Общественно политическое устройство

Москва, основанная в XII в., поначалу была небольшим городом, который ростово-суздальские князья давали в удел своим младшим сыновьям. С конца XIII в. Москва стала стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым московским князем был сын Александра Невского — Даниил, при котором на рубеже XIII и XIV вв. начался процесс общерусской государственной консолидации.

В XIII в. в условиях раздробленности и татаро-монгольского ига между наиболее сильными русскими княжествами шла борьба за лидерство, которая проявлялась в виде борьбы за получение ярлыка на великое княжение. В этих условиях больший шанс на успех имели княжества, обладающие не только выгодным географическим и стратегическим положением, но и управляемые дальновидными и хитрыми князьями. В XIII в. Московское княжество значительно расширило свою границу и стало одним из наиболее влиятельных и авторитетных княжеств на Руси. Имея в лице Твери сильного соперника, Московские князья не стеснялись в средствах, завоевывая расположение золотоордынных ханов: активно участвовали в подавлении антитатарского восстания в Твери в 1327 году. Получив ярлык на великое княжение, московские князья получили право сбора дани с русских земель и, благодаря этому, существенно расширили свои финансовые возможности. Не случайно один из московских князей, Иван Данилович (1325-1340гг.), получил прозвище Калита, т.е. денежный мешок.

Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XIV в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и другие территории.

1.Усиление Московского княжеств

Общественный строй Московской Руси (конец XV – первая половина XVI вв.)

Феодалы. Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».

Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако они сохранили право собственности на землю. Но поскольку территория уделов была, как правило, велика, служилые князья стали наиболее крупными землевладельцами. Они занимали руководящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дружиной. Впоследствии служилые князья слились с верхушкой боярства.

Бояре, как и княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответствующее политическое положение. Бояре занимали командные посты в государстве.

Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу. Чин боярин утратил свое прежнее значение. Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе — крупным феодалам, то теперь данный термин стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре).

В связи с тем чтотеперешние же бояре — вчерашние удельные князья — были настроены весьма оппозиционно, великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов — дворянстве.

Дворяне формировались прежде всего при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной социальной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях.

Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь. В центральных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, чтобы раздать их помещикам, но она терпит крах.

Крестьяне

Сельское феодально-зависимое население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым — «крестьяне» (от «христиане»), хотя в XV в. употребляется и древний — «смерды».

Крестьянство делилось на две категории — чернотяглых и владельческих.

Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые — на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV в. знаменуется прикреплением чернотяглых (черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих.

Феодалы все более усиливают эксплуатацию крестьян, но последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, осуществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы.

Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за владельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы. Старожильцы — это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому, все более ограничивавшимся в XV в.Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы).

Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала «серебро», т.е. деньги в долг, и обязанные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто бывало трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедняки, не имевшие земли.

В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей — бобыли. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую, т.е. не облагаемую налогами). Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины.Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму — пожилое.

Холопы. Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, монголо-татары уводили громадное число русских в рабство.Холопы подразделялись на несколько групп.

Имелись большие, полные и докладные холопы.

1. Большие холопы — это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю.

2. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда.

Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей.

Число холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию.

С сокращением числа холопов возникает новый разряд людей — кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3 — 5 руб.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Городское население. Города делились обычно на две части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости-детинце жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому, «черному» люду.Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших тем или иным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина.

Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей.

Развитие феодального землевладения.

В XVв. продолжалось развитие феодального землевладения. Верховным собственником земли считался князь. Часть земель он передавал «в вотчину». Вотчина передавалась во владение с условием несения службы. Ее можно было передавать по наследству, дарить, обменивать, завещать в монастырь.

Другой формой феодального землевладения было поместье. Если вотчина считалась собственностью владельца, то поместье — лишь временным держанием. Поместье нельзя было продать, подарить, отдать в монастырь в качестве вклада на помин души.

Зависимое население. Начало юридического оформления крепостного права.

Крестьяне делились на черносошных, живших на государственных, «черных» землях, и частновладельческих. Черносошные крестьяне платили налоги государству, в отличие от крестьян частновладельческих земель, которые были освобождены от части государственных повинностей.

Из форм повинностей были: оброк (выплата феодалу деньгами или товарами) и барщина (работа крестьянина на поле феодала). Преобладал натуральный оброк, барщина и денежный оброк были развиты слабо.

В 1497г. был принят Судебник — первый свод законов единого государства. Он установил единое для всей страны время перехода крестьян от одного владельца к другому: неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября). При переходе крестьянин должен был уплатить компенсацию своему бывшему феодалу — «пожилое» (до 1 рубля). Это было начало юридического оформления крепостного права.

Господствующие слои общества.

А) удельные князья

Главой Русского государства был великий князь. Его власть была ничем не ограничена, являлась деспотической, не подчинялась никакому закону.

Ниже стояли представители высшего слоя русской аристократии, удельные князья, располагавшие на территории своей земли всей полнотой государственной власти. Как правило, это были братья и племянники великого князя. Иван III стремился ослабить управлявшиеся ими земли — уделы. Его братья или не получили разрешения жениться, или погибли в заключении, а их уделы были ликвидированы.

Б) служилые князья

Ниже удельных стояли служилые князья — прежде самостоятельные государи, прибывшие из западнорусских земель, перешедшие на службу к московскому великому князю. Постепенно из вассалов великого князя они окончательно переходили в разряд его подданных, становясь обычными вотчинниками с княжеским титулом. На протяжении XVв. многие князья вошли в Боярскую думу и получили думные чины.

В) боярство. «Обояривание князей». Окольничьи. Думные дворяне.

Слово «боярин» в узком смысле означает члена Боярской думы. Так что собственно бояр насчитывалось в конце XVв. чуть более десяти. В широком смысле слова словом боярин называли всех, кто давно пришел на службу к князю.

Первоначально в Боярскую Думу входили только представители старых московских боярских родов, служивших еще при Иване Калите. Но с середины XVв. состав Боярской Думы стал меняться. С присоединением независимых прежде княжеств их князья вошли в состав московского боярства. Формально московский князь жаловал служилым князьям боярские чины. На деле же это было не повышение, а понижение: из вассалов великого князя они окончательно превращались в его подданных. «Обояривание» князей растянулось надолго: некоторые из них стали боярами лишь в середине XVIв.

Наряду с боярами в Боярскую думу входили окольничие. В XVIв. появился третий думный чин — думный дворянин.

История Московского государства начинается со второй половины XIII в. В течение XIV—XV вв. оно превращается из небольшого княжества в мощное централизованное государство с сильной монархической властью. К концу XVI в. его. территория расширяется, прирастая Западной Сибирью и Поволжьем. Московское государство все чаще именуется теперь «Россия» или «Великая Россия».

В начале XVII в. происходит крах общественно-политической системы Московского государства, который выливается в так называемую Смуту. «Смутное время» заканчивается в 1613 г. утверждением на русском монархическом престоле новой династии — Романовых. И хотя в письменных памятниках XVII в. русское государство продолжает именоваться Московским государством, многие факты социальной, политической и духовной жизни русского общества данного столетия явно указывают на то, что прежнее Московское государство уступило место новому государственному организму.

Таким образом, говоря о политической и правовой мысли Московского государства, мы имеем в виду эпоху, длившуюся с конца XIII до начала XVII в. Основными событиями этой эпохи, определявшими характер и государственной власти на Руси, и русского политико-правового сознания, были: объединение русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва 1380 г., Ферраро-Флорентийс-кий собор 1438—1445 гг., принявший унию византийской православной церкви с римско-католической, окончательное крушение Византийской империи в результате взятия турками-османами Константинополя (Царьграда) в 1453 г., женитьба государя всея Руси Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 г., окончательное освобождение Руси от татаро-монгольского ига в 1480 г., опричнина Ивана IV.

Социально-экономический и политический строй Московского государства отличался от социально-экономического и политического строя Киевской Руси. Московия значительно дальше продвинулась по пути феодализации. Это было общество другой исторической эпохи — уже вполне зрелое феодальное общество.

Различия в социально-экономической и политической сферах общественной жизни Московского государства и Киевской Руси обусловили в конечном итоге и различия в области политической и правовой мысли.

Политическая и правовая идеология Московского государства в сравнении с идеологией Киевской Руси выглядит более сложной по содержанию, более разнообразной по тематике. В рамках ее существуют идеологические течения, предлагающие прямо противоположные варианты решения одних и тех же проблем. Представители этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую.

Пример Московии показывает, что сильная единоличная государственная власть вполне может сочетаться с политическим разномыслием в обществе, разнообразием политических и правовых концепций, с борьбой различных политических идеалов и мнений. Правда, для этого необходимо, чтобы в обществе были в достаточном числе люди, способные для торжества своих идей идти на великие жертвы.

Нашествие татаро-монголов на русские земли нанесло огромный урон русской культуре. Во время осады городов горели церковные храмы, а с ними и различные произведения искусства, в том числе и книги. Множество литературных сочинений были навсегда утрачены. Специалисты высказывают предположение — то, что дошло до наших дней из литературного наследия Киевской Руси, вряд ли составляет более одного процента от того, что было. Большая часть утрат приходится при этом на эпоху татаро-монгольского владычества на Руси.

Однако даже это великое бедствие не могло сдержать поступательного развития русской культуры. После утверждения своего господства на Руси татаро-монгольские завоеватели не препятствовали строительству здесь новых церквей и монастырей, открытию новых школ, распространению грамотности среди русского населения, созданию новых книг.

Русская политическая и правовая мысль в условиях Московского государства имела значительно более солидный культурный фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в Киевской Руси.

В течение XIV—XV вв. впервые переводится на русский язык большое число произведений философской христианской литературы, таких, как творения св. Дионисия Ареопагита, Петра Дамаски-на, поучения св. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Феодора Студита, и многих других.

XIV—XVI вв. — это эпоха расцвета русского летописания. Почти все дошедшие до нас летописи происходят именно из этого времени.

Добавить комментарий