлялось, «переплачивать» на заработной плате, чтобы рабочий не умер с голода раньше срока.

В 1816 году близ Лондона состоялась массовая манифестация в пользу реформы. Изданная в связи с этим прокламация гласила: «4 миллиона людей в нужде, 4 миллиона в нищете, полмиллиона в полунищете, полмиллиона в блестящей роскоши».

Правительство всеми средствами сопротивлялось реформе, не останавливаясь перед кавалерийскими атаками против демонстраций. Палата лордов отклоняла билли, уже принятые палатой общин.

Следуя извечной тактике правящих классов, регент Англии характеризовал английскую избирательную систему как самую совершенную из всех возможных. Глава правительства герцог Веллингтон возражал против реформы с помощью пошлых аргументов насчет «человеческой природы, не способной достигнуть совершенства», и т.п.

Борьба за реформу создавала благоприятные условия для возникновения разного рода рабочих союзов, и они действительно возникали. Они требовали реформы, но всякий разумный наблюдатель мог заметить, что на этом дело не кончится.

Желая покончить с сопротивлением лордов, буржуазные организации обратились с призывом изымать вклады из банков.

Перед двойной угрозой рабочих союзов и финансового банкротства лорды сдались. Билль о реформе, предложенный правительством вигов, стал законом. Это событие, которому отводят так много места в политической истории Англии, произошло в 1832 году.

Реформа 1832 года, как и все английские реформы, не может быть названа радикальной, о чем свидетельствуют ее главные установления:

  • а) более 50 местечек из тех, что «гнилые», были вовсе лишены представительства в парламенте;
  • б) еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;
  • в) освободившиеся 143 места были отданы: 66 новым городам, 65 графствам, остальные Шотландии, Ирландии, Уэллсу;
  • г) старинный избирательный ценз 40 шиллингов был отменен.

В средние века, когда он был установлен, исходили из того, что именно такая сумма требовалась на содержание и экипировку солдата. В XIX веке все это выглядело по-другому.

Городским избирателем делался тот, кто имел в собственности дом, приносящий не менее 10 фунтов стерлингов в год. Наниматель дома делался избирателем в том случае, если арендная плата достигала 10 фунтов стерлингов в год, то есть равнялась годовому доходу арендатора средней руки;

д) избирательным правом наделялись земельные собственники и долгосрочные арендаторы с доходом 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочные — с доходом в 50 фунтов стерлингов.

Таким образом, править Англией уполномочивался собственник. Число избирателей составило 376 тыс. человек (вместо прежних 247 тыс.). Правом голоса была наделена 1/32 часть населения (376 тыс. на 12 миллионов!).

Реформа сделала необходимой борьбу за голоса избирателей, чем раньше пренебрегала. Обе партии и тори и виги быстро это поняли. Они поспешили отбросить свои прежние клички и обзавестись «приличными» названиями. Тори сделались «консерваторами», виги «либералами». Названия и на этот раз пришли из-за границы. Они возникли в Испании.

Назвав себя столь необыкновенно (по нашим нынешним понятиям), тори как бы говорили: «Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде». Виги, наоборот, заявили претензию стать руководителями прогресса.

Современник событий и внимательный наблюдатель, Генрих Гейне писал: «Привычное представление сводится к тому, что партия тори склоняется целиком на сторону трона… партия же вигов… склоняется более в сторону народа. Однако такого рода определения расплывчаты и ими пользуются главным образом в книгах. На эти наименования следует смотреть как на названия группировок. Они обозначают людей, которые в известных спорных вопросах держатся вместе…

О принципах нет вовсе речи; единодушие существует не по поводу определенных идей, но по поводу определенных мероприятий в области государственного управления».

  1. Ведение
  2. Реставрация монархии Стюартов и «Славная революция».
  3. Значимые даты периода конституционной монархии в Англии
  4. Историческое значение Английской буржуазной революции XVII в.
  5. Заключение
  6. Список литературы

Ведение

История развития и становления конституционной монархии в Англии является одной из актуальных тем для исследования. В настоящее время в мире насчитывается более 45 государств с монархической формой правления (из них 12 – в Европе). Великобритания – старейшая в мире монархия не в том плане, что это увядшая и несовременная страна, а в смысле прочно укоренившихся многовековых обычаев и ритуалов, свойственных монархической форме правления. Традиционность проявляется даже в том, что Великобритания верна своей давней традиции опережать время: английские короли первыми в мире стали ограничивать свою власть – Великая Хартия Вольностей (1215 год), именно в Англии впервые на законодательном уровне была обеспечена свобода и неприкосновенность личности (Habeas Corpus Act 1679), был принят первый в мире Билль о правах (1689 год). И сейчас Великобритания сохраняет давнюю особенность строить и совершенствовать конституционализм, не имея писаной конституции. Пережив гражданскую войну 1642-1648 годов, индепендентскую республику, протекторат Оливера Кромвеля, Англия вновь вернулась к реставрации монархии. В данной работе предпринята попытка проанализировать причину установления монархической формы правления в Англии в конце XVII – начале XVIII вв., выявить общие черты становления английского парламентаризма и значение государственных институтов в развитии конвенциональных обычаев, послуживших основой Британской неписанной конституции.

Политический кризис конца протектората был вызван не случайным стечением обстоятельств. Установившийся в результате революции государственный порядок был нестабильным, он не соответствовал сложившейся обновленной социальной структуре. Политические инициативы индепендентского парламента, не уравновешенного никакими другими государственными институтами, вызывали обоснованные опасения широкого слоя крупных собственников – и старых ленд-лордов, и «нового дворянства» (образовавшегося за счет пожалований Кромвеля и революционных конфискаций), и финансово-торговой буржуазии, которая получила необходимые привилегии в колониальной торговле и законодательную поддержку. В поисках стабильности выходом стало представляться возвращение на престол династии Стюартов (наследник престола Карл II укрывался во Франции). Сыграли свою роль и противоречия в высшем армейском руководстве. Режим личной власти О. Кромвеля по своей сути и форме не мог обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение народных масс, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». После смерти Оливера Кромвеля 3 сентября 1658 г. тело «узурпатора» похоронили в Вестминстерском аббатстве, являвшейся древней усыпальницей английских монархов. Титул лорда-протектора перешел к его сыну Ричарду, который не имел абсолютно никакого авторитета в армии.1 Попыткой частично восстановить прежний порядок были уже парламентские выборы 1658 г. Они были проведены не по нормам «Орудия управления», а по историческому законодательству.2 Парламент был распущен Военным советом. Среди генералов началась борьба за власть, в ходе которой даже была сделана попытка снова созвать «охвостье» Долгого парламента, разогнанного Кромвелем 12 декабря 1653 г. 3 Часть генералов и офицеров под натиском народного недовольства склонялась к демократическим преобразованиям. В этих условиях имущие классы обратились к идее восстановления монархии Стюартов. Власть в стране окончательно перешла к Комитету безопасности, представлявшему Совет армии и весьма сузившийся круг радикально-индепендентского руководства. В этих условиях военачальник и наместник одного из крупнейших шотландских военных округов генерал Монк с верными ему войсками совершил военный переворот. 4Его войска вступили в Лондон для установления политического контроля над расшатавшейся властью, а генерал предварительно установил контакт с наследником престола — сыном казненного короля Карлом II, находившимся в Голландии в эмиграции. Собравшийся вместо самораспустившегося Долгого парламента парламентский конвент (в состав которого вошли и лорды) принял решение о восстановлении монархии, приглашении Карла II и о пожаловании ему доходов вместо конфискованных в революцию владений. В 1659 г. парламент провозгласил себя верховной властью и на престол пригласил сына казненного короля — Карла II. Произошла реставрация власти династии Стюартов.

Реставрация монархии Стюартов и «Славная революция».

В городе Бреда в Голландии Карл подписал декларацию, обещавшую амнистию всем участникам «Великого мятежа», сохранение за новыми владельцами отчужденных имуществ и веротерпимость. Он обещал уважать привилегии парламента и соблюдать принципы Великой хартии вольности, принятой в 1215 г., а также статуты ее подтверждающие. Войска генерала Монка заняли Лондон, и под их прикрытием собрался конвент из пресвитериан и «кавалеров», провозгласивший Карла II королем Англии (1660 — 1685). Палата лордов, ликвидированная во времена Индепендентской республики, была восстановлена. После реставрации на английском престоле шотландской династии Стюартов в лице Карла II декларация и личные обещания короля уважать привилегии парламента были немедленно нарушены. 30 января 1661 г. в годовщину казни английского короля Карла I, казненного в этот день в 1649 г., прах Оливера Кромвеля был извлечен из могилы, и после варварской процедуры «повешения цареубийцы» от трупа отсекли голову, туловище было зарыто в яме, выкопанной под виселицей, а голову, насаженную на копье, выставили у Вестминстерского дворца «на обозрение». Некоторые организаторы суда над Карлом I были казнены. Против участников революции начались жестокие репрессии. Англиканская церковь была восстановлена. Земли, которые были захвачены у епископов и роялистов, Карл II возвратил прежним владельцам. Но основные результаты революции искоренить было невозможно. Отмена абсолютизма сохранялась в силе. Большинство распроданных во время революции земель оставалось в руках новых собственников. Экономическая мощь нового дворянства и буржуазии настолько возросла, что парламент и король должны были подчинить свою политику их интересам. В 1677 г. был принят парламентский акт, разрешавший огораживания. Правительство поощряло вывоз сукон и строго наказывало за экспорт необработанной шерсти. Торговля в Англии быстро росла. 5В результате революции в стране резко ускорялся процесс первоначального накопления капитала. В этих условиях попытки восстановить абсолютизм и феодальные порядки не могли иметь длительного успеха. Карл II стремился стать независимым от парламента и для этой цели заключил в 1670 г. тайный договор с Францией о союзе и предоставлении ему денежной субсидии. По этому договору Карл II должен был объявить войну Голландии, крайне непопулярную в Англии, и поддерживать завоевательные планы французской монархии, претендовавшей в это время на господство в Западной Европе. Рост могущества Франции и ее попытка овладеть испанскими Нидерландами английская буржуазия и новое дворянство считали для себя величайшей опасностью. Поэтому внешняя политика Карла II вызывала их недовольство. Король покровительствовал католикам, что также вызывало недовольство парламентской оппозиции. В 1673 г. парламент принял акт о присяге, требовавшей англиканского исповедования от лиц, занимающих государственные должности.6 В конце 1670-х годов парламентская оппозиция оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первоначально эти названия были просто кличками. Слово «тори» обозначало ирландских католиков, а «виги» — шотландских пресвитериан. Партия вигов опиралась на новое дворянство и буржуазию, или людей «денежного интереса», тогда как тори получали поддержку от людей «земельного интереса» — старого феодального дворянства, королевского двора, чиновников.7 К началу 70-х годов король усилил репрессиии против своих противников. Тогда парламентская оппозиция в интересах своей безопасности провела в 1679 г. Habeas corpus act — закон, обязывающий судью требовать доставки арестованного в суд для гласного разбирательства дела.8 Начальные слова латинского текста приказа судьи судебному приставу: «Ты обязан представить личность (тело)…» Закон этот должен был гарантировать лидеров парламентской оппозиции от преследований и приобрел важное значение для защиты личной свободы представителей имущих классов в Англии. 9 Согласно этому акту допускалось освобождение арестованного на поруки при условии внесения денежного залога, но условие это не распространялось на арестованных за неуплату долгов. Классовая суть этого закона видна также из того, что позднее, во время войн и подъема рабочего движения, английское правительство всякий раз приостанавливало его действие, предоставляя свободу полиции. Вскоре король снова распустил парламент и усилил репрессии против вигов. Феодально-абсолютистская реакция приняла еще более свирепый характер при Якове II (1685 — 1688). Он продолжал получать субсидии от Людовика XIV, покровительствовал иезуитам, правил без парламента и беспощадно преследовал своих противников, лично присутствуя при допросах и пытках. Несоответствие политики Якова II соотношению класовых сил в стране и вызванный им всеобщий страх за свою безопасность побудили отшатнуться от него даже значительную часть тори. Лидеры оппозиции подготовили заговор с целью изгнания Якова и приглашения на английский престол штатгальтера — правителя Голландии — Вильгельма Оранского, бывшего одним из главных участников военных коалиций против Франции. В заговоре участвовал и военначальник короля граф Черчилль, получивший позднее титул герцога Мальборо. Организаторы переворота рассчитывали на то, что Вильгельм III Оранский не будет претендовать на верховенство над парламентом, а кроме того, его приглашение на престол обеспечит личную унию и союз Англии и Голландии против Франции. В ноябре 1688 г. Вильгельм Оранский высадился с войском в Англии. Яков II бежал под защиту Людовика XIV. В начале 1689 г. парламент возвел Вильгельма на престол, а осенью того же года принял Билль о правах,10лишавший короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы, вводить налоги и собирать войско без согласия парламента. Билль о правах окончательно закрепил в Англии верховенство парламента над королевской властью и режим ограниченной, конституционной монархии. Переворот 1688 г. и Билль о правах были выражением компромисса между дворянством и буржуазией и содействовали дальнейшему капиталистическому развитию страны.

Значимые даты периода конституционной монархии в Англии

В 1658 г. после смерти Кромвеля к власти приходит его сын, Ричард. В 1659 г. он отказывается от власти, управление государством захватывают высшие чины армии.

В 1660 г. парламент провозглашает главой государства Карла II — сына казненного в ходе революции монарха. Новый король в своей «Бредской декларации» обещает не преследовать участников революции и не пересматривать ее итогов. В реставрированной монархии полномочия короля были урезаны и расширены права парламента. Возобновляется деятельность палаты лордов, тайного совета.

Парламент раскалывается на две группы: тори -приверженцев короля и вигов — сторонников буржуазии, среднего дворянства.

В 1679 г. получившие большинство виги проводят через парламент «Habeas Corpus Act» («Акт для лучшего обеспечения свободы подданного и для предупреждения заточений за морями»), устанавливающий процедуру проверки законности заключения под стражу подозреваемых в совершении преступления. Акт был направлен на ограждение парламентариев от незаконных преследований за их политическую деятельность.

В 1685 г. королевский трон занимает Яков II, известный своими антибуржуазными, реакционными взглядами. В этих условиях в 1688-1689 гг. тори и виги объединяют свои силы и совершают «Славную революцию». В результате без кровопролития королем становится штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский. С восшествием на престол этого короля начинает утверждаться новая форма Правления — конституционная монархия.

В. Оранский подписывает «Билль о правах» (1689). Билль утверждает верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, устанавливает свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Определяется срок полномочий парламента (7 лет).

В 1701 г. принимается еще один важнейший конституционный акт — «Акт об устроении», или «Закон о престолонаследии». Он устанавливал порядок престолонаследия (ввиду бездетности В. Оранского и его жены) и содержал дальнейшие уточнения полномочий законодательной и исполнительной власти. Акт устанавливал принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра. Вводился принцип несменяемости судей. До этого они занимали свои должности, пока это было «угодно королю» и пока они «ведут себя хорошо». Отстранение от должности производилось парламентом. Проводимые меры способствовали эволюции конституционной монархии Англии от дуалистической к парламентарной и формированию парламентаризма.

Историческое значение Английской буржуазной революции XVII в.

Если бы во времени, так же как и в пространстве, существовали степени высоты, то я искренне убежден в том, что высочайшим временем оказалось бы то, которое минуло между 1640 — 1660 годами.

Томас Гоббс11

В английской историографии переворот 1688 г. всячески превозносится как бескровная «Славная революция», а революция 1641 — 1653 гг. объясняется как бесполезный «бунт», не имевшей положительных результатов. 12Эта точка зрения является грубой фальсификацией истории, имеющей целью принизить революционные традиции английского народа. В действительности события 1688 г. были верхушечным переворотом, а не социальной революцией, и совершить этот переворот оказалось так легко лишь потому, что абсолютизм в Англии был уже в основном сломлен ударами английской буржуазной революцией середины XVII в. Не видеть этого — значит оставаться в плену стереотипов вигского исторического мышления. Реставрация Стюартов была непрочной и не могла устранить основные изменения, внесенные в жизнь страны в ходе революции. Именно революция середины XVII в. предопределила неустойчивость реставрации и в конечном счете привела к победе капитализма над феодализмом в Англии. Характерной чертой буржуазной революции в Англии был союз буржуазии с новым дворянством, обусловивший компромиссный, половинчатый характер революции. Новое дворянство и буржуазия были руководящим классом, гегемоном революции, но роль главных движущих сил в ней выполнили народные массы. Слабость и неорганизованность народных масс помешали им добиться осуществления своих чаяний. В борьбе с абсолютизмом натиск народных масс вынудили новое дворянство и буржуазию пойти на казнь короля и установление республики. В этом проявилось буржуазно-демократическая тенденция революции. Но дальнейшее развитие революции не пошло по буржуазно-демократическому пути. Ее результаты остались в рамках половинчатой, буржуазной революции, возглавленной новым дворянством и буржуазией. Опыт революции XVII в. в Англии показал, что в начале революционных событий новое дворянство и буржуазия вели за собой народ, но в дальнейшем остались глухи к его требованиям.13 Формально политическая власть осталась в руках аристократии и дворянства, но влияние обуржуазившейся части дворянства резко возросло. Последствия английской революции имели важное значение. В результате революции и переворота 1688 г. новое дворянство, а через него и буржуазия получили возможность использовать государственную власть, т. е. политическую надстройку, и прежде всего парламент, в котором усиливалось влияние той части дворян и аристократов, которые были тесно связаны с торговлей, для гигантского ускорения капиталистического развития страны путем проведения массовых огораживаний и сгона крестьян с земли, выгодных государственых займов, налогового обложения, колониальных завоеваний, поощрения торговли и промышленности. 14Первые машины появились в Англии, резко ускоряя рост капиталистического производства. Последствием этого было то, что Англия первая пережила промышленную революцию и в дальнейшем превратилась в первую великую промышленную капиталистическую державу, намного опередив в своем развитии другие государства Европы, где в XVII в. и на протяжении большей части XVIII в. предпосылки буржуазной революции еще отсутствовали. В ходе подготовки и проведения буржуазной революции в Англии и последующего капиталистического развития страны были созданы буржуазные экономические и политические теории, послужившие орудием борьбы за утверждение буржуазного строя. Идеи конституционной парламентской монархии, республики, общественного договора, равенства людей в правах, выдвинутые в XVII в. в Англии, оказали воздействие на развитие буржуазной идеологии и подготовку буржуазных революций и демократических движений в Европе и Америке. Наконец, нелишне напомнить, что к историческому опыту Английской революции обращались крупнейшие умы европейского Просвещения, «отцы» конституции США и члены революционного Конвента во Франции конца XVIII в. Для К. Маркса и Ф. Энгельса «Великий мятеж» послужил фактическим основанием научно-критического осмысления европейской истории в период, когда она становилась ведущим фактором истории всемирной и была предметом их анализа в процессе разработки теории материалистического историзма в целом.

Монархия как форма правления существует уже много веков, и многие страны, имеющие монархов, не намерены менять форму правления, дорожа своими традициями и исторически сложившимися институтами. Монархия имеет интересную схему развития, которую можно представить (с некоторыми оговорками) следующим образом. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института. Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются так называемые контрасигнатура и цивильный лист.15 Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах. Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. Говоря о монархии, важно сказать о ее достоинствах. Одним из главных является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии продолжают исполнять эту миссию — символа и инструмента единства. В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность — один из самых благородных критериев в отношениях между людьми. Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будет всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны — это угроза отречения, а гибель страны — гибель династии и скорее всего личная гибель монарха. Конечно же нельзя забывать и о недостатках монархии. Главный недостаток династической монархии — случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением. Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия — не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами — аристократией или демократией.

Добавить комментарий