Общественный строй киевской Руси

Конец — начало Х веков отметилось созданием первого славянского государства, которое возглавила династия Рюриковичей. К концу Х века наметилось четкое разделение сословий населения и феодализация территории государства.
Феодализация Киевской Руси была обусловлена следующими процессами:
обеспечением общинами княжеской власти землями в качестве дани и оплаты за защиту
разрешением князя собирать дань с завоеванных земель.
Выделенная дружиннику земля в пользование со временем становилась вотчиной и переходила по наследству потомкам получившего ее дружинника. Такие земельные правоотношения в Киевской Руси послужили основанием для формирования феодальной иерархии. Главным собственником и распорядителем земельных ресурсов являлся князь, далее в иерархической пирамиде шли вотчинники, после них – бояре. Указанная категория людей обладала правом передачи земель по наследству потомкам. Другие землепользователи могли осуществлять пользование участками, только пока находились на службе у князя.
Главные функции управления в Киевской Руси осуществлялись князем. Задачи охраны государства выполняли дружинники князя. Кроме того, на Руси функционировало вече, созываемое по мере необходимости в разных регионах. На вече решались региональные вопросы, связанные с важными проблемами общества, не подлежащие разрешению князем самостоятельно. Хотя вече и представляет собой всенародное собрание для разрешения проблем, крестьяне не могли участвовать в его деятельности.
Княжеская дружина делилась на «старшую» (военачальники из числа бояр) и «младшую» (молодые или незнатного происхождения дружинники). «Старшие» дружинники обладали широкими полномочиями, они реализовывали от имени князя суд на местах, занимались сбором податей, разрешали земельные споры и распоряжались земельными ресурсами, принадлежащими Киевскому престолу. Взаимоотношения между князем и его дружинниками были довольно личными, что постоянно закреплялось на совместных пиршествах. У древнерусского князя не было абсолютной власти в государстве, большую часть решений ему приходилось согласовывать с дружиной. Но и дружина сильно зависела от княжеской власти. Со временем, авторитет князя увеличивался, а роль «старших» дружинников в войске уменьшалась.
Государственная власть князя по отношению к славянским городам и поселениям выражалась в полномочиях руководителя осуществлять сборы налогов – «полюдья». Князь также осуществлял распределение собранной дани, одаривал своих дружинников по результатам успешной службы. Княжеская власть в период становления Киевской Руси представляла собой модификация руководства коллективной собственностью, полученной совместными усилиями дружины и населения.
Помощь в управлении государством оказывали также бояре, которыми был сформирован совещательный орган при князе. До появления большого количества князей династии Рюриковичей, которых назначали на княжение в разные земли, многими значительными русскими городами руководили княжеские посадники и наместники. Сельская местность находилась в распоряжении бояр-вотчинников.
Первое социальное деление людей на определенные классы встречается в «Русской Правде». Так, Ярослав Мудрый в данном положении привел перечень следующих категорий жителей:
Свободные общинники подразделяются на следующие категории:
Смерды – земледельцы, подлежащие обязательной воинской повинности,

Люди

Зависимый люд (население, лишенное прав на службу в армии, на защиту своих интересов в суде) делился на такие категории:
Челядь – семья смерда,
Холопы – это были рабы, захваченные во время походов князя и выполняющие функции слуг.
Рядовичи (закупы) – люди, не сумевшие расплатиться с долгами, которые они и отрабатывали. Пребывание в категории рядовичей носило временный характер.
В тоже время, «Русская Правда» не содержит конкретных отличительных признаков челядина и холопа, указывая на их подневольное положение. Некоторые исследователи указывают на тождественность данных терминов, в то время как иные утверждают о различии происхождения челяди (княжеские дворовые люди славянского происхождения) и холопов (слуги – рабы из завоеванных князем земель).
Дружина занимает особое положение в «Русской Правде», которая официально установила особую защиту для представителей высшей сословной знати и «старшей» дружины. К примеру, убийство такого дружинника оплачивалось в 2 раза дороже, чем смерть одного обычного воина или простого независимого человека.
Изначально государственный аппарат управления на Руси представлял собой закрытую сословную группу высших боярских чиновников и воевод. Но с расширением государственных функций требовалось больше незначительных чиновников, исполняющих функции сбора налогов (мытников), управления вотчинными землями князя (тиунов), судебных представителей в регионах (мечников или вирников) и других различных служащих.
Людьми по «Русской Правде» именовались городские и свободные сельские жители, которые должны были платить только дань князю. А смердами считались крестьяне-земледельцы вотчинных княжеских земель, обязанные помимо дани еще и нести воинскую службу по приказу князя. Зависимое население именовалось челядью или холопами.
К концу Х века на Руси выделилась новая категория людей, именуемых «закупами» или «рядовичами», которые попадали в зависимое положение к своему кредитору при отсутствии возможности выплатить задолженность. Срок такого зависимого положения исчислялся из расчета суммы долга и периода его погашения должником.
Развитие государственных институций в Киевской Руси все больше способствовало расслоению славянского общества, выделению правящей элиты и порабощенных слоев тружеников – крестьян. «Русская Правда» Ярослава Мудрого впервые закрепила зависимое положение части населения на территории Руси, что привело в дальнейшем к формированию крепостного права.

Раннефеодальный период истории Киевской Руси (IX — XII вв.)

До образования Киевской Руси общественный строй характеризуется тем, что во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Князей окружала бывшая родовая знать — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решались на народных собраниях — вечевых сходах.

Существовало общеплеменное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.

Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина. Дружина делилась на старшую (послы, управители), и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

К IX-X вв. дофеодальный период общественного строя у восточных славян закончился, сформировалась государственная и хозяйственная система Древнерусского государства переходного типа, феодального в своей основе. Складывалась феодальные отношения — феодальная земельная собственность, подчинение мелких производителей господствующим классам, углубление классовой дифференциации и т.д. Господствующее, эксплуатирующее военно-руководящее меньшинство поначалу представляла старая родоплеменная аристократия — вожди, жрецы, старейшины и др.

Другую, большую часть населения составляли крестьяне-общинники, постепенно попадающие к ним в зависимость с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер.

Захваченные в плен, обращались в рабов (холопов) и использовались на вспомогательных работах. Социальная дифференциация в то же время заметно тормозилась устойчивостью светской общины и наличием патриархального рабства, не получившего дальнейшего перерождения в классические рабовладельческие отношения.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла соседская, территориальная община — орган местного крестьянского самоуправления — «мир» (от слова «вервие» — веревка, которой измеряли участок земли). Земельная община удерживалась на Руси значительно дольше, чем на Западе. И хотя в итоге она не предотвратила формирования зависимых отношений классового общества, но сумела избавить от массового рабства, по-своему способствовала переходу восточных славян от первобытного строя к феодальному, минуя рабовладельческий.

Территория древнерусского государства складывается в результате внутреннего процесса (с развитием нового способа производства и с распадом родоплеменных связей) на развалинах родоплеменных объединений. Оно складывается там, где появляется знать в процессе развития феодальных отношений и как результат классовых противоречий — организация принуждения. Пятецкий Л. М . Указ. соч. — С. 14

Характеризуя общественный строй древнерусского государства, можно отметить, что в нём сложилась структура управления во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии.

Так, бояре — высший слой общества — являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске, были старшими, наиболее опытными дружинниками. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалами менее знатных..

Младшая дружина — отроки — кормились с княжеского стола. Дружина приходила с князем и, в случае его изгнания, уходила вместе с ним. Князь был первым среди равных в отношениях со своей дружиной.

Великий князь управлял территориями при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община. Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности человека — трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на принципах прямой демократии — выборности, коллективном принятии решений и пр. Она перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.

В IХ — Х вв. зависимость населения от князя проявлялась в том, что он ежегодно в определенное время объезжал подвластные территории и взимал с них подати. Никаких норм при этом не было: добычу захватывали «по силе», сколько удастся отобрать. Это называлось «полюдьем». Чтобы содержать своих дружинников, и поступивших на службу младших князей, старший князь давал им в управление волости с правом сбора дани в свою пользу. Такая система именуется «кормлением».

С середины XI — ХII вв. князья и бояре заводят в волостях земледельную собственности (это называлось «окняжением земли»). Начинается формирование вотчины Вотчина -отцовское владение, процесс, который растянулся надолго и вряд ли был полностью закончен в домонгольскую эпоху. Это земельное держание, пожалованное за службу. Владелец мог им распоряжаться как угодно: продать, подарить, оставить наследникам и т.д.

Но верховная собственность на вотчину принадлежала великому князю, и он в любой момент имел право отнять ее и передать кому-нибудь другому. Население вотчины уже не платило дань, а несло в пользу хозяина повинности — либо обрабатывало его землю (позже это стало называться барщиной), либо платило оброк (продуктами).

Однако значительное число жителей до XIII в. составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Полюдье-сбор дани со всего свободного населения — наиболее характерная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Что представляла из себя вотчина в хозяйственном отношении? В ее центре располагался двор господина — его резиденция (замок) и различные постройки: жилые здания (хоромы, терема), дома княжеских слуг (огнищанина, тиуна — управляющих разными отраслями княжеского хозяйства, ратайного старосты, наблюдавшего за полевыми работами крестьян и т.д.), здания хозяйственного комплекса: конюшня, скотный двор, кузница, склады, ток и др.

Непосредственно в княжеско-боярском хозяйстве работали рабы, которых называли холопами или челядью. Также здесь трудились военнопленные, отрабатывавшие свой выкуп, наймиты, нанявшиеся за деньги. В церковных вотчинах работали прощеники — люди, совершившие какие — либо преступления, выкупленные церковью и теперь выслуживающие свое «прощение». На феодала также трудились люди лично свободные, но зависимые от него в экономическом отношении: рядовичи — заключившие с господином договор (ряд) на каких-то условиях, закупы — отрабатывавшие полученную ими ссуду («купу»). Различные повинности несли и смерды — свободное население, подчиненное князю в судебном отношении, платящее ему дань и обязанное служить в ополчении.

В XII — начале XIII в. для определения частной собственности использовался термин «волость». Как отмечает Толочко, его этимология восходит к слову «власть». Толочко А.П. Князь в средневековой Руси: Власть, собственность, идеология. — Киев, 1992 «Волость» до XIII в. принадлежала только великому князю или церкви. То есть князья были не феодалами, а государями, земельная собственность принадлежала им не как частным лицам, а как государям. И приравнивание древнерусского термина «вотчина» к западноевропейскому «феод», по мнению Толочко, ничем не обосновано.

Современный уровень историографии позволяет утверждать, во-первых, что в XII в. крупной земельной собственности было не много. Собственность князей и бояр, вероятно, ограничивалась несколькими селами, редко когда их было больше 10. Частнособственнические отношения распространялись медленно.

По мнению Фроянова, Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.

боярская верхушка не стремилась к обособлению, а концентрировалась вокруг князя. Ее богатство состояло не столько в земельной собственности, сколько в движимом имуществе в виде ювелирных украшений, дорогой посуды и оружия.

Во-вторых, и это главное, киевские князья распоряжались землей не как своим недвижимым имуществом, а как государи государственной собственностью. И наделяли ею своих родственников и бояр за службу и на время службы. То есть, подобно социально-политической практике Востока, земля в Киевской Руси ХII в. принадлежала не конкретному лицу, а должности. Когда киевский князь в силу каких-либо обстоятельств лишался престола, автоматически лишись земли и все, кому он ее раздал.

Например, в 1148 г. Юрий Долгорукий захватил Киев, наделил своих сыновей «волостями». Но после того как его выгнали из Киева, «свою» землю потеряли и его сыновья.

То есть Рюриковичи и бояре к XIII в. в большей степени являлись не феодалами-частниками, а «государственными служащими», по-прежнему получавшими землю в «кормление».

В основном же развитие феодализма привело к тому, что только феодалы-князья, бояре и церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не платили дани и имели другие привилегии.

Таким образом, в Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения.

В XI — XII вв. князья властвовали во имя интересов знати. Но вместе с тем они правили и во имя народа. Князь — правитель Киевской Руси — во многом еще играл общественно — полезную роль.

Так, он должен был «блюсти» землю, где княжил, т. е. оборонять ее от внешних врагов, осуществлять суд, дипломатические связи с зарубежными странами, регулировать общественные отношения.

Бескняженье действительно нарушало нормальную жизнь волости, делало ее уязвимой, беззащитной перед внешними внешним миром. Поэтому в летописях старательно фиксируются случаи, когда в том или ином волостном центре наступало бескняженье, которое рассматривалось как несчастье.

Несмотря на значительный общественный вес, князь в Киевской Руси, все же не стал подлинным государем. Дело в том, что, приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключать «ряд» — договор — с народным собранием — вечем. А это значит, что он превращался в известном смысле в общинную власть, призванную блюсти интересы местного общества.

Противоречивость княжеской политики отражала противоречия исторической действительности Руси XI — XII вв., где, несмотря на имущественное неравенство и социальную дифференциацию, процесс классообразования не завершился и общество не стало антагонистическим, ибо подавляющая масса населения состояла из свободных общинников, чье хозяйство доминировало в экономике Киевской Руси.

Как единый политический организм Киевская Русь просуществовала до середины XII в., однако, как этническая, культурная, религиозная и, до некоторой степени, правовая общность она продолжала существовать и после этого времени: вплоть до того, как в северо-восточной части ее территории сложился новый политический организм, сформировались новые политические и правовые традиции, возникла новая этническая и культурная общность — Московское царство, или Московия.

Раздробление единого государства Киевской Руси на ряд самостоятельных в политическом отношении княжеств не повлекло за собой распада сформировавшейся в его рамках древнерусской народности, исчезновения общности языка и духовной культуры, раздробления церковной организации. Законодательство Киевской Руси продолжало действовать на территориях обособившихся русских княжеств.

По мнению академика Б. А. Рыбакова Рыбаков Б.А. Киевская Русь и древнерусские княжества ХИ-Х1П вв. — М., 1993.

, этот этап исторического развития Руси правильнее называть не периодом феодальной раздробленности, а начальным этапом развитого феодализма. Его характерными особенностями были: углубление процессов феодализации в городе и селе, а также дальнейшая кристаллизация и обособление отдельных древнерусских княжеств.

Феодальная раздробленность — это неизбежная ступень эволюции феодального общества, экономической основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения многих монастырей и церквей. Выросли и сплотились феодальные кланы — боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы.

Огромная Киевская Русь с ее поверхностным политическим сцеплением, необходимым, прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников.

С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси — закономерный этап на пути к будущей централизации страны, будущему экономическому и политическому взлету на новой цивилизационной основе. Киевская Русь. Методические указания по теоретическому изучению курса «Россия в мировой истории”/ Сост.:Попова Т.Г., Оганесян М.Н.- М.: Моск.гос.институт электроники и математики 1998.

К 30-м годам XII в. отдельные древнерусские княжества настолько окрепли и выросли, что смогли начать самостоятельную, во многих отношениях независимую от Киева жизнь. Власть великого киевского князя, ставшего первым среди равных, отошла в прошлое и больше не распространялась на все древнерусские земли. Наряду с киевским титул «великий князь» имели также владимирский, черниговский и некоторые другие князья, бывшие в своих княжествах полновластными хозяевами. Процесс формирования новой политической карты Руси со многими центрами отвечал общеисторическим условиям жизни древнерусских земель.

Новая стадия развития феодализма на Руси характеризовалась не только укреплением иммунитетных прав, но и необычайно разветвленной системой вассально-иерархических связей. Господствующий класс на Руси представлял собой довольно сложную феодальную иерархическую лестницу, на верхних ступеньках которой стояли представители княжеского рода, на нижних — бояре, дружинная знать, дворяне. Все они были тесно связаны между собой системой сюзеренитета — вассалитета, которая и в условиях расчлененной формы землевладения оставалась определяющей системой государственно-правовых отношений.

В IX-X вв. древнерусская община от родоплеменных отношений переходила к территориальным. Это сопровождалось следующими явлениями:

  • замена рода новой формой отношений – патриархальной семьей;
  • появление обедневших членов общества – разбойников и нищих;
  • распространение нового вида рабства – холопства, в который обращают своих соплеменников, а не иноземцев (челядь);
  • случаются переносы городов и, как следствие, создаются вместо старых племенных центров новые, основанных на территориальных началах;
  • прекращение существования внутриобщинного ремесла, центрами которых стали города;
  • ослабление института старейшин при возрастании влияния княжеской власти.

В это время начинает формироваться и новая социальная структура. Основным источником сведений об общественных отношениях Киевской Руси для нас является «Русская Правда» — древнерусский свод законов, составленный Ярославом Мудрым. Это законодательство четко прописывает наказания за преступления против разных слоев населения, и различия в наказаниях демонстрирует расслоение, характерное для Киевской Руси.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная структура Киевской Руси 420 руб.
  • Реферат Социальная структура Киевской Руси 240 руб.
  • Контрольная работа Социальная структура Киевской Руси 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Все население делится на категории свободных и зависимых.

Свободное население

Великий князь стоял на вершине всей социальной структуры Киевской Руси. Он стоял во главе администрации, был высшим военачальником и верховным судьей, мог издавать и изменять законы. Основным источником доходов князя был сбор дани, который он производил ежегодно, объезжая подвластные ему племена, и полюдья, которое было платой с соплеменников за его осуществление общественно-полезной деятельности.

В период Киевской Руси титул великого князя носил тот, кто правил в Киеве. Киевский престол считался самым престижным, и занимали его представители из Рюриковичей, признанные другими князьями как старшие. Первым киевским князем считается Олег (882-912 гг.), а наивысшего могущества в качестве великого князя киевского достигли Владимир I Святославович (984-1015 гг.) и Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.).

Кроме великого князя существовал еще и титул удельного князя – князя, управляющего отдельной территорий, находящейся в подчинении политическому центру, в данном случае – Киеву. Удельный князь должен был платить Киеву дань и в случае необходимости посылать свое войско в ополчение. Удельные князья также происходили из династии Рюриковичей: ими могли являться братья, сыновья, племянники великого князя.

Замечание 1

Из-за запутанности лествичной системы наследования между удельными князьями часто возникали конфликты из-за киевского престола, что в итоге привело к разделению Руси на множество уделов (княжеств).

Ниже князя стояли бояре – представители древнерусской аристократии. Они платили дань князю, но также и собирали ее со своих земель. Бояре составляли совет при князе, участвовали в боевых действиях, входили в дружину.

Дружина – это княжеское войско, обладавшее реальной военной силой и всегда окружавшее князя. Дружина принимала участие как в боевых действиях, так и в княжеском совете.

Дружина делилась на старшую и младшую:

  • в старшую входили княжие мужи, бояре, которые занимали такие высшие должности – посадника, тысяцкого, воеводы; они были княжескими советниками и самой влиятельной частью веча;
  • младшая состояла из отроков, кмети, гридей, детей боярских; они выполняли служебные функции при дворе и функции телохранителей; в делах управления не участвовали, но на военный совет допускались.

Замечание 2

Отношение князя и дружины основаны на свободном договоре: вступление и выход из нее был полностью свободным. За службу князь выдавал землевладение.

Также, верхушку общества составляло духовенство, выполнявшее религиозные функции; высшее духовенство входило в совет при князе и пользовалось большим влиянием.

Крестьяне, ремесленники, купцы и пр. составляли основную часть свободного населения на Киевской Руси и назывались они «людьми». «Люди» обладали личной свободой, имуществом и занимались своим делом. Они платили определенную дань князю, а в случае военной опасности из них набиралось ополчение. В основе общественного строя Киевской Руси лежала крестьянская община (вервь) – волость, члены которой связаны круговой порукой. Ее членами были смерды – свободные крестьяне.

Зависимое население

Вследствие развития феодального землевладения, роста политик и экономики возникают различные формы зависимости населения от землевладельцев. До этих процессов на Руси существовало рабство, но рабами были представители других народов, как правило, пленники; соплеменников же обратить в рабство было нельзя. В новых условиях набирает популярность долговая и договорная форма зависимости. Виды зависимого населения были следующие:

  • Рядовичи – крестьяне, которые заключили с феодалом договор (ряд), по которому они обязуются выполнять определенные работы в обмен на землю, инструменты, материалы и т.д. В такую категорию попадали, как правило, обедневшие крестьяне, для которых это был выход, чтобы как-то прокормиться;
  • Закупы – это те, кто получил от феодала долг (купу) и обязаны ее отработать. Закупы сохраняли некоторые свои гражданские права и личное имущество. За бегство закупа можно было обратить в полную зависимость, но при этом он мог и свободно уйти на заработки для уплаты долга;
  • Холопы зависели от феодала полностью, а их положение было близко к рабскому. По сути, холопы были собственностью своих господ: их можно было убить и продать. Холопами становились пленники, преступники, а также те, кто не смог отдать долг и те, кто вступил в брак с холопом; рожденные в семье холопов; некоторые сами продавали себя в холопство.

Итак, Киевская Русь имела вполне определенную и четкую социальную структуру. Население делилось на свободное и зависимое, а те делились на слои. Вся социальная структура была взаимосвязана, и со временем, основу общественных отношений начинает составлять землевладение, в результате чего аристократия начинает играть все более значительную роль, а простые крестьяне все более начинают ею закабаляться.

Общественный строй — это в совокупности экономическое развитие страны, классовая структура общества, правовое положение классов и социальных групп населения.

На Руси происходит процесс перехода от родоплеменного к территориальному строю. Основой общественного строя стала городская община, которая держалась на территориальных связях. Вместе с ростом городов шло развитие городской округи – так начали появляться города государства.

Для Древней Руси характерно разделение всего населения на сословия – замкнутые социальные группы, имеющие определенные права и обязанности, а также особое положение. В Киевской Руси происходил процесс формирования сословного общества.

Все население можно разделить на две группы: свободные и зависимые.

На верхушке всей социальной структуры находился князь. Он возглавлял административную систему и его основными функциями были:

  • военная: князь участвовал в походах (и в этом периоде истории непосредственно в битвах, ведя за собой войско), следил за организацией войска, собирал военные советы и т.д.;
  • судебная: князь был главой судебной системы и в случае затруднений разрешал самые спорные вопросы;
  • религиозная: князь принимал участие в важнейших религиозные обрядах и мог проводить религиозные реформы (например, Владимир Святославович сначала пытался объединить языческих богов в единый пантеон, а в 988 г. ввел на Руси новую религию — христианство);
  • законодательная: князь мог издавать новые законы и менять старые (примером тому является издание Ярославом Мудрым «Русской Правды», одного из первых законодательных сводов на Руси); однако, законодательство создавалось князем с согласия общины;
  • административная: она могла выражаться в поддержании общественного порядка и стабильности в общине.
  • Курсовая работа Общественный строй Киевской Руси 460 руб.
  • Реферат Общественный строй Киевской Руси 240 руб.
  • Контрольная работа Общественный строй Киевской Руси 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По мере развития древнерусского общества, все яснее проявляется тенденция стремления городов к ограничению княжеской власти. Особенно ярко это видно на примере Новгорода, где князь выполнял, в основном, исполнительские функции. Главной же политической силой был народ – вече и бояре решали важнейшие вопросы.

Ближайшее окружение князя составляла дружина – это люди, служившие князю на основе личных имущественных связей, отличавшиеся хорошей боевой подготовкой. Дружина была, можно сказать, наемным войском: за службу князю они получали материальные блага в виде даров, военных трофеев и пр. При этом большую роль в дружине играли личные отношения, то есть отношения князя и дружины во многом строились на основе дружественных связей.

Дружина делилась на старшую и младшую:

  • Старшая дружина была наиболее близка к князю; она принимала участие в княжеских советах, где решались военные и административные вопросы, составляла самую престижную часть древнерусского войска; в старшую дружину входили бояре – самые знатные слои населения, занимавшие должности посадника, тысяцкого, воеводы.
  • Младшая дружина составляла основной костяк княжеского войска; она выполняла служебные функции при дворе, ее члены были телохранителями князя; они не могли принимать участие в советах по гражданским делам, но допускались в военные советы; в младшую дружину входили отроки, детские, сыны боярские.

В XI в. происходит слияние старой знати и влиятельных дружинников, что привело к появлению новой социальной группы – боярства. Они участвовали в боярских советах, вече, занимали высшие управленческие должности. Поскольку это была привилегированная часть общества, преступления против нее наказывались строго. А при отсутствии сыновей, бояре могли передать свое наследство дочери, в то время как дочери простых людей не могли вступать в права наследования. Бояре были также освобождены от уплаты налогов.

Замечание 1

При этом в Киевской Руси боярство не было закрытым сословием: за заслуги туда мог попасть любой свободный человек.

Отдельным сословием было и духовенство, которое делилось на черное и белое. Белое духовенство было более многочисленным, и в него входили священники, диаконы, дьяки, паламари и пр. Черное духовенство составляли монахи. Они играли довольно значительную роль в развитии культуры, поскольку в древней Руси именно монастыри были центрами образованности. Мы знаем писателей (Нестор, Илларион) и художников (Алимпий), которые работали при монастырях.

Средний слой населения проживал в городах. Горожане обычно занимались торговлей и ремеслом. Они были юридически свободны, имели гражданские права; в их обязанности входило уплата дани в пользу князя и участие в народном ополчении в случае военной необходимости.

Самой низшей группой свободного населения были смерды (крестьяне), составляющие основную часть населения Киевской Руси. Они владели землей, скотом, платили налоги и призывались в войско в случае необходимости. Смерд мог передавать наследство только сыновьям. Несмотря на то, что правовое положение смерда было фактически одинаковым с боярином, наказание за преступление против смерда было намного меньше, чем против боярина.

Основными видами зависимого населения были рядовичи, закупы и холопы.

Рядовичами назывались те, кто заключил с землевладельцем ряд (договор), по которому последний предоставлял ему землю в обмен на службу. Это была временная зависимость, которая ограничивалась сроком договора.

Закупы – это смерды, взявшие у землевладельца купу (долг). Они находились в зависимости от феодала, пока не отработают этот долг. Они могли иметь и свое хозяйство, двор, скот и т.д., и могли жить на земле своего феодала. В целом, закупы сохраняли свои гражданские права: их нельзя было продать, а за несправедливое отношение они могли подать на хозяина в суд. При этом закупа можно обратить в полную зависимость в случае его бегства либо совершением им воровства.

Холопы – это те, кто находился в полной зависимости от землевладельца, фактически на положении раба. В холопство попадали несколькими способами:

  • плен;
  • рождение в семье холопов;
  • продажа в холопы (некоторые продавали сами себя);
  • невыплата долга;
  • брак с холопом.

Замечание 2

Холоп мог получить свободу в случае своего выкупа. Холоп был фактической собственностью хозяина и не имел никаких прав, однако, в случае совершения правонарушения, он нес ответственность сам за себя.

Общественный строй в Киевской Руси был сословным и к XII в. категории населения более-менее оформились, о чем свидетельствует «Русская правда», изданная Ярославом Мудрым. Население подразделялось на свободных и зависимых, у каждого из которых сложился свой комплекс прав и обязанностей. Со временем социальное расслоение происходило все активнее и сословия все больше начали отдаляться друг от друга.

Добавить комментарий