Обычай в праве

Стр 1 из 2

Вопрос 40

Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.

Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.

Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения, но стоит их отличать, т.к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях.

Под традициями понимаются правила поведе­ния, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества.

Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной.

Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели.

Деловые обыкновения — это правила поведения, которые складываются в государственных и негосударственных организациях при осуществлении деловой, коммерческой деятельности.

Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т.к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.

Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т.к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.

С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.

Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.

В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество при­сваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на националь­ном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законода­тельства или договору, не применяются».

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ОБЫЧАЕВ (ОБЫЧНЫХ НОРМ) — объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и Федерального конституционного закона (в Российской Федерации — эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.

Противоречия права и обычая возможны в тех случаях, когда люди (например, жители отдаленных, высокогорных, северных и других труднодоступных местностей) пытаются жить по нормам обычаев — «законам предков», заменяя ими правовые нормы. Тогда государство в лице правоохранительных органов вмешивается в соответствующие отношения, применяя меры принуждения, если в результате использования обычаев нарушаются права и интересы личности, общества, государства (например, равноправие между мужчиной и женщиной в трудовых, семейных, имущественных отношениях).

Вопрос 41

Правосознание –это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в т.ч. к действующему и желаемому праву, к деятельности юрид органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

Правосознание – одна из форм общественного сознания.

Признаки правосознания:

1)Отражает государственно-правовые явления

2)своеобразие способов отражния гос-прав действительности – посредством юрид понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, обычаев и традиций,

3)способность к опережающему отражению к правовой действительности

4)взаимодействие с другими формами обществ сознания, каждая из которых по-своему оценивает явление (особенно с нравственным сознанием)

5) способность воздействовать на социальные процессы

6)оценочный характер (вырабатывает отношение к соблюдению и несоблюдению права, выступает как мотив поведения субъекта)

Функции правосознания

1. Познавательная (информационная). Направлена на получение правовых знаний (о закон-ве, практике)

2. Оценочная. Состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей оь этих ценностях. Выделяют три вида оценочных отношений: 1) к праву, его нормам, 2) в поведению – собственному и окружающих, 3)к деятельности правоохранительных органов. Позволяет выработать правовую установку личности (предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации), а затем правовую ориентацию личности (внут программа действий в юр зач ситуации)

3. Регулятивная. Основывается на двух первых, состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения, который действует с учетом правовой установки и ориентации. Т.о., результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

4. Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы

5. Гносеологическая (познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности

6. Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основной для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми

Виды правосознания:

Виды правосознания:

По носителю: индивидуальное; групповое; массовое (общественное)

По уровню: обыденное; профессиональное (специализированное); научное (теоретическое)

По направленности: ретроспективное; адекватное; перспективное

По степени осознанности: с преобладанием сознательного; с преобладанием бессознательного.

Вопрос 42

Структура правосознания – строение правосознания, расположение базовых элементов и связей, обеспечивающих его целостность.

Элементы структуры правосознания˸

1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы)

2. Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады и т.п.)

3. Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).

Общенациональная идея – центральный элемент правовой идеологии, представляющий собой идею возрождения России как великой демократической державы, обеспечивающей на ее территории достойные условия жизни, реализующей стратегию экономической и политической самостоятельности, способный отстаивать в мировом сообществе свою позицию и защищать своих соотечественников, где бы они ни находились.

Гносеологический и социологический подход

Вопрос 43

Вопрос 44

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Егоосновными элементами являются:субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); передача воспитуемым юридического опыта общества;формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

Кформам правового воспитания относятся:

§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания — это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

Средства правового воспитания — организована методическая система, которая объединяет предметы, технические возможности, пути передачи содержания правовых норм, информации, то есть все то, что используется для реализации и достижения правовоспитательной цели.

В правовоспитательной работе используется много средств правового воспитания, среди которых определяющими являются: правовые акты; средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы); культурно-образовательные учреждения (кинотеатры, театры, дома культуры, клубы); научная и учебная литература.Воплощается воспитательный процесс в формах воспитания.

Вопрос 45

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм — недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

Вопрос 46

Вопрос 47

Вопрос 48

Вопрос 49

Вопрос 50

Вопрос 40

Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.

Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.

Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения, но стоит их отличать, т.к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях.

Под традициями понимаются правила поведе­ния, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества.

Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной.

Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели.

Деловые обыкновения — это правила поведения, которые складываются в государственных и негосударственных организациях при осуществлении деловой, коммерческой деятельности.

Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т.к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.

Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т.к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.

С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.

Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.

В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество при­сваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на националь­ном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законода­тельства или договору, не применяются».

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ОБЫЧАЕВ (ОБЫЧНЫХ НОРМ) — объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и Федерального конституционного закона (в Российской Федерации — эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.

Противоречия права и обычая возможны в тех случаях, когда люди (например, жители отдаленных, высокогорных, северных и других труднодоступных местностей) пытаются жить по нормам обычаев — «законам предков», заменяя ими правовые нормы. Тогда государство в лице правоохранительных органов вмешивается в соответствующие отношения, применяя меры принуждения, если в результате использования обычаев нарушаются права и интересы личности, общества, государства (например, равноправие между мужчиной и женщиной в трудовых, семейных, имущественных отношениях).

Вопрос 41

Правосознание –это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в т.ч. к действующему и желаемому праву, к деятельности юрид органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

Правосознание – одна из форм общественного сознания.

Признаки правосознания:

1)Отражает государственно-правовые явления

2)своеобразие способов отражния гос-прав действительности – посредством юрид понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, обычаев и традиций,

3)способность к опережающему отражению к правовой действительности

4)взаимодействие с другими формами обществ сознания, каждая из которых по-своему оценивает явление (особенно с нравственным сознанием)

5) способность воздействовать на социальные процессы

6)оценочный характер (вырабатывает отношение к соблюдению и несоблюдению права, выступает как мотив поведения субъекта)

Функции правосознания

1. Познавательная (информационная). Направлена на получение правовых знаний (о закон-ве, практике)

2. Оценочная. Состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей оь этих ценностях. Выделяют три вида оценочных отношений: 1) к праву, его нормам, 2) в поведению – собственному и окружающих, 3)к деятельности правоохранительных органов. Позволяет выработать правовую установку личности (предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации), а затем правовую ориентацию личности (внут программа действий в юр зач ситуации)

3. Регулятивная. Основывается на двух первых, состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения, который действует с учетом правовой установки и ориентации. Т.о., результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

4. Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы

5. Гносеологическая (познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности

6. Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основной для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми

Виды правосознания:

Виды правосознания:

По носителю: индивидуальное; групповое; массовое (общественное)

По уровню: обыденное; профессиональное (специализированное); научное (теоретическое)

По направленности: ретроспективное; адекватное; перспективное

По степени осознанности: с преобладанием сознательного; с преобладанием бессознательного.

Вопрос 42

Структура правосознания – строение правосознания, расположение базовых элементов и связей, обеспечивающих его целостность.

Элементы структуры правосознания˸

1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы)

2. Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады и т.п.)

3. Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).

Общенациональная идея – центральный элемент правовой идеологии, представляющий собой идею возрождения России как великой демократической державы, обеспечивающей на ее территории достойные условия жизни, реализующей стратегию экономической и политической самостоятельности, способный отстаивать в мировом сообществе свою позицию и защищать своих соотечественников, где бы они ни находились.

Гносеологический и социологический подход

Вопрос 43

Обычай — это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие связи с правовыми нормами:

  • 1) древнейшее право возникало во многом именно из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать и Законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, т.е. приобретают форму правового обычая. Так, ст. 129 действующего Кодекса торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — обычаями данного порта;
  • 2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие, как устойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);
  • 3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, т.е. предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;
  • 4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т.д.).

Далеко не все обычаи, господствующие в общественной среде, есть обычаи правовые. Таковыми они становятся, если санкционированы государством. Таким образом, правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. Если же содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, то источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая. Например, практика работы представительных органов власти выработала неписаный порядок, когда первое заседание вновь избранной ГОСДУМЫ открывает старейший по возрасту депутат. С принятием новой Конституции РФ этот обычай обрел высшую законодательную силу, поскольку закреплен в ч. 3 ст. 99 Конституции РФ.

Правовой обычай довольно широкое распространение получил в гражданском праве. Его нормы неоднократно указывают на обычай как на источник права. Гражданский кодекс РФ дает понятие обычая делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (п. I ст. 5). В ст. 309 ГК РФ установлено: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота».

Примеры признания государством правовых обычаев можно найти в ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ. В частности, в ч. 1 ст. 130 Кодекса установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит ею под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Следует отметить, что в некоторых странах правовые обычаи играют существенную роль в жизни общества. Так, в Таиланде по сей день бытует обычай (ставший правовым), определяющий условия развода супругов. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.

Достоинства обычая: существует в устной форме, выражен доступным языком; возникает не «сверху», а «снизу», в силу этого полнее выражает волю народа, его потребности; большая добровольность в исполнении (так как основан на привычке).

Недостатки: неопределенность (поскольку не зафиксирован в письменном виде); носит консервативный и региональный характер.

Обычное право представляет объективно исходный исторически источник любого правового регламентирования в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию признания боговдохновенности государственных и политических установлений. Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права — особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа дозволенного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о критериях допустимости и применимости такой регуляции при помощи обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.

Обычаи могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике — и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.

Обычаи признавались источником права в том случае если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая безусловно обязательно и равнозначно другому определенному указанию на содержание правового требования: «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и это есть право, о котором говорится что оно установлено нравами». Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу Обычай не должен был противоречить закону подразумевая, что он его дополняет и своего рода «оживляет»; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона. Для своего признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям: (1) он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае в пределах жизни более одного поколения; (2) он должен выражать однообразную практику — причем безразлично действия или бездействия; (3) он должен воплощать неотложную и разумную потребность в правовом именно регулировании ситуации, те далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могут составить правовое требование обычая (например, не создают такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т.п.). Наконец, специфику правового применения обычая со­ставляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался в суде, а доказывался.

Важную особенность римского правового обычая составила особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами (что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая — это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычаи носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

Традиции и обычаи созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям. Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции и обычаи, разные по уровню и глубине своего идейного содержания в зависимости от исторических судеб народа. К ним люди привыкли, веками почитают их. Поэтому нелегко бывает им отрешиться даже от того, что заведомо устарело, потеряло свое значение для новых условий жизни. В этом, собственно, трудность работы по преодолению негативного в традиционных представлениях людей. Свое отношение к традициям они определяют не на основе теоретического анализа, а на уровне обыденного сознания. Возникает серьезный психологический барьер, который порой трудно бывает перешагнуть. Здесь требуется осторожность, такт выяснений того, что прогрессивно, а что устарело

Поэтому правильно, что последнее время наши печать, радио и телевидение стали уделять столько внимания традициям и обычаям, что есть даже опасность впасть в другую крайность. Написано немало статей и работ, знакомясь с которыми, невольно складывается впечатление, что отдельные авторы не прочь были бы считать себя чуть ли не первооткрывателями в этой области, забывая о том, что еще в дооктябрьский период в Северной Осетии был накоплен значительный опыт борьбы по преодолено антисоциального в традициях и обычаях. 0б этом писали много и талантливо, в острой полемической форме такие выдаюшиеся деятели культуры, как Коста Хетагуров, Гассиев, Кануков, братья Шанаевы, Миллер, Ковалевский и многие другие. Они показывали, например, антисоциальную сущность поминок, наносивших и без того жалкому хозяйству горца колоссальный материальный ущерб, антигуманный характер обычаев кровной мести, похищения девушек и других пережитков. И в то же время говорили с большой теплотой и любовью о необходимости чуткого и бережного отношения к истинно народным традициям и обычаям, выработанным в течение многовековой истории народа. Их влияние, содействовавшее развитию самосознания, культуры осетинского народа заслуживает самой высокой похвалы и уважительного отношения.

Накоплен также значительный опыт в этом вопросе в советский период, но он, в основном, носят негативный характер, обусловленный тоталитарным режимом, диктаторскими методами работы партийных и советских чиновников. Поэтому нет до сих пор полной ясности в определении понятий: «традиция» и «обычай».

На них лежит известный налет поспешности и субъективизма. Отдельные авторы, не утруждая себя поисками объективных критериев при оценке социальных явлений, предпочтение отдавали своим субъективным соображениям, соответствующим политическим установкам партийной номенклатуры, забывая о том, что прежде чем говорить о роли традиций и обычаев в общественной жизни, следует знать, что они собой представляют, какие функции выполняют в жизни общества.

Традиции, традиционная — это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Обычаи же — относительно устойчивые, стереотипные, нравственные установления о нормах и правилах поведения людей, обусловленные их жизненными потребностями, и которые передаются из поколения в поколение.

Обычаи имеют отношение, главным образом, к нравственной стороне жизни людей, рода, племени и других этнических образований, обычай — это один из важных составных структурных элементов традиций. Следовательно, традиция — более широкое понятие, нежели обычай. Она включает в сферу своего влияния почти все стороны деятельности людей, в то время как диапазон обычая ограничен, охватывает более узкую сферу жизни — нравственные отношения.

Традиции и обычаи зародились еще в глубокой древности.

В первобытно-общинном строе, например, обычай выступал как нравственный закон. Поведение людей и взаимоотношения, поступки, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо регулировались строгими требованиями нравственного закона — обычая, соблюдение его обеспечивалось силой воздействия общественного мнения. Но в связи с разложением первобытно-общинного строя и усложнением общественных отношений обычай как нравственный закон начинает терять свою роль единственного регулятора правил поведения людей. В силу вступают новые формы — правовые, регулирующие людские взаимоотношения силой власти, законом. Однако при этом обычай не упраздняется, так как содержит в себе общечеловеческие ценности.

Категории «традиция» и «обычай» относятся к духовной стороне жизни людей. Они подвижны и динамичны, как сама общественная жизнь. Они возникают, вызываются жизненными потребностями, развиваются и изменяются с изменением этих же потребностей, определяемых, в конечном счете, изменениями материальных условий жизни общества.

В жизни общества ничего не возникает, если в том нет потребности. Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные социальные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся известной трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей.

В литературе о традициях стало как бы правилом деление их на прогрессивные и реакционные, что создает серьезные трудности методологического характера. Не располагая достаточно надежным объективным критерием при определении того, что следует отнести к прогрессивному и что — к реакционному, авторы этой концепции порой, не сознавая того, вынуждены бывают прибегнуть к помощи субъективных соображений и оценок. Поэтому следует отказаться от нее и положить в основу принцип объективности и историзма, ибо прежде чем писать о традициях и обычаях народа, надо их знать, изучать все их стороны и связи, как они возникли, как связаны с жизнью народа, какие социальные функции выполняют, какие изменения претерпевают в своем развитии и «самодвижении».

Изучение традиций и обычаев следует вести в связи с практическими потребностями общества, коими они порождены и поддерживаются у данной нации, данным этническим образованием. Именно практика как критерий истины является определителем того, что служит обществу, что следует сохранить из прошлого культурного наследия.

Традиция отражает преемственную связь в развитии, связь времен, эпох, а последняя проявляется в том, что повое всегда вырастает из старого и в противоположность ему. Но, отрицая старое, новое вбивает, удерживает в себе и развивает дальше все положительные достижения предшествующего развития. Что же в таком случае является традиционным: то, что удерживается, сохраняется и служит основой развития нового, или то, что устарело, отвергается? Естественно, что первое. Поэтому традиционное, как правило, следует рассматривать как прогрессивное. Несколько по-иному обстоит дело с нравственной традицией (обычаем), которая характеризуется наличием элементов консерватизма. Освоение культурного наследия прошлого не может происходить гладко по какой-то заранее предвзятой схеме. В процессе этого освоения могут просачиваться через сито истории, из старого в новое и вместе с ним элементы устаревшего. В этом сказывается и известный автоматизм, характерный для развития традиций и обычаев. Этим, собственно, обуславливается противоречивая природа традиций и обычаев. Они представляют собой единство противоположностей — и отказ от старого, и сохранение из него всего положительного как основы для развития нового.

Традиции как целостное социальное явление содержат в себе не только положительное, но и элементы старого, отжившего свой век. В непонимании этой внутренней противоречивой природы в развитии традиций и обычаев —корень нередко встречающихся ошибок, возникающих в результате переоценки или недооценки положительных или отрицательных моментов в традиционном.

В традициях и обычаях прошлого много умного, интересного и красочного. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого — одно из важнейших звеньев воспитательной работы, которое содействует развитию у людей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье, эстетическое наслаждение. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту.

Традиции выполняют информационные функции. Все новое в жизни, положительный опыт данного поколения, ставший традиционным, передается как ценное достояние следующему поколению. В отношении же обычаев существуют различные толкования. Одни авторы считают их возникновение в современных условиях как нечто само собой разумеющееся, другие высказывают сомнение. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо прежде всего уяснить их социальные и служебные функции, которые призваны они выполнять. Понятие «обычай» как нравственный закон — древнейшая форма общественного сознания, выполнявший на протяжении всей истории человечества регулятивные функции правил поведения людей. Но на разных этапах истории сила действия обычая проявляется по-разному. Одни обычаи уходят в область предания, другие возникают, но диапазон их действия постепенно суживается, сохранились те их стороны, которые не теряли своей жизненной силы для последующих поколений. Обычаи выработанные первобытно-общинным строем, были рассчитаны на ограниченные потребности локальных родовых образований. Поэтому, естественно, они неприемлемы для современных условий без внимательного отбора в них рационального. При этом основным критерием приемлемости обычаев для современности должны быть их воспитательная значимость, эстетическое содержание и их общечеловеческий характер. Если обычаи лишены этих элементов, то их не следует одобрять. Для общества дороги только те обычаи, которые служат интересам нравственного прогресса, доставляют людям наслаждение независимо от национальной принадлежности. Однако обычаи, какими бы хорошими и привлекательными ни казались, не могут охватить всю глубину и полноту сложных нравственных отношений современного общества, следовательно, недостаточно, чтобы с их помощью регулировать нормальное функционирование норм и правил поведения людей. Обычаи теряют основу для самостоятельного существования и включаются, трансформируются в более емкое понятие — «традиция», которая более полно отражает систему нравственных отношений в обществе, располагает более широкими служебными функциями и воспитательным диапазоном, Попытки насаждения новых обычаев сверху, в административном порядке, являются занятием абсолютно бесполезным, так как естественный ход их регулируется новыми условиями жизни и потребностями общества. Поэтому лучше было бы научить людей уважению и соблюдению веками выработанных нашими предками правил поведения общежития, не подменяя многовековой опыт народа субъективными соображениями отдельных малокомпетентных людей.

После того как сказано о том, что такое традиции и обычаи, что общего в них.и в чем различие между ними, можно рассказать более подробно о традициях и обычаях, которые непосредственно связаны с повседневной жизнью народа, сопутствовали ему в его многовековой истории: гостеприимство, свадебные, похоронные обряды и религиозные верования.

Х. К. Цаллаев, «Традиции и обычаи осетин»

Наверх

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Соотношение права и обычаев. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом ; заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка – вторая натура.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех пародов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающсго общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.

В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно

руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализаци-онному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Правовые презумпции, аксиомы и фикции.

Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекраще​ние правоотношения.

Правовые презумпции— предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми и наличными фактами.

По факту правового закрепления презумпция бывает:

·​ фактической, те. не выраженной в законе и не имеющей юридической значимости, но учитывающейся (например, родители любят своих детей),

·​ законной;

·​ преюдиции (преюдициальность — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ра​нее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по какому-либо другому делу).

Сфера действия презумпций:

·​ общеправовая, т.е. во всех отраслях права (презумпция добропоря​дочности, знания закона);

·​ отраслевая, т.е. не во всех отраслях права (презумпция невиновно​сти—в уголовном праве).

Правовая фикция — несуществующее положение, признанное существующим законодательством и ставшее общеобязательным (например, пропал человек — выдано свидетельство о смерти, а впоследствии уста​навливается, что он жив).

Правовые аксиомы — это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Вместе с тем следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное. Получается, что правовые аксиомы истинны не сами по себе, не потому, что они соответствуют действительности, а потому, что люди хотят в них верить. Да, никто не обязан свидетельствовать против своих родственников (ст. 51 Конституции РФ), а если между ними отношения накалились добела (как, например, между крупными бизнесменами братом и сестрой Батуриными)?

Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней заключенмноговековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которыхотображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

Право и корпоративные религиозные нормы, их соотношение, единство, различие.

Корпоративные нормы — это правила поведения, в соот­ветствии с которыми функционируют и развиваются различ­ные общественные негосударственные формирования (органи­зации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы).

Право и корпоративные нормы, будучи в единой системе, ибо их объединяет общность объекта регулирования — обще­ственные отношения, значительно отличаются между собой, и эти отличия демонстрируют силу влияния права на нормы кор­поративного характера. Аргументация заметного влияния пра­ва на нормы корпоративные имеет определенное сходство с рас­смотрением этого фактора по отношению к религиозным нор­мам. Корпоративные нормы, как известно, это те нормы, кото­рые регулируют отношения, складывающиеся между членами общественных объединений (политических партий, обществен­ных фондов, профессиональных союзов и организаций, обществ международных организаций и т. д.). Очевидно, что они носят общеобязательный характер только для этих организаций и объединений. Например, нормы Устава садоводческого обще­ства обязательны для всех его членов, но никак не могут влиять на деятельность члена Союза юристов РФ. Однако же право воз­действует на эти нормы, во-первых, законодательной волей, которая является непреодолимой для корпоративных норм; во-вторых, право всегда может запретить общества, которые или носят явно выраженный криминальный характер, или прикры­вают экстремистские политические интересы; в-третьих, влия­ние права на корпоративные нормы предопределено тем, что именно правовые нормы устанавливают принципы, характер и пределы деятельности общественных формирований. В частности, Конституция и законы устанавливают, что осуще­ствление организацией или объединением деятельности, проти­воречащей интересам общества и собственным корпоративным актам, является достаточным основанием для приостановления или прекращения их деятельности. Например, садоводческое об­щество, в нарушение Устава, организовало производственную де­ятельность, под прикрытием общественного туристического объе­динения его члены развернули деятельность по изготовлению и продаже наркотиков и т. п.

⇐ Предыдущая123456

Добавить комментарий