Оформление невостребованных земельных долей

Содержание

Что такое невостребованный пай

В 1991 году правительство страны приступило к выделению прав на владение земельными участками, передавая таковые работникам колхозов и иных сельскохозяйственных предприятий. Подобные доли и получили название земельных паев.

Процедура проводилась всего один раз, и передача паев осуществлялась на безвозмездной основе из общего земельного массива. При этом гражданин не получал в пользование надел, обозначенный границами, а фактически становился обладателем прав на владение таковым. Иными словами, людям вручались определенные размеры будущего участка, расположенного на конкретной территории, а также его оценка в денежном эквиваленте. Использовать подобное право, так же как и эксплуатировать участки, предполагалась в сельскохозяйственных целях, учитывая при этом интересы и желания других пайщиков.

Что касается невостребованных земельных паев, здесь речь идет о тех долях в праве коллективной собственности на конкретный участок, которые на протяжении определенного времени пустовали и не подвергались эксплуатации со стороны владельцев.

Основания для признания земельного пая невостребованным

На данный момент самого термина о невостребованной земельной доле не существует, поскольку он исчез из законодательства после внесения изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Вместо термина о невостребованности пая, появился свод правил, согласно которому долю можно причислить к землям данной категории.

Важно уточнить — новая редакция закона предупреждает о том, что земельный пай не может являться невостребованным, он может лишь считаться таковым, в случае если он никоим образом не эксплуатируется и не передается в аренду долевым собственником в течение 3-х лет подряд с момента получения прав на владение землей.

Кроме того, земельная доля обозначается как невостребованная в следующих дополнительных случаях:

  1. Если собственник доли земли умер, а наследники отсутствуют, также как и завещание.
  2. Если после смерти собственника земельный пай отвергается и не признается наследниками, при этом не передается ими другим наследникам.
  3. Если возможные наследники отстранены от права наследования в порядке, установленном Законодательством.
  4. Если в момент приватизации сельхозугодий в решении, принятом органами местного самоуправления, будет отсутствовать информация о собственниках этого земельного пая. Иными словами, если владелец земельного пая неизвестен и о нем не найдено никакой информации.

На основании предыдущей редакции упомянутого закона, признать земельный пай невостребованным было невозможно, поскольку владелец, он же наследодатель, так или иначе, распоряжался принадлежащей ему собственностью. После внесения поправок возможность признания пая невостребованным стала реальной.

Кроме того, в случае если земельная доля передана в аренду, ее собственник скончался, а наследники тянут со вступлением в права наследования, пай на законных основаниях можно причислить к невостребованным землям.

Процедура признания земельного пая невостребованным

На основании существующих правил для признания земельных паев невостребованными, производится процедура официального причисления земель к таковым.

Процесс включает следующие этапы:

  1. Составление администрацией конкретного региона официального списка лиц, чьи земельные паи можно отнести к невостребованным на основании того, что указанные граждане не распорядились таковыми на протяжении 3-х лет.
  2. Формирование отдельного списка всех земель, подходящих под категорию невостребованных согласно дополнительным правилам, прописанным в законе.
  3. Публикация списка невостребованных паев земли в СМИ местного значения либо на официальном сайте администрации в сети интернет, если таковой имеет место быть. Предоставление списка на всеобщее обозрение должно быть осуществлено не менее чем за 3 месяца до сборана совещательное собрание всех партнеров долевой собственности.
  4. Обсуждение и утверждение списка на общем сборе долевых собственников.

В случае если перечень невостребованных земельных паев не будет утвержден собранием владельцев долей земли в течение 4-х месяцев с момента его официальной публикации, он получит законную силу с разрешения органов местной администрации.

Как вернуть востребованность земельной доле

Далеко не во всех ситуациях владельцы земельных паев согласны с тем фактом, что принадлежавшие им доли вдруг оказываются в числе невостребованных. Для разрешения подобных ситуаций существует отдельная процедура оспаривания, основанная на п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Здесь указывается, что любой владелец, несогласный с применением определения «невостребованный» в отношении его земельного пая, может и должен выразить имеющиеся возражения в течение 3-х месяцев с момента оглашения перечня.

Прежде всего, стоит уточнить, что гражданин вправе высказать несогласие еще на этапе утверждения списка невостребованных земель, а именно, на собрании долевых собственников. Подобное нередко является весомым аргументом для вывода спорного объекта из перечня невостребованных.

Также владелец земельного пая, признанного невостребованным, может написать заявление о несогласии, адресованное администрации того территориального региона, где расположен надел.

Для удачного решения спорного вопроса рекомендовано использовать оба метода одновременно – выразить несогласие на собрании собственников и подать опровержение статуса невостребованности в письменном виде в органы администрации.

Нередки случаи, когда собственник пропускает период, установленный для оспаривания признания его земельной доли невостребованной. В подобных ситуациях отчаиваться не стоит, а следует нанести визит в судебные органы. Как показывает практика, такого рода споры чаще всего выигрывает пайщик, потерявший земельную долю, поскольку суд становится именно на его сторону.

Как невостребованными долями распоряжается муниципалитет

Земельные паи официально признаются невостребованными со дня утверждения соответствующего перечня. После чего местные органы самоуправления вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием передать им право собственности на указанные земли. В случае положительного решения и последующей регистрации наделов в качестве владений муниципалитета, последний вправе выставить земельные доли на продажу.

После оформления прав собственности на паи, вошедшие в категорию невостребованных, органы местного муниципалитета обязаны в течение 30 дней ознакомить население с информацией относительно данных земель, поскольку последние могут быть приобретены гражданами в частное владение. Цена земли данной категории будет составлять около 15% от ее кадастровой стоимости, при этом сумма остается неизменной, поскольку устанавливается законодательством.

Сведения о том, что невостребованные доли выставлены на продажу, должны быть размещены в СМИ для оповещения потенциальных покупателей. Вариант огласки информации может быть любым — распечатка на специальных щитах, расположенных на территории муниципалитета либо выкладка объявлений на официальном сайте, если таковой запущен в работу.

В данном случае преимуществом в приобретении наделов обладают фермерские, сельскохозяйственные и иные организации, пользующиеся землей, находящейся в долевой собственности на протяжении 6 месяцев после момента перехода невостребованной доли в распоряжение местной администрации.

Если по истечении полугода покупатель не будет согласован, участок должен быть определен органом местной власти как часть собственных земельных долей на основании принципа о минимальных размерах земельных площадей. После завершения процедуры, участок полностью выставляется на продажу.

Признание земельных паев невостребованными осуществляется на основании правил, изложенных в законодательстве. Процедуру активируют органы местного самоуправления посредством создания перечня невостребованных долей, а также списка лиц, чьи земли подходят под такого рода определение. Утверждение списка происходит на общем собрании владельцев, при этом несогласные со статусом земельной доли вправе выразить опровержение как устно, так и письменно.

Правовое регулирование

Понятие невостребованных земельных долей применяется только относительно одной категории наделов — сельскохозяйственных земель. При этом важным понятием остаётся «земельная доля», указанная в Федеральном законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статья 15.

Важное значение в правовом регулировании имеет статья 12.1 этого же ФЗ, устанавливающая порядок признания долей невостребованными, а также процедуру принятия подобных решений и их обжалования.

Данные участки имеют свои особенности, связанные с их эксплуатацией, а также регистрацией прав на них. Вопрос регулируется в статье 47 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

В остальном применяются общие нормы, в первую очередь, нормы Гражданского кодекса РФ и № 218-ФЗ, а также подзаконные акты, регулирующие узконаправленные моменты.

Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости»

Когда участок может быть признан невостребованным

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса. Основными критериями для начала такой процедуры служат следующие моменты:

  • участок не использовался по назначению и не был передан в аренду в срок от трёх лет и более, то есть фактически пустовал или использовался с нарушением законодательства;
  • владелец надела неизвестен, сведения о нём отсутствуют в регистрационных документах;
  • собственник умер и не оставил наследников ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники не могут воспользоваться своим правом по какой-то причине;
  • наследники изначально имелись, но были отстранены от наследования.

Большая часть причин сводится к тому, что претенденты на использование земли попросту отсутствуют или информации о них нет.

Невостребованной долей признаётся лишь участок, который является частью сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали колхозам или совхозам. Законодатель не распространяет подобных требований на наделы прочих категорий.

Например, если участок был переведён в единоличную собственность в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то собственник может вовсе не использовать его и не сдавать в аренду, это его прямое право.

Порядок признания участка невостребованной долей

Для признания земли невостребованной требуется правильное оформление, состоящее из нескольких последовательных действий.

Признание земли невостребованной реализуется по воле администрации муниципального образования, на территории которого надел располагается. Чаще всего это сельские поселения, но ситуация возможна и в городах.

Так, администрации нужно выполнить следующие мероприятия:

  • подготовить перечень наделов, которые могут быть признаны невостребованными. Осуществляется на основании имеющейся документации;
  • опубликовать их перечень в местных печатных изданиях и иных СМИ;
  • организовать общее собрание собственников, объявить о намерении признать определённые наделы невостребованными;
  • утвердить перечень таких земель. Если на собрании не удаётся достичь соглашения, оформляется постановление;
  • подготовить исковое заявление о признании права собственности за муниципальным образованием на невостребованный участок;
  • подать иск и принять участие в судебном разбирательстве;
  • получить заверенную копию решения, обратиться с ней в Росреестр и провести регистрацию надела на администрацию образования.

Цель процедуры — признание муниципального права собственности и последующее использование земли по её прямому назначению.

Что делать собственнику, когда земля включается в перечень невостребованных участков

Учитывая тот факт, что конечным результатом процедуры служит изъятие земли в пользу муниципалитета, ни одному собственнику не понравится, когда его надел включается в соответствующий список. Если это случилось, рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Ознакомиться с перечнем участков, которые могут быть признаны невостребованными долями. Стоит обратить внимание, есть ли в списке лица, которые являются арендодателями участков или предыдущими собственниками. Часто в администрации имеются устаревшие данные;
  2. Подготовить возражение, если участок, который находится в собственности или аренде, включен в перечень.
  3. Проконтролировать, был ли перечень изменён с учётом поданного возражения. Окончательный перечень формируется на общем собрании собственников. Возражение может быть подано не только заранее, но и на самом собрании. Об этом прямо говорит часть 6 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Если надел всё равно признаётся невостребованным, то следующий шаг – защита своих прав в судебном порядке. Суть в том, что администрация может потребовать передачи земли в свою собственность только через суд. Если возражение было подано, то лицо будет призвано в суд в качестве ответчика.

Если гражданин не вызывается в суд и не указывается в качестве ответчика, он может самостоятельно подать заявление о признании его участником процесса. Если решение уже было вынесено, а ранее сведений о его проведении не было, можно попытаться восстановить срок для обжалования и потребовать отмены судебного акта о признании земельной доли невостребованной и нового рассмотрения дела.

В ходе судебного разбирательства нужно будет обосновать суть своих претензий, а также доказать, что надел использовался по прямому назначению. В качестве доказательств принимаются любые документы, относящиеся к делу, а также свидетельские показания.

Вопрос требует внимательного подхода и подробного изучения. От каждого действия будет зависеть конечный результат, и если лицо предпримет неверные шаги, то может лишиться своих прав на надел.

Особенности правового статуса невостребованных земель

Главная особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в «подвешенном» состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет. Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков. Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Прочтите также: Как снять арест с земельного участка

Как найти хозяина бесхозного земельного участка

Чтобы отыскать сведения о брошенном участке, воспользуйтесь электронной публичной кадастровой картой Российской Федерации. Чтобы это осуществить, зайдите на официальный сайт Росреестра. Посредством данной карты можете определить, формировался ли раньше бесхозяйный участок.

Разыщите на электронной карте свой участок. Осуществить это можете легко. В левом верхнем углу страницы введите кадастровый номер своей земли. Отыскать его вы можете в свидетельстве о государственной регистрации. После нахождения своего участка, найдите и рассмотрите заброшенный участок на электронной карте.

Красный контур, очерчивающий территорию земли, свидетельствует о том, что данная земля была раньше учтена, что существенно упрощает процесс получения. Если же не получилось ознакомиться с очертаниями бесхозного участка, следовательно, его прежде необходимо сформировать из федеральных или земель города.

Гражданский кодекс Российской Федерации декларирует, что земли, которые не находятся во владении граждан, организаций и муниципалитета, относятся к собственности государства.

Следовательно, первое, что нужно осуществить, это определить, кто является собственником интересующего вас участка земли. Запомните, что земли, принадлежащие муниципалитету или государству, могут быть переданы в собственность гражданам за плату. Производится данное действие путем осуществления торгов.

Если вы приняли решение приобрести бесхозный участок земли, прежде всего, нужно отыскать того, кто является его хозяином. Для решения данной задачи обратитесь в Росреестр и затребуйте выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Получить эти сведения можете несколькими вариантами:

  • Обратитесь в регистрирующий орган лично. Придя в компетентное учреждение, получите талон, чтобы встретиться со специалистом. Желательно до встречи с сотрудником заплатить государственную пошлину. Реквизиты, чаще всего, публикуются на информационных стендах. Терминалы для оплаты находятся в этом же здании. Величина государственной пошлины – двести рублей, помимо банковской комиссии. Воспользовавшись советами сотрудника, заполните заявление. Документы будут готовы через пять рабочих дней;
  • Воспользуйтесь услугами Почты России или передайте документы посредством электронной почты. Чтобы воспользоваться данным способом, заполните принятый образец заявления и произведите оплату государственной пошлины. Если вы обращаетесь через почтамт, то подпись обязательно заверьте у нотариуса. При отправлении запроса посредством электронной почты вы должны иметь электронную цифровую подпись. Срок предоставления сведений составляет пять рабочих дней. Данный метод подойдет тем, кто не хочет стоять в очередях и обладает умениями для правильного заполнения заявления;
  • Запрос сведений посредством сайта Росреестра. Данная процедура очень проста: выберете раздел «Электронные услуги», после чего оформите запрос на получение информации из Единого государственного реестра недвижимости. Далее, на указанный вами адрес электронной почты поступит инструкция о способах оплаты. Спустя пять дней сюда же поступит сообщение. Там будет находиться ссылка и ключ, необходимые для ознакомления и скачивания электронного документа.

Оформление бесхозной земли в силу приобретательной давности

Данное мероприятие по приобретению права владения бесхозным участком земли может вызвать значительные трудности. Для начала, бесхозный недвижимый объект (участок земли) должен быть учтен органом, который производит государственную регистрацию прав. Возможностью подачи заявления для постановки на учет обладают только местные органы власти, на чьей земле участок земли и располагается.

Одновременно с подачей заявления местные органы власти направляют в учреждение Федеральной регистрационной службы пакет документов, которые могут подтвердить, что определенный участок земли не имеет владельца, либо владелец является безвестным, либо хозяин совершил отказ от права владения.

Если хозяин земли отказался от своего права владения, то нужно приложить документ, который подтвердит данный факт – заявление владельца об отказе от права собственности на объект недвижимости. Также нужен документ, который содержит описание участка земли, в частности кадастровый план.

Постановка на учет бесхозных участков земли происходит с помощью совершения определенных записей в Единый государственный реестр прав.

Спустя год после того, как бесхозяйный участок был поставлен на учет, орган, который уполномочен осуществлять управление имущественным комплексом муниципального образования, вправе обратиться в судебную инстанцию с намерением признать данный объект муниципальной собственностью.

Тем не менее, до того времени, когда суд определит объект муниципальной собственностью, она может вновь обрести владельца (то есть вновь взята в собственность бросившим ее владельцем), либо может быть получена в собственность на основании приобретательной давности.

В ситуации появления прежнего владельца, вне зависимости от даты постановки на учет участка земли в статусе бесхозного, он вправе обратиться в орган, который производит государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии имущества в собственность. В такой ситуации участок земли признается снятым с учета в статусе бесхозного, со времени осуществления записи о снятии его с учета.

Одним из способов приобретения права собственности бесхозными объектами недвижимости является его получение за счет приобретательной давности.

Приобретательной давностью называется тот факт, по которому лицо, не являющееся владельцем имущественного объекта, но ответственно, добросовестно и постоянно владеющее чужим недвижимым объектом как своим на протяжении пятнадцати лет, приобретает право владения имуществом.

Необходимо отметить, что исчисление срока приобретательной давности касательно имущества, которое находится у лица, из владения которого они потенциально могли быть истребованы (согласно статьям 301 и 305 Гражданского кодекса), стартует не раньше окончания срока исковой давности относительно соответствующих требований.

Таким образом, вы вправе обратиться в судебную инстанцию с целью приобретения во владение бесхозяйного участка земли в силу приобретательной давности, не раньше чем через восемнадцать лет добросовестной эксплуатации.

В той ситуации, когда получение участка земли произведено основываясь на приобретательной давности, сам механизм перехода права владения производится через судебную инстанцию. Во время судебного заседания фактический собственник обязан предъявить доказательства того факта, что на протяжении пятнадцати лет он непрерывно, открыто и добросовестно обладал и эксплуатировал данный участок земли.

Последние характеристики означают:

  • Добросовестное владение значит, что собственник во время получения объекта предполагал, допустимо находясь в заблуждении относительно фактических обстоятельств, по причинам которых он стал его обладателем, а также, что это давало ему определенные права. То есть владелец не ведал и не мог ведать о неправомерности собственного владения;
  • Открытое владение значит, что лицо никаких специальных действий не совершало, для сокрытия факта обладания объектом;
  • Непрерывное владение значит, что обладание и эксплуатация участка обязаны происходить без перерывов на протяжении полного срока, установленного законодательством для приобретательной давности. Обладание, которое осуществляется эпизодически, демонстрирует отсутствие желания обладать участком и в данном случае обрывает срок приобретательной давности. Помимо этого, лицо обязано осуществлять в отношении участка земли действия, характерные для заботливого хозяина. То есть владеть объектом как своим собственным, относится к нему таким же образом как к другому своему имуществу (производить налоговые платежи, блюсти нормы об обязательном страховании, делать ремонт и так далее).

Для демонстрации собственного добросовестного, открытого и непрерывного владения лицо вправе представить судебной инстанции различные документы. Вердикт судебной инстанции представляет собой основание для регистрации права владения.

При том, что регистрация права владения на бесхозный объект, который находится на учете на основании приобретательной давности, может быть произведена вне зависимости от времени постановки на учет данного объекта.

Также отдельного внимания заслуживает возможность получения участка у местных органов власти после его учета в качестве бесхозного. Бесхозный объект ставится на учет органом, который производит государственную регистрацию права, по заявлению местного органа власти, на земле которого они располагаются.

Спустя год после постановки бесхозяйного имущества на учет, орган, который уполномочен осуществлять управление муниципальным имуществом, вправе обратиться в судебную инстанцию с намерением признать права муниципальной собственности на этот объект.

Бесхозяйный недвижимый объект, который не был признан решением суда муниципальной собственностью, может опять быть принят во владение лицом, оставившим его, либо получен во владение на основе приобретательной давности.

В этой ситуации получение бесхозяйной земли заключается в подаче заявки на участие в торгах, после чего участок подлежит оформлению во владение.

Если единственная заявка на участие в торгах по реализации участка земли, который находится в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, соответствующим указанным в извещении о проведении торгов требованиям к участникам аукциона, а также поданная заявка соответствует тем же требованиям, то продажа данного участка производится этому лицу.

Правовая конструкция «невостребованные земельные доли» существует около двадцати пяти лет, прошедших с момента начала проведения земельной реформы, на протяжении которых государство стремится выработать механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю. Тем не менее, среди основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом отсутствуют положения, связанные с наиболее результативным переходом неиспользованных земельных долей в муниципальную собственность. Вместе с тем, неиспользованные земельные доли остаются одним из элементов оборота земельных долей. Об этом свидетельствуют статистические данные.

На вопросы заявителей об оформлении невостребованных земельных долей в собственность отвечает начальник Красногвардейского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю Бочковская Оксана Владимировна

Какие земельные доли могут быть отнесены к невостребованным

— земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд,

— земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Как оформить невостребованные земельные доли в собственность

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились.

Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составляет список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно.

Правовое регулирование оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность

Документы, которые могут подтвердить, что у данного участка земли отсутствует или безвестен владелец:

  • Документы, которые выдал орган учета государственного и муниципального имущества о том, что конкретный участок не является учтенным в реестре федерального имущества, имущественных объектов субъектов Российской Федерации или имущественного комплекса муниципалитета;
  • Документы, которые выдал компетентный орган, регистрирующий наличие прав на недвижимые объекты до принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Если же владелец участка земли совершил отказ от права владения на него, то приложите документ, подтверждающий факт отказа.

Если интересующим вас участком обладает физическое лицо, то осуществите следующие действия:

  • Постарайтесь найти собственника, а также договорится с ним о продаже его участка;
  • Непременно зафиксируйте все обсужденные договоренности посредством заключения Предварительного соглашения о купле-продаже. В данном документе тщательно пропишите обоюдные права и обязанности. Это действие не даст возможность продавцу вносить изменения в уже зафиксированные договоренности в одностороннем порядке. Таким образом, ему не удастся исправить цену участка, либо отказаться от определенных устных предложений.

Далее можете осуществить заключение договора купли-продажи, по окончанию которого весь комплекс прав на участок перейдет к вам.

Принятый настоящий Федеральный закон изменяет процедуру выдела земельных участков в счет земельных долей, порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, принудительного изъятия участков земель сельскохозяйственного, назначения, расширяет полномочия общего собрания участников долевой собственности, устанавливает особенности государственной регистрации прав на земельную долю.

Закон также содержит принципиально новое правило регулирования в отношении невостребованных земельных долей. Органы местного самоуправления поселения согласно закону получили дополнительные полномочия и, отныне являются заинтересованной стороной по оформлению и дальнейшей продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Настоящим Федеральным законом введена ст.12.1 по невостребованным земельным долям, согласно которой орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и опубликовывают его в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещают на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее, чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список также размещается на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности, с даты утверждения списка, земельные доли сведения о которых включены в указанный список признаются невостребованными.

В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течении четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить список самостоятельно и обратиться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном ст.12.1 Закона порядке невостребованными.

Согласно ст.13 настоящего Федерального закона, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества.

Образование земельного участка согласно настоящего Федерального закона осуществляется на основании соответствующего решения общего собрания участников долевой собственности.

В соответствии с п.3 ст.14 настоящего Федерального закона участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения: • о предложениях относительно проекта межевания земельных участков; • об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

• об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков; • об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков; • об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

• о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности (подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности на основании п.4 ст.14 Закона) действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее — уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;

• об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности; • об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности; • об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.

Порядок проведения общего собрания участников долевой собственности определен ст. 14.1. настоящего Федерального закона.

Расширены полномочия органов местного самоуправления поселения или городского округа по отношению к общему собранию собрания участников долевой собственности. Они организуют проведение общего собрания и подтверждают полномочия представителя собственников, действующего без доверенности. Уточнено количество участников, необходимых для кворума и принятия решений, и определен порядок оценки долей для подсчета голосов участников долевой собственности при принятии решений общим собранием.

В соответствии с п.3 ст.19.1 настоящего Федерального закона если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан: 1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; 3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков. 4) Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обязан предоставлять бесплатно сведения, необходимые для подготовки проекта межевания земельных участков, в том числе сведения, запрошенные им из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, при наличии следующих условий: 1) принятие общим собранием решения о подготовке проекта межевания земельных участков;

Таким образом, законодатель значительно конкретизировал многие положения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Внесенные изменения преследуют две цели. Первая — увеличить оборот земель через передачу земель из муниципальной собственности пользователям и приобрести невостребованные земельные доли в муниципальную собственность органов местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, снять ограничения на использование выделяемого земельного участка.

Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики любой страны. Именно агропромышленный комплекс (АПК) дает населению жизненно важную продукцию – продукты питания. Правильное использование мощностей АПК позволяет обеспечить постоянный поток продовольственных товаров. Для того, чтобы использование мощностей АПК было максимально эффективным необходимо правильное распределение земель, на которых находятся предприятия данной отрасли.

Каждый вид производства АПК требует определенного вида земель: для выращивания растений – необходимы плодородные почвы, для выпаса скота – требуются поля с разнотравьем и т.д. однако в управлении земельным хозяйством имеется проблема наличия бесхозных участков, которые требуют оформления. Одним из вариантов оформления выступает оформление в муниципальную собственность.

Нормативная база такого варианта постоянно менятеся, вводятся новые требования, корректируются уже имеющиеся. В связи с этим исследование по теме оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей является актуальной. Объект исследования – невостребованные земельные доли МО Телеговское.

Предмет исследования – характеристика и методика оформления земельных долей в муниципальную собственность. Цель данного исследования – изучить внутрихозяйственную оценку земель в сельскохозяйственной организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — раскрыть понятие и методы оценки земли;

— проанализировать российский и зарубежный опыт оценки сельскохозяйственных земель; — дать характеристику сельскохозяйственной организации и района ее размещения; — проанализировать оценку земель организации; — выявить проблемы проведения внутрихозяйственной оценки земель организации; — разработать проект совершенствования внутрихозяйственной оценки земель сельскохозяйственной организации;

— определить перспективы использования земель согласно проведенной оценки. Теоретическая основа работы состоит из законодательных и нормативных актов федерального и регионального масштаба, а также работ таких авторов, как Анисимов А.П., Бакунина Т.С., Землякова Г.Л., Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В., Болтанова Е.С.

, Боровинская Н.А., Волков Г., Евсегнеев Е.В., Жариков Ю.Г., Иконицкая И.А., Козырь М.И., Комов Н.В., Корнеев А.Л., Краснов Н.И., Крассов О.И., Леппке О.Б., Липски С.А., Лойко П.Ф., Медведев С., Моисеева Ю.В., Петров В.В., Серова Е.В., Уваров А., Фролов А. Н., Гераськин М. М., Харьков В., Хоружий Л.И.

С 1 января 2019 года вступает в силу новый порядок признания земельных долей невостребованными

Для начала, направьте заявление в муниципалитет, о желании превратиться во владельца конкретной бесхозяйной земли. К данному заявлению желательно присовокупить резолюции органов власти, в которые вы делали запросы во время розыска хозяина земли. То есть, вы продемонстрируете, что собственник у земли отсутствует, либо безвестен .

Органы местного самоуправления осуществят постановку участка на кадастровый учет. Далее нужно подождать двенадцать месяцев, для того, чтобы вероятные владельцы могли огласить свои претензии на него. По истечении одного года, муниципальное образование обращается в судебный орган, для признания собственного права на данный участок земли.

Если исковое заявление содержит убедительные доводы, то судебная инстанция выносит вердикт о признании участка бесхозяйным объектом и предоставляет его во владение муниципальных властей.

Заключив арендное соглашение, приступайте к сбору следующих документов:

  • Геодезический план (можете заказать в геодезической организации);
  • Генеральный план (можете заказать в Бюро технической инвентаризации);
  • Заявление о переводе участка во владение (составляется в районной администрации).

Одновременно с заявлением, направьте в администрацию:

  • Акт о временном обладании земельным участком;
  • Генеральный план;
  • Кадастровый паспорт (ранее создается в Кадастровой палате).

После передачи данного пакета документов, в период времени от одного до трех месяцев вы узнаете ответ.

Если вердикт будет положительный, вы обязаны выкупить землю у администрации по ими предложенной стоимости (как правило, среднерыночной) и заключить договор купли-продажи.

Следующая стадия – это проведение межевания участка, для того, чтобы получить новый кадастровый паспорт. Для проведения такого рода работ воспользуйтесь услугами лицензированной геодезической компании.

После проведения межевания ставите участок на кадастровый учет и забираете новый кадастровый паспорт. Данные шаги производятся в Кадастровой палате.

Регистрация прав собственности на земельный участок

Конечным пунктом любого из перечисленных выше мероприятий является регистрация права владения.

Чтобы зарегистрировать свое право на участок земли в Росрестре, направьте следующие документы:

  • Удостоверяющие вашу личность;
  • Межевой план;
  • Квитанцию, подтверждающую факт оплаты государственной пошлины в размере двух тысяч рублей;
  • Кадастровый паспорт;
  • Соглашение о купле-продаже участка.

Специалист Росреестра примет оригиналы документов и их копии, установит дату, получения свидетельства о праве собственности на участок земли и прежде поданные документы. Также данный сотрудник компетентного учреждения обязан, в рамках регламентирующих его деятельность нормативных и корпоративных установлений, обеспечить всем обращающимся к нему гражданам полную информационную поддержку по проводимым данным учреждением мероприятиям, а также осуществить дальнейшее направление заявителей по служебному вектору данной государственной услуги.

Данные действия способствуют ускорению служебного обслуживания граждан в рамках государственной процедуры оказания услуг населению, что приводит к качественному проведению социальной политики.

25 от 27.04.2015

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫДРОПУЖСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СПИРОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.04.2015 с.Выдропужск № 25

Об утверждении списка невостребованных земельных
долей ОАО «Свободный труд»

В соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрация Выдропужского сельского поселения Спировского района Тверской области уведомила участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный: Тверская область Спировский район Выдропужское сельское поселение, ОАО «Свободный труд», о проведении общего собрания, список собственников невостребованных земельных долей был опубликован в газет «Тверские ведомости» от 14-20 ноября 2014 г. № 48(2038) и на Официальном сайте сети «Интернат» Adm-vidr@yandex.ru Общее собрание участников долевой собственности проводилось 07 апреля 2015 года. О предстоящем собрании было объявлено за 40 дней до его проведения путем размещения объявления в газетах «Спировские известия» , на официальном сайте в сети «Интернет» www. Adm-vidr.ru., на информационном щите в Администрации сельского поселения. Количество собственников невостребованных земельных долей 163. Присутствовало на собрании –0 (ноль) собственников, что в силу ст. 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ не составляет более 20 % от общего числа участников долевой собственности. Кворум не имелся, собрание не состоялось. Заявлений об исключении из списка невостребованных земельных долей по основаниям пункта 6 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» поступило – 3(три).
В соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. На основании выше изложенного:
Руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного значения», ст.12.1 п.7, методическими рекомендациями по реализации полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления поселений и городских округов

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Утвердить список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными на земельные участки ОАО «Свободный труд» (приложение 1).
2.Обнародовать настоящее постановление на информационных стендах Выдропужского сельского поселения и разместить на официальном сайте Администрации Выдропужского сельского поселения www.Adm-vidr.ru.
3.Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Заместитель главы администрации Г.В.Сорокина

Приложение к постановлению Администрации Выдропужского сельского поселения от 27.04.2015 г.№ 25

Список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными на

земельные участки расположенные на землях колхоза ОАО «Свободный труд» Выдропужского сельского поселения Спировского района, Тверской области

Список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными по основанию, указанному в пунктах 1 и 2 статьи 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: -невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

-невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Список невостребованных земельных долей

Михеева Нонна Ивановна

Широков Петр Николаевич

Федотов Геннадий Александрович

Климентьев Борис Иванович

Орлов Сергей Михайлович

Евстифеева Вера Александровна

Домрачева Евгения Ивановна

Румянцев Виктор Николаевич

Большаков Александр Борисович

Хорева Мария Васильевна

Сергеев Александр Николаевич

Хорев Николай Михайлович

Садиков Николай Иванович

Ермишкин Александр Сергеевич

Марьина Людмила Ивановна

Сорочинский Юрий Петрович

Домрачев Владимир Афанасьевич

Большаков Сергей Николаевич

Гудкина Татьяна Михайловна

Бойков Александр Иванович

Куликова Татьяна Юрьевна

Тоболев Евгений Владимирович

Сухарев Валентин Николаевич

Логинов Евгений Иванович

Сухарев Сергей Валентинович

Пахомов Сергей Васильевич

Зайцев Виктор Петрович

Беляев Алексей Павлович

Лебенков Анатолий Федорович

Смирнов Николай Сергеевич

Германов Владимир Алексеевич

Орлов Игорь Александрович

Александров Александр Ильич

Шаров Филарет Васильевич

Слесарева Елена Васильевна

Рачков Александр Васильевич

Ефремов Николай Павлович

Орлов Александр Яковлевич

Германова Лидия Васильевна

Сафронов Александр Викторович

Германов Вячеслав Алексеевич

Новиков Александр Николаевич

Слесарев Михаил Васильевич

Федотов Юрий Александрович

Слесарев Виктор Михайлович

Вересова Галина Ивановна

Отмахов Олег Геннадьевич

Егорова Татьяна Михайловна

Сергеева Валентина Николаевна

Ткаченко Анатолий Иванович

Ермишкин Владимир Иванович

Егоров Сергей Иванович

Ермишкин Александр Иванович

Ермишкин Владимир Иванович

Тимофеева Наталья Анатольевна

Доломанова Вера Александровна

Пахомов Василий Михайлович

Смирнова Мария Ивановна

Пахомова Надежда Петровна

Лебедев Сергей Ефремович

Степанова Елена Филлиповна

Овчинников Дмитрий Иванович

Малышева Варвара Николаевна

Овчинникова Татьяна Васильевна

Поливанова Евдокия Александровна

Арсентьева Евдокия Михайловна

Бабурин Борис Васильевич

Рожко Ираида Ивановна

Храпкова Мария Васильевна

Беляева Кира Ивановна

Челышев Виктор Алексеевич

Тимофеева Екатерина Савельевна

Сергеева Антонина Васильевна

Калинин Иван Васильевич

Чудинкин Николай Григорьевич

Калинина Мария Алексеевна

Митяева Антонина Васильевна

Кудимова Татьяна Михайловна

Лапшина Иринья Петровна

Рябов Сергей Ильич

Середина Ольга Игнатьевна

Ермишкин Евгений Андреевич

Захареева Анна Николаевна

Щербакова Мария Федоровна

Ефремов Павел Степанович

Манухина Екатерина Федоровна

Люлин Александр Васильевич

Прокофьева Анастасия Ивановна

Люлина Клавдия Михайловна

Копылова Александра Ивановна

Карасева Валентина Александровна

Баскаков Василий Иванович

Садикова Зинаида Михайловна

Кожин Александр Иванович

Большаков Александр Васильевич

Кузнецова Евдокия Михайловна

Большакова Лидия Васильевна

Топленкина Тамара Михайловна

Абрамов Иван Сергеевич

Просветов Алексей Петрович

Абрамова Наталья Петровна

Бойцова Нина Алексеевна

Смирнов Василий Алексеевич

Александрова Мария Петровна

Горькая Евдокия Михайловна

Ткаченко Клавдия Николаевна

Аникина Аграфена Петровна

Кузнецова Пелагия Ивановна

Аникин Иван Павлович

Иванов Алексей Иванович

Тоболева Римма Владимировна

Середова Екатерина Петровна

Гусева Вера Никифоровна

Попова Мария Андреевна

Сергеева Галина Петровна

Попова Клавдия Николаевна

Орлова Александра Ивановна

Жирякова Нина Ивановна

Подвигова Лидия Константиновна

Гусева Антонина Федоровна

Кашин Вячеслав Васильевич

Власова Елена Алексеевна

Ковалева Мария Петровна

Козьякова Наталья Алексеевна

Клементьева Мария Федоровна

Кудряшова Мария Алексеевна

Тимофеев Александр Дмитриевич

Иванов Петр Иванович

Тимофеева Вера Яковлевна

Степанова Анна Михайловна

Новоселов Александр Михайлович

Румянцева Клавдия Акимовна

Евстифеева Анна Адамовна

Ульянова Нина Григорьвна

Иванова Александра Ивановна

Леонтьева Екатерина Васильевна

Ионова Анна Васильевна

Леонтьев Михаил Васильевич

Галкина Зинаида Васильевна

Климентьев Михаил Александрович

Гришина Валентина Ивановна

Прохоров Анатолий Викторович

Федотова Елизавета Александровна

Прохорова Любовь Ивановна

Матвеева Татьяна Дмитриевна

Петрова Валентина Алексеевна

Григорьев Александр Михайлович ч

Кузьмин Александр Семенович

Новиков Сергей Алексеевич

Пулькин Николай Александрович

Новикова Зинаида Алексеевна

Пулькина Валентина Васильевна

Галкина Прасковья Филипповна

Новиков Николай Иванович

Брылева Елена Ивановна

Широкова Раиса Васильевна

Новоселова Александра Константиновна

Прохорова Зинаида Ивановна

Смирнов Николай Федорович

Смирнова Матрена Емельяновна

Орлова Нина Михайловна

Копылов Анатолий Васильевич

Бабурин Геннадий Васильеви

Невостребованные земельные доли изымут по новым правилам

Буквально на днях Дмитрий Медведев отчитал Минсельхоз за неисполнение поручения Президента по вовлечению сельскохозяйственных земель в оборот, и вот лед тронулся.

В бизнес-объединения в рамках процедуры ОРВ (оценка регулирующего воздействия) поступил законопроект № 685804-7 «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесенный группой депутатов.

Суть изменений, в частности в том, что невостребованные доли признаются муниципальными. Ранее «муниципализировались» доли, которые гражданин оформил в собственность, но не использует сам, не передал в аренду или не распорядился ими иным образом в течение 3-х и более лет.

Теперь же речь идет и о тех земельных долях, которые не поставлены на кадастровый учет и не используются с 1991 г, (в т.ч. доли с/х земель, ранее колхозных, совхозных).

Предлагается сократить срок размещения органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) с трех месяцев до 45 дней.

Отменен и судебный порядок признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью. Ранее пункт 8 статьи гласил —

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Теперь предлагается новая редакция —

8. При утверждении общим собранием участников долевой собственности и опубликования в средствах массовой информации списка граждан, земельные доли которых признаны невостребованными, земельные участки, образованные в соответствии с количеством невостребованных земельных долей, передаются в собственность городского или сельского поселения, муниципального района, на территории которых находятся указанные земли сельскохозяйственного назначения. Орган управления муниципального образования в соответствии с требованиями земельного законодательства организует проведение землеустроительных работ по формированию земельного (ых) участка (ов) из невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения для постановки их на кадастровый учет.

Не забыли депутаты и о гарантиях защиты прав граждан, дополнив статью пунктом 10-

10. В течение трёх лет, с момента вступления в силу настоящего Федерального закона, в случаях, если гражданин, имеющий Российское гражданство и постоянно проживающий в Российской Федерации при предоставление документов, подтверждающих своё право на земельные доли, включенных в перечень невостребованных, может получить в собственность земельный участок в размере земельных долей или денежное возмещение из муниципального бюджета при оценке земли по кадастровой стоимости.»

Особенно интересно, останется ли в законе формулировка о денежном возмещении в размере кадастровой стоимости. Ведь это своего рода прецедент. Обычно возмещение идет по рыночной стоимости.

В данном случае, конечно, кадастровая стоимость не будет высокой из-за состояния земель, утративших свою ценность, да и не нужно будет тратиться на проведение рыночной оценки.

С другой стороны, собственник или любое заинтересованное лицо может оспорить кадастровую стоимость в сторону ее повышения. Да-да, в данном случае именно повышения для получения экономически обоснованного возмещения в размере рыночной стоимости.

Посмотрим на окончательный вариант, если проект пройдет все «тернии» в ГД РФ.

Добавить комментарий