Общественный строй в Китае

На протяжении средневековья в связи со сменой династий многие элементы государственного устройства Китая менялись, но его основные принципы оставались без изменений.

На вершине пирамиды государственной власти находился император, имеющий Мандат Неба на управление Поднебесной империей и именуемый Сыном Неба. Власть императора косвенным образом была ограничена вышеуказанным Мандатом, предписывавшим осуществлять управление в соответствии с конфуцианскими традициями, и определенной самостоятельностью функционирующего по этим традициям бюрократического аппарата. Как правило, императоры были приверженцами легистских, а аппарат — конфуцианских методов управления.

Стремясь держать чиновничество под контролем, императоры искусственно противопоставляли друг другу различные ветви и звенья аппарата, разделив его на исполнительную и контрольную ветви, курируемые, как правило, двумя фаворитами правителя.

Контрольная власть была представлена императорскими Канцелярией, Секретариатом и Палатой инспекторов-цензоров. В служебные обязанности инспекторов-цензоров входил не только контроль деятельности исполнительной власти, но и увещевать императора править по канонам, докладывая ему «правду» не с узковедомственных, а с общегосударственных позиций. Учитывая уникальную роль инспекторов в системе государственного управления, аппарат стремился внедрить на эти должности или «своих», или людей мягких, слабохарактерных, не обладающих способностями и несамостоятельных, которые не могли бы представлять опасности для чиновничества. С другой стороны, в различные периоды китайской истории реформаторской части шэньши удавалось провести существенные преобразования, опираясь именно на своих ставленников в Инспекторате, имевших прямой доступ к императору с правдивой информацией об истинном состоянии дел в стране.

Существовал только один способ миновать контрольные органы — добиться такого влияния на императора, что последний давал своему фавориту «собственноручную императорскую записку» с надписью в правом верхнем углу: «Тот, кто воспрепятствует прохождению документа, будет осужден… согласно статье о великой непочтительности и сослан на 3 тысячи ли».

Исполнительная власть состояла из трех ведомств: Палаты изучения донесений, Палаты императорских указов и собственно правительства — Ведомственной Палаты, включавшей в себя Палаты финансов, наказаний, церемоний, общественных работ, военных дел и своего рода «отдел кадров» — Палату чиновников.

В соответствии с китайской Табелью о рангах должности и титулы делились на 9 рангов, в каждом из которых было по 30 разрядов. Обычно сдавший госэкзамен на сюцая с отличной оценкой мог претендовать на восьмой высший разряд первого ранга, сдавший на удовлетворительно — на восьмой низший разряд. Долгом чиновника было иметь безупречный моральный облик, т. е. строго соответствовать своему месту в обществе и аппарате. В случае «потери лица» у чиновника тринадцатого разряда отбиралось удостоверение шестого разряда и он мог в будущем снова дослужиться не выше двенадцатого разряда. Ученые степени не аннулировались. Кроме того, для чиновников существовали правовые наказания пяти степеней: тонкими бамбуковыми палками (до 50), толстыми бамбуковыми палками (до 100), каторгой до трех лет, ссылкой (до 1500 км) и две степени смертной казни (удавка и отрубание головы). Чиновник жил, сознавая, что за послушание его ждет награда, за ошибки наказание, за ослушание — смерть.

Центральному правительству подчинялись губернаторы 20-25 провинций со штатом чиновников провинциального управления, губернаторам провинций — начальники 300-360 областей-oкpугов, a последним — начальники 1500 уездных управ-ямэней, надзирающих за 150-250 тысячным населением уезда. Начальники ямэней составляли основание пирамиды государственной бюрократии Китая: если в функции высшего и среднего звена государственной администрации входила циркуляция документов и контроль их исполнения, то полторы тысячи уездных начальников непосредственно управляли многомиллионным китайским народом.

Уездный начальник самостоятельно набирал штат ямэня (писарей, палачей, сборщиков налогов, секретарей из числа местных шэньши и неудачников госэкзаменов) и обеспечивал сбор налогов и выполнение других повинностей в опоре на неформально существующее местное самоуправление (общинная верхушка, главы корпораций, старосты деревень и 10-дворок). Как правило, во избежание приезда работников ямэня (это уже беда), население стремилось все свои обязанности перед властями выполнить в срок.

Уездный начальник получал от государства чисто символическое жалованье, в десяток раз превосходящее доход простолюдина, и был заинтересован в своевременном и полном сборе налогов с подведомственного ему населения для поддержания собственного благосостояния и оплаты нанятого им штата ямэня (с ХVIII в. для ослабления лихоимства чиновников на уездном уровне государство стало доплачивать им «серебро для поддержания честности», в 10-20 раз превосходящее их основной оклад. Поскольку чиновничество в Китае подвергалось принципиальной ротации каждые 3 года, у них не было заинтересованности глубоко вникать в дела и кропотливо ими заниматься (часто вместо уездного начальника фактически правил нанятый им секретарь-шэньши).

Установление периодизации государственно-правового развития Китая в Древнее время, Средневековье и Новое время по европейским критериям осуществить довольно сложно. Большинство историков полагают правильно ной династическую периодизацию средневекового Китая, которую представляют следующим образом:

XIII—XIV вв. — династия Юань (монгольская) (1279—1368 гг.);

  • — XIV-XVII вв. — династия Мин (1368-1644 гг.);
  • — XVII — начало XX в. — маньчжурская династия Цин (1644—1911 гг.).

Общественный строй. В конце III в. в Китае была введена надельная

система землепользования (чжань тянь), каждый лично свободный простолюдин имел право получить семейный отдел (на мужчину выделялось 40 му, на женщину — 20 му), к которому можно было получить дополнительно надел для содержания вола или раба в размере 20—30 му приусадебной садово-огородной земли, не подлежащей перераспределению. Со всей этой земли платились фиксированные налоги.

Существовал единый термин для обозначения большинства населения — «подлый люд» (цзянь жэнь), статус которых противопоставлялся аристократии — «доброму народу» {лян минь), знатность которой определялась принадлежностью к старым кланам Китая. В китайском средневековом обществе домонгольской эпохи размежевание шло по линии аристократов и не-аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. К зависимому населению относились государственные крепостные (гуапьху), казенные ремесленники (гуи) и музыканты (юэ), частновладельческие и зависимые безземельные работники (буцой).

В годы владычества династии Тан (618—907 гг.) земельный надел передавался от имени государства на период трудоспособности людей, поэтому подлежал перераспределению. Каждый имевший свое поле должен был платить налог в казну: с 80 му для мужчин, 40 му для женщин, а семейный надел облагался налогом в 120 му и 3 даня. Кроме этого женщины обязывались сдавать в казну шелк или пряжу, а мужчины нести трудовую повинность в течение 20 дней в году.

По декрету 624 г. надельная система была изменена: женщина могла получать землю только в том случае, когда в семье не было мужчин; мужчины получали по 80 му, а женщины-вдовы — 30 му, причем последние освобождались от налогов. Зерновой налог с мужского надела был 2 даня. Крестьянин мог покинуть дом и надел, однако он имел право вернуться и получить их обратно, а пришлый, занявший их, был обязан вернуть их прежнему владельцу. Казенные земли либо передавались в наследственное пользование, но не в вечное, так как степень знатности с каждым новым поколением понижалась на ступень, а после пятой вообще исчезала, либо в служебное пользование на срок службы чиновника.

Крестьяне составляли большинство населения страны, их статус был законодательно закреплен: земля находилась в их владении, но они не могли свободно распоряжаться, оставлять необработанной или бросать ее.

Особую прослойку общества составляли монахи буддийских и даосских монастырей.

В период правления династии Сун (960—1279 гг.) столица государства переехала на юг, поэтому исторически сложилось название династии — Южная Сун, в период правления которой началось бурное развитие науки, астрономии, техники и технологии печати. На территории Китая периода династии Сун сосуществовали две империи: государство Ляо, основанное тунгусским племенем киданей (китаев) на территории Маньчжурии, Внутренней Монголии и северной части современных китайских провинций Хэбэй и Шаньси, и государство Ся Западное (империя Си-Ся), образованное тангутами, которые заселили земли вдоль северо-западной границы. Китай был вынужден подписать с ними договор, в соответствии с которым платил им ежегодную дань.

В области сельского хозяйства сунские императоры продолжали прежнюю политику, касавшуюся обеспечения крестьян землей и взимания с них за это налогов. В 780 г. была отменена надельная система. Земельный фонд Китая был представлен следующими землями: а) казенные земли категории гуань-тянь (владения знати и двора, храмовые и чиновные земли) обрабатывались сидевшими на них крестьянами, платившие налоги владельцам земли; б) земли категории минь-тянь (основа земельного фонда империи), каждый из владельцев платил казне в среднем доу (10 л) зерна с му. В этот период были введены различные налоговые льготы для бедных и неполномерных крестьянских дворов, однако разорение крестьянских хозяйств привело к появлению в китайской деревне немалого слоя малоземельных и безземельных, угнетенных и недовольных, что стало основой для крестьянских движений в XI—XII вв.

Ван Аньши (1021 — 1086 гг.) провел реформы в целях укрепления централизованной власти, увеличения доходов казны и ограничения интересов частных владельцев:

  • — обмер полей с целью создания новой системы налогообложения;
  • — меры для улучшения ирригационного хозяйства;
  • — государственное страхование под невысокий процент;
  • — создание специального управления, занимавшегося централизованными закупками зерна;
  • — создание ополчения па рекрутской основе и учреждение централизованных арсеналов;
  • — централизация всей торговли и транспорта;
  • — выдача государственных ссуд крестьянам.

Однако эти реформы после ухода с поста канцлера Ван Аньши были отменены либо не доведены до конца.

В эпоху династии Юань, или монгольского владычества (1271 —

1367 гг.) все население Китая было разделено по этническому принципу: монголы; выходцы из азиатских исламских государств; китайцы северной части Китая; китайцы юга Китая. Коренное население Китая обладало меньшей правоспособностью, чем первые две категории.

Государственный строй. С X в. власть правителя, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, стала передаваться по наследству, а сама персона императора провозглашалась неприкосновенной.

Центральное управление включало следующие государственные органы:

  • — Государственный совет из числа высших сановников, включая близких родственников императора;
  • — канцлеры (цзайсян — левый канцлер и чжичэн — правый канцлер);
  • — три палаты, осуществлявшие управление страной, при этом одна палата руководила органами исполнительной власти (гиэнами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии;
  • — Шаншугиэн (правительство Китая) включал шесть ведомств (шэнов), три из которых были предназначены для управления империей, а три обслуживали императора. Шаншушэн был целиком занят управлением, в его сложной структуре отражаются почти все полномочия государства: 1) Управление чинов, ведавшее подбором кадров и назначениями по всей империи; 2) обрядов, контролировавшее соблюдение норм поведения и общественного порядка; 3) налогов, занимавшееся учетом податного сословия, распределением наделов, сбором налогов и оценкой земли; 4) Управление военными делами, в функции которого входили содержание войск, охрана рубежей, контроль за военными поселениями на границах и соответствующие назначения; 5) наказания, контролировавшее все суды (кроме уездного), тюрьмы, а также содержание преступников; 6) общественных работ, следившее за исполнением трудовых повинностей, строительства. Канцлер чжичэн отвечал за работу первых трех ведомств перед канцлером цзайсян, считавшимся главным;
  • — цензоры-прокуроры специальной палаты Юйшитай контролировали работу канцлеров и всех шести ведомств, имея право лично докладывать императору о правонарушениях;
  • — Имперский секретариат, Имперская канцелярия, занимавшиеся церемониалом.

Местное управление. В период Тан страна была разделена на 10 провинций (дао), в состав которых входили области (чжоу), делившиеся на уезды (сянь), которые подразделялись на категории по размерам, населению и сумме собираемых налогов.

Административным аппаратом в провинциях являлись чиновничьи управы во главе с наместником-губернатором, подобное же управление было на уровне областей и военных округов. В уезде власть принадлежала начальнику, назначаемому на срок до трех лет в не родной местности и имевшему право формировать штат помощников из числа местных жителей {писгуя, служки, стражники).

Все чиновники для определения их ранга и степени (девять рангов, основная и приравненная степень) обязывались сдавать специальные экзамены в трех турах соответственно в уездных, провинциальных и столичных центрах. Экзамен проходил в письменной форме, под строгим надзором комиссий из центра, в закрытом помещении.

В XIV в. в эпоху Мин было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору для контроля за всем государством — Парчовые халаты. Единицей денежной системы страны стала ассигнация и мелкая медная монета.

  • Му — земельная мера в Китае (в разных районах меняется от 0,015 до 0,32 га, наиболеераспространено значение 0,067 га) и в Гонконге (0,084 га).
  • Один дань равнялся одному центнеру зерна.
  • Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних философов,и прежде всего Конфуция, уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, рассуждать на отвлеченные философские темы, обладать литературным вкусом и писать стихи.Сдавшие экзамен допускались на сдачу экзамена второй ступени, а сдавшие удачно две ступени — третьей.

Китай известен в качестве лидера развивающихся стран. Развитие происходит во всех сферах от науки и медицины до производства и искусства. Это государство неоднократно доказывало, что является без преувеличения самым развитым государством в мире. Так было на протяжении всей истории.

Культура Китая в средние века
В Средневековье развитие Китая было намного выше, чем у европейских стран. Это было военизированное государство с развитой культурой. В то время особенностью Китая было то, что здесь жители исповедовали сразу три религии. В других государствах была одна официальная религия, а также шла постоянная борьба за господство той или иной веры. В Китае исповедовали конфуцианство, буддизм и даосизм. Самой молодой и новой религией для Китая в Средневековье был Буддизм. Большая часть буддистов была родом из Индии, изначально именно там и исповедовали эту веру. Когда данная религия появилась в Китае, это дало толчок для развития философии и литературы в государстве. Даосизм не считали за религию, это была философия и жизненный выбор человека. Конфуцианство боролось за лидерство с буддизмом, стремительно набиравшим популярность в Китае. Те, кто исповедовал конфуцианство, верили, что человек может совершенствоваться при помощи обучения и получения образования. Данная религия помогала людям совершенствовать самих себя.

Развитие Китая в сфере производства
В сфере производства Китай всегда занимал лидирующее место. Именно Китай возглавляет производство огромного множества важных продуктов сегодня. Китайцы считаются создателями бумажной валюты. В Средневековье все европейские страны пользовались монетной валютой, в Китае же перешли на бумажные деньги. Это было большим прорывом в финансовой и производственной сфере. Выпуск бумажной валюты требует меньших затрат, чем выпуск монет.
До средних веков в Китае не было развито производство бумаги, что делало невозможным массовое производство книг. Во времена правления династии Сун в Китае была разработана технология производства бумаги, что дало толчок для начала печатания книг лёгких для перевозки. Многие из этих технологий используются и в наше время.
Именно в Китае был изобретён лунный календарь где измеряются все фазы Луны. Рыбаки и охотники со всего света могут пользоваться данным календарём, чтобы точно знать, когда нужно отправляться на рыбалку или охоту. Так промысел будет приносить больший результат.

Правление в государстве
В каждой стране был сильный лидер, в планы которого входил захват земель. В Китае таким лидером был Король Хан, сейчас он больше известен как Чингисхан. Чингисхан являлся монгольским ханом. Именно он в XIII веке захватил Китай с целью обучиться у китайцев тактике ведения боя в крепостях, так как монголы были отличными бойцами только в степной местности. Чингисхан был сильным лидером, сумевшим захватить немало земель. Его сын продолжил политику отца и привёл под свой контроль всю Восточную Русь. При Чингисхане государство окрепло, начали развиваться торговые пути. Чингисхан стал основателем династии Юань.
Чингисхан долго путешествовал, и в первой трети XIII века он захватил немало земель. Король пообещал китайцам, что откроет торговые линии и обеспечит успешную торговлю всем китайским купцам. Самым страшным последствием открытия торговых путей стало распространение чумы на территории Китая. Торговцы привозили в месте с товарами из Европы эту страшную болезнь. Чума унесла очень много жизней. Это привело к концу династии Юань.
Следующие правители Китая являлись представителями династии Мин. правители этой династии стали спасителями Китая после чумы и запустения государства. На протяжении долгих десятилетий династия Мин возвращала Китаю былое величие, при этом развивая страну. Именно при этой династии была восстановлена Великая стена и построен Императорский дворец. Кроме того, снова начала развиваться культура, причём это развитие происходило в довольно быстром темпе. Китай снова вернулся на свой пьедестал и вновь стал величайшим государством в мире.

Общественный строй
Все люди в Китае делились на три категории: Благородные люди, добрые люди и дешёвые люди. Благородные люди являлись духовной или светской знатью, чиновничеством и военными. Их освобождали от налогов и прочих повинностей в пользу государства и императора. Добрые люди были ремесленниками и земледельцами, они также являлись налогоплательщиками. Именно это сословие и платило больше всего налогов. Дешёвыми людьми называли рабов и неполноправных крестьян, слуг и батраков.
Крестьяне находились в ужасном положении. Вся земля находилась во владении императорской династии. Крестьяне были вынуждены платить немалые налоги в казну государства, чтобы иметь право пользования землёй. На протяжении лета крестьяне тяжело трудились на небольших клочках земли, чтобы вырастить урожай. Осенью сборщики налогов объезжали всю страну и отнимали большую часть урожая у крестьян за пользование землёй. Чиновники заставляли крестьян строить дворцы бесплатно. Император выдавал землю безвозмездно только чиновникам.
Бедственное положение крестьян привело к началу Крестьянской войны в Китае в 875 году. Хуан Чао возглавил армию восставших крестьян. Предводитель был умным человеком, а его смелости можно было только позавидовать. Крестьяне громили вотчины феодалов, всё имущество знати распределялось между бедняками. Правительство не могло подавить беспорядки. Хуан Чао предложили перейти на службу к императору, где ему бы хорошо платили, но за это нужно было сдать своих соратников. Предводитель отказался и продолжил грабить феодалов вместе с другими крестьянами. Когда восставшие приблизились к столице, император покинул страну, а предводитель крестьян стал руководить страной. Однако в 884 году его убили.

Судопроизводство
В Китае судопроизводству уделяли особое внимание. Дела рассматривали и в судебных, и в административных органах власти. Императора считали верховной судебной властью. Старейшины деревни могли решать незначительные для государства дела. В провинциях были созданы специальные органы, ведавшие судопроизводством в сфере тяжких преступлений. Если на уровне деревни или провинции не удавалось решить дело, то его перенаправляли в Верховный суд, где решение по судебному делу уже выносил император.

Развитие торговли и флота
В период правления династии Мин в Китае был создан мощнейший флот, предназначенный для торговли и совершения экспедиций. Однако китайские мореплаватели так и не смогли сделать открытия, их опередили Васко да Гама и Колумб. Экспедиции китайского флота обходились казне в довольно большие суммы, поэтому их решили прекратить.

Государственный строй.

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии:

1) Шан (Инь) — XVIII-XII вв. до н.э.;

2) Чжоу — 12 в. до н.э. — 221 г. до н.э.;

3) Цинь — 221 г. до н.э. — 207 г. до н.э.;

4) Хань — 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.

В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабо-владельческого государства в феодальное.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие — судей, писцов, сборщиков налогов и др. — профессиональные чиновники.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный Ван (император), которому воздавались почести, как «сыну неба». Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией.

Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках «тремя старцами». Каждый из «старцев» руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью. Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ.

Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей:

а) поземельная подать — каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна;

б) натуральная повинность — каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году;

в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земле-дельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовы-вало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна — сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско.

В каждую из 36 образованных областей были назначены по два упра-вителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209″г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Ни-кто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена цар-ской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государ-стве являлся ван, в период распада единого государства — правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, в последствии — император. В состав централь-ного государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации. С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи.

Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с «разбойниками», разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы.

Общественный строй.

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер.

Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорив-шиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное «броском кабана». В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования — так называемой системой цзинтянь («колодезные поля»). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с «общего» поля, которое обрабаты-валось всеми общинниками, шел вану, правителю царства.

Урожай с «частных» полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьян-ских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки «общих» полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и ос-тавляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему «колодезных полей». В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV—XI вв. до н.э.) из общей массы населения выдели-лась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев — социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внеш-нее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламенти-рованы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проника-ют и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь са-новником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с III в. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать — имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать начало средневековой истории традиционного Китая. Eще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога.

При периодизации истории Китая в средние века необходимо учитывать периодические смены царствующих династий и становления крупных империй. Государство непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах.

Распад Ханьской империи в III в. в результате концентрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внутренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне — податными держателями государственных наделов:

  • податные первого разряда — мужчины и женщины от 16 до 60 лет, получившие «наделы в пользование» и «податные наделы», урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю;
  • податные второго разряда — все другие члены крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получивших наделы в половинном размере.

Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облагались налогами и повинностями и должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего).

Новый вариант надельной системы (система «равных полей») был введен в 485 году в Северном Китае при династии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением — под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земельного участка, предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

Надельная система означала не только укрепление традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной.

Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению.
Танское законодательство формально запрещало продажу надела, но многочисленные оговорки (надел можно было продать в случае переезда семьи, с целью совершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали росту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впоследствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собственников.

Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратизма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением должностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных огромными военными полномочиями для борьбы с непрекращающимися набегами кочевников и пр. Губернаторы превратились со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резервов казенных земель, предназначенных для раздачи сельскому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие и предотвратить социальный взрыв, в 780 году в Китае была введена новая система «двухразового налога», при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам своего землевладения. Одновременно были сняты запреты с продажи, отменены переделы земли, что создавало новые возможности для роста основанного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения.

Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству.
Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьянских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.

В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань. Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую бюрократическую организацию, приспособленную для выкачивания налогов с податного крестьянства. Интересно отметить, что именно в это время резко возросла в Китае численность рабов, оброчных невольников.

Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стремилась поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые установили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции1911-1913 гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем.

Сословно-классовая структура Китая в средние века

Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности определялось термином «сэ» (цвет), указывающим на принадлежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями.

Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись законом и традицией, которые закрепляли объем прав и обязанностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр.

В социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы:

  • «благородных» людей;
  • «добрых» людей;
  • «подлых» людей.

Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, «благородных» лиц — светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладельцами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну.
В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии — чиновничеству. Образованная сословная группа — шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных крестьян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слой лиц, непосредственно причастных к власти, — окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический государственный аппарат, вторую — огромная армия кандидатов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной власти Китая.
Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки образование и сдавших экзамены. Фактически получить образование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность «достойных людей».
В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладельцев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от «благородных», могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика покупки почетных званий и ученых степеней.
Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов.

Представители второй непривилегированной сословно-классовой группы «добрых» людей относились к простонародью, «мелкому люду». Это в основном мелкие земледельцы и ремесленники, на которых и лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.

К третьей сословно-классовой группе «подлых людей» относились неполноправные свободные и бесправные — государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, нередко прикрепляемых к земле.

Государственный строй

В средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в древнем Китае.
Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций отдельных органов управления:

  • общеадминистративных;
  • надзорно-контрольных;
  • судебных;
  • военно-командных.

Те или иные звенья этой системы подвергались перестройке, менялись их полномочия и названия в связи с изменением задач, стоящих перед государством.

В зависимости от усиления централизации или под воздействием децентрализаторских тенденций изменялось и соотношение полномочий центральных и местных органов власти, как это имело место, например, в VIII в. в танском Китае, когда военные губернаторы фактически превратились в бесконтрольных местных правителей.

Фундамент процветания централизованной империи в Китае заложили императоры династии Тан (618-907 гг.), когда за счет земельной реформы, дававшей систематические поступления налогов в казну, а также использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города, а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля, находившиеся под жестким контролем государства.

Состав системы государственного управления средневекового Китая:

  • император;
  • Государственный совет;
  • канцлеры — левый (старший) и правый (младший);
  • 6 ведомств (министерств):
  1. чинов (назначений);
  2. обрядов;
  3. налогов (доходов);
  4. военное;
  5. судебное (наказаний);
  6. общественных работ.

Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров — левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ.
Эта классическая конфуцианско-танская модель высших органов управления существовала в Китае столетиями, получив особенно разностороннее воплощение в минском Китае, после ликвидации монгольского господства (1368-1644 гг.). Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества — уделы, земли которых считались их собственностью. Императорский двор, включавший большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государственном управлении. Одновременно развивался и усложнялся специальный иерархически организованный центральный аппарат чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-контрольного органа, и пяти комиссариатов, высших военно-командных органов.

Местное управление

Империя Тан включала десять провинций (дао) — области (чжоу) — уезды (сянь). Все административные единицы различались по размерам сумм уплачиваемых налогов и соответственно делились на категории, что отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, назначаемых из центра и контролировавшихся им.

Административно-территориальное деление в минском Китае строилось на тех же принципах, но деятельность военно-бюрократического аппарата, его органов (связанных отношениями взаимной ответственности перед императором, соподчинения, контроля) на местном уровне, как и на уровне общеимперском, была значительно усложнена, в том числе и за счет усиления военных функций, что явилось прямой реакцией на недавнее иноземное господство. Местное управление в минском Китае строилось так, чтобы исключить сепаратизм, сосредоточение власти в руках одного человека, чтобы деятельность местных органов не только систематически проверялась, но и перепроверялась.

В провинции действовала триада управленческих органов: административных, военных и надзорно-контрольных, во главе которых стояли уполномоченные, чиновники высоких рангов.
Административное управление в каждой провинции возлагалось на двух уполномоченных — «левого» и «правого», которые имели штат помощников. В их обязанности входили: учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды.

В особом положении среди трех управленческих провинциальных служб находилось надзорное управление, призванное контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Ему, как и другим управлениям, принадлежали и самостоятельные судебные функции. Это управление контролировало разрешение судебных дел в других управлениях, выполняло роль апелляционного суда.

На всем протяжении средневековой истории Китая в низовых территориальных единицах сохранялись органы самоуправления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители деревенской общины были связаны круговой порукой благодаря системе десятидворок, созданной для сбора налогов, несения трудовых повинностей и пр.

В состав минской империи включались удельные княжества, закрепляемые за сыновьями, внуками императора. Они не обладали ни административной, ни судебной властью, а при некоторых минских императорах имели лишь военные полномочия. Им шла определенная часть местных налогов.
На особом положении в империи были некоторые самоуправляющиеся провинции, населенные представителями других народов. Местные вожди этих территорий, расположенных вдоль юго-западных границ Китая, оставались правителями после утверждения их китайским императором. Они включались тем самым в особую группу местных чиновников, которым по образцу китайских чиновников присваивались ранги, но не выплачивалось жалованье от императора.

Суд в средневековом Китае

В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей — выборный старейшина деревни.

Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник.

В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями — убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы:

  • «управа административных дел», осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел;
  • «управа по военным делам», где расследовались дела военных;
  • «управа по рассмотрению судебных дел», т.е. по делам другого населения.

Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять амнистии, а также смягчать наказание.

Армия средневекового государства в Китае

Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов.

В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью.

С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых заключался в создании крепкого централизованного государства, вместо найма вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена.

В Минской империи сохранялась старая система «войск округов» и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти.
Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах.
Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях. Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились особые войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.

В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-территориальными округами, входили в правительство.

Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.

Добавить комментарий