Общие нормы административного права пример

Задание 1

Понятие и виды административно-правовых норм. Подберите в нормативных правовых актах соответствующие нормы административного права и выпишите по три примера:

  • а) обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы;
  • б) материальные и процессуальные нормы;
  • в) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации;
  • г) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов исполнительной власти Омской области (иного субъекта РФ, где Вы проживаете)

Ответ:

А. Обязывающие нормы административного права, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме.

КоАП РФ Статья 25.6. «Свидетель»

«Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний»;

КоАП РФ Статья 26.4 «Экспертиза»

«До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта».

КоАП РФ Статья 26.6. «Вещественные доказательства»

«Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела».

Управомочивающие нормы административного права, т.е. предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления.

КоАП РФ Статья 22.2. «Полномочия должностных лиц»

«2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

КоАП РФ Статья 23.2. «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»

«1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса».

КоАП РФ Статья 25.1. «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении»

«1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом».

Запрещающие нормы административного права, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме.

КоАП РФ Статья 1.6. «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением»

«1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом».

КоАП РФ Статья 4.1. «Общие правила назначения административного наказания»

«5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение».

КоАП РФ Статья 3.5. «Административный штраф»

«2. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда».

Б. Материальные нормы административного права, юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников, регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-право- вой статус органов управления и их должностных лиц.

КоАП РФ Статья 1.4. «Принцип равенства перед законом»

«1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств».

КоАП РФ Статья 3.1. «Цели административного наказания»

«1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица».

КоАП РФ Статья 2.2. «Формы вины»

«1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

Процессуальные нормы административного права, определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права.

КоАП РФ Статья 28.2. «Протокол об административном правонарушении»

«1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса».

КоАП РФ Статья 28.5. «Сроки составления протокола об административном правонарушении»

«1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения».

КоАП РФ Статья 29.6. «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении»

«1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела».

В. Нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации

Конституция РФ;

Федеральные конституционные законы РФ;

Федеральные законы;

Указы и распоряжения президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

Ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти;

Примеры:

Федеральный закон РФ «О полиции», N 3-ФЗ от 07.02.2011 (Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции)

Трудовой кодекс (ТК РФ), N 197-ФЗ от 30.12.2001 (Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений)

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), N 195-ФЗ от 30.12.2001 (Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях)

Г. Нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов исполнительной власти Омской области:

Примеры:

Законом Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях»

Закон Омской области от 24 марта 2014 года № 1618-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «О выборах в органы местного самоуправления Омской области»

административный власть правонарушение

Задание 2

Гражданин Кудрин, проживающий в селе Орловка Марьяновского района Омской области, изготовил с целью сбыта 3 литра самогона. Участковый уполномоченный полиции по данному факту составил протокол об административном правонарушении. Административная комиссия вынесла постановление о назначении административного наказания гражданину Кудрину в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Дайте юридическую оценку ситуации. Ответьте на вопрос — правомерно ли решение административной комиссии?

Ответ: Данная ситуация расценивается как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 56. Закона Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» (Изготовление или хранение в целях сбыта самогона, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки либо изготовление или хранение в целях сбыта аппаратов для их выработки, а равно сбыт указанных крепких спиртных напитков или аппаратов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.)

Так как, в соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях», УУП уполномочен составлять по данному факту протокол об адм. правонарушении, а в соответствии с гл. 23 КоАП РФ и ч. 1 ст. 66 Закона Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях», материалы дела по данному адм. пн рассматриваются административными комиссиями, создаваемыми в установленном порядке в городе Омске, районах Омской области, — то решение административной комиссии с. Орловка Марьяновского района Омской области является правомерным.

Задание 3

Граждане Новиков и Гарин, находившиеся в нетрезвом состоянии в кинотеатре во время сеанса, нецензурно выражались, сопровождали оскорбительными репликами происходящее на экране, за что были задержаны сотрудниками полиции. Начальник органа внутренних дел подверг Новикова и Гарина административному аресту сроком на 7 суток.

Квалифицируйте данное деяние, раскройте его юридический состав. Правомерны ли действия начальника органа внутренних дел?

Ответ: В действиях гр. Новикова и Гарина усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».

Объектом данного административного правонарушения является общественный порядок.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В соответствии с ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ мелким хулиганством признается нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, выражающие явное неуважение к обществу и нарушающие общественный порядок.

Субъектом анализируемого правонарушения могут быть только граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Тот факт, что назначать административный арест в качестве меры административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1 КоАП РФ, имеет право только судья (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), указывает на то, что действия начальника ОВД не правомерны.

Задание 4

Участковый уполномоченный полиции при проверке паспортного режима в квартире по улице Комарова застал 15-летнего Кузнецова, 16-летнего Новицкого и 18-летнего Сизова в одурманенном состоянии. В квартире чувствовался сильный запах бензина. На кухне квартиры участковый уполномоченный обнаружил банку с бензином и три полиэтиленовых пакета.

Квалифицируйте деяние, раскройте его юридический состав.

Ответ: В данной ситуации усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ».

Объектом анализируемого административного правонарушения являются охрана здоровья несовершеннолетних и общественная нравственность. Виновный посягает не только на нормальное воспитание несовершеннолетнего, но также и калечит его здоровье, приучая употреблять алкоголь и одурманивающие средства.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный вовлекает несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (бензин в данном случае).

Данное правонарушение совершается в форме действий: виновный именно вовлекает несовершеннолетнего в употребление указанных веществ, т.е. ведет себя активно. Оконченным оно считается с момента допущения указанных выше действий.

Субъектом анализируемого правонарушения являются 16-летний Новицкий и 18-летний Сизов.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины. Для квалификации анализируемого административного правонарушения не имеют значения мотивы лица, привлекаемого к ответственности (личный интерес, зависть, корысть, стремление поднять свой авторитет в глазах несовершеннолетних и др.).

Задание 5

Начальник органа внутренних дел оштрафовал на пятьсот рублей гражданина Намина, который в пьяном виде произвел 7 выстрелов из охотничьего ружья в ограде своего дома. Ружье у гражданина Намина решением начальника органа внутренних дел было конфисковано.

Дайте юридическую оценку ситуации. Составьте протокол об изъятии оружия.

Ответ: Действия гр. Намина в данной ситуации расценивается, как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах» (ч. 3: Стрельба из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах, совершенное группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок три года с конфискацией оружия и патронов к нему).

Административное правонарушение заключается в том, что виновный нарушил общественный порядок и общественную безопасность, выстрелив из оружия (охотничьего ружья) в населенном пункте (т.е. в не отведенном для этого месте), находясь при этом в состоянии опьянения.

Анализ меры административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 20.13 КоАП РФ показывает, что конфискация оружия и патронов к нему является обязательным дополнительным наказанием, а в соответствии с ст. 3.7 КоАП РФ конфискация назначается только судьей, то дело по данному адм. пн должно было рассматриваться судьей (ч.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Следовательно, действия начальника ОВД в отношении гр. Намина были не обоснованы и не правомерны.

Главная » Юристу » Примеры административных норм

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Административные нормы

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям. Наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные.
Материальные нормы определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования. Например, примером материальной нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии.
В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы. Обязывающие нормы. Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках. Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности.
Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия.
Запрещающие (запретительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий. Рассмотрим примеры подобных норм, обратившись к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения».
Так, пунктом 1 ст. 19 запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения, а п. 2 данной статьи — эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Запрещающие нормы, так же как и обязывающие, составляют значительную часть в общем объеме административно-правовых норм.
На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).
Уполномочивающие (дозволительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках. В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти.
Так, применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (отметим, что служба судебных приставов структурно входит в Министерство юстиции РФ) регламентировано ст. 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах». В соответствии со ст. 18 данного Закона судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие.
Рекомендательные нормы. Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров. Рассмотрим в качестве примера Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета министров — Правительства РФ N 1090).
Абзацем 4 п. 4.1 названных Правил установлено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Иногда рекомендательные по форме нормы по сути носят характер обязывающих. Так, Указом Президента РФ N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» рекомендовано лицам, замещающим государственные должности РФ, ее субъектов и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных данным Указом в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
В частности, предусмотрено, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

— соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
— проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
— проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.
Стимулирующие нормы (нормы-стимулы). Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия. Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм).

Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.
Нормы-принципы. Как правило, они определяют основную направленность содержания нормативных правовых актов, формулируют основополагающие тезисы, задачи, на решение которых направлено административно-правовое регулирование конкретной сферы общественных отношений. Например, ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливаются основные принципы ее обеспечения.
Нормы-ритуалы. Особенностью данного вида норм является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер.
Так, согласно ст. 7 Федерального конституционного закона N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» при официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна РФ.
По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.
По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются:
• на общие, регламентирующие наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеющие широкое применение;
• на межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер;
• на отраслевые, регулирующие отношения, складывающиеся в определенных, достаточно узких сферах, в том числе требующих специфического государственного регулирования.
По действию во времени:
• срочные, для которых определен срок действия;
• бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм.

Административные наказания
Административный иск
Административный контроль
Административный надзор
Административный протокол


| | Вверх

ТЕМА 2

ЗАДАНИЯ:

1. На основе анализа нормативных правовых актов по курсу «Административное право РФ» приведите по два примера:

· обязывающих;

· запрещающих;

· рекомендательных;

· дозволительных;

· материальных и процессуальных административно-правовых норм.

Ответ:

1.Обязывающие нормы права — предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. (Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со всей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу а так же в издержках по его содержанию и сохранению. Пример 2 . Платить за проезд в автобусе.)

2.Запрещающие нормы— возлагающие на субъекта обязанность воздержаться от совершения запрещенных законом действия. (Пример Запрещено продавать детям до 18 лет. спиртные напитки и сигареты)

3.Рекомендательные нормы— устанавливающие варианты желательного, с точки зрения законодателя, поведения (деятельности) субъектов права в определенной сфере общественных отношений.

(Примером рекомендательной нормы является деятельное раскаяние, предусмотренное ч. 1 ст. 75 УК РФ законодатель рекомендует лицу, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести, добровольно явиться с повинной, способствовать раскрытию и расследованию преступления, возместить причиненный ущерб или иным образом загладить вред, причиненный в результате преступления, и вследствие данного деятельного раскаяния деяние перестает быть общественно опасным и, как следствие, лицо освобождается от уголовной ответственности.)

4.Дозволительные— дозволительное указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны (Пример: Традиционно, первая суббота февраля встреча выпускников, но никто не заставляет туда идти. или одевать шапку зимой. А шапку одевать надо.)

5.Материальные нормы — характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а так же ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений. (Например: Право граждан на объединение, свободу слова, свободный труд, охрану жизни и здоровья. )

Процессуальные нормы —определяют порядок реализации прав и исполнения обязанностей.(Например, у гражданина есть право обращаться в суд за защитой, норма процессуального права устанавливает сроки исковой давности, т. е. в какой срок и как гражданин должен обратиться в суд.)

2. Дайте видовую классификацию по юридическим основаниям следующих административно-правовых норм:

— «Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством»;

— «Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу»;

— «Граждане имеют право создавать творческие союзы»;

— «Полиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека»;

— «Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней»;

— «Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством производится путем изъятия водительского удостоверения»;

— «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения».

Ответы:

1.Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее — лицензия).

2.Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3.Творческое объединение можно открыть просто так.
3 человека друзей собрались, провели собрание и учредили Творческое объединение. Можно его зарегистрировать, как юридическое лицо, а можно и не регистрировать.

4. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

5. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток.

По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

6. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста- машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист – машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.

7.Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

3. Дайте видовую классификацию по юридическим основаниям следующих административно-правовых отношений:

— инспектор ГИБДД назначил штраф гражданину Петрову;

— прокурор дал санкцию на изъятие бухгалтерских документов в Департаменте строительства;

— отдел юстиции зарегистрировал устав общественного объединения «Правопорядок»;

— правительство РФ оказало финансовую помощь жителям города Волгодонска;

— министр обороны уволил офицера Иванова из Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья;

— произошло совместное совещание руководящего состава Министерства по налогам и сборам и ФСНП.

Ответы:

1.При любом правонарушении инспектор ГИБДД обязан составить протокол.

2. Бухгалтерские документы могут быть изъяты органами дознания предварительного следствия прокуратуры и судами, а также налоговыми инспекциями. На основании их постановлений изъятие оформляется протоколом, копия которого под расписку вручается должностному лицу организации.

3. Решение о государственной регистрации общественного объединения, союза принимается соответствующим регистрирующим органом на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений.

4. Вертикальные административные- правоотношения- (м.б. в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти.

5. Согласно ст. 81 ТК РФ увольнение работника в период болезни (временной нетрудоспособности) не допускается за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. А в случае если медицинское заключение признает работника полностью неспособным к трудовой деятельности, то в соответствии со ст. 83 ТК РФ совершается прекращение трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон, то есть увольнение.

6. Горизонтальные административные- правоотношения.

(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-власт­ные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, тако­го рода правоотношения не столь распространены в сфере государст­венного управления, как вертикальные.

ЗАДАЧИ

1. В семье механика Гаврилова сыну Николаю исполнилось 18 лет. У дочери Гаврилова родилась дочка, на семейном совете ее решили назвать Ларисой. Супруга Гаврилова по конкурсу была принята на работу в Министерство финансов. Через 10 дней пришло письмо из деревни, умер дедушка Николая.

Дайте характеристику приведенным юридическим фактам и возникающим на их основе административно-правовым отношениям.

2. Глава администрации Краснодарского края издал распоряжение «Об экстренных мерах по уборке урожая 2001 г.». Согласно данному распоряжению все автотранспортные предприятия без исключения были обязаны выделить по 2 специально оборудованных автомобиля для перевозки зерна.

Дайте юридическую оценку возникшим правоотношениям. Обоснуйте правомерность изложенных административно-правовых норм.

3. Генеральный директор Государственного унитарного предприятия «Фугас» Николаев издал приказ, согласно которому охране предписывалось взимать штраф в размере 20 рублей с работников, неправильно паркующих свои транспортные средства на территории предприятия.

Ваше мнение о законности норм, отраженных в приказе директора Николаева.

Ответы:

1.В семье механика Гаврилова сыну Николаю исполнилось 18 лет. (Он стал совершеннолетним.). У дочери Гаврилова родилась дочка, на семейном совете ее решили назвать Ларисой.(свидетельство о рождении). Супруга Гаврилова по конкурсу была принята на работу в Министерство финансов. (трудовое отношение). Через 10 дней пришло письмо из деревни, умер дедушка Николая (свидетельство о смерти).

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

1. Нормы административного права по целевому назначению:

— Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).

— Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).

— Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).

— Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).

— Вводящие в действие другие нормы.

2. По способу правового воздействия:

— Обязывающие (содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

— Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).

Это нормы, содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений

— Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)

— Рекомендательные (предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).

По юридическому содержанию:

— Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей).

— Процессуальные (определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений).

Их, в свою очередь можно поделить на:

a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).

b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).

c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).

4. По уровню обобщенности правила:

— Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).

— Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

— Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

5. По территории применения:

— Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).

— Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).

— Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

— Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

— Административно-правовые нормы учреждений.

6. По времени действия:

— Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).

— Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).

7. По кругу адресатов:

— Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).

— Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)

Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен­тирующие:

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла­сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен­ных предприятий и учреждений;

д) административно-правовой статус общественных объедине­ний;

е) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные.

По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от­расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу­дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе­ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за­крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).

8. По порядку принятия:

— Принятые в порядке единоначалия.

— Принятые коллегиально: путем голосования или путем консенсуса.

— Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.

— Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.

У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.

Способы реализации административно-правовых норм:

— исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)

— соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)

— использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)

— применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти.

Оно практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу­альных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).

Понятие и признаки административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений – субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

Административно-правовые нормы классифицируются на определённые виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет их классификация по нескольким основаниям.

1. Деление по назначению имеет наиболее общий характер, поэтому основными видами административно-правовых норм являются материальные и процессуальные. Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, их ответственность и их административно-правовой статус, определяют правовой режим, в рамках которого должна функционировать система государственного управления. Поэтому подобные нормы часто называют статичными. К примеру, это нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти или обязанность соответствующих должностных лиц выдать в установленный срок документ. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов управленческих отношений, а их исполнение, применение и соблюдение обеспечиваются в необходимых случаях мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процедуру реализации материальных норм, т.е. процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Поэтому подобные нормы можно назвать динамичными. Например, эти нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях или по жалобам граждан. Они определяют порядок реализации в рамках регулируемых управленческих отношений юридических прав и обязанностей, установленных материальными административно-правовыми нормами.

2. По методу воздействия на поведение субъектов и по характеру предусмотренных правил поведения административно-правовые нормы делятся на предписывающие, управомочивающие и запретительные. Они по-разному воздействуют на поведение участников правоотношений. Для примера можно рассмотреть статью 30.2 КоАП РФ, в которой говорится о порядке подачи жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях. Предписывающей нормой является часть 2 данной статьи, где говорится, что жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (предписывает совершить действие). Управомочивающей нормой будет считаться часть 3 статьи, где говорится, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу, уполномоченному её рассматривать (управомочивает совершить действие по выбору). Запретительной нормой является статья 29.2 КоАП, в которой перечислены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй, членом коллегиального органа либо должностным лицом (запрет совершать действие).

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся на императивные, рекомендательные и диспозитивные. Императивные нормы содержат правила, которые однозначно определяют поведение субъектов при наступлении описанных в норме условий, при этом другие правила поведения по усмотрению сторон правоотношения возникать не должны. Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам правоотношения возможность самостоятельно определять свои права и обязанности в рамках нормы, но в административном законодательстве из-за специфики государственного управления они встречаются редко.

4. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие деятельность государственных органов, предприятий и организаций, регулирующие поведение граждан, регулирующие деятельность общественных и религиозных организаций и регулирующие деятельность государственных служащих. При этом административно-правовые нормы распространяются также на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории РФ.

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с заранее установленным сроком действия) и бессрочные. В качестве примера срочных норм можно привести акты о чрезвычайном положении, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами (стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п.), в качестве примера бессрочных — любые нормы, действующие вплоть до своего официального изменения или отмены (например, Правила дорожного движения). Административно-правовые нормы приобретают юридическую силу с момента подписания содержащих их нормативных актов либо в предусмотренный для их вступления в силу срок. Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные, вне зависимости от их срочности или бессрочности.

6. По действию в пространстве административно-правовые нормы делятся на нормы, предусмотренные многосторонними соглашениями и действующие на территории нескольких государств (например, нормы СНГ), нормы федерального законодательства (действующие на всей территории РФ) и нормы субъектов РФ (действующие на территории субъектов РФ).

7. По объёму регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые и отраслевые. Действие общих норм распространяется на все сферы и отрасли государственного управления. Они регламентируют наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти и обычно содержатся в законодательстве, указах Президента и постановлениях Правительства РФ. Межотраслевые нормы регламентируют общие для всех или многих отраслей государственного управления аспекты управленческой деятельности и имеют при этом специальный характер. В качестве примера можно привести антимонопольное или экологическое законодательство. Отраслевые нормы регулируют управленческие отношения, возникающие в пределах сферы, закреплённой за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерствами).

Административно-правовой контроль

Контроль в общесоциальном смысле можно определить как систему способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции её поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми нормами. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с. Это определение справедливо и для правового контроля, как воздействия государства на физических и юридических лиц с целью охраны правопорядка, регуляции их поведения и приведения его в соответствие с правовыми нормами. Любая группа или организация, имеющая свои интересы и ценности, создаёт нормы, направленные на защиту этих интересов и ценностей, поэтому социальный контроль — необходимое условие жизнедеятельности любой социальной группы или организации (в особенности государства).

Правовой контроль состоит из системы правовых норм (моделей должного поведения) с идеальной стороны, и из системы субъектов (институтов или уполномоченных лиц) правового контроля с материальной стороны. Правовая норма — это идеальный образец поведения человека. Реальное же поведение людей контролируют другие люди на основе этих норм, которые должны соблюдаться всеми. Поэтому эффективность правового контроля определяется степенью реализации правовых норм в поведении людей.

Добавить комментарий