Охарактеризуйте внутренние и внешние функции российского государства

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие.

1) Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

2) Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по–разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

3) Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

4) Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и других. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

5) Экологическая функция — это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

6) Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Эти функции тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который всё больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие.

1) Функция обороны страны, которая имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности государства, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ОНН наносило ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.

2) Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

3) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направленная на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и Российского, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учётом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям Российского государства относятся экономическая, социальная, налогообложения, политическая, экологическая, поддержка культуры, образования, науки, правоохранительная, обеспечения правопорядка.

1. Экономическая функция. Содержание экономической функции составляют следующие факторы:

— разработка государством основных направлений развития экономики страны;

— законодательное регулирование экономических процессов в стране;

— обеспечение условий для развития всех форм собственности;

— контроль за расходованием государственного бюджета;

— принятие мер относительно невмешательства государственных органов без необходимых оснований в экономическую деятельность частных предпринимателей и т.д.

2. Социальная функция. Задачами социальной функции государства является создание предпосылок для достаточно высокого жизненного уровня всего населения страны. Она направлена на обеспечение социальной защищенности личности, на помощь той части общества, которая нуждается в поддержке со стороны государства. Осуществление этой функции связано с реализацией социальных программ, принятием законов о пенсиях, заработной плате и т.д.

3. Функция сбора налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности. Задачи налоговой функции: 1) создание сбалансированного рынка и развитие экономики; 2) решение общесоциальных задач государства, в частности, связанных с реализацией крупных Национальных проектов; 3) укрепление государственности и содержание управленческого аппарата.

В составе налоговой функции Российского государства выделяют следующие подфункции: фискальную (изъятие у организаций и физических лиц денежных сумм в виде налогов); распределительную – инвестирование полученных от налогоплательщиков денежных сумм в производство, направление в сферу потребления и др.; контрольную, сводимую к контролю за налогообложением, взиманием налогов и правильных их распределением.

4. Политическая функция государства. По-видимому, все функции государства носят политический характер. Вместе с тем, ряд государственных органов и учреждений осуществляют политическую функцию наиболее отчетливо, в частности, в сфере обеспечения народовластия в стране. Имеется в виду прежде всего деятельность представительных (законодательных) органов, выбираемых народом и уполномоченных от имени народа осуществлять регулирование политических и иных отношений в стране. Назовем в этой связи и государственное обеспечение осуществления народом своей власти непосредственно, через референдум на федеральном, региональном или местном уровне.

5. Экологическая функция государства – направление деятельности государства по защите и улучшению окружающей среды. Эта функция включает два существенных элемента: 1) рациональное, бережное использование природных ресурсов, их улучшение; 2) охрана окружающей среды путем использования определенных мер (экономических, организационных, политических, правовых), направленных на сохранение ее качественного состояния.

Отношения, связанные с реализацией экологической функции государства регулируются системой федеральных нормативных правовых актов (законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов) и нормативных правовых актов субъектов Федерации. Заметим, каждая отрасль российского права, так или иначе, регулирует природоохранительную деятельность государства. Это конституционное право, административное право, уголовное право и др. Кстати, в действующем Уголовном кодексе РФ составы экологических преступлений предусмотрены специальной главой.

6. Функция поддержки развития учреждений культуры, науки и образования приобретает большое значение в современном российском обществе.

Развитие науки реализуется: созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и конкуренции (состязательности) различных научных школ; путем создания и поддержки научных институтов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т.д.

Развитие культуры обеспечивается государственной поддержкой ее различных направлений – литературы, искусства, музыки; финансирование сохранения историко-культурных памятников, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. Существенно то, что в современных условиях используются значительные государственные средства для совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации, средств воздействия на сознание и деятельность людей.

Развитие образования реализуется путем создания оптимальных условий для государственных и негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.

7. Правоохранительная функция. Она включает деятельность государства по следующим важнейшим направлениям:

1) охрана прав и свобод граждан; 2) охрана всех форм собственности;

3) обеспечение правопорядка.

Новое содержание данной функции состоит в следующем: а) согласно Конституции РФ, права и свободы граждан являются высшей ценностью; б) существенно то, что в настоящее время «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8 Конституции РФ). В этой связи должна последовательно осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от силовых структур требуется более тесное взаимодействие, принятие быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению преступных проявлений.

Внешние функции современного Российского государства. Это – основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей во внешней политике, в отношениях с другими государствами.

Основные внешние функции следующие:

— взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества;

— оборона страны от внешнего нападения;

— содействие по обеспечению международного мира;

— интеграция в мировую экономику.

Взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества. Эта разнообразная деятельность Российского государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических и других отношений, сочетающих интересы государства с общими интересами иных государств.

Функция государства по обороне страны от внешнего нападения. Функция обороны страны – комплексная, осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время данная функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником.

Функция содействия по обеспечению международного мира. Она связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших технологий.

Функция интеграции в мировую экономику. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире (производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и другие отношения).

Экономическая интеграция играет большую роль в установлении и сохранении стабильности отношений между государствами.

Интеграция основывается на следующих принципах:

— суверенитет государства над его природными ресурсами: оно свободно распоряжается ими;

— свобода выбора форм интеграционных связей;

— равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

В юридической литературе к внешним функциям современного Российского государства также относят: поддержание мирового порядка; борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркоманией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, энергетической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.

Внешние функции Российского государства

Внешние функции — это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.

Внешние функции государства призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Государство осуществляет следующие основные внешние функции:

1. Функция обороны

Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы — необходимый институт государства, создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”. Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

— службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий;

— служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств;

— полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

2. Функция захвата чужих территорий и сфер влияния

Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые — оборонительную.

3. Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка

В современных условиях у государства возникает новая функция, основанного на международном праве. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них — недопущение новой глобальной войны («холодной» или «горючей»). Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые. Российское государство должно положить конец порочной практике односторонних уступок. Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов. Современный мир нуждается в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в., и Россия способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи. В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.

4. Дипломатическая функция

Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо оттого, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения — это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества. Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира. Россия все увереннее занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами «восьмерки» с полновесным участием России.

5. Внешнеполитическая функция

Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

6. Внешнеэкономическая функция

Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

7. Правоохранительная функция

Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои прав. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ.

8. Социальная функция

Она выкристаллизовывается все более ярко. Социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и т. п.) и кончая гуманитарной помощью.

9. Экологическая функция

Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы, например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом.

10. Информационная функция

Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире. В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

11. Культурное сотрудничество

Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

12. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности

Осуществляется по таким проблемам, как обеспечение прочного мира, международной безопасности и мирового правопорядка, борьба с международным терроризмом, рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, проведение демографической политики, проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф и др., затрагивающим интересы всех народов.

13. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ

Эта новая основная функция возникла у Российского государства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей. Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР между народно-признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства. Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тенденции развития данной функции являются такие документы, как Договор о Союзе Беларуси и России и Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, Договор между Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

14. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами

В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в цепом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, а также с Индией, Китаем и другими государствами Азиатско-тихоокеанского и иных регионов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи. Внедрение России в мировую экономику привело к реконструкции всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами.

Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств. В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Следует отметить, что перечень внешних функций государства, приведенный в этой части является, как мне кажется, наиболее емким и кратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая, что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и требуется их выделение в отдельные функции.

Добавить комментарий