Обычай в гражданском праве

Определение 1

Гражданское право – это определенная совокупность принятых правовых норм, которые позволяют регулировать установленные юридические начала, которые включают в себя личные неимущественные отношения и наделены имущественными юридическими и самостоятельными сторонами. Иными словами, гражданское право – это определенная совокупность государственных правовых норм, которые могут регулировать имущественные и личные неимущественные отношения.

Объектами современных гражданских прав сегодня могут являться нематериальные и материальные блага, которые возникают в гражданских правоотношениях. К объектам гражданского права на основании статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть отнесены вещи, в том числе документарные ценные бумаги, деньги и прочие виды имущества.

Признаками современного гражданского права могут быть следующие аспекты:

  • Равенство имеющихся субъектов.
  • Имущественная самостоятельность отдельных категорий субъекта.
  • Автономия воли каждого определенного субъекта.

Содержание

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Обычай как источник гражданского права 480 руб.
  • Реферат Обычай как источник гражданского права 240 руб.
  • Контрольная работа Обычай как источник гражданского права 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Источники гражданского права – обычай

Ярким представителем источников современного гражданского права является обычай. Под таким понятием, как обычай сегодня понимаются определенные правила, которые сложились в результате применения практической целесообразности на протяжении длительного времени. Стоит понимать, что обычай на территории современных государств позволяет определить систему развитого государства с учетом экономической ситуации в государстве.

Статья пятая Гражданского кодекса Российской Федерации говорит о том, что обычай делового оборота является областью предпринимательской деятельности и конкретного правила поведения внутри определенного государственного строя. Важно понимать, что обычай никаким образом не может противоречить уже установленным и принятым нормам российского законодательства, а также тем условиям договора, которые подписали обе стороны.

Обычай может быть рассмотрен как дополнительный источник государственного права. Иными словами, обычай может появляться только тогда, когда в законе все прописано четко и ясно.

Особенности гражданского права

Стоит отметить, что гражданские правоотношения имеют свои определенные особенности, которые являются свойственные только этой категории государственного права. Необходимо отметить, что гражданские правоотношения могут быть квалифицированы всего на три основные категории:

  • Во-первых, это имущественные гражданские правоотношения. Здесь необходимо определять объект в виде имущества, услуги или какой – либо работы, выполненных на возмездной основе. Кроме того, здесь уместно говорить о неимущественных гражданских правоотношениях, где объект представлен какими – то нематериальными благами.
  • Во-вторых, это абсолютные гражданские правоотношения. Важно понимать, что право собственности и различные исключительные права могут быть выделены в отношении только определенного вида правовых отношений внутри страны.
  • В-третьих, это вещные гражданские правоотношения. Здесь происходит осуществление определенных прав без участия иных лиц.

Замечание 1

В современной России гражданские правоотношения занимают самое важное правовое поле. Примечательно, что именно гражданские правоотношения являются основой всего правового пространства страны. Гражданские правоотношения позволяют регулировать и контролировать самые разнообразные общественные отношения, а также обеспечивать им надлежащий уровень защиты и дальнейшего развития.

Понятие и виды источников гражданского права. Гражданское законодательство и иные правовые акты. Международные договоры и соглашения

Термин «источник права» пришел из римского права и понимается как форма выражения и осуществления юридических норм, закрепленных различными способами. Согласно теории государства и права, к источникам права относятся писаные нормы, изложенные в нормативных актах различной юридической силы, судебный прецедент — вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу и обычай делового оборота, т.е. такие правила поведения, которые имеют сложившийся устойчивый характер и не предусматриваются действующим законодательством.

В этой связи все источники ГП условно можно разделить на нормативные и ненормативные.

К первой группе относятся Конституция Российской Федерация, гражданское законодательство, иные правовые акты, международные договоры и соглашения, участником которых является РФ. Ко второй группе относятся обычаи делового оборота.

Гражданское законодательство- это совокупность нормативных актов, расположенных в системе с учетом их единства и дифференциации норм гражданского права.

Понятие гражданского законодательства, заложенное в ГК РФ, включает в себя сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы (ст.3 ГК РФ.

Основное количество норм гражданского права заложено в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними подзаконных актах. Федеральный закон- это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Согласно ст.71, 76 Конституции Российской Федерации принятие нормативных актов в сфере гражданского законодательства находится в исключительной федеральной компетенции.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу среди всех нормативных актов, регулирующих гражданский оборот, в связи с прямым указанием на то, что все иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, должны руководствоваться ГК РФ, если в самом Кодексе не предусмотрено иное (см. ст.22, 49, 197 ГК РФ). Круг общественных отношений, подпадающих под действие гражданского права, довольно широк, и действующий ГК РФ предполагает принятие целого ряда федеральных законов, развивающих и дополняющих те или иные положения Кодекса.

Основным законом гражданского права в большинстве современных государств традиционно является гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. Наличие такого кодекса обеспечивает единство обширного гражданского законодательства, устойчивость системы входящих в него актов, облегчает правоприменительную деятельность и свидетельствует о надлежащем уровне национального законодательства.

В течение более 30 лет в Российской Федерации действовал ГК 1964 г. (с рядом последующих изменений), насчитывавший 569 статей. После провозглашения в 1991 г. государственного суверенитета России и принятия в 1993 г. Конституции РФ был разработан новый ГК РФ, часть первая которого вступила в силу с 1 января 1995 г., часть вторая — с 1 марта 1996 г. и часть третья — с 1 марта 2002 г. и часть четвертая с 1 января 2008 г.

В статьях ГК названо около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

Эти акты принимаются в развитие и формирование механизма реализации принятых федеральных законов, а в некоторых случаях они издаются для правового регулирования тех сфер общественной жизни, которые прямо не урегулированы нормами федерального закона. Такими актами являются: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Указы Президента РФ представляют собой акты единоличного и оперативного правотворчества главы государства, они обладают наибольшей юридической силой среди иных правовых актов и могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст.3 ГК РФ).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы) могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях народного хозяйства. Несмотря на усиление роли закона, в некоторых хозяйственных сферах, например расчеты, обращение ценных бумаг, перевозки, ведомственные нормативные акты остаются важным правовым регулятором имущественных отношений рынка.

Нормы гражданского права могут также содержаться в законах иных отраслей и в так называемых комплексных законодательных актах, которые имеют своим предметом не только гражданско-правовые, но и отношения других отраслей. Это, прежде всего, законы о земле и природных ресурсах, где имеются нормы об их обороте (сделках купли-продажи, аренде, сервитутах). Нормы гражданского права содержатся в Семейном кодексе (собственность супругов), в Градостроительном кодексе и ряде других актах комплексного характера.

Единство и согласованность действующего в Российской Федерации обширного гражданского законодательства обеспечиваются проведением во всех его актах и нормах правовых начал, закрепленных в Конституции РФ, и соблюдением принципа иерархии законодательных актов. В силу этого принципа нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и актам вышестоящего органа. Созданию единства гражданского законодательства способствует также его кодификация, важнейшей формой которой является ГК, закрепляющий принципы, систему актов и единую терминологию российского гражданского права.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» (если они требуют ратификации) и в ежемесячном «Бюллетене международных договоров». Издаются также тематические сборники международных договоров.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство — участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

Ряд важных норм о договоре купли-продажи сформулирован в гл. 30 ГК на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), которая получила ныне широкое признание (более 60 стран-участниц). Ряд положений этой Конвенции воспринят также в нормах гл. 37 ГК о договоре подряда. Новые транспортные уставы и кодексы, прежде всего КТМ и Воздушный кодекс, широко используют соответствующий международный опыт, закрепленный в действующих транспортных конвенциях.

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Разъяснения по этим вопросам содержатся в информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1996 г. и 16 февраля 1998 г.

Обычай как источник гражданского права

Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая.

В ст. 5 ГК дается определение обычая делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, в суде заинтересованная сторона вправе обосновывать наличие обычая, используя общие правила гражданского процесса и способы доказывания. Однако обычай не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.

В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробелом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить. Это практически важное правило прямо выражено в п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК применительно к договору (договорное условие сильнее обычая) и должно применяться также к недоговорным обязательствам.

Наряду с обычаями во многих статьях ГК говорится об «обычно предъявляемых требованиях», которыми надлежит руководствоваться. В одних случаях этот термин дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. 309, 478, 992), в других употреблен самостоятельно (ст. 484, 485, 721). В литературе эти два термина иногда характеризуются как равнозначные.

Однако обычай — это дополнительный источник права, когда он соответствует указанным в ст. 5 ГК признакам и в законе это прямо и ясно оговорено. Обычно предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и не должны приравниваться к обычаям.

Вопрос о содержании и применении обычно предъявляемых требований должен решаться судом с учетом широкого круга факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора. На основании обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако такая их трансформация должна быть признана юридической практикой, прежде всего судебной, и получить подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст. 5 ГК.

Роль и значение разъяснений и толкований высших органов судебной власти

Ранее в теории и практике преобладало мнение, что правовые нормы могут создаваться только уполномоченными на то государственными органами, а задача суда и арбитража — применять действующие правовые нормы, и их решения источником права не являются, а представляют собой акты толкования закона. В случае неполноты или несогласованности правовых предписаний должен ставиться вопрос о дополнении действующего законодательства.

Однако ввиду неизбежных в законодательстве пробелов в процессе применения правовых норм суд и арбитраж для урегулирования возникающих споров бывают вынуждены в некоторых случаях выходить за формальные рамки действующего гражданского законодательства, не дожидаясь внесения в него изменений. Со ссылкой на этот практический опыт в юридической литературе было высказано мнение о том, что решения судов и арбитражей, формулируемые в общей форме в постановлениях их высших органов по разъяснению норм законодательства, имеют нормативный характер. В дальнейшем было предложено именовать их правоположениями. По существу, это является признанием за постановлениями высших судебных органов свойств дополнительного источника гражданского права.

Для такого вывода имеются основания в современных условиях, когда в России идет становление рынка и не исключена возможность того, что в отдельных случаях обновляемое гражданское законодательство не в полной мере учитывает особенности рыночных отношений и имеет пробелы. В таких случаях разъяснения Пленумов высших судебных и арбитражных органов по применению законодательства могут приобретать и фактически приобретают характер дополнительного источника гражданского права.

В практике Высшего Арбитражного Суда РФ за последние годы широкое распространение получили информационные письма о применении норм ГК и крупных федеральных законов, которые рассылаются от имени Президиума ВАС РФ и публикуются в Вестнике ВАС РФ. В Бюллетене ВС РФ стали публиковаться ответы на поступающие вопросы, связанные с применением гражданского законодательства, причем такие ответы завершаются указанием, что они утверждены постановлением Президиума ВС РФ.

Правовое значение таких писем и ответов в нормах действующего законодательства не определено. Они отражают практику применения высшими судебными инстанциями норм гражданского законодательства, и их следует считать актами судебного толкования норм права. Поэтому выводы названных писем и ответов должны учитываться при совершении гражданско-правовых сделок и разрешении возникающих имущественных споров.

Что касается решений, выносимых судами общей юрисдикции и арбитражными судами по конкретным гражданско-правовым спорам, то они не могут считаться источником гражданского права, поскольку имеют индивидуальный характер и отражают особенности отдельных споров. Однако такие решения дают материал для правильного понимания и применения действующих правовых норм и должны внимательно изучаться. Наиболее важные судебные и арбитражные решения публикуются в ежемесячных журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В необходимых случаях к ним даются комментарии специалистов.

В осуществлении судебной власти в Российской Федерации участвует ныне также Конституционный Суд РФ. Согласно ст. 125 Конституции РФ и закону об этом суде он разрешает дела о соответствии Конституции РФ актов законодательства РФ, а также актов ее субъектов по вопросам, относящимся к ведению государственных органов Федерации.

Правовая природа решений Конституционного Суда РФ оценивается в литературе по-разному: как акты толкования и как акты нормативного характера в области конституционного права. Преобладающей становится вторая точка зрения, которую подтверждает содержание многих вынесенных Конституционным Судом РФ постановлений.

За последние годы в постановлениях Конституционного Суда РФ с конституционно-правовых позиций был дан ответ на ряд важных и недостаточно урегулированных вопросов гражданского права, в частности о неприкосновенности частной собственности, правах добросовестного приобретателя, свободе договора, защите имущественных прав субъектов гражданского права. По своему содержанию эти акты выходят за рамки толкования норм гражданского права и имеют более широкое нормативное значение. В силу общей обязательности постановлений Конституционного Суда РФ даваемые в них разъяснения в отношении содержания и применения норм гражданского законодательства следует считать дополнительным источником гражданского права.

Действие и порядок применения норм гражданского законодательства. Применение норм гражданского законодательства по аналогии

Содержащиеся в законодательстве нормы гражданского права могут быть императивными и диспозитивными. Первые строго обязательны, и стороны не могут отступать от них при заключении договора или принятии односторонних обязательств. Вторые позволяют сторонам устанавливать в договоре или одностороннем обязательстве иные условия и действуют, если такой специальной оговорки сделано не было. Однако в гражданском праве имеется большое число императивных норм, введение которых обусловлено общегосударственными интересами и технической сложностью ряда гражданско-правовых институтов. Примером первых являются императивные нормы о недействительности неправомерных сделок и их последствиях; примером вторых — императивные правила о перевозках грузов на воздушном, железнодорожном и других видах транспорта.

Императивная сила гражданско-правовых норм может быть прямо в них выражена. Например, согласно ст. 198 ГК сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. В силу п. 4 ст. 401 ГК заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. Однако такие прямые указания имеются лишь в отдельных случаях, и для определения правовой силы нормы необходимо дать ей правильное толкование.

Толкование правовой нормы — это уяснение ее правовой силы (действия), сферы применения и действительного содержания. Толкование может даваться компетентными государственными органами, в том числе высшими судебными инстанциями, и тогда оно является обязательным. Толкование нормы издавшим ее государственным органом именуется аутентичным. Научное толкование, именуемое доктринальным, носит рекомендательный характер.

Сам процесс толкования норм подчинен определенным правилам, которые в российском законодательстве прямо не закреплены, но выработаны теорией и судебно-арбитражной практикой и являются важным средством правильного и единообразного применения правовых предписаний. Прежде всего необходимо выяснить правовую силу (действие) и сферу применения соответствующей правовой нормы.

Дата введения нормативного акта в действие определяется в нем самом или согласно общим правилам вступления нормативных актов в силу. По общепринятому правилу, «закон обратной силы не имеет», однако из этого правила, по прямому указанию закона, допускаются исключения. Некоторые такие исключения предусмотрены в законах о введении в действие частей первой и второй ГК.

Сфера применения правовых норм обычно достаточно четко определяется в соответствующем нормативном акте. Это чаще всего акты общего действия, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и всех субъектов гражданского права. Однако некоторые акты и нормы действуют в отношении определенной территории (например, Крайнего Севера) или определенного круга лиц (только для юридических лиц, только для граждан или определенной их группы, например, малолетних).

Более сложные вопросы могут возникать при толковании содержания правовой нормы и определении условий ее применения. При толковании правовой нормы применяются различные приемы. Толкование может быть грамматическим, логическим, систематическим и историческим.

Грамматическое толкование — это уяснение нормы с помощью общих правил грамматики. Логическое толкование предполагает использование общепринятых правил и аргументов логики. При систематическом толковании смысл нормы устанавливается посредством ее сопоставления с другими нормами. Историческое толкование дается на основании ознакомления с историей принятия нормы путем учета факторов, обусловивших введение и изменение нормы, и сопоставления ее с ныне действующими нормами по тому же вопросу.

Доктрина и судебная практика выработали ряд общепринятых формул толкования. Наиболее важные из них: последующий закон отменяет ранее изданный; специальные нормы превалируют над нормами общего характера; специальные нормы не подлежат расширительному толкованию; если предлагаемое понимание нормы ведет к явно неразумному выводу, такое ее понимание неправильно.

По результатам толкования нужно различать буквальное, ограничительное и расширительное (распространительное) толкование. В большинстве случаев толкование правовой нормы показывает, что подлинный смысл нормы полностью соответствует ее словесной формулировке. Так и должно быть, ибо содержание закона и его редакция должны совпадать. Такое толкование является буквальным.

Иногда словесная формулировка правовой нормы оказывается шире ее подлинного смысла. Здесь на помощь приходит ограничительное толкование, т.е. делается вывод о том, что правовая норма должна пониматься и применяться ограничительно.

Возможны и такие случаи, когда в результате толкования нормы нужно сделать вывод, что ее действительное содержание шире словесной формулировки. Например, в ст. 153 ГК указывается, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, влекущие гражданско-правовые последствия. Однако сделки может совершать также государство, юридическим лицом не являющееся. Это следует из ст. 124 ГК, и таким образом систематическое толкование приводит в данном случае к необходимости расширительного понимания текста ст. 153 ГК.

Аналогия права и закона. В законодательстве неизбежны отдельные пробелы, и оно не всегда поспевает за возникновением и развитием новых гражданско-правовых отношений. Между тем и в таких ситуациях права и обязанности сторон должны быть определены, а возникший между ними спор разрешен судом. Для устранения юридических трудностей, которые могут при этом возникать, в гражданском праве выработан институт аналогии закона и аналогии права.

Согласно ст. 6 ГК, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Ввиду разработанности актов гражданского законодательства случаи аналогии закона и права на практике встречаются нечасто. Примером аналогии закона может служить обращение к нормам законодательства о банкротстве при осуществлении ликвидации юридического лица по решению суда (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Верховным Судом РФ было опубликовано разъяснение, согласно которому к отношениям по уплате пени за несвоевременное внесение налогов (таможенных платежей) суд может по аналогии закона применять ст. 333 ГК, позволяющую снизить размер взыскиваемой неустойки (пени). Здесь аналогия закона использована судом в отношении однородных норм разных отраслей права.

Правовой обычай является самостоятельным источником права, играет важную роль в системе современного права.

В отличие от других источников, творцом правового обычая является сам народ, который руководствуется собственными моральными установками и жизненным опытом. Подобные правила поведения устанавливаются в результате учета особенностей национального менталитета, экономических факторов, традиций народа, так и выполняются участниками гражданских отношений добровольно.

Обычай приобретает юридический характер, становится правовым лишь после того, как он «превращается в составляющую позитивного права». Обозначенное преобразования считается состоявшимся, только тогда, когда обычай «воспринимается и принимается судом» и когда такое судебное решение «обеспечивается принудительной силой государства». К «восприятие» действующего обычая судом и до «ряженья его в юридические санкции» обычай представляет собой не что иное, как «норму позитивной морали» или, что является тем самым, — обычное право, которого придерживаются в повседневной жизни граждане и другие субъекты общественных отношений.

Другими словами, обычай приобретает юридический характер лишь после его одобрения государством. Только государство может признавать обычаи, которые сложились, и наделить их юридическим характером, точно указывать условия их применения, главным из которых является требование, чтобы обычай не противоречил закону. Исключительно государство разрешает судье переводить известную часть общих обычаев в состав юридических норм, а некоторые из этих обычаев оно само объявляет юридическими и обязательными для судьи. Взаимовлияние обычая и права заключается в том, что полезные обычаи стимулируются правом, государство не отрицает применение нужных обычаев, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения.

В современных условиях, когда большинство государств имеют развитое законодательство, обычай как источник права сохраняется. В отдельных случаях нормативные документы содержат правила относительно его преимущественного применения. Так, согласно ст. 668 ГК Украины риск случайного уничтожения или повреждения товара, проданного во время его транспортировки, переходит от продавца к покупателю с момента заключения договора, если другое не установлено договором или обычаями делового оборота.

ГК Украины определяет место обычаев в системе норм гражданского права. Согласно ч. 2 ст. 7 ГК Украины обычай может применяться в определенных гражданских правоотношений, если эти отношения не урегулированы гражданско-правовыми нормами, а также при условии, если эти обычные правила поведения не противоречат договору или актам гражданского законодательства.

Итак, в Украине правовой обычай не занимает равноправное место среди других форм гражданского права. По украинским правом обычаи по юридической силе уступают и договорам и актам гражданского законодательства. Второстепенная роль обычая как источника права Украины можно объяснить влиянием позитивистских традиций и закреплением в актах законодательства многих обычаев, вследствие чего современное отечественное гражданское право существенно ограничивает значение правового обычая.

Отграничения правового обычая от других устоявшихся правил поведения (традиции, обычаи, принятого/заведенного порядка и т. д)

Правовой обычай отличается от закона, других форм писаного права.

Различие между терминами «закон» и «обычай» в системе норм социальной регуляции появляется постепенно. Обычай отличается от закона анонимностью (имеет неписаный характер) и временной неопределенностью. Обычай является формой народного правосознания. Нет необходимости в многократном повторении какого-либо действия, чтобы она стала обязательной. Она может приобретать внутреннего правового характера, даже если практика не знает аналогичных прецедентов. Достаточно, чтобы этот поступок конфірмувався в сознании группы. Поэтому отличительной чертой обычного права является его неписаный характер.

Правовой обычай, то есть обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства, следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило и тому подобное.

Термин «обычай» часто отождествляют с понятием «традиция» и «обряд». В отличие от традиции («лат. tradition — передача») обычай действует лишь в определенных сферах общественной жизни и является проявлением неукоснительного соблюдения образцов прошлого. Он закрепляет лишь то, что устоялась в результате длительной общественной практики и отражает моральные, духовные ценности народа на определенном этапе его культурного развития. Традиции, обычаи опираются на поддержку общественного мнения и отражают стремление людей сохранить идеи, ценности, полезные формы поведения.

В свою очередь, обряд является лишь разновидностью обычая, это устоявшаяся совокупность условных действий, которые в образно-символической форме закрепляют обычаи в фольклорной памяти. Есть обряды с очень сложной процедурой, как правило, те, что связаны с важнейшими событиями жизни членов сообщества (семьи, этноса, трудового коллектива, религиозной общины и т. п). Такие обычаи называют ритуалами, то есть совокупности обрядов, связанных с празднованием важнейших жизненных событий, которые имеют культовый смысл. Такими, в частности, есть ритуалы, которые сопровождают переход человека из одного социального статуса в другой, так называемые обряды инициаций — ритуалы, которыми обозначают, например, переход из детства во взрослое состояние, бракосочетания, погребения. Так, при бракосочетании жених и невеста переходят из статуса парня и девушки в статус женатых людей.

Наиболее характерной чертой указанных социальных (этнических) обычаев, является то, что в них этническая творчество воспроизводится коллективно в бытовых действиях, которые объединяют отдельных людей в единое сообщество. Они неразрывно связаны с народнопоетичною творчеством. В частности формой выражения норм обычного права были пословицы и поговорки. Некоторые из них вошли в «Русской Правды».

Первые социальные обычаи, связанные с мифологическими представлениями и мононормами — обязательными правилами поведения, в которых еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: нравственности, права, этикета, религии. В пределах мононорми тесно переплелись моральные, религиозные, мифологические представления и правила. Лишь в период разложения первобытного общества происходит дифференциация на религию, право, мораль. Мононорми были призваны сохранить равновесие между социальным и мифическим мирами, обеспечить гармонию их взаимодействия. Соблюдение норм, в основу которых положены мифологические представления, формировало укоренившейся поведение, обычай. Поскольку его выполнение обеспечивалось средствами общественного воздействия на нарушителя (например, лишения огня, воды, пищи, изгнание из рода, казнь и т. п) или молчаливым одобрением мероприятий, принять к обидчику обиженным, его родными или членами рода (кровная месть). С возникновением государства соблюдения обычая стало обеспечиваться государственным принуждением.

Приведенное свидетельствует, что до возникновения государства, обычаи, сложившиеся еще в додержавні времена, не имели юридической силы. В додержавну сутки, бесспорно, существовали обычаи, но не было обычного права. Оно зарождается одновременно с образованием государства и возникновением государственного принуждения.

Правовые обычаи следует отличать от звичаєвості (обычаи) и принятого (заведенного) порядке.

Звичаєвості (обычаи) и принятый порядок не являются источниками права, хотя за конкретными делами могут иметь большую юридическую силу.

Правовые обычаи традиционно отличаются от общепринятые, то есть таких устоявшихся правил, которым прямо согласились руководствоваться стороны договора и только потому они (то есть, обычаи) приобрели юридического значения. Обычаи существует в виде предполагаемой условия договора, то есть условия, которая подразумевается. Если такого условия в договоре нет (или намерение сторон руководствоваться им не доказано), обычаи не учитывается как обязательное правило и при отсутствии специальных указаний законодательства или договора. Другими словами, звичаєвість (обычаи) — это, в отличие от обычая, такое правило поведения, о соблюдении которого прямо договорились стороны в своем договоре или имеют его на мысли. По основаниям звичаєвість может применяться судом лишь тогда, когда она прямо определена в спорном договоре или доказаны намерения сторон руководствоваться ею. В частности, такой звичаєвістю становятся и общепризнанные обнародованы обычаи, если обязательность их применения прямо указали стороны в договоре: например, Оттавская конвенция 1988 года о международные факторинговые операции, так и не вступило в силу, однако обнародована как определенная кодификация обычаев делового оборота.

В этой связи в основе общепринятые также могут быть общепризнанные обычаи. Одним из самых авторитетных собраний международных торговых обычаев есть Правила «ИНКОТЕРМС», которые уточняются и редактируются Международной Торговой Палатой в Париже (ICC).

Все они являются неофициальной систематизацией таких общепринятые, которые в основном приобретают юридическое значение лишь для конкретного договора в случае ссылки на них контрагентов.

общепринятые отличается «заведен (принят) порядок», то есть практика взаимоотношений сторон конкретного договора, которую сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и не закреплено где-то, но предполагаемая на основании отсутствия каких-либо возражений по этому поводу. Например, сторона является постоянным исполнителем определенных услуг для заказчика по договорам о юридическом обслуживании, что периодически перезаключаются. При этом факт предоставления таких услуг всегда удостоверялся актами по форме, против которой стороны не возражали. Если в дальнейшем возникнет спор о форме такого акта при условии, что действующее законодательство и договор определенной формы не устанавливают, суд может сослаться на договорную практику, которая ранее сложилась по этому поводу между сторонами спора. Следовательно, принятый порядок — это практика взаимоотношений, что уже длительное время существуют между сторонами спорного договора. Такой порядок (сложившаяся/принятая практика взаимоотношений) совсем не обязательно составляет какой-либо обычай или обычаи имущественного оборота. По-сути, он также отражает предполагаемые сторонами условия конкретного договора, а потому отменяет в соответствующей части действие как диспозитивного правила закона, так и обычая.

Украинское законодательство различает обычаи и «практика, установившаяся во взаимных отношениях сторон» договора (т. е. заведенный порядок), в частности обоснованно отдается последнему предпочтение перед обычаем при толковании условий договора судом (ч. 2 ст. 7 ГК). Следует отметить, что схожий подход закреплен отдельными иностранными законодательствами, в частности русским (ч. 2 ст. 431 ГК РФ).

Однако, значение источника гражданского права, закон придает только обычаю. Обычаи, заведенный порядок, условия конкретных договоров не выступают об’єктивованою формой выражения общеобязательных правовых норм и поэтому не могут быть источниками права.

В отдельных странах отдельную группу составляют правовые обычаи, основанные на нормах религии, которая доминирует в соответствующем обществе. Так, некоторые постулаты ислама запрещают взимать проценты по долговым обязательствам. Однако практическое применение подобных норм осложняется конституционными нормами о свободе совести, плюрализм и тому подобное. Для отечественного права такого рода классификация обычаев не является актуальной.

Виды правовых обычаев

Право – это древнейшее понятие. Право появилось вместе с государством, в начале его развития. Обычаи – это основные помощники власти. Они развиваются, становятся важными в жизни граждан. Некоторые обычаи исчезают из жизни людей, т.к. уже не соответствуют потребностям. В данной статье мы рассмотрим виды права, условия, особенности – все аспекты, которые могут заинтересовать в этом вопросе.

Правовые обычаи

Можно выделить несколько правовых обычаев – консервативные, прогрессивные, реакционные. Государство санкционирует такие обычаи, которые не идут вразрез с той политикой, которую оно пропагандирует. Также те обычаи, которые не идут вразрез с нравственными принципами, образом жизни.

Виды правовых обычаев

Трактовка понятия

Каждая правовая система трактует понятие «обычай» по своему. Некоторые трактуют это понятие как «обыкновение». Обыкновение, которое является важным параметром при регулировании торговых отношений. А складывается оно при постоянном неизменяющемся повторении отношений.

Трактовка понятия

Особенности

Как источники, правовые обычаи можно описать такими факторами:

  • Вплотную взаимодействуют с иными социальными нормами (сюда входит также и религия, как например, в Индии)
  • Зачастую сущность правовых обычаев можно усмотреть в афоризмах, поговорках и т.д.
  • Применение правового обычая характеризуется санкцией государства
  • Они могут отличаться консервативным характером; но в общественных отношениях прослеживается обязательных характер, т.к. это результат общественной практики, которые применяется длительное время.

Особенности правовых обычаев

Международное право

Если говорить о международном праве, тот тут идет речь не только о выражении традиционных норм, но также и об обязательных правилах с юридической точки зрения, которые должны проявляться в международных отношениях государства, во всех его сферах деятельности. Обычай можно рассматривать с точки зрения основы, базиса для создания новых норм, если речь идет о международном праве, а также как результат создания новой формы.

Международное право

3 вида обычаев

Можно привести пример, когда обычаи рассматривают в трех видах, основываясь на правовой системе:

  • Обычай, который облегчает усвоение терминов закона, судебных решение. Речь идет о терминах, которые используются в непривычном значении, отличном от общепринятого.
  • Обычай, применяемый, когда имеются пробелы в праве. Но учитывая прогресс законодательства, то развитие этого обычая значительно тормозиться и противоречит. Поэтому сфера деятельности в этом случае несколько ограничена.
  • Незначительные обычаи, которые идут вразрез с законом. В таких случаях, как правило, предпочтение отдается закону, а не другой стороне.

Виды правовых обычаев

Условия действия правового обычая

Действие обычаев возможно при некоторых условиях:

  • Его необходимо принять правовой общностью, где он сложился
  • Обычай должен насчитывать определенный возраст
  • Не должно возникать противоречий с публичными устоями, порядком; должен отвечать вопросу разумности.

Условия действия правового обычая

Обычаи в гражданском праве

За время перехода в России от жесткой плановой экономики хозяйствования к рыночным отношениям, произошел отказ от административного вмешательства государственных структур на экономические отношения между договаривающимися сторонами. В системе договорных отношений делается упор на социальную само ориентацию, особенно в сфере регулирования правового частного законодательства.

Обычаи в гражданском праве

Правовые обычаи

Такая практика получила отражение в концепции правового обычая, который стал рассматриваться в качестве одного из источников гражданского права. Особенно это чувствовалось на ранних стадиях развития гражданского права. И все — таки обычай в гражданском праве является одним из противоречивых, но своеобразных понятий гражданского права.

Правовые обычаи

Общественное мнение

Признание обычая в гражданском праве, подрывает суверенную монополию государства на разработку нормативных законов и актов. Признание обычаев в гражданском праве, может внести сумятицу в общественное мнение, поэтому в гражданском праве относятся настороженно к правовым обычаям.

Общественное мнение

Реформа гражданского права

Реформа гражданского права, проведенная в последние десятилетия, привела к тому, что законодатели стали чаще использовать такие термины как «обычай делового оборота» «местные обычаи». Впервые в ст.5 ТКРФ появилось определение обычая как делового оборота.

Реформа гражданского права

Обычаи и деловые отношения в гражданском праве

Обычай — это такое многократное признание повторения, которое стало образцом. Форму права могут приобрести не все обычаи, а только те, которые несут правовой аспект. Во времена СССР правовые обычаи были малочисленными и единичными. Во времена рыночной экономики, сфера применения правовых обычаев значительно расширилась. Этот возросший рост объясняется тем, что выросла специальная часть гражданского права, в той области, где существуют права предпринимателей.

Деловые отношения

Классификация обычаев

Классификация правовых обычаев развивается по трем сценариям.

  1. Как дополнение к закону и существует вместе с законом, не вступая в противоречия с ним.
  2. Против закона. Существует вместе с законом, но формирует свою собственную норму.
  3. Кроме закона. Когда устанавливается норма при условии отсутствия существования законодательной нормы.

Обычаи права

Особенности правовых обычаев

Обычаи не регулируют государственные правовые нормы, не обладают юридическим статусом, но, тем не менее, могут быть использованы в правовом решении возникшей проблемы. Эти обычаи получили название «обыкновения», которые опираются на практическую форму взаимоотношений именно потому, что есть такая практика применения правовых обычаев.

Особенности правовых обычаев

Отношение государства к правовым обычаям

Государство обязательно предъявляет нормы права к обычаям и закрепляет в законе возможность регулирования взаимоотношений с применением правовых обычаев. Фактически государство санкционирует применение правовых обычаев, но заключает договор, например, с предпринимателями, в котором определяются права государства.

Перед тем, как стать правовым обычаем, он должен;

  • Состояться как обычай
  • Многократно применяться в какой-либо сфере предпринимательства
  • Не вступать в противоречие с государственным законом.
  • Определять степень контроля государством за правовым обычаем.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статус правового обычая был повышен из-за необходимости регулирования имущественных отношений.

Государство и правовой строй

Обычай и его значение как источника гражданского права (Ананьева К.Я., Ананьев А.Г.)

Дата размещения статьи: 01.12.2015

Согласно определению, данному в Толковом словаре Д.Н. Ушакова, обычай — это общепринятый, установившийся традиционный порядок . Другими словами, это определенный порядок, установившийся в общественной жизни того или иного социума.
———————————
См.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000. С. 121.

В советский период в качестве источника права выступал так называемый правовой обычай. Под ним понималось санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения . Необходимо подчеркнуть, что само государство отрицательно относилось к этой форме права, хотя полностью исключить из практики правовой обычай оно не могло .
———————————
См.: Элементарные начала общей теории права: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Колос, 2003. С. 232.
См.: Малова О.В. Правовой обычай как источник права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 15.

Определение термина «обычай делового оборота» мы находим в Единообразном торговом кодексе США (ЕТК), который обозначает данное понятие термином «торговое обыкновение» . В соответствии с ЕТК торговое обыкновение — это любая практика или порядок деловых отношений, соблюдение которых в тех или иных местах, профессиях или сфере деятельности носит настолько постоянный характер, что оправдывает ожидание их соблюдения также и в связи с данной сделкой .
———————————
Единообразный торговый кодекс США. Официальный текст — 1990 / Пер. с англ. Н.М. Артемьева, Л.А. Афанасьева; науч. ред. С.Н. Лебедев; вступ. ст. Р. Саммерс, Д. Уайт. М.: Изд-во Междунар. центра финансово-эконом. развития, 1996.
См.: Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Г.А. Васильев, А.С. Комаров. М.: Международные отношения, 2004. Т. 1. С. 85.

Важным является вопрос об условиях применения обычая в качестве источника права. Таких условий согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ два — обычаи не должны противоречить положениям законодательства или договору. Их не следует смешивать с признаками обычая (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Если при отсутствии хотя бы одного из признаков должен следовать вывод о том, что нет обычая как такового, то отсутствие одного из условий его применения на факт наличия или отсутствия обычая не влияет. Отсюда следует, что возможна ситуация, когда установлено наличие обычая, но он не может быть применен ввиду отсутствия условий его применения.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что назрела достаточно давно необходимость внесения соответствующих изменений в ст. 5 ГК РФ. Подобные мысли высказывались цивилистами на протяжении уже долгого времени. Подчеркивалось, что существующее в законе понятие обычая делового оборота не отражает в полной мере тот массив различного рода обычаев, которые применялись при регулировании гражданских отношений. Законодатель, вводя новый источник права в систему российского гражданского права, фактически лишь закрепил уже существующее положение дел.

Правовой обычай как источник права. Обычное право

Обычай — это устойчивое правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку.

Далеко не все обычаи, господствующие в общественной среде, есть обычаи правовые. Таковыми они становятся, если санкционированы государством. Таким образом, правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. Если же содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, то источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая. Например, практика работы представительных органов власти выработала неписаный порядок, когда первое заседание вновь избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат. С принятием новой Конституции РФ этот обычай обрел высшую законодательную силу, поскольку закреплен в ч. 3 ст. 99 Конституции РФ.

Правовой обычай довольно широкое распространение получил в гражданском праве. Его нормы неоднократно указывают на обычай как на источник права. Гражданский кодекс РФ дает понятие обычая делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (п. I ст. 5). В ст. 309 ГК РФ установлено: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота».

Примеры признания государством правовых обычаев можно найти в ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ.

В частности, в ч. 1 ст. 130 Кодекса установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит ею под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Следует отметить, что в некоторых странах правовые обычаи играют существенную роль в жизни общества. Так, в Таиланде по сей день бытует обычай (ставший правовым), определяющий условия развода супругов. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.

Достоинства обычая: существует в устной форме, выражен доступным языком; возникает не «сверху», а «снизу», в силу этого полнее выражает волю народа, его потребности; большая добровольность в исполнении (так как основан на привычке).

Недостатки: неопределенность (поскольку не зафиксирован в письменном виде); носит консервативный и региональный характер.

Обычное право представляет объективно исходный исторически источник любого правового регламентирования в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию признания боговдохновенности государственных и политических установлений. Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права — особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа дозволенного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о критериях допустимости и применимости такой регуляции при помощи обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.

Обычаи могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике — и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.

Важную особенность римского правового обычая составила особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами (что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая — это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычаи носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовой обычай. Соотношение правового обычая и закона

Соотношение права и обычаев. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом; заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех пародов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредование разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Примеры правовых обычаев. Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе». В ст. 848 того же Кодекса говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в статьях 852, 853, 862 и других нормах Гражданского кодекса.

Статья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания от 31 марта 1999 г. гласит, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – обычаями данного порта.

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне Государственного флага РФ, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги 2 . Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей – государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов – калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т.д.). Есть обычаи, которое связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

Но, например, ношение холодного оружия (кинжала) как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относится право и к умыканию невесты (чаще всего – с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцировано – старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это – наслоение ушедших времен.

В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Обычай в гражданском правеОценка 5 проголосовавших: 1

Доброго дня! Позвольте рассказать вам историю моей карьеры: более 10 лет назад я начал работать помощником юриста, и мне настолько понравилась эта работа, что я решил связать свою жизнь с этой сферой труда. Через 2 года я стал юристом. За время моей работы все мои клиенты уходили от меня довольные результатом. И я был счастлив, что смог помочь стольким людям. Поэтому я решил создать свой сайт, чтобы помогать решать юридические вопросы не только моим клиентам, но и посетителям данного сайта.

Добавить комментарий