Обычное право Африки

Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента. Термин «обычное право» чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах. Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы неразрывно связаны, а при решении конфликтов стороны руководствуются прежде всего идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы отыскать факты и применить нормы с их учетом, сколько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой, скорее, соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но принадлежала она общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: семья или группа родственников несла ответственность за деяния отдельных ее членов.

В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семей или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др. Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей).

Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак — это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.

После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и па Мадагаскаре, бельгийское — в Конго, португальское — в Анголе и Мозамбике, английское — в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимуществу административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений — землевладение, семейное и наследственное право — остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например рабство.

В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, которые руководствовались правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.

Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой — ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.

Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран, в частности, введен восьмичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры но эмансипации женщин. В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер.

Таким образом, традиционное африканское право постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. По все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.

Африканское право представляет собой пеструю мозаику обычаев различных племен и общин, члены которых добровольно следуют им в повседневной жизни. Это связано с тем, что повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, природой, а их дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь невероятную негативную реакцию духов земли. Зависимость индивида от силы коллектива (касты, общины, племени) обусловливает корпоративный (коллективистский) характер традиционного обычного права Африки. В связи с этим отрицается идея субъективных прав, а само право понимается как обязанность. Совокупность обычаев одновременно используется для регламентации взаимоотношений внутри племен и между ними. По этой причине деление права на отрасли отсутствует, как и их систематизация.

Колонизация Африки европейцами внесла существенные изменения в развитие обычного права. В зависимости от того, колонией какого европейского государства (Франции, Германии, Англии и т.д.) является та или иная африканская страна, происходит рецепция либо общего права, либо романского права. Обычное право вытесняется в сферу регулирования частноправовых отношений, а взаимоотношения колоний и метрополий регулируются с помощью законов, кодексов, заимствованных в европейских государствах-метрополиях.

Процесс освобождения от колониальной зависимости актуализировал необходимость создания национальной правовой системы в новых независимых государствах. В основу правовых систем был положен обычай, который после санкционирования государством стал правовым обычаем. Традиционные моральные ценности, очищенные от некоторых злоупотреблений обычаев, составили правовую баз}’ регулирования частноправовых отношений в африканских государствах. Суды стали применять обычное право, обеспечивая судебную защиту субъективных прав. В результате реформы судопроизводства в большинстве независимых государств преодолены различия между судами современного и обычного права.

В африканских странах проводится значительная работа по созданию нового законодательства. В этой связи часто возникает коллизия закона и обычая, которая нередко разрешается в пользу обычая. Скорее всего обычаи сохранят интегрирующую роль в общенациональном праве африканских стран, однако в силу раскола африканского общества на множество субкультур заметно будет возрастать роль закона в качестве универсального источника нрава, обеспечивающего справедливость и гражданское согласие.

Африканская правовая семья охватывает правовые процессы на громадном континенте. Во второй половине XX в., когда многочисленные африканские колонии получили независимость, их правовые системы оказались «привязанными» к романо-германской правовой семье.

В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость, сочетается с элементами старого, с религиозным правом, обычным правом, которое все еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. Однако общей тенденцией является развитие национальной правовой системы.

К настоящему времени практически завершилась работа по унификации обычного права ряда африканских племен. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации. Это удалось лишь применительно к отдельным отраслям права.

Большие изменения претерпело уголовное право. В колониальный период в британских колониях действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали уголовные деяния и руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили положения обычного права в уголовные кодексы. Другие поступили наоборот, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, устанавливающим уголовную ответственность.

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области гражданского, семейного и наследственного права. Дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен. Однако бесспорно то, что традиционное африканское обычное право утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты.

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам регламентации. Общей тенденцией является постепенное формирование общетерриториальной правовой системы.

Суд. Роль судов в странах данных регионов невелика. Население мало обращается в государственные суды, предпочитая поиски согласия или прибегая к традиционным процедурам улаживания споров. Еще меньше их роль в тех государствах, где господствует тоталитарный режим.

Органы правосудия образуют несколько разновидностей и различных ступеней. Среди них есть негосударственные суды и суды, действующие от имени государства.

В государствах, где действуют принципы англосаксонского права (Индия, Кения и др.) сложились две разновидности государственных судебных органов: общие суды (суды общей юрисдикции), рассматривающие уголовные и гражданские дела, и суды специальные (например, по трудовым спорам, делам несовершеннолетних и др.).

В государствах Азии, Африки и Латинской Америки, следующих романо-германской модели правовой системы, наряду с общими и специальными судами имеются и административные суды.

Низшую ступень составляют суды, по существу не входящие в государственную структуру и осуществляющие суд на общественных началах. Таковы, например, народные суды в Индии, рассматривающие незначительные дорожно-транспортные правонарушения. Они не рассматривают уголовные дела и вправе рассматривать лишь проступки, незначительные гражданские споры. К этой разновидности относятся и существовавшие в Эфиопии народные трибуналы крестьянских ассоциаций.

Особое место среди судебных органов занимают церковные (религиозные суды) и суды обычного права. Одни церковные суды рассматривают дела священнослужителей, различные внутрицерковные дела, иногда отдельные дела исповедующих ту или иную религию. Они могут налагать незначительные наказания, в основном морально-этического плана (покаяние, отрешение от церкви и др.)

Отдельная категория религиозных судов — мусульманские (шариатские) суды в тех странах, где ислам является государственной религией. Они исполняют функции государственных судов, рассматривая все дела (гражданские и уголовные), но только в том случае, где обеими сторонами являются мусульмане или стороны согласились обратиться к шариатскому суду.

В некоторых странах Африки судопроизводство основывается на обычном праве. В судах обычного права дела рассматривались старейшинами и племенными вождями, но только между соплеменниками. Они не касались уголовных дел и лишь частично рассматривали гражданские дела (распределение общинных земель, мелкие споры между жителями и т.д.)

Разрешение конфликтов в судах обычного права было нацелено на исполнение древнейшего принципа судебной деятельности — примирения враждующих сторон. Суд занимался не столько отысканием и подтверждением фактов и соответствующих норм, сколько заботами по наведению порядка с одновременным устранением причиненного зла и восстановлением мира и согласия. Широкое распространение имела практика испытаний «судом божьим», принцип талиона и другие традиционные для древних и средневековых обществ процедуры.

Все стадии юридически значимых действий тесно переплетены с традициями и обычаями данной родовой или племенной общности, с магическими и социально-бытовыми ритуалами, жестко контролируются сложившимися запретами и общественными санкциями.

Сегодня происходит постепенное, законом подкрепленное внедрение современной правовой системы, рецепция и применение европейских законоустановлений вместо норм и требований обычного права, введение норм и принципов европейского права в качестве сосуществующих с обычным правом; прямой запрет некоторых обычаев и традиционных форм регулирования конфликтов.

Добавить комментарий