Общественная безопасность

Общественный порядок и общественная безопасность складываются из волевых отношений людей, которые проявляются в их поведении, действиях как результат их сознательной деятельности. Политическая система (государство, общественные объединения) формирует общественный порядок и общественную безопасность, активно влияет на общественные отношения путем установления социальных правил поведения и обеспечения их исполнения и соблюдения.

Борьба за укрепление общественного порядка и общественной безопасности составляет важную задачу государства. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указано развитие человеческого потенциала России, для чего необходимо обеспечение безопасности и общественного порядка.

Существенная роль в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности принадлежит органам внутренних дел. Именно они в тесном контакте и взаимодействии с иными государственными органами и различными организациями ведут большую работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, используя при этом широкую гамму средств правового и морального воздействия, разнообразный арсенал мер убеждения и принуждения.

Понятие общественная безопасность

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: права и свободы личности; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. В связи с этим различают безопасность личности, общественную и государственную безопасность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее соответствующие функции через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

При нарушении отношений в сфере общественной безопасности характерно следующее: во-первых, угроза создается не конкретному лицу, а значительному кругу лиц, представляющих окружение, в котором проявляется действие источника повышенной опасности или стихийных сил природы; во-вторых, последствия в таких ситуациях более значительные и тяжкие, чем при посягательствах на личную безопасность гражданина; в-третьих, в качестве регулятора отношений в этой области выступают различные организационно-технические (технологические) правила, нормы и стандарты, определяющие порядок приобретения, перевозки, хранения, использования, применения источников повышенной опасности, в том числе правила по безопасному ведению горных, строительных и иных работ, пожарной безопасности, дорожного движения, приобретения, транспортировки, хранения и использования взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых веществ и т.п.

Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.

Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности — гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.

Общество в значительной степени является саморегулирующейся системой, нормальное функционирование и поступательное развитие которой невозможно без удовлетворения определенных объективных и жизненно необходимых потребностей. Обеспечение и поддержание соответствующего уровня безопасности общества — одна из таких социальных потребностей. Основная нагрузка по формированию системы обеспечения общественной безопасности лежит на государстве. Система обеспечения общественной безопасности представляет собой совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно-технического и иного характера, имеющую основной задачей поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности.

Структурно система безопасности общества включает в себя:

а) наличие разработанной доктрины безопасности, которая выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и одновременно как программа действий;

б) правовую основу, т.е. систему законов и иных правовых норм, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т.д.);

в) систему государственных органов, обеспечивающих безопасность общества;

г) общественную систему безопасности — совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него;

д) корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности.

Обязательным условием эффективного функционирования данной системы являются ответственность власти перед обществом, строгое выполнение ею своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства государства в дела общества необходимыми рамками. В уголовном праве система обеспечения общественной безопасности носит нормативный характер и включает в себя правовые, технологические и организационные нормы, а также специальные правила безопасности.

Содержание общественной безопасности нельзя сводить только к соблюдению различных правил по производству специальных работ и обращению с общеопасными предметами. Такой подход необоснованно ограничивает пределы общественной безопасности лишь сферой локальной или профессиональной деятельности, а ее содержание — специальной безопасностью. Источником опасности для общества могут выступать не только опасные производства и предметы, но и опасные формы поведения людей, особенно выражающиеся в насильственных формах поведения. Если такой социальный источник направлен на тот же объект, что и «технический» источник, обладает такой же разрушительной силой и способен причинить такие же последствия, то данные факторы нельзя игнорировать при правовой оценке содеянного. В ряде случаев отдельные опасные формы поведения людей необходимо расценивать как угрожающие безопасности общества.

Достаточно сложным является разрешение вопроса об объеме этого понятия, т.е. о том, какие именно отношения охватываются понятием «общественная безопасность». Преступления, посягающие на общественную безопасность, будь то транспортные, экологические или собственно преступления против общественной безопасности, неразрывно связаны с причинением физического, материального, организационного либо иного вреда гражданам, собственности, деятельности социальных институтов, окружающей природной среде. Вместе с тем данное утверждение не означает, что при совершении этих преступлений обязательно должен причиняться весь спектр указанного вреда. В конкретных случаях ущерб может носить или материальный, или физический, или организационный, или комбинированный характер, и причиняться лишь некоторым социальным благам, а не всем.

Характеристика общественной безопасности как «комплексного» объекта означает, что он должен включать в себя всю совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, окружающей природной среды. Иной вывод означал бы лишение отношений общественной безопасности их содержательной стороны. К тому же без причинения вреда названным ценностям не может быть нарушения общественной безопасности как социального блага, выступающего в качестве предмета соответствующих отношений. Отсюда следует, что причинение физического, материального или иного вреда при совершении преступлений против общественной безопасности охватывается понятием «нарушение общественной безопасности» и не требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Исключением является лишь умышленное причинение смерти, которое требует самостоятельной оценки.

Без нападения не может быть бандитизма, без насилия — захвата заложника, без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или причинения крупного ущерба — нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и т.д. Если соответствующие последствия не наступают или отсутствует угроза их наступления, то такие деяния нельзя рассматривать как преступления против общественной безопасности, а в некоторых случаях и вообще как преступления. Следует принимать во внимание и другое обстоятельство. Поскольку преступления против общественной безопасности причиняют вред или ставят под угрозу причинения вреда неопределенный круг лиц, материальных объектов, деятельность социальных институтов, постольку в целом отношениям общественной безопасности как объекту посягательства ущерб причиняется всегда, вне зависимости от конкретных форм его проявления (материальный, физический, организационный).

Как правовое явление, общественная безопасность может иметь различное по объему содержание и рассматриваться в нескольких уровнях. Общественная безопасность как составная часть родового объекта посягательств, предусмотренных разд. IX УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» (общественная безопасность в широком смысле слова), характеризуется состоянием защищенности безопасных условий функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и компьютерной информации. Общественная безопасность в узком смысле слова, как видовой объект посягательств, предусмотренных гл. 24 УК «Преступления против общественной безопасности», выражается в состоянии защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.

По своей сути безопасность — явление полифункциональное. Поэтому наряду с обеспечением состояния защищенности (отсутствие опасности) основных благ общества от угроз и источников опасности она характеризуется и другими функциями, отражающими ее активный характер. В этом смысле справедливо отмечаются в литературе такие важнейшие свойства и функции безопасности, как снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. Говоря о безопасности того или иного элемента, мы имеем в виду не только защищенность данного элемента от источников опасности, но и предупреждение и устранение опасности для него, а также поддержание такого уровня его защищенности, который является достаточным для нормального функционирования соответствующего элемента.

Активная роль общественной безопасности находит свое выражение в функции предотвращения, устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов, общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также в поддержании такого уровня защищенности указанных благ, который является достаточным для выполнения людьми и обществом своих социальных функций.

Таким образом, общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, не только регулирующих безопасные условия жизни общества, но и поддерживающих такой уровень защищенности общества, который является достаточным для его нормального функционирования.

УДК 340.1

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Сергей Викторович НЕСТЕРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права,

e-mail: 120001k@mail.ru

Анализируется понятие общественной безопасности во взаимосвязи с категориями «безопасность», «национальная безопасность», «общественный порядок». На основании синтеза выработанных в науке определений формулируется авторское понятие общественной безопасности. Уделяется немалое внимание роли и значению общественной безопасности в жизни государства. Ведь именно данная категория является наиболее актуальной моделью регулирования общественных масс путем сохранения правопорядка в обществе. В своей работе автор рассматривает категорию «общественная безопасность» с точки зрения различных подходов. В первую очередь — это раскрытие значения основополагающих синонимов понятия термина общественная безопасность. Автор интерпретирует общественную безопасность как некое состояние защищенности. Считает данный аспект наиважнейшим в условиях сохранения правопорядка. Существование данного понятия ведет к появлению определенных концепций и стратегий, которые также подробно рассмотрены автором. Следует обратить внимание на тот момент, что автором справедливо отмечается сходство таких понятий как общественная и национальная безопасность. Большинство исследователей сходятся во мнении, что общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности. Ведь национальная безопасность есть, никак иначе, понятие собираемое из видов существующих охранительных систем в целом.

Ключевые слова: безопасность; общественная безопасность; национальная безопасность; общественный порядок.

Сегодня в России особую актуальность приобрело обеспечение различных видов безопасности, в т. ч. общественной безопасности. Президент Российской Федерации

В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. отметил: «Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности» . Однако грамотное обеспечение общественной безопасности всегда должно быть научно обоснованным. Для современного правового регулирования назрела необходимость разработки теоретических основ общественной безопасности и, прежде всего, понятийно-категориального аппарата. Особая актуальность исследования теоретико-правовых проблем общественной безопасности подчеркивается тем, что в «современной науке идет интенсивный поиск оптимально обоснованной модели обеспечения общественной безопасности в условиях отсутствия достаточно разработанной теории и методологии общественной безопасности» . Применительно к важности правовых понятий Р.Ф. Иеринг отмечал: «Язык может быть не точным, право же никогда не может быть достаточно точным, и в этом кроется одна из главных причин, почему язык довольствуется малым

числом букв, между тем как право нуждается в большом количестве понятий» .

Актуальность настоящего исследования подтверждается словами Р.Г. Халиуллина: «Большинство существующих в науке определений безопасности несовершенно. Среди причин такого положения — фундаментальность самого явления безопасности, множественность содержательных связей и форм внешних проявлений и взаимодействий с иными близкими явлениями» . При этом аналогичное положение вещей просматривается и в действующем российском законодательстве. Так, И.Б. Кардашова указывает на отсутствие единого подхода к основному понятийному аппарату в области национальной безопасности, на слабую проработку в российском законодательстве категорий «национальная безопасность», видов национальной безопасности — «общественной безопасности», «государственной безопасности» и др. . По ее мнению, «в настоящее время необходима теоретическая разработка понятия общественная безопасность как методологической основы для решения правовых, организационных, правоприменительных и иных задач» .

Прежде чем говорить непосредственно о понятии общественной безопасности, необ-

ходимо провести научный анализ категории «безопасность», которая выступает родовым понятием к различным видам безопасности.

В современной науке существуют различные подходы к определению данного понятия. Так, например, Д.В. Ирошников рассматривает безопасность как «отсутствие опасности», как «состояние защищенности» и как «устойчивое развитие» .

С.З. Павленко кроме перечисленного останавливается на понимании безопасности как свойства социальной системы, как специфической деятельности государственных органов, а также как определенного состояния . Однако, на наш взгляд, деление, предложенное исследователем, представляется весьма спорным. Так, понимание безопасности как определенного состояния и как свойства социальной системы дублирует подход к пониманию безопасности как состояния защищенности. Кроме того, представляется весьма спорным понимание безопасности как специфической деятельности государственных органов. Здесь автор подразумевает категорию «обеспечение безопасности».

Рассмотрим основные подходы к пониманию феномена безопасности.

В первую очередь, необходимо рассмотреть подход к пониманию безопасности как «состояния, при котором отсутствуют опасности». Данный подход имеет право на существование, но найти на практике такую ситуацию, при которой отсутствовали бы любые угрозы и опасность как таковая — не представляется возможным. Данный тезис подтверждают слова ученых: «полная безопасность невозможна в принципе» . В.И. Ярочкин справедливо отмечает, что «безопасность — это, скорее, не отсутствие опасности, а защита от нее» .

Таким образом, мы переходим к наиболее распространенному в современной науке подходу к пониманию безопасности — как состояния защищенности. На этот счет

Н.Н. Рыбалкин отмечает: «Понимание безопасности как состояния защищенности в настоящее время получило наибольшее распространение и принято многими отечественными исследователями в качестве концептуального основания проводимых теоретических изысканий, хотя они и расходятся в определении объекта защиты, характера угроз и защищаемых интересов» .

В науке существуют различные интерпретации категории «защищенность». Так, Б.Т. Хамхоев определяет защищенность как «определенное состояние объекта, которое достигается в результате целенаправленной деятельности системы обеспечения безопасности, а также может быть количественно измерено, что позволяет оценивать эффективность функционирования системы управления» . А.А. Прохожев под защищенностью понимает «способность сохранения объектом или системой (природа, человек, общество, государство и др.) своей качественной определенности и возможности выполнения своих функций и задач в условиях воздействия негативных факторов» . Мы видим, что в первом случае акцент делается на систему обеспечения безопасности (управленческий подход), при этом само понятие защищенности не раскрыто. Первое определение напрашивается на вопрос: «какое состояние?», а ответ дает автор второго определения. Нам представляется, что второе определение более логично раскрывает сущность рассматриваемого явления.

Следует отметить, что в последние годы к пониманию безопасности как состояния защищенности добавляется еще один элемент — «устойчивое развитие объекта». По мнению сторонников данного подхода, необходимым условием обеспечения безопасности объекта является его устойчивое развитие. Так, по справедливому мнению О.Н. Климова, «все, что тормозит развитие, следует рассматривать как опасность» . А.А. Прохожев отмечает: «Развитие является основной, первичной функцией общественного бытия. Безопасность — вторична и призвана обеспечить развитие, защитить его от различного вида угроз» . Применительно к общественной безопасности В.С. Хомякова отмечает: «Безопасность является одним из факторов, необходимых для устойчивого развития общества, поскольку охватывает все сферы человеческой деятельности» . Следует согласиться с мнением Д.В. Ирошникова, в соответствии с которым состояние защищенности, безусловно, необходимо для устойчивого развития объекта, однако это не говорит о том, что безопасность можно понимать как устойчивое развитие .

Следует подчеркнуть, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации безопасность рассматривается как состояние защищенности с указанием на необходимость устойчивого развития. Так, согласно Стратегии, «национальная безопасность» — это «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» .

Говоря о состоянии защищенности общества в совокупности с его устойчивым развитием, нам представляется целесообразным обратиться к категории «стабильность». Применительно к социальной системе категория «стабильность» определяется как состояние социальной системы, характеризуемое заданным уровнем устойчивости в течение определенного периода времени, выступает как предпочтительное состояние системы, необходимое для ее прогрессивного развития . Таким образом можно обобщить, что одной из составляющих обеспечения общественной безопасности является стабильность в обществе.

В настоящее время в качестве родового понятия в правовой доктрине, а также в действующих нормативных правовых актах используется категория «национальная безопасность». Ранее применение данной категории нередко критиковалось (в частности, И.В. Демин пишет: «В силу специфики восприятия этнической составляющей понятия «национальная безопасность» в отечественном сознании, возможно, следует заменить это словосочетание понятием «общественная безопасность» ), но впоследствии она прочно вошла в научный оборот. Национальную безопасность в широком смысле определяют как совокупность государственной, общественной, экономической, военной и иных видов безопасности .

Абсолютное большинство исследователей сходятся во мнении, что общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности.

Категория «общественная безопасность» в науке, как правило, рассматривается в узком и широком смыслах, что производно от

В настоящее время правовая доктрина выработала следующие определения понятия «общественная безопасность».

Б.Т. Хамхоев понимает общественную безопасность как состояние общества и человека, когда обеспечены стабильность и устойчивость развития общества как целостного социального механизма, права и свободы человека, благоприятные условия и возможности для удовлетворения и реализации его жизненных потребностей .

А.Г. Коротких в широком смысле определяет общественную безопасность как «состояние защищенности личности и общества от совокупности угроз противоправного, техногенного, природного, космического, экологического и иного характера различными по своему характеру и значимости мерами» . В узком смысле, по мнению автора, общественная безопасность — это состояние защищенности жизни и здоровья граждан, интересов общества от противоправных посягательств на улицах, стадионах, парках, скверах, всех видах общественного транспорта, культурных, образовательных, религиозных учреждениях и иных общественных местах правовыми, организационными, инженерно-техническими, воспитательными, принудительными и иными мерами на законных основаниях .

А.В. Жаглин полагает, что общественная безопасность представляет собой систему общественных отношений, связанных с защитой личности, общества и государства от угроз, исходящих от противоправных посягательств на общественный порядок, а также в ситуациях, возникающих вследствие социального, природного и техногенного характера . Грамотное замечание автору определения делает С.А. Сидорова, которая отмечает: «Включив в определение общественной безопасности категории «личность», «общество», «государство», автор фактически свел его к более широкому понятию -«национальная безопасность», предложив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свое весьма лаконичное определение общественной безопасности: «состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз» . На этот счет совершенно справедливо высказывается И.Б Кардашова: «Существует опасность трактовки общественной безопасности слишком широко, поскольку термин «общественный» охватывает своим содержанием всю совокупность социальных явлений. С точки зрения этимологии такое понимание верно, но при этом происходит отождествление общественной безопасности с национальной безопасностью, то есть смешивается видовое и родовое значение» . При этом нередко авторы включают в понятие «общественная безопасность» единство трех составляющих «личность — общество — государство» .

Общественная безопасность, по мнению А.М. Воронова, — это состояние защищенности урегулированных нормами права и морали общественных отношений, складывающихся в области формирования новых социально-политических и экономических отношений как предпосылок поэтапного перехода Российской Федерации к постиндустриальному развитию в целях построения на демократических принципах стабильной социальной системы и создание условий для духовного совершенствования личности и повышения качества жизни с учетом национальнокультурной идентичности общества .

В.Н. Шамрай представляет общественную безопасность в виде системы отношений, основанной на строгом соблюдении и исполнении специальных организационнотехнических правил, установленных государством в целях охраны жизни и здоровья других людей, недопущения разрушения или повреждения зданий, сооружений или наступления последствий, которые могут возникнуть в результате деятельности должностных лиц или граждан, связанных с повышенной опасностью для окружающих . По нашему мнению, в данном определении присутствует сужение определения, в частности, круга потенциально опасных объектов. Получается, что последствия могут возникнуть лишь в результате действия «должностных лиц или граждан», что сильно сужает применение такого определения.

И.В. Демин предлагает употреблять категорию «общественная безопасность» для характеристики состояния, при котором защищены различные жизненно важные интересы общества, до минимума снижена вероятность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз и обеспечиваются возможности для прогрессивного развития личности и общества .

Несмотря на то, что общество можно представить как совокупность индивидов, на наш взгляд, не стоит включать безопасность личности в общественную безопасность. При таком подходе имеет место смешение двух хоть и взаимозависимых, но при этом самостоятельных видов безопасности: безопасности личности и безопасности общества. На наш взгляд, основным объектом общественной безопасности является общество с присущими ему характеристиками.

Синтезируя отличительные признаки приведенных определений, сформулируем авторское определение понятия «общественная безопасность»: это состояние защищенности общества от угроз различного характера, позволяющее ему сохранять качественную определенность и способствующее его устойчивому развитию. По нашему мнению, данное определение наиболее полно раскрывает сущность рассматриваемого явления, в то же время оно не перегружено лишними составляющими, благодаря чему является достаточно простым для понимания и использования как в будущих научных изысканиях, так и в правотворчестве и правоприменении.

Отдельная проблема видится в разграничении понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». До настоящего времени в правовой доктрине не прослеживается четкое различие между указанными категориями. Так, например, В.Н. Шамрай, сделав справедливый вывод о тесной взаимосвязи данных категорий, пишет: «Обеспечивая общественный порядок, правоохранительные органы обеспечивают общественную безопасность, и наоборот» . Из данного вывода не совсем понятно взаимоотношение рассматриваемых автором понятий. Здесь, скорее всего, нужно говорить о соотношении части и целого.

Рассмотрев различные определения общественной безопасности, выработанные

юридической наукой, можно придти к выводу об отсутствии единого подхода к общественной безопасности. Существующие определения расходятся в принципиальных положениях и пока еще в большинстве своем не свободны от дискуссионных моментов.

Необходимо отметить, что правовая система России не содержит легального определения общественной безопасности, однако это не говорит о том, что данная категория не упоминается в нормативных актах. Конституция РФ упоминает общественную безопасность в ст. 72, относя ее к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принятый еще до принятия Конституции закон РФ «О безопасности», действующий более 17-ти лет (до 2010 г.), определял безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» . К одному из объектов обеспечения безопасности закон относил «общество — его материальные и духовные ценности». Интересна позиция Д.В. Ирошникова, который относит к объектам общественной безопасности категорию «общественный строй» . С принятием в декабре 2010 г. нового федерального закона «О безопасности» понятийно-категориальный аппарат обеспечения безопасности сместился в сторону концептуальных и доктринальных документов, поскольку указанный закон не содержит в себе легальных определений. Следует отметить, что Г.З. Мансуров относит отсутствие понятийного аппарата к серьезным недостаткам закона . По справедливому мнению С.А. Сидоровой, представляется целесообразным закрепить в действующем законодательстве понятие «общественная безопасность» .

Федеральный закон «О безопасности» в ст. 1 «Предмет регулирования» указывает на общественную безопасность в составе более широкого понятия — национальная безопасность, однако далее по тексту понятие общественной безопасности не встречается, что является существенным недостатком в правовом регулировании вопросов общественной безопасности, учитывая основополагающую роль рассматриваемого закона в данной сфере. Федеральный закон «О полиции» определяет назначение полиции —

обеспечение общественной безопасности. При этом обеспечение общественной безопасности не закреплено в основных направлениях деятельности полиции.

Уголовный кодекс содержит главу 24 «Преступления против общественной безопасности» . Говоря об уголовноправовой трактовке категории «общественная безопасность», Е.В. Безручко отмечает, что «уголовно-правовое понимание общественной безопасности как объекта посягательств содержит видовой аспект, связанный с оценкой источника угрозы. Предлагаемые в рамках такого подхода дефиниции опираются на понимание общественной безопасности как объекта группы преступлений, но не удовлетворяют требованиям социального содержания данного термина, значимости общественной безопасности как условия функционирования общества и всех его членов» .

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит главу 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» , при этом разграничение правонарушений по объектам посягательств (общественная безопасность и общественный порядок) в рамках главы не проводится.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. содержит подраздел «Государственная и общественная безопасность». Д.В. Ирошников на этот счет высказал грамотное замечание, что «с точки зрения юридической техники данный подраздел заслуживает обоснованной критики, т. к. в нем четко не разграничены вопросы государственной и общественной безопасности, а стратегические цели и источники угроз для указанных видов безопасности соединены» .

Рассмотрев вопросы закрепления основ общественной безопасности в действующих нормативных правовых актах, можно согласиться с мнением М.Ю. Зеленкова о том, что «действующие нормативные документы не дают возможность провести классификацию видов национальной безопасности» . Проведенный ученым сравнительный анализ федеральных законов, стратегий, доктрин, концепций показывает, что каждый нормативный документ, поскольку он готовился в

конкретном ведомстве и не проходил научной корректировки и согласования во всех заинтересованных ведомствах и научном сообществе, устанавливает свои виды национальной безопасности и их трактовку .

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы общественной безопасности, позволил нам сделать вывод, что категория «национальная безопасность» долгое время раскрывалась через три составляющие: «личность, общество, государство». В частности, в принятой в 2009 г. Стратегии национальной безопасности такой подход имеет место быть. Кроме того, его активно используют ученые. Так, например, Е.И. Ум-рихина пишет: «Под безопасностью, как базовой потребностью человечества, мы понимаем состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от различного рода угроз» , разбавляя данный подход категорией «имущество». Однако в 2010 г., с принятием нового федерального закона, законодатель отказался от такой модели. В частности, в рамках принципов обеспечения безопасности новый закон заменяет привычную конструкцию на категории «гражданин», «общественные объединения», «органы государственной власти». По мнению Д.В. Ирошникова, такой вариант данного принципа представляется более точным, т. к. государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов, общество взаимодействует с государством через общественные объединения, и категория «личность» в старом принципе представляется спорной, т. к. включает малолетних, а также недееспособных лиц. Нам представляется, что с автором можно согласиться лишь отчасти. С одной стороны, общество как таковое весьма спорно можно считать субъектом права, но это замечание относится лишь к тому случаю, когда общество рассматривается как субъект в процессе обеспечения безопасности (в частности, в рамках рассматриваемого принципа). В другой же интерпретации — как объект -категория «общество» как нельзя лучше подходит для характеристики общественной безопасности.

Подводя итог, следует отметить, что отсутствие в действующем законодательстве и правовой доктрине единого подхода к понятию общественной безопасности не может не

создавать проблемы в правоприменительной практике. Безусловно, необходимы дальнейшие исследования данной категории в целях формирования комплексной правовой доктрины общественной безопасности.

1. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек.

2. Демин И.В. Сущность и содержание понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Екатерининского института. 2009. № 1.

3. Иеринг Р. фон. Юридическая техника / сост. А.В. Поляков. М., 2008.

4. Халиуллин Р.Г. Безопасность: многообразие подходов и проблемы определения понятия // Юридическое образование и наука. 2007. № 4.

5. Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 2.

7. Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема: авто-реф. … дис. д-ра полит. наук. М., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М., 2005.

10. Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности: авто-реф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2003.

11. Хамхоев Б. Т. Генезис формирования понимания сущности общественной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 8.

12. Прохожев А.А. Теория развития и безопасности человека и общества. М., 2006.

14. Хомякова В.С. Диалектика безопасности и устойчивого развития общества // Информация и безопасность. 2007. Т. 10. № 1.

15. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

16. Абдуллаева Р.А. Стабильность как одно из возможных состояний социальной системы // Социально-экономические и технические системы. 2006. № 12.

17. Демин И.В. Научность основ обеспечения общественной безопасности // Закон и право. 2008. № 3.

19. Коротких А.Г. О сути и значении понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность» // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 3.

20. Жаглин А.В. Общественная безопасность как социальное явление и элемент системы национальной безопасности // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 1.

21. Сидорова С.А. К вопросу о понятии «общественная безопасность» // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 1 Международной научно-практической конференции, 2 ноября 2012 г. / отв. ред. А.В. Малько. Рязань, 2012.

22. Бондаревский И.И. О понятии и содержании общественной безопасности // Философия социальных коммуникаций. 2006. № 1.

23. Цымбал В.А. О подходах к определению содержания общественной безопасности // Современное право. 2010. № 5.

24. Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М., 2006.

25. Шамрай В.Н. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях // Социология и право. 2012. № 1.

26. Демин И.В. Общественная безопасность: теоретико-методологические аспекты // Юридический мир. 2007. № 6.

27. О безопасности: федеральный закон РФ от 5.03.1992 г. № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) // Российская газета. 1992. 6 мая.

28. Ирошников Д.В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2011. № 2.

29. О безопасности: федеральный закон от

28.12.2010 г. № 390-ФЗ // Российская газета. 2010. 29 дек.

31. О полиции: федеральный закон от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // Российская газета. 2011. 10 февр.

33. Безручко Е.В. К вопросу о понятии безопасности // Юристъ — Правоведъ. 2007. № 3.

35. Зеленков М.Ю. О проблемах правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 1 Международной научно-практической конференции, 2 ноября 2012 г. / отв. ред. А.В. Малько. Рязань, 2012.

36. Умрихина Е.И. Безопасность как философско-правовая категория // Философия права. 2010. № 4.

Поступила в редакцию 23.08.2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 340.1

CONCEPT OF PUBLIC SAFETY

Добавить комментарий