Образование союзного государства

История становления и развития Союзного государства

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.

29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

Как и кем создавался Советский Союз

Случилось это 91 год назад. 30 декабря 1922 года в Москве был созван Первый съезд Советов, который провозгласил создание нового государства — Союза Советских Социалистических Республик. Так было положено начало стране, которая на протяжении всего своего существования являлась одной из ведущих держав мира.

СССР «прожил» на картах мира около 70 лет. Почему так мало? Одной из причин столь быстрого по историческим меркам существования стали многочисленные юридические ошибки создателей державы, которые были заложены в основу построения государства…

Советский Союз был образован на месте бывшей Российской империи, рухнувшей в смутные дни 1917 года. Власть в стране тогда взяла партия коммунистов-большевиков. Чтобы удержаться у власти, большевики шли на различные ухищрения — от провозглашения миролюбивой политики до откровенного заигрывания с целыми социальными слоями населения бывшей империи.

К примеру, для привлечения на свою сторону российского крестьянства коммунисты буквально сразу после прихода к власти раздали мужикам землю. То же самое они проделали и по отношению к национальным меньшинствам, обещая им и различные виды культурно-национальных автономий, и даже государственную независимость.

Таким образом большевикам удалось создать для себя чрезвычайно широкую социальную базу. Это и предопределило их победу в жестокой Гражданской войне.

А после войны пришло время выполнять ранее взятые на себя обязательства. И если обещания, данные крестьянам, коммунисты вплоть до начала 30-х годов старались более-менее выполнять, то с национальным вопросом дела обстояли гораздо сложнее…

Игры в красную незалежность

Ситуация оказалась чрезвычайно запутанной. Основную территорию бывшей империи занимала Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Внутри неё образовалось великое множество автономий — Якутия, Татарстан, Чувашия и т.д. А ещё были другие советские национальные образования, как бы связанные с РСФСР союзными отношениями — Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, объединявшая грузинский, армянский и азербайджанский народы.

Союзные договоры были очень разными по своему содержанию. Так, если Белоруссия фактически была низведена до уровня одной из российских автономий, то Украина обладала равными международными правами с Россией, ну и т.д.

В общем, требовались единые нормы совместного существования советских республик. Но главная проблема заключалась в том, что среди националов-коммунистов стали расти антироссийские настроения. Особенно это было заметно на Украине и в Грузии.

Украинские коммунисты были не прочь существовать в союзе с Россией. Однако при этом хотели иметь своё самостоятельное Министерство иностранных дел, обладать исключительными правами на свою экономику и природные ресурсы, на систему образования и на прочие важнейшие вопросы внутренней политики. Москве же отводилась роль исключительно военной защиты общего союзного пространства.

В Грузии местные националы пошли ещё дальше. Им было мало независимой внешней политики. Они ещё выступали за создание собственных вооружённых сил, а также желали иметь свою денежную валюту. Мало того, к началу 1922 года грузины открыли на своей территории представительства нескольких западных и турецких банков и пустили в свободный оборот зарубежные деньги.

К концу года российский рубль в Грузии был практически вытеснен из обращения…

Два взгляда — две перспективы

Большевики всегда выступали против любой национальной исключительности. Вождь коммунистов Владимир Ильич Ленин на протяжении всей своей жизни яростно боролся с различными «уклонениями» в национальном вопросе. По его мнению, коммунистическое движение должно быть как монолит едино, без дележа на русских, евреев, грузин, армян и т.д. Без этого, учил вождь, победа мировой социалистической революции и построения коммунистических Соединённых Штатов мира никогда не будет возможной.

Признанным специалистом в национальном вопросе у большевиков считался секретарь ЦК Коммунистической партии Иосиф Сталин. Он всецело поддерживал ленинские идеи и даже творчески развил их в ряде своих печатных работ.

В 1922 году именно ему партия поручила подготовить проект единого союзного договора, создав под его началом специальную комиссию. Параллельно ЦК РКП(б) обратился к своим коллегам из других союзных республик внести свои предложения в эту комиссию.

К каким же выводам пришёл Сталин?

Об этом можно судить по письму, которое он направил Ленину. В письме Сталин указывал, что следует немедленно покончить с игрой в национальную независимость, на которую большевики были вынуждены пойти в годы Гражданской войны. Национальные республики следует жёстко подчинить Москве, свести их до уровня российских автономий, а затем вообще ликвидировать, по возможности создав единое унитарное советское государство.

В противном случае, предупреждал Сталин, социалистическое государство ждёт беда:

«Мы переживаем такую полосу развития, … когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституций независимых республик… Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всём безусловно должны подчинятся центру, то… через год будет несравненно труднее отстоять единство советских республик».

То есть Сталин не без основания полагал, что игры коммунистов Украины и Грузии могут привести к распаду единого социалистического пространства, что само по себе несло серьёзную угрозу перед лицом любой внешней опасности. А врагов у первого в мире социалистического государства было великое множество.

Казалось бы Ленин, всегда выступавший против национальной исключительности, должен был поддержать Сталина, что называется, обеими руками.

Однако он раскритиковал сталинский план. Причём в очень резкой форме…

В сентябре 1922 года Ленин направил в ЦК партии письмо, в котором призывал создать единое государство на основе равноправия и взаимоуважения союзных республик. По его мнению, республики должны войти в состав Советского Союза добровольно, с сохранением собственных органов власти и права выхода из Союза. Кроме того, возглавлять единую страну должны по очереди представители разных национальностей.

Что же касается сталинского плана, то Ленин обозвал его никуда негодным, за версту отдающим «великодержавным русским шовинизмом», с коим он, Ленин, «будет бороться не на жизнь, а на смерть». Свои слова Ильич подкрепил тем, что обещал всяческое содействие «грузинским и украинским товарищам»…

Что же это такое нашло на Ленина, взявшего столь резкий тон? Думается, что решающее влияние на его мировоззрение сказали следующие обстоятельства.

Во-первых, он продолжал свято верить в мировую социалистическую революцию. По его мнению, Советский Союз будет как раз той формой мирового коммунизма, о которой он всегда мечтал. И строиться эта форма будет по принципу постепенного присоединения к Союзу разных стран мира. А чтобы начать этот процесс, нужна реклама. То есть показать человечеству, что процесс уже начался, что социализм строит не одна только Россия, но и другие страны Европы и Азии, которые при этом ещё и обладают всеми признаками независимости. А если понадобится, то новоявленные социалистические государства создадут искусственно, несмотря на то, что все эти Украины и Казахстаны в действительности никогда не имели собственных государственных традиций.

Вот почему сталинский план унитарного построения страны в глазах Ленина выглядел как антиреклама его ленинских планов по переустройству мира.

Во-вторых, Ленин очень опасался, что верх в новом государстве возьмут представители народа, который и создал эту державу. То есть русские. А ведь их он, по большому счёту, всегда считал самой антикоммунистической нацией, которая во время Гражданской войны оказали большевикам наиболее ожесточённое сопротивление — последнее белое правительство пало на Дальнем Востоке только в октябре того же 1922 года.

Не исключено, чтобы ослабить волю и единство русских, Ленин хотел раздробить народ территориально, отдав часть его исконных земель новым нацреспубликам. Не зря именно по ленинскому предложению многие чисто российские земли со всем их населением в начале 20-х годов отошли Украине, Казахстану, Северо-Кавказским автономиям…

Вполне очевидно, что все эти ленинские умопостроения были абсолютно нереальны и ничем не обоснованы. Ведь ни одно государство в мире не строится без национального стержня! И кроме русского народа, да ещё самых прозорливых видных коммунистов, вроде Сталина, Дзержинского или Орджоникиндзе, в сохранении общего пространства бывшей империи тогда мало кто ещё был заинтересован — особенно национальные республиканские элиты. Так что ленинский план прямо вёл Советскую республику к быстрому и гарантированному распаду.

Ох, не зря некоторые историки полагают, что эти планы стали прямым следствием тяжёлой болезни головы, которая в 1924 году унесла Ильича в могилу.

Ошибка Сталина

Создание Советского Союза стало компромиссом между Сталиным и Лениным. После длительных дискуссий, которые нередко перерастали в настоящие драки и потасовки (однажды сталинист товарищ Орджоникидзе набил физиономию лидеру грузинских коммунистов товарищу Мдивани), был выработан законопроект союзного договора.

За союзным центром сохранялись функции общей внешней политики, общего экономического пространства, строительства единых вооружённых сил. Также вводилось единое для всех союзное гражданство.

За республиканскими властями оставался приоритет в решении ряда вопросов внутренней политики. Ленину также удалось протащить положение о праве республик на самоопределение и выход из состава Союза.

30 декабря союзный договор был наконец заключён…

Очень жаль, что Сталин, когда пришёл к власти, не выбросил прочь из союзного договора все ленинские постулаты. Видимо, он считал, что ему удалось построить в стране то самое унитарное государство, о котором он писал в 1922 году. А внутрисоюзные границы, национальные органы власти и положение о возможном выходе были для Сталина пустой юридической нормой, не имеющей реального значения.

Так Иосиф Виссарионович попал в ту самую ловушку, о которой когда-то писал сам. Пока государство, построенное Сталиным, было сильно, националы сидели поджав хвосты. Но как только центральная власть в конце 80-х годов дала слабину, эти коммунистические сепаратисты, воспользовавшись конституционным правом выхода из единой страны, тут же принялись разваливать государство.

Трагический финал для Советского Союза наступил зимой 1991 года, в Беловежской Пуще.

Что же Советский Союз дал своим республикам

И всё же советская империя сыграла огромную, положительную роль для населявших её народов. Небывало развилась Прибалтики, которая стала своеобразной парадной витриной Советского Союза, где уровень жизни был ненамного меньше, чем в ведущих государствах Запада.

В одну только Латвию советское правительство вбухивало по 1,3 миллиарда долларов в год – в строительство новых предприятий, школ, больниц и прочей социальной инфраструктуры! Но Советский Союз обустраивал не только одну Прибалтику.

Возьмём республики Средней Азии. Чем они были до советской власти? По существу – дикими землями, где царили средневековые нравы с соответствующим уровнем развития культуры и хозяйства (зачастую на уровне первобытно-общинного строя). Забитое, безграмотное, нищее население, над которым царил даже не государственный закон, а исключительно прихоть местных феодалов.

Советская власть, можно сказать, принесла в эти края цивилизацию.

Вот, например, Таджикистан. Советский Союз здесь создал более 90 отраслей промышленности, 3070 промышленных предприятий, из них 434 крупных (состоящих на самостоятельном балансе). Среди них горно-химический комбинат, производивший ядерную продукцию для оборонных предприятий всей страны, горно-рудные предприятия, Ходжентский (тогда Ленинабадский) шёлкокомбинат – высокомеханизированное предприятие, продукция которого пользовалась большим спросом во всём мире; завод «Таджиктекстильмаш», выпускавший современные автоматические станки; мощные кабельный, трансформаторный, цементный и шиферный заводы; десятки предприятий лёгкой, пищевой и мясной промышленности; крупные гидроэлектростанции, обеспечивающие потребности народного хозяйства и быта населения электроэнергией и т.д.

Примерно то же самое можно сказать и про республики Закавказья, где местная промышленность также создавалась с нуля. Так, экономика Грузинской Советской Социалистической Республики широко поддерживалась мощными денежными дотациями из Москвы (зачастую за счёт российских регионов). Средняя заработная плата здесь была гораздо выше, чем по стране в целом. Москва же целиком финансировала и строительство грузинской промышленности (например, автомобильный завод, выпускавший знаменитые грузовики «Колхида»).

Но самой процветающей в промышленном отношении, несомненно, стала Украина. Здесь я приведу справку, взятую из современных исторических данных:

«Только за годы первых советских пятилеток УССР превратилась в мощную индустриальную державу. Были построены крупнейшие заводы, оборудованные современной техникой («Запорожсталь» в Запорожье, «Азовсталь» в Жданове, Криворожский металлургический в Кривом Роге, Харьковский тракторный), много шахт и других предприятий. Был введён в строй один из самых крупных в мире Ново-Краматорский машиностроительный завод, а также другие машиностроительные заводы в Донбассе, Харькове, Одессе и других городах. Заново на новой технической базе создались химическая, машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли промышленности.

В 1940 г. вся промышленная продукция республики составляла около 18% общесоюзной и увеличилась по сравнению с 1913 г. в 7,3 раза, а производство тяжелой промышленности более чем в 10 раз, причём 92% всей продукции Украины было получено на предприятиях, построенных и реконструированных за годы советской власти…

В 1958 г. по выплавке чугуна Украина опередила все страны Европы, а по производству его на душу населения еще в 1957 г. превзошла все капиталистические страны мира, в том числе и США. Стали Украина давала столько, сколько Франция и Италия, вместе взятые. Таким образом, Украина к концу 80-х годов стала индустриальной державой с многоотраслевой промышленностью и крупнейшей союзной базой не только угольной, металлургической и пищевой промышленности, но и машиностроения, химии, электроэнергии…».

Кто был никем, тот стал всем

Особо стоит остановиться на культурных и образовательных преобразованиях в советских республиках (кстати, у многих советских народов сама культура, включая и алфавит, вообще появилась только усилиями коммунистов). В той же Грузии за счёт дотаций из Москвы высшее образование развилось настолько, что грузины имели наибольший процент выпускников вузов на сто человек населения по сравнению со всеми прочими советскими республиками. В этом плане грузинам лишь немного уступали жители Прибалтики, украинцы и белорусы.

Кроме того, правившая в стране КПСС всячески поощряла развитие национальной литературы, театра и кинематографа.

Именно благодаря советской власти миллионы людей – сначала по всей нашей необъятной стране, а потом и во всём мире – узнали книги киргиза Чингиза Айтматова, украинца Павло Загребельного, белоруса Алеся Адамовича, узбека Явдата Ильясова, молдованина Иона Друцэ. Именно благодаря советской власти получило заслуженную известность грузинское и прибалтийское кино. И вообще, у нас тогда была целая киноиндустрия, которую по своим масштабам и популярности в мире можно сравнить разве что с Голливудом. Практически с каждого известного кинофестиваля наши кинематографисты – включая режиссёров из союзных республик, – привозили самые престижные награды, да ещё и не одну!

Мне кажется, что лучше всего об уровне культурной революции в Советском Союзе сказал один идейный враг коммунистов, бывший офицер власовской Русской освободительной армии Леонид Самутин, который в своих мемуарах был вынужден признать:

«Большевики отняли у народов право на национальную независимость, развитие и самобытность», – говорилось в нашем Манифесте. Но у нас в батальонах РОА были и татары, и узбеки, и таджики, и белорусы, и представители кавказских народов. И они все прекрасно знали, что именно при советской власти они получили и свою письменность, и свои газеты, литературу, возможность развивать своё собственное, национальное искусство. Единственное, что у них было «отнято» – это засилие местных религий, байств, ханов и кулаков. Эти «национальные формы развития» действительно были прикрыты советской властью…».

Вот какой была «жестокость» советской власти.

Отцвели уж давно

Сегодня бывшие союзные республики, получившие «независимость», представляют собой по-настоящему жалкое зрелище. Былой уровень культуры и образования здесь фактически ликвидирован. Не менее печальное зрелище представляет собой экономика.

Так, объёмы промышленности Украины сокращаются из года в год. По подсчётам специалистов, через 10 – 15 лет республика окончательно «доест» свои былые советские запасы и превратится в отсталую сельскохозяйственную страну. Это, кстати, уже произошло с Грузией, чей промышленный потенциал сегодня составляет лишь 16% от былого советского уровня, а население главным образом живёт за счёт продукции, выращенной на личных земельных участках.

А вот в Таджикистане не осталось вообще ничего! Заводы фактически лежат в руинах или перепрофилированы под гостиницы и рынки, а основной доход населения составляют заработки гастарбайтеров, присланных из России, да бизнес с перепродажи афганского героина…

Что же касается процветавшей когда-то Прибалтики, то её положение на примере Эстонии в своём письме ярко обрисовала одна её жительница:

«У республики всё чаще стали возникать проблемы с экономикой. Здесь нет больше никакой промышленности. Распродан весь когда-то мощный рыболовецкий флот. Заводы точного приборостроения, электротехники приватизированы и перестали существовать. Фактически угроблено сельское хозяйство. Страна, когда-то производившая отличнейшую мясомолочную продукцию, теперь завозит продовольствие из-за границы!

В первые годы независимости Эстония ещё сохраняла какой-то лоск за счёт распродажи государственного имущества, перепродажи нефти, леса, цветных металлов, шедших главным образом из России, но теперь и этот финансовый ручей высыхает. Страна начинает жить исключительно за счёт дотаций Евросоюза и США, но и там начинают проявлять недовольство и всё чаще задают нашим правителям вопрос – а когда вы сами научитесь зарабатывать деньги?»

Думаю, что никогда не научатся. Все эти осколки бывшей советской империи, увы, могут существовать только за счёт подачек с богатого барского стола великой державы. Однако сменивший Москву на этой роли Западный мир оказался куда как менее щедр. И потому эти осколки явно ждёт не очень завидное будущее…

Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»

Наименование проекта Его автор Основное содержание проекта
Автономизация И.В. Сталин, генеральный секретарь ЦК РКП(б) (с апреля 1922 г.), нарком по делам национальностей Все советские республики входят в состав РСФСР на правах автономных. Руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами. Полномочия автономных республик урезаются
Конфедерация Х.Г. Раковский, председатель Совнаркома Украинской ССР Все советские республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры. Центральные союзные органы не создаются. Полномочия субъектов объединения равные
Социалистическая федерация В.И. Ленин, председатель Совнаркома РСФСР, председатель Совета Труда и Обороны Все республики, включая РСФСР, образуют союз равноправных – Союз Советских Социалистических Республик. Создаются новые центральные руководящие органы. Союзные республики сохраняются широкие, равные полномочия

Победа проекта В.И. Ленина.

30 декабря 1922 г. – I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

СССР

УССР

ЗСФСР

РСФСР

БССР

Январь 1924 г. – IIВсесоюзный съезд Советов СССР одобрил первую Конституцию СССР:

Ø СССР – федерация равноправных суверенных государств;

Ø Декларировалась возможность выхода из СССР союзной республики и невозможность изменить ее границы без согласия на то самой республики;

Ø Устанавливалось единое гражданство СССР;

Ø Существовали ограничения в правах бывших дворян, офицеров, полицейских, жандармов, чиновников, священнослужителей, лиц, использовавших наемный труд и живущих на нетрудовые доходы (проценты с капитала), лиц, совершивших уголовные преступления и подвергнутых политическим репрессиям (не имели голоса на выборах) – составляли отдельную категорию лиц, называвшуюся лишенцами, поскольку были лишены гражданских прав;


Ø Выборы в Советы – не прямые (делегатов съезда избирали депутаты республиканских Советов), не тайные (избирали на открытых собраниях), не равные (при одинаковом числе жителей крестьяне избирали меньше делегатов (один депутат от 125 тыс.), чем рабочие (один депутат от 25 тыс.);

Ø Высшие органы власти и управления СССР:

Всесоюзный съезд Светов (верховный орган власти)

2 YFpQUtyW0BC7QRi6WYVG2B92wdDbJ7PtEyYTgIqpBQpwObbr+baodD7P4KUACZDqEJoozV3JMeR1 VK0B4wWTakehm1/bNnr9GNj73wEAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAPDfMADfAAAACwEAAA8AAABk cnMvZG93bnJldi54bWxMj8FuwjAQRO+V+g/WVuqlKnaQSkmIgxAVQlVP0H7AEi9ORGxHsYGUr+/2 1B73zWh2plyOrhMXGmIbvIZsokCQr4NpvdXw9bl5noOICb3BLnjS8E0RltX9XYmFCVe/o8s+WcEh PhaooUmpL6SMdUMO4yT05Fk7hsFh4nOw0gx45XDXyalSM+mw9fyhwZ7WDdWn/dlpeF9lFp/s+paF l+y2VR/Z8W270frxYVwtQCQa058Zfutzdai40yGcvYmi0zBVec5WFlQ+A8GO/FUxOTCZM5FVKf9v qH4AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAg1fw+RgDAAD4BQAADgAAAAAAAAAAAAAA AAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA8N8wAN8AAAALAQAADwAAAAAAAAAA AAAAAAByBQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAH4GAAAAAA== » strokecolor=»#c0504d» strokeweight=»2.5pt»>

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР (высший орган гос.власти между всесоюзными съездами Советов)

Союзный Совет

Совет Национальностей

Президиум ЦИК СССР (высший законодательный, исполнительный, распорядительный орган в период между сессиями ЦИК)

Совнарком СССР(высший исполнительный и распорядительный орган гос.власти)

y jPL7HApi3/N906us4QdhGwy5uzPd3SE8BqgIa6DATkd63d/mpcxmKbzkWQK4GEIRJZlJuXV57VVj QHuxQTWt0PSvXdue+tGwB98BAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQBpasPy4QAAAAsBAAAPAAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sTI9BbsIwEEX3lXoHayp1U4HjAKWkcRCiQqjqqpQDDPGQRI3HUWwg5fQ1q3Y5 +k//v8mXg23FmXrfONagxgkI4tKZhisN+6/N6AWED8gGW8ek4Yc8LIv7uxwz4y78SeddqEQsYZ+h hjqELpPSlzVZ9GPXEcfs6HqLIZ59JU2Pl1huW5kmybO02HBcqLGjdU3l9+5kNbyvVIVP1fqq3Exd t8mHOr5tN1o/PgyrVxCBhvAHw00/qkMRnQ7uxMaLVsNIzVVEYzCdpiBuxGyxAHHQkE4mKcgil/9/ KH4BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAox1M+BYDAAD4BQAADgAAAAAAAAAAAAAA AAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAaWrD8uEAAAALAQAADwAAAAAAAAAA AAAAAABwBQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAH4GAAAAAA== » strokecolor=»#c0504d» strokeweight=»2.5pt»>

Верховный суд

M o/w+h4bY9XzfzCpr+MGgC4bcPplvnxAeA1SENVBglxPdzLdlKbNFCn/yLAFcjKGJksyU3IbcRNUa MF5sUu0oNPNr27ZePwb26DsAAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQChnJRu4QAAAAsBAAAPAAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sTI9BbsIwEEX3lXoHayp1U4FjolCaZoIQFUJVV6UcwCSDEzUeR7GBlNPXrNrl 6D/9/6ZYjrYTZxp86xhBTRMQxJWrWzYI+6/NZAHCB8217hwTwg95WJb3d4XOa3fhTzrvghGxhH2u EZoQ+lxKXzVktZ+6njhmRzdYHeI5GFkP+hLLbSdnSTKXVrccFxrd07qh6nt3sgjvK2X0k1lflcvU dZt8qOPbdoP4+DCuXkEEGsMfDDf9qA5ldDq4E9dedAgTpVREEWbZcwriRsyzFxAHhFSlKciykP9/ KH8BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEACTW22xYDAAD4BQAADgAAAAAAAAAAAAAA AAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAoZyUbuEAAAALAQAADwAAAAAAAAAA AAAAAABwBQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAH4GAAAAAA== » strokecolor=»#c0504d» strokeweight=»2.5pt»>

Прокурор

t iWQY5fc5NMSu5/tmVlnDDwZdMOT2yXz7hPAYoCKsgQK7nOhmvi1LmS1SeMmzBHAxhiZKMlNyG3IT VWvAeLFJtaPQzK9t23r9GNij7wAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAE1wWMzgAAAACwEAAA8AAABk cnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SFxQ65hSICFOVRVVFeJE4QO28daJiO0odtvQr2d7 gtvszmj2bbkYXSeONMQ2eA1qmoEgXwfTeqvh63M9eQYRE3qDXfCk4YciLKrrqxILE07+g47bZAWX +FighialvpAy1g05jNPQk2dvHwaHicfBSjPgictdJ++z7FE6bD1faLCnVUP19/bgNLwtlcU7uzqr MFfnTfau9q+btda3N+PyBUSiMf2F4YLP6FAx0y4cvImi0zBRT4qjGmYPsxzEJTHPWex4k7OQVSn/ /1D9AgAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABb Q29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAA AAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGve9VsYAwAA+AUAAA4AAAAAAAAAAAAA AAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAE1wWMzgAAAACwEAAA8AAAAAAAAA AAAAAAAAcgUAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAB/BgAAAAA= » strokecolor=»#c0504d» strokeweight=»2.5pt»>

ОГПУ

p tb+vmBGUlL8oKIjDKI59r0IjTkZ9MMz+zmJ/h6kMoFLqgAKcTt22v61qI5cFvBQhAUqfQBHl0qcc Xd561RnQXjCorhX6/rVv46k/G/bxHwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAIL1LoziAAAADAEAAA8A AABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FuwjAQRfeVegdrKnVTFcdNgJDGQYgKoaqrUg4wxMaJGo+j2EDK 6WtW7XJmnv68Xy5H27GzHnzrSIKYJMA01U61ZCTsvzbPOTAfkBR2jrSEH+1hWd3flVgod6FPfd4F w2II+QIlNCH0Bee+brRFP3G9png7usFiiONguBrwEsNtx1+SZMYtthQ/NNjrdaPr793JSnhfCYNP Zn0Vbiqu2+RDHN+2GykfH8bVK7Cgx/AHw00/qkMVnQ7uRMqzTkI+ny0iKiHNRQbsRiTTNK4OErJ0 ngGvSv6/RPULAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAA AAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAiIkuChsDAAD4BQAADgAAAAAA AAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAgvUujOIAAAAMAQAADwAA AAAAAAAAAAAAAAB1BQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAIQGAAAAAA== » strokecolor=»#c0504d» strokeweight=»2.5pt»>

Реввоенсовет

Наркоматы суд

Значение образования СССР:

ü Созданы условия для решения задач по построению социализма;

ü Многие народы получили возможность экономического и культурного развития;

ü Сформированы предпосылки для сплочения советских людей;

ü Фактически возникло унитарное государство, в котором государственная власть концентрировалась в структурах коммунистической партии, жестко управляемой из центра;

Дальнейшее национально-государственное строительство в СССР:

Год Союзные Республики, вошедшие в состав СССР
Туркменская (вместо Туркестанской республики, входившей в состав РСФСР)
Узбекская
Таджикская (ранее входила в состав Узбекистана)
Киргизская, Казахская и Азербайджанская, Армянская, Грузинская (вместо ЗСФСР)
Литовская, Латвийская, Эстонская, Молдавская, Карелло-Финская (в 1956 г. Преобразована в Карельскую АСССР)

Тема 2.Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.

Союз Советских Социалистических Республик

(СССР, Советский Союз), государство, существовавшее в 1922—91 на большей части территории бывшей Российской империи.

По Договору об образовании СССР (30 декабря 1922) в его состав вошли:

  • Белорусская ССР (БССР),
  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР),
  • Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), включавшая Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР (с 1936 входили в СССР как самостоятельные союзные республики),
  • Украинская ССР (УССР).

В дальнейшем были образованы:

С начала 20-х гг., и особенно после смерти В. И. Ленина (см. Ленин Владимир Ильич), в руководстве страны развернулась острая политическая борьба за власть. Утвердились авторитарные методы руководства, использовавшиеся И. В. Сталиным для установления режима единоличной власти.

С середины 20-х гг. началось сворачивание новой экономической политики (НЭП), а затем — проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации. Коммунистическая партия полностью подчинила государственные структуры. В стране была создана строго централизованная и милитаризованная общественная система, целью которой была быстрая модернизация страны и поддержка революционного движения в других странах. Массовые репрессии, особенно после 1934, затронули все слои общества; беспрецедентные масштабы принял принудительный труд в системе ГУЛАГа. К концу 30-х гг. в стране была создана развитая промышленность, ориентированная прежде всего на нужды обороны.

В конце 30-х гг. произошли резкие изменения внешней политики страны, отход от курса коллективной безопасности. Заключены советско-германские договоры 1939, в соответствии с которыми позднее в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия, в 1940 — страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина.

В результате начатой СССР советско-финляндской войны (30 ноября 1939 — 12 марта 1940), которая нанесла сильный удар по международному авторитету страны (исключена из Лиги Наций), к СССР отошёл Карельский перешеек и др. В 1941 Германия, нарушив договоры, напала на СССР. Началась Великая Отечественная война 1941—45, ставшая составной частью Второй мировой войны 1939—45. В ходе войны сложилась антигитлеровская коалиция с участием СССР, США, Великобритании и других стран. В период войны проводилась насильственная депортация целых народов — балкарцев, чеченцев, калмыков, крымских татар, карачаевцев, греков, турок-месхетинцев, немцев и др. После окончания войны, из которой СССР вышел победителем, территория страны была расширена за счёт присоединения Южного Сахалина и Курильских островов, районов Петсамо (Печенга), Клайпеды, Кёнигсберга (Калининград), Закарпатской Украины и др. Резко возрос международный авторитет СССР, усилились его позиции на мировой арене.

В послевоенный период в стране продолжались репрессии; были разорваны союзнические отношения со странами Запада, началась «холодная война» двух систем, гонка вооружений. 20-й съезд КПСС (1956) по инициативе Н. С. Хрущёва выступил с критикой так называемого культа личности Сталина. Началась реабилитация жертв репрессий; больше внимания уделялось повышению уровня жизни народа, развитию сельского хозяйства, жилищного строительства, лёгкой промышленности. Концентрация научных и производственных сил, материальных средств на отдельных направлениях науки и техники привела к значительным достижениям: создана первая в мире атомная электростанция (1954), запущены первый спутник Земли (1957), первый космический корабль с лётчиком-космонавтом (1961); расширились международные связи СССР. Уменьшилась угроза ядерной войны (Договор о запрещении ядерного оружия 1963 и др.).

Однако попытки обновления страны осуществлялись непоследовательно, в рамках сохранявшейся общественно-политической системы, и потерпели неудачу — к власти пришли консервативные силы. Партию и государство возглавил Л. И. Брежнев (см. Брежнев Леонид Ильич). Реформы, предпринятые по инициативе А. Н. Косыгина, были свёрнуты, экономика продолжала развиваться по экстенсивному пути, в значительной мере за счёт экспорта нефти и газа, нерационального использования природных ресурсов, что позволило поддерживать усиленную милитаризацию страны. Ослабление международной напряжённости чередовалось с вооруженным подавлением попыток реформ в Венгрии (1956), Чехословакии (1968) и вводом войск в Афганистан (1979), которые приводили к обострению конфронтации с США и другими западными державами, усилению гонки вооружений.

С 1985 М. С. Горбачёв и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в том числе национальные, движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране, была предпринята попытка государственного переворота (август 1991), потерпевшая крах. В декабре 1991 руководители БССР, РСФСР и УССР подписали Беловежские соглашения, в которых констатировали прекращение существования СССР и заявили (8 декабря 1991, Минск) о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Украина в Декларации (21 декабря 1991, Алма-Ата) заявили о приверженности целям и принципам Соглашения о создании СНГ (позднее к СНГ присоединилась Грузия). 25 декабря 1991 СССР как субъект международного права прекратил своё существование.


* * *
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

СОЮ́З СОВЕ́ТСКИХ СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКИХ РЕСПУ́БЛИК (СССР, Советский Союз), государство, существовавшее с 30 декабря 1922 до конца 1991 на большей части территории бывшей Российской империи. ; столица — г. Москва. Его предшественницей была РСФСР. Договор об образовании СССР (см. ОБРАЗОВАНИЕ СССР) 27 декабря 1922 подписали РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная социалистическая республика. Наряду с Декларацией об образовании СССР, договор был утвержден Первым съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года. В дальнейшем в состав СССР вошли — в 1925 — Узбекистан (Узбекская ССР), Туркмения (Туркменская ССР), в 1929 — Таджикистан (Таджикская ССР). В 1936 году ЗСФСР была расформирована и союзные республики — Азербайджан (Азербайджанская ССР), Армения (Армянская ССР), Грузия (Грузинская ССР) стали входит в СССР напрямую. В том же 1936 году союзными республиками в составе СССР стали Казахстан (Казахская ССР) и Киргизия (Киргизская ССР); в 1940 — Молдавия (Молдавская ССР), Латвия (Латвийская ССР), Литва (Литовская ССР) и Эстония (Эстонская ССР).

Количество республик, входящих в СССР, поначалу росло довольно быстро. 27 октября 1924 к четырем республикам добавились две — на территории Туркестанской АССР, входившей в РСФСР, были образованы Узбекская и Туркменская ССР. 5 декабря 1929 — Таджикская АССР, входившая в Узбекскую ССР, была преобразована в союзную республику. 5 декабря 1936 была упразднена ЗСФСР, (см. ЗАКАВКАЗСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) и три республики, ее составлявшие (Грузия, Армения, Азербайджан), вошли в состав СССР непосредственно; Казахская и Киргизская АССР, являвшиеся частью РСФСР, были преобразованы в союзные республики. Таким образом, Конституция СССР 1936 закрепила в составе СССР уже 11 республик.

Кликабельно:

Дальнейший рост числа союзных республик был связан с советско-финляндской и Второй мировой (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) войнами. После окончания войны с Финляндией значительная часть ее территории (Карельский перешеек, часть побережья Ладожского озера, часть полуострова Рыбачий), отойдя к СССР, была присоединена к Карельской АССР, входившей в РСФСР, в результате чего 31 марта 1940 была создана Карело-Финская ССР. Осенью 1939 по секретному Пакту Молотова-Риббентропа (см. ПАКТ МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА) произошло вторжение советских войск в Польшу и присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, бывших прежде частью Российской империи и утраченных в результате советско-польской войны (см. СОВЕТСКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА 1920) и договора 1921, Бессарабии, бывшей с 1918 частью Румынии, 2 августа 1940 была создана Молдавская ССР. До этого Молдавская АССР была частью Украинской ССР.

Кликабельно:

После вступления советских войск на территорию прибалтийских республик и организации там «социалистических революций» количество союзных республик пополнилось еще тремя: 21 июля 1940 была создана Эстонская, 3 августа 1940 — Литовская, 5 августа — Латвийская союзные республики. Теперь их стало 16. Незначительное увеличение территории СССР в последующие годы к созданию новых союзных республик не привело. Более того, 16 июня 1956 Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР. Республик стало 15.

Кликабельно:

Государственный аппарат

Государственный аппарат СССР определялся главным образом Конституциями, которых было принято за все годы его существования три: 1924, 1936, 1977. По Конституции 1924 высшими органами власти в стране были Съезд Советов СССР, созывавшийся до 1927 раз в год, а затем раз в два года, и двухпалатный Центральный Исполнительный комитет (см. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ) (ЦИК) как постоянно действующий орган между созывами Съездов. Между сессиями ЦИКа действовал его Президиум, формально игравший роль коллективного главы государства. Съезд Советов СССР формировался на основе многоступенчатых, неравных (для городских и сельских избирателей) выборов путем открытого голосования, главным образом по производственному принципу. Выборы считались всеобщими, хотя избирательных прав, как и прежде, были лишены семь категорий граждан.

Руководители народных комиссариатов (наркоматов) и иных центральных ведомств, число которых постоянно росло, являлись членами правительства — Совета Народных Комиссаров СССР (см. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ) (Совнаркома, СНК). Судебную систему возглавлял Верховный суд СССР, имущественные споры решались в системе арбитражных судов, надзор за законностью поручался органам прокуратуры. Система органов власти республик формировалась в соответствии с Конституцией СССР и собственными конституциями практически по подобию союзной.

На местах существовали Советы и их исполнительные комитеты (исполкомы). Со временем они утратили даже элементы самоуправления, наметилось сращивание аппарата исполнительной власти с партийным аппаратом, ставшее затем реальностью. Исполкомы оттеснили Советы на второй план и осуществляли свою деятельность, как и весь государственный аппарат СССР, под непосредственным руководством и контролем партийных органов. Советская система пережила СССР и прекратила свое существование в конце 1993.
Конституция СССР 1936 заменила Съезды Советов СССР и республик Верховными Советами (в СССР он был двухпалатным), между сессиями которых действовали их президиумы, внесла изменения в избирательную систему. В марте 1946 наркоматы были переименованы в министерства, и правительство стало называться Советом министров СССР. В 1957 был осуществлен переход от отраслевой к территориальной системе управления промышленностью и строительством — вместо министерств в административно-территориальных районах были созданы Советы народного хозяйства (совнархозы (см. СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА)). В 1965 территориальная система заменяется отраслевой, основным звеном управления вновь становятся министерства.

Конституция СССР 1977 изменений в систему государственных органов не внесла. В связи с принятием в 1988—1991 ряда законов в СССР была установлена следующая структура органов государственной власти: Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, Президент СССР, Совет Федерации, Правительство (Кабинет Министров), Комитет конституционного надзора. 5 сентября 1991 V Съезд народных депутатов СССР принял законы, определяющие систему федеральных органов власти и управления в «переходный период» — высшим органом представительной власти в стране вновь становился двухпалатный Верховный Совет, на межреспубликанской основе создавались Госсовет и Межреспубликанский экономический комитет. В разное время в СССР существовали чрезвычайные органы, деятельность которых носила общефедеральный (например, Государственный комитет обороны в 1941—1945) или региональный (например, Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной области в 1989) характер.
Экономико-географическое положение

По территории, унаследованной в основном от Российской империи, СССР являлся крупнейшим государством мира, занимавшим одну шестую часть суши. Он располагался на большей части Европы, занимая восточную ее часть, и в северной и средней части Азии. Весьма разнообразными были природные (равнины, низменности, горные хребты, плоскогорья, леса, пустыни, тундра) и климатические условия (от арктических с районами вечной мерзлоты до субтропических с почти круглогодичным летом). На его территории находилось большое количество рек, в том числе и крупнейших (Волга, Обь, Лена), озер, среди которых и самое глубокое в мире — Байкал, и даже два моря-озера — Аральское и Каспийское. По численности населения он уступал лишь Китаю и Индии. На начало 1989 в СССР проживало 287,6 млн. человек, свыше ста больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Около половины населения составляли русские.

В результате острой политической борьбы за власть в СССР к концу 1920-х годов утвердились авторитарные методы руководства, осложненные уродливейшим культом личности Сталина (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович). В стране была создана антидемократическая однопартийная жестко централизованная и в значительной степени милитаризованная общественно-политическая система, целью которой внутри страны была модернизация, проводившаяся экстенсивными методами, а во внешней политике — поддержка революционных движений, где бы они ни возникали. Свертывание нэпа, (см. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА) ликвидация даже элементов рыночных отношений как в городе, так и в деревне, варварские методы проведения индустриализации (см. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ) и коллективизации (см. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ), спровоцированный политикой руководства партии и страны голод начала 1930-х годов, массовые политические репрессии, депортации целых народов, Великая Отечественная война 1941—1945 с колоссальными жертвами, «холодная война» в течение многих лет, стремление к военному паритету с наиболее развитыми государствами и многое другое способствовали сползанию страны к социально-экономическому кризису.

Попытки Н. С. Хрущева (см. ХРУЩЕВ Никита Сергеевич) и М. С. Горбачева (см. ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич) обновить сложившуюся систему были непоследовательными и потерпели неудачу. СССР являлся страной с богатым экономическим потенциалом, занимал ведущее место в мире по разведанным запасам угля, природного газа, нефти, железных и марганцевых руд, руд цветных металлов, калийных солей, асбеста, фосфатного сырья и других полезных ископаемых, страной богатейших культурных и иных традиций, но возможности ее в значительной степени не были реализованы, хотя за почти семьдесят пять лет своего существования она неузнаваемо изменилась. Из, по существу, аграрной в монархии она превратилась в индустриальную державу с военно-промышленным комплексом (см. ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ВПК)), с богатым интеллектуальным, научным потенциалом.

СССР стал страной, обеспечивавшей населению социальную защищенность, бесплатное образование и медицинскую помощь, известную уверенность в будущем. Но ни жилищный, ни продовольственный вопросы советское государство за все годы своего существования не решило. И самое главное, уровень жизни в СССР по сравнению с развитыми странами оставался весьма низким. Цена достижений социалистического образа жизни оказалась непомерно высокой: административные методы управления экономикой не могли обеспечить экономического роста, экономическая система оказалась неэффективной, из страны крестьянской она превратилась в страну без крестьянства, огромный урон был нанесен природным ресурсам, насаждаемая сверху насквозь лживая идеология окончательно разошлась с реальной действительностью.

В конце 1980-х годов экономический кризис дополнился политическим, ослабла стержневая роль КПСС. В кризисе оказалась и форма государственного устройства — Прибалтийские республики потребовали выхода из состава СССР, другие объявили о своем суверенитете. Руководство страны ответило на это экономической блокадой одних республик, вводом войск в столицы других. В марте 1991 на референдуме большинство населения страны (в том числе 71% граждан РСФСР, участвовавших в нем) высказалось в пользу «обновленной федерации равноправных суверенных республик», но усилия Горбачева — первого и последнего Президента СССР — подписать новый союзный договор, расширяющий права республик, не увенчались успехом. Августовские события (см. АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ 1991) 1991 в Москве только ускорили процесс распада СССР. 8 декабря 1991 главы республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии в подписанном ими соглашении заявили о «прекращении существования» СССР и создании Содружества Независимых Государств (см. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ) (СНГ). 25 декабря Горбачев сложил с себя президентские полномочия. СССР прекратил свое существование, его правопреемницей стала Российская Федерация.

Энциклопедический словарь. 2009.

Источник

Серия сообщений «ИСТОРИЯ РОССИИ, СССР, правители»:
Часть 1 — История. Убийство Павла I
Часть 2 — Зарождение Российского государства в 862 году

Часть 12 — С Днем города, Москва! Храм Василия Блаженного
Часть 13 — Итоги 2015 года. С Новым годом, Россия! Видео
Часть 14 — История образования и распада Союза Советских Социалистических республик
Часть 15 — Рисунки последней Царской Семьи. Размышления в День России
Часть 16 — Интересные факты из жизни Рокоссовского
Часть 17 — 1 июля — День Конституции РФ, день отдыха. Все на голосование по поправкам в Конституцию РФ!

Добавить комментарий