Оформление конституционной монархии в России

  • 1. Общие положения
  • 2. Левый центр — Конституционно-демократическая партия, Умеренно-прогрессистская партия, Всероссийский торгово-промышленный союз
  • 3. Правый центр — Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалистов
  • 4. Национал-патриоты
  • 5. Социал-демократы
  • 6. Эсеры
  • 1. В стране возникли и легализовались различные политические партии: РСДРП, социал-революционеры (эсеры), Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская, Торгово- промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Монархистов-конституционалистов, Союз русского народа и др.
  • 2. Левоцентристскими партиями были Конституционно-демократическая партия, Умеренно-прогрессистская партия, Всероссийский торгово-промышленный союз.

В сентябре 1905 г. прошел съезд земских и городских деятелей, на котором была обозначена программа партии, получившая название конституционно-демократической (кадеты). Содержание этой программы сводилось к следующим положениям: предлагалось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления.

Все законодательные акты, а также бюджет должны были утверждаться парламентом. В области судоустройства предлагалось восстановить принципы уставов 1864 г., упразднить административное вмешательство в судебные дела и отменить смертную казнь. В финансовой сфере программа партии требовала отменить выкупные платежи для крестьян и развивать прямое обложение, аренду земли, наделять нуждающихся землями за счет отчуждения государственных и частновладельческих земель. В области трудовых отношений отстаивалось право на забастовку, выборные инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное страхование, уголовная ответственность за нарушение законов о труде.

Умеренно-прогрессистская партия была близка к кадетам в области государственно-политической системы. Ее представители настаивали на неприкосновенности верховной власти государя и ответственности министров перед народом. В области государственного устройства партия выдвигала идею целостности государства при самостоятельности местного самоуправления, выступала против автономии и федерации. В сфере трудовых отношений партия была против введения восьмичасового рабочего дня.

Всероссийский торгово-промышленный союз в области государственного устройства предлагал использовать английскую конституционную модель — единую империю с конституционным монархом и кабинетом министров, опирающимся на большинство Думы. Политической целью союза объявлялось экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, Государственной думе и правительственных учреждениях.

3. К правоцентристским партиям принадлежали Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархис- тов-конституционалистов.

Союз 17октября исходил из принципов «Манифеста 17 октября» — сохранение унитарного Российского государства, конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. В области аграрной политики Союз требовал отмены административной опеки над крестьянством, предлагал создать земельный фонд из государственных и удельных земель, а также включить общинные земли в гражданский оборот. В сфере трудовых отношений представители Союза выступали за социальное обеспечение и страхование, за урегулирование законом проведения стачек. В области местного управления предлагалось создание бессословных земств, введение выборных начал в местной юстиции, невмешательство администрации.

Партия правового порядка настаивала на сильной централизованной власти и единстве России. Упразднялась автономия территорий. Провозглашалось равноправие всех граждан. В аграрной сфере предлагалось снизить налоги для крестьянства, поощрять переход от общинного землевладения к личному, производить наделение крестьян землей. Для рабочих предусматривалось сокращение рабочего дня и страхование.

Партия монархистов-конституционалистов исходила из идей: «царь — отец народа, Россия без царя немыслима», «к данному положению вещей привело олигархическое правление министров». Для решения крестьянского вопроса предлагалось перевести землепользование из общинного в подворное и реорганизовать Крестьянский банк. Партия выступала против идеи образования государственного земельного фонда. Образование предлагалось перестроить на корпоративных началах, поощряя национализм, организацию землячеств, проведение судов чести.

4. Весной 1905 г. возникло большое число национально-патриотических союзов, обществ, братств, дружин и лиг — «черная сотня». В ноябре 1905 г. возник Союз русского народа, объединивший ряд черносотенных организаций. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы.

В промышленных центрах действовали черносотенные рабочие организации. Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для России.

5. В 1898 г. в Минске представители Союза борьбы за освобождение рабочего класса, групп «Рабочей газеты» и «Бунда» объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии.

Программа РСДРП содержала следующие положения по государственному и политическому преобразованию страны. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию. Предлагалось сформировать однопалатное законодательное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства. В области экономической политики партия выступала за установление: прогрессивного подоходного налога, восьмичасового рабочего дня, уголовной ответственности предпринимателей за нарушение охраны труда, за запрет штрафов на производстве. В аграрной сфере предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам выплаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых земель и обложения налогом помещичьих земель. Предусматривались конфискация церковных, монастырских, удельных и частновладельческих земель и их передача в распоряжение органов местного самоуправления.

В 1903 г. на II съезде РСДРП произошел раскол партии на большевиков и меньшевиков.

6. Партия социалистов-революционеров (эсеров) считала себя идейной наследницей партии «Народная воля». Лозунгом партии была социализация земли, а основным методом ее деятельности — террор. Целями партии были борьба с самодержавием и созыв Земского собора (Учредительного собрания).

В области государственного устройства эсеры предлагали использовать федеративную форму. Предлагалось создать демократическую республику с широкой автономией областей либо всеобщим избирательным правом. В производственной сфере представители партии выступали за установление минимума заработной платы и государственное страхование. В области аграрной политики — за передачу земли в общинное владение и распоряжение.

Оформление конституционной монархии в России.

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и передаётся по наследству.

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена, так что в некоторых либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «;неограниченная»;.

Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, поводом для которого стал новый университетский устав 1884 г., значительно ограничивший автономию вузов. Движение приобрело политический характер.

Правительство издает в конце 1901 г. «Временные правила о студенческих учреждениях» (кассах взаимопомощи, кружках и пр.), пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университетов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах (в 1901 г. прошло сто двад

Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», которое ставит перед собой задачи: облегчение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью.

В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем, в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

В мае 1902 г. проводится первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904 г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергли резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод.

Правительство в ответ на это давление издает в декабре 1904 г. Манифест, в котором обещается ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, издание закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность суда, ограничение исключительных законов. В манифесте были однако отвергнуты притязания земцев, на вхождение в Государственный совет.

Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается период «;политической весны»; (новый министр Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских совещаний). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и поражения в войне с Японией послужили толчком к углублению революционного кризиса.

Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в «Союз союзов», выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.

  1. Государственная Дума в России.

Государственная дума Российской империи — законосовещательное, позже — законодательное, учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

Манифестом от 6 августа 1905 года, император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы законодательного взаимодействия органов высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней палаты парламента.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Государственная дума Российской империи I созыва созвана, согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49 % всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию)

Одновременно с указом о роспуске думы II созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу, то есть новый избирательный закон. Согласно этому закону и была созвана новая дума – III созыв.

Подготовка к выборам в IV Думу началась уже в 1910 г.: правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы создать нужный ему состав депутатского корпуса, а также максимально задействовав на выборах священнослужителей. Оно мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их «бесшумно» и с помощью «нажима» на закон сохранить и даже усилить свои позиции в Думе, и не допустить её сдвиг «влево». В результате правительство оказалось в ещё большей изоляции, так как октябристы отныне твердо перешли наравне с кадетами в легальную оппозицию.

Современная Госуда́рственная ду́ма (кратко — Госду́ма) — одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России, в Конституции слова «Дума» и «Собрание» даются в заглавном написании).

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной думы — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 годах. Ближайшие выборы в Государственную думу намечены на 4 декабря 2011 года.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах.

  1. Изменения в государственном аппарате в годы первой мировой войны.

Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России. Государст-венное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуа-зии — на победу в войне и мобилизацию капитала.

Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомст-венных комиссий. Мобилизация капитала вызывала противоречия между различными группа-ми правящего класса, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых орга-низационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать раз-личные социальные интересы.

На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики и участие в управлении государственной политикой.

В функции военно-промышленных комитетов входит:

  • посредничество между казной и промышленностью,

  • распределение военных заказов,

  • регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем,

  • регулирование внешней торговли (закупок),

  • нормирование цен на сырье, то есть мобилизация торговли,

  • регулирование рынка труда,

  • регулирование транспорта.

При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабо-чими и предпринимателями.

Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться осо-бые совещания по обороне. Состав этих органов определялся Государственной думой и утвер-ждался императором.

В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов (преимущественно перед другими) и отчетов по их выполнению; отстранять директо-ров и управляющих государственных и частных предприятий, ревизовать торговые и промыш-ленные предприятия всех видов и секторов.

Особые совещания по топливу со временем выделились из системы совещаний по обо-роне, взяв на себя функции распределения топлива между потребителями, установления секве-стра (ареста без конфискации) на предприятия, реквизиции топлива (принудительный выкуп по фиксированным ценам).

Особые совещания по продовольствию проводили проверку наличия продуктов и в слу-чае необходимости — их реквизицию.

Особые совещания по перевозкам устанавливали порядок принудительного пользования транспортом и помещениями в государственных и общественных целях.

Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединяться в заводские совещания.

Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами, стали созда-вать общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили: оказание помощи раненым (организация госпиталей, поставка медика-ментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиям и посредни-чество между ними и казной. Юридической основой деятельности Союза стали договоры, за-ключаемые разными земствами между собой.

Действующие в промышленности тресты и синдикаты оказывали сильное влияние на экономическую политику: ими было отвергнуто предложение Министерства финансов о введе-нии нового налога на прибыль, они подчинили себе деятельность центрального военно-промышленного комитета, отдельных военно-промышленных комитетов и Земгора.

Одним из главных направлений регулирования экономики была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. По действующему законодательству таксы на сырье и продо-вольствие могли устанавливаться городскими управами, поскольку производство находилось в частных руках, государство не могло регулировать рынок методом «;товарных инвентаризаций»;. У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного аппарата, поэтому оставался лишь метод репрессии, «;административно-командный»;.

При таксировке цены устанавливались государством не на основе себестоимости про-дукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные цены устанавливались в местных пределах (губернии, и города) и способствовали деформированию рынка Февральским указом 1915 г. командующим войсками предоставлялось право: запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по рек-визиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).

Твердые цены устанавливались Особыми совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе.

В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверст-ки, устанавливаемой уполномоченными Особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на пятнадцать процентов ниже твердых. Устанавливалась карточная система для на-селения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни ру-ки, карточки лимитировались.

В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которо-го входили: требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установ-ление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные эко-номические органы.

В годы войны происходили частные,, перемены в составе высшего эшелона власти, за это время сменились четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, три министра, четыре обер-прокурора Синода, три министра иностранных дел, четыре минист-ра земледелия, три министра путей сообщения.

В декабре 1916 г. правительство начало наступление на политическую оппозицию: пре-рывается заседание Государственной думы, запрещается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп Военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в сабо-таже. В свою очередь, оппозиционная буржуазия начинает все активнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и общественные организации, активизируется «;прогрессивный блок»; в Думе.

  1. Законодательная деятельность Временного правитель­ства.

Весной 1917 г. правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Происходит демократизация политической жизни страны.

В апреле принимается Положение «;О регистрации товариществ. обществ и союзов»;, дополнившее Устав гражданского судопроизводства и определившее порядок регистрации об-ществ (в регистрационных отделах окружных судов), значительно упрощенный. Еще в марте принимается постановление «;О кооперативных товариществах и их союзах»;, возникающих без особого разрешения правительственной власти.

В апреле принимается закон «;О рабочих комитетах в промышленных заведениях»;, которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих в них занятых. Фабрично-заводские комитеты должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед правительством, заниматься культурно-просветительской деятельностью.

Тогда же принимаются законы «;О печати»; и «;Об учреждениях по делам печати»;, запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати.

Упразднили Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства.

После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление «;О наказаниях за публичные призывы»; к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям.

Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении «;О печати»; устанавливается наказание «;за призывы к гражданской войне»;, сделанные в средствах массовой информации.

Вместе с тем, правительство отказалось от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении (постановление «;О лицах, арестованных во внесудебном порядке»;). Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается постановление «;Об условиях досрочного освобождения»; заключенных.

Создание специальных органов по регулированию экономики (Экономический Совет, Главный экономический комитет, отраслевые министерства, земельные комитеты и др.), целью которых была стабилизация хозяйственной ситуации в стране, ведущей войну и охваченной революцией. Правительство делало попытки регулировать все секторы народного хозяйства (промышленность, торговлю, сельское хозяйство и финансы), для чего и был издан ряд общих и специальных правовых актов.

Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства «;Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом»;. В мае при Особом совещании по топливу будут учреждены правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже в период «;главкизма»; уже Советской властью.

В начале марта принимается постановление правительства «;Об учреждении общегосударственного Продовольственного комитета»;, действующего в целях «;выработки общегосударственного продовольственного плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному делу»; под руководством министра земледелия.»; Несколько позже было издано другое постановление «;О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органа»;, вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, «;за вычетом продовольственных нужд владельца»; и разрешали отчуждение излишков»; только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался.

Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи «;военного коммунизма»;.

В начале июля 1917 г. было принято положение «;О Министерстве продовольствия»;. Определенная ему компетенция включала: снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия по согласованию с Министерством земледелия, регулирование производства и потребления, а также покупных и продажных цен на продукты и предметы первой необходимости.

Экономическому подотделу Министерства поручалось изучить вопросы производства, обмена и потребления, а также «;выработать основания для нормальных цен, установления такс и нормирования распределения»;. (Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в период с 1918-1920 гг.).

В марте было принято также постановление «;Об установлении принудительного порядка на перевозные средства»;, вводившее транспортную повинность для государственных и общественных нужд.

Тогда же принимается постановление «;Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах»;, в состав которого вошли представители Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Вольного экономического общества. Комитет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству.

Более масштабную деятельность предполагали осуществлять образованные в мае 1917 г. «;Совет по вопросам развития производительных сил страны»; и «;Заготовительный комитет при Министерстве торговли и промышленности»;, положения о которых были приняты в один и тот же день.

Совет по вопросам развития производительных сил страны учреждался, так же как и другой орган, при Министерстве промышленности и торговли. Его целями были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а. также внутренней и внешней торговли.

В работе Совета участвовали представители Министерства торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, финансов, иностранных дел, военного, морского просвещения, Государственного контроля, а также ученые, кооператоры, представители земств и военно-промышленных комитетов.

Целями деятельности Заготовительного комитета при Министерстве торговли и промышленности стали: содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за границей — сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовлетворения потребностей ведомств, земских, городских и прочих организаций, а также промышленных и торговых организаций.

В его компетенцию входило: изучение потребностей в сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке, подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятиями, выяснение нормальных цен по внутренним заказам, подготовка типовых договоров на заготовки, рассмотрение предложений ведомств о государственных импортных закупках и заказах, разработка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов.

Членами Заготовительного комитета являлись: представители Министерства торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия, финансов. Государственного контроля, Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Совета рабочих депутатов. Съезда представителей промышленности и торговли, частных железных дорог.

Через две недели после принятия положений о Совете по вопросам развития производительных сил страны и Заготовительном комитете было принято положение о «;Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве»;, ставшим высшим координационным и планирующим органом в сфере экономики.

Для законотворческой деятельности Временного правительства важное значение имело постановление (август 1917 г.) «;О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями»;, определившее критерии для использования в новых условиях законодательства изданного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было. образовано Юридическое совещание, на которое возлагались «;обсуждение вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государственного строя»;, подготовка заключений по законопроектам, «;по которым такие заключения будут признаны Временным правительством необходимыми»;.

Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст.87 Основных законов; подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики.

В положении «;О судах по административным делам»; (май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, по жалобам местных органов на правительственных комиссаров. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.

В конце сентября — начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект «;Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании»;.

Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Октябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.

    Проекты конституционной монархии и пластыри Остермана

    Некоторые исследователи говорят о двенадцати различных проектах, подготовленных в этот короткий период. Известный русский историк и публицист Василий Татищев, например, основываясь на западном опыте и истории русских Земских соборов, призывал не ограничивать самодержавие, но избирать нового государя, привлекая к выборной процедуре все дворянство – некоторых персонально, а других через поверенных. Татищева возмущала попытка узкой группы лиц – «верховников» – решить этот важнейший для страны вопрос в кулуарах.

    Сам Дмитрий Голицын, если верить депешам иностранных послов, хотел оставить императрице полную власть только над своим двором и над небольшим отрядом гвардейцев, специально предназначенных для охраны двора. Деньги на эти цели предполагалось выделять из государственного бюджета. Вся же политическая власть в области внешней и внутренней политики, согласно замыслу Голицына, должна была принадлежать Верховному тайному совету, его состав предполагалось расширить до двенадцати человек, принадлежащих к знатным фамилиям.

    Согласно плану Голицына, восстанавливался и Сенат из тридцати шести человек. В обязанность сенаторов входило предварительное рассмотрение всех дел, подлежащих обсуждению «верховников». Но и это было не все. Князь предлагал создать двухпалатный парламент: одна палата из двухсот членов представляла бы интересы дворянства, другая предназначалась для защиты интересов купцов, горожан и вообще простого народа от «несправедливостей».

    Конечно, этот план предоставлял реальную власть лишь узкому кругу старых боярских фамилий, но по сравнению с тем, что было до того на Руси, проект Голицына бесспорно являлся революционным прорывом к конституционной монархии, то есть шагом вперед, на запад.

    Насколько идеи ограничения самодержавия были осуществимы в тогдашней России, сказать сложно. Приведенная выше оценка Николая Костомарова, где он фактически соглашается с Остерманом и тем оправдывает его дальнейшие действия, сделана уже по следам событий, а потому грешит безысходностью. Думается, Россия тогда колебалась, и чаша весов объективно могла склониться в любую сторону.

    Народ был нейтрален. Он вообще не участвовал в дискуссии, о нем не вспомнил никто. Во всех многочисленных проектах того времени, где мелькает слово «народ», под ним подразумевается исключительно дворянское сословие, и только.

    В лагере реформаторов находились самые влиятельные на тот момент вельможи и некоторая часть дворянства. Голицын и его сторонники узурпировали право выбора будущего государя России, за счет чего получили некоторую фору перед соперниками. В их пользу также красноречиво говорил положительный опыт Запада. Против сторонников конституционной монархии были архаичность российского менталитета, разногласия среди основной массы дворянства, нежелание любого государя, каким бы слабым он ни оказался, делиться властью, а главное – орудие страшной разрушительной силы – крупнейший специалист в области интриги немец Остерман.

    Позже, когда стало ясно, что план рухнул, князь Голицын пророчески заметит:

    Пир был готов, но званые оказались недостойными его; я знаю, что паду жертвой неудачи этого дела; так и быть, пострадаю за отечество; мне уж и без того остается немного жить; но те, кто заставляет меня плакать, будут плакать дольше моего.

    Анна Иоанновна, следившая за событиями в России из Митавы, подписала условия, выдвинутые Тайным советом, но, выезжая в Москву, благодаря Остерману уже знала, что на ее стороне есть немалая поддержка.

    Остерман повел себя, как старый хитрый лис. Сказавшись тяжело больным, он все смутное время пролежал в постели, как пишут, «облепленный пластырями, обвязанный примочками». Но при этом, не выпуская из рук пера, развил бурную деятельность, внушая всем, и прежде всего императрице, мысль, что необходимо во что бы то ни стало сохранить самодержавие в полной неприкосновенности.

    Он же организовал императрице поддержку и в гвардейской среде. На примере «избрания» Екатерины I вице-канцлер уже знал, что, когда чаша весов в политике колеблется, лучше всего в решающий момент положить на нее гвардейский штык. Штык перевесит все остальные аргументы.

    Это немец и сделал. Еще не встретившись с членами Тайного совета, Анна Иоанновна объявила себя полковником Преображенского полка и капитаном кавалергардской роты. Восторгу гвардейцев не было предела. Они заявили, что готовы разорвать на части любого, кто осмелится оспаривать право Анны Иоанновны стать полновластной правительницей России.

    Очень кстати в минуту встречи с членами Тайного совета в руках императрицы оказалась и некая челобитная с просьбой:

    …Принять самодержавство таково, каково Ваши славные и достохвальные предки имели, а присланные к Вашему Императорскому Величеству от Верховного тайного совета пункты и подписанные Вашего Величества рукою уничтожить.

    На вопрос императрицы, окруженной гвардейцами, к членам Тайного совета, должна ли она выполнить «предложение народа», «верховники» молча склонили головы.

    Как только вопрос о конституционной монархии в России отпал, Остерман снял пластыри и покинул постель. За проявленное им усердие хитрый лис получил графское достоинство и надолго стал единственным вершителем российской внешней политики. Да и не только внешней.

    Как утверждает старый, мудрый Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

    По мысли Остермана был учрежден кабинет министров, в котором вся инициатива принадлежала ему и его мнения почти всегда одерживали верх, так что Остерману всецело следует приписать тогдашние действия кабинета…

    Америку открыл Колумб, но название континенту дал Америго Веспуччи. Россией во времена Анны Иоанновны управлял Андрей Иванович Остерман, а в памяти осталась «бироновщина».

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Первая русская революция вынудила русское правительство пойти на изменения в гос. строе.

    В 1905г принят Манифест о учреждении Гос. думы и положение о выборах в нее. Гос дума была представительным органом и избиралас на 5 лет на основе имущественного и сословного ценза. От участия в выборах отстранялись женщины, военослужащие, лица, младше 25 лет, учащиеся и и неоседлые народы Севера.

    Выборы в думу проходили по 3 куриям:

    1. Уездных землевладельцев
    2. Гор. избирателей
    3. Крестьян-домохозяев

    Выборы были многостепенными.

    Компетенция Гос. думы:

    • предварительное рассмотрение законопроектов
    • право законодательной инициативы
    • право обсуждения гос. бюджета

    Дума находилась в зависимости от императора, т.к. по его указу могла быть распущена.

    1905г — создание совета робочих депутатов.

    Под давлением революционных выступлений 17 октября 1905г был принят манифест обусовершенствовании гос. порядка. По нему:

    • Даровались гражданские свободы
    • Созывалась Гос. дума
    • Объявл. образование политических партий
    • Всебщее избирательное право.

    дек. 1905 — вооруженное восстание в Москве — подавлено.

    В 1906г прин положение о гос Совете — все законопроеты, принятые Думой, должны были поступить в Гос совет.

    Первая гос дума начала работу весной 1906г. Разногласия между думой и правительством произошли по аграрному вопросу. Думцы редлагали изъять поместья.

    В феврале 1907 начала работу 2 дума, в которой была представлена партия эссеров. В думе с программой реформ выступил Столыпин, он предложил установить крестьянское равноправие, нов. землеустройство и ввести бессословное самоуправление на местах. Дума была распущена.

    Основным итогом изменения в гос. строе в годы первой революции было принятие в апреле 1906г нов. редакции «Основного закона РИ». Из них была исключена характеристика императорской власти, как неограниченной. Но полномочия монарха оставались существенными:

    • назначал министров и высш. должностных лиц.
    • объявлял войну, заключал мир
    • Осуществлял внешнюю политику
    • Являлся верховным главнокомандующим
    • Осуществлял законодательную власть.

    После роспуска 2 думы, принято постановление о выборах в гос думу. Это было сделано умышленно. Новый избирательный закон урезал представителей национальных окраин.

    Городская курия была разделена на 2 разряда: Круп. буржуазия, мелк. буржуазия.

    В России была создана система жандарм-полицейског органа. Новыми структурами в ней стали фабрично-заводская и сельская полиция.

    В 1902-1903г в крупных городах создаются охранительнительные отделения для борьбы с революционными движениями.

    В В августе 1906г введено «Положение о военно-полевых судах», кот. учреждались в губерниях и объявлялись на военном положении.

    Развитие права:

    В начале 20 века продолжает действовать 9-10 том Свода законов.

    В 10 томе систематизируется гражданское законодательство. Продолжает действовать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.1845г., но он требовал перерабоки

    В 1895г он был переработан и в 1903г утвержден императором, но в силу не вступило.

    Новое Уложение объединило Уложение о наказаниях и Устав о наказаниях.Возраст наступления уголов. отвеьсьвенности наступал с 10 лет. Особая часть включала 37 глав, в оторой определялась оветственность за преступления против веры, против императора и государства, порядка управления, личности.

    Виды наказаний:

    смертная казнь, каторга, ссылка на поселение в Сибирь, заключение в исравительный дом, заключение в крепость, тюрьму, арест, штраф.

    В ноябре принимается указ «О временных правилах, о повременных изданиях». По нему отменялась предварительная цензура и газета могла быть закрыта. только по решению суда.

    В 1906г принимается указ «О временных правилах, об обществах и союзах», по которой министру внутренних дел разрешалось закрывать общественные организации.

    Указ «О временных правилах, о собраниях».

    1. Собрания под открытым небом только с разрешения полиции, губернатора.
    2. Об открытых собраниях нужно было предупредить полицию за 3 суток.

Добавить комментарий