Общественный и государственный строй московского государства

Общественный строй в Русском централизованном государстве

Феодальное общество в Русском централизованном государстве состояло из двух основных классов — класса феодалов и класса феодально-зависимых крестьян.

Феодалы. Класс феодалов подразделялся на четыре социальные группы:

  • служилые князья («княжата»);
  • бояре;
  • слуги под дворским;
  • дети боярские.

Служилые князья — это бывшие удельные князья. После присоединения их уделов к Великому княжеству Московскому они утратили политическую самостоятельность, однако сохранили право вотчинной собственности на свои земли и оставались крупными землевладельцами. «Княжата» были обязаны служить великому князю. Постепенно они сливались с верхушкой боярства.

Бояре, как прежде, оставались крупными вотчинниками. Они тоже относились к служилому сословию, занимали важные посты великокняжеской администрации.

Дети боярские и слуги под дворским составляли группу средних и мелких феодалов и несли личную службу великому князю.

В период формирования централизованного государства феодалы обладали правом отъезда, могли выбирать в качестве сюзерена более сильного князя. По мере укрепления власти московских великих князей менялось их отношение к праву отъезда. Они рассматривали его как проявление сепаратизма, стремление к самостоятельности. Поэтому отъезжающие лишались своих вотчин и считались изменниками. Конфискованные земли великие князья передавали низшей группе служилых людей. Например, Иван III с 1483 по 1489 г. конфисковал земли 8000 семейств бояр и гостей Великого Новгорода, находившихся в оппозиции к Москве. На их землях Иван IV «испоместил москвичь лучьших многих гостей и детей боярских».

В XV — начале XVI в. в условиях централизации государства, поскольку все группы феодалов превратились в служилое сословие, изменялось значение слова «боярин». В едином государстве принадлежность к боярству связывалась с государственной службой и стало означать придворный чин, пожалованный великим князем. Высшим чином был «боярин введенный» (прошедший процедуру торжественного введения, объявления). Этот чин получали княжата и родовитые бояре за особые заслуги. Следующий чин — «окольничий» давался мелким удельным князьям и знатным боярам, не вошедшим в состав бояр введенных. Другие чины — стольники, дворяне городовые.

В рассматриваемый период оформилась новая группа феодалов — дворяне. Иван III и другие великие князья давали землю под условием службы свободным людям и даже холопам, главным образом это были слуги под дворским (отсюда название — дворяне).

Дворяне получали землю за службу под условием поместного права, т.е. без передачи по наследству. Они не имели права свободного перехода от князя к князю, занимали незначительные должности, не могли быть главными предводителями войск, начальниками полков, а командовали лишь десятками или сотнями. На них лежала обязанность по охране границ государства. Дворяне могли занимать должности «разсыльщиков» — лиц, посылаемых в разные места с поручениями «недельщиков», в обязанность которых входили вызов в суд сторон, исполнение решений суда, арест и пытка «татей». Исполняли дворяне различные должности и в придворной службе, принимали участие в княжей охоте в качестве псарей, крс- четников, сокольников. В Русском централизованном государстве между великим князем и остальными феодалами сложились не договорные, а служебные отношения. Действовали принципы: «в службе — честь!», «служить до смерти».

К крупным феодалам принадлежало духовенство, которое делилось на белое — духовенство церквей и черное — духовенство монастырей.

В рассматриваемый период происходило расширение монастырского землевладения за счет пожалования князей и бояр, а также захвата неосвоенных земель, особенно на северо-востоке страны многочисленные монастыри, разбросанные по всей территории страны, пользовались поддержкой местных феодалов и купечества.

могли существовать безбедно за счет денежных и натуральных вкладов на «помин души», «о здравии».

Крестьяне. Для обозначения сельского населения с XIV в. постепенно получает распространение термин «крестьяне» (от «христиане»).

Крестьяне делились на две категории — черных и частновладельческих.

Черные крестьяне жили на землях князей и юридически не принадлежали какому-нибудь феодалу. Они платили великому князю тягло — общегосударственную подать. На них возлагалась запашка десятины — барщина на великого князя, содержание кормленщиков, подводная повинность, устройство городовых стен, приказных изб, строительство мостов, рубка леса, поставка «даточных людей». Главной мерой при раскладке податей и повинностей на общину была соха, определенное количество земли — от 400 до 1300 четвертей (четверть — это 1/4 десятины). Черные крестьяне жили общинами («мир», «волость»).

Частновладельческие крестьяне принадлежали отдельным феодалам. В XIV—XVI вв. феодалы стремились прикрепить крестьян к себе, своим владениям. При этом использовались как экономические, так и внеэкономические меры. Чаще всего великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Однако единая форма феодальной зависимости еще не сложилась. Частновладельческие крестьяне подразделялись на группы.

1. Крестьяне-старожильцы. К ним относились тс, кто давно (исстари) жили на земле феодала, выполняли в его пользу повинности и платили тягло. До середины XV в. старожильцы были юридически свободными. Потом князья стали издавать грамоты, прикреплявшие их к землевладельцу.

2. Новоприходцы — крестьяне-бедняки. вынужденные идти к богатому хозяину. Они заключали договоры, «порядные» грамоты, по которым попадали в зависимость к господам. Новоприходец брал «подмогу» на обзаведение. В течение одного года он либо освобождался от платы оброка господину, либо платил его «вполы», в уменьшенном размере. За это он был обязан обзавестись хозяйством, построить дом. Если он не делал этого, то платил «заряд» — неустойку. По истечении льготных лет новоприходцы сливались со старожильцами.

3. Серебренники — крестьяне, которые брали в долг от своих феодалов серебро, которое делилось на «ростовое» и «издельное». Первое давалось с условием уплаты процентов, второе — с условием погашения процентов «издельем», т.е. работой на земле феодала. До уплаты долга серебренники не могли уйти от хозяина.

4. Половники не имели своей земли, обрабатывали господскую землю и отдавали половину урожая хозяину.

5. Бобыли — безземельные крестьяне, не имевшие хозяйства и возможность платить государственную повинность. Они получали у феодала жилище и землю. За это они платили оброк и выполняли барщину.

Основная масса крестьянства в XV в. пользовалась правом перехода («выхода») от одного феодала к другому в любое время года («межень лета и всегды»). Феодалов это не устраивало, они стали требовать установления определенного срока крестьянского выхода.

Иван III в Судебнике 1497 г. установил единый срок выхода («отказа») крестьян — Юрьев день осенний (26 ноября), когда обычно все сельскохозяйственные работы были закончены. Чтобы получить «отказ», т.е. право выхода, крестьянин должен был заплатить феодалу «пожилое» (за пользование двором) в размере одного рубля в степных местностях и полтины в лесистых, если он жил за хозяином четыре года или дольше.

Осенний Юрьев день был крайне неудобен для выхода крестьян и, по сути, еще сильнее привязывал крестьян к феодалу. Без преувеличения можно сказать, что Судебник 1497 г., установив Юрьев день, положил начало юридическому оформлению крепостного права в России.

Холопы. В период формирования централизованного государства медленно, но неуклонно идет процесс сближения холопства с феодально-зависимым крестьянством. Появляются так называемые «страдные люди», или «страдники», — холопы, посаженные на землю. Сокращается число источников холопства. Холоп, бежавший из татарского плена, освобождался. «Ключничество» в городе, рождение от свободной не вели в холопство. Еще одним проявлением сближения холопства с крестьянством являлось появление кабальных людей. Эта категория зависимого населения появилась в конце XV в. Сущность кабальных отношений заключалась в эксплуатации должника кредиторам на основании особой долговой записки («служебной кабалы»). Должник должен был своим трудом («службой») погасить проценты с занятой суммы. Часто долговая сумма носила фиктивный характер, прикрывала переход в феодальную зависимость. В XVI в. кабала приобретает черты полного холопства. Поэтому кабальные люди стали называться кабальными холопами. Однако в отличие от полного холопа кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами.

Городское население. Жители городов в Русском централизованном государстве назывались посадскими людьми. Дело в том, что город в то время делился на две части:

  1. огороженное крепостной стеной место — «детинец», «кремль», здесь жили представители княжеской власти, находился гарнизон;
  2. посад — поселение вне каменных стен детинца, здесь жили торговцы и ремесленники — посадские люди.

В социальном отношении посадские люди были неоднородны. Верхушка — богатые купцы (некоторые князья были должниками купцов) — гости, сурожани, суконники. Существовали купеческие объединения — так называемые сотни.

Основную массу городского населения составляли черные посадские люди (ремесленники, мелкие торговцы). Ремесленники объединялись в общины, «братчины» по профессиональному признаку — каменщики, бронники, плотники и др. За ними признавалось право суда.

Посадские люди образовывали посадскую черную сотню, члены которой по принципу круговой поруки платили общегосударственную подать — посадское тягло, а также несли другие повинности.

Общественный строй

По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления — раннефеодальную монархию. В обществе феодального периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.

Если в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя «княжатами». Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации. Они уже ни имели «права отъезда» к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованное государство нуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.

По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян (владельцы поместий). Само значение термина боярин стало неоднозначным. На верхней ступени находились «введенные бояре». Чин «введенного боярина» торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.

На второй ступени был чин «окольничего», носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав «бояр введенных». Остальные бояре слились с «детьми боярскими» и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Дворяне (от слова «слуга над дворским») и помещики (производное от слова «испоместить» на земле и за службу) возникали еще в Ростово-Суздальском княжестве, но как социальная группе и в Московском государстве формируется во второй половине XV в.

Служба в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший становится главой Боярской думы.

Кравчий занимается вопросами продовольствия и снабжения. Ловчие, сокольничьи, постельничьи занимаются государственными делами и могут оказывать влияние на решение важных вопросов.

В этот период произошли и изменения в правовом положении крестьян (крестьянин — производное от слова христианин, возникло в XIV в.). В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми (» тягло» — сумма налогов на общину), или черносошными («соха» — единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV — XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам.

Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину.

Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды:

а) старожильцы- крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу ;

б) ново подрядчики ( новоприходцы) — обедневшие, потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство и вынужденные брать наделы у феодалов и переходить в другие места (через 5-6 лет они превращались в старожильцев);

г) должники-серебряники — давшие долговую записку («кабальная запись») становились кабальными людьми;

д) половники — обедневшие крестьяне, исполу (до 50% процентов) обрабатывающие на своих лошадях феодальную землю;

е) бобыли — обедневшие люди (земледельцы и ремесленники), обязанные повинностями перед феодалом или денежным оброком перед государством;

ж) страдники-холопы — холопы, посаженные на землю и несшие барщину.

К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники и др.).

На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны). Их число заметно сократилось, т.к. часть их сажали ни землю. К тому же Судебник 1497 г. ограничивает источники холопства. Холопами становились в случае женитьбы на лицах аналогичного состояния, по завещанию, при самопродаже. Поступление в сельское тиунство также влекло за собой холопство, но остальные члены семьи оставались свободными. В городах же положение было иное — поступление в услужение «по городскому ключу» не влекло холопского состояния.

Судебник 1550 года еще более ограничивает источники холопства: тиунство не влечет за собой холопство без специального договора (ст.76).

В XIV — XV веке положение крестьянства было очень тяжелое. Факторами, усиливающими эксплуатацию были:

· стремление феодалов и государства извлечь максимальную прибыль из крестьянского труда;

· необходимость средств для уплаты дани;

· раздача государственных (общинных) земель дворянскому войску;

· рутинное состояние феодальной техники и т.д.

Все это побуждало крестьян к поиску тех мест, где феодальный гнет был более умерен. Участились крестьянские переходы («выходцы»), а то и просто бегства в северные и южные земли. Возникла необходимость ограничить «выходы» крестьян. Вначале запрет перехода оговаривался в между княжеских договорах. В XV веке крепостничество приняло упорядоченный характер в следствии регистрации зависимого населения. Переход крестьянина был только один раз и году — за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течении недели после него. Судебник 1497 г. закрепил это положение (ст.57). Для «выхода» крестьянин должен был заплатить один рубль » в полях» и пошлину в менее плодородных местах.

Судебник 1550 года подробнее регламентировал «отказы» (переходы), повторив тот же срок перехода. Вместе с тем установил, что «пожилое» платится «с ворот», а не каждым поколением совместно проживающей семьи. Сумма «пожилого » увеличивалась до двух алтынов. Таким образом, Судебники 1497 и 1550 годов сыграли важную роль в оформлении крепостной зависимости.

Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1111;

Во главе Русского централизованного государства стоял великий князь, который с конца ХV в. стал именоваться государем вся Руси. В ХШ-ХIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял государственную иерархию, куда входили также удельные князья и бояре, которым предоставлялись широкие феодальные привилегии и иммунитеты. По мере централизации государства и подчинения все большего количества княжеств и земель Московскому великому князю его власть значительно возрастает. В ХIV — ХV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упрочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале ХVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения. До середины ХVI в. На Руси не был единой налоговой единицы обложения, налоги были многочисленными и «разбросанными» (ямские деньги, кормленые, полоняничьи и т.д.). В 1550-х годах, после переписи земель, была введена единая единица налогообложения – «большая соха», она колебалась в зависимости от социальной принадлежности. Были проведены также крупные реформы в области земского и губного управления, судебная реформа и военная. Однако введение опричнины прервало серию блестящих реформ и ее последствия не одно десятилетие сказывались на обществе.

Опричнина – особая система управления страной и обществом, введенная Иваном IV под предлогом усиления борьбы с «изменниками и лиходеями», включая возможность царю по собственному усмотрению конфисковывать имущество последних. Царь требовал учредить себе особый штат должностей, разделить органы управления и территории на опричные (от слова «опричь» — кроме) и земские. Боярская дума дала согласие на эти нововведения, которые привели к изменению всего уголовно-процессуального законодательства, и, прежде всего, устанавливалась открытая политика репрессий. На протяжении всего царствования Ивана IV (до 1584 г.) менялись формы проведения устройства страны, усиливались самовластие монарха, росла его бесконтрольность перед законом и церковью.

Иван IV доходил в своих утверждениях, что он равен Богу, с правом казнить и миловать всех и вся. До конца его царствования практиковалась политика бесчисленных казней. Человек высокообразованный и талантливый, тонкий дипломат, начавший свое царствование с блестящих реформ, он закончил свою жизнь безответственным властелином, тираном в стране, где бушевало «великое разорение». Была исковеркана русская идея власти как служение Богу и государству, пресеклась династия (убийство собственного сына), что в определенной степени подготовило и ускорило наступление периода великой смуты.

Великий князь, а позднее Государь вся Руси, еще не имел абсолютной власти и управлял государством при поддержке совета боярской аристократии – Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действующим органом, основанном на принципе местничества (замещение государственных должностей связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении ХIV-ХVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, сокольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др. Члены Думы выполняли высшие дипломатические и военные миссии, важнейшие государственные поручения. Одновременно из ее состава стала выделяться «ближняя дума» доверенных лиц князя, с которыми он советовался в особо важных случаях. Например, Василий 3 перед смертью в узком кругу обсуждал свое завещание.

Строгого регламента в работе Думы не было, но в ее руках сосредоточились высшая административно-распорядительная власть и законодательные установления («приговоры») по важнейшим делам. Формально Государь мог не принимать во внимание решения Думы, но чаще всего добивались единогласия. Документы гласили: «Царь указал, а бояре приговорили». В середине XVI в. в Боярскую Думу стало проникать дворянство. В опричные годы Дума была разделена на опричную и земскую. С началом деятельности Земских соборов высшая власть перешла к ним, а Дума потеряла свое значение. К концу XVI в. Состав Думы значительно увеличился, а во время Смуты начала XVI в. Ее роль вновь выросла. В конце XVI в. Состав Думы превышал 150 человек. Но постепенно она превращалась в патриархально-устаревшее учреждение и была ликвидирована при Петре I.

Приказы.

Дворцово-вотчинная система управления периода раздробленности не отвечала потребностям единого государства. В XV в монарх назначал представителей центральной власти — наместников и волостелей. Это были крупные феодалы, осуществлявшие на территории княжеств судебно-административные, финансовые и иные функции. Такой порядок управления противоречил потребностям государства. С конца XV в. функции наместников стали ограничиваться, возникли новые органы — приказы, совмещавшие в себе централизованное, функционально-территориальное, независимое от феодальной подчиненности управление.

Приказ возглавлял боярин или крупный дворянин, в его распоряжении находился штат дьяков, подьячих и иных должностных лиц. Приказ размещался в приказной избе и имел своих уполномоченных и представителей. Приказные служащие были достаточно образованны и часто назначались из дворян Общий контроль над приказом осуществляла Боярская дума, но самостоятельность приказов возрастала вместе с расширением числа приказных служащих.

В княжение Василия III стали создаваться дьяческие семейства с наследственной профессиональной ориентацией. Смена политических курсов в государстве сопровождалась «перетряской» дьяческого состава. Каждый приказ ведал определенным направлением деятельности: Посольский — дипломатической службой, Разбойный — борьбой с преступностью, Ямской — ямской службой. Казенный — государственными финансами, Поместный — наделением землей и т.д. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции, действие которых распространялась на всю территорию государства. В приказах существовало упорядоченное письменное делопроизводство. Они были судебными органами для своего аппарата и рассматривали дела в соответствии с направлением деятельности.

К середине XVI в. сложилась приказная система, число приказов продолжало расти, и в середине XVII в. их было около пятидесяти, что приводило к дублированию функций Приказные служащие составляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих. При Петре I приказы были заменены коллегиями.

Местное управление до конца ХV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалования за службу они имели право оставлять себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

В едином государстве долгое время сохранялись вотчины и удельные княжества периода раздробленности, где управление осуществляли местные администрации вотчинников и князей. В деревнях действовали органы общин бед должного контакта е княжеской администрацией Наместники и волостели из центра были проводниками власти князя. В городах граждане могли собираться на вече долгое время не упразднялись посадники и тысяцкие

На смену этой разноликости местного управления в XVI в пришласистемность. Впервые в России были проведены реформы местного управления с предоставлением самоуправления самим гражданам.

Добавить комментарий