Общепризнанные принципы

Международные договоры РФ являются одним из источников права. Они подразделяются на два вида:

· Прямого действия (Венская конвенция купли-продажи товаров)

· Требующие подтверждения национальным законодательством

Однако, в случае коллизий норм приоритет отдается нормам международного права. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГK).

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Их примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.

Принципы международного права:

1) Принцип национального режим (приравнивание иностранцев к гражданам)

2) Принцип режима наибольшего благоприятствования (2-сторонние соглашения)

3) Принцип реторсий (принцип взаимности)

4) Принцип унидруа = обычай

5) Принцип ИНКОТЕРМС (правила толкования торговых терминов)

13. Понятие и состав гражданского законодательства. Гражданское законодательство и Конституция. Гражданский кодекс как основной источник гражданского права, главный акт гражданского законодательства. Другие федеральные законы в сфере гражданского права. Иные правовые акты как источники гражданского права. Ведомственные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, и условия их действительности.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового характера, например устанавливающие состав гражданского законодательства (ст. 3)


Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диапозитивных правил. В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом

Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав).

Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов.

В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором — в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для которых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных общих положений.

Иерархическая структура НПА может быть представлена следующим образом:

· Конституция

· Гражданский кодекс

· Федеральные законы (ФЗ об ООО, например)

· Указы Президента (Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации.). Не могут противоречить Гражданскому кодексу, если такое происходит – применяется ГК; не могут вводить ограничения перемещения товаров и услуг, так как в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами

· Постановления правительства. Принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса и указов Президента; в случае противоречия Гражданскому кодексу или иным федеральным законам не применяются, подлежит применению Гражданский кодекс или соответствующий федеральный закон.

· Подзаконные акты федеральных министерств и ведомств (информационное письмо ЦБ какое нить). Устанавливается в соответствии с п7 ст3 ГК. В этой части данного пункта ясно просматривается, что в основу нормотворческой деятельности органов исполнительной власти (органов управления) в сфере действия гражданского права положен разрешительный тип правового регулирования. В этом пункте также указано, что случаи и пределы издания федеральными органами исполнительной власти нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, могут быть определены не только в законах, но и в иных правовых актах.

Все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания) 1. Не подлежат государственной регистрации лишь нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность была ей предоставлена и ранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). В результате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.

Законом предусмотрена также обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

14. Обычаи как источники гражданского права. Соотношение обычаев делового оборота, обыкновений и заведенного порядка взаимоотношений участников имущественного оборота.

При исполнении договорных и иных обязательств их стороны обязаны руководствоваться «обычно предъявляемыми требованиями» при отсутствии специальных требований законодательства или условий обязательства (ст. 309 ГК).

Сразу необходимо уточнить, что существует понятие «обычай», а также существует понятие «обыкновение». При этом обычай – источник права; обыкновение – договорное условие, не источник права.

Вместе с тем из числа обычаев («обычно предъявляемых требований») у нас особо выделяются обычаи делового оборота (ст. 5 и 309 ГК). Они представляют собой обычаи, сложившиеся и широко применяемые в сфере предпринимательской деятельности, т. е. торговые обычаи в их классическом, традиционном понимании. Лишь такие обычаи по прямому указанию гражданского закона применяются к регулируемым им отношениям (при наличии условий, предусмотренных п. 1 ст. 6 и п. 5 ст. 421 ГК), а также должны учитываться при толковании судом условий договора (ч. 2 ст. 431 ГК). Законодатель, очевидно, рассчитывал на то, что по мере развития профессионального (предпринимательского) оборота в условиях действия принципа свободы договора роль торговых обычаев будет возрастать.

При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным (императивным) или диспозитивным положениям законодательства либо условиям договора (п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК).

Для признания обычая в качестве источника права необходимо, чтобы он отвечал следующим требованиям:

· Устоявшееся по содержанию правило поведения

· Широкое распространение в данной сфере отношений

· Этот вопрос не урегулирован в законе и в договоре также нет никаких указаний

От обыкновений отличается «заведенный порядок». Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумеваемую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу. Такой порядок (сложившаяся практика взаимоотношений) совсем не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение имущественного оборота. По сути, он также отражает подразумеваемые сторонами условия конкретного договора, а потому отменяет в соответствующей части действие как диспозитивного правила закона, так и обычая.

15. Значение судебной практики в гражданском праве.

В англо-американской правовой системе роль основного источника права выполняет судебный прецедент — вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судов высших инстанций, определенным образом систематизированных или обобщенных, которые и составляют здесь понятие судебной практики. В качестве источника права она предопределяет даже порядок применения писаного, «статутного права» (statute law), т. е. законов и других нормативных актов. В континентальной, в том числе в российской, правовой системе судебный прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико, а в известной мере даже формализовано.

Так, высшие судебные органы вправе давать судам «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения «в порядке судебного толкования» обычно принимаются ими в форме постановлений их пленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм

1. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров

2. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм весьма велика.

3. Определенным образом ориентируя суды, участников судебных споров, в том числе потенциальных, они таким образом предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм (даже при отсутствии конкретного спора).

2.7. ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ЛОГИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

Шпилевой-Шатский Павел Анатольевич, аспирант РА-АН, Управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы «Шпилевой-Шатский и партнёры», практикующий адвокат

Контакты автора: 8-903-726-68-75 //www.advokat-sp.com//advokatsp@gmail.com

Аннотация. В современном обществе действует целая система норм, являющая собой результат деятельности людей. Общепризнанные принципы права, будучи общеобязательными исходными положениями, определяют содержание правового регулирования правоотношений. Общепризнанные принципы права играют важную роль в законодательстве Российской Федерации: они составляют идеологическую и нравственную основу применения и генезиса норм права, задают цели и приоритеты развития законодательной системы государства. И важную роль в этом играет логика содержательного формирования общепризнанных принципов права. Ключевые слова: принципы права, общепризнанные принципы права, мононормы, дефиниция, общество, государство, теория права, правовая система

GENERALLY RECOGNIZED PRINCIPLES OF LAW: CONCEPT AND THE LOGIC OF THE MEANINGFUL FORMATION

Keywords: fundamental law, generally recognized principles of law, rule of law, definition, society, legal system

Общепризнанные принципы права — это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. Данное определение базируется на официальной позиции Верховного Суда Российской Федерации и закреплено в Постановлении Суда от «10» октября 2003 года.

Принципы права по своей сущности являются обобщенным отображением объективных закономерностей развития общества. Присущие общепризнанным принципам права свойства универсального и абстрактного освоения социальной действительности обусловливают их особенность в структуре правовой системы, механизме правового регулирования, правосознании и т.д. Общепризнанные принципы права являются синтезирующими положениями, объединяющими связями, идеологической основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений, а следовательно и всей правовой системы в целом.

Общепризнанные принципы права, как и любые другие нормы права, неоднородны по-своему характеру и могут быть дифференцированы в соответствии с определенными признаками по разным группам. Однако, этому замыслу мешает одно концептуальное затруднение, которое возникает при понимании институционального бытия самих принципов права. Это затруднение может быть выражено в вопросе: «Должны ли общепризнанные принципы права быть закреплены формально в качестве санкционированных государством норм или принципы права могут функционировать в качестве оснований законодательной системы без какого-либо формального закрепления?».

Приведем две противоположные точки зрения:

— разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся общепризнанными принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативных правовых актах или иных формах права1;

— сегодня в научной литературе доминирует мнение, что общепризнанные принципы права не только формируются из содержания правовых норм, но имеют более широкую основу (таковой является государственная и правовая идеология).

Как и любое противоречие, данное конкретное противоречие вызвано к жизни определенным недопониманием. Должны ли общепризнанные принципы права быть формально закреплены или не должны? На этот вопрос можно ответить и положительно, и отрицательно. С одной стороны, должны, а с другой стороны, не должны. На взгляд автора, эту амбивалентность в понимании общепризнанных принципов права не стоит принимать за непреодолимую проблему, нужно лишь сформулировать критерий, когда принципы права должны быть выражены формально, а когда нет. Вернее, нужно понять, какие принципы права нужно формально закреплять, а какие нет. Именно в этом автор видит выход из создавшегося положения.

В связи с этим приведем следующую иерархию общепризнанных принципов права.

Во-первых, универсальные общепризнанные принципы права. Универсальные общепризнанные принципы права получают свой смысл из естественных прав и свобод человека. В универсальных общепризнанных принципах права выражено содержание общечеловеческих ценностей, и поэтому они не нуждаются в официальном закреплении для своей реальной значимости. К этим принципам относятся принципы справедливости, разумности, объективности и т.д.

Во-вторых, конституционные и международные общепризнанные принципы права. Эти принципы имеют уже более конкретное юридическое содержание. Они нуждаются в формальном закреплении. Конституцион-

1 Морхат П.М. Принципы права: нравственное содержа-

ние/гражданин и право.2007.№10//КС «Гарант».

Шпилевой-Шатский П.А.

ПОНЯТИЕ И ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ

ные и международные принципы права объясняют, как общечеловеческие ценности организационно реализуются на уровне законотворчества, правоприменения, отправления правосудия и т.д. К этому типу относятся такие общепризнанные принципы, как равенство всех перед законом, закон обратной силы не имеет, верховенства права и т.д.

В-третьих, межотраслевые и отраслевые общепризнанные принципы права. Принципы, в соответствии с которыми выстраивается конкретная отрасль права. Эти принципы более конкретно раскрывают, как содержание универсальных принципов применяется к регуляции конкретных общественных отношений.

Иногда более туманно предложенную иерархию пытаются выявить за счет разделения общепризнанных принципов права на организационные и нравственные. Однако, на взгляд автора, данное разделение не позволяет выстроить иерархии во взаимоотношениях общепризнанных принципов права, потому что непонятно какие из этих принципов являются более фундаментальными.

При обращении к проблеме общепризнанных принципов права целесообразно обратиться к концепции Л. Петражицкого, сконструировавшего собственное понимание права и рассматривавшего его как некую совокупность идей, априорно присущих человеческому сознанию.

Из сказанного следует два положения:

общепризнанные принципы права невозможно отождествлять с нормативным материалом;

никто не может оспаривать принадлежность общепризнанных принципов права к правовой материи.

Понятие общепризнанного принципа является важнейшим инструментом теоретического анализа, как отрасли, так и всей системы права в совокупности.Становление понятия «принцип» права, как и выработка всех правовых дефиниций, имеет достаточно долгую историю. Как известно, римское право составляло сложную систему норм, которые, по верному замечанию И.И. Царькова, существовали как кратковременная мозаика практических решений определенных юридических вопросов2. Средневековые юристы столкнулись с необходимостью примирения различных положений, следовательно, возникла необходимость в создании метода правового анализа и синтеза, который, с одной стороны, создавал бы правовые принципы вне контекста юридической практики, а с другой -на их основе — примирял бы противоположные суждения.

Не вдаваясь в историю создания общепризнанных принципов права, следует заметить, что именно схоласты вывели такой признак права, как общеобязательность. Право — это не совокупность случаев, это то, что стоит над всеми случаями3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схоластическая техника примиряла противоречия и выводила общие понятия из правил и казусов, позволила впервые сконструировать материю права — организм юридических норм, имеющий свою внутреннюю логику.

Много лет принципы права трактовались как основополагающие идеи или начала, выраженные в праве. Думается, что при раскрытии проблемы логики содержательного формирования общепризнанных принципов права следует учитывать несколько важных мо-

2 Царьков И.И. О правовых принципах в средневековой юриспруденции // Правоведение. 2003. № 2. С. 200

3 Царьков И.И. Указ. соч. С. 202

ментов. Прежде всего, под принципами права следует понимать принципы его конструирования, на которое они опираются, на которых стоит правовая конструкция и которые создают возможность самого существования права. Следует иметь в виду универсальные явления как природного, так и социального характера. Это конструктивные принципы права, они априорны и характеризуются логичностью. Их выявление позволяет охарактеризовать право как целостную, в некоторой степени замкнутую, самодостаточную систему. Такие принципы скорее можно назвать не общепризнанными принципами права, а принципами формирования и строения права, к которым можно отнести:

а) целостность — свойство права не сводится к сумме его свойств, а свойства целого не могут выводиться из свойств его частей;

б) структурность — право состоит из определенных взаимосвязанных элементов, каждому из которых отведено свое место, так как в праве существуют уровни отношений и координации;

в) функциональность — зависимость каждого элемента права от его роли в процессе упорядочения собственных отношений, что, в конечном счете, обусловливает нормативно-регулятивную систему в целом;

г) динамичность, то есть гибкость, подвижность системы, ее элементов и связей;

д) открытость — постоянный обмен с иной, в данном случае с социальной средой;

е) гетерономность — сложная многоуровневая мегасистема, способная охватывать все сфере общественной жизни и обеспечивать многостороннее нормативное воздействие.

Надо сказать, что эти свойства могут восприниматься как признаки права, однако независимо от их знакового обозначения они призваны характеризовать правовую материю.

Признавая необходимость раскрытия принципов построения права, все же следует признать, что в юридической науке и практике главным и значимым является содержание нормативного регулирования. Как правильно утверждает С.С. Алексеев, принципы права

— это исходные начала, которые выражают характер и содержание права4.

В то же время нельзя не заметить, что определение общепризнанных принципов права исключительно как основополагающих начал или руководящих положений является верным, но неполным определением. Так, не учитываются свойственные общепризнанным принципам права такие характеристики, как нормативная закрепленность, императивность и социальная обусловленность. Кроме того, можно сказать, что изучение указанных характеристик может дать возможность сформулировать определение принципов права.

Так, одни ученые рассматривают общепризнанные принципы права как принципы действующего права, которые выступают как отправные положения (правила), непосредственно входящие в его содержание и определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений5. Они нормативно закреплены в праве в качестве основных идей, сформулированных в виде норм-принципов, реально выраженных в правовых нормах. При этом в общепризнанных принципах права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое

4 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 1. С. 261

5 Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко М., 2007. Т. 2. С. 95

действие на общество в целом и свойственные только праву. Так, С.С. Алексеев разграничивает принципы на две большие группы: общесоциальные (социальноэкономические, политические, идеологические, политико-национальные и нравственные начала) и специально-юридические. В числе специально-юридических выделяются общие для системы права в целом, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных институтов права. С.С. Алексеев не относит общесоциальные принципы к числу правовых, но не исключает их учета при правоприменении. В целом аналогичного деления специально-юридических принципов придерживаются и многие другие исследователи6.

Понятие общепризнанного принципа права тесно связано с понятием сущности права, которая представляет собой неизменную константу, между тем право, как и любой феномен объективного мира, склонно к внешним и внутренним изменениям, что ошибочно часто принимается за изменение сущности права. Идеи, начала, составляющие сущность права, неизменны, хотя и подвержены мимикриям, так как праву присущи открытость и динамичность.

На взгляд автора, интересна точка зрения, согласно которой общепризнанные принципы права не только отождествляются с идеями-началами, но и трактуются как связи, на которых основываются принципы идеи. Так, П.Г. Градский указывает, что все сформулированные на данный момент принципы можно разнести по принципам-связям, то есть у каждого принципа-идеи можно найти принцип-отношение, на котором он стро-ится7. В продолжение своей мысли исследователь указывает, что отраслевые принципы-идеи базируются на двух группах правовых связей, это:

— связи, существующие в предмете отрасли;

— связи в механизме правового регулирования, то есть между средствами правового воздействия8.

Приведенная трактовка принципов основывается на позитивистском правопонимании. Получается, что связи внутри общественных отношений и отрасли права выстраиваются сами по себе, а право лишь выявляет эти связи, сообразует свое строение, по существу вторичное, на первичных общественных отношениях.

Автор убеждён, что в основе права лежит идея или идеи, которые, безусловно, подвергаются влиянию со стороны общественных отношений, которые, в свою очередь, подвергаются воздействию массы обстоятельств. В обществе наступает конфликт, когда реальные связи-отношения, несмотря на закрепленность их в позитивном праве, не соответствуют первичным идеям. В основе права лежат некоторые первичные положения-начала, определяющие магистральные направления развития позитивного законодательства и иных правовых реалий.

Таким образом, общепризнанные принципы права играют важную роль в правовой системе юридической науки: они составляют идеологическую и нравственную основу применения и генезиса норм права, задают цели и приоритеты развития законодательной системы, определяют порядок функционирования и применения норм права на практике и создают единую унифицированную систему права, которая исходит из единых начал. Нравственная основа принципов права составляет особую ценность, потому что сближает

6 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 1. С. 266-268

7Градский П.Г. Принципы права: к постановке проблемы // Философия права. М., 2009. № 7. С. 87-88

8 Градский П.Г. Принципы права: к постановке проблемы // Философия права. М., 2009. № 7. С. 91

представления обычных людей о должном и правильном с нормативным содержанием законов. Данная конвергенция общественного мнения и государственной воли всегда являлась залогом стабильного существования социума и развития гражданских институтов современного демократического общества. Именно в этом и заключается логика содержательного формирования общепризнанных принципов права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 1;

2. Гаджинова Ф.М. Источники права и их система в современном российском праве. Автореф. Дис. …канд.юрид.наук.М., 2004;

3. Градский П.Г. Принципы права: к постановке пробле-мы//Философия права.М., 2009. № 7;

4. Кувшинский К.Н. О системе российского права//Государство и право. № 1 .М., 2007;

5. Морхат П.М. Принципы права: нравственное содержание/гражданин и право.2007.№ 10//КС «Гарант»;

6. Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. Место принципов права в системе российского права//Академический юридический журнал. 2009;

7. Общая теория государства и права. Академический курс//Под ред. М.Н. Марченко. М.,2007. Т. 2;

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права//В.Н. Хропа-нюк.М., 2008.

9. Царьков И.И. О правовых принципах в средневековой юрис-пруденции//Правоведение. 2003. № 2;

10. Материалы судебной практики. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. №

5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.

1. Alekseev, SS General Theory of Law. M., 1982. T. 1;

2. FM Gadzhinova Sources of law and system in the modern Russian law. Abstract. Dees. … Kand.yurid.nauk.M., 2004;

3. Gradskij PG Principles of law: the formulation of the problem / / Philosophy prava.M., 2009. Number 7;

4. Kuvshinskii KN On the system of Russian law / / Government and Law. Number 1.M., 2007;

5. Morhat PM Principles of law: the moral content of / / Citizen and pravo.2007. № 10 / / CU «Guarantor»;

6. Tyre MG Chernyak LY Place the principles of law in the Russian law / / Academic Law Journal. 2009;

7. The General Theory of State and Law. Academic year / / Ed. MN Marchenko. M., 2007. T. 2;

8. Hropanyuk VN Theory of State and Law / / V. Hropanyuk.M., 2008.

9. Tsar’kov II On the legal principles of medieval jurisprudence / / Legal. 2003. Number 2;

РЕЦЕНЗИЯ

Значимость темы общепризнанных принципов права объясняется тем, что данные принципы лежат в основе фундамента всей теории права в целом и логика их содержательного формирования помогает не только понять смысл общего генезиса права, но и пути его реализации. Непосредственная актуальность темы данной статьи выражается в том, что посредством изучения различных точек зрения на природу и логику формирования общепризнанных принципов права, их месте и роли в общей системе права, определяется их понятийный аппарат в условиях современной правовой науки.

Профессор,

д.ю.н. А.С. Прудников

Общепризнанные принципы международного права – это обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.

К общепризнанным принципам международного права относятся следующие принципы: неприменения силы и yгрозы силой, равноправия и самоопределения народов, территориальной неприкосновенности государства, невмешательства во внутренние дела государства, неприкосновенности и нерушимости границ, мирного разрешения споров, уважения прав человека, суверенного равенства государств, сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств.

Основополагающие принципы международного права – это тоже нормы, но только очень важные и обобщенные. Более того, каждый принцип на самом деле представляет собой международно-правовой институт, т.е. целую группу норм, свернутых в одну, поэтому каждый принцип конкретизируется большим числом норм – практически во всех частях и отраслях международного права .

Можно выделить черты, присущие всем общепризнанным принципам международного права. Так, общепризнанные принципы:

  • – являются императивными нормами (jus cogens);
  • – составляют основы всей системы международного права;
  • – имеют универсальную сферу действия по кругу субъектов, в пространстве и видам международных отношений;
  • – не имеют иерархии;
  • – толкуются в контексте других основополагающих принципов международного права;
  • – имеют обратную силу.

Основными документами, в которых закреплены общепризнанные принципы международного права, являются Устав ООН 1945 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. (Декларация принципов международного права 1970 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (Заключительный акт СБСЕ 1975 г.).

На основе общепризнанных принципов международное право из совокупности разрозненных норм превратилось в единую и упорядоченную нормативную систему. Коротко рассмотрим содержание каждого из общепризнанных принципов международного права.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

До начала XX в. государства считали своим суверенным правом неограниченное право на войну (jus ad bellum). Устав ООН запретил применение вооруженной силы и поставил в один ряд угрозу силой и ее применение. Из этого следует, что угроза силой будет противоправной в тех же случаях, когда противоправно и применение силы. В соответствии со ст. 2 Устава ООН «все Члены ООН воздерживаются от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН». Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях (исключения из принципа неприменения силы и угрозы силой): по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (ст. 39, 42 и 53 Устава ООН); в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51 Устава ООН). Право на самооборону возникает у государства лишь в случае вооруженного нападения на него другого государства. К сожалению, в международных отношениях известны случаи нарушения принципа неприменения силы и угрозы силой. Например, бомбардировки США в Югославии без санкции Совета Безопасности ООН в 1999 г. и вооруженное нападение США и стран – союзников США на Ирак в 2003 г.

В соответствии с Декларацией принципов международного права 1970 г. принцип самоопределения может быть реализован в следующих формах: статус автономии в рамках существующего государства (например, Автономная Республика Аджария в составе Грузии); создание собственного государства (например, возникновение суверенного государства Республика Мальта на месте колонии Великобритании в 1964 г.); выход из состава государства (например, выход Эритреи из состава Эфиопии в 1993 г., выход Южного Судана из состава Судана в 2011 г.). При этом право на самоопределение предполагает свободу выбора между этими возможностями.

Территория – один из важнейших элементов государства. Эго материальная основа, среда обитания населения, пространственный предел публичной власти государства. В соответствии с Декларацией принципов международного права 1970 г. каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства». Заключительный акт СБСЕ 1975 г. закрепил принцип территориальной целостности, уже как самостоятельный принцип. В соответствии с этим Актом государства взяли на себя следующие обязательства: уважать территориальную целостность друг друга; воздерживаться от любых действий, не совместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности, в частности от применения силы или угрозы силой; воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации; не признавать никакую оккупацию или иные приобретения такого рода законными. Принцип территориальной целостности имплементирован в национальное законодательство большинства государств. Так, в соответствии со ст. 4 (ч. 3) Конституции РФ Россия «обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В качестве примера нарушения данного принципа можно привести захват Кувейта Ираком в 1991 г.

Только государства обладают суверенитетом. В соответствии с п. 1 ст. 2 Устава ООН: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Составляющими принципа суверенного равенства государств являются понятия «суверенитет» и «равноправие».

Суверенитет осуществляется в рамках международного права, иначе он означал бы произвол. Разграничение сфер действия суверенитета – одна из функций международного права. С одной стороны, международное право обеспечивает суверенитет, а другой – препятствует злоупотреблению им. Поэтому суверенное равенство государств реально лишь в рамках международного права.

Равноправие означает, что каждое государство является субъектом международного права. Все государства при фактическом неравенстве юридически равны.

В соответствии с Декларацией принципов международного права 1970 г. и Заключительным актом СБСЕ 1975 г. можно выделить следующие элементы содержания принципа суверенного равенства государств. Государства юридически равны. Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; обязано уважать правосубъектность других государств, выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Каждое государство имеет право самостоятельно проводить свою внешнюю политику, принадлежать к международным организациям и быть (не быть) участником международных договоров. Каждое государство имеет право на нейтралитет.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства

В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН, ООН не имеет права «на вмешательство в дела, по существу, входящие в компетенцию любого государства». В соответствии с Декларацией принципов международного права 1970 г. суть принципа невмешательства во внутренние дела государства заключается в следующем: государство (группа государств) не имеет право ни прямо, ни косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела другого государства; вмешательство в любой форме является нарушением международного права; формой вмешательства может быть вооруженное, экономическое, политическое и иные формы, направленные против правосубъектности государства; запрещается любая деятельность, направленная на изменение строя государства путем насилия (например, через террористическую или подрывную деятельность); запрещается вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве; государства имеют право без вмешательства выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную системы.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства – один из наиболее часто нарушаемых принципов. Применение вооруженной силы – это крайняя форма вмешательства во внутренние дела. Примером нарушения данного принципа может служить вторжение в 1983 г. на Гренаду войск США для свержения левого правительства М. Бишопа или вторжение в Панаму войск США в декабре 1989 г. для свержения президента Ф. Родригеса и генерала М. Норьеги и др. Приведенные выше примеры применения вооруженной силы являются крайней и самой агрессивной формой вмешательства во внутренние дела государства.

Принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ

Каждое государство имеет территорию, ограниченную сухопутными, водными и воздушными границами. Другими словами, граница – это пространственный предел действия суверенитета государства над его сухопутной, водной, воздушной территорией и недрами.

Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, устанавливающая пределы территории государства (его суши, вод, недр и воздушного пространства). Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них. Границы устанавливаются на основе международного договора между государствами путем делимитации и демаркации границ.

Делимитация – это определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту линию на карту.

Демаркация – это проведение линии границы на местности. Для демаркации сооружаются специальные пограничные знаки и составляются протоколы о демаркации, в которых указываются места постановки пограничных знаков и описывается линия границы в протоколах о демаркации.

Неприкосновенность границ – это предохранение границ от любого посягательства извне. Никто не должен покушаться на границу с целью ее изменения; все обязаны соблюдать установленный порядок пересечения границы; никто не может пересекать ее без соответствующего разрешения или вне установленных правил; каждое государство имеет право контролировать пересечение его границы людьми, животными и транспортными средствами.

Нерушимость границ – это юридически закрепленное и признанное состояние стабильности существующих границ государств, выражающееся в признании существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; отказе от каких-либо территориальных притязаний на данный момент и в будущем; отказе от любых иных посягательств на границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип международного сотрудничества

В соответствии с Уставом ООН (п. 3 ст. 1) государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».

Декларация принципов международного права 1970 г. конкретизировала содержание принципа сотрудничества, которое заключается в следующем. Международное сотрудничество направлено на поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип сотрудничества означает не только право, но и обязанность государств сотрудничать. Это связано, прежде всего, с тем, что реализация всех остальных принципов международного права возможна только путем сотрудничества, кроме того, сегодня резко возросло число глобальных проблем, с которыми государства не справляются в одиночку. К таким проблемам можно отнести международный терроризм, глобальные экологические проблемы и ряд других.

В соответствии с Уставом ООН (п. 3 ст. 2) государства «разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость». В качестве возможных средств урегулирования спора Устав ООН (ст. 33) указывает следующие средства: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, иные мирные средства по своему выбору.

Принцип уважения и защиты прав человек

В соответствии с Уставом ООН (ст. 1) одной из целей ООН является «поощрение и развитие уважения к нравам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». В качестве самостоятельного принцип уважения прав человека был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Содержание данного принципа заключается в следующем. Субъекты международного права взяли на себя обязательства: содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод; уважать и обеспечивать всем лицам, находящимся в пределах их юрисдикции, права и свободы без какого-либо различия по какому-либо признаку; принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека; обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними; гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, включая обращение в международные политические и судебные органы.

Примером нарушения принципа уважения и защиты прав человека может служить размещение военнопленных из Афганистана на военной базе США – Гуантанамо (Куба), где они находились без суда и следствия, подвергались пыткам, в то числе по национальному и религиозному признаку.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Устава ООН все члены ООН «добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства». В соответствии со ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Можно определить содержание принципа добросовестного выполнения обязательств следующим образом: государства не должны принимать на себя обязательства, которые противоречат уже действующим обязательствам перед третьими странами; внутреннее право государств должно быть согласовано с обязательствами по международному праву; государства не вправе ссылаться на свое законодательство, чтобы оправдать невыполнение международных обязательств; недопустим односторонний отказ от принятых обязательств.

  • Шумилов В. М. Международное право. М. : Международные отношения, 2012. С. 48.

Добавить комментарий