Общая характеристика правового режима земель лесного фонда

Понятие и общая характеристика лесов

Лес – важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Лесам принадлежит основная роль в сохранении почв и воды, поддержании здоровой атмосферы и биологического разнообразия растительного и животного мира, создании условий для удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей людей.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

  • – обороны и безопасности, на которых расположены леса;
  • – населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
  • – особо охраняемых территорий, на которых расположены леса.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются Рослесхозом. Границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципальных образований в пределах соответствующего субъекта РФ. Лесопарки организуются, как правило, вокруг населенных пунктов, вблизи путей транспорта, водных объектов, в лесных массивах, наиболее посещаемых населением.

Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе в соответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются. Границы земель лесного фонда и земель иных категорий определяются в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные, резервные.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Защитные леса – леса, подлежащие освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ст. 12, 102 ЛК РФ).

В защитных лесах запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др.) – ст. 14 ЛК РФ. Сплошные рубки в защитных лесах осуществляются только в тех случаях, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

С учетом правового режима защитных лесов они подразделяются на следующие категории.

1. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях).

На территориях государственных природных заповедников запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

В лесах, занимающих территории национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

В лесах на особо охраняемых природных территориях (за исключением территорий биосферных полигонов) запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством РФ порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены приказом МНР РФ от 16.07.2007 № 181.

2. Леса, расположенные в водоохранных зонах.

Охрана и защита лесов, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В этих лесах запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений и использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст. 104 ЛК РФ).

3. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, включающие в себя леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны; лесопарковые зоны; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В этих лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, а также случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном Рослесхозом.

В лесопарковых зонах запрещаются: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; охота; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

В зеленых зонах запрещаются:

  • – использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
  • – охота;
  • – разработка месторождений полезных ископаемых;
  • – ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;
  • – размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 105 ЛК РФ).

4. Ценные леса, которые включают в себя государственные защитные лесные полосы, противоэрозийные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное и историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры; запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; нерестоохранные полосы лесов (ст. 102 ЛК РФ).

В ценных лесах запрещены сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно- гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

В защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах могут быть особо защитные участки лесов (ст. 107 ЛК РФ).

К особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утверждены приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485.

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Эксплуатационные леса – леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ст. 12, 108 ЛК РФ).

В эксплуатационных лесах допускается: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по теологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ (ст. 25 ЛК РФ).

Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Резервные леса – леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины (ст. 109 ЛК РФ).

Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

Отнесение лесов к резервным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель других категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 ЛК РФ).

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и аренду, а гражданам – в безвоздмездное срочное пользование и аренду (ст. 71 ЛК РФ).

Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит РФ, если это использование осуществляется в целях геологического изучения недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водных объектов и гидротехнических сооружений, специализированных портов, линейных объектов, а также для переработки древесины (ст. 20 ЛК РФ).

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Граждане и юридические лица приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы, если зарегистрированы в соответствии с указанным Федеральным законом и используют леса в целях заготовки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 1 ст. 20, ст. 25 ЛК РФ).

Право собственности в этом случае приобретается в соответствии с гражданским законодательством.

Понятие и состав земель лесного фонда

Согласно ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Центральное место среди объектов лесных отношений занимает лесной фонд, который образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Общая площадь земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, составляет 1179 млн га, или 69 % территории Российской Федерации.

Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ЗК РФ в состав земель государственного лесного фонда включаются лесные и нелесные земли.

Лесные земли предназначены для выращивания, рационального использования и воспроизводства лесов. Они могут быть покрыты лесной растительностью, а также временно не покрыты, но предназначены для ее восстановления — вырубки; гари; погибший древостой; редины; пустыри; прогалины; площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные земли, где идет естественный или искусственный процесс лесовосстановления.

К нелесным землям лесного фонда относятся не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также расположенные в границах лесного фонда земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Земли лесного фонда отграничиваются от земель иных категорий в порядке лесоустройства с занесением данных о границах земель лесного фонда в государственный кадастр недвижимости.

Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются. Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.

В ст. 4 ЛК РФ определяется круг субъектов-участников лесных правоотношений, которыми являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Отношения физических и юридических лиц с Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями как с носителями власти в области лесных отношений строятся на основе норм конституционного, административного и других отраслей права, имеющих более публичный характер, чем лесное право. Однако в ЛК РФ закреплен принцип приоритета лесного законодательства в регулировании имущественных и административных отношений применительно к отношениям в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Такой подход к разграничению сфер действия различных отраслей российского законодательства вытекает не только из норм ЛК РФ, но и из норм соответствующих отраслей. Так, в ст. 129 ГК РФ отмечено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда, воспроизводство лесов. Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Особенности правового режима земель лесного фонда

Как известно, каждая отрасль законодательства регулирует конкретную самостоятельную область общественных отношений. Это означает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения, земельное — земельные отношения, водное — водные отношения и т. д. Данные сферы общественных отношений касаются природных объектов и поэтому неразрывно связаны между собой. Так, леса произрастают на земле, поэтому в земельном и лесном законодательстве выделяются земли лесного фонда. Земли государственного лесного фонда находятся одновременно в составе государственного земельного фонда, где они выступают как часть единого земельного баланса страны, и в составе государственного лесного фонда как непременная часть единого природно-хозяйственного объекта, каким является лес.

Правовой режим земель лесного фонда зависит от категории, к которой отнесены леса в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его месторасположением и выполняемыми функциями. В лесном фонде выделяются защитные, эксплуатационные и резервные леса. Кроме того, в этих лесах могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования. В зависимости от вида и категории защитности лесов устанавливаются порядок ведения лесного хозяйства в них, использование лесного фонда, а также порядок изъятия участков лесного фонда.

К защитным лесам относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

  • леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • зеленые зоны;
  • лесопарковые зоны;
  • городские леса;
  • леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоро-вительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

  • государственные защитные лесные полосы;
  • противоэрозионные леса;
  • леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
  • леса, имеющие научное или историческое значение;
  • орехово-промысловые зоны;
  • лесные плодовые насаждения;
  • ленточные боры;
  • запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
  • нерестоохранные полосы лесов.

К особо защитным участкам лесов относятся:

  1. берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
  2. опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
  3. постоянные лесосеменные участки;
  4. заповедные лесные участки;
  5. участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
  6. места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
  7. другие особо защитные участки лесов.

Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ.

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных в ст. 25 ЛК РФ видов:

  1. заготовка древесины;
  2. заготовка живицы;
  3. заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
  4. заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
  5. ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  6. ведение сельского хозяйства;
  7. осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности;
  8. осуществление рекреационной деятельности;
  9. создание лесных плантаций и их эксплуатация;
  10. выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
  11. выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
  12. строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
  13. строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
  14. переработка древесины и иных лесных ресурсов;
  15. осуществление религиозной деятельности;
  16. иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено в ЛК РФ, других федеральных законах.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

  1. организация использования лесов;
  2. создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
  3. проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
  4. проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

Отнесение лесов к резервным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ. В ст. 8 ЛК РФ устанавливается, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Форма исключительной государственной собственности на лесные участки имеет серьезные последствия. Ведь лесной фонд — это не только деревья и другая растительность, но и земля, на которой все это находится. Таким образом, на две трети территории страны (именно столько занимает лесной фонд) частная собственность на землю не допускается. Необходимо отметить, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, городских поселений — городские леса и землях сельских поселений.

В ЗК РФ 2001 г., так же как и ЛК РФ, устанавливается, что временно не используемые для ведения лесного хозяйства нелесные земли лесного фонда могут передаваться для ведения сельскохозяйственного производства, однако их передача осуществляется не во временное пользование, а в аренду на срок до пяти лет, не ограничивая субъектный состав арендаторов. Решение о передаче принимает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а условия использования таких земель устанавливаются договорами аренды земельного участка.

В ст. 8 ЗК РФ определяется, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ. Особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию регулируются в ст. 11 федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий установлен постановлением Правительства от 28 января 2006 г. № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».

Такой перевод допускается, во-первых, если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов; во-вторых, в связи с установлением или изменением границ поселений. В иных случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с невозможностью их использования по целевому назначению; прекращением нужд лесного хозяйства; необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

  • организации особо охраняемых природных территорий;
  • установления или изменения границ населенных пунктов;
  • размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

  • обороны и безопасности, на которых расположены леса;
  • населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
  • особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд. Виды лесопользования

Лесной фонд находится в собственности Российской Федерации. Гражданам и юридическим лицам предоставляются в пользование участки лесного фонда. Право пользования лесным фондом может быть общим и специальным. Примером права общего пользования лесным фондом служит публичный сервитут, выраженный в праве граждан на свободное пребывание в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах и предусмотренный в ст. 11 ЛК РФ. Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламентируется в ЛК РФ и законодательством Российской Федерации о животном мире. Право общего лесопользования может быть ограничено в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых территориях — в связи с установленным на них режимом лесопользования.

В соответствии со ст. 9 ЛК РФ участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах: аренды, постоянного бессрочного пользования, безвозмездного срочного пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут). Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды или безвозмездного срочного пользования; подписания протокола о результатах лесного аукциона.

До 1 января 2010 г. допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. После 1 января 2010 г. запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам; в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам в порядке, предусмотренном в ЗК РФ, если иное не предусмотрено в ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные в ГК РФ, если иное не установлено в ЛК РФ. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных в ст. 25 ЛК РФ.

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев:

  • предусмотренных ст. 43–45 ЛК РФ;
  • реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
  • заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43–46 ЛК РФ.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные в ГК РФ, если иное не установлено в ЛК РФ. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 19 и 30 ЛК РФ.

При заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий.

Лесные аукционы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Федерации. Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора. Организация и проведение лесных аукционов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, в соответствии с ЛК РФ и гражданским законодательством.

В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с ч. 2. ст. 6 ЛК РФ. Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.). Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов. Для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др.). Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных случаях, предусмотренных в ЛК РФ, других федеральных законах.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты утверждаются по общему правилу органами государственной власти субъектов РФ на срок до 10 лет.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

  • виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ;
  • возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
  • ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК РФ;
  • требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены или приостановлены в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

Земли государственного лесного фонда находятся одновременно в составе государственного земельного фонда, где они выступают как часть единого земельного баланса страны, и в составе государственного лесного фонда как непременная часть единого природно-хозяйственного объекта, каким является лес.

Правовой режим земель лесного фонда зависит от категории, к которой отнесены леса в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его месторасположением и выполняемыми функциями.

Время чтения: 10 минут

Больше половины российской территории занято лесами. Лесной фонд с точки зрения законодательства – не просто растительный комплекс. Это независимая экологическая система и ценный природный ресурс. Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это. Стоит разобраться, что относится к таким землям, каковы особенности их эксплуатации и что по этому поводу говорится в законодательстве.

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей. Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны. Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Состав ЗЛФ

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Законодательное регулирование использования ЗЛФ

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

  1. В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
  2. ЛК РФ определяет:
    • правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
    • условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
    • тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на . Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Как сообщает официальный лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в .

Виды разрешенного использования ЗЛФ

Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.

Согласно классификатору видов разрешенного использования (ВРИ), утв. , на ЗЛФ можно вести деятельность, которая зашифрована под кодами 10.0-10.4:

  • рубка, заготовка, первичная обработка, хранение и вывоз древесины;
  • создание лесных дорог, помещений для переработки/хранения ресурсов, прочих объектов хозяйственной инфраструктуры;
  • выращивание насаждений и их частичная переработка;
  • заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, дикорастущих растений и кустарников, их переработка и вывоз;
  • охрана лесов и так далее.

Помимо указанных ВРИ, ст. 25 ЛК разрешает использовать леса для таких целей как:

  • строительство и эксплуатация линейных объектов;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • обустройство водохранилищ и гидротехнических сооружений;
  • геологическое изучение недр и поиск полезных ископаемых;
  • религиозная деятельность.

Когда и кому можно передавать ЗЛФ

Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.

Единственная возможность получить такие земельные участки в собственность – изменить их целевое назначение и, соответственно, перевести их в другую категорию.

О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.

Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:

  • права постоянного пользования;
  • аренды земельных участков;
  • сервитута, в том числе публичного;
  • права безвозмездного пользования;
  • концессионного соглашения.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Аренда наделов лесфонда

Правила аренды участков лесного фонда установлены в гл. 6 ЛК. В соответствии со ст. 71 ЛК, арендовать надел могут как граждане, так и организации. Передача в пользование на этом основании осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в общих случаях на срок от 10 до 49 лет (ст. 72 ЛК).

Обычно соглашение составляется с победителем торгов, которые проводятся в форме аукциона по правилам, установленным Методическими рекомендациями, утв. . В документе оговариваются случаи, когда договор можно заключить без проведения торгов.

Соискатель не должен находиться в реестре недобросовестных арендаторов.

Перед тем как взять в аренду ЗЛФ, заинтересованное лицо обращается к организатору торгов, владельцу земли или уполномоченной им торгующей организации, с заявкой. Ее можно составить в свободной форме, но обязательно указать:

  • наименование лица, желающего взять участок в аренду;
  • его анкетные и прочие данные;
  • место расположения участка;
  • место жительства заявителя.

К заявлению нужно приложить минимальный список документов:

  • удостоверение личности заявителя;
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юрлиц и ИП соответственно;
  • квитанцию, подтверждающую внесение задатка в размере от 10 до 100% от начальной стоимости аренды.

Начальная цена определяется на основании рекомендаций правительства, а конечная – по результатам торгов.

Одного лишь заключения договора аренды недостаточно для использования ЗЛФ. Арендатор должен разработать проект освоения лесов на арендованных участках лесного фонда и получить по нему положительное заключение.

Право пользования ЗЛФ

Помимо аренды, согласно ст. 71 ЛК, ЗЛФ могут передаваться:

  • организациям – на праве постоянного или безвозмездного пользования. Постоянное бессрочное пользование ЗЛФ, в соотвествии со ст. 39.9 ЗК, допускается на основании решения ответственного государственного органа. Такие участки передаются только:
    • органам власти и государственным учреждениям;
    • казенным предприятиям;
    • центрам исторического наследия.
  • физическим лицам – на праве безвозмездного пользования.

Иногда госорган устанавливает платежи за пользование лесным фондом, но ЗЛФ можно передать и в бесплатное пользование гражданам и организациям на основании договора. Согласно ст. 39.10 ЗК, или могут быть:

  • религиозные организации;
  • граждане, жалеющие вести сельскохозяйственную деятельность, в том числе пчеловоды на срок не более 5 лет;
  • некоммерческие организации;
  • лица, отнесенные к коренным народам Севера, и так далее.

Передача на основе концессии

В соответствии со ст. 11 , лесной участок получит концессионер на праве аренды, если надел нужен ему для создания объекта или осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Касается это только проектов, связанных с возведением или эксплуатацией:

  • гидротехнических сооружений;
  • объектов портовой инфраструктуры;
  • линий связи и электропередач;
  • дорожной инфраструктуры;
  • сооружений для ведения сельхоздеятельности;
  • физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов и некоторых других.

В рамках концессии, например, при создании физкультурно-оздоровительного центра, можно построить спальный корпус на земле лесного фонда или иное жилое сооружение.

Перевод ЗЛФ в другую категорию

В связи с тем, что ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, для приватизации или осуществления деятельности, не предусмотренной для таких территорий, нужно перевести их в иную категорию. Согласно ст. 11 , это разрешено в случае:

  • организации за счет ЗЛФ особо охраняемых территорий;
  • определения или изменения границ населенных пунктов;
  • размещения на этих территориях объектов государственного/муниципального значения;
  • создания особых экономических зон.

Кто осуществляет перевод земель

Занятые растительностью или нелесные земли лесного фонда можно отнести к иным категориям на основании решения органа, ответственного за распоряжение ЗЛФ.

В отношении федеральных земель переводом в другую категорию занимается правительство, региональных территорий – орган власти субъекта федерации, муниципальных ЗЛФ – местное самоуправление.

Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов

Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов (ЗНП) возможен только по результатам определения, уточнения или изменения границ поселения. Обычно он осуществляется через документы территориального планирования путем утверждения или обновления:

  • генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов;
  • схемы территориального планирования муниципального района, на которой отражаются границы сел и поселков за пределами поселений.

Упрощенная процедура перевода, согласно и , выглядит так:

  1. Заинтересованное лицо направляет в орган местного самоуправления мотивированное заявление.
  2. Местное самоуправление готовит проект документа территориального планирования, по которому ЗЛФ должны быть включены в ЗНП, и вместе с обоснованием направляет в ответственный орган власти субъекта РФ.
  3. Орган власти субъекта РФ отсылает эти документы в территориальный отдел Рослесхоза.
  4. В течение 30 дней Рослесхоз готовит заключение, которым согласовывает или отказывает в переводе.
  5. Через 30 дней после получения заключения региональный орган принимает решение о включении ЗЛФ в ЗНП, устанавливает виды разрешенного использования или отказывает в этом.

Лесная амнистия

допускает оформление земли по лесной амнистии. Суть процедуры состоит в устранении противоречий между ЕГРН и лесным реестром.

Если сведения о правообладателях были внесены в ЕГРН до 2016 года, территории можно исключить из лесного реестра и перевести в земли населенных пунктов и поселений, параллельно исключая наложения земельных участков.

Воспользоваться лесной амнистией могут владельцы дачных участков, земель садового-огородных кооперативов и прочие лица, чьи земли из-за наложения на ЗЛФ не могли быть полноценно оформлены.

Лесная амнистия, земли поселений по которой будут расширены, проводится обычно межведомственной рабочей группой при региональном комитете лесного хозяйства. Вместе с заявлением заинтересованный владелец подает туда:

  • выписку из ЕГРН;
  • копии правоустанавливающих документов;
  • иные документы по требованию.

Амнистия действует до 2023 года.

Можно ли строить на участках ЗЛФ

Арендаторы и пользователи лесных участков нередко задаются вопросом, можно ли строить на ЗЛФ. Поскольку такие земли находятся под особой государственной охраной, жилищное, промышленное и иное строительство на этих территориях запрещено.

Разрешенным считается только возведение объектов лесной инфраструктуры. Создание любых других строений должно быть согласовано.

В соответствии со ст. 21 ЛК, когда действия не касаются объектов лесной инфраструктуры, строительство на землях лесного фонда возможно, если оно связано с:

  • геологическими исследованиями и поиском полезных ископаемых;
  • использованием водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов;
  • созданием ЛЭП, трубо- и газопроводов и иных инженерных сетей, дорожной инфраструктуры;
  • рекреационной или религиозной деятельностью;
  • заготовкой и переработкой лесных ресурсов.

Учитывая это, суды многократно выносили решения про снос домов в лесном фонде, так как жилищное строительство на ЗЛФ -незаконно. Но если строения принадлежат добросовестным владельцам участков, они могут сохранить дачные дома и воспользоваться лесной амнистией в описанном выше порядке.

Карта ЗЛФ

В настоящее время в открытом доступе пока не существует специально разработанной отдельной карты российских лесов. В некоторых субъектах РФ, например, в Московской области, создана карта лесного фонда регионального назначения с границами лесных участков на .

Картографические снимки лесных угодий можно запросить в местном представительстве Рослесхоза.

Если речь идет об общем лесном фонде РФ, отдельные его элементы и участки, отнесенные к ЗЛФ, можно найти на . Возможно, в будущем появится функция отделения лесничеств и лесопарков.

ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.

Добавить комментарий