Общественный строй салических франков

Салическая правда как основной источник права франков

Основой экономической деятельности Франкского государства являлось домашнее животноводство и земледелие. Во времена правления Хлодвига был принят свод законов — Салическая правда, отображавший особенности общественного и хозяйственного строя франков, специфику их быта и жизнедеятельности. Салическая правда отображает изменение социальных отношений франков.

У свободных франков наблюдались пережитки родового строя. Салическая правда указывает на наличие раннеклассового общества. В жизни франков большое значение играли родственные связи, но в V – начале VI века наметились тенденции к разложению родового строя. Наметился процесс создания франкской служилой знати, в значительной степени укрепившийся благодаря завоевательным походам Хлодвига.

Салическая правда отмечает наметившееся имущественное неравенство («О горсти земли», титул 58), стремление более зажиточных родственников выйти из родового союза, чтобы избежать штрафов за более бедных родственников («О желающих отказаться от родства», титул 60).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Общественный строй франков 470 руб.
  • Реферат Общественный строй франков 270 руб.
  • Контрольная работа Общественный строй франков 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В V–VI вв. во Франкском государстве можно выделить существование таких социальных групп, как:

  • светские феодалы в лице служилой знати;
  • франки-общинники, крестьяне;
  • лица, состоящие на королевской службе;
  • графы;
  • галло-римляне;
  • полусвободное население – литы, которое находилось в материальной или личной зависимости от господина;
  • рабы.

По мере развития и укрепления государства на правовой статус личности стала оказывать большое влияние принадлежность к государственному аппарату и королевской службе. Это нашло отображение в существующей системе штрафов за посягательство на телесную неприкосновенность, на жизнь, на имущественные права лиц, обладающих разным правовым статусом в обществе.

В Салической правде отображены новые общественные отношения: соседские (территориальные), подчинение свободных франков должностным лицам короля или самому королю, связи крестьян-общинников.

Аллоды – участки земли, принадлежавшие отдельным лицам на праве частной собственности. Постепенно в государстве сложился новый слой служилой знати, имеющей на праве аллода возможность получать от короля земли. Владеющие аллодами граждане постепенно становились феодалами.

К крупным собственникам того времени можно отнести:

  • особо приближенных к королю лиц;
  • чиновники (сацебароны, графы);
  • дружинники (антрустионы).

Их жизнь охранялась тройным вергельдом, выделяя из остальной массы франков. Крупные собственники наряду с духовенством формировали привилегированное сословие служилой аристократии.

Франки-общинники

Свободные франки составляли основу социальной организации. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании полноправных членов общины. Пахотная земля была в коллективной собственности марки. Личная собственность франка-общинника состояла из дома, скота, приусадебного участка.

В период перехода от родоплеменного строя к раннефеодальному каждый свободный франк-общинник пользовался общинными угодьями, имел свой земельный участок. На общинных угодьях он мог делал заимки и пасти скот. Верховные права на землю сохраняла в целом вся крестьянская община, земля не перераспределялась, а находилась у каждого отдельного крестьянина в наследственном пользовании. Франк не мог отчуждать свой надел, после его смерти земля переходила к прямым наследникам по мужской линии. За правонарушения родственников сородичи должны были заплатить штраф. За убийство на своей территории отвечала вся община.

Свободные члены общины в качестве судебных заседателей, соприсяжников и свидетелей участвовали в окружных и сотенных судебных собраниях, в сельских сходах. Они имели право участвовать в народных собраниях и носить оружие. Любое право франка-общинника одновременно выступало и его обязанностью по отношению к общине и входящим в нее кровнородственным союзам (а не к вотчиной или государственной власти).

К примеру, право носить оружие предполагало и обязанность выступать в качестве участника народного ополчения; отказ выполнять функции свидетелей, судебных заседателей, соприсяжников, неявка на окружное судебное собрание карались нормами обычного права.

Замечание 1

Салическая правда фиксирует новые общественные связи, так, община соседская (марка) приходит на смену родовой общине, базирующейся на кровном родстве. Община-марка стала основой социальной и хозяйственной организации франкского общества. При этом пребывание в общине не было обязательным. Любой ее член имел право выйти из общины через отказ от родства. Выход из общины был выгоден наиболее могущественным и богатым франкам.

Постепенно на всей территории страны общинная собственность франков уступила место аллоду. Наблюдается процесс установления зависимости свободного крестьянского населения от светских и духовных феодалов.

Положение полусвободных лиц и рабов

Литы относились к полусвободным гражданам франкского государства. Правовое положение лит было достаточно специфическим. Литы самостоятельно вели свое хозяйство, имели земельные наделы, принимали участие в судебных собраниях и военных походах, могли распоряжаться своим имуществом (частично), заключать сделки с другими лицами. Вергельд, охранявший жизнь лита, был в два раза ниже вергельда, который назначали за жизнь свободного общинника.

Социальные различия явно выражались в правовом положении рабов. Этот слой был самой угнетенной категорией населения государства. Раб с точки зрения обычного права приравнивался к животному и рассматривался, как вещь. Труд рабов в качестве подсобной рабочей силы использовался в хозяйствах свободных франков-общинников и служилой знати. Франкские рабы, в отличие от рабов Рима и Афин, обладали движимым имуществом, и, следовательно, определенной правоспособностью.

В южных районах франкского государства преобладало галло-римское население: королевские сотрапезники, земледельцы, римляне, платившие налоги.

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодалъной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц — полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имущественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод — отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков — сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой — земельного держания зависимых от них крестьян.

Общественный строй франков в VI в. можно реконструировать по Салической правде (Lex Salica). Франкское общество было раннефеодальным, переходящим от военной демократии к раннеклассовому состоянию. Франки не знали классического рабовладения, поэтому медленное разложение родоплеменных отношений совпадает по времени с переходом к феодальному обществу, что находит выражение в незавершенности процессов классообразования и сохранении большого удельного веса в структуре общества свободных общинников в качестве основной производящей силы.

Первоначально франки жили родовыми (земледельческими) общинами, состоящими из больших патриархальных семей, происходивших от одного предка. Пахотная земля находилась в коллективной собственности общины, периодически подвергаясь переделу. Свой участок франкский крестьянин не мог отчуждать, в случае его смерти надел оставался в общине. Пашня являлась владением, а не собственностью. При всем том крестьянин мог передать владения сыну, брату. По Салической правде женщина не могла получить землю в наследство. В собственности франка были дом и приусадебный участок. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании всех жителей деревни.

Наиболее важные вопросы, например вопросы землепользования, решались на собрании полноправных членов общины (муж- чин-воииов). Без единодушного согласия всех членов общины на ней никто не мог поселиться. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории. Будучи членом рода, свободный франк пользовался его покровительством и нес ответственность за своих родичей. Обвиняемый отвечал за преступления не перед государством, а перед пострадавшим и его родственниками. За убийство члена чужого рода несли материальную ответственность все родственники убийцы до третьего поколения родства по отцовской и материнской линии.

Между тем у франков уже шел процесс разложения родовых связей и распада больших семей. Человек, пожелавший отказаться от родства и избавиться от материальной ответственности за родственников, должен был на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что он отказывается от наследства и помощи сородичей. Видимо, этим правом выхода из общины пользовались зажиточные общинники. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков было связано с появлением частной собственности на землю – аллодом. Тем не менее в Салической правде понятие «частная собственность на землю» отсутствует. Согласно эдикту короля Хильперика (561–584), земельный надел могли наследовать не только мужчины (сыновья и братья), как это было прежде, но и женщины (дочери и сестры). Так оформился аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность, передаваемая по наследству. Земли общины стали попадать в руки знати. Земледельческая община потеряла свою неограниченную собственность на землю и превратилась в соседскую общину – марку. В состав общины-марки входили отдельные самостоятельные домохозяйства, владевшие на праве собственности пахотной землей и совместно с другими семьями пользовавшиеся не поделенными угодьями.

Одновременное существование различных экономических укладов: патриархального, рабовладельческого и зарождавшегося феодального обусловило сложную социальную структуру франкского общества. В Салической правде по правовому статусу выделялись восемь категорий населения. Причем на правовое положение также влиял этнический фактор (франк или галло-римлянин). Основное деление населения происходило по статусу свободы – на свободных и зависимых людей.

Свободными франками считались люди различного имущественного положения. Основную массу свободного населения составляли крестьяне-общинники. Свободный франкский крестьянин, полноправный член общины-марки и ополченец, составлял основу социальной организации франкского общества. За его убийство взыскивался штраф (вергельд) в размере 200 солидов. Господствующий класс феодалов представляла служилая знать: королевские дружинники (антрустионы) и служащие короля. За убийство каждого из них причитался вергельд в 600 солидов. Следует отметить, что галло-римское население в правовом отношении было ниже франков. Наиболее привилегированными были «римляне – королевские сотрапезники», т.е. знатные римляне, служившие королю и входившие в правящий класс. Их вергельд составлял 300 солидов. Основная масса римской знати – римляне-землевладельцы (посессоры) – по своему правовому положению стояла ниже свободных франков: ее вергельд составлял 100 солидов.

Зависимые категории населения представляли: вольноотпущенники, литы, колоны, рабы, «римляне-трибутарии» (налогоплательщики). Правовой статус вольноотпущенников (рабы, захваченные в плен и отпущенные на свободу) и полусвободных крестьян германского происхождения – литов был практически одинаков. Они были обязаны выполнять различную работу и платить натуральный оброк своему господину, однако могли иметь собственность, совершать сделки, выступать в суде. Их браки признавались законными. Они могли обрести свободу: если господин отпускал их на волю, они обретали права в полном объеме. Их вергельд был равен 100 солидам. «Римляне-трибутарии», основную массу которых составляли колоны, были арендаторами земли, несшими повинности в пользу господина за пользование землей. Их вергельд составлял 63 солида.

Наконец, самое низкое положение в обществе занимали рабы. Жизнь раба не защищалась вергельдом, поскольку он рассматривался как движимое имущество. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных и оценивались в 35 солидов. За преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.

В VII в. происходит дальнейшая феодализация франкского общества. В результате завоевательных походов в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий на севере Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям. Здесь формируется феодальная вотчина с традиционным делением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). На юге Галлии процессы феодализации не получили бурного развития, как на севере. Размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко использоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.

Бурное развитие частной собственности на землю, приведшее в VIII в. к перевороту в поземельных отношениях и окончательному формированию социальной структуры феодального общества с классом земельных собственников (феодалов) и лично зависимых от них крестьян (крепостных), произошло при Каролингах на основе особых договоров прекария и коммендации.

Договор прекария предполагал, что безземельный крестьянин обращался к господину с просьбой дать ему земельный участок (лат. precaria – участок, переданный по просьбе). За это он обещал выполнять установленные повинности. Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. В них указывались сроки и условия пользования землей. Однако постепенно крестьянин превращался не только в поземельно, но и в лично зависимого. Известны три формы прекария: 1) «прекарий данный» – представлял своеобразную форму аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование; 2) «прекарий возмещенный» – прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга; 3) «прекарий подаренный» – прекарист, уже попавший в экономическую зависимость, под прямым нажимом землевладельца отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.

Договоры коммендации (покровительства, патроната) возникали прежде всего в отношениях крестьян с церковью. Безземельные крестьяне вверяли себя монастырю или светским феодалам, обещая повиноваться и служить им, как слуга господину. Нередко люди закабаляли себя за долги, обязуясь выполнять рабские повинности (самозакабаление). Коммендация предусматривала: 1) передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания; 2) установление личной зависимости «слабого» от своего патрона; 3) выполнение в пользу патрона ряда повинностей.

Однако патронатно-клиентальные отношения связывали не только слабых и обезземеленных крестьян, но и сильных и многоземельных собственников, которые искали покровительства еще более сильных феодалов. Класс феодалов (король, графы, епископы, герцоги) строил взаимоотношения внутри себя на основе вассалитета. Вассалы получали за службу от короля условные владения (бенефиции) и были связаны личной клятвой. Права и привилегии вассалов определялись размерами земельной собственности. Но вскоре, в VIII–IX вв., вассалы стали превращать свои бенефиции в наследственные владения – поместья и отказывались нести за них постоянную службу. Согласно «Капитулярию о поместьях» Карла Великого, они стали основой экономической системы франков. Земля в поместье делилась на господскую и барскую. Барская земля (господский домен), отдельные участки которой были разбросаны между крестьянскими наделами (мансами), обрабатывалась обычно зависимыми крестьянами с помощью их рабочего скота и инвентаря. Самую многочисленную группу зависимых крестьян составляли колоны – лично свободные, но экономически зависимые и несшие поземельные повинности – оброчные и барщинные. Основной категорией лично зависимого населения, также трудившегося в барском хозяйстве, были сервы (рабы). В господский домен, кроме пахотной земли, входили леса и луга, которыми крестьяне могли пользоваться за отдельную плату. Крестьянские наделы включали большую часть пахотной земли, а также и общинные угодья.

Право было ориентировано на общинный быт во всем, что касалось общей организации порядка жизни, семейных и имущественных отношений. Однако общинные связи франков уже были двойственными: в одних правоотношениях проявлялось доминирование прежней родовой общины, в других – соседской общины.

Поселение в общине зависело от согласия всех других полноправных общинников. За старым жителем селения-ВИЛЛЫ – сохранялось право категорически возражать против поселения, и это требование должно было быть удовлетворено в правовом порядке. Закон устанавливает давностный срок такого требования: если в течение 12 месяцев протеста не поступит, переселенец останется неприкосновенным. Однако поселение по указу короля во всех случаях должно было признаваться общинниками безусловным.

Постепенное проникновение государственного уклада в общинный строй франков зафиксировано Салическим законом применительно к статусу отдельных категорий населения.

Наряду с общей массой свободных и полноправных франков, закон выделяет как привилегированные слои, так и неполноправные.

1) Знать — верхушка франкского общества, отличающаяся своей принадлежностью к королевской службе. Правовой статус определялся размером штрафа за убийство по Салической правде. АНТРУСТИОНЫ (новая знать) — слуги и дружинники короля, находившиеся на особом доверии у короля, обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. КОРОЛЕВСКИЕ СОТРАПЕЗНИКИ – римляне, состоявшие на службе у короля, также пользовались более серьезной защитой, чем рядовые франки. Однако галло-римское население, не занятое службой в новой королевской иерархии, считалось ниже свободных франков.

2) Свободные франки — крестьяне-общинники, составляли основную массу населения.

3) Литы — неполноправные жители общины (прежние колоны), находящиеся в личной и материальной зависимости от господина. (Имели право вступать в договорные отношения, принимали участие в военных походах).

4) Рабы — приравнялись к вещам, не получили большого распространения, вследствие христианизации. Браки с рабами и рабынями были наказуемы или вели к потере собственного статуса.

Преступления, совершенные рабами и литами, карались строже: к ним применялись пытки при расследовании.

Социальные градации только в случае с несвободным населением были связаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти.

Добавить комментарий