Ограничения военнослужащих

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих. В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные ограничения могут вводиться не только в отношении всего населения страны, но и в отношении отдельных категорий граждан, например государственных служащих и военнослужащих.

Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы. Военнослужащие исполняют военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

Указанные ограничения некоторых основных прав и свобод устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в ст. 27.1 установлены ограничения, запреты, обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Указанные запреты соответствуют основным ограничениям и запретам, установленным для государственных служащих Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.

Назначение ограничений и запретов:

  • — обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих;
  • — установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих;
  • — создать условия для независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.

Несоблюдение военнослужащим указанных ограничений может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, а при наличии состава преступления — для привлечения к уголовной ответственности.

  • а) в политической сфере;
  • б) в экономической сфере;
  • в) ограничения свободы слова и печати;
  • г) в связи с особым характером военной службы.

Запреты и ограничения в политической сфере.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В целях соблюдения военнослужащими политической нейтральности и ограждения их от влияния политических партий, запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территориях воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинским частям, военным учреждениям и организациям запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы. Командование воинской части обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты и в других предвыборных мероприятиях. Командиры воинских частей, участковые избирательные комиссии воинских частей организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач государственных телерадиокомпаний, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Военнослужащие в Российской Федерации не ограничены как в активном, так и в пассивном избирательном праве. Однако установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих» запрет военнослужащему заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Таким образом, законодатель определил невозможность совмещения в одном лице функций народного представительства и военнослужащего, который является федеральным служащим, т. е. установлена невозможность одновременно участвовать в деятельности законодательной и исполнительной власти, что соответствует принципу разделения властей, который закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 10).

Военнослужащие Российской Федерации могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих»); военнослужащие не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним (абз. 9 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Военнослужащие Российской Федерации вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

Действующее законодательство Российской Федерации ограничивает военнослужащих в возможности состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, но не ограничивает их в политической деятельности во внеслужебное время.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» допускается создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих.

Министерство обороны Российской Федерации оказывает помощь в решении организационных вопросов, связанных с деятельностью профсоюза.

Законодательством право военнослужащих Российской Федерации на объединение в союзы, в том числе и профессиональные, не ограничивается. Союзы военнослужащих не должны вмешиваться в профессиональную компетенцию военной организации государства, в то же время к их ведению должны быть отнесены вопросы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Запреты и ограничения в экономической сфере.

Законодательством Российской Федерации также регламентировано ограничение военнослужащих в экономических правах. Ограничение в указанной сфере имеет двоякий характер. С одной стороны, оно направлено на ограничение военнослужащих в занятии определенной деятельностью, а с другой — ограничивает их в возможности пользоваться некоторыми имущественными благами в связи с исполнением военной службы.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в ст. 10 устанавливает запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, как служебной, так и трудовой, в то же время разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Ограничения в пользовании определенными материальными благами, например, запрещает получать в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т. д.). Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату.

Военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами (абз. 6 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В качестве подарка (вознаграждения) рассматриваются материальные или имущественные ценности.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» установил общий запрет всем категориям военнослужащих выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц (абз. 8 п. 7 ст. 10). Этот запрет не распространяется на командировки, осуществляемые: в соответствии с международными договорами Российской Федерации; на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями.

Запреты в связи с особым характером военной службы.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает некоторые запреты в связи с особым характером военной службы, например запрет на участие в забастовках. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются (п. 3 ст. 7). Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках. В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной и общей жалобы, а также обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры и в суд в порядке, установленном Законом Российской Федерации.

В абз. 7 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрен запрет на иностранные награды. Военнослужащим запрещено принимать без разрешения Президента Российской Федерации звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя и награды, почетные и специальные звания международных и иностранных организаций.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлен запрет на совместную службу родственников. Военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому. Положение о порядке прохождения военной службы (пп. «з» п. 10 ст. 11) ограничивает возможность совместной военной службы родственников двумя условиями: а) если они являются близкими родственниками и б) если их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому Положение о порядке прохождения военной службы: Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 11.02.2013).

Ограничения свободы слова и печати.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ограничивая свободу слова военнослужащих, запрещает им обсуждать и критиковать приказы командиров и начальников (п. 1 ст. 7), отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (п. 2 ст. 8).

Средства массовой информации всегда являются публичным выражением мысли. По силе своего воздействия на общество они называются «пятой властью» и, следовательно, в определенных сферах государственной деятельности могут быть подвергнуты определенным ограничениям. Ограничение военнослужащих в свободе слова может быть осуществлено двумя способами: во-первых, установлением запрета военнослужащим печатать свои произведения и, во-вторых, установлением предварительной военной цензуры.

Законодательством Российской Федерации установлены два ограничения при реализации военнослужащими права на свободу слова. Во-первых, они не должны разглашать государственную тайну. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, влечет уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ).

Во-вторых, реализуя право на свободу слова, военнослужащие не вправе обсуждать и критиковать приказы командира. Указанная норма направлена на последовательное соблюдение принципа единоначалия — основы воинской дисциплины.

Кроме прямых запретов, законодательными актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например:

  • — выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, а за пределы Российской Федерации — в порядке, установленном законодательством. Установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Военнослужащие выезжают за пределы Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • — обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — запрещено.

Воинская служба является одной из специфических разновидностей государственной службы. Специфика эта обусловлена характером несения воинской службы, готовность военнослужащего с оружием в руках выступить на защиту интересов государства и в этих же интересах жертвовать ради этого собственной жизнью.
Кроме воинской и тесно связанных с ней службой в других военизированных государственных структурах, в той или иной степени подчиняющихся уставам (МВД, ФСБ, МЧС и др.), такая обязанность не предусмотрена больше ни для одной категории государственных или муниципальных служащих.
Специфика такой постановки вопроса накладывает на военнослужащего ряд высоких моральных обязательств, которые воспитывают в нем чувство долга перед Отечеством и готовности в любой момент выполнить поставленную перед ним задачу по защите родины.
Другой отличительной чертой воинской службы является наличие многочисленных запретов и ограничений, которые накладываются на военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
Условно все запреты и ограничения могут быть объединены в 4 неравнозначных по объему и характеру воздействия на права личности блока:
• Политические запреты и ограничения;
• Экономические запреты и ограничения;
• Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера);
• Запреты и ограничения в сфере средст массовой информации и свободы слова.
Именно в этом порядке мы и рассмотрим их правовую природу и степень воздействия на общегражданские права личности военнослужащего.

Запреты и ограничения на осуществление политической деятельности

Конституция РФ в ст. 55, ч. 3 декларирует, что личность в Российской федерации, ее права и свободы могут быть ограничены только в той мере, которая необходима и достаточна для защиты конституционного строя, безопасности страны, жизни и здоровья других граждан, их законных интересов и прав.
Развивающим и конкретизирующим это положение Конституции, но уже применительно к военнослужащим, является ФЗ «О статусе военнослужащих». В большинстве случаев, запреты и ограничения на осуществление военнослужащим политической деятельности в период прохождения воинской службы не выходит за рамки аналогичных запретов, распространяющихся на всех иных государственных служащих.

Целью этих запретов и ограничений являются:
• Обеспечение высокой эффективности несения воинской службы, на которую не могли бы повлиять политические пристрастия отдельных военнослужащих;
• Воспрепятствование возможным злоупотреблениям, связанным с характером военной службы в ходе политической борьбы;
• Созданию внутри воинских коллективов аполитичной атмосферы, не связанной с ходом политической борьбы в обществе.
Основной задачей запретов и ограничений политического характера является создание в воинской среде нейтральной, аполитичной и подчиняющейся исключительно государственной власти среды, так как основной целью и задачей воинских формирований является защита государства от внешних врагов. ФЗ «Об обороне» прямо запрещает применение воинских формирований Министерства обороны на территории собственного государства для решения политических разногласий или проведения политических или полицейских мероприятий.
Несмотря на существование запрета на участие в политической деятельности, ведению политической агитации и пропаганды, участию в митингах и демонстрациях, состоянию в политических партиях, организациях или объединениях, военнослужащие не лишены права избирать и быть избранными.
Однако, избрание военнослужащего, проходящего воинскую службу, в любой из выборных органов государственной или муниципальной власти автоматически влечет за собой приостановку его воинской службы и прекращение контракта, который был заключен с военнослужащим.
Не лишает этот запрет военнослужащих и права на просмотр телевизионных программ и прослушивание радио передач с предвыборными материалами кандидатов, ознакомления лично во внеслужебной время с политической платформой партий, участвующих в политической борьбе.
Допускается даже участие военнослужащих во внеслужебное время в мирных шествиях и демонстрациях, но при этом строго запрещаются какие либо политические заявления в адрес руководства страны, критика существующего общественного строя или агитация, направленная в пользу конкретной политической партии.

Запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Государство, заключая контракт с военнослужащим, или призывая гражданина на срочную военную службу, берет на себя обязательства полностью обеспечить ему достойный уровень материального и социального обеспечения, достаточный для удовлетворения его основных жизненных, физических и духовных потребностей.
В этих целях каждый военнослужащий обеспечивается денежным довольствием, льготами по оплате всевозможных коммунальных и иных услуг, пользуется правом на бесплатное лечение, образования, бесплатный проезд к месту службы или отдыха.
Запрет на занятие любыми видами предпринимательской или иной деятельности приносящей доход, и не связанной с непосредственным исполнением обязанностей по службе, является симметричным такому же запрету, распространяющемуся на гражданских государственных служащих.
Цели и задачи, стоящие перед военнослужащими требуют полной концентрации их внимания на задачах воинской службы, а их навыки и умения должны реализовываться исключительно для целей совершенствования своего служебного и боевого мастерства.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и вне служебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору.
Особым видом занятия деятельностью, влекущей возможность получения дополнительного дохода, и так же запрещенной для военнослужащего, является деятельность, связанная с участием в акционерных или иных обществах, право владения ценными бумагами, приносящими доход и участие в торгах на фондовых и иных биржах, на которых обращается иностранная валюта или другие ценные бумаги, подверженные колебаниям курса стоимости. К этому запрету относится и участие в электронных торгах посредством средств коммуникации.
Под запретом для военнослужащих и участие, в каком бы то ни было виде и форме, в азартных играх, независимо от того, в какой форме они проводятся и требуют ли для участия в них непосредственного присутствия военнослужащего. Единственным исключением является участие в государственных лотереях и возможность получения выигрыша по ним, в качестве источника дохода не предусмотренного ФЗ «О статусе военнослужащего».

Довольно спорным и неоднозначным, не нашедшим детального разрешения в действующем военном законодательстве, является вопрос о возможности ведения военнослужащими преподавательской, научной или общественной деятельности некоммерческого характера.
Закон не запрещает военнослужащим заниматься научной и преподавательской деятельностью. Вместе с тем он накладывает прямое ограничение на ведение какой-либо деятельности, приносящей дополнительный доход. В этом и состоит основное противоречие законодательства.
Осуществлять преподавательскую деятельность во время прохождения службы он может либо осуществляя её самостоятельно – (репетирование, оказание консультационных услуг), а это – индивидуальная трудовая деятельность, которой военнослужащему заниматься запрещено. Либо заключив трудовой договор с образовательным учреждением на прочтение лекций, проведение семинаров или занятий в иной форме. Но и заключение такого договора, так же противоречит указанному Федеральному закону. Таким образом, практическая реализация права военнослужащего на ведение научной и преподавательской деятельностью в жизни практически не может быть реализована, если военнослужащий – не работник военного научно-исследовательского или учебного заведения МО РФ.
Число запретов и ограничений в сфере экономической деятельности – наиболее существенный и объемный блок запретов для военнослужащих. Он же наиболее детально регламентирован за уровне законов и ведомственных нормативных актов МО.
Такое «трепетное» отношение государства к недопустимости получения военнослужащими дополнительных доходов связано с его заботой о чистоте рядов кадрового состава вооруженных сил, сантикоррупционной борьбой и исключением возможности коммерческого, служебного подкупа путем предоставления финансовых благ в какой бы то ни было форме.

Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера)

Самым существенным из запретов, нарушающих основные права гражданина, является прямой запрет на участие в забастовках и прекращение работы, как способа урегулирования возникшего конфликта между начальником и подчиненным.
В первом случае, запрещая военнослужащим участвовать в забастовках, законодательство РФ следует в русле общепринятых в мировой практике запретов на появление людей в военной форме в рядах гражданских лиц, выражающих протест против государственного строя или пытающихся решить таким способом свои политические или социальные проблемы.
Основным нормативным актом, в соответствии с которым военнослужащие обязаны сообразовывать все свои действия, и посредством которого должны решать все возникающие конфликтные ситуации является Дисциплинарный Устав ВС.
Именно в ДУ ВС содержится запрет на прекращение исполнения служебных обязанностей в знак несогласия с решением начальника или как средство давления при разрешении конфликтной ситуации.

Довольно редким и специфичным является запрет на принятие наград иностранных государств без разрешения Президента РФ. Как правило, военнослужащие, удостаивающиеся такой чести, либо принимали участие в вооруженных конфликтах на территории других государств, правительство которых приняло решение о награждении, либо оказали услуги иностранному государству при спасении жизни его граждан в экстремальной ситуации.
В большей степени этот запрет относится к высшим чинам МО, которые могут получать иностранные награды в качестве «подарка» во время визита в зарубежное государство, или в ознаменование «заслуг», при заключении выгодных военных контрактов.
Именно поэтому, любой случай награждения иностранной наградой является объектом пристального внимания за обоснованностью такого награждения. Некоторые иностранные награды по своему статусу могут повлечь получение дополнительного денежного вознаграждения или получения ряда пожизненных льгот, которые могут находится в противоречии с действующим военным законодательством РФ.

Еще один запрет – на совместную службу родственников в одном подразделении или в состоянии одного из родственников в подчинении у другого, преследует целью пресечение «кумовства», незаслуженного получения преимуществ и льгот, или ускоренного продвижения по служебной лестнице младшего за счет административного ресурса старшего.
Ничего плохого в создании династий, посвятивших жизнь служению родине нет. Но служба младших поколений должна проходить независимо от заслуг или должностного положения лиц старшего поколения. Так видится в идеале, но не реализуется на практике.
Внук генерала – никогда не станет маршалом, потому что у маршала – есть свои внуки.

Запреты и ограничения в сфере средств массовой информации и свободы слова

Данная группа запретов и ограничений носит весьма чувствительный для личности военнослужащего характер, поскольку не только ограничивает его гражданские права, но и мешает, в некоторых случаях, отстаивать свою позицию при решении личных проблем.
Это относится к прямому запрету на публичную критику действий вышестоящих командиров и начальников. Принимая такое положение вещей военнослужащие, заключающие контракт, изначально признают главенство принципа прямого, непосредственного и беспрекословного подчинения действиям вышестоящего начальника, какими бы абсурдными они не казались. Этот запрет не лишает военнослужащего на право обжаловать неправомерный, с его точки зрения, приказ вышестоящему начальству, но не отменяет обязанности в любом случае его исполнить.
Еще одним из ограничений является запрет на публичную пропаганду своего отношения к той или иной ситуации в стране или на публичную пропаганду религиозных воззрений военнослужащего.
Церковь, являющаяся по статусу общественной организацией, на протяжении всей истории человечества оказывала сильнейшее психологическое воздействие на своих приверженцев и последователей. Не секрет, что на протяжении столетий существовало жесткое, выливавшееся в кровопролитные войны противостояние между представителями различных религий и даже конфессий в рамках одной религии.
На территории РФ проживают и, соответственно служат в армии, представители всех известных мировых религий. И если даже в гражданском обществе признано недопустимым проводит пропаганду, каким либо образом оскорбляющую или умаляющую представителей любой из не православных религий, то в армии это недопустимо вдвойне.
Рассмотренные в статье ограничения и запреты на осуществление определенных видов деятельности во время прохождения воинской службы, в большинстве стран «западной» цивилизации, являются распространенными и опробированными на практике столетиями существования армейских подразделений.
Создавая вооруженные силы, государство ставит перед ними совершенно определенные цели – защиту от внешнего врага. Люди, идущие на службу во имя этой цели, делают это осознанно и по доброй воле. Поэтому они заранее готовы к тому, что их служебная деятельность будет отличаться от работы на «гражданке». Существующие ограничения существенным образом не сказываются на нормальной жизни и адаптации в обществе для большинства военнослужащих и являются неизбежным «злом», которое государство в последствии, по выслуге лет, компенсирует стабильными и довольно высокими пенсиями и другими социальными льготами.

161. Солдат (матрос) обязан:

— при нахождении вне расположения полка вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению.

70. В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему).

Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), подчиненный (младший) обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его; при необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешение.

Военнослужащие должны быть вежливыми по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к инвалидам, пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

71. Военнослужащим запрещается держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для курения.

72. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

73. Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. Право ношения военной формы одежды имеют все военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды. Военная форма одежды носится строго в соответствии с правилами ношения военной формы одежды и знаков различия, определенными Министром обороны Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, вправе не носить военную форму одежды во время, свободное от исполнения обязанностей военной службы, определенное регламентом служебного времени, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — вне расположения воинской части при увольнении или в отпуске.

74. Правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия обязательны также для граждан, уволенных с военной службы, при ношении ими военной формы одежды.

Устав Внутренней службы ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

Теги: ову

?xml:namespace>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ ОПЛАЧИВАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ЗАНЯТИЕ КОТОРЫМИ РАЗРЕШЕНО ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, КАК УТОЧНЕНИЕ

ПРЕДЕЛОВ ОГРАНИЧЕНИЯ ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ

?xml:namespace>

А.С. ЗОРИН

Источник публикации

«Право в Вооруженных Силах», 2007, N 6

?xml:namespace>

А.С. Зорин, адъюнкт кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, капитан юстиции.

?xml:namespace>

Слово «подработка» уже давно вошло в коммуникативную среду российских военнослужащих и членов их семей. По данным репрезентативных анонимных опросов офицеров и прапорщиков, проведенных в военных округах и на флотах Вооруженных Сил Российской Федерации, 82% респондентов заявили, что, помимо службы, занимались или занимаются подработкой на предприятиях, в частных охранных структурах, в торговле, сфере обслуживания и т.п.: охрана коммерческих ларьков, грузов, офисов фирм — 38%; частный извоз — 21%; коммерческая деятельность — 16%; работа в качестве строителя, грузчика, землекопа, дворника, на уборке урожая и т.д. — 9%; ремонт бытовой техники, автомобилей и т.д. — 7%; консультирование фирм, организаций, граждан по различным вопросам — 5%; научно-педагогическая деятельность — 4%; другое — 11%. Треть респондентов сообщили, что это является их постоянным источником дохода .

———————————

См.: Мухин В.Г., Соловьев С.С. Бизнесмены в погонах // Независимое военное обозрение. 1996. N 16.

?xml:namespace>

Слабый уровень социальной и правовой защищенности, невыполнение государственных гарантий предоставления военнослужащим жилых помещений и обеспечения их другими видами довольствия — современные реалии прохождения военной службы в Российской Федерации. Безусловно, данное утверждение автора покажется дискуссионным. Однако проводить подобную дискуссию предлагается не на страницах научно-практических журналов, а в воинском подразделении, личный состав которого борется за реализацию неотъемлемого конституционного права на жизнь и здоровье именно путем подработки. Поэтому целью настоящей статьи является не призыв к военнослужащим прекратить зарабатывать деньги во внеслужебное время или к органам государственной власти выполнять в полном объеме взятые обязательства в отношении материального обеспечения военнослужащих, поскольку и то и другое, учитывая исторический опыт, вероятнее всего, положительной перспективы иметь не будет. В данном случае автор предлагает разобраться, какими именно видами деятельности разрешено заниматься военнослужащим во внеслужебное время, уточнить пределы ограничения их конституционно-экономических прав, т.е. определить, когда военнослужащий, занимающийся подобными платными мероприятиями, действует законно, а когда такая подработка является нарушением условий контракта о прохождении военной службы с его стороны.

Правовое регулирование разрешенной военнослужащим платной деятельности следует рассматривать исходя из следующего. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации). Эта конституционно-правовая норма обеспечивается тем, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации). Между тем в целях обороны страны и безопасности государства ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в мере, соответствующей этой цели, в том числе и в части реализации экономических прав военнослужащих.

В результате, несмотря на то, что в основу нормы ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации положен принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами, конституционно-экономические права военнослужащих как лиц, задействованных в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства, могут быть ограничены.

Пределы конституционно-правовых ограничений, связанных с обеспечением военной безопасности России, которые распространяются на граждан, участвующих в этом виде деятельности, в общем виде закреплены в п. 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ, предусматривающем, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Эта норма в рассматриваемом нами контексте находит свое выражение в п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, содержащем девять запрещающих норм, прямо или косвенно связанных с реализаций конституционно-экономических прав военнослужащих. Однако по формам предписания поведения семь из этих девяти запрещающих норм являются факультативными, т.е. «позволяющими при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной)» .

———————————

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2003. С. 203.

?xml:namespace>

Военнослужащий не вправе:

— во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

— во-вторых, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

— в-третьих, использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— в-четвертых, получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

— в-пятых, получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

— в-шестых, принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

— в-седьмых, выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

— в-восьмых, использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

— в-девятых, входить в состав органов управления, попечительских и наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (ст. 12).

Раскрывая содержание темы публикации, следует более подробно остановиться на правовом анализе второго и четвертого ограничений. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации военнослужащие наделены свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания, что согласуется с п. 3 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), однако их реализация в данном случае характеризуется определенными особенностями, связанными с обеспечением военной безопасности страны. Они заключаются в том, что получение имущественной выгоды при осуществлении этих свобод специально закрепляется в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и оно не должно препятствовать исполнению обязанностей военной службы. Но если последняя особенность вполне оправданна и понятна, то ограничение на получение военнослужащими дополнительного заработка в свободное от службы время только посредством занятия педагогической, научной и иной творческой деятельностью представляется неоправданным.

При этом отметим, что согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим запрещается заниматься как предпринимательской, так и иной оплачиваемой деятельностью. В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Из этого определения видно, что не любая деятельность, направленная на получение дохода, является предпринимательской, а лишь преследующая цель систематического получения прибыли. Иначе говоря, разовое извлечение военнослужащим прибыли (независимо от ее размера) не подпадает под признаки данного определения. Не относятся к предпринимательским и действия военнослужащих, приводящие к получению всякого рода побочных доходов, носящих несистематический характер .

———————————

?xml:namespace>

КонсультантПлюс: примечание. онсультантплюс:>

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей) (постатейный) А.Н. Гуева включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2000 (издание второе, дополненное и переработанное).

?xml:namespace>

См.: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для предпринимателей. М., 2006.

?xml:namespace>

В то же время определения понятия «другая оплачиваемая деятельность», которой запрещено заниматься военнослужащим в период прохождения военной службы, в законодательстве не содержится. А.В. Кудашкин и К.В. Фатеев понимают под этим то, что «военнослужащим запрещено заниматься другой служебной деятельностью, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам» . Вероятно, данные ученые рассматривали определение «другая оплачиваемая деятельность» по аналогии с ч. 1 ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепившей понятие «совместительство» как выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Однако главным признаком такого подхода, как и в определении понятия «предпринимательская деятельность», является признак ее систематичности (регулярности), что также вытекает из определения трудовых отношений, закрепленного в ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации. При внешней допустимости подобной аналогии она имеет противоречие, связанное с тем, что «конкретные формы такой деятельности Законом не определены, т.е. ее оформление может производиться как трудовыми договорами (контрактами), так и гражданско-правовыми договорами, например, подряда или поручения» , т.е. она может быть как регулярной, так и разовой и не преследовать цели получения прибыли. В связи с этим законодатель предусмотрел виды другой оплачиваемой деятельности, которыми разрешено заниматься военнослужащим. К ним относятся: педагогическая, научная и иная творческая деятельность.

———————————

Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». М., 2005.

Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Указ. соч.

?xml:namespace>

Конечно, можно предположить, что военнослужащие будут заниматься преподаванием, наукой или творчеством, руководствуясь сугубо благими альтруистическими мотивами, а если за это они получат еще и приятный материальный сюрприз, то достигнут глубокого осознания воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества и беззаветной преданности своему народу (ст. 2 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации). Однако по причинам, изложенным в начале настоящей статьи, данная гипотеза выглядит сомнительно.

Возвращаясь к проблеме разрешенной военнослужащим «подработки», автор констатирует, что педагогическая, научная и иная творческая деятельность в этом случае имеет, прежде всего, экономическое начало. И для того, чтобы определить легальные формы другой оплачиваемой деятельности, которой военнослужащий вправе заниматься без учета воли вышестоящего командования, если эта деятельность не препятствует исполнению обязанностей военной службы, их необходимо рассматривать именно в сфере правового регулирования экономических отношений.

Из правового содержания Общероссийского классификатора видов экономической деятельности — Russian Classification of Economic Activities (ОКВЭД), введенного в действие с 1 января 2003 г. Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-СТ, входящего в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, усматривается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

Определяя педагогическую, научную и иную творческую деятельность, которой разрешено заниматься военнослужащим, по месту нахождения в ОКВЭД можно назвать ее экономические виды.

Научная деятельность. Расположена в разделе «К» — «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» в 73-м классе ОКВЭД. Описания группировок приведены в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, которым определено, что научный и (или) научно-технический результат — продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе, а научная и (или) научно-техническая продукция — научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Научно-техническая деятельность, определенная Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы, относится в ОКВЭД к классам 73 и 74.

К научным исследованиям и разработкам относятся:

— фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

— прикладные научные исследования;

— исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

— экспериментальные разработки — деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Научные исследования и разработки могут проводиться военнослужащими на платной основе в области:

а) естественных (физико-математических, химических, биологических, геолого-минералогических, сельскохозяйственных, медицинских, фармацевтических ветеринарных и других наук) и технических наук;

б) общественных и гуманитарных наук (экономических, философских, филологических, географических, юридических, педагогических наук, искусствоведения, архитектуры, психологических и других наук).

Понятие педагогической деятельности в действующем законодательстве не раскрывается. В энциклопедическом смысле под педагогом понимается лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области . Однако, сопоставляя нормы Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 с ОКВЭД, можно определить ее как занятость военнослужащих, связанную с их участием в процессе преподавания образовательных программ в государственных, муниципальных, негосударственных (частных) образовательных учреждениях всех видов. В свою очередь, согласно разделу «М» — «Образование» ОКВЭД образовательные программы осваиваются в следующих формах:

———————————

См.: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия // www.km.ru.

?xml:namespace>

— в общеобразовательных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах;

— в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

При анализе норм Закона Российской Федерации «Об образовании» видно, что педагогическая деятельность может осуществляться как индивидуально, так и путем заключения трудового договора на замещение должностей научно-педагогических работников в учебном заведении. Между тем реализация военнослужащими конституционной свободы на занятие педагогической деятельностью осуществляется со следующими особенностями. «В соответствии со ст. 48 Закона «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит государственной регистрации. В свою очередь, в соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему предпринимательская деятельность запрещена. Следовательно, военнослужащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью военнослужащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности отвечает образовательное учреждение» .

———————————

Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Указ. соч.

?xml:namespace>

Понятие «творческая деятельность» закреплено в ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 и подразумевает создание культурных ценностей и их интерпретацию. Культурными ценностями являются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

При этом следует обратить внимание на то, что в абз. 2 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится понятие «иная творческая деятельность», что допускает возможность его расширительного толкования правоприменителями, от общего к частному, через понятие «творчество». Ф.Д. Батюшков говорит, что «творчество — в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало — и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле Т. — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое, музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора, полководца и т.п.)» .

———————————

См.: Батюшков Ф.Д. Творчество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890 — 1907).

?xml:namespace>

Как справедливо отмечают А.В. Кудашкин и К.В. Фатеев, на практике под научной и творческой деятельностью часто понимаются подготовка и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах», научно-практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д.

———————————

См.: Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Указ. соч.

?xml:namespace>

Определяя иную творческую деятельность как вид экономической деятельности, которой разрешено заниматься военнослужащим, следует указать, что она включена наряду с занятиями по удалению сточных вод и отходов в раздел «О» — «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» ОКВЭД в качестве деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. Согласно подобной классификации к экономической творческой деятельности можно отнести:

— деятельность, связанную с производством, прокатом и показом фильмов;

— деятельность в области радиовещания и телевидения;

— прочую зрелищно-развлекательную деятельность (создание произведений искусства, художественное, литературное и исполнительское творчество).

Таким образом, произведя определение видов оплачиваемой деятельности, которой разрешено заниматься военнослужащим, и сопоставив эти результаты с данными анонимных опросов о реальной занятости в экономической сфере, приходим к выводу, что лишь незначительная часть военнослужащих подрабатывают на законных основаниях. Данное обстоятельство не только негативно влияет на состояние правопорядка и конституционной законности, но и непосредственно отражается на боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации. Ведь оператор ракетной установки, совмещающий несение военной службы с «дежурством» в гардеробе ночного клуба, или офицер, организовывающий для гражданских менеджеров танковое родео, вероятно, думает не о защите Отечества, а о том, как ему прокормить семью на 20 руб. в сутки или снять жилье за 1000, когда просят 7000. В связи с этим в очередной раз следует «намекнуть» лицам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, что согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Добавить комментарий