Общественные организации виды

Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон РФ «Об общественных объединениях», законы об отдельных видах общественных объединений: Законы РФ от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 26 мая 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях», в котором, в частности, регламентируются отношения таких организаций с органами государственной власти и др. В Законе РФ от 2 декабря 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов.

Закон об общественных объединениях включает в эту систему Гражданский кодекс РФ. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но, в общем это не собственно закон о таких объединениях.

Общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты: образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию и не получившие. Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица. Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права.

Закон от 19 мая 1995 г. в качестве основания создания общественных объединений называет общность интересов физических и юридических лиц, пожелавших создать объединение (статья 5) — профессиональных, научных и др., указанных в уставе объединений. Общественные объединения создаются при этом на основе добровольности и свободного волеизъявления граждан.

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Среди общественных объединений важную роль играют политические партии. Под партией подразумевается общественное объединение, цель которого — участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Согласно статье 14 Закона в РФ создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся на основанные на членстве и не имеющие членства. Члены объединений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного объединения, не имеющего членства, принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.

Статус профсоюзных организаций определяется Законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзы — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих членов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Они контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством.

В России впервые создана правовая база, закрепляющая и устанавливающая права молодежи и детских объединений. Государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном порядке и обратившимся за такой поддержкой к федеральным органам исполнительной власти молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет: детским объединениям, членами которых являются несовершеннолетние в возрасте до 18 лет.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности и. определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в России.

Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также путем создания религиозных объединений.

В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.

На территории Российской Федерации не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий.

Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имущество осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Общественное учреждение является видом юридического лица, которое существует только в теории. его практически невозможно зарегистрировать. По действующему законодательству, общественные объединения создаются для удовлетворения духовных (нематериальных) потребностей и в то же время, общественное учреждение создается для оказания услуг, что является коммерческой деятельностью в соответствии с ГК РФ. Учитывая такое противоречие, при создании общественного учреждения невозможно не нарушить закон, поэтому регистрирующие органы отказывают в регистрации общественных учреждений. Зарегистрировать общественное учреждение можно по решению суда.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений (ст. 26 закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»)

См. также

  • Гражданский кодекс РФ
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях»
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
  • Закон «Об автономных учреждениях»
  • Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений»

Юридические лица

Коммерческие

Хозяйственные товарищества и общества (Полное • На вере) • Общество с ограниченной ответственностью • Общество с дополнительной ответственностью • Акционерное общество (Открытое • Закрытое) • Производственный кооператив • Унитарное предприятие

Некоммерческие

Потребительский кооператив • Общественное объединение (Организация • Движение • Фонд • Учреждение • Орган самодеятельности • Политическая партия) • Религиозная организация • Фонд • Учреждение

Государственная регистрация

Государственная регистрация • Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) • Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

Прочее

Несостоятельность • Ассоциация (союз) • Индивидуальный предприниматель • Ограниченная ответственность • Учредитель

При определении типологии общественных организаций нужно учесть то, что понятие «общественные организации” вообще очень часто связывает с тем, что определяется в политологии как «третий сектор”, т.е. негосударственными и некоммерческими общественными структурами. В определениях ООН есть четкие критерии, которые разрешают отнести ту или другую структуру именно к этому «третьему сектору”. Это пять критериев, каждый из которых должны быть в наличии.

Во-первых, речь идет об организованной структуре самостоятельной организации, которая имеет устав, организационную структуру, определенные направления работы, цели и т.п.

Во-вторых — частный характер, т.е. институциональное обособление от государства. Такие организации должны быть в структурном, управленческом и кадровом отношении отделенными от любых государственных органов, учреждений, и не должны выполнять функций государственного суверенитета (которые им, в частности, могло бы делегировать государство).

В-третьих — автономность, т.е. самостоятельность в управлении, неподконтрольность ни государству, ни коммерческим структурам.

Четвертый критерий — неприбыльность. Это не означает запрет на коммерческую деятельность вообще, но вся прибыль должна инвестироваться на достижение уставных целей.

И, в конце концов, добровольность .

Б. Хлєбников подвергает критике такой подход за жесткость и вместе с тем расплывчатость отдельных признаков . Здесь, в частности, не учитываются организационно недооформленные или временные структуры, не четко формулируется понятие неприбыльности и т.п.. И вообще подход, который категорически разделяет политическую, экономическую, социальную сферу, является непроизводительным. Ведь в современном обществе эти сферы взаимопроникающие. В частности, социальная сфера. Это характерно и для политической жизни, поскольку ей теперь присущи все формы социальности — от неформальных сетей через социальные движения, политические партии и, в конце концов, формализованные государственные структуры.

Нельзя не отметить, что существование общественных организаций целиком возможно и при условиях несформированности гражданского общества. В этом случае общественная инициатива прямо или опосредованно инициируется государственной властью и, соответственно, общественные объединения (и даже и трудовые коллективы, как это было закреплено в Конституции СССР) включаются в политическую систему в качестве «винтиков” партийно-государственного механизма. Бесспорно, за своей сущностью подобные объединения очень отличаются от объединений гражданского общества, хотя нельзя отбрасывать и возможности их постепенной трансформации. По крайней мере, возможность существования подобных переходных форм нужно учитывать при анализе типологии общественных учреждений так называемых переходных обществ, к которым принадлежит ныне и Украина .

Общественные организации — это формализованные самостоятельные (неправительственные) неприбыльные объединения граждан, направленные на реализацию разнообразных коллективных интересов и защиту коллективных прав. В таком широком значении к разряду общественных организаций попадают довольно различные по сути учреждения — политические партии, собственно общественные организации, организации по интересам, благотворительные фонды и т.п. Очевидно, эти группы организаций необходимо рассматривать отдельно, хотя, с другой стороны, нельзя не видеть их общей сущности как организаций гражданского общества.

Укажем в этой связи, что Закон Украины «Про объединения граждан” (1992 г.) считает таким объединением «добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод” (ст. 1). Под это определение попадают как политические партии, так и общественные организации. Общественной организацией в узком смысле закон считает «объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других совместных интересов” (ст. 3). Кроме этого, существуют профессиональные союзы, религиозные, кооперативные организации; объединения граждан, основной целью которых является получение прибыли; коммерческие фонды; органы местного и регионального самоуправления (в том числе рады и комитеты микрорайонов, уличные, квартальные, сельские, поселковые комитеты); органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и т.п.); другие объединения граждан. Все это разнообразие вообще подпадает под категорию объединений граждан (хотя, в силу их специфики, в правовом отношении их деятельность регулируется разными законами).

Следует отметить, что детальная классификация общественных объединений в политологической науке практически не разработана — в отличие, скажем, от классификации политических партий (правда, и в последнем вопросе существует значительное расхождение мнений). Объяснить это можно, с одной стороны, огромным разнообразием этих институтов общественной жизни как внутри стран, так, особенно, между разными странами. Скажем, существует значительное различие между американской практикой, которая основывается на принципах плюрализма и определенная исторически тем, что новые жители американских штатов были объективно вынуждены объединяться в ассоциации для достижения как абстрактных политических, так и ежедневных практических целей вне любого влияния или контроля государства, и это выработало определенные привычки самоорганизации для решения политических и общественных вопросов; и европейской корпоративистской или неокорпоративистской практикой, которая признает большую роль государства как регулятора социальных отношений . С другой стороны, причиной может быть их меньшая сравнительно с политическими партиями задействованность в политической жизни, которая, естественно, не стимулирует внимание к ним со стороны политологов. Специфическим моментом является также то, что в нашей стране характер и статус этих организаций принципиально изменяется последними годами, но это изменение (т.е. преобразование огосударствленных общественных организаций на организации гражданского общества) еще далеко недостаточно осознается даже самими практиками этого процесса и не получило еще достаточного теоретического обоснования.

Классификация общественных организаций возможна по несколькими критериями .

1. По уровню политизированности или местом в политической системе (политические партии, общественно-политические организации, общественные организации по интересам).

2. По уровню коммерциализации (некоммерческие и неприбыльные организации, благотворительные фонды, кооперативы).

3. По характеру организованности (партии, движения, организации).

4. По степени иерархии (местные, региональные или общегосударственные организации; первичные организации или их объединение, ассоциации).

6. По уровню стабильности (постоянно действующие или временные).

Ниже приведена несколько иная типология общественных организаций. Рассмотрим эту типологию общественных организаций, представленную по следующим критериям :

1. По своим задачам — политические, профессиональные, научные, творческие и т.п. организации.

2. По типу членства — только индивидуальное членство (партия, профсоюзы), только коллективное членство (ассоциации городов и предприятий), смешанное членство (научное общество), без членства (общественные движения, жен-советы) и по специализации.

3. По общественной роли выделяют массовые организации, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности и интересы своих членов.

4. По отраслям деятельности (см. Приложение 1.1).

Среди первого типа организаций, ориентированных на дела общества, можно выделить три следующие группы организаций: политические, проблемные и творческие. Политические организации, или партии, претендуют на влияние и руководство обществом и важнейшими его сферами. Проблемные организации ориентированы на решение какой-то отдельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами ее членов. Обычно членство в такого рода организациях связано с проявлением альтруизма, с чувством собственной ответственности за глобальные проблемы (Красный Крест, спасение на водах, охрана природы, памятников культуры и т.д.). Творческие организации — на создание новых ценностей: знаний, техники, искусства. В них сочетаются решение важных социальных задач и удовлетворение личных профессионально-творческих интересов участников. Это довольно многочисленные по составу организации артистов, художников, литераторов, ученых, изобретателей и т.д.

Ко второму типу организаций, организаций, ориентированных на интересы участников, относятся следующие три группы организаций: корпоративные, взаимопомощи и любительские. Корпоративные организации — это разного рода кооперации, которые создаются для удовлетворения интересов участников (потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, собаководов, коллекционеров и т.д.), также корпоративные интересы выражают профсоюзы и союзы предпринимателей. Организации взаимопомощи могут создаваться либо с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухонемых), либо для улучшения материального положения их участников (потребсоюзы, жилкооперативы и т.п.). Любительские организации — это организации клубного характера, которые позволяют удовлетворять непрофессиональные интересы и увлечения своих членов (общества спортсменов, коллекционеров и т.д.).

Кроме того, говоря о типологии общественных организаций, необходимо определить место общественных организаций в более высоких уровнях организации гражданского общества, что раскрыто на приведенном ниже рисунке 1.1.

Так, А. И. Пригожин выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых — собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних — это полуорганизации.

И, наконец, приведем третий тип классификации, являющийся более полным и обобщенным :

Критериями классификации общественных организаций выступают их базовые характеристики, а именно: порядок осуществления легализации; организационная структура и характер членства; статус и территория действия; субъекты деятельности; вид организационно-правовой формы; мотивационные аспекты создания; сфера общественной жизни, в которой действует соответствующая организация; тип и направленность деятельности организации.

Рис. 1.1. Типы организационных образований в обществе .

Согласно этим критериям предлагается различать следующие основные виды общественных организаций:

1) по субъектам деятельности — молодежные, детские, женские организации, объединения ветеранов, союзы работодателей, предпринимателей и др.;

2) по видам организационно-правовой формы — общественное движение, союз, общество, общественный / благотворительный фонд, ассоциация, конгресс, общественное / благотворительное учреждение, благотворительная организация (фундация, миссия, лига и т.п.);

3) по сфере общественной жизни — культурные, просветительские, спортивные, экологические, творческие и др.;

4) по типу и направленности деятельности организации относительно субъекта, который ее образовал — профессиональные союзы, благотворительные организации, правозащитные организации, организации национальных меньшинств, общественно-политические движения и др.

Кроме того, отдельного внимания заслуживают работы Э.Гидденса в области социальной структуризации общественных организаций. В частности им предложена так называемая «структуральная» двухмерная типология общественных объединений, где предалагается оригинальная наглядная схема классификации различных общественных объединений по двум «структуральным» параметрам-«правилам», определяющим деятельность объединения, и «ресурсам», существующим у такого объединения.

Согласно данной теории любая структура представляет собой набор правил и ресурсов. Правила по Э.Гидденсу делятся на конститутивные или «образующие» и регулятивные .

Основные характеристики правил, существенные с точки зрения социологического анализа, Э.Гидденс описывает как несколько дихотомических пар: «интенсивные – поверхностные», «неявные – дискурсивные», «неформальные – формализованные», «слабо санкционированные – сильно санкционированные». Например, с этой точки зрения законы, действующие в государстве, относятся к дискурсивным и формализованным правилам, а степень их интенсивности и сила санкций за нарушение меняется от одного закона к другому.

Ресурсы Э.Гидденс также делит на две группы – аллокативные (материальные) и авторитативные. Ко вторым относятся ресурсы нематериальной власти и влияния – пространственно-временной порядок коммуникаций и принятия решений, отношения людей внутри данного сообщества, наличие шансов и направлений для саморазвития системы и ее составляющих и др .

Теперь вернемся к нашему объекту рассмотрения – общественным организациям. Можно легко увидеть, что в каждой из них есть свой набор правил и свои ресурсы для развертывания деятельности.

При этом у любых общественных организаций есть правила «образующие» (Устав, Положение и т.д.), и есть правила «регулятивные» – например, регламент проведения заседаний, и т. д. Где-то правила «жесткие», регламентирующие множество сторон жизни объединения и его членов, где-то очень «либеральные».

Отличаются объединения и по ресурсам. У кого-то есть помещение для работы, средства связи, сайт, газета, деньги на проведение мероприятий. У кого-то ресурсная база слабая.

Кроме того, с точки зрения удовлетворения потребностей членов конкретной организации по мнению социальных психологов можно выделить несколько различных мотиваций, а именно: потребности общения, творчества, участия и власти.

В качестве итога, все вышесказанное можно изобразить в виде следующей схемы классификации общественных организаций по Э. Гидденсу :

1 уровень (потребности общения):

– Малые общественные организации (мало правил и мало ресурсов).

2 уровень (потребности творчества):

– Общественные организации среднего уровня (небольшое количество и ресурсов и правил).

3 уровень (потребности участия):

– Общественные организации сетевого типа (есть ресурсы, среднее количество правил);

– Традиционные общественные организации («целевого типа») (есть правила, среднее количество ресурсов);

– Общественные организации-движения (среднее количество и правил и ресурсов).

4 уровень (потребности власти):

– Идеологические организации, корпоративные союзы (в т.ч. проф-союзы);

– Религиозные организации (много правил, небольшое или среднее количество ресурсов);

– Политические партии (много правил и много ресурсов).

Добавить комментарий