Общественные отношения, что это?

Социальный контакт в обществе – это основополагающее условие и неотъемлемый компонент современного социума. В процессе коммуникации и взаимодействия между индивидуумами обязательно возникают общественные отношения, которые регламентируются определенными нормами.

Общественные отношение: понятие

Общественные отношения – это множество социальных взаимодействий, между двумя или более людьми, которые регулируются социальными нормами. Каждый участник отношений имеет социальное положение и выполняет социальную роль.

В социологической иерархии социальные отношения более развиты, чем:

  • поведение;
  • социальное действие;
  • социальный контакт;
  • социальное взаимодействие.

Социальные отношения составляют основу таких понятий, как социальная организация, социальная структура и социальная система.

Социальное взаимодействие осуществляется во всех сферах общественной жизни, а также регулируются социальными нормами. Сферу общественных отношений составляет материальное производство, а также духовная деятельность. Материальные отношения складываются в ходе практической деятельности человека, а духовные – в процессе формирования ценностей.

К предметному содержанию относятся все сферы жизнедеятельность общества:

  • экономическая;
  • политическая;
  • моральная;
  • идеологическая;
  • моральная.

Элементы отношений составляют основу социальных институтов.

Виды общественных отношений

В социальной науке общественные или социальные отношения – это любые отношения между двумя или более индивидами. Эти отношения формируют основу социальной структуры и поэтому являются ключевым объектом базового социального исследования и анализа.

Социальные взаимодействия можно разделить на:

  • случайные;
  • повторяющиеся;
  • регулярные;
  • регулируемые.

Социологи выделяют следующие виды общественных отношений:

  1. Классовые.
  2. Национальные.
  3. Групповые.
  4. Этнические.
  5. Локальные.
  6. Институциональные.
  7. Семейные.
  8. Правоотношения.

Взаимодействия индивидуумов в группе формируют межличностные отношения.

Также социальная интеракция может классифицироваться следующим образом:

  1. Случайное взаимодействие (также известный как социальный контакт) – это незапланированная коммуникация. Например, спросить незнакомца о направлении.
  2. Повторяющееся взаимодействие – это контакт, который не планируется, однако обязательно происходит время от времени. Например, случайная встреча с соседом время от времени во время прогулки по улице.
  3. Регулярное взаимодействие – это интеракция, которая не планируется, однако скорее всего произойдет. Например, каждый день на рабочем месте или учеба в университете, ужин каждый день в том же ресторане и так далее.
  4. Регламентированная коммуникация – плановый процесс, который регулируются обычаями или правом.

Виды общественных отношений отличаются продолжительностью, систематичностью, а также характером взаимодействия.

Однако все они выступают устойчивыми элементами, на основе которых возникают различные социальные общности людей.

Формы общественных отношений

В человеческих обществах встречаются различные формы общественных отношений:

  1. Индивид и индивид: это взаимодействие, в котором участвует как минимум двое людей. Например, врач и пациент, мать и ребенок, покупатель и владелец магазина.
  2. Индивид и группа: данная форма взаимодействия осуществляется между одним человеком и целой группой. Учитель, обучающий свой класс, оратор, обращающийся к аудитории – общие примеры данной формы.
  3. Группа и группа: в этом случае происходит контакт между двумя группами людей. Например, две команды играют в футбол, две силы борются друг против друга, два делегата обсуждают вопрос.
  4. Между людьми и культурой: эта форма встречается, когда люди слушают радио, смотрят телевидение, читают газеты, наслаждаются фотографиями и наблюдают за выставками. Радио, телевидение, кино, газеты, книги, выставки, театр, драма, цирк, ярмарки и другие социально-культурные мероприятия включены в культуру общества. Люди осуществляют социальное взаимодействие и социальные отношения с этими средствами массовой коммуникации. Таким образом, между индивидуумами и культурой происходит взаимный процесс.

Форма общественных отношений складывается под воздействием индивидуумов за объекты собственности, совместного проживания на общей территории, а также сотрудничества людей при определенных условиях.

Система общественных отношений

Система общественных отношений представляет регламентацию, которая осуществляется при помощи социальных, а также технических норм общественной интеракции.

Для реализации социального взаимодействия необходимо присутствие трех компонентов:

  • субъекты (два и более взаимодействующих человека);
  • цель (причина взаимодействия);
  • механизм регулирования взаимодействий (процесс осуществления взаимодействия).

В каждом современном обществе существует ряд определенных норм, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Социальные нормы являются образцами, стандартами деятельности, а также правилами поведения, выполнение которых ожидается от индивидуума или всей социальной группы. Регулирование поддерживается применением специальных санкций. Исследователи выделяют множество разновидностей социальных норм, которые в свою очередь делятся на правовые и не правовые.

К неправовым нормам в обществе относятся следующие:

  • обычаи;
  • моральные нормы;
  • корпоративные нормы (осуществляемые в общественных организациях);
  • религиозные нормы и другие.

Выполнение данных социальных норм предполагается конкретным индивидуумом, однако они не являются общеобязательными и не предусматривают правовую ответственность. Общеобязательными выступают правовые нормы, которые установлены законом и государством. Социальным нормам присуще следующие признаки: складываются хаотично, носят общий характер и выступают правилами поведения в обществе.

Человек — личность — гражданин: соотношение понятий

Утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократизации общества. Государство должно быть одной из форм гражданского общества, в котором недопустимы узурпация власти со стороны кого бы то ни было, тоталитарное политизирование как экономики, так и духовной жизни. Содержание проблемы взаимосвязи государства и личности с необходимостью предусматривает и анализ понятий «человек», «личность», «гражданин» (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Человек, личность, гражданин

Человек — предмет изучения многих естественных и общественных наук, причем всю систему общественных наук можно с полным правом отнести к области человекознания. Более того, в принципе все науки — это часть познавательной деятельности. Они прямо или косвенно служат средством познания и самого человека.

Вследствие того, что объектом естествознания выступает действительная природа человека, т.е. его общественно-историческая реальность, К. Маркс считал человека непосредственным предметом естествознания, а природу — непосредственным предметом науки о человеке. Он подчеркивал, что общественная деятельность природы и человеческое естествознание, или естественная наука о человеке, —

тождественные выражения, а связь физической и духовной жизни человека с природой означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Человек — это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа, так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек — единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность, как и человек, является продуктом общества, его исторического развития. Личность отражает более высокий уровень познания сущности человека, это прежде всего определенный социальный тип человека. Каждый относительно устойчивый человеческий конгломерат, каждый класс, каждая социальная группа вырабатывают в своей среде специфические социальные черты, типичные для человека, принадлежащего к этой группе.

Понятия «человек» и «личность» отличаются друг от друга не по объему, а по содержанию в том смысле, что личность характеризуется переходом старого содержания (человек) на новый уровень самообогащения. Деятельность — вот что является самым существенным в индивидуальном процессе становления каждой личности. Причем не столько сама деятельность, сколько способность к ней, выступающая как способность жить и проявлять себя во всем как социальное существо. От человека зависит, как он использует предоставленные ему обществом возможности, каким образом он реализует эту свою способность к деятельности.

Маркс определял сущность человека не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а как совокупность общественных отношений. В этой связи понятия «человек» и «личность» фиксируют исторически различный характер общественных отношений, выражают различные этапы становления человека как субъекта, различные ступени формирования его общественно-исторической сущности.

Мир природы, природных объектов (вещей, событий, явлений и т.п.) существует независимо и в процессе своей эволюции создает человека, который является его частью. В процессе развития природного мира возникают новые объекты, многие отжившие исчезают бесследно. В своей научной и производственной деятельности человек стремится познать законы природы и использовать их в общественной и личной жизни.

Мир социума развивается и функционирует по сравнению с миром природы по существенно иным законам, имеющим иные детерминации и взаимоотношения, отличные от природных, хотя человек и общество в целом в своей деятельности используют законы природы и многочисленные ее аспекты. Социальный мир — это мир новых потребностей живых существ, объединяющихся для организации производства

(материального и духовного), образующих различные коллективы, но не утрачивающих при этом своей самобытности и индивидуальности. Это мир общественных субъектов, имеющих способность к особой форме чисто человеческого мышления, познания, общения на основе языка и к творческой деятельности: научной, изобретательской, художественной, религиозной, организационно-практической, предпринимательской и др.; это мир, где жизнь индивида погружена в той или иной степени в прошлый опыт человечества.

Личность есть индивид, который в своей общественно-исторической деятельности развит до уровня субъекта действительности. Иначе говоря, индивид становится личностью, когда достигает самостоятельности в своей деятельности, когда он уже не растворен в той или иной социальной организации, в своей социальной общности. Личность, рассматриваемая в политико-правовом ракурсе, т.е. подпадающая под действие законов и подзаконных актов государства, приобретает определенные правовые свойства, четко зафиксированные в законодательстве.

В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие «личность» в праве и понятие «личность» в философии не совпадают. Дело в том, что в философии не каждый человек признается личностью, в частности дети и умалишенные, как не обладающие разумностью и свободой воли, не считаются личностями. Иначе обстоит дело в праве, где каждый признается носителем прав и обязанностей, юридической личностью или субъектом права.

В системе понятий «личность» — «гражданин» первое (со структурной точки зрения), несомненно, шире по объему, так как включает политико-правовые связи личности с государством: гражданство, политико-правовую связь лица без гражданства, иностранного гражданина, лица, которому предоставлено убежище.

Гражданство в советской литературе определялось по-разному. В науке государственного права обычно под гражданством понимают правовую или политико-правовую принадлежность лиц к данному государству, в силу которого на них распространяется суверенитет этого государства и они пользуются с его стороны защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и вне ее пределов. Рассматривая гражданство как принадлежность лица к конкретному государству, обычно уточняют: правовая принадлежность, закрепляемая законом принадлежность, постоянная правовая принадлежность. Иногда гражданство понимается как политическая (или социально-политическая) принадлежность лица к соответствующему государству, но в то же время обязательно отмечается ее правовой характер.

Очень часто в литературе гражданство рассматривается как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, определяемых государством. В другом случае содержание гражданства как правовой связи личности с государством усматривается в наличии взаимных (государства и лица) юридических прав и обязанностей, что соответствует пониманию гражданства как правоотношения, субъектами которого выступают и личность, и государство. Тем самым гражданство рассматривается непосредственно как правоотношение, что фактически сводится к характеристике гражданства как правового статуса гражданина в государстве. Содержание гражданства составляют специфические права и обязанности лица по отношению к государству.

Так, С. В. Черниченко гражданство определяет как двустороннюю правовую связь, складывающуюся из взаимных прав и обязанностей лица и государства, причем это относится к любому государству. По мнению ученого, содержание гражданства как правового явления охватывает права и обязанности государства и лица в отношении друг к другу и относится к сфере внутригосударственного права. Однако простая совокупность соответствующих прав и обязанностей не составляет содержания гражданства. Лишь определенное их сочетание, образующее единую правовую связь, характеризующуюся особыми качествами, позволяет говорить о гражданстве.

В свою очередь, Н. В. Витрук определяет гражданство как правовую связь по принадлежности лица к определенному государству, подчеркивая, что чисто внешне гражданство как правовое явление ближе всего стоит к общей юридической связи и может быть охарактеризовано как определенное правовое состояние.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве. Такая точка зрения имеет право на существование по той причине, что государство представляет собой не только аппарат власти, но и определенную общность (организацию) большей части населения, юридически оформленную в виде института гражданства. Гражданство как членство в государстве понимается в первую очередь не как союз всех, а как союз личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Действительно, государство не является союзом всего населения, ибо такое понимание означало бы представление его как союза всех лиц, постоянно или временно проживающих на территории данного государства. Граждан нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на территории государства, поскольку по этому признаку последние образуют население страны — демографическую, а не политико-правовую категорию. Граждане — это также не совокупность лиц, на которых распространяется власть государства, ибо эта власть обязательна в равной мере и для иностранных граждан, и для лиц без гражданства, проживающих на его территории. Правами и обязанностями в государственно-организованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении.

Следовательно, рассматривая государство как организацию личностей, правомерно говорить и о членстве в этой организации, поскольку личность как член политической общности — государства всегда выступала в специфическом «гражданском» качестве. Каждый гражданин в ассоциации-государстве выступает полноправным носителем суверенитета народа, полноправным субъектом государственной власти.

Каждую из разновидностей правового статуса личности необходимо рассматривать как неразрывное единство общего, особенного и единичного. Так, например, следует различать общий, специальный и индивидуальный статус иностранного гражданина.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина отмечено: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Российской Федерации за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».

Правовой статус личности нужно рассматривать как родовое понятие, состоящее из четырех разновидностей: а) правового статуса гражданина; б) правового статуса иностранного гражданина; в) правового статуса лица без гражданства; г) правового статуса лица, которому предоставлено убежище.

Принятие Закона о гражданстве Российской Федерации позволило отразить разнообразие в какой-то мере всех категорий личностей. Представляется необходимым более детальное закрепление правового статуса лиц без гражданства, а также лиц, которым предоставлено убежище, хотя бы потому, что последние бывают как иностранными гражданами, так и лицами без гражданства.

Государство по отношению к личности обладает правами, которым корреспондируют обязанности, лежащие на личности, гражданине. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражданину. Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости. В настоящее время эта концепция получила право на существование. Правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирующих права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений личности и государства, а также личностей между собой. Закрепляя в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях, берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждой личностью. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

На праве основана ответственность личности перед государством. Любое применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Права и свободы человека — это его социальные возможности в различных сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной. Их объем и характер раскрывают уровень демократизма гражданского общества.

В цивилизованном обществе личность стоит на первом месте среди всех общественных ценностей, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями.

Долгое время в нашей стране права человека не рассматривались как самостоятельно существующая правовая категория, хотя уже определились мировые стандарты прав человека. Достаточно сослаться на Всеобщую декларацию прав человека, в которой выделены так называемые элементарные права и свободы: на жизнь; свободу и неприкосновенность личности; свободу от рабства; запрет пыток или жестокого бесчеловечного обращения или наказания; равенство перед законом; ряд прав, касающихся процессуальных моментов; защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию; неприкосновенность жилища; тайна переписки. Вторую группу составляют гражданские права: право личности на признание ее правосубъектности; свобода передвижения и выбора места жительства; право на убежище; право на гражданство; право владения имуществом. Третью и четвертую группы составляют политические права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права.

За рубежом под правами человека понимают личные права и свободы, а под правами гражданина — политические права и свободы. Представляется, что категория «права человека» носит интегративный характер, это требования личности, обусловленные уровнем развития общественных отношений и направленные на пользование определенными благами, необходимыми для обеспечения природно-социальных свойств человека.

Маркс писал, что так называемые права человека в отличие от прав гражданина суть не что иное, как права члена гражданского общества. Ни одно из прав человека не выходит за эти пределы.

«Политическая свобода служит гарантией личной свободы, но она не может ее заменить», — подчеркивал Б. Констан. Поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина. Как писал К. Маркс, «droits de Vhomme — права человека как таковые отличаются от droits du citoyen — права гражданина государства. Кто же этот homme, отличающийся от citoyen? Не кто иной, как член гражданского общества. Почему член гражданского общества называется «человеком», просто человеком, почему его права называются правами человека? Чем объясняется этот факт? Только отношением политического государства к гражданскому обществу, сущностью политической эмансипации». Другими словами, в рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство — права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае — о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., а во втором — о ее политических правах. Очевидно, что в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы.

Как справедливо подчеркивал И. Е. Фарбер, между правами человека, гражданина и лица нет абсолютных граней. Основные права человека должны закрепляться в конституциях, становясь тем самым правами гражданина, а реализуются как права лица в правоотношении.

Права человека, рассматриваемые как социальные возможности вне государственного регламентирования, так и остаются в потенции, ибо только после государственного признания они становятся реально действующими. Без государственного признания даже в самом общем виде невозможно не только обладание, но и пользование ими.

В Конституции РФ высшей ценностью провозглашается человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, а их обеспечение осуществляется согласно положениям Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Государство исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина — главная обязанность государственной власти.

Права и свободы личности неотделимы от обязанностей. В Конституции России закрепляется, что личность обязана не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц; не допускать пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду; не допускать экономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию; не наносить ущерба окружающей среде; получить основное общее образование; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; защищать Отечество.

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и достаточно жесткие регламентации. Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями,»застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.
Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны,когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями,процессами).
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения — это совокупность многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их социального равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

  • Классовые отношения
  • Национальные отношения
  • Этнические отношения
  • Групповые отношения
  • Межличностные отношения
  • Правоотношения

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Одним из участников таких правоотношений всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим – гос. орган или по поручению гос-ва иной орган (уполномоченный орган).

Непременное условие для того, чтобы устать участником правоотношения, является обладанием таким юр. качеством, как правосубъектность. В составе правосубъектности – правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – обусловленная правом способность лица иметь субъективные юр. права и обязанности, т.е. быть участником правоотношения.

Дееспособность – обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействиями) приобретать субъективные юр. права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

В теории права выделяется правосубъектность общая, отраслевая и специальная.

Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в ПСО является гарантированность соц. обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного соц. страхования. Предоставление соц. обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующего правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо. В данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве может быть отъединена от правоспособности, и право на соц. обеспечение до наступления общегражданской дееспособности может быть реализовано законным представителем управомоченного лица. Так, право ребенка, не достигшего 3х лет, на бесплатную лекарственную помощь реализуется в правоотношении одним из его родителей либо иным законным представителем.

Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением того или иного вида обеспечения в порядке обязательного соц. страхования, могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) соц. страхованию (или семья застрахованного). В этом случае необходима, следовательно, спец. правоспособность, кот. возникает с момента начала уплаты страховых взносов в фонды соц. страхования. Одновременно с возникновением спец. правоспособности возникает и спец. дееспособность. Напр., достигший 14 лет подросток, с кот. заключен трудовой договор, самостоятельно реализует право на пособие по временной нетрудоспособности, право на трудовую пенсию по инвалидности и т.д.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – способность лица нести юр. ответственность (исполнять соответствующие юр. обязанности) за совершенные правонарушения. В ПСО деликтоспособность граждан как субъектов правоотношений неразрывно связана с их общей или спец. дееспособностью.

Правовой статус.

Наиболее широкий правовой статус имеют граждане. Он формируется из правосубъектности и конституционных прав и обязанностей, кот. по Конституции РФ составляют основы правового статуса личности (гл. 2 Конституции). Правовой статус граждан равен для всех. В теории права предлагается наряду с понятием «правовой статус» выделять понятие «правовое положение», кот. определяется как правовым статусом субъекта, так и совокупностью конкретных субъективных прав (напр., правом на получение пенсии определенного вида, в установленном законом размере и т.д.).

Правосубъектность дает юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юр. прав и обязанностей, т.е. приобрести конкретное правовое положение.

Лица, кот. по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права. Субъекты ПСО – это потенциальные участники правоотношений, т.е. лица, кот. могут быть носителями юр. прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по соц. обеспечению – это субъект права, кот. реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по соц. обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения – это всегда субъект ПСО, но не всякий субъект права – участник конкретного правоотношения по соц. обеспечению.

Виды субъектов ПСО.

Физ. лица – граждане, в т.ч. иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за кот. закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по соц. обспечению.

Др. субъект – гос. орган, к компетенции кот. отнесено осуществление соц. обеспечения. По поручению гос-ва это может быть и др. уполномоченный орган (напр., работодатель, обязанный предоставлять работнику в случае его болезни пособие по временной нетрудоспособности, а в случае декретного отпуска — пособие по беременности и родам.

Что такое общественные (или социальные) отношения?

Люди постоянно взаимодействуют друг с другом в процессе общения, в результате той или иной деятельности. Между отдельными людьми, группами, классами, различными общностями происходит взаимодействие.

Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.

Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.

На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:

  • классовые
  • национальные
  • групповые
  • семейные

На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.

Приведём пример.

Представим ситуацию. Человек едет в автобусе, ни с кем не разговаривает. У него нет отношений ни с кем. Но стоит ему заговорить, например, с кондуктором, то на некоторое время такие отношения складываются, потому что происходит общение.

Таким образом, не все возникающие между людьми связи называют общественными отношениями, а только те, в результате которых возникает взаимодействие.

Добавить комментарий