Объясните что свидетельствовало о начале становления абсолютизма

Абсолютизм – тип государственного устройства, когда монарх владеет неограниченной властью. Правитель опирается на централизованный чиновничий аппарат и регулярную армию, подчиняет себе церковь. В России начал формироваться с XVII века.

Исторические предпосылки в Европе и России

Абсолютная монархия как тип правления получила широкое распространение в Европе и существовала до XVIII века. В период Просвещения эту идею широко подхватили многие философы, учёные и писатели. В Европе абсолютизм существовал в XVII – XVIII вв. После Французской революции он постепенно изжил себя и уступил место демократизации. В России монархи обладали абсолютной властью до начала до XX века.

Отличительные черты абсолютной монархии

Основное отличие государственного строя при абсолютизме – полная централизация власти. К другим характерным признакам относятся:

  1. Развитый бюрократический аппарат.
  2. Регулярная полиция и армия.
  3. Дворянство является опорой монарха.
  4. Возвеличивание личности государя.
  5. Внутренняя политика способствует развитию экономики и промышленности.

Особенности формирования в России

Первые предпосылки формирования абсолютной монаршей власти наблюдались ещё во время правления Ивана Грозного. В XVII веке государственный строй стал быстро развиваться в этом направлении. Это можно отследить в разных сферах жизни государства:

  1. Изменился царский титул – в нём стала отражаться идея божественности царской власти и её самодержавный характер.

  2. Постепенно утрачивали своё влияние сословные представительства – Земские соборы, Боярская дума.

  3. Светская власть получила преобладание над церковной.

Земский собор – собрание представителей разных сословий в Русском государстве для решения политических и экономических вопросов. Являлся главным сословно-представительским учреждением. Существовал с середины XVI до конца XVII века. Последний раз собирался в 1684 году по вопросу перемирия с Польшей.

В начале XVII века к власти пришёл 16-летний царь Михаил Фёдорович. В начале своего правления он опирался на Земские соборы. В то время они собирались практически ежегодно. Постепенно царская власть крепла, и соборы стали проводиться всё реже.

Изменился состав Боярской думы – в него вошли родственники царя и приближённые к нему лица. Постепенно увеличивалось количество думных дьяков.

С приходом к власти царя Алексея Михайловича чётко обозначился переход политического строя к абсолютной монархии.

Соборное уложение

В 1649 году был принят документ под названием Соборное Уложение. В него входило 25 глав. Основное содержание его – изменения в уголовном и судебном законодательстве.

Вторая глава Уложения полностью посвящена обереганию монаршей особы. За злой умысел против государя предусмотрена была смертная казнь. Кроме того, документ регламентировал порядок и устройство военной и государевой службы, а также вопросы управления страной. Соборное уложение было значительным шагом в развитии абсолютизма в России.

С середины XVII в. самодержцы перестали нуждаться в созыве Земских соборов. Боярская дума к концу столетия оставалась таковой только номинально. К концу 80-х годов бояр в ней осталось не более трети. Действовала она теперь нерегулярно. На её место возле государя пришла Ближняя дума – собрание лиц, наиболее приближённых к монарху.

После введения Соборного Уложения стали издаваться законы, подписанные именем царя. Боярская дума не участвовала в их написании. Большая часть указов государя Алексея Михайловича была издана им персонально.

Церковь и светская власть

Особенно остро встал вопрос отношений светской и духовной власти. Патриарх Никон мечтал сделать Россию мировым православным центром. Он стал проводить церковные реформы, которые были поддержаны царём, но привели к расколу среди верующих.

Однако Никон заявлял, что «Священство выше царства», что привело к конфликту с государем. В 1666 году прошёл Церковный собор, который сместил Никона с должности, но утвердил его нововведения. Это послужило ещё большему подчинению церкви государству.

Историческое значение

В XVII—XVIII веках абсолютизм имел важное прогрессивное значение. Он активно боролся с феодализмом, объединял государство, устраняя раздробленность. Церковь в это время была подчинена государственной власти. Успешно развивались экономические отношения внутри страны. Кроме того, централизация власти и введение регулярной армии позволяло подавлять народные восстания и осуществлять военную экспансию соседних государств.

Использованная литература:

  1. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей
  2. Н.Е. Колосов. Большая российская энциклопедия
  3. В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций
Оглавление
21 Реформация и контрреформация.
Возрождение и гуманизм
23 Страны Востока и колониальная экспансия европейцев

Что такое абсолютизм.

Аллегорическое изображение абсолютизма

Абсолютизмом называется форма прав­ления, при которой власть принадлежит только монарху. Абсолю­тизм пришел на смену сословно-представительной монархии, при которой правитель, принимая решения, учитывал мнения сосло­вий, а также знати. В период становления абсолютизма в широких слоях общества возросла заинтересованность в усилении верхов­ной власти. Дворянство видело в ней источник доходов, предпри­нимательские круги — гаранта стабильности и процветания. Уси­ление буржуазии привело к ее соперничеству с дворянством. Это соперничество позволило монархам ряда стран править, не счи­таясь с сословиями. Страной классического абсолютизма стала Франция.

Абсолютизм во Франции.

Генеральные штаты Франции

Основы абсолютизма были заложены в XV —XVI вв. Генеральные штаты тогда не созывались, их заме­нили собрания назначенных королем лиц (нотабли). В распоряже­нии короля находились развитый государственный аппарат, с помощью которого собирались налоги, и большая армия.

Правда, в крупных городах Франции существовали парламен­ты, которые несколько стесняли власть короля. Особенно этим отличался парламент Парижа, в обязанности которого входило регистрировать королевские указы и высказывать о них свое мне­ние. Короли стремились подчинить себе церковь и с ее помощью укреплять свою власть.

Абсолютизм окончательно утвердился во Франции в XVII в., после окончания религиозных войн при Генрихе IV. Одной из опор абсолютизма являлось стремление населения к миру, гарантию которого видели в сильной королевской власти. Генрих IV не обращал особого внимания на вопросы религии. Им были подобраны талантливые помощники, одним из которых стал герцог Сюлли.

СЮЛЛИ Максимильен
(полностью Максимильен де Бетюн (de Bethune), барон Рони (Rosny), герцог Сюлли с 1606 (Sully) (13 декабря 1560, Рони-сюр-Сен — 22 декабря 1641, Вильбон), французский государственный деятель, гугенот, один из ближайших советников Генриха Наваррского (Генриха IV Бурбона).
В правление Генриха IV Сюлли занимал ряд важных государственных постов, в 1599-1611 годах был сюринтендантом (министром) финансов Франции. Он укрепил финансовое положение государства, ликвидировал значительную часть государственного долга, реорганизовал систему откупов, уменьшил талью, увеличил косвенные налоги, провел монетную реформу. После гибели Генриха IV Сюлли лишился всех постов. В 1610-х годах он участвовал в выступлениях феодальной знати против королевской власти. Сюлли — автор мемуаров, в которых прославлял Генриха IV и самого себя.

Поддерживались промышленность и торговля, создавались крупные государственные мануфактуры, поощрялось основание част­ых мануфактур.

ЛЮДОВИК XIII Бурбон

(Людовик Справедливый, Louis Le Juste) (27 сентября 1601, Фонтенбло — 14 мая 1643, Сен-Жермен-ан-Ле), король Франции с 1610 из династии Бурбонов. Старший сын Генриха IV Наваррского и его второй жены Марии Медичи. Период правления Людовика XIII является вершиной французского абсолютизма.Начало самостоятельного правления молодого короля было омрачено феодальными смутами. В 1619-1620 на юге Франции начались волнения среди гугенотов. Людовик XIII лично принимал участие в военных действиях. Он охотно пользовался советами Ришелье, который в сентябре 1622 был назначен кардиналом. В 1624 Ришелье стал первым министром, и король, страдавший от многих болезней и приступов тоски, передоверил ему управление страной. Ришелье, полностью порвав с королевой-матерью, отказался от происпанской политики. Мария Медичи, составив новый заговор 10-12 ноября 1630, вместе со своими сторонниками потребовала отставки Ришелье, однако король предпочел своего ставленника. Мария была отправлена в ссылку, бежала в Брюссель и умерла в изгнании.

В мае 1635 Франция объявила войну Испании, в августе 1636 испанские войска стремительно приблизились к Парижу. Ришелье посоветовал королю начать эвакуацию столицы, однако король, проявив в данном случае характер, возглавил войско и лично участвовал в разгроме испанцев. Находясь много лет не в ладу с женой, Людовик примирился с ней, и в 1638 (после 23 лет брака) появился их первенец, будущий Людовик XIV. В 1642 король был вынужден отдать приказ о казни своего очередного фаворита, маркиза де Сен-Мара, который возглавлял заговор против Ришелье. Умер Людовик спустя пять месяцев после смерти своего первого министра.

Людовик XIII

В 1610 г. Генрих был убит католическим фанатиком. Королем стал его 9-летний сын Людовик XIII. Слабостью правительства воспользовались вельможи, которые спровоцировали беспорядки в ране. Укрепление абсолютизма произошло в годы правления кардинала Ришелье (1624— 1642), первого министра Людовика XIII. была ликвидирована «гугенотская республика» на юге страны, Ришелье принял решительные меры, чтобы подчинить непокорных аристократов. Замки были снесены, запретили дуэли между дворянами.

Людовик XIV де Бурбон

получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand), (5 сентября 1638, Сен-Жермен-ан-Ле — 1 сентября 1715, Версаль) — король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких государств Священной Римской империи, например, Бернард VII Липпский или Карл Фридрих Баденский).

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло, отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.

источник

Портрет Людовика XIV с семьёй. Николя де Ларжийер.

1643 г. королем стал Людовик XIV, которому было 5 лет. Он находился у власти до 1715 г., но до 1661 г. страной правил кардинал Мазарини, его первый министр, который продолжал полити­ку Ришелье. направленную на укрепление абсолютизма. Было подавлено выступление знати (фронда). Во время правления Ма­зарини чрезвычайно возросли налоги, укрепился центральный государственный аппарат.

Мазарини

Людовик XIV с 1661 г. лично занимался вопросами внешней и внутренней политики. Его правление характеризуется громкими военными победами в начальный период и катастрофическими поражениями в конце, покровительством наукам и искусствам и жестокими преследованиями свободной мысли. Людовик XIV вел решительную борьбу с парламентами. По преданию, в ответ на заявление, что парламент представляет государство, король про­изнес свою знаменитую фразу: «Государство — это я».

Абсолютизм в Испании.

Карл V

1500 — 1558 гг.

из династии Габсбургов, император Священной Римской империи в 1519-56 гг., испанский король (Карлос I) в 1516-56 гг. Проводил политику, направленную на защиту католицизма и сохранения гегемонии Испании в Европе и Америке. Пытался под знаменем католицизма осуществить план создания «мировой христианской державы». Развернул широкую кампанию по колонизации и экономическому освоению заокеанских владений. Вел войны с Францией (Итальянские войны 1494-1559 гг.), с Османской империей. Потерпел поражение в борьбе с немецкими князьями-протестантами и после заключения с ними Аугсбургского религиозного мира 1555 г. отрекся от престола, уступив в 1556 г. испанский трон сыну Филиппу II, а германский — брату Фердинанду.

Карл I.

В 1516 г. королем Испании стал Карл I. который унаследован и владения Габсбургов в Германии. В 1519 г. он стал и императором Священной Римской империи под име­нем Карла V. Под его властью оказались огромные земли, в том числе Америка. Говорили, что в империи Карла V никогда не за­ходит солнце. Испания состояла из нескольких ранее самостоя­тельных королевств, которые и после объединения сохраняли ав­тономию. Кастилия, Арагон, Каталония, Валенсия и Наварра имели свои сословно-представительные учреждения, своих вице-королей. Карл V стремился создать всемирную империю и рас­сматривал Испанию как источник средств и людей для армии. Сильно возрос налоговый гнет. Однако план создания мировой католической империи рухнул. В 1555 г. Карл V отказался от пре­стола и передал Испанию вместе с Нидерландами своему сыну

Филиппу II (1555-1598).

Филипп II (Felipe)

1527 — 1598 гг.

из династии Габсбургов, испанский король с 1556 г., присоединивший к Испании Португалию (1581). Сын Карла V. Продолжил политику отца, направленную на защиту католицизма и сохранение гегемонии Испании в Европе и Америке. Способствовал укреплению испанского абсолютизма. Усилил гнет в Нидерландах. Поддерживал инквизицию. Вел войны с Англией и Францией.

Портрет Филиппа руки Алонсо Коэльо

При Филиппе II в Испании особенно ярко проявились черты абсолютизма. Он имел свои особенности, связанные с господ­ством католичества. В стране свирепствовала инквизиция. Были при­няты суровые меры против потомков мавров, принявших хрис­тианство (морисков). В результате их преследования и истребления начался экономический упадок страны, который скоро обнару­жился и во внешней политике. Филипп II присоединил Португалию и поставил перед собой задачу завладеть Англией. Но утро не удалось. Испания успешно воевала с турками-османами, од­нако особых выгод от своих побед не получила. Самый тяжелый удар по могуществу Испании был нанесен в результате победы национально-освободительного движения в Нидерландах (1566 —1609).

Абсолютизм в Англии.

В XVI в. английские феодалы делились на старое и новое дворянство. Старое дворянство по-прежнему по­лучало со своих крестьян оброк или имело доход с должностей. Новое дворянство быстро богатело. Эти дворяне разводили в своих имениях овец, шерсть которых пользовалась большим спросом

под пастбища для овец они забирали крестьянские наделы. Кре­стьян сгоняли с земли, а образовавшиеся пастбища огораживали заборами. Недовольных безжалостно истребляли. Земля постепенно становилась объектом выгодного вложения капитала, богачи охотно ее приобретали, пополняя ряды дворян.

Гравюра «Овцы съели людей»

В далёком XVI веке в Англии появилось выражение: «Овцы съели людей» . Оно вошло в обиход из книги «Утопия» Томаса Мора.

«О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города» — Томас Мор, «Утопия»

Смысл заключался в следующем: в эти времена Англия стала производить хорошую шерсть, которую охотно и в больших количествах покупали во всей Европе. Спрос потянул за собой предложение, Англии понадобилось всё больше овец, а овцам нужны пастбища. Помещики-землевладельцы стали отбирать у крестьян земли, которые сдавали им в аренду под пахоту. А самим крестьянам оставалось идти куда глаза глядят – на земле им места больше не было. при этом. был введен закон против «бродяжничества», в результате которого около ста тысяч крестьян было повешено. Только при Генрихе VIII было повешено 70 тыс.за бродяжничество (при общей численности населения 4, 5 млн человек), многие умерли от голода Крестьяне, как класс исчезли

Этот процесс вошел в историю как «огораживание» .

С 1485 по 1603 г. Англией правила династия Тюдоров, с которой связано становление английского абсолютизма. Король Генрих VIII расправился с недовольной знатью. Эту политику продолжали его дочери королевы Мария Кровавая и Елизавета. Одним из важных

средств укрепления абсолютизма явилась реформа церкви при Генрихе VIII. Были закрыты все монастыри, а их земли конфис­кованы и переданы короне. Реформация проводилась в условиях жестокого террора. От англичан требовали полного подчинения

новой англиканской церкви. Отказ карался смертью. Церковь возглавлял король, духовенство ему подчинялось.

МАРИЯ I Тюдор
(18 февраля 1516, Гринвич — 17 ноября 1558, Лондон), английская королева с 1553 года, дочь Генриха VIII Тюдора и Екатерины Арагонской.
Вступление Марии Тюдор на престол сопровождалось восстановлением католицизма (1554) и жестокими репрессиями против сторонников Реформации (отсюда ее прозвища — Мария Католичка, Мария Кровавая). В 1554 году она вступила в брак с наследником испанского престола Филиппом Габсбургом (с 1556 король Филипп II), что привело к сближению Англии с католической Испанией и папством. В ходе войны против Франции (1557-1559), которую королева начала в союзе с Испанией, Англия в начале 1558 года лишилась Кале — последнего владения английских королей во Франции. Политика Марии Тюдор, шедшая вразрез с национальными интересами Англии, вызывало недовольство нового дворянства и нарождающейся буржуазии.

При Тюдорах усилилось стремление к захвату колоний. Елиза­вета поощряла действия пиратов. Пират Ф.Дрейк с небольшой эскадрой совершил второе в истории кругосветное плавание и ограбил многие испанские колонии. Англичане наживались не только на пиратстве, но и на работорговле.

ДРЕЙК Френсис

(1540, Тэвисток, Девоншир — 28 января 1596, Портобело, Панама), английский мореплаватель, вице-адмирал (1588).

В 1567 Дрейк принял участие в морской экспедиции Дж. Гаукинса в Вест-Индию, где англичане нападали на испанские корабли и колонии. Позднее Дрейк предпринял ряд самостоятельных пиратских рейдов в Вест-Индию. В 1577 с эскадрой из пяти судов Дрейк отплыл из Плимута, обогнул Южную Америку через Магелланов пролив и совершил ряд успешных нападений на испанские колонии тихоокеанского побережья Америки. При этом он впервые обследовал западное побережье Северной Америки вплоть 48° северной широты. Затем Дрейк пересек Тихий океан, прошел мимо Молуккских островов и в 1580 вернулся в Плимут с огромной добычей, совершив второе после экспедиции Фернана Магеллана кругосветное плавание.

В 1587 Дрейк внезапным налетом на Кадис уничтожил готовившиеся для нападения на Англию корабли Непобедимой армады. В 1588 он фактически командовал английским флотом при разгроме испанской Непобедимой армады. В 1595 Дрейк отправился в очередную пиратскую экспедицию в Вест-Индию, во время которой и скончался. Его именем назван пролив между островами Огненная Земля и Южными Шетландскими островами, срединяющий Атлантический и Тихий океаны.

Френсис Дрейк Над страницей работали: Красникова О., Гончарова Я., Кудина А. Алтухова О.

Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. 0000

Вопросы для самоконтроля:

  1. Объясните термин ,,огораживание»
  2. Почему Генрих 8 закрыл все монастыри и конфисковал земли?
  3. Сколько лет у власти была династия Тюдоров?
  4. В каком веке был заложен абсолютизм?
  5. В каком году Людовик 14 стал королём?
  6. Каковы причины отказа Карла 1 от престола ?
  7. Каковы причины усиления буржуазии во время абсолютизма во Франции?
  8. Что общего у Карла 1 и Карла 5
  9. Кто участвовал в убийстве Генриха4?
  10. Какова причина отказа Карла 5 от престола?
  11. К какому историческому периоду относится абсолютизм?
  12. Кто возглавил заговор против Ришелье?
  13. Что стремился создать Карл 5 своими действиями?
  14. В каком году Мария 1 Тюдор вступил в брак и с кем?

Вопросы подготовили студенты группы 1В

Дополнительная литература

Интресные факты из жизни Елизаветы I Тюдор

Введение. 3

1. Истоки самодержавия. 4

2. Начало императорского времени. 6

3. Просвещённый абсолютизм. 9

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

Абсолютизм (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17–18 века. В России абсолютизм существовал в 18 – начале 20 веков.

Народ не принимал никакого участия в государственных делах. Попытки вмешательства в политику самодержавия отдельных лиц или либерально настроенных групп общества немедленно пресекались. Знаменитый российский мыслитель середины XIX в. А.И. Герцен в связи с этим писал: «У нас лицо всегда было подавлено, поглощено… Свободное слово у нас всегда считалось за дерзость, самобытность – за крамолу; человек пропадал в государстве… Чем сильнее становилось государство, тем слабее лицо».

В данной работе мы рассмотрим абсолютизм в России.

1. Истоки самодержавия

С давних пор история российского абсолютизма вызывает много споров. Один из нерешённых вопросов – время его возникновения. Большинство историков признают, что предпосылки абсолютной монархии в России появились в обстановке острейшей политической борьбы второй половины XVI в. – в правление Ивана IV. Великий князь Иван Васильевич первым в истории России венчался на царство, сделав звание «царя всея Руси» официальным титулом главы государства. Иван IV использовал саму историю как инструмент в борьбе за единовластие. При нём было создано огромное по объёму историческое произведение «Лицевой летописный свод», основной идеей которого было обоснование исконности и закономерности русского «самодержавства». Неограниченная власть монарха более других государственных форм соответствовала политическим и экономическим условиям того времени. Опорой «государьской воли» Грозного стала опричнина (особая территория, где полновластие царя не знало никаких границ), значительно укрепившая централизованный административный и военный аппарат самодержавия. Иван IV понимал самодержавие как самовластие, о чём не раз высказывался: «Земля правится Божиим милосердием, а последнее нами, государи своими, а не воеводы и судьи», «Жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же».

Система единовластия Ивана Грозного получила своё продолжение в годы правления новой династии. В середине XVII в. царь Алексей Михайлович Романов предпринял дальнейшие шаги по ограничению сословно-представительных органов: всё реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при государе; появился в середине XVI в.), угасала роль Боярской думы (аристократического совета при государе). В Соборном Уложении (своде законов) 1б49 г. её функции определялись так: «Сидети в палате и по государеву указу всякие дела делати». Влияние Боярской думы на большую политику было гораздо значительнее в XV–XVI вв.

Стремясь укрепить царскую власть, Алексей Михаилович объявил тягчайшим государственным преступлением даже умысел на здоровье, честь и жизнь монарха. Ответственность за антиправительственные преступления была законодательно закреплена в Уложении 1649 г., в составлении и утверждении которого участвовал сам царь. Правонарушения против государства, т.е. самодержца, назывались с той поры «словом и делом государевым». «Слово» – злонамеренность, «дело» – само злоумышленное действие. Преступников безжалостно карали смертной казнью, причём границы между «словом» и «делом» не существовало. Члены семьи «изменников», включая и малолетних детей, также подлежали лишению жизни, если они не доносили о заговоре, не пытались предотвратить «дело». Этот страшный и жестокий закон вызвал шквал доносов и нередко служил средством сведения личных счётов, несмотря на то что и доносителей часто подвергали пыткам: вдруг не всё об измене поведали!

Глубоко религиозный, Алексей Михайлович тем не менее не считал грехом вмешательство во внутренние дела Православной церкви. Один из его современников свидетельствовал: «У нас государь царь благочестивый. Ереси никоторые не любит. И во всей его государьской земле ереси нет. У печати сидят книги правят избранные люди и безпрестанно над тем делом следят. А над теми людьми надзирают по государеву указу кому государь укажет».

При Тишайшем, как называли самодержца, произошло окончательное закрепощение крестьян.

«Вполне самодержавный властелин», по определению выдающегося русского историка В.О. Ключевского (1841–1911), Алексей Михайлович имел «беспредельную власть… над народом», его преобразования в области внутренней и внешней политики сформировали основы российского абсолютизма. Его старшие дети продолжили отцовские реформы. Фёдор Алексеевич (1676–1682 гг.) уничтожил местничество (древнюю наследственную служебную лестницу дворянства); пытался создать государственную систему социального призрения и благотворительности; опираясь на опыт «еуропских стран», готовил реформы в области финансов, а также науки и образования.

2. Начало императорского времени

Однако самый серьёзный вклад в развитие абсолютизма как системы внёс Пётр I. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, и Россия стала именоваться империей. Пётр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха (главу Русской Православной церкви), и Боярскую думу, которые могли так или иначе противодействовать единовластию царя. Во времена его правления абсолютная монархия впервые получила законодательное оформление. В Воинском уставе 1716 г. один из артикулов (от лат. articulus – «статья») гласил: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению, управлять». А в Духовном регламенте 1721 г. для Церкви было записано: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Пётр Великий много внимания уделял общественному мнению. По высочайшему указанию издавались переводы иностранных книг и составлялись произведения отечественных мыслителей о целесообразности и закономерности неограниченной монархии, укрепления империи, борьбы с несогласными. Трактат «Правда воли монаршей», написанный Феофаном Прокоповичем, напечатали в десятках тысяч экземпляров и распространили среди грамотного населения. В «Правде» доказывалось, что абсолютная верховная власть дарована императору свыше для блага подданных и отечества, а все его деяния оправданы, кроме «вредных».

Стремясь ввести Россию в семью европейских государств, Пётр и его сподвижники укрепляли её могущество, расширяли территорию, добивались выхода к Балтийскому и южным морям. Для успеха в военных баталиях нужны были новая, хорошо вооружённая регулярная (постоянная) армия и сильный флот. Для их строительства и содержания требовались огромные средства, которые выкачивали из населения с помощью государственной системы налогов. Абсолютизм оказался весьма «дорогим» государственным строем.

В.О. Ключевский писал о Петре I: «Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с её исторического русла и вогнать в новые берега»,

Известные дикие нравы Петровской эпохи и самого императора во многом были следствием его убеждения, будто людей можно образумить только «жесточью». Пётр говаривал: «Правды в людях мало, а коварства много». Не удивляет создание разветвленной системы полицейских органов, в том числе для специального расследования политических преступлений. По словам Ключевского, «страшные казни грозили всякому, кто хоть тайно, хоть наедине или во хмелю задумался бы: к добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли все эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет? Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности, было воспрещено».

Абсолютная монархия не могла обойтись без укрепления экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без промышленного прогресса, строительства мануфактур, развития горнозаводского дела. Пётр поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот. По заданию императора учёные и сановники занимались картографией, поисками и описанием месторождений полезных ископаемых, изучали водные богатства империи.

Власть была инициатором открытия учебных заведений, Академии наук, музеев и библиотек. Появились новые для России учреждения социальной помощи: инвалидные дома, госпитали для «зазорных младенцев» (незаконнорождённых и подкидышей), военные госпитали, приюты для русских солдат, вернувшихся из плена, и для «немцев» (как тогда называли помимо самих немцев ещё и шведов, голландцев и некоторых других европейцев).

Пётр Великий, который «уздой железной Россию поднял на дыбы», как писал А.С. Пушкин, сумел с помощью соратников всемерно укрепить своё «абсолютство» во внутренней и внешней политике, превзойдя на этом пути всех своих предшественников. Недаром революционер Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я преклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали целых двести».

Преемники Петра Великого (шесть «случайных и быстро менявшихся хозяев» российского трона за 37 лет – до Екатерины II) были вынуждены бороться с попытками дворянских группировок покончить с абсолютизмом самодержцев. Высшее сословие рвалось к «дворяновластию», желая управлять государством с помощью собственного правительства. Главным содержанием политической жизни страны в период дворцовых переворотов и «бабьего правления» стали придворные интриги, фаворитизм, гвардейские выступления и полицейский сыск. «После Петра государственные связи, юридические и нравственные, одна за другой порываются, и среди этого разрыва меркнет идея государства, оставляя по себе пустое слово в правительственных актах», – с горечью отмечал Ключевский.

Однако притязания дворян-оппозиционеров не имели успеха – Россия оставалась «самодержавнейшей в мире империей», абсолютизм не уступал своих позиций.

3. Просвещённый абсолютизм

Новые для России веяния принесла политика императрицы Екатерины II, которая осуществляла государственные преобразования под лозунгом «просвещённого абсолютизма». В торжественном манифесте от 6 июля 1762 г. объявлялось: «Самовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям непосредственно бывает причиною». Умная и образованная, Екатерина умела представить себя просвещённым, даже обаятельным монархом, но правила твёрдой рукой, немилосердно карая врагов. Обещая подданным «матернее увещевание и попечение», новая императрица не помышляла об ограничении власти и не терпела критики в свой адрес, ревниво относясь к успехам в общественном мнении даже преданных ей людей. Она единолично возглавила центральный правительственный аппарат и лишь изредка созывала совет из выбранных ею крупных сановников.

Внешняя политика Екатерины в то время была ориентирована в основном на завоевание выхода к Черному морю. Утверждение на Черноморском побережье предоставило бы наконец стране возможность активно включиться в торговлю со странами Востока. Однако устремления России не устраивали Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и Англия, которой усиление России в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к двум продолжительным кровопролитным войнам России и Турции (1768–1774 гг., 1787–1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей.

Первая война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджи на Дунае, а вторая завершилась зимой 1791 г. заключением Ясского договора. Благодаря победам, одержанным сухопутными войсками и военным флотом, Российская империя присоединила к собственным территориям всё Северное Причерноморье. Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от Турции, в 1783 г. вошло в состав России. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу исповедания христианской религии в своих владениях. Но главное – Россия получила выход к Чёрному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция. Теперь можно было осваивать плодородные степные чернозёмы, что в экономическом отношении представляло для России огромную выгоду.

В этих войнах российская армия одержала решительные и блестящие победы, и Екатерина стала мечтать о завоевании всех турецких владений на Балканах. На их месте была бы восстановлена Византийская империя под главенством русского монарха. Эта мечта, «в действе несбытошная, а в теории ласкательная», долго занимала ум Екатерины. Она пожелала назвать своего второго внука Константином, одним из любимых имён византийских императоров.

Известны её отношения с французскими просветителями – Вольтером, Дидро, Д’Аламбером и др. Используя их славу и международный авторитет, Екатерина добивалась репутации просвещённой и гуманной правительницы, единомышленницы знаменитых философов. Переписка с ними создала императрице славу просветительницы невежественного русского народа. Однако вся её деятельность была направлена главным образом на укрепление самодержавия, которое она считала необходимой формой власти в столь обширной стране, как Россия.

Но всё же просветительские идеи вызвали у императрицы желание заняться самым необходимым для устройства новой России – проблемой законодательства. После Соборного Уложения 1649 г., империя не имела свода законов, отвечавшего политическим условиям XVIII в. Екатерина два года писала «Наказ» Комиссии для составления проекта нового Уложения. 22 главы документа представляют собой заимствования или пересказ основных идей из трудов энциклопедистов о монархической власти, роли законов, о преступлениях и наказаниях, экономике, воспитании, наследственном праве, суде. С позиций просвещённого абсолютизма рассмотрены ею проблемы преступления и наказания; выступив вслед за Елизаветой Петровной против пыток и смертной казни, Екатерина в сущности положила конец позорному «слову и делу».

Комиссия не смогла решить стоявшую перед ней задачу: нового государственного законодательства страна так и не получила. 19-летний студент Лев Толстой, изучая «Наказ», сделал суровый вывод: «Наказ этот принёс больше славы Екатерине, чем пользу России». И, тем не менее, следствием работы императрицы над этим документом стали губернская реформа 1775 г., жалованные грамоты дворянству и городам Российской империи 1785 г. В 70-е гг. определённые льготы и привилегии получили купечество и предприниматели. В духе «просвещённого абсолютизма» решались проблемы культурного развития страны. Реформа образования, разрешение на издание журналов, создание сети учебно-воспитательных учреждений для дворян, мещан, купеческих детей, сирот и бедных, начало женского образования, основание Вольного экономического общества (1765 г.) влили свежую струю общественную жизнь. Однако Французская революция, а также деятельность российских просветителей и масонов испугали правительство. В конце 80-х – начале 90-х гг. с политикой «просвещённого абсолютизма» было покончено.

Заключение

Абсолютизм (от лат. absolutus – «неограниченный», «безусловный»), или абсолютная монархия, как тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца XVII столетия до февраля 1917 г.

Периоды абсолютизма пережили многие европейские страны в XVI–XVII вв., переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права и обязанности всех граждан равны перед лицом закона. В России синонимами слова «абсолютизм» служили понятия «самодержавие», «самодержавство», «самодержавная монархия». Выдающийся теоретик русского монархизма Иван Солоневич писал: «Монархия есть единоличная власть, подчинённая традициям страны, её вере и её интересам, иначе говоря, власть одного лица». Более трёх веков складывались основные черты российского абсолютизма: самим самодержцем, от его имени или по его поручению издавались законы, творился суд, пополнялась и расходовалась государственная казна. В стране устанавливалась единая налоговая система. Монарх опирался на обширный административный аппарат, состоявший из профессиональных чиновников; подобный аппарат появился в России в середине XVI в. Другими чертами самодержавия стали подчинение Церкви государству; полное закабаление крестьянства; наличие постоянной армии и полиции; регламентация (установление обязательных для выполнения правил) всей жизни общества и государства.

Список литературы

1. Абсолютизм в России. /под ред. Монахова Л. С, Елисеевой О.Г. – М.: Прогресс, 2001

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Компьютерный диск, 2002

4. Истоки самодержавия. / под ред. колл. авторов. – М.: Пеленг, 2002.

5. История Отечества / Пособие для поступающих в вузы. /под. ред. А.С. Орлова. – М.: Простор, 1994

6. История России. Энциклопедия для детей. Том 5. – М.: Аванта +, 2002

7. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Переиздание – М.: Мысль, 1997

8. Лукин П.А. Россия XVI–XVIII вв. – М.: ЮНИТИ, 1997

9. Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: в 2-х т. – М.: Издательство Терра, 1996

Информация о работе «Период абсолютизма в России» Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 18199
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

164343 4 0

… , вела войны. Она стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь подданных, вплоть до покроя их одежды и формы причёсок. Развитие абсолютизма в России в веке сопровождалось экономическими изменениями в стране. В первой половине XVIII века в России при помощи политики, проводимой российскими монархами, была создана крупная промышленность, возросла внутренняя и внешняя торговля. Всё …

64457 0 0

… , но сохранившая трезвость ума, Екатерина вынуждена была «предоставить времени удобрение почвы посредством нравственно-политического развития народа». 3. Социально-правовая программа политики просвещенного абсолютизма Содержание программы отражается в проведении ряда реформ. Екатерина II чувствовала необходимость «свежих перемен», многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с …

23628 0 0

… I утвердился курс на укрепление абсолютизма, максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха. Заключение Главным итогом совокупности Петровских реформ стало установление в России абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха – перт объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, …

51935 3 0

… -либо собственность». Однако даже и это обоснование крепостничества, гибко сочетающее его оправдание на практике с чисто теоретическим порицанием, не заняло ведущего места в идеологии «просвещенного абсолютизма». Большинство поступивших на конкурс произведений было написано в откровенно рабовладельческом духе. Настроение основной массы дворянства нашло выражение в сочинениях по крестьянскому …

Генезис абсолютизма в Западной Европе и России.

Вопрос № 9

И странах Западной Европы

Представление о миссии государства в России

Государство, политика, нравственность в России в XVI в.

1) Государство в России представляло собой самодержавие, не ограниченное ни законом, ни обществом, опирающееся в основном на служилых людей (бюрократию).

2) Политика по отношению к обществу и личности свелась по существу к жёсткому регулированию посредством насилия, непризнанию властью индивидуализма и частных прав и интересов.

3) Нравственность общества базировалась на православных ценностях и оказывала влияние на все стороны жизни общества. Она провозглашала:

1. верность традиции;

2. необходимость духовного преображения личности в духе христианских идеалов («духовность»);

3. терпение, страдание и отрицание, в связи с этим, необходимости прогресса;

4. «соборность» как форму коллективизма, противостоящую инди-видуализму;

5. идею социального равенства.

4) В тесной связи с этическими взглядами общества стояла и трактовка им миссии государства, разнящаяся с западноевропейскими воззрениями на этот вопрос.

1. В России фактически отсутствовала частная собственность (собственником важнейших экономических ресурсов выступал глава государства) и правовая автономия личности или общественных групп.

2. Благодаря государству нация обрела независимость от Орды и смогла отстоять её перед враждебным окружением в условиях протяжённых и открытых границ.

3. Русский народ стал в XVI в. во главе православного мира, следовательно, государству выпала мессианская функция единственного светоча «истинной веры».

4. Православная доктрина ориентировала на верховенство светской власти над властью духовной (точнее на их слияние в личности государя). согласно ей спасение народа могло быть лишь коллективным, государственным, во главе с православным государем.

Как следствие всего вышеизложенного – этатизм. Это приоритет государства и государственности. Интересы государства, личности, общества были слиты в России нераздельно, воспринимались каждым членом общества как свои. На Западе же государство существовало, в том числе, и как инструмент для реализации общественных и личных интересов. Если на Западе «сословия» (группы людей, различающиеся по своему наследственному правовому статусу) формировались «снизу» в результате потребности отстаивания своих корпоративных интересов (в том числе и через воздействие на государственную власть), то в России в основном «сверху» – государством, с целью выполнения ими возложенных на них государственной властью задач.

1) Абсолютизм (четвёртая, последняя стадия развития средневекового государства) – это форма правления, при которой вся полнота власти всецело и неограниченно принадлежит монарху. Он, приобретя самостоятельную финансовую базу, опирается уже не на сословно-представи-тельные органы, а на многочисленный, централизованный, иерархизированный, специализированный бюрократический аппарат, регулярную армию, церковь, полицию. Процветает жесткая регламентация монархом всех сторон жизни поданных.

2) Генезис абсолютизма. В Западной Европе абсолютизм появляется в период разложения феодализма и формирования капиталистических отношений, когда сложилось своеобразное «равновесие» между дворянством и буржуазией, в условиях которой монархическая власть приобрела характерную для арбитра независимость и силу. В России абсолютная монархия рождается в период полного господства феодальных отношений. Она появляется в силу необходимости:

1. быстро «модернизировать» (ускорить развитие «в направлении» Западной Европы) Россию;

2. подавить социальную борьбу крестьян и горожан и упрочить привилегированное положение («диктатуру») дворянства;

3. решить важнейшие геополитические задачи, стоящие перед Россией:

а) защитить протяжённые и открытые границы;

б) получить выход к берегам Чёрного и Балтийского морей для установления контактов с Европой;

в) воссоединить с Россией территории бывшего Древнерусского государства, отторгнутые в XIV-XVI вв. Литвой и Польшей.

Решение всех этих задач требовало мобилизации ресурсов общества, а следовательно, предельной централизации управления Россией.

3) Абсолютизм сформировался в России в 2 этапа:

1. Первый этап (середина – конец XVII в., эпоха первых Романовых) – начало оформления абсолютной монархии:

а) Земский собор уже перестаёт собираться, но Боярская дума, ограниченная в своих правах, ещё сохраняется.

б) Бюрократический аппарат увеличивается, совершенствуется, но функции многочисленных приказов и других органов управления ещё чётко не определены, а назначения осуществляются на основе родовитости («местничества»).

в) Появляются «полки нового строя» – зачатки регулярной армии, но в основном сохраняется старый принцип её комплектования.

г) Церковь подавила (в период раскола) сопротивление инакомыслящих. Её претензии на верховенство в государстве были отвергнуты. Однако окончательно она подчинена государству не была.

д) Полиции ещё не было.

2. Второй этап (конец XVII — первая четверть XVIII вв., эпоха Петра I) – окончательное оформление абсолютизма:

а) Боярская дума упраздняется;

б) государственный аппарат окончательно приобретает черты, свойственные абсолютизму;

в) армия становится регулярной;

г) церковь эволюционирует в часть государственного аппарата;

д) появляется полиция.

Добавить комментарий