Общественный строй – что это?

Общественный строй (или устройство) – это охраняемая государством и правом исторически конкретная система общественных отношений, организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни.

В большинстве конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод. В главах об общественном строе иногда содержатся нормы, относящиеся к его несущественным сторонам (нормы о порядке перевозки животных, убоя скота, изготовления одежды для военнослужащих – Конституция Швейцарии 1874 г.), но по общему правилу в конституциях закреплены основы общественного строя, его устои, определяемые способом производства, а также характером общественного сознания и традиций.

Конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а только его основы.

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются: экономические, социальные (в узком смысле слова), духовно-культурные и политические отношения.

Такая классификация является условной. Далеко не всегда между этими отношениями можно провести четкую грань. Каждая подсистема взаимодействует с остальными. Основные принципы этого взаимодействия регулируются конституционным правом.

В последние годы возрос интерес к проблемам гражданского общества.Его рассматривают как общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством.

Экономические отношения

Экономические отношения (система) – это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

В мире существуют две основные модели экономики: рыночная(либеральная) ипланово-регулируемая (огосударствленная). Хотя различия между ними постепенно нивелируются, в конституциях иногда упоминаются составные компоненты той или иной модели. В рыночной экономике это свобода и равноправие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности (частной инициативы), свобода договора, состязательность и конкуренция, в огосударствленной модели действуют противоположные положения. На современном этапе данные модели «сближаются», свидетельством чему могут служить поправки к Китайской конституции.

Конституционные принципы правового регулирования экономики:

1. В рыночной модели экономики:

– равноправие всех форм собственности, их равная зашита;

– неприкосновенность собственности (но не абсолютная);

– свобода предпринимательской деятельности;

– возможность ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.);

– социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом);

– прогнозирование экономических процессов;

– забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха;

– свобода труда и т.д.

2. В планово-регулируемой модели экономики:

– преимущество общественной собственности и ее особая правовая защита;

– невозможность или ограничение частной собственности;

– нахождение важнейших объектов исключительно в государственной собственности;

– планирование экономики;

– обязанность труда;

– равная оплата труда и т.д.

Конституционные институты экономической системы.

1. Под собственностью можно пониматьформу присвоения благ, отношения между людьми по его поводу. В этом смысле право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. Другое значение термина «собственность» – имущество.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная отличается своей неделимостью, частная, напротив, – делима.

Субъектом права публичной собственностиможет быть государство, субъект федерации (штат, провинция), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Публичная собственность всегда коллективная.

Субъектом права частной собственностиможет выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.

Перевод имущества из публичной собственности в частную составляет процесс приватизации,а из частной в публичную –национализацию,если собственником становится государство, илисоциализацию– в остальных случаях.

2. Трудявляется источником существования. Без труда не может обойтись даже самое передовое общество. Причем без труда не только творческого, но и монотонного, не требующего высокой квалификации, не приносящего эмоционального удовлетворения. С целью обеспечения свободы труда право различных стран предусматривает соответствующие нормы. В конституции иногда включаются положения о труде как о праве и обязанности граждан (ст. 27 Конституции Магадаскара 1992 г.), об участии трудящихся в определении условий труда (ст. 18 Конституции Гвинеи 1990 г.), о запрещении эксплуатации (Индия, Бангладеш и др.).

Во многих странах действуют законы о занятости, государственной поддержке в виде пособий по безработице.

  1. F 4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
  2. F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  3. F28 Другие неорганические, психотические расстройства
  4. F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
  5. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  6. V3: Перестройка социально-политической жизни государства и ее последствия.
  7. Августовский путч и конец «перестройки»
  8. Автоматические средства пожаротушения. Устройство спринклерных и дренчерных систем пожаротушения.
  9. Автонастройка режима
  10. Аграрный строй и положение крестьянства
  11. Аграрный строй империи Цин
  12. Административно-политическое устройство в Крымском ханстве 1 страница

1.Политический строй древней Руси.В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) — раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений. Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров. Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников. Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения. В младшую дружину входили отроки, гриди, детские, пасынки и подобные им, составляли отдельный класс от старшей дружины; они также были люди вольные и могли, смотря по службе и по распоряжению князя, поступать и в старшую дружину, но, будучи младшими дружинниками, не были думцами князя и исполняли только незначительные придворные должности. К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах. Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла. Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем. /Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати. Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения. /В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право. /В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, — «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов. Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

2.Общественный строй Киевской Руси

Восточные славяне до образования Русского государства успели пережить период коллективного хозяйства, другими словами перешли от родового строя к сельской соседской общине. В «Русской Правде» первая статья древнейшей «Правды» говорит о необязательности мести, о возможности заменить ее выкупом. Это нам показывает, что в Древнерусском государстве происходит становление и развитие власти, которые начинаются юридически закрепляться. /Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие- это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. /

1.1)Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира — высший уголовный штраф). Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. 2)К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. /Влияние христианства в Руси было достаточно сильным, и это еще раз дает основание полагать, что его корни здесь проникали значительно глубже времен Владимира. Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение детям» Владимира Мономаха. Он советует регулярно посещать церковь, молиться днем, ночью, в дороге повторять молитвы. 3)Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки. 4).Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными. 2.Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа. 3.Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всех невольных людей.Основными источниками холопства были: плен на войне, брак с невольным, рождение от холопов, продажа при свидетелях, злостное банкротство, побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев. К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПАРФЯНСКОГО ЦАРСТВА

Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. (1957 г.)

Как и другие государства древности, Парфянское царство отнюдь не было монолитным целым. Наряду со старыми Культурными областями с высокоразвитым сельским хозяйством, ремеслом и торговлей, уже много веков знавшими развитый рабовладельческий способ производства, подобно Вавилонии, которая со II в. до н. э. стала экономическим и политическим центром Парфянского царства, в состав его входили горные области Западного Ирана, населенные отсталыми охотничьими племенами, и полупустынные области Прикаспия, где обитали кочевые племена дахов, находившихся на весьма низкой ступени общественного развития. Особое место в Парфянском государстве занимали его коренные среднеазиатские территории. Здесь находились области с развитым земледелием (важнейшей из них была Маргиана), рядом с которыми продолжали жить кочевые племена с весьма примитивным общественным строем. Положение среднеазиатских областей в державе Аршакидов было двойственным: с одной стороны, они продолжали пользоваться вниманием царей, как колыбель династии (в Нисе находились царские усыпальницы) и как области, дававшие отличных воинов, с другой — центр Парфянского государства переместился в период расцвета державы Аршакидов далеко на запад, в Месопотамию, и среднеазиатские области превратились в далекую окраину. Судя по скудным данным, относящимся ко II—I вв. до н. э., основной хозяйственной ячейкой в земледельческих районах была сельская община формально свободных земледельцев. Согласно документам I в. до н. э. из иранского Курдистана (Западной Мидии) о продаже виноградников, надел или часть надела общинника могли быть проданы, на что, однако, требовалось согласие соседей. Покупатель этого надела становился полноправным членом общины и давал обязательство исправно обрабатывать землю. Невыполнение этого обязательства грозило общиннику большим штрафом. Государство в целях получения налогов обязывало общину в целом и ее отдельных членов обрабатывать землю, создавая нечто вроде круговой поруки и препятствуя уходу члена общины со своего участка земли. Значительную долю земли в государстве составляли царские земли, имсгшие специальное управление; доход с этих земель поступал в царскую казну. Имелись еще крупные земельные угодья, принадлежавшие парфянской и местной знати. Так, род Карен владел обширными землями в Мидии, род Сурен, давший Парфии несколько видных государственных деятелей и полководцев, владел землями в восточной части державы. Как обрабатывались эти земли, точно неизвестно, однако есть основания предполагать, что в таких имениях эксплуатировался труд рабов. В более позднем иранском судебнике употребляются два термина для обозначения двух категорий рабов: бандак, означающий рабов вообще, и аншахрик, означавший вначале рабов-военнопленных, а позднее — рабов, посаженных на землю и пользовавшихся некоторой хозяйственной самостоятельностью. Источниками пополнения рабов служили войны, а также долговая кабала. До нас дошел один такой кабальный договор. Помимо знати крупными владельцами земли были храмы различных культов, обладавшие немалым числом рабов. Роль городов Городская жизнь в Парфянском царстве была развита слабее, чем, например, в Восточном Средиземноморье, однако и в западных областях царства и на восточных его окраинах существовали крупные городские центры. На территории северо-восточных областей Парфии наиболее крупными городами были Ниса (недалеко от современного Ашхабада), Антиохия Маргиана, Гекатомпил. Антиохия Маргиана — крупный эллинистический город в середине богатого оазиса (ядро античного города находилось на месте современного городища Гяур-кала) — была значительным центром ремесла и торговли. Вооружение парфянских всадников в битве при Каррах (53 г. до н. э.) было сделано, по свидетельству Плутарха, из «маргианского железа»; так как на территории Маргианы нет железной руды, то речь может идти лишь об изделиях маргианских ремесленников. В городе имелись специальные ремесленные кварталы. Это показывает, что процесс выделения ремесла из сельского хозяйства зашел в Маргиане дальше, чем в некоторых соседних областях Средней Азии, где выделение ремесленников происходило лишь внутри родовых общин. Политическая структура городов Парфянского царства некоторыми своими чертами напоминает структуру эллинистического полиса. В буржуазной науке распространено мнение, что полис в Азии существовал лишь со времени и в результате греко-македонской колонизации, что самоуправляющиеся городские общины с институтами, характерными для полиса, имелись%на Востоке лишь там, где было компактное греко-македонское или сильно эллинизированное население. Однако восточный полис парфянского времени, вероятно, генетически связан не только с эллинскими полисами Малой Азии и материковой Греции, но и с древними самоуправляющимися городскими общинами Месопотамии, Сирии и Палестины. Поэтому возможно, что такие городские общины существовали независимо от греко-македонского влияния и в Иране и в Средней Азии. С другой стороны, конечно, нельзя отрицать существования в Парфии и эллинизированных городов, таких, как, например, Селевкия на Тигре, население которой было оппозиционно настроено к парфянским царям. К тому же типу городов относится и семитическая по большинству своего населения, но сильно эллинизированная Дура-Эвропос на Евфрате. Институты, характерные для полиса, наблюдаются и в городах, существовавших задолго до прихода греков на Восток и имевших совсем иные традиции (Сузы, Вавилон). Письмо парфянского царя Артабана III городу Сузам, датированное 21 г. н. э., проливает некоторый свет на взаимоотношения городов с царской властью. В этом письме царь утверждает состав городского совета, члены которого, вопреки городской конституции, были избраны вторично. Парфянские цари, когда им это было нужно, вмешивались, повидимому, во внутреннюю жизнь городов и ставили туда в качестве городских магистратов угодных им лиц. Не только Антиохия Маргиана, но и ряд других городов Парфии являлись важными центрами ремесленной промышленности, изделия которой, как показывают археологические раскопки, отличались высоким качеством. Социальное положение непосредственных производителей, занятых в ремесле, недостаточно известно. Есть основание предполагать, что в ремесленном производстве был распространен труд рабов. В Парфянском царстве существовали также городские поселения другого типа — это были укрепленные резиденции царей и правителей областей. К таким поселениям относятся: Ктесифон — столица Парфянского царства, возникшая на Тигре, напротив эллинистической Селевкии; Ниса — святилище и усыпальница парфянских царей. Государственное устройство Государственное устройство Парфянского царства известно пока еще очень мало. Царская власть принадлежала дому Аршакидов, хотя иногда появлялись претенденты на престол, не имевшие с ним связи. Узаконенного порядка престолонаследия, по-видимому, не существовало, что часто вело к ожесточенной борьбе за власть. Наиболее привилегированное положение в государстве занимали семь знатных родов (Сурен, Карея и др.), сохранившие свое значение и после гибели Парфянского царства. Большое, значение в управлении государством имели находившиеся при царе совет из родовой знати и совет из жрецов. В войске главную роль играла, повидимому, конница, тяжелая и легкая. Тяжелую конницу в основном поставляла, вероятно, знать, а легкую — союзные кочевые племена. Пехота играла лишь вспомогательную роль. Система провинциального управления также плохо известна. Многие княжества сохраняли своих правителей, если те выражали покорность парфянам. В отвоеванных у Селевкидов областях, вероятно, осталась старая система деления на области — сатрапии, которые в свою очередь делились на гипархии и эпархии. Однако парфянские сатрапии территориально не совпадали с селевкидскими, будучи значительно меньше и компактнее этих последних. Эпархия, а иногда, как показываю некоторые документы, и гипархия делились на статмы, объединяв. шие по нескольку селений. Первоначально статмами назывались станции государственной почты на важнейших путях. Они являлись местопребыванием гарнизонов, а затем, возможно, стали низовыми единицами административного деления. Из среды высшей знати назначались, особенно когда политическая обстановка осложнялась, соправители царя. Известен ряд случаев, когда такие соправители назначались в западные области, если царь был занят чем-нибудь на востоке. Во главе сатрапий стояли назначаемые царем сатрапы или нахвадары. Стратегически важные области возглавляли специальные наместники — питиахши, превосходившие своей властью сатрапов. Крупными чиновниками — администраторами были и «начальники крепостей». Города, имевшие полисное устройство, сохраняли свое самоуправление, но в них сидели царские эпистаты. Недавно найденные части архива царского заповедника в Нисе дают некоторое представление об административном и налоговом аппарате державы Аршакидов в I в. до н. э. В ряде документов из этого архива упоминается о сборах с царских, храмовых невозможно, общинных виноградников. Сбор этот взимался натурой — вином, причем поступление вина строго учитывалось. В документах упоминаются различные чиновники царской администрации. Культура и религия Парфии Единого языка в Парфянском царстве не было. Каждая, народность, каждое племя говорили на своем языке Иранское население говорило па двух группах диалектов: северо-западной и юго-западной. В государстве Лршакидов парфянский язык, относящийся к северо-западной группе и близкий индийскому, стал государственным языком. Для нужд государственного аппарата использовались языки и письменность, чуждые большинству населения, но получившие широкой распространение в Передней Азии в I тысячелетии до н. э, Единства здесь, впрочем, тож. не было,- В некоторых городах Месопотамии, где еще жила старая традиция, применялась вавилонская клинопись. Широко были распространены, особенно в городах, а также вообще в западных областях царства, греческие язык и письменность. На греческом языке составлены юридические документы из сельской местности в Мидии (в современном Курдистане), на греческом же языке царь переписывался с городами. Для периода расцвета Парфии (во II—I вв. до н. э.) характерно усиление эллинистического, элемента в империи и усвоение административной практики эллинистических монархий. Ритон из слоновой кости. Городище Старой Cисы. III—II вв. до н. э. Наряду с греческой письменностью применялась и арамейская. Арамейское письмо и арамейский язык получили повсеместное распространение в Азии и Египте в ахеменидское время в качестве канцелярского языка. Повидимому, около IV—III вв. до н. э. буквы арамейской письменности стали применяться и в других языках. В этом виде письменности целые слова и выражения иногда писали по-арамейски, но при чтении подставляли их эквивалент на местном языке. До нас дошло, в частности, свыше двух тысяч документов из Нисы, написанных на парфянском языке арамейским письмом (I в. до н. э.). Повидимому, парфянская письменность и литература имели широкое распространение, о чем можно судить по сохранившимся от более позднего времени скудным остаткам. Искусство народностей и племен, входивших в состав Парфянского царства, известно нам также недостаточно. Только за последние годы советские археологи начинают раскрывать подлинный характер культуры и искусства народов, населявших коренные парфянские области. Каждая крупная народность, каждая группа племен, каждая область Парфии имела свои специфические черты в культуре и искусстве. Наряду с этим можно наблюдать и общие черты, появившиеся в результате сходного развития народностей и племен, входивших в состав Парфянского царства. Сильно эллинизированное искусство городов Передней Азии, обслуживавшее в основном господствующий класс, резко отличается от различных местных видов искусства. Эллинистические мотивы и технические приемы проникают в это время далеко на восток: даже художественные изделия, находимые на территории северовосточных областей Парфии, отражают эллинистическое влияние. В архитектуре в разных областях были распространены различные приемы строительства: на западе — обожженный кирпич и камень, на востоке — сырцовый кирпич. Архитектурные формы в основном преобладали местные, однако в парадном строительстве имеются элементы, заимствованные из греческого искусства и затем по-своему переработанные. Скульптура также была весьма разнообразна. На востоке, наряду с каменной эллинистической скульптурой, была распространена глиняная раскрашенная скульптура на деревянном каркасе, на западе каменная скульптура обыкновенно носила отпечаток переднеазиатских традиций. Наряду с монументальной скульптурой, отражавшей главным образом вкусы знати, бытовала и народная терракотовая пластика. Существовала и монументальная живопись. До нас дошли фрагменты росписей из пограничного парфянского города Дура-Эвропос на Евфрате. Эти росписи изхрамов разных культов лишний раз доказывают, что единого парфянского искусства не существовало и не могло существовать. В области религиозной идеологии мы также не видим в Парфии единства. В Иране были распространены различные дуалистические религиозные учения, рассматривавшие мир как борьбу доброго начала во главе с богом Ормаздом и его «святыми бессмертными» духами и злого начала во главе с богом Ариманом и его демонами (дэвами). Эти учения, связанные с именем легендарного древнего пророка Заратуштры, не Получили еще окончательного оформления. Позже они получили догматическую форму в признанных священными книгах «Авесты» и в таком виде известны под названием зороастризма. В Средней Азии в эти века были распространены местные религиозные культы, среди которых выделялись культы солнечного божества, носившего различные имена. Наряду с этим солнечным божеством почиталась великая богиня, девственница-мать, богиня плодородия, связанная с водою, что особенно понятно на Востоке, где плодородие почвы всецело зависит от орошения. Местные культы в Средней Азии сливались с культом зороастрийских божеств. Для верхушки парфянского общества был также характерен синкретизм, выражавшийся в слиянии местных и эллинских божеств. Вообще аршакидские цари отличались широкой веротерпимостью, в отличие от более поздней династии Сасанидов, которые были ревностными поборниками чистого зороастризма. В политических целях был обожествлен легендарный Аршак, родоначальник правящей династии. Существовало особое жреческое сословие — маги,— игравшее заметную роль в политической жизни. Международное положение Парфии в I в. до н. э. Первые столкновения с Римом Появление парфян в Месопотамии серьезно обеспокоило римлян, которые к тому времени начали свое продвижение на Восток и вели упорную борьбу с Митридатом Понтийским. В 92 г. до н. э. Сулла, который должен был восстановить на престоле Каппадокии римского ставленника Ариобарзана, изгнанного армянским царем Тиграном, начал переговоры с парфянами. Неясно, пришли ли стороны к какому-нибудь соглашению, известно только, что парфянский посол Оробаз был впоследствии казнен за то, что не сумел дать отпор вызывающему поведению Суллы во время переговоров. Это было первое знакомство парфян с римлянами и их политическими методами на Востоке. Этот первый опыт, несомненно, содействовал временному сближению Митридата II со своими западными соседями — Митридатом Понтийским и Тиграном Армянским, однако парфяне еще не понимали всей опасности, грозившей им со стороны Рима. В последние годы царствования Митридата II (он умер, повидимому, в 88/7 г. до н. э.) в Парфии происходили внутренние осложнения. В 91 г. власть в западных провинциях Парфянского царства захватил Готарз — повидимому, бывший наместник Митридата. Вероятно, он воспользовался тем, что Митридат эти годы провел на востоке, где также было неспокойно. В 88—85 гг. Тигран II отнял у парфян те «семьдесят долин», которые он вынужден был в свое время уступить Митридату II. В 69 г. после разгрома армянских войск при Тигранакерте римские легионы придвинулись вплотную к границам Парфянского царства. Митридат Понтийский, находившийся в это время в отчаянном положении, обратился за помощью к парфянскому царю Фраату III (70/69—58/57). Римляне, понимая значение Парфии в предстоявшей борьбе, также стремились во что бы то ни стало добиться хотя бы нейтралитета Фраата III. Парфянский царь, повидимому, готов был сохранить нейтралитет, чтобы выждать окончательных результатов борьбы в Малой Азии. Первоочередной вадачей парфяне считали возвращение областей, захваченных Тиграном Армянским, римская же агрессия казалась им тогда делом не столь близкого будущего. Помпею, получившему командование римскими войсками на Востоке, удалось заключить с Парфией соглашение о нейтралитете. Но ход событий неумолимо втягивал Парфию в конфликт с Римом. Парфянский царь попытался использовать распри, возникшие между Тиграном Армянским и его сыном Тиграном Младшим, однако не смог добиться успеха. После того как Тигран Младший не захотел выдать из находившейся в Софене царской сокровищницы ценности, которые должны были идти в уплату наложенной на Армению контрибуции, Помпеи захватил его в плен, а переданные ему ранее области присоединил к Каппадокии. Тогда Фраат III заявил протест римлянам по поводу пленения Тиграна Младшего, который приходился зятем парфянскому царю, и напомнил о соглашении между парфянами и Помпеем, согласно которому граница Парфянского царства устанавливалась по Евфрату. Свои требования парфянский царь подкрепил захватом Кордуены. Помпеи ответил парфянам грубым отказом и приказал своему легату Афранию очистить Кордуену от парфянских войск. Это было, невидимому, первое вооруженное столкновение между римлянами и парфянами (65 г. до н. э.), закончившееся изгнанием парфян из Кордуены. К концу 60-х годов I в. до н. э. под властью Рима оказались все прибрежные районы Малой Азии и Восточного Средиземноморья (за исключением Египта), а более отдаленные от моря области этих стран были распределены между подчиненными Риму царствами. В результате этого Парфия была отрезана от Черного и Средиземного морей. На Евфрате непосредственными соседями Парфии оказались не только союзные Риму Армения, Каппадокия и Коммагена, но и римская провинция Сирия. Тем временем в Парфии снова начались династические распри. Около 58/7 г. Фраат III был убит своими сыновьями, между которыми началась междоусобная борьба. Этими обстоятельствами и попытались воспользоваться римляне…. смотреть

В период с IX в. до середины XII в. в Древнерусском государстве происходит становление феодализма, формирование двух основных классов феодального общества: феодалов и феодально-зависимого крестьянства.

Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. К господствующему классу -феодалам — относились великие князья, местные (племенные) князья, бояре, верхушка служилых людей, дружина князей. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу. Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-общинное землевладение.

Формой княжеского землевладения была вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности и прав на зависимых крестьян.

Появление в Пространной редакции Русской правды статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование, позволяет сделать вывод, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.

Группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родоплеменной знати. Формой их землевладения были:

  • 1) вотчина;
  • 2) держание (поместье).

Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание же бояре получали путем пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной.

Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.

К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия на Руси христианства в X в., сосредоточили в своих руках значительную часть земель.

Основную массу населения Древнерусского государства составляли смерды — зависимые крестьяне, несшие повинность в отношении князя. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом. Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.

С развитием ремесла и торговли в Древнерусском государстве возникали и росли города, увеличивалась численность городского населения, которое было свободнее зависимых крестьян. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимся к полноправным, свободным людям.

Понятие общественного строя

Общественный строй (или устройство) – это охраняемая государством и правом исторически конкретная система общественных отношений, организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни.

В большинстве конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод. В главах об общественном строе иногда содержатся нормы, относящиеся к его несущественным сторонам (нормы о порядке перевозки животных, убоя скота, изготовления одежды для военнослужащих – Конституция Швейцарии 1874 г.), но по общему правилу в конституциях закреплены основы общественного строя, его устои, определяемые способом производства, а также характером общественного сознания и традиций.

Конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а только его основы.

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются: экономические, социальные (в узком смысле слова), духовно-культурные и политические отношения.

Такая классификация является условной. Далеко не всегда между этими отношениями можно провести четкую грань. Каждая подсистема взаимодействует с остальными. Основные принципы этого взаимодействия регулируются конституционным правом.

В последние годы возрос интерес к проблемам гражданского общества. Его рассматривают как общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством.

Экономические отношения

Экономические отношения (система) – это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

В мире существуют две основные модели экономики: рыночная (либеральная) и планово-регулируемая (огосударствленная). Хотя различия между ними постепенно нивелируются, в конституциях иногда упоминаются составные компоненты той или иной модели. В рыночной

экономике это свобода и равноправие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности (частной инициативы), свобода договора, состязательность и конкуренция, в огосударствленной модели действуют противоположные положения. На современном этапе данные модели «сближаются», свидетельством чему могут служить поправки к Китайской конституции.

Конституционные принципы правового регулирования экономики:

  • 1. В рыночной модели экономики:
    • – равноправие всех форм собственности, их равная зашита;
    • – неприкосновенность собственности (но не абсолютная);
    • – свобода предпринимательской деятельности;
    • – возможность ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.);
    • – социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом);
    • – прогнозирование экономических процессов;
    • – забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха;
    • – свобода труда и т.д.
  • 2. В планово-регулируемой модели экономики:
    • – преимущество общественной собственности и ее особая правовая защита;
    • – невозможность или ограничение частной собственности;
    • – нахождение важнейших объектов исключительно в государственной собственности;
    • – планирование экономики;
    • – обязанность труда;
    • – равная оплата труда и т.д.

Конституционные институты экономической системы.

1. Под собственностью можно понимать форму присвоения благ, отношения между людьми по его поводу. В этом смысле право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. Другое значение термина «собственность» – имущество.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная отличается своей неделимостью, частная, напротив, – делима.

Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Публичная собственность всегда коллективная.

Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.

Перевод имущества из публичной собственности в частную составляет процесс приватизации, а из частной в публичную – национализацию, если собственником становится государство, или социализацию – в остальных случаях.

2. Труд является источником существования. Без труда не может обойтись даже самое передовое общество. Причем без труда не только творческого, но и монотонного, не требующего высокой квалификации, не приносящего эмоционального удовлетворения. С целью обеспечения свободы труда право различных стран предусматривает соответствующие нормы. В конституции иногда включаются положения о труде как о праве и обязанности граждан (ст. 27 Конституции Магадаскара 1992 г.), об участии трудящихся в определении условий труда (ст. 18 Конституции Гвинеи 1990 г.), о запрещении эксплуатации (Индия, Бангладеш и др.).

Во многих странах действуют законы о занятости, государственной поддержке в виде пособий по безработице.

Добавить комментарий