Общие условия предварительного расследования понятие сущность значение

Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.

Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.

Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок. Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований. Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.

К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:

1) формы предварительного расследования;

2) подследственность;

3) соблюдение места производства предварительного расследования;

4) соединение и выделение уголовных дел;

5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;

6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;

7) составление и оформление протокола следственного действия;

8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;

9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

11) участие специалиста, переводчика и понятых.

Характеристика этих общих условий дается ниже.

Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)

Все уголовное судопроизводство строится на требованиях, что каждое совершенное преступление должно быть расследовано. Законом (ст.150 УПК) предусмотрено две формы расследования:

1) предварительное следствие;

2) дознание.

Предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК. В этой части перечислены номера статей и их части из УК РФ, по которым предварительное расследование производится в форме дознания. Однако, по любому из этих преступлений может производится предварительное следствие по письменному указанию прокурора.

По уголовным делам иных преступлений, относящихся к категории небольшой и средней тяжести, не входящих в перечень составов преступления ч.3 ст. 150 УПК, дознание может производится по письменному указанию прокурора.

Какая же форма расследования является основной — предварительное следствие или дознание? Большинство ученых-процессуалистов к основной форме относят предварительное следствие по следующим основаниям:

1) число уголовных дел, расследуемых в форме предварительного следствия, значительно превышает число уголовных дел, расследуемых в форме дознания;

2) в форме предварительного следствия расследуются наиболее сложные дела и по категории – тяжкие и особо тяжкие;

3) сроки производства предварительного следствия значительно превышают сроки производства дознания;

4) следователи наделены уголовно-процессуальным законом большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватели.

Существует несколько признаков отличия этих форм расследования между собой.

Первый признак – в органах, проводящих расследование (ст.151 УПК). Предварительное следствие производится следователями только четырех ведомств:

1) прокуратуры;

2) органов федеральной службы безопасности;

3) органов внутренних дел;

4) органов налоговой полиции.

Дознание производится дознавателями следующих органов:

1) органов внутренних дел;

2) органов налоговой полиции;

3) органов пограничной службы РФ;

4) органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ;

5) таможенных органов РФ;

6) органов Государственной противопожарной службы.

По некоторой части уголовных дел дознание может производиться также следователями прокуратуры, ОВД и органов налоговой полиции.

Второй отличительный признак – сроки производства предварительного следствия и дознания.

Срок предварительного следствия (ст.162 УПК) не превышает 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела, т.е. в этот двухмесячный срок предварительное следствие должно быть закончено. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено.

Установлен определенный порядок продления срока предварительного следствия. Первое продление до 6 месяцев может быть осуществлено прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. Дальнейшее продление срока по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, может быть осуществлено прокурором субъекта РФ, приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. После этого продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителями. Интересно, что предельные сроки продления законом не устанавливаются, поскольку невозможность этого определяется интересами установления истины по делу. Но в каждом конкретном случае они определяются сроками давности уголовного преследования (ст.78 УК РФ).

В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором не выше одного месяца со дня поступления данного дела к следователю. Дальнейшее продление срока в этих случаях производится на общих основаниях.

Во всех случаях возникновения необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит постановление, представляя его прокурору не позднее 5 суток до дня истечения срока следствия. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника о продлении срока предварительного следствия.

Срок дознания по уголовным делам, установленный законом (ст.223 УПК), равняется 15 суткам со дня возбуждения дела и он может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Других возможностей продления срока дознания закон не предусматривает. Это срок дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Срок дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие законом установлен в 10 суток со дня возбуждения дела, по окончании которого орган дознания направляет дело прокурору.

Третий отличительный признак между предварительным следствием и дознанием выражается в объеме деятельности, выполняемой органами следствия и дознания. Как уже отмечалось выше, следователи по ряду дел могут производить дознание, а дознаватели не правомочны осуществлять предварительное следствие. Следователь при производстве предварительного следствия производит все необходимые следственные действия, регламентированные УПК, а объем деятельности дознавателя зависит от вида дознания:

1) дознания по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия;

2) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

В первом случае орган дознания вправе после возбуждения уголовного дела произвести неотложные следственные действия, перечень которых законом не определен. После их производства и не позднее 10 суток со дня возбуждения дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно — розыскные мероприятия только по поручению следователя. Но, если по такому делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Во втором случае орган дознания после возбуждения дела вправе производить любые необходимые следственные действия, но в 15-дневный срок.

Четвертое отличие предварительного следствия от дознания состоит в оформлении итогов расследования уголовного дела. Предварительное следствие оканчивается составлением обвинительного заключения (ст.215 УПК), а дознание – обвинительного акта (ст.225 УПК).

И, наконец, пятое отличие выражается в более широкой процессуальной самостоятельности следователя по сравнению с дознавателем. Об этом подробно говорилось в теме «Участники уголовного судопроизводства».

Подследственность.

Понятие, виды и значение подследственности (ст.151 УПК РФ)

Подследственность – это признаки уголовного дела, позволяющие определить компетенцию органа предварительного следствия или органа дознания.

Различаются следующие признаки, характеризующие подследственность:

1) предметный (родовой) – по квалификации преступления;

2) территориальный (местный) – по месту совершения деяния;

3) персональный – по особенностям субъекта преступления;

4) альтернативный – по правомочию расследования дела тем или иным органом.

Виды подследственности определяются в полном соответствии с указанными признаками.

Предметная (родовая) подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ч.2, 3 ст.151 УПК РФ).

Территориальная (местная) подследственность определяется местом совершения преступления и, таким образом, расследование производится тем органом, на территории деятельности которого было совершено преступление (ст.152 УПК). Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если же преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. В целях обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности.

Персональная подследственность обуславливается особенностями субъекта преступления, к числу которых УПК РФ 2002 года относит только служебное или иное положение. Персональная подследственность определяется подпунктами «б», «в» п.1 ч.2 и ч.4 ст.151 УПК РФ.В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем или иным органом в зависимости от того, кем выявлено преступление или кем возбуждено уголовное дело, налицо альтернативная подследственность. Она определяется ч.5 и 6 ст.151 УПК.

Подследственность уголовных дел, соединенных в одном производстве и, если они подследственны разным органам предварительного расследования, определяется прокурором (ч.7 ст.151 УПК).

Значение института подследственности в уголовном процессе состоит в том, что она отражает компетенцию конкретного органа расследования, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования преступления.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

УПК РФ Глава 21. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

РАССЛЕДОВАНИЯ

  • Статья 150. Формы предварительного расследования
  • Статья 151. Подследственность
  • Статья 152. Место производства предварительного расследования
  • Статья 153. Соединение уголовных дел
  • Статья 154. Выделение уголовного дела
  • Статья 155. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела
  • Статья 156. Начало производства предварительного расследования
  • Статья 157. Производство неотложных следственных действий
  • Статья 158. Окончание предварительного расследования
  • Статья 158.1. Восстановление уголовных дел
  • Статья 159. Обязательность рассмотрения ходатайства
  • Статья 160. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества
  • Статья 160.1. Меры по обеспечению гражданского иска
  • Статья 161. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

ПЛАН:

Введение

1. Понятие и сущность общих условий предварительного расследования

2. Классификация общих условий предварительного расследования

3. Краткая характеристика общих условий предварительного расследования

Введение

Неотъемлемой­составной­fастью­досудебного­уголовного­процесса­являет-ся­уголовно-процессуальный­институт­общих­условий­предварительного­рассле-дования.­В­истории­отеfественной­науки­и­практики­уголовного­процесса­дан-ный­институт­периодиfески­вызывал­интерес­правоведов-уfеных,­правоведов-практиков.­Актуальность­исследования­данного­института­в­современных­условиях­обусловлена­кризисом­законности­в­целом,­кризисом­законности­в­уго-ловном­процессе­и­в­его­досудебных­стадиях.­Не­менее­актуально­исследование­общих­условий­производства­в­стадии­возбуждения­уголовного­дела,­при­этом­особенно­в­соfетании­с­исследованием­общих­условий­предварительного­рассле-дования.

1. Понятие и сущность общих условий предварительного расследования уголовных дел

Понятие общих условий предварительного расследования в виде определенной дефиниции в отечественном уголовно-процессуальном праве не было определено.

Среди отечественных ученых-правоведов всегда отсутствовали и в настоящее время отсутствуют единые взгляды относительного понятия общих условий предварительного расследования. Известные русские процессуалисты, среди которых В.К. Случевский, И.Я. Фойницкий, С.И. Викторский, С.В. Познышев, не формулируя дефиницию общих условий предварительного следствия, ограничивались тем, что приводили их перечень и осуществляли правовую характеристику каждого условия, ориентируясь на свое понимание сути отечественного права и предварительного следствия.

Так, к условиям предварительного следствия С.И. Викторским были отнесены:

1. Начало производства предварительного следствия по делу лишь при наличии к тому законных поводов и оснований;

2. Скорость (быстрота) предварительного следствия;

3. объективность предварительного следствия;

4. полнота предварительного следствия;

5. место производства предварительного следствия;

6. соблюдение следователем правил о территориальной (местной) подследственности и исключений из данных правил;

7. наблюдение прокурора за производством следственных действий.

В свою очередь, С.В. Познышев считал, что условиями предварительного следствия являются его быстрота, всесторонность, а также объективность (беспристрастность) судебного следователя и его обязанность собирать и сохранять все фактические данные, которые могут иметь значение для всестороннего освещения дела в суде. Также он относил к важнейшим условиям предварительного следствия также состязательность сторон при его производстве, однако только в случае, когда оно организовано по английскому образцу.

Известный русский специалист в области уголовного преследования, дознания и предварительного следствия А.А. Квачевский, в отличие от вышеупомянутых авторов сформулировал достаточно пространное определение условий предварительного следствия: «Следственное производство состоит из ряда действий и распоряжений, из коих каждое имеет в законе особые правила, находит место в порядке производства. Но есть общие условия и правила, относящиеся более или менее ко мне сем действиям и мерам, к общему строю их… Закон скупится на подробные определения деятельности следователя, представляет многое его личному усмотрению… Но давая простор личному усмотрению следователя, закон предполагает полезность его следствия в интересах истины и правды, а не произвола и злоупотребления власти; для устранения последних следователь находит руководство в общих началах, вытекающих из существа его обязанностей, свойств следственной власти и подлежащих производству местных действий. В этом отношении общие начала не уступают места законным постановлениям и заслуживают с ними равного внимания, выясняя их, указывая им настоящее значение».

В тоже время А.А. Квачевский полагал, что общими условиями и правилами предварительного следствия являются:

1. общие понятия о предварительном следствии;

2. полнота, скорость, безгласность и письменность предварительного следствия;

3. следственная подсудность;

4. место производства предварительного следствия;

5. начало предварительного следствия;

6. существо обязанностей и степень власти судебного следователя.

Анализ научных трудов вышеуказанных и иных ученых-правоведов второй половины девятнадцатого и начала двадцатого столетия позволяет сделать вывод о том, что у них отсутствовал единый взгляд на сущность условий предварительного следствия и их систему. Более того, большая часть авторов проводило параллели между такими категориями, как общие условия предварительного следствияи условия проведения отдельных следственных действий; общие условия предварительного следствия и принципы уголовного производства, реализуемые в ходе расследования уголовных дел.

Советский период характеризуется длительным отсутствием исследований, касающихся понятия общих условий предварительного расследования. Данный факт объясняется тем, что в рассматриваемый период было принято говорить и писать не об общих условиях предварительного следствия, указанных в главе десятой УПК РСФСР 1923 г. и в главе десятой УПК РСФСР 1960 г., а о принципах предварительного следствия. Следовательно, характеризуя дореволюционный советский период логично говорить о том, что исследователи того времени ставили знак равенства между принципами и общими условиями предварительного следствия.

После реформирования советской уголовно-процессуальной системы, которое относится к 1958-1970 гг. большинство советских ученых перестали отождествлять общие условия предварительного расследования и принципы уголовного процесса. Не ставят знак тождества и современные отечественные авторы. Понятие общих условий предварительного следствия дается в учебниках, монографиях, диссертациях по-разному, однако в этих определениях немало общего. Едиными являются мнения авторов о том, что общие условия предварительного расследования обладают следующими характеристиками:

1. они являются наиболее общими требованиями (положениями, правилами), предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом;

2. они выражают характерные черты данной стадии процесса;

3. они признаны обеспечивать наиболее благоприятные возможности для выполнения функций следователя и реализации принципов уголовного судопроизводства в ходе расследования уголовных дел;

4. способствуют достижению задач, стоящих перед следствием и дознанием;

5. обеспечивают реализацию прав и законных интересов участников уголовного производства;

Мы убеждены, что общие условия предварительного расследования необходимо рассматривать в качестве составной части уголовно-процессуального права, уголовного судопроизводства, науки уголовного процесса и, конечно же, учебной дисциплины.

Чтобы наиболее верно определить понятие общих условий предварительного расследования, необходимо первоначально выяснить значение такого термина, как «условия». В русском языке данный термин подразумевает под собой правила, установленные в какой-либо деятельности. Если правила устанавливаются законом, то в этой связи, они становятся нормами права. Следовательно, является очевидным факт того, что общие условия предварительного расследования установлены УПК РФ, т.е. уголовно-процессуальным правом, поскольку они являются именно общими уголовно-процессуальными нормами, правилами. Нам представляется очевидным, что вместо понятия «общие условия предварительного расследования» можно использовать тождественное ему понятие «общие уголовно-процессуальные нормы о предварительном расследовании».

Мы солидарны с А.В. Михайловым, который считает, что каждое общее условие предварительного расследования обладает иными признаками правовой нормы:

1. Является общим правилом, которое действует непрерывно во времени, пространстве, в отношении неопределенного круга лиц;

2. Закрепляет общеобязательные правила поведения для всех людей и участников уголовно-процессуальных отношений, возникающих в процессе расследования уголовных дел;

3. Определяет общеобязательные границы возможного и должного поведения людей в случае вовлечения их в уголовный процесс в качестве участников предварительного расследования;

4. Регулирует существо правил поведения участников предварительного расследования, закрепляет существо их прав и обязанностей;

5. Обязывает участников предварительного расследования совершать те или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым произвол с их стороны.

Значение общих условий предварительного расследования состоит в том:

· что они устанавливают общий и обязательный порядок производства, обеспечивающий защиту прав лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальную деятельность.

· они создают правовую базу для формирования законодателем большинства особенных процессуальных норм, регулирующих производство по уголовному делу в стадии дознания и предварительного следствия

· общие условия предварительного расследования определяют его сущность, формы и систему, порядок вовлечения в уголовно-процессуальную деятельность соответствующих должностных и иных лиц;

· они создают определенные гарантии для соблюдения законности и иных принципов уголовного процесса следователем и иными должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, а также обвиняемыми, потерпевшими и иными участниками уголовного расследования.

Таким образом, мы солидарны спод общими условиями предварительного расследования понимаются установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса единые правила (требования), определяющие порядок производства по уголовному делу.

Общие условия производства предварительного расследования — процессуальные правила, установленные уголовно-процессуальным законом, которые выражают характерные черты, особенности пред-варительного расследования как стадии уголовного судопроизвод-ства и определяют соответствующие требования к процессуальным действиям и решениям, применяемым в ходе производства предва-рительного расследования.

Классификация общих условий предварительного расследования

Классификация (от лат.classis – разряд, класс и facio–делаю, раскладываю) — это система соподчиненных понятий какой-либо области знания; используется в качестве средства для установления связей между элементами, совокупность которых образует единое целое.

В целях научного, практического и учебно-методического обобщения составляются классификации общих условий предварительного расследования. Так, В.И. Никандров выделяет классификацию общих условий предварительного расследования:

1. Вытекающие из принципов уголовного судопроизводства;

2. Вытекающие из положений уголовно-процессуального кодекса;

3. Определяющие особенности собирания и процессуального закрепления доказательств на предварительном следствии.

В свою очередь В.А. Михайлов приводит следующую классификацию общих условий предварительного расследования, которая базируется на разносторонности подходов законодателя Российской Федерации и к их правовому регулированию. Представим их в рамках четырех групп.

Первую группу составляют условия, которые предусмотрены главой 21 УПК РФ (ст.150-161).

Вторую группу образуют те условия, которые в УПК РФ прямо не названы общими условиями предварительного расследования, хотя, по сути, являются таковыми. Они предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом РФ в гл. 22 «Предварительное следствие» (ст.162-270) и гл. 32 «Дознание» (ст.223, 223.2).

Третью группу составляют условия, которые также в Уголовно-процессуальном кодексе не обозначены как общие, хотя являются таковыми. Они предусмотрены в Уголовно-процессуальном кодексе в части первой «Общие положения».

В четвертую группу входят те условия, которые прямо не предусмотрены нормами УПК РФ, но прямо вытекают из соответствующих его положений. В данном случае имеются в виду цели, задачи, система предварительного расследования, его полота, всесторонность, объективность и др.

По такому основанию, как роль общих условий предварительного расследования в регулировании производства предварительного следствия и дознания, все они могут быть классифицированы на следующие группы:

1. Общие условия предварительного следствия основополагающего характера:

· Понятие, цели, задачи, функции и формы предварительного расследования (ст. 6,7, 9-23, п.2 ч.2 и ч.3 ст.40, ч.1 ст.150, ст.157 УПК РФ);

· Привлечение соответствующих лиц к участию в производстве предварительного расследования (ст. 42-60, 159, 160, 168-171, 119-127 УПК РФ)

· Обязательность производства предварительного следствия, подведомственность и подследственность уголовных дел (ч. 2-4 ст.150, ст. 151, 152 УПК РФ)

· Непосредственное производство предварительного следствия самим следователем или дознавателем

· Сроки производства предварительного следствия или дознания (ст.128-130, ч.3 ст.153,ст.162, ч.1 ст. 221 УПК РФ)

2.Общие условия, определяющие структурные элементы предварительного расследования:

· Место производства предварительного расследования (ст.152 УПК РФ)

· Начало предварительного расследования (ст.156 УПК РФ)

· Общие правила производства следственных действий (ст.164, 165 УПК РФ)

· Документирование производства предварительного расследования (ст.166, 167 УПК РФ)

· Соединение и выделение уголовных дел; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст.153-155 УПК РФ)

· Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ)

· Принятие мер обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества (ст.115, 116 УПК РФ)

· Обязанность рассмотрения ходатайства (ст.159 УПК РФ)

· Заявление и рассмотрение отводов

· Предупреждение участников предварительного расследования о недопустимости разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ)

· Окончание предварительного расследования (ч.1 ст.158)

· Восстановление уголовных дел (ст. 158.1)

3. Общие условия, определяющие порядок взаимодействия органов предварительного расследования:

· Производство неотложных следственных действий (п.2 ч.2 и ч.3 ст.40, ч.5 ст.152 и ст.157)

· Основы производства следователем предварительного следствия по делам, подведомственным органам дознания (ч.4 ст.150, п.4 ч.1 ст.226 УПК РФ)

· Основы проведения дознания следователями (ч.3 ст.151, п.4 ч.1 ст.226 УПК РФ)

· Производство предварительного следствия следственной группой (ст.163 УПК РФ)

4. Общие условия, определяющие основы руководства, контроля и надзора в стадии предварительного следствия:

· Основы процессуального руководства и процессуального контроля в стадии предварительного расследования (ч. 1 и ч.3 ст. 41, ст. 39)

Общие условия предварительного расследования – это такие уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на протяжении всей стадии предварительного расследования, определяя ее содержание. Общие условия подчинены принципам уголовного процесса и являются их проявлениями в конкретной стадии.

Виды общих условий предварительного расследования в учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они изложены в статьях УПК (глава 21 УПК называется «Общие условия предварительного расследования» и содержит 14 статей – 14 видов общих условий).

С учетом сложившихся традиций условно можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования, связанные:

1) с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением (подследственность, принятие дела к производству, взаимодействие органов расследования);

2) с обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования (соединение и выделение дел, начало, срок и окончание расследования, тайна расследования, общие правила производства следственных действий, установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, восстановление утраченных уголовных дел);

3) с обеспечением прав и законных интересов участников расследования (обязательность рассмотрения ходатайства, меры по защите участников процесса, меры попечения о детях и иждивенцах обвиняемого, меры обеспечения гражданского иска, судебный порядок получения разрешения на следственное действие, участие переводчика).

Подследственность уголовных дел

Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) – ст. 151 УПК и территориальную (местную) – ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ.

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).

Универсальная подследственность – это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Данная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ вне зависимости от квалификации преступления (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК).

Орган расследования, установив, что уголовное дело не относиться к его компетенции, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело по подследственности. Уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания – через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).

Добавить комментарий