Обязательственные условия коллективного договора

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.

Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения на данном предприятии. Структурно указанные условия (положения) можно разделить на 3 вида: нормативные, обязательственные и информационные.

Нормативные условия (положения) коллективного договора – локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данного предприятия либо его производственной единицы. По целевой направленности нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов:

а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорной порядок их разрешения;

б) когда существует явный пробел в законодательстве, но их разрешение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства;

в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данного предприятия (структурного подразделения)

Закон РФ от 11 марта 1992г. установил довольно четкое соотношение между нормативными положениями договора и законодательства. В ст. 13 Закона говорится, что в коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями. Это касается дополнительных отпусков, надбавок к пенсиям, досрочного ухода на пенсию, компенсации транспортных расходов и командировочных, иных дополнительных льгот и компенсаций. Помимо названных к числу наиболее часто встречающихся нормативных положений коллективного договора относятся нормы, устанавливающие: перечень работников с ненормированным рабочим днем и продолжительностью для них дополнительных отпусков; порядок выдачи заработной платы, выдачу нарядов на сдельные работы до начала работы; льготы и преимущества при выдаче бесплатных путевок в дома отдыха, распределение жилой площади, выделение земельных участков для дачно-кооперативного строительства и т.п.

Нормы, содержащиеся в коллективных договорах, — это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству.

Обязательственные условия коллективного договора представляют собой конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и субъектов-исполнителей, ответственных за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения и выполнением погашаются.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 13 дает примерный перечень вопросов, по которым в договор могут включаться взаимные обязательства сторон. Этот перечень не исчерпывающий и носит рекомендательный характер. Так, в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

— форма, система и размер оплаты труда, денежное вознаграждение, компенсации, льготы;

— механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей определенных коллективным договором;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— добровольное и обязательное медицинское страхование;

— соблюдение интересов работников при приватизации предприятий, ведомственного жилья;

— экономическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

— отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полнм их выполнении.

Информационные положения коллективного договора не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических и профессиональных отношений, характерных и для работников данного предприятия. Конкретный отбор и включение этих положений в коллективный договор должен быть оптимальным, чтобы не перегружать его главного содержания – нормативных и обязательственных положений.

6. ДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕМ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Он вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре в течение всего срока.

По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. Это очень важно, например, в том случае, когда срок предыдущего договора уже истек, а переговоры по новому договору еще не завершились.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления предприятием, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия.

При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.

При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение 3-х месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.

При ликвидации предприятия в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию обеих сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен – в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения.

Последнее, о чем следует сказать, это круг работников, на которых распространяется действие коллективного договора. Общий принцип здесь таков. Профсоюзы представляют отныне интересы лишь своих членов, а не всех лиц, работающих на предприятии. То же самое можно сказать и об иных представительных органах работников – они защищают интересы лишь тех работников, которые их выбрали и уполномочили на ведение переговоров и заключение коллективного договора. Поэтому вряд ли можно говорить об автоматическом распространении норм коллективного договора на всех работников предприятия. Этот вопрос должен быть предметом соглашения сторон и найти отражение в самом коллективном договоре.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также соответствующими органами Министерства труда РФ.

1. Правовой обычай –это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе в результате длительной повторяемости.

Признаки обычая как источника права:

1. правовой обычай – одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Этот источник права появился на весьма ранних этапах правового развития. Она регулировал, прежде всего, семейно-брачные отношения, земле- и водопользование, имущественные отношения и т.д. На основе обычаев как образцов поведения, которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества сложилось обычное право;

2. обычай принимает форму правового источника лишь тогда, когда государство официально признает его в качестве общеобязательного правила;

3. обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно;

4. в современных условиях обычай либо совсем вытесняется как регулятор, либо интегрируется в национальные системы права. Семья традиционного права полностью базируется на обычае как основном источнике права.

5. обычай, который получает молчаливое или специальное признание в международных, межгосударственных отношениях, является международным, например обычай дипломатического этикета.

6. правовой обычай следует отличать от делового обычая или делового обыкновения, которое присутствует в современной административной практике и связано с установившимся спонтанно, самоорганизационно порядком работы с документом, его оформлением.

В законодательстве России стали получать большее при­знание правовые обычаи как источники права. ГК РФ признал в общей форме, а не для отдельных отношений, возможность приме­нения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору. Применение обычая предусмотрено также Семейным кодексом, Кодексом торгового мореплавания.

2. Правовой прецедент -такое решение государственного органа (суда), которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.

Признаки прецедента как источника права:

1. как источник права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта;

2. прецедент может быть как судебным, так и административным.

3. степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

4. кроме судебного прецедента, выделяются и прецеденты толкования правовых норм. Этот результат возникает в процессе толкования правовых норм судебными органами (в России Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, а например, в Англии – Палатой Лордов) или самим законодательным органом.

Применение прецедента в качестве источника права в виде исключения имеет место и в российской правовой системе, что связано, прежде всего, с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Так, многие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ приобретают характер судебных прецедентов, когда в них конкретизируются и детализируются общие нормы закона, когда раскрывается и устанавливается однозначное понимание оценочных понятий.

3. Договор нормативного содержания –особый вид нормативно-правового акта, выступающий базой (основой) для принятия последующих нормативных актов.

Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права.

Признаки договоров нормативного содержания как источника права:

— содержит норму общего характера;

— добровольность заключения;

— общность интереса;

— равенство сторон;

— согласие участников по всем существенным аспектам договора;

— эквивалентность и, как правило, возмездность;

— взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

— правовое обеспечение.

В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.

Разновидности нормативных договоров:

1.международные договоры;

2.коллективные и трудовые договоры;

3.типовые договоры;

4.соглашения, носящие нормативный характер.

Примером нормативного договора является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. Во многих случаях коллективным работодателем выступает само государство в лице ведомства или администрации субъекта Российской Федерации.

К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации. Типовые договоры представляют собой своеобразное участие государства в регулировании экономики, причем во многих странах, когда государство, действуя в рыночной экономике, все же устанавливает те или иные типовые договорные отношения (в сфере интеллектуальной собственности, федеративных отношениях и т.д.). Типовые договоры устанавливают обязательные основные условия тех или иных соглашений.

Правило:

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, международные договоры Российской Федерации объявлялись в качестве составной части ее правовой системы. Следует иметь в виду, что это правило не распространяется на положения Конституции РФ, поскольку этот основной закон имеет «высшую юридическую силу» (ч. 1 ст. 15).

4. Религиозные нормы -источник права, характерный для религиозных

правовых систем (мусульманской и индусской). Например,

для мусульманского права главными источниками являются Коран,

Сунна, Иджма, Кияс.

Коран – священная книга, представляющая собой собрание поучений,

заповедей Аллаха и речей пророка Мухаммеда.

Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, содержащее правила,

которыми должны руководствоваться верующие.

Иджма – комментарии ислама, созданные учеными-богословами,

имеющие практическую значимость.

Кияс – правила применения шариата к новым случаям по принципу аналогии.

5. Правовая доктрина –мнение ведущих ученых-юристов, выраженное с специальных научных работах в области права.

В римском праве поучения, формулы юристов-классиков становились составной частью нормативно-правовых актов, кодексов, судебных прецедентов и т.д. Яркий пример здесь Дигесты Юстиниана (VI век н.э.), в который вошли многие положения римских юристов Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина.

В становлении европейского средневекового права большое значение занимали школы «глоссаторов» и «постглоссаторов» (толкователи, комментаторы), которые занимались рецепцией римского права, творчески адаптируя его к новым товарно-денежным и политическим условиям средневековой Европы. Их деятельность стала основой формирования Романо-германской правовой семьи в ее современном виде.

Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части ислама, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах.

В современной России роль научной доктрины в качестве источника права обсуждается пока лишь на уровне научной теории.

6. Нормативно-правовой акт — изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются правовые отношения.

Признаки нормативно-правового акта как источника права:

— нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на то законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;

— их основное содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;

— они имеют строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;

— нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;

— их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).

В Российской Федерациинормативно-правовой акт является основным, наиболее распространенным источником права. Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система и в зависимости от юридической силы подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон -это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Замечание:

Юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Признаки закона как источника права:

— принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

— обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;

— регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;

— содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;

— принимаются в особом процессуальном порядке.

Классификация законов:

1. Конституция– основной закон государства. Ее Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.

2. Конституционные законы — закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся законы, вносящие в нее изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, конкретизирующие ее содержание, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14). Предусматривается усложненная процедура принятия данных законов (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента).

3.Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства (Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы – это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм).

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

4. Законы субъектов в составе Российской Федерации — нормативные акты, которые из­даются представительными органами субъектов федерации и рас­пространяются на соответствующую территорию.

Подзаконный акт –акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.

В зависимости от субъекта, издавшего акт, подза­конные нормативные акты делятся на несколько видов:

— нормативные акты Президента — Указы (по важнейшим го­сударственным вопросам) и распоряжения (по текущим вопросам процедурного характера);

— нормативные акты Правительства — постановления и рас­поряжения;

— ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, по­становления министерств, ведомств и государственных комитетов;

— региональные нормативные акты — решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управ­ления;

— муниципальные нормативные акты — решения органов ме­стного самоуправления;

— локальные нормативные акты — правила и другие предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.

Указы Президента имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочий президента все его указы делятся на:

— указы в границах собственных его полномочий;

-указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

— указы, подлежащие утверждению Советом Федерации.

По юридической значимости указы делятся на:

— нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни);

— правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления, например, указ о назначении на должность).

Распоряжения Президента– ненормативные акты, принимаемые по оперативным вопроса государственного управления (например, распоряжение о создании рабочей комиссии).

Нормативные акты Правительства:

Постановления Правительства — это высшие нормативные акты органов управления. Они принимаются на основе и во исполнение законов и указов по вопросам государственного, хозяйственного и культур­ного строительства. Постановлении Правительства Российской Федерации и правительств республик, входящих в Российскую Фе­дерацию, являются наиболее важными среди всех подзаконных актов. Эти акты обязательны к исполнению на всей территории, на которую они распространяются, им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

Распоряжения Правительства -акты, принимаемые и подписываемые Председателем или заместителями Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуемые, как правило, узкому кругу исполнителей.

Ведомственные нормативные акты:

Приказы, постановления, инструкции — это ведомственные нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Россий­ской Федерации и республик по вопросам, относящимся к их компетенции. В министерствах наиболее распространенной фор­мой ведомственного акта является приказ министра, содержащий нормативные предписания, которые конкретизируют законы и постановления. Постановления — это нормативные акты, прини­маемые коллегиальными органами по вопросам межотраслевого характера.

Региональные нормативные акты:

Нормативные решения и постановления — это нормативные акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие местных подзаконных актов ограничено подвластной им территорией. Внутриорганизационные подзаконные акты (прави­ла и другие) издаются различными организациями и распростра­няются на членов этих организаций.

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Коллективный договор

Содержание коллективного договора может варьироваться и трансформироваться в зависимости от специфики и направленности организации.

Трудовые отношения в России имеют множество различных нюансов и аспектов, в том числе которые касаются и ответственности работодателей и сотрудников компании. Именно поэтому регулирование подобного взаимодействия между сотрудниками и работниками осуществляется различными способами, выбор которых зависит от специфики предприятия, количества сотрудников и прочих условий. Одной из таких форм и признается заключение коллективных договоров.

Понятие коллективный договор

Что такое коллективный договор и в чем состоит его суть? Это вопрос, который интересует многих работников. Если обратиться к нормам действующего Трудового кодекса, то коллективный трудовой договор – это локальный правовой акт в рамках одной организации, который заключается между сторонами социально-трудовых отношений, то есть работником и работодателем посредством помощи со стороны официальных представителей. Об этом гласит действующий ТК РФ, а именно, статья 40.

Содержание коллективного договора может варьироваться и трансформироваться в зависимости от специфики и направленности организации. Но при этом ТК РФ установлены рекомендательные списки вопросов, которые фиксирует собой проект (образец) коллективного договора, а потом и оригинальная его вариация. В частности, к таковым вопросам, которые коллективный договор должен и может включать, относятся:

  • способ, форма и размер зарплаты коллектива;
  • дополнительные компенсации и выплаты за выполнение сверхнорм, труда в официальные выходные и ночные смены и пр.;
  • регулирование уровня зарплаты в зависимости от того, какой план будет выполнен сотрудниками предприятия, уровня инфляции и роста цен;
  • график работы, в том числе отпуск и дополнительные выходные в зависимости от нужд сотрудников;
  • меры ответственности сторон и пр.

Перечисленный перечень вопросов носит рекомендательный характер, но некоторые из них должны быть установлены в рамках соглашений обязательно. Это связано с тем, что новый порядок заключения соглашений подразумевает наступление ответственности, которую могут понести работодатель и сотрудник, при несоблюдении общих требований заключения договоров.

Нормативные положения коллективного договора

Коллективный договор любой организации обязательно должен включать в себя три составляющие:

  • нормативные правила;
  • обязательные условия соглашения, в том числе и о мерах ответственности сторон;
  • информационные правила.

Это правило распространяется на все без исключения колдоговоры, которые подписывает работодатель с одной стороны и работники организации с другой. Несмотря на то, что каждый из этих пунктов является достаточно важной составляющей, большее внимание все же уделяется нормативным правилам, а также ответственности сторон трудовых отношений.

Нормативные условия (правила), которые включает в себя проект коллективного договора организации, подразумевают собой локальные нормативные правила, которые устанавливаются двумя сторонами правоотношений, но в пределах своей компетенции.

Эти нормативные условия, которые содержат коллективные договоры и соглашения, распространяются исключительно на работников (сотрудников) и руководство организации, в пределах которой и был принят акт.

Нормативные условия, которые включает индивидуальный коллективный договор в пределах организации, заключенный между работником и работодателем, позволяют решить три основные проблемы в рамках трудовых отношений, в частности, если:

  • законодательство фиксирует порядок того, что коллективный договор направлен на разрешение многочисленных правовых вопросов в рамках конкретной организации, в частности, о мерах ответственности;
  • в законодательстве существует явный пробел или коллизия, но при этом действие коллективного договора не будет противоречить основным юридическим нормам и правилам;
  • коллективный договор позволяет конкретизировать законодательство применительно к одной организации.

Модель единого коллективного договора

Не менее интересной темой, по которой нужен отдельный разговор, является модель единого коллективного договора. Подобная норма права закреплена в рамках Трудового кодекса, поэтому работодатель должен обеспечить выполнение этого правила обязательно. Какой смысл заключен в этой модели коллективного договора?

Единый, а не индивидуальный коллективный договор, позволяет соблюсти интересы и права всех без исключения сотрудников организации. Подобная форма соглашений имеет единую концепцию и распространяется на всех без исключения работников компании, где работодатель может быть представлен как крупной фирмой, так и индивидуальным предпринимателем.

Кроме того, утверждение модели единого коллективного договора полностью соответствует международному праву.

Иными словами, коллективный договор позволяет соблюсти стандарты трудового права вне зависимости от количества представителей работников, членства в первичной профсоюзной организации. Таким образом, удается достичь полного равноправия сотрудников, которые подписали коллективный договор, в том числе и в вопросах, которые касаются ответственности сторон.

Неурегулированные разногласия

Коллективные договоры и соглашения являются «плодом» совместных усилий как работодателя, так и работников. Заключение коллективного договора происходит в рамках общего собрания, где каждый желающий (как работодатель, так и сотрудник) может высказать свои собственные мысли по поводу содержания локального акта. Это является полной гарантией соблюдения интересов каждой из сторон правоотношений.

Однако на практике распространены случаи, когда достичь полного взаимопонимания между субъектами невозможно. Именно так и возникают неурегулированные разногласия. Если обратиться к полной версии Трудового кодекса, то в данном нормативном акте установлено, что регистрация коллективного договора должна быть произведена по истечению 3-х месяцев с момента, когда были начаты переговоры в процессе собрания, где сторонами выступают работодатель, трудовой коллектив и представители от двух сторон.

При этом проект колдоговора содержит в себе все правила и условия, по которым в рамках собрания удалось достичь полной договоренности.

Но также следует отметить, что в процессе собрания происходит и принятие дополнительных соглашений, в которых прописываются неурегулированные разногласия. При этом составляется официальный протокол (отчет) разногласий. Протокол необходим для того, чтобы не оттягивать подписание соглашения и вступления в законное действие коллективного договора.

Стороны коллективного договора

Стороны коллективного договора зафиксированы в ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях». Так, согласно данному нормативному акту, одной стороной отношений является трудовой коллектив организации в виде своих представителей, другой стороной работодатель. Кроме того, работодатель может также избрать своих законных представителей, которые и будут представлять его в процессе собрания. Подобное правило распространяется на все без исключения компании.

При этом следует отметить, что принятие соглашений и внесение изменений в коллективный договор может осуществляться официальными представителями с двух сторон.

Работодатель на выполнение подобной задачи в рамках собрания может назначить руководителя своего филиала, члена правления, заместителя директора и пр. Со стороны сотрудников официальным представителем является первичная профсоюзная организация или же иные представители.

Все изменения в коллективный договор включенные в акт в рамках собрания, вносятся в официальный протокол. Форма, которую имеет протокол, стандартная, но может трансформироваться в зависимости от внутренних нормативных правил.

Виды коллективного договора

На сегодняшний день существует несколько основных видов коллективных договоров. Классификация происходит по различным основаниям, в частности, договора могут быть:

  • двухсторонние или трехсторонние. Эта форма соглашений зависит от количества участников, на которых распространяется действие договора.
  • Федеральные, региональные, местные, отраслевые. В данном случае речь идет о сфере регулирования трудовых отношений.
  • Отраслевые, тарифные, социально-экономические и пр.
  • Срочные и бессрочные.

В зависимости от вида определяется и действие коллективного договора, который подписал работодатель и сотрудники компании. Все сведения вносятся в официальный протокол или его проект до того момента, как пройдет утверждение локального акта.

Если говорить о времени, когда осуществляется действие коллективного договора, то срок обговаривается также совместно на организованном собрании. В большинстве случаев коллективный договор заключается на срок от 1 до 3 лет. При необходимости срок действия коллективного договора может быть продлен на такой же временной период. Для этого происходит принятие дополнительных соглашений между сотрудниками.

Необходимость заключения коллективного договора

На сегодняшний день многие задаются вопросом, действительно ли необходимо выполнение такого условия, как заключение колдоговора? На самом деле, если углубиться в этот вопрос, то выполнение этого правила позволяет многим руководителям организаций получить целый ряд преимуществ:

  • во-первых, выполнение этого условия позволяет многим организациям получить поддержку со стороны госорганов. В частности, поддержка может быть заключена в материальной помощи.
  • Во-вторых, коллективный договор позволяет избежать полной ответственности (в том числе и материальной) со стороны работодателя при финансовых процессах, например, при расчете зарплаты.
  • В-третьих, колдоговор позволяет промотивировать сотрудников к работе, в том числе и с материальной точки зрения.
  • В-четвертых, соглашение сотрудников и руководителя организации повышает статус компании, что может сказаться на материальной состоятельности юрлица.
  • В-пятых, при составлении колдоговора руководитель получает возможность узнать все нужды и потребности сотрудников, в том числе и с материальной точки зрения.
  • В-шестых, руководитель обретает возможность наладить отношения с профсоюзом (в том числе и по материальной стороне), что стабилизирует социальное партнерство.

Перечисленные выше преимущества относятся в первую очередь к руководителю организации. Но выгоден (в том числе и с материальной точки зрения) коллективный договор и для рядовых сотрудников. Это заключено в том, что:

  • соглашение устанавливает гарантии соблюдения прав сотрудников, которые помогут избежать и материальной ответственности в нештатных ситуациях.
  • Коллективный договор позволяет добиться более комфортных условий труда, в том числе и повышения материальной составляющей трудового процесса.
  • Профсоюз может добиться дополнительной материальной помощи со стороны руководства сотрудникам в критических жизненных ситуациях и пр.

Таким образом, коллективный договор – это выгодная форма регулирования трудовых отношений как для сотрудников, так и руководителей, так как распределяет груз ответственности на все стороны соглашения.

Добавить комментарий